Церковноприходская школа и ее организация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Простой народ издавна всем своим образованием, какое только проникало в его среду, обязан был одному приходскому духовенству, которое оставалось главным, если не единственным, соединительным звеном между ним и образованными классами. Первые попытки к введению народного образования, весьма, впрочем, неудачные, видим при императрице Екатерине II, распорядившейся повсюду заводить для народа бесплатные общеобразовательные школы в тогдашнем культурном вкусе. Но народ отнесся к этим школам с недоверием и продолжал учить своих детей у прежних учителей, хотя и с платою. Возревновав за свои школы, правительство стало теснить старых учителей и закрывать их школы, но достигло этим совсем нежеланных результатов: старинный и привычный источник народного образования действительно ослабило, а своих казенных школ все-таки не подняло и народными не сделало.

В 1803 г. в указе "О введении наук в России" и в 1836 г. в указе об открытии народных школ при церквах и монастырях правительство снова заявило свое попечение об образовании народа, но пригласило на этот раз к содействию своему благому начинанию и духовенство. Дело пошло удачнее. Духовенство с сочувствием откликнулось на призыв и стало заводить приходские школы на свой собственный счет и в таком большом количестве, что совершенно спутало понятия всех, гордившихся своим просвещением, людей, которые привыкли толковать о невежестве, обскурантизме и своекорыстии "попов".

В последующее затем время обнаружилось, что самое сильное противодействие развитие народного образования встретило в крепостном праве. До уничтожения крепостного права народные школы держались только в селениях удельных и казенных крестьян, а в селениях помещичьих встречали непреоборимые препятствия. Единственными почти учителями в них были члены местных приходских причтов.

При императоре Александре II, в эпоху уничтожения крепостного права, среди духовенства снова поднялось необычайное просветительное движение. По почину Киевского митр. Исидора, обратившегося с призывом к духовенству на свой счет открывать школы для детей освобожденного от крепостной зависимости народа и учить в них, стали открываться целыми сотнями церковноприходские школы, сначала в Киевской, а затем и в других епархиях. Духовенство жертвовало на них и временем, и последними удобствами своих тесных жилищ, в которые собирало учащихся детей за неимением особых зданий для школ, и даже деньгами на покупку учебных принадлежностей и на другие школьные расходы. Вскоре открыто было свыше 20000 новых приходских школ исключительно одним духовенством.

В Министерстве народного просвещения поднялся вопрос о подчинении всех народных школ министерскому ведомству. В 1862 г. вышло распоряжение: приходские школы оставить в ведомстве духовенства, а министерству ведать школами, какие оно откроет само; но такое решение вопроса министерство не удовлетворило. Открывая свои школы, оно старалось присоединить церковно-приходские школы к своим. В этом помогали ему и его денежные средства, из которых оно помогало только тем приходским школам, которые присоединялись к министерским. Затем против школ духовенства встали вновь открытые земства, мечтавшие об устройстве народных школ по европейским образцам; приходские школы одна за другой были присоединяемы к числу земских, часто по желанию даже самого духовенства, которое видело в этом единственный способ доставить им хоть какую-нибудь материальную поддержку. Число подведомственных духовенству школ начало поэтому весьма быстро сокращаться.

Все это не могло не отозваться дурно на усердии к школьному делу и самого духовенства. В министерских и земских школах оно очутилось в зависимости от светских лиц, предпочитавших ему своих светских учителей, в обидном пренебрежении и без помощи. Многие земства не желали оплачивать даже законоучительский труд священников, ставя этот труд в число обязанностей самого пастырского звания. Живая связь между Церковью и народной школой видимо слабела. Сознание важности этой связи и необходимости для народного образования религиозных основ побудило правительство с 1882 г. снова обратиться к возвышению церковно-приходских школ. Вскоре вышло об этих школах новое положение, которое и положило начало новому периоду народно-религиозного образования. Приходские школы и школы грамотности отданы в полное ведение духовенства; для управления ими учреждены епархиальные и училищные советы, а при Св. Синоде центральный училищный совет. Число церковноприходских школ опять стало возрастать. Вскоре они покрыли густой сетью всю страну и в концу XIX столетия достигли цифры свыше 40000 школ и 1,5 миллиона учащихся детей обоего пола.

