Процесс возникновения, разработки и реализации нововведения, обеспечивающий переход объекта из одного состояния в другое – это
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а) новизна

б) инновация

в) обновление

г) инновационный процесс

2. В качестве источников идей для инноваций могут выступать:

а) передовой педагогический опыт

б) зарубежный опыт

в) исполнение поручений органов управления образованием

г) распоряжения администрации школы

3. Критериями педагогических инноваций являются:

а) оптимальность

б) тиражируемость

в) затратность

г) возможность творческого применения в массовом опыте

д) результативность

4. К этапам инновационной деятельности не относятся:

а) рекомендация органов управления образованием;

б) ограниченная или массовая реализация;

в) полное освоение;

г) решение методического совета учителей-предметников;

д) обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи.

5. Новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики относятся к _____________ инновациям:

а) юридическим

б) практическим

в) теоретическим

г) экономическим

6. Освоение новых форм и методов труда, новшества, предполагающие изменение соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц (вопросы комплектования классов и групп, способов работы в классах и т.д.) относятся к __________ инновациям:

а) экономическим

б) управленческим

в) юридическим

г) организационным

7. По характеру вклада в науку и практику инновации подразделяются на:

а) юридические

б) практические

в) социальные

г) теоретические

8. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на:

а) внутренние

б) ресурсные

в) локальные

г) системные

д) комплексные

9. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое – это:

а) новизна

б) инновация

в) обновление

г) реставрация

10. К педагогическим инновациям не относятся изменения:

а) в структуре системы образования

б) во внутренней организации деятельности школы

в) общественного положения образования
г) методов обучения

д) в оборудовании учебных заведений

11. Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает:

а) дополнительное финансирование;

б) включение учителей в процесс создания, освоения и использования новшеств;

в) создание в школе определенной инновационной среды;

г) дополнительных мер контроля.

12. Соотнесите типы учителей (по Э.М. Роджерсу) по отношению к инновациям и их характеристики:

а) колеблющиеся      

б) предварительное большинство               

в) позднее большинство

 

1) проявляют скепсис, осваивают новшества в ре-                                 зультате оценки собственных потребностей в них, а                                 также под давлением социальной среды;

2) осваивают новшество после ранних рационализаторов, свободно общаются с ними и с новаторами; им требуется более значительное время для внедрения новшества;

3) ориентируются на традиционные ценности, осваивают новшества последними сомневаются в новаторах и инициаторах нововведений, являются тормозом в распространении новшества.

Ответ: а)______________, б)______________, в)______________

13. К барьерам педагогического творчества не относятся:

а) недостаток материальных средств;

б) недостаточность организационно-педагогической готовности к творческому труду;

в) отсутствие указаний со стороны органов управления образованием.

г) инерция мышления.

14. Среди этапов процесса организации творческого поиска различают:

а) моделирование

б) подготовительный

в) исследовательский

г) промежуточный

д) завершающий

15. Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов – это:

а) педагогическая деятельность

б) педагогическое мастерство

в) творчество

г) новаторство

16. Характерными для творческой личности качествами (по А.Маслоу и К.Роджерсу) являются:

а) стремление к самореализации;

б) принятие себя, других и мира в целом такими, какими они есть на самом деле;

в) высокий уровень профессиональных знаний;

г) оптимизм;

д) открытость новому опыту.

17. К особенностям педагогического творчества не принадлежат:

а) зависимость проявления творческого потенциала от методического и технического оснащения образовательного процесса;

б) отсроченность результатов творческих поисков педагогов;

в) зависимость творческого потенциала от мнения руководителя образовательного учреждения;

г) зависимость творческого потенциала от мнения родителей.

