а) новизна
б) инновация
в) обновление
г) инновационный процесс
2. В качестве источников идей для инноваций могут выступать:
а) передовой педагогический опыт
б) зарубежный опыт
в) исполнение поручений органов управления образованием
г) распоряжения администрации школы
3. Критериями педагогических инноваций являются:
а) оптимальность
б) тиражируемость
в) затратность
г) возможность творческого применения в массовом опыте
д) результативность
4. К этапам инновационной деятельности не относятся:
а) рекомендация органов управления образованием;
б) ограниченная или массовая реализация;
в) полное освоение;
г) решение методического совета учителей-предметников;
д) обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи.
5. Новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики относятся к _____________ инновациям:
а) юридическим
б) практическим
в) теоретическим
г) экономическим
6. Освоение новых форм и методов труда, новшества, предполагающие изменение соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц (вопросы комплектования классов и групп, способов работы в классах и т.д.) относятся к __________ инновациям:
а) экономическим
б) управленческим
в) юридическим
г) организационным
7. По характеру вклада в науку и практику инновации подразделяются на:
а) юридические
б) практические
в) социальные
г) теоретические
8. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на:
а) внутренние
б) ресурсные
в) локальные
г) системные
д) комплексные
9. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое – это:
а) новизна
б) инновация
в) обновление
г) реставрация
10. К педагогическим инновациям не относятся изменения:
а) в структуре системы образования
б) во внутренней организации деятельности школы
в) общественного положения образования
г) методов обучения
д) в оборудовании учебных заведений
11. Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает:
а) дополнительное финансирование;
б) включение учителей в процесс создания, освоения и использования новшеств;
в) создание в школе определенной инновационной среды;
г) дополнительных мер контроля.
12. Соотнесите типы учителей (по Э.М. Роджерсу) по отношению к инновациям и их характеристики:
а) колеблющиеся
б) предварительное большинство
в) позднее большинство
1) проявляют скепсис, осваивают новшества в ре- зультате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды;
2) осваивают новшество после ранних рационализаторов, свободно общаются с ними и с новаторами; им требуется более значительное время для внедрения новшества;
3) ориентируются на традиционные ценности, осваивают новшества последними сомневаются в новаторах и инициаторах нововведений, являются тормозом в распространении новшества.
Ответ: а)______________, б)______________, в)______________
13. К барьерам педагогического творчества не относятся:
а) недостаток материальных средств;
б) недостаточность организационно-педагогической готовности к творческому труду;
в) отсутствие указаний со стороны органов управления образованием.
г) инерция мышления.
14. Среди этапов процесса организации творческого поиска различают:
а) моделирование
б) подготовительный
в) исследовательский
г) промежуточный
д) завершающий
15. Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов – это:
а) педагогическая деятельность
б) педагогическое мастерство
в) творчество
г) новаторство
16. Характерными для творческой личности качествами (по А.Маслоу и К.Роджерсу) являются:
а) стремление к самореализации;
б) принятие себя, других и мира в целом такими, какими они есть на самом деле;
в) высокий уровень профессиональных знаний;
г) оптимизм;
д) открытость новому опыту.
17. К особенностям педагогического творчества не принадлежат:
а) зависимость проявления творческого потенциала от методического и технического оснащения образовательного процесса;
б) отсроченность результатов творческих поисков педагогов;
в) зависимость творческого потенциала от мнения руководителя образовательного учреждения;
г) зависимость творческого потенциала от мнения родителей.
18. К субъективным условиям развития педагогического творчества относятся:
а) положительный эмоциональный психологический климат в коллективе
б) высокий уровень общекультурной подготовки учителя
в) материально-техническая оснащенность педагогического процесса
г) педагогический опыт и интуиция
д) умение принимать оперативные решения нетипичных ситуациях
19. Прямое или косвенное воздействие субъектов друг на друга в педагогическом процессе, порождающее их взаимную связь носит название педагогического __________:
а) воздействия
б) взаимодействия
в) общения
г) влияния
20. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
а) личностная сторона педагогического взаимодействия
б) функционально ролевая сторона педагогического взаимодействия
1) в большей степени затрагивает мотивационно-смысловую сферу учащихся;
2) направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся.
Ответ: а)______________, б)______________, в)______________
21. Личностно-развивающие стратегии педагогического взаимодействия подразумевают:
а) опору на контролируемые и опережающие средства;
б) использование каждого ученика как образца для подражания в каком-нибудь виде деятельности;
в) утверждением статусно-ролевых позиций;
г) установлением эмоционального контакта в отношениях.