Известнейшие духовные писатели ХVIII в. и их ученые труды

СВ. ДМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ. В первое время, когда духовные школы только что заводились, вся духовная письменность, за немногими исключениями, была в руках киевских ученых. В Великороссии более всех из них пришелся по душе св. Димитрий Ростовский. Он был родом из киевских пределов, родился в 1651 г. в благочестивой семье казацкого сотника Саввы Туптала, учился в Киевской академии, в 18 лет постригся в Киеве в монашество и, поселившись в Чернигове, вскоре прославился как отличный народный проповедник; затем, по приглашениям, он служил проповедником в разных монастырях в Вильне, Слуцке и в Батурине. Потом он жил в самом Киеве, трудясь над составлением своих "Четьи-Миней". Это бессмертное произведение, стоившее ему 20 лет усиленного труда, доставило русскому благочестию неистощимый источник спасительного чтения, а автору дало такую всероссийскую известность, какой никто из церковных писателей не имел ни до, ни после него. Второе место в числе его произведений занимают его проповеди, отличающиеся благочестивой задушевностью и замечательно изящным и вместе народным церковно-славянским языком.

В 1701 г. Петром I вызван из Украины и назначен митрополитом в Ростов. Здесь вынужден был вести полемику с раскольниками. Написал против них "Розыск о брынскай вере". Писал и другие труды историко-богословского содержания. Известен также как духовный поэт (+1709 г.) (см. “Ж.М.П.”, 1947, 6; 1949, 1; 1955, 9).

СТЕФАН ЯВОРСКИЙ - был представителем старого латино-схоластического типа богослова киевской школы, учившихся по Фоме аквинату и Беллярмину. Люди реформы, "тронутые протестантским духом, даже прямо обвиняли его в наклонности к католичеству и в папежском духе. Полным выражением его богословского направления может служить его "Камень Веры" - сочинение вполне православное, но действительно не чуждое некоторых увлечений его латинскими образцами как во внешней форме, так и по некоторым оттенкам в самых взглядах на разные вопросы, например, на отношения между Церковью и государством, на пределы религиозной терпимости, на церковную обрядность, религиозные предания и сказания и т.п. Теми же увлечениями объясняется и самая горячность его полемики против протестантства. Даже его противораскольническое сочинение латинского богослова Мальвенды и далеко не подходило к нашим раскольническим толкам об антихристе.

В проповедях он является типичным представителем старого польско-киевского риторства, и только сильный природный талант выручал его от странных крайностей этой риторической школы. Современники говорят, что силой своего слова он мог заставить слушателей и плакать, и смеяться, но живого отношения к эпохе у него мало заметно.

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ, архиепископ Новгородский. Вся богословская полемика направлена преимущественно против католичества, имеется несколько трудов у него и против протестантских богословов.

Много писал по поручению самого царя. Так, кроме "Регламента", писал трактаты о начале патриаршества в Церкви; увещания к раскольникам; о браках с иноверцами; родословную князей и царей; "Первое учение отроком" (Букварь); "Повесть о Кирилле и Мефодие" и др.

Его киевские лекции по богословию, изложенные в семи больших трактатах, изданы были при Екатерине II. Очень много оставил трудов духовно-нравственного содержания и публицистического характера - о необходимости сношения с другими народами, уничтожении национальной замкнутости, пользе просвещения, вреде суеверий к т.п.