18. К субъективным условиям развития педагогического творчества относятся:

а) положительный эмоциональный психологический климат в коллективе

б) высокий уровень общекультурной подготовки учителя

в) материально-техническая оснащенность педагогического процесса

г) педагогический опыт и интуиция

д) умение принимать оперативные решения нетипичных ситуациях

19. Прямое или косвенное воздействие субъектов друг на друга в педагогическом процессе, порождающее их взаимную связь носит название педагогического __________:

а) воздействия

б) взаимодействия

в) общения

г) влияния

20. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

а) личностная сторона педагогического взаимодействия

б) функционально ролевая сторона педагогического взаимодействия

 

1) в большей степени затрагивает мотивационно-смысловую сферу учащихся;

2) направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся.  

Ответ: а)______________, б)______________, в)______________

 21. Личностно-развивающие стратегии педагогического взаимодействия подразумевают:

а) опору на контролируемые и опережающие средства;

б) использование каждого ученика как образца для подражания в каком-нибудь виде деятельности;

в) утверждением статусно-ролевых позиций;

г) установлением эмоционального контакта в отношениях.

22. При ________ стиле руководства учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам:

а) демократическом

б) авторитарном

в) попустительском

г) либеральном

23. Ученик рассматривается как равноправный партнер при______стиле педагогической деятельности:

а) попустительском

б) либеральном

в) демократическом

г) авторитарном

24. 0сновными признаками понятий «эмпатия», «толерантность», «рефлексия» являются:

а) способность к творчеству

б) умение общаться

в) способность к сочувствию

г) терпимость к чужому мнению

д) умение анализировать свои действия

25. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

а) учебно-дисциплинарная модель педагогического взаимодействия

б) модель педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных связей;

в) модель педагогического взаимодействия на основе объект-субъектных связей.

 

1) в качестве субъекта выступает обучаемый, а педагогу отводится пассивная роль;

2) главное действующее лицо – педагог, выполняющий роль носителя общественного заказа, целей и программ обучения и воспитания;

3) построена на личностно-ориентированных технологиях обучения.

Ответ: а)______________, б)______________, в)______________


Вариант 2

1. Педагогическими инновациями являются изменения в:

а) сроках обучения

б) методах обучения

в) оборудовании учебных заведений

г) отношениях «учитель-ученик»

д) содержании образования

2. Инновации являются результатом:

а) научного поиска

б) передового поиска отдельных учителей

в) непроизвольно полученные при развитии учреждения

г) исполнения поручения органов управления образованием

передового поиска педагогических коллективов

3. К этапам инновационной деятельности относятся:

а) рекомендация органов управления образованием;

б) ограниченная или массовая реализация;

в) полное освоение;

г) решение методического совета учителей-предметников;

д) обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи.

4. Критериями педагогических инноваций не являются:

а) оптимальность

б) тиражируемость

в) затратность

г) возможность творческого применения в массовом опыте

д) новизна

5. Новые концепции, подходы, гипотезы, направления и закономерности, полученные в результате научно-исследовательской деятельности и положенные в основу инновационных процессов относятся к ____________инновациям:

а) юридическим

б) практическим

в) теоретическим

г) социальным

6. Нововведения, проявляющиеся в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и повышение квалификации работников; системы социально-профессиональной адаптации, системы вознаграждения и оценки результатов труда – это _______________ инновации:

а) социальные

б) управленческие

в) экономические

г) организационные

7. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

а) инновации на уровне дополнения  

б) инновации на уровне преобразования     

в) инновации на уровне конкретизации

 

1) конкретизируют отдельные теоретические и практические положения, касающиеся обучения и воспитания;

2) расширяют известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании;

3) характеризуются принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории. 

Ответ: а)______________, б)______________, в)______________                                  

 8. В зависимости от специфики и места использования различают инновации:

а) технологические

б) практические

в) социальные

г) теоретические

д) юридические

9. Наиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования охватывающий процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования и переподготовки кадров – это _____________ инновации:

а) экономическим

б) управленческим

в) методические

г) организационным

10. Введение новшества, суть которого заключается в комплексном процессе создания, распространения и использования новшества как нового практического средства для удовлетворения потребностей человека, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов – это:

а) новшество

б) инновация

в) обновление

г) реставрация

11. Комплексная деятельность по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств – это:

а) новшество

б) инновация

в) обновление

г) инновационный процесс

12. Соотнесите типы учителей по отношению к инновациям и их характеристики:

а) позднее большинство               

б) ранние рационализаторы        

в) новаторы

                  

1) отличаются авантюрным духом, поглощением новшествами, открытостью к новому, ориентированы космополитически;

2) проявляют скепсис, осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды;

3) следуют за новаторами, информаторы и советники.