22. При ________ стиле руководства учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам:
а) демократическом
б) авторитарном
в) попустительском
г) либеральном
23. Ученик рассматривается как равноправный партнер при______стиле педагогической деятельности:
а) попустительском
б) либеральном
в) демократическом
г) авторитарном
24. 0сновными признаками понятий «эмпатия», «толерантность», «рефлексия» являются:
а) способность к творчеству
б) умение общаться
в) способность к сочувствию
г) терпимость к чужому мнению
д) умение анализировать свои действия
25. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
а) учебно-дисциплинарная модель педагогического взаимодействия
б) модель педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных связей;
в) модель педагогического взаимодействия на основе объект-субъектных связей.
1) в качестве субъекта выступает обучаемый, а педагогу отводится пассивная роль;
2) главное действующее лицо – педагог, выполняющий роль носителя общественного заказа, целей и программ обучения и воспитания;
3) построена на личностно-ориентированных технологиях обучения.
Ответ: а)______________, б)______________, в)______________
Вариант 2
1. Педагогическими инновациями являются изменения в:
а) сроках обучения
б) методах обучения
в) оборудовании учебных заведений
г) отношениях «учитель-ученик»
д) содержании образования
2. Инновации являются результатом:
а) научного поиска
б) передового поиска отдельных учителей
в) непроизвольно полученные при развитии учреждения
г) исполнения поручения органов управления образованием
передового поиска педагогических коллективов
3. К этапам инновационной деятельности относятся:
а) рекомендация органов управления образованием;
б) ограниченная или массовая реализация;
в) полное освоение;
г) решение методического совета учителей-предметников;
д) обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи.
4. Критериями педагогических инноваций не являются:
а) оптимальность
б) тиражируемость
в) затратность
г) возможность творческого применения в массовом опыте
д) новизна
5. Новые концепции, подходы, гипотезы, направления и закономерности, полученные в результате научно-исследовательской деятельности и положенные в основу инновационных процессов относятся к ____________инновациям:
а) юридическим
б) практическим
в) теоретическим
г) социальным
6. Нововведения, проявляющиеся в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и повышение квалификации работников; системы социально-профессиональной адаптации, системы вознаграждения и оценки результатов труда – это _______________ инновации:
а) социальные
б) управленческие
в) экономические
г) организационные
7. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
а) инновации на уровне дополнения
б) инновации на уровне преобразования
в) инновации на уровне конкретизации
1) конкретизируют отдельные теоретические и практические положения, касающиеся обучения и воспитания;
2) расширяют известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании;
3) характеризуются принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории.
Ответ: а)______________, б)______________, в)______________
8. В зависимости от специфики и места использования различают инновации:
а) технологические
б) практические
в) социальные
г) теоретические
д) юридические
9. Наиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования охватывающий процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования и переподготовки кадров – это _____________ инновации:
а) экономическим
б) управленческим
в) методические
г) организационным
10. Введение новшества, суть которого заключается в комплексном процессе создания, распространения и использования новшества как нового практического средства для удовлетворения потребностей человека, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов – это:
а) новшество
б) инновация
в) обновление
г) реставрация
11. Комплексная деятельность по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств – это:
а) новшество
б) инновация
в) обновление
г) инновационный процесс
12. Соотнесите типы учителей по отношению к инновациям и их характеристики:
а) позднее большинство
б) ранние рационализаторы
в) новаторы
1) отличаются авантюрным духом, поглощением новшествами, открытостью к новому, ориентированы космополитически;
2) проявляют скепсис, осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды;
3) следуют за новаторами, информаторы и советники.
Ответ: а)______________, б)______________, в)______________
13. К барьерам педагогического творчества относятся:
а) инерция мышления;
б) узость мышления;
в) недостаток материальных средств;
г) недостаточность организационно-педагогической готовности к творческому труду;
д) отсутствие указаний со стороны органов управления образованием.
14. Этапами процесса организации творческого поиска не являются:
а) моделирование
б) подготовительный
в) исследовательский
г) проектирование
д) завершающий
15. Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью – это:
а) педагогическая деятельность
б) педагогическое мастерство
в) творчество
г) новаторство
16. Чтобы свести к минимуму негативное влияние барьеров творчества, реализовать творческий потенциал личности и выразить свою индивидуальность, преподавателю нужно овладеть:
а) научной организацией труда
б) знаниями о специфике педагогической профессии
в) технологией педагогического творчества
г) технологией решения изобретательских задач
17. Особенностями педагогического творчества являются:
а) зависимость творческого потенциала от мнения руководителя образовательного учреждения;
б) зависимость творческого потенциала от мнения родителей;
в) зависимость проявления творческого потенциала от методического и технического оснащения образовательного процесса;
г) отсроченность результатов творческих поисков педагогов.