АРХИЕПИСКОП ФЕОФИЛАКТ ЛОПАТИНСКИЙ - киевский ученый, приехал в Москву в 1704 г. и был здесь ректором Московской академии. Выступал вместе с Стефаном Яворским против Феофана Прокоповича, обвиняя последнего в протестантстве. Издал "Камень веры", посла чего протестантские богословы принялись разбивать это сочинение. Тогда Феофилакт в защиту "Камня веры" написал "Апокрисис". Но с воцарением Анны Ивановны "Камень веры" немедленно был запрещен (запрещение это снято при Елизавете), а Феофилакт в 1738 г. попал в тайную канцелярию, измученный пытками, лишен сана и посажен в Выборгский замок.

СВ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ - сын дьячка Новгородской епархии.

Окончил Новгородскую семинарию. Из своего нищего и голодного детства вынес самое близкое знакомство с бытом народа и низшей братии. В своей архипастырской деятельности (был сперва епископом Воронежским, а затем удалился в Задонский монастырь) был самым народным иерархом. Его сочинение "Об истинном христианстве" в 6 частях является образцом высокого богословствования в простой, общедоступной форме. Таковы же его произведения: "Сокровище духовное от мира собираемое", увещания, письма и другие творения. Скончался святитель в 1783 г.

Высокопросвещенным богословом и выдающимся архипастырем конца ХVIII и начала XIX века является митр. ПЛАТОН (Левшин), сын бедного дьячка Московской области. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии в Москве. По окончании курса некоторое время был преподавателем. В 29 лет уже был архимандритом Троице-Сергиевой Лавры, а через 20 лет - митрополитом Московским.

Отличался изумительным красноречием еще в академии. Уже в это время своими катихизическими беседами он приобрел себе славу второго Златоуста и московского апостола. С течением времени его ораторские дарования развились в большой степени, и он сделался славою екатерининского века. Проповеди Платона отличались глубоким жизненным интересом: в них он обличал рабское подражание русских всему иностранному, презрение ко всему отечественному, обычай отдавать детей на воспитание иностранцам. Проповеди его производили потрясающее впечатление на слушателей. Сделавшись законоучителем наследника престола Павла Петровича и придворным проповедником, Платон встречался при дворе со многими европейскими знаменитостями того времени, и они с восторгом отзывались о нем. О Платоне как ораторе говорили за границей.

В своей деятельности митр. Платон известен и как противник масонства и вредных западных влияний. Много потрудился он в борьбе с расколом, многие раскольники благодаря его разумной деятельности возвратились в лоно Церкви. Митр. Платон написал "Устав о единоверии", "Церковную русскую историю", "Катехизис" и другие труды. Скончался в 1812 г.

Известнейшие представители богословской науки и проповедничества XIX столетия

ЕВГЕНИЙ (БОЛХОВИТИНОВ), митрополит Киевский и Галицкий (1767-1837). Ученый историк и археолог. Известнейшим его трудом является "История российской иерархии" в 6 частях - необходимая справочная книга, давшая прочное основание последующим трудам по церковной истории. Евгений до конца жизни занимался своими археологическими и историческими работами, посвящая свои труды преимущественно собиранию материалов, разработке первоисточников и всякого рода каталогизации. Во всех епархиях, где он служил - в Новгороде, Вологде, Пскове, Киеве - везде он изучал местные архивы, собирал сведения об иерархах, монастырях, святынях и составлял обо всем заметки, каталоги и цельные исследования. Так явились его "Разговоры о древностях Новгорода", "Описание Киево-Софийского собора и Киево-Печерской лавры" и другие. Осталось от него более 150 проповедей.

ФИЛАРЕТ (ДРОЗДОВ), митрополит Московский (1783-1867). Известный проповедник и глубокий богослов. Более полувека удерживал за собою это первенство богословского и проповеднического авторитета. После учебных преобразований, в должности ректора академии и члена Комиссии духовных училищ, он был одним из главных руководителей духовного образования. Из академических трудов его получили классическое значение его толкование на 67 псалом, "Записки на книгу Бытия" и "Начертание библейской истории". Из последующих трудов известен его Катихизис, на котором воспитывались в религии все молодые поколения русских людей с 1820-х годов.