Ответ: а)______________, б)______________, в)______________

13. К барьерам педагогического творчества относятся:

а) инерция мышления;

б) узость мышления;

в) недостаток материальных средств;

г) недостаточность организационно-педагогической готовности к творческому труду;

д) отсутствие указаний со стороны органов управления образованием.

14. Этапами процесса организации творческого поиска не являются:

а) моделирование

б) подготовительный

в) исследовательский

г) проектирование

д) завершающий

15. Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью – это:

а) педагогическая деятельность

б) педагогическое мастерство

в) творчество

г) новаторство

16. Чтобы свести к минимуму негативное влияние барьеров творчества, реализовать творческий потенциал личности и выразить свою индивидуальность, преподавателю нужно овладеть:

а) научной организацией труда

б) знаниями о специфике педагогической профессии

в) технологией педагогического творчества

г) технологией решения изобретательских задач

17. Особенностями педагогического творчества являются:

а) зависимость творческого потенциала от мнения руководителя образовательного учреждения;

б) зависимость творческого потенциала от мнения родителей;

в) зависимость проявления творческого потенциала от методического и технического оснащения образовательного процесса;

г) отсроченность результатов творческих поисков педагогов.

18. К объективным условиям развития педагогического творчества относятся:

а) высокий уровень общекультурной подготовки учителя

б) положительный эмоциональный психологический климат в коллективе

в) материально-техническая оснащенность педагогического процесса

г) педагогический опыт и интуиция

д) наличие адекватных средств обучения и воспитания

19. Социально-нормативные формы взаимодействия педагогов и учащихся – это:

а) педагогическое воздействие

б) педагогическое взаимодействие

в) педагогическая деятельность

г) педагогическое общение

20. В педагогическом взаимодействии различают стороны:

а) функционально-ролевую

б) организационную

в) управленческую

г) личностную

21. Личностно - тормозящая стратегия педагогического взаимодействия подразумевает:

а) требовательность как основу всех применяемых методов воздействия;

б) отношение к ученику как к субъекту собственного развития;

в) установление субъект-субъектных отношений;

г) ориентацию на развитие и саморазвитие личности учащегося

22. Учитель, стремящийся к равноправному взаимодействию с воспитанниками и признающий их право на совместное мнение, имеет стиль педагогической деятельности:

а) демократический

б) конструктивный

в) авторитарный

г) либеральный

23. Приоритет общечеловеческих ценностей в отношениях учащихся между собой и с педагогами декларирует принцип:

а) эмпатии

б) терпимости

в) толерантности

г) гуманизации

24. В группу педагогических воздействий на ученика (по А.К. Марковой) не входят:

а) выбор и применение методов форм, средств воздействия и их комбинаций;

б) отбор, переработка и передача учителем содержания учебного материала;

в) изучение наличных возможностей учащихся и новых условий их психического воздействия;

г) умение работать с содержанием учебного материала.

25. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

а) учебно-дисциплинарная модель педагогического взаимодействия     

б) модель педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных связей;

в) модель педагогического взаимодействия на основе объект-субъектных связей.

 

1) построена на личностно-ориентированых технологиях обучения;

2) главное действующее лицо – педагог, выполняющий роль носителя общественного заказа, целей и программ обучения и воспитания;

2) в качестве субъекта выступает обучаемый, а педагогу отводится пассивная роль.

Ответ: а)______________, б)______________, в)______________

 

ТЕЗАУРУС

Барьеры педагогического творчества: инерция мышления, по-другому вязкость мышления; узость мышления, выражающаяся в его функциональной ограниченности, когда использование знаний происходит лишь в установленных мыслительных пределах. Выделяют также внугриличностные барьеры творческого самовыражения педагога: личностные обоснования педагогом собственных педагогических действий или уклонение от них: «это у меня уже есть «это у меня не получится», «это не решает моей главной проблемы», «здесь не все равноценно».