18. К объективным условиям развития педагогического творчества относятся:
а) высокий уровень общекультурной подготовки учителя
б) положительный эмоциональный психологический климат в коллективе
в) материально-техническая оснащенность педагогического процесса
г) педагогический опыт и интуиция
д) наличие адекватных средств обучения и воспитания
19. Социально-нормативные формы взаимодействия педагогов и учащихся – это:
а) педагогическое воздействие
б) педагогическое взаимодействие
в) педагогическая деятельность
г) педагогическое общение
20. В педагогическом взаимодействии различают стороны:
а) функционально-ролевую
б) организационную
в) управленческую
г) личностную
21. Личностно - тормозящая стратегия педагогического взаимодействия подразумевает:
а) требовательность как основу всех применяемых методов воздействия;
б) отношение к ученику как к субъекту собственного развития;
в) установление субъект-субъектных отношений;
г) ориентацию на развитие и саморазвитие личности учащегося
22. Учитель, стремящийся к равноправному взаимодействию с воспитанниками и признающий их право на совместное мнение, имеет стиль педагогической деятельности:
а) демократический
б) конструктивный
в) авторитарный
г) либеральный
23. Приоритет общечеловеческих ценностей в отношениях учащихся между собой и с педагогами декларирует принцип:
а) эмпатии
б) терпимости
в) толерантности
г) гуманизации
24. В группу педагогических воздействий на ученика (по А.К. Марковой) не входят:
а) выбор и применение методов форм, средств воздействия и их комбинаций;
б) отбор, переработка и передача учителем содержания учебного материала;
в) изучение наличных возможностей учащихся и новых условий их психического воздействия;
г) умение работать с содержанием учебного материала.
25. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
а) учебно-дисциплинарная модель педагогического взаимодействия
б) модель педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных связей;
в) модель педагогического взаимодействия на основе объект-субъектных связей.
1) построена на личностно-ориентированых технологиях обучения;
2) главное действующее лицо – педагог, выполняющий роль носителя общественного заказа, целей и программ обучения и воспитания;
2) в качестве субъекта выступает обучаемый, а педагогу отводится пассивная роль.
Ответ: а)______________, б)______________, в)______________
ТЕЗАУРУС
Барьеры педагогического творчества: инерция мышления, по-другому вязкость мышления; узость мышления, выражающаяся в его функциональной ограниченности, когда использование знаний происходит лишь в установленных мыслительных пределах. Выделяют также внугриличностные барьеры творческого самовыражения педагога: личностные обоснования педагогом собственных педагогических действий или уклонение от них: «это у меня уже есть «это у меня не получится», «это не решает моей главной проблемы», «здесь не все равноценно».
Валеологическое образование и воспитание - воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе В. о. и в. лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и медицинских знаний.
Валеология школьная - отрасль науки, имеющая своей целью исследование системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей.
Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающее их взаимную связь.
Взаимодействие педагогическое - личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.
Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.
Внутришкольная инновационная обстановка - совокупность значимых нововведений в школе, оказывающих положительное или отрицательное влияние на перестройку управления в школе.
Диагноз педагогический - определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении.
Задача педагогическая - осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
Классификации педагогических задач:
- по временному признаку – стратегические, тактические, оперативные;
- в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе - дидактические, воспитательные;
- в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические.
Здоровье – процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни;
Здоровье физическое – 1) состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; 2) это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение).
Здоровье социальное – 1) мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру; 2) моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (педагогическое определение).
Здоровье нравственное - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.
Здоровье психическое – 1)это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновешивать себя с окружающей средой; 2) высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение).
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать: 1) как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века; 2) как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья; 3) как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Импровизация – неожиданное создание чего – то нового.
Импровизация педагогическая - нахождение учителем неожиданного педагогического решения в ходе уроки или общения и практически мгновенное его воплощение.
Инновация (нововведение): 1) целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое; 2) конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Минимальное условие для учета в качестве инновации состоит в том, что продукт или процесс должен быть новым (или значительно усовершенствованным) для фирмы (он необязательно должен быть новым для всего мира).