ИННОКЕНТИЙ (БОРИСОВ), архиепископ Херсонский (+1857), воспитанник Киевской академии, знаменитый богослов и проповедник. Его проповеди отличаются чистым и живым языком, картинностью изображения и глубиной религиозного чувства. Этими качествами они производили неотразимое впечатление на ум и сердце слушателей. Особенный эффект сообщала им импровизаторская способность проповедника, которой он владел в совершенстве. Он обыкновенно произносил свои проповеди без тетрадки. Силою своего ораторского таланта он поднял и ободрял унылый дух одесской паствы, когда Одесса в Крымскую войну подверглась бомбардировке неприятельского флота, поднял дух защитников Севастополя, явившись среди них со своим пастырским словом. По силе красноречия Иннокентий сравнивается с Филаретом Дроздовым.

Написал много трудов, которые изданы в одиннадцати томах. Важнейшими из них являются: "Последние дни земной жизни Иисуса Христа", "Жизнь ап. Павла", "Историческое обозрение богослужебных книг", "О начале христианства в Польше" и другие.

МАКАРИЙ (БУЛГАКОВ), митрополит Московский (1816-1882), воспитанник Киевской академии. Родился в семье бедного священника Курской губернии. Отец его скоро умер, и мальчик рос без всякого ухода и был на вид болезненный и хилый. Мать, оставшаяся без всяких средств, поместила его в духовное училище на казенный счет. В училище он учился очень слабо, но мало-помалу здоровье его стало улучшаться, и будущий святитель стал одним из первых учеников. Успешно окончив семинарию, а затем академию, Макарий был оставлен при академии преподавателем церковной и гражданской истории. Через два года после окончания академии за труд "История Киевской академии" удостоен был звания магистра, а спустя еще четыре года (в 1847 г.), будучи профессором академии, за сочинение "Введение в православное богословие" получил степень доктора богословия. Затем он был хиротонисан во епископа и назначен ректором Петербургской академии. Впоследствии Макарий занимал кафедры: Тамбовскую, Харьковскую, Литовско-Виленскую, и, наконец, вступил на Московскую митрополичью кафедру.

Литературная деятельность митр. Макария весьма обширна. Во время ректорства в С.Петербургской академии написал "Православное догматическое богословие" в 5 томах. Оставил митр. Макарий также большой труд "История Русской Церкви" в 12 томах, которая доведена до патр. Никона, и другие сочинения.

ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ), воспитанник Московской академии, архиепископ Черниговский, тоже начал с "Опыта православного догматического богословия", потом написал несколько сочинений по истории, такие, как "История Русской Церкви" в 5 книгах, "Историческое зрение об отцах Церкви" в 3 частях и другие.

ФЕОФАН (ГОВОРОВ), епископ Тамбовский, сын священника Орловской губернии, родился в 1815 г., высшее образование получил в Киевской академии и еще до окончания курса принял монашество. Впоследствии назначен был на епископскую кафедру в Тамбов, но вскоре оставил кафедру и удалился в Тамбовскую Вышенскую пустынь. В этой пустыни он прожил 28 лет в полном уединении и непрерывных трудах. В первые шесть лет он ходил ко всем службам в монастырскую церковь, а в праздники принимал участив в богослужении. Но с 1872 года он прекратил всякое сношение с людьми, кроме настоятеля и своего духовника. В комнатах у себя он построил собственными трудами церковь, в которой и совершал один каждый день богослужение.

Питался он столько, чтобы только поддерживать физические силы. Яйцо и стакан молока составляли его дневную пищу в скоромные дни. Жил он при самой скромной обстановке. Единственным богатством его была богатая коллекция книг на русском, славянском, греческом, французском, немецком и английском языках.

Но и в полном уединении от мира и людей великий подвижник был великим учителем благочестия для людей. К нему со своими духовными запросами и недоумениями обращались целые массы его почитателей. Он ежедневно получал от 20 до 40 писем, и никого не оставлял без своего совета и руководства. Письма святителя дышат отзывчивостью чувства, глубиною мысли, простотою и задушевностью; он написал много трудов по христианской аскетике и толкованию Свящ. Писания. + 1894.