Валеологическое образование и воспитание - воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе В. о. и в. лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, передачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и медицинских знаний.

Валеология школьная - отрасль науки, имеющая своей целью исследование системы факторов и условий, способствующих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей.

Взаимодействиепроцесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Взаимодействие педагогическое - личностный контакт воспитателя и воспитанника(ов), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Внутришкольная инновационная обстановка - совокупность значимых нововведений в школе, оказывающих положительное или отрицательное влияние на перестройку управления в школе.

Диагноз педагогический - определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении.

Задача педагогическая - осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

      Классификации педагогических задач:

- по временному признаку – стратегические, тактические, оперативные;

- в соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе - дидактические, воспитательные;

- в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические.

Здоровье – процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни;

Здоровье физическое – 1) состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; 2) это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение).

Здоровье социальное – 1) мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру; 2) моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (педагогическое определение).

Здоровье нравственное - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Здоровье психическое – 1)это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновешивать себя с окружающей средой; 2) высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение).

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать: 1) как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века; 2) как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья; 3) как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Импровизация – неожиданное создание чего – то нового.

Импровизация педагогическая - нахождение учителем неожиданного педагогического решения в ходе уроки или общения и практически  мгновенное его воплощение.

Инновация (нововведение): 1) целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое; 2) конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Минимальное условие для учета в качестве инновации состоит в том, что продукт или процесс должен быть новым (или значительно усовершенствованным) для фирмы (он необязательно должен быть новым для всего мира).

Инноваций типы:

-внедрение нового продукта или качественного изменения в существующем продукте;

- процессная инновация, новая для отрасли;

- открытие нового рынка;

- разработка новых источников поставки сырья;

- изменения в хозяйственной организации.

Инновационное обучение - нетрадиционное представление учебного процесса или обучение по новым моделям.

Инновационность обучения - характеристика обучения, относящаяся не только к дидактическому построению занятий, но и к его социально значимым результатам.

Инновационный процесс – процесс возникновения, разработки и реализации нововведения, обеспечивающий переход объекта из одного состояния в другое.

Инновационного процесса этапы:

1-й этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества;

2-й этап изобретения, т.е. создания новшества;

 3-й этап практического применения новшества.

Инновационные процессы в системе образования - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Инновационная деятельность - создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений. Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

1)научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие») и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

2)проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

3)образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Информационные технологии – процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.

Источники инноваций: наука, политика, производство, экономика и др.

Карьера – это процесс смены социальной позиции субъекта в профессионально-должностной структуре; это – продвижение, перемена социальных ролей, через которое человек добивается повышения своего престижа.

Компьютерные технологиито же, что и информационные технологии.

Концепция - форма, посредством которой излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Назначение концепции – изложить теорию в конструктивной, прикладной форме.

Коммуникация – передача информации другому человеку или группе лиц.

Конструирование педагогическое - создание новых дидактических материалов, новых форм и методов организации педагогического процесса.

Культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Методология педагогики - исходящая из всеобщей методологии науки и изучения тенденций общественного развития система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.

Модель (от лат. modulus — мера, образец, норма) — это искусственно созданный образец в виде схемы, описания, физических конструкций или формул, подобный исследуемому объекту (явлению) и отражающий или воспроизводящий в более простом виде структуру, свойства и отношения между элементами объекта (явления).

Моделирование педагогическое - построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем.

Мультимедиа-технология – совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств.

Новое – это впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный.

Новшество – это новое явление, открытие, идея, обычай, метод и т.д., в виде оформленного результата исследований, разработок или экспериментальных работ по повышению эффективности какой - либо сферы деятельности.

Образовательная технология - система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.

