Новые приближенные царя - Феодосий и Феофан; составление Духовного регламента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В Новгородской епархии царь заметил хутынского архимандрита ФЕОДОСИЯ ЯНОВСКОГО, родом шляхтича. Во время гонения на черкас он уехал из Москвы в Новгород к митрополиту Иову, который тогда собирал около себя ученых людей для просвещения своей епархии и принял пришельца очень милостиво, сделав его у себя одним из первенствующих архимандритов. Это был светский, развязный и весьма либеральный монах и понравился царю с первой же встречи. В 1712 году Петр сделал его Александро-Невским архимандритом, правителем духовных дел в Петербургской области и доверенным своим человеком по духовной части. Царь не обращал внимания на его светскую жизнь, которая производила соблазн в народе и духовенстве, видел в нем только умного человека, умевшего приспособиться к требованиям времени, борца против суеверий и раскола и удобного помощника в церковных реформах. В 1716 году митрополит Иов скончался, и на место его в 1721 году царь указал посвятить Феодосия.

В 1716 году был вызван в Петербург другой, еще более образованный монах из Киева, Феофан ПРОКОПОВИЧ (см. "Ж.М.П.", 1946, 3-4). Еще в Киевской академии он отличался необыкновенной даровитостью, любовью к наукам, многознанием и живостью характера. Из Киева он отправился учиться за границу, где, отрекшись, конечно, от православия, учился во Львове, Кракове и Риме.

Иезуитское воспитание не только не увлекло его на сторону латинства, но возбудило в его душе полное отвращение и от схоластики, и от иезуитов, и от всей системы католичества. В 1704 году, воротясь в Киев и снова присоединившись к православию, он поступил на службу в академию и постепенно проходил в ней должности учителя, префекта и ректора.

В 1706 году Петр I при посещении Киева в первый раз слышал его приветственное слово и заметил его. В 1709 году Прокопович опять приветствовал Петра с Полтавской победой; в слове его были прославлены победы царя над шведами, не забыта была и простреленная в бою шляпа Петра, вставлено ловкое сравнение Полтавской битвы (в день преподобного Сампсона 27 июня) с победой Самсона над львом (герб Швеции). Петр никогда еще не слыхал такой живой и современной проповеди; карьера Феофана была после этого упрочена.

Вызванный в 1716 г. в Петербург, он постоянно говорил здесь проповеди, в которых пояснял слушателям современные события и преобразовательные планы Петра, и вошел в еще большее доверив к царю, чем Феодосий. Понятно, что он сделался после этого первым кандидатом на архиерейство. В 1718 году Феофан был поставлен епископом во Псков и сделался правой рукой Петра во всех церковных реформах. В то время как местоблюститель вместе с великорусскими иерархами сетовал об уничтожении патриаршества, Феофан по поручению царя писал "Регламент" для духовной коллегии.

Составление Духовного Регламента закончено было к 1720 году, после чего он целый год рассматривался Сенатом, архиереями, архимандритами и самим государем. Он заключал в себе изложение всех важнейших пунктов церковной реформы, разделяясь на три части: 1) причины замены патриаршего управления синодальным; 2) дела, подлежавшие Синоду; 3) состав и права членов Синода.

Характер его изложения весь проникнут духом современной борьбы, реформы с противодействовавшими ей предубеждениями и явлениями и потому отличается обличительным направлением, тенденциозностью, даже страстностью. О причинах новой реформы церковного управления в нем говорится, что коллегиальное управление, в сравнении с единоличным, может решать дела скорее и беспристрастнее, менее боится сильных персон и, как соборное, имеет больше авторитета; с другой стороны, менее опасно для государства, ибо простые люди, не зная различия между духовной и самодержавной властью и удивляемые славой и честью патриарха, считают его вторым государем, и если случится между патриархом и царем разногласие, то скорее пристанут к первому. Большие отделы посвящены распоряжениям об усилении в народе и духовенстве религиозного образования - об издании для народа катихизических книжек, о заведении при архиерейских домах духовных школ, об усилении церковной проповеди. В 1722 году вышло в таком же роде "Прибавление к Регламенту", содержавшее правила относительно белого духовенства и монашества.

Учреждение Святейшего Синода, его состав и права

14 февраля 1721 года последовало торжественное открытие духовной коллегии под именем Святейшего Правительствующего Синода, а в 1723 году Синод был утвержден всеми восточными патриархами, которые признали за ним все патриаршие права и именовали его в грамоте своим во Христе братом. Он состоял из президента (Стефан Яворский), двух вице-президентов (Феодосий и Феофан), четырех советников и четырех ассессоров из представителей монашествующего и белого духовенства. В решении дел все они, не исключая и президента, голоса имели равные. Президент Стефан был, впрочем, совсем затерт в Синоде сильными вице-президентами и до конца жизни не мог примириться с новой формой церковного управления. После его смерти (+1722 г.) Петр не назначил нового президента, и должность эта упразднилась.

Главным деятелем в Синоде был Феофан - правая рука и послушное перо царя. Преобладание в составе Синода членов из украинцев и притом сравнительно молодых по службе крайне не нравилось великорусским иерархам.

Положение Синода в общем составе государственной администрации было сравнено с положением Сената. Они сравнены были во всех правах и оба непосредственно подчинены самому царю. Представителем государя в Сенате был генерал-прокурор, а в Синоде - обер-прокурор.

В области церковного управления Святейший Синод получил "силу и власть патриаршую". На этом основании ему принадлежала в Церкви власть законодательная, судебная и административная. Духовные лица подлежали его суду, "доколе не дойдут до гражданского суда"; по делам тяжебным, уголовным и политическим они наряду со всеми подвергались прямо светскому суду подлежащих коллегий.

Но зато ведомство церковного суда снова было расширено с другой стороны вследствие возвращения в руки духовенства управления церковными вотчинами. Монастырский проказ из ведомства Сената был передан в ведомство Синода и образовал при нем нечто в роде экономического отделения. Явились при Синоде и другие учреждения. Так как члены его имели главное пребывание в Петербурге, то в Москве была заведена особая СИНОДАЛЬНАЯ КОНТОРА с высшей властью.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 185.