Кроме иерархов, много потрудились на пользу русской богословской науки и представители белого духовенства, такие, как:

Прот. ГЕРАСИМ ПАВСКИЙ, воспитанник Петербургской академии. Сын бедного священника, очень даровитый от природы. Павский до десятилетнего возраста учился только по Псалтири и Часослову; потом отец отдал его в духовную семинарию, после которой, преодолевая все трудности, он окончил академию со степенью магистра. Известен как филолог, экзегет, глубокий знаток греческого и еврейского языков. Написал знаменитое сочинение "Филологические наблюдения над составом русского языка". Он издал также классическую еврейскую грамматику. +1863.

Выдающимся церковным ученым является проф. Московской академии ФЕОДОР ГОЛУБИНСКИЙ - философ-богослов.

Эпоху подлинной церковно-исторической науки в Русской Церкви открывает известный ученый, ректор Московской академии, профессор прот. А.В. ГОРСКИЙ (+ 1875). Не принимая монашества, он вел монашеский образ жизни. В 1860 г. принял сан, будучи холостяком. Он преподавал древнюю церковную историю 30 лет. Его уче ная эрудиция изумляла всех, он получил даже название ходячей эн циклопедии.

Непревзойденным историком является и БОЛОТОВ В.В. (см. "Ж.М.П.", 1954, 1) (+1900), проф. Петербургской академии. Этот человек представлял из себя редкое сочетание глубокого ученого, могучего ума, блестящей памяти, знатока классических, европейских и восточных (включая абиссинский) языков.

Умер от физического истощения в полном разгаре ученой деятельности (на 46 году жизни). После его смерти проф. Бриллиантовым издан был курс его лекций по древней церковной истории в 4-х томах, доведенный до разделения Церквей.

Известным не только у нас, но и на Западе, является проф. Московского университета и Московской духовной академии А.П. ЛЕБЕДЕВ (+1910), написавший капитальный труд - "История вселенских соборов IV-VIII вв.".

"Историю догматических движений" написал тоже профессор Московской академии А.А. СПАССКИЙ (+1910).

По истории Русской Церкви известен труд ЕВГЕНИЯ ГОЛУБИНСКОГО - доведен до И. Грозного. Особенностью Е. Голубинского является его разрушительный скептицизм, с которым он оценивает достоверность церковно-исторического предания, записанного в летописях и других древних источниках. Голубинский начисто отрицает многие общепризнанные факты древнего периода истории Русской Церкви. Голубинскому принадлежит и "Краткий очерк по истории славянских церквей".

Как учебное руководство получили значение книги П. ЗНАМЕНСКОГО - по истории Русской Церкви; Е. СМИРНОВА - по истории древней Церкви; Е. СОЛЯРСКОГО - Руководство по нравственному богословию; ДМИТРИЕВСКОГО - Изъяснение литургии. Известность приобрели историки И. ЧЕЛЬЦОВ, М. КОЯЛОВИЧ, И. ЧИСТОВИЧ и другие.

История исправления славянской Библии и издание ее в 1751 г.

Самой важной из богословских работ первой половины ХVIII в. было исправление Библии, существовавшей все это время в неисправном издании 1663 г. и сделавшейся такой библиографической редкостью, что, например, на Украине, по словам святителя Димитрия Ростовского, ее трудно было найти даже по церквам.

Первая мысль о новом исправленном издании ее принадлежала Иову Новгородскому, который собирался заняться им при своей семинарии; но указом 1712 г. Петр поручил это дело Феофилакту Лопатинскому и Софронию Лихуду со справщиками печатного двора, под наблюдением местоблюстителя Стефана. Исправления указано делать по тексту LXХ.