Инноваций типы:
-внедрение нового продукта или качественного изменения в существующем продукте;
- процессная инновация, новая для отрасли;
- открытие нового рынка;
- разработка новых источников поставки сырья;
- изменения в хозяйственной организации.
Инновационное обучение - нетрадиционное представление учебного процесса или обучение по новым моделям.
Инновационность обучения - характеристика обучения, относящаяся не только к дидактическому построению занятий, но и к его социально значимым результатам.
Инновационный процесс – процесс возникновения, разработки и реализации нововведения, обеспечивающий переход объекта из одного состояния в другое.
Инновационного процесса этапы:
1-й этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества;
2-й этап изобретения, т.е. создания новшества;
3-й этап практического применения новшества.
Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Инновационная деятельность - создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений. Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
1)научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
2)проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
3)образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
Информационные технологии – процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.
Источники инноваций: наука, политика, производство, экономика и др.
Карьера – это процесс смены социальной позиции субъекта в профессионально-должностной структуре; это – продвижение, перемена социальных ролей, через которое человек добивается повышения своего престижа.
Компьютерные технологии – то же, что и информационные технологии.
Концепция - форма, посредством которой излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Назначение концепции – изложить теорию в конструктивной, прикладной форме.
Коммуникация – передача информации другому человеку или группе лиц.
Конструирование педагогическое - создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации педагогического процесса.
Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Методология педагогики - исходящая из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Модель (от лат. modulus — мера, образец, норма) — это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления).
Моделирование педагогическое - построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем.
Мультимедиа-технология – совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств.
Новое – это впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.
Новшество – это новое явление, открытие, идея, обычай, метод и т.д., в виде оформленного результата исследований, разработок или экспериментальных работ по повышению эффективности какой - либо сферы деятельности.
Образовательная технология - система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Педагогическая ситуация - 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в пед. процессе; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.
Педагогических ситуаций виды (основные): 1) ситуация деятельности возникает по поводу выполнения учащимся учебных заданий; 2) ситуация поведения (поступков) возникает как следствие нарушения учащимся правил поведения в школе, дома, в общественном месте; 3) ситуация отношений возникает в сфере эмоционально-личностных отношений между преподавателем и учащимся или между учащимися.
Педагогическая технология - это: 1) строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; 2) последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач; 3) планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; 3) новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
Педагогические нововведения (инновации) – целенаправленное изменение, которое вносит в деятельность образовательного учреждения новые, относительно стабильные элементы, эффективно влияющие на его развитие и функционирование.
Педагогических инноваций классификации:
- по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие;
- по характеру вносимых изменений - радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы);
- по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций), системные (полная реконструкция системы целого);
- по масштабу использования – единичные и диффузные;
- по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (внутри образовательной системы).
Содержание педагогической "инновации'':
- научно-теоретическое знание определенной новизны (В.М.Полонский);
- новые эффективные образовательные технологии (В.Л.Беспалько, В.В.Сериков);
- выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению (Н.Л.Гузик).
Педагогическое творчество – выработка и воплощение учителя в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений.
Моральное творчество – это деятельность в сфере морально-этических отношений обучающихся и преподавателей с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый результат. Оно необходимо, прежде всего, при проектировании педагогических ситуаций.
Дидактическое творчество – это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения обучающимися.
Технологическое творчество – это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляется поиск и создание новых педагогических систем, процессов и ситуаций, способствующих повышению результативности обучения и воспитания обучающихся. Это самый сложный вид творчества. Он охватываем деятельность преподавателя и обучающихся целиком.
Организаторское творчество – это творчество в сфере управления и организации по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействия преподавателей и обучающихся. Организационное творчество обеспечивает научную организацию труда.
Продуктивное педагогическое творчество: такое, при котором в центре внимания находятся способы подготовки учащегося к жизни и дальнейшей деятельности, методы обучения самообразованию, самоорганизации, самоконтролю.
Малопродуктивное педагогическое творчество: такое, которое ориентируется лишь на формальное соблюдение правил, инструкций, диктуемых органами административного управления.
Непродуктивное педагогическое творчество: такое, во главу угла которого педагог ставит только свои личные интересы, без учета потребностей и интересов своих воспитанников; мотивы педагогической деятельности замыкаются на стремлении к власти, желании произвести впечатление.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.
Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.
Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации.
Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.
Ценности-средства это три взаимосвязанные подсистемы: 1) собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); 2) коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); 3) действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания:
- ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью;
- ценности-качества: многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.