Педагогическая ситуация - 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в пед. процессе; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Педагогических ситуаций виды (основные): 1) ситуация деятельности возникает по поводу выполнения учащимся учебных заданий; 2) ситуация поведения (поступков) возникает как следствие нарушения учащимся правил поведения в школе, дома, в общественном месте; 3) ситуация отношений возникает в сфере эмоционально-личностных отношений между преподавателем и учащимся или между учащимися.

Педагогическая технология - это: 1) строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; 2) последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач; 3) планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; 3) новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.

Педагогические нововведения (инновации) – целенаправленное изменение, которое вносит в деятельность образовательного учреждения новые, относительно стабильные элементы, эффективно влияющие на его развитие и функционирование.

Педагогических инноваций классификации:

 - по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие;

- по характеру вносимых изменений - радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы);

- по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций), системные (полная реконструкция системы целого);

 - по масштабу использования – единичные и диффузные;

 - по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (внутри образовательной системы).

Содержание педагогической "инновации'':

 - научно-теоретическое знание определенной новизны (В.М.Полонский);

 - новые эффективные образовательные технологии (В.Л.Беспалько, В.В.Сериков);

 - выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению (Н.Л.Гузик).

Педагогическое творчество – выработка и воплощение учителя в постоянно меняющихся условиях учебно-воспитательного процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений.

Моральное творчество – это деятельность в сфере морально-этических отношений обучающихся и преподавателей с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый результат. Оно необходимо, прежде всего, при проектировании педагогических ситуаций.

Дидактическое творчество – это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения обучающимися.

Технологическое творчество – это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляется поиск и создание новых педагогических систем, процессов и ситуаций, способствующих повышению результативности обучения и воспитания обучающихся. Это самый сложный вид творчества. Он охватываем деятельность преподавателя и обучающихся целиком.

Организаторское творчество – это творчество в сфере управления и организации по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействия преподавателей и обучающихся. Организационное творчество обеспечивает научную организацию труда.

Продуктивное педагогическое творчество: такое, при котором в центре внимания находятся способы подготовки учащегося к жизни и дальнейшей деятельности, методы обучения самообразованию, самоорганизации, самоконтролю.

Малопродуктивное педагогическое творчество: такое, которое ориентируется лишь на формальное соблюдение правил, инструкций, диктуемых органами административного управления.

Непродуктивное педагогическое творчество: такое, во главу угла которого педагог ставит только свои личные интересы, без учета потребностей и интересов своих воспитанников; мотивы педагогической деятельности замыкаются на стремлении к власти, желании произвести впечатление.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации.

Самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Ценности-средства это три взаимосвязанные подсистемы: 1) собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); 2) коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); 3) действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания:

 - ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью;

- ценности-качества: многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.

- ценности-знания — это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

План - это документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

Позиция педагогическая – положение, которое мысленно занимает педагог по отношению к учащимся и которое определяет его поведенческий выбор в момент взаимодействия с ними.

Проблема задачи – это результат осознания противоречия между целью задачи и неизвестными путями достижения желаемой цели (отсутствие определенной информации для достижения желаемой цели или отсутствие определенных средств для достижения цели).

Программа - особый вид проекта, выполняющий в первую очередь конструктивную (конструирующую) функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования. В структуру программы входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования.

Проект - это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Термин проект происходит от латинского слова projectus, что в переводе означает «брошенный вперед», «выступающий», «выдающийся вперёд», «торчащий».

Педагогический проект: 1) комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации; 2) разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

Педагогических проектов классификации:

        - по объектам: природные, технические (научно-технические) социальные, «человеческие»;

        - по субъектам: групповые, коллективные, сетевые;

        -по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские, акмеологические;

        - по территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные;

        - по сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные;

        - по предметной области: исторические, экологические и др.;

        - по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;

        - по степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные).

Проектирование (от лат. Projectus – брошенный вперед) – тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта; созданию образа будущего предполагаемого явления. Проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующего воплощению задуманного в реальном продукте.