Исправители трудились добросовестно, но, кроме текста LXХ, принимали во внимание и другие тексты - греческий, еврейский и латинский по толковой Полиглоте, грамматические поправки вносили в сам текст, а более важные отступления от старого текста вписывали в особый реестр. Работу свою они закончили к 1720 г., потом снова ее пересматривали до 1723 г., когда последовало распоряжение Св. Синода о ее печатании. Но печатание это замедлилось из-за разных типографских препятствий, потом из-за смерти Петра и вовсе было оставлено. Уже через 10 лет, в 1735 г., по докладу Феофана Св. Синод снова поднял это дело, когда Феофилакт был уже под судом. Положено было печатание Библии перевести из московской типографии в Невский монастырь под смотрение Феофана, печатать Библию не по исправленному тексту, а по старому, отмечая поправки под строкой, и, по настоянию Феофана, предварительно пересмотреть всю работу Феофилакта и Софрония, так как они делали свои исправления вопреки указу не по одному тексту LXX, но и по другим, не вошедшим в церковное употребленив (Акилы, Феодотиона, Симмаха, Вульгаты).

Таким образом, дело прежних исправителей было порушено и велено было переделывать его снова. Во главе новых исправлений Библии поставлен невский архимандрит Стефан Калиновский, который ревностно принялся за работу, сдавая листы новой Библии по мере их исправления на печатный станок. К половине 1738 г. печатание дошло до кн. Товита и затем остановилось. Книга эта оказалась на славянском языке переведенною с Вульгаты, в которую "смотреть" было не велено, а дальше следовали и такие книги, которых в греческом тексте LХХ вовсе нет; кроме того, печатание исправлений под строкой, за их множеством, совсем запутало и смутило наборщиков, могло впереди спутать и читателей Библии. Архим. Стефан писал одно за другим донесения в Синод о том, как ему быть. В Синоде тоже пришли в затруднение и отмалчивались. Архимандрит Стефан так и не дождался ответа, а вскоре посвящен был в епископа Псковского и отстал от работы по исправлению Библии. В начале 1741 г. Св. Синод решил где нужно поправить текст Библии по Вульгате, а печатание Библии перенести опять в Москву, поближе к академии; печатать ее в два столбца - в одном по старому, в другом па исправленному тексту; все напечатанное раньше оставить. Это был уже третий план издания Библии, но и он оказался после неудобным по громоздкости издания в два столбца. В Москве работа исправления была закончена, и Св. Синод приступил к рассмотрению ее для печати. Имп. Елизавета торопила Синод, в 1744 г. в великом посте заставляла членов собираться для чтения исправленной Библии дважды в день, хотела даже для скорости издать ее по готовым уже исправлениям Феофилакта; но дело за другими занятиями Синода подвигалось медленно, и вместо

Св. Синода пришлось поручить его особой комиссии только под наблюдением Синода. За недостатком людей не скоро составилась и эта комиссия. До 1747 г. работал над Библией только один знающий человек, учитель Московской академии иером. Иаков Блонницкий. Наконец, в этом году решено было вызвать на помощь ему двух учителей из киевской академии, где священная филология находилась тогда в цветущем состоянии, которым и суждено было закончить многолетнюю и сложную работу.

Блонницкий работал с ними только до 1748 г. В общем плане они ближе всех прежних комиссий сошлись с первой комиссией Феофилакта; стараясь держаться ближе к старому славянскому тексту, они принимали в расчёт, кроме текста LХХ, и другие тексты греческие, латинский и еврейский, по которым составлен старый славянский перевод, вновь перевели с греческого книги Товита и Иудифь, 3 Ездры исправили по Вульгате, сделали много новых исправлений, перечислили все исправления в особой рукописи и отчасти в предисловии к Библии с историей всего исправления и снабдили свой труд краткими изложениями содержания каждой библейской книги.

Наконец, в 1751 г. новая Библия была напечатана по одному только исправленному тексту и пущена в продажу. Нужда в ней так была велика, что за первым изданием скоро понадобились другие.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 209.