- ценности-знания — это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.
План - это документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
Позиция педагогическая – положение, которое мысленно занимает педагог по отношению к учащимся и которое определяет его поведенческий выбор в момент взаимодействия с ними.
Проблема задачи – это результат осознания противоречия между целью задачи и неизвестными путями достижения желаемой цели (отсутствие определенной информации для достижения желаемой цели или отсутствие определенных средств для достижения цели).
Программа - особый вид проекта, выполняющий в первую очередь конструктивную (конструирующую) функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования. В структуру программы входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования.
Проект - это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Термин проект происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперед», «выступающий», «выдающийся вперёд», «торчащий».
Педагогический проект: 1) комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации; 2) разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
Педагогических проектов классификации:
- по объектам: природные, технические (научно-технические) социальные, «человеческие»;
- по субъектам: групповые, коллективные, сетевые;
-по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские, акмеологические;
- по территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные;
- по сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные;
- по предметной области: исторические, экологические и др.;
- по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;
- по степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные).
Проектирование (от лат. Projectus – брошенный вперед) – тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта; созданию образа будущего предполагаемого явления. Проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующего воплощению задуманного в реальном продукте.
Педагогическое проектирование – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.
Педагогического проектирования объекты:
- педагогические системы;
- педагогические процессы;
- педагогические ситуации.
Порядок действий по проектированию педагогического объекта:
Подготовительная работа:
1. Анализ объекта проектирования.
2. Выбор формы проектирования.
3. Теоретическое обеспечение проектирования.
4. Методическое обеспечение проектирования.
5. Пространственно-временное обеспечение проектирования.
6. Материально-техническое обеспечение проектирования.
7. Правовое обеспечение проектирования.
Разработка проекта:
1. Выбор системообразующего фактора.
2. Установление связей и зависимостей компонентов.
3. Написание документа.
Проверка качества проекта:
1. Мысленное экспериментирование над применением проекта.
2. Экспертная оценка проекта.
3. Корректировка проекта.
4. Принятие решения об использовании проекта.
Педагогического проектирования предметы: Предполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте (например: образовательные программы, образовательные стандарты, типы образовательных учреждений, учебные планы, дидактические материалы, планы уроков и т.д.).
Педагогического проектирования субъекты: менеджеры образования и специалисты-педагоги разного уровня, представители педагогической общественности и др.
Профессиональное продвижение – это процесс должностного и профессионального роста, предполагающий перемещение и смену места приложения труда работника.
Профессиональный рост – это комплексный процесс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных прогрессивных изменений, происходящих в в личностном, предметном, функциональном, социальном компонентах профессиональной деятельности субъекта.
Решение педагогической задачи – это творческая мыслительная (речемыслительная) и соответствующая практическая взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Решить педагогическую задачу – значит помочь ученику подняться с одного уровня развития на другой, более высокий (не знал – стал знать; лгал – становится правдивым).
Этапы решения педагогической задачи:
1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);
3) процесс решения;
4) анализ результатов решения.
Самоактуализация - одно из важнейших понятий гуманистической психологии. По взглядам амер. психолога А. Маслоу, С. - это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий и соответствующего воспитания.
Самоанализ педагогической деятельности - изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся.
Самоопределение личности - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.
Самоопределения типы:
- жизненный;
- профессиональный;
- личностный
- самоопределение в культуре.
Самореализация личности - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.
Саморегуляция - процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: напр., саморегуляция осуществляется в гомеостатической системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что С. составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека.
Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.
Смысл личностный - действительное индивидуализированное отношение личности к окружающему миру. Смысл личностный осознается как «значение – для меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы. Определение С. л. выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания.
Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
Среда образовательная - совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе обучения. Различают образовательную среду догматическую, карьерную, безмятежную и творческую (В.А.Ясвин).
Среда педагогическая - специально, сообразно с пед. целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.
Среда воспитания - совокупность природных и соц.-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптимальная, при которой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества.
Стиль педагогического общения - совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия.
Стиль руководства - типичная для лидера (руководителя, педагога) система воздействия на ведомых (подчиненных, воспитанников).
Стратегия педагогического взаимодействия - общая руководящая линия в деятельности учителя, установки, направленные на достижение далеких целей в процессе формирования личности.
Субъект - носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в др. людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Творческая индивидуальность - характеристика личности, обладающей творческой направленностью, мотивацией, способностями, мышлением, внутренней активностью.
Технология – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Технологии Internet (англ. World Wide Web – Всемирная Паутина) – технология работы в сети с гипертекстами.
Технология обучения - комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.
Технология занятия - набор приемов и средств (педагогического инструментария), приводящих на занятии к достижению заранее спланированного результата.
Технология управления педагогическим процессом - совокупность методов и средств (инструментарий педагога-управленца), позволяющая интегрирование осуществлять анализ, планирование, организацию и контроль деятельности педагогов и обучающихся на основе познания закономерностей, существующих в образовательной системе, и определения тенденций ее развития с целью организации такой учебной деятельности, которая стимулирует активный отклик на поставленные проблемные задачи.
Типы проектирования:
- психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания - как освоение норм общежития в разных видах общности людей;
- социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное - адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России;
- собственно педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
Уровни развития педагогического творчества:
- профессиональное становление - это уровень элементарного творчества, осуществляемого зачастую методом проб и ошибок; стихийное самосовершенствование, или частно-методический уровень, — это педагогическое творчество, опирающееся, с од ной стороны, на уже приобретенный комплекс умений и навыков, а с другой — на широко известный опыт и рекомендации частных методик, которые внедряются в практику;
- планомерная рационализация - это когда педагог стремится проектировать и создавать свою систему работы, используя при этом в качестве строительного материала элементы опыта коллег;
- оптимизацию процесса и результатов труда - это творчество, которое осуществляется не только планомерно, но и системно с учетом принципов оптимизации педагогического процесса;
- научно организованный — наиболее высокий уровень организации творческого труда. Он отличается тем, что теоретическую основу педагогической деятельности составляют идеи и принципы, а также методы научной организации педагогического труда. Этот уровень является своего рода эталоном и достигается очень редко.
Цель - идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности.
Цель педагогическая - результат взаимодействия педагога и учащегося, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.
Диагностично поставленная цель:
-дано четкое описание качества, которое необходимо сформировать;
- имеется точный способ диагностики этого качества;
- возможно изменение этого качества;
- принята шкала оценки качества.
Цель воспитания - теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.
Цели обучения (образования) - характеристика ожидаемых или планируемых результатов, соответствующих требованиям общества и личностного развития. Различают глобальные цели и локальные. Локальные цели диагностируемы, глобальные — не диагностируемы и выражают идеал. Глобальная цель является примером последовательности локальных целей и, как правило, принципиально недостижима.
Целеполагание в образовании - процесс постановки его перспективных задач и выбора путей их выполнения. Осуществляется на разных уровнях: а) институциональном - конкретизация содержания так называемых высших целей образования с учетом сложившейся в обществе социально-экономической ситуации и прогноза ее развития; б) по основным направлениям образовательной деятельности; в) в отдельных образовательных учреждениях и их совокупностях. Начальный этап целеосуществления - разработка адекватной образовательной политики на ее общенациональном, региональном и местном уровнях и мер по ее реализации, в том числе системы мер по изменению сложившейся образовательной практики.
Целеполагание педагогическое - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.
Ценности (духовные) – абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.
Ценности общечеловеческие - эталоны должного, общественные идеалы, выработанные человечеством и передающиеся из поколения в поколение; нравственные ориентиры, регулирующие жизнедеятельность и отношения людей.
Ценностные ориентации: отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров. Это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
Электронная почта (e-mail) – асинхронная коммуникационная среда, что означает: для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем, и наоборот.
Этапы педагогического проектирования: 1) моделирование; 2) педагогическое проектирование; 3) конструирование (по В.С. Безруковой).
Этапы процесса организации творческого поиска:
- подготовительный - это прежде всего выбор темы, методов и средств, формулировка цели и задач, рабочих гипотез, подготовка себя к творческому поиску и проверка этой готовности;
- исследовательский - это наблюдение за процессом труда в соответствии с его целью и задачами и своевременное фиксирование результатов; внесение корректив в процесс труда, если намеченное после многократных наблюдений не получается или при изменении условий труда; проведение отдельных экспериментов; многократное повторение удавшихся методов и приемов труда, сформировавшихся навыков с целью проверки устойчивости их результатов; проверка педагогом результатов своего творческого поиска;
- завершающий, на котором происходит обобщение результатов творческого поиска и выясняется: разрешены ли поставленные задачи; достигнута ли сформулированная цель; оправдались ли рабочие гипотезы и насколько эффективно; что не подтвердилось и почему; кто и как этот опыт может использовать.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 302.