Педагогическое проектирование – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Педагогического проектирования объекты:

- педагогические системы;

- педагогические процессы;

- педагогические ситуации.

Порядок действий по проектированию педагогического объекта:

Подготовительная работа:

1. Анализ объекта проектирования.

2. Выбор формы проектирования.

3. Теоретическое обеспечение проектирования.

4. Методическое обеспечение проектирования.

5. Пространственно-временное обеспечение проектирования.

6. Материально-техническое обеспечение проектирования.

7. Правовое обеспечение проектирования.

Разработка проекта:

1. Выбор системообразующего фактора.

2. Установление связей и зависимостей компонентов.

3. Написание документа.

Проверка качества проекта:

1. Мысленное экспериментирование над применением проекта.

2. Экспертная оценка проекта.

3. Корректировка проекта.

4. Принятие решения об использовании проекта.

Педагогического проектирования предметы: Предполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте (например: образовательные программы, образовательные стандарты, типы образовательных учреждений, учебные планы, дидактические материалы, планы уроков и т.д.).

Педагогического проектирования субъекты: менеджеры образования и специалисты-педагоги разного уровня, представители педагогической общественности и др.

Профессиональное продвижение – это процесс должностного и профессионального роста, предполагающий перемещение и смену места приложения труда работника.

Профессиональный рост – это комплексный процесс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных прогрессивных изменений, происходящих в в личностном, предметном, функциональном, социальном компонентах профессиональной деятельности субъекта.

Решение педагогической задачи – это творческая мыслительная (речемыслительная) и соответствующая практическая взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Решить педагогическую задачу – значит помочь ученику подняться с одного уровня развития на другой, более высокий (не знал – стал знать; лгал – становится правдивым).

Этапы решения педагогической задачи:

1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

3) процесс решения;

4) анализ результатов решения.

Самоактуализация - одно из важнейших понятий гуманистической психологии. По взглядам амер. психолога А. Маслоу, С. - это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий и соответствующего воспитания.

Самоанализ педагогической деятельности - изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся.

Самоопределение личности - процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

Самоопределения типы:

    - жизненный;

    - профессиональный;

    - личностный

    - самоопределение в культуре.

Самореализация личности - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

Саморегуляция - процессы, происходящие независимо от сознания и воли человека: напр., саморегуляция осуществляется в гомеостатической системе регуляции внутренней среды организма. В то же время несомненно, что С. составляет необходимое условие и управляющий компонент любой сознательной деятельности человека.

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Смысл личностный - действительное индивидуализированное отношение личности к окружающему миру. Смысл личностный осознается как «значение – для меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, ценности и идеалы. Определение С. л. выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания.

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Среда образовательная - совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе обучения. Различают образовательную среду догматическую, карьерную, безмятежную и творческую (В.А.Ясвин).

Среда педагогическая - специально, сообразно с пед. целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу.

Среда воспитания - совокупность природных и соц.-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности. Включает в себя среду класса, школы, семьи. Виды организации среды воспитания: стихийная, авторитарная и оптимальная, при которой общие правила коллективной жизни и окружения не ограничивают развитие у детей самостоятельности и творчества.

Стиль педагогического общения - совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления педагогического взаимодействия.

Стиль руководства - типичная для лидера (руководителя, педагога) система воздействия на ведомых (подчиненных, воспитанников).

Стратегия педагогического взаимодействия - общая руководящая линия в деятельности учителя, установки, направленные на достижение далеких целей в процессе формирования личности.

Субъект - носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в др. людях и в себе самом. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Творческая индивидуальность - характеристика личности, обладающей творческой направленностью, мотивацией, способностями, мышлением, внутренней активностью.

Технология – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Технологии Internet (англ. World Wide Web – Всемирная Паутина) – технология работы в сети с гипертекстами.

Технология обучения - комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.

Технология занятия - набор приемов и средств (педагогического инструментария), приводящих на занятии к достижению заранее спланированного результата.

Технология управления педагогическим процессом - совокупность методов и средств (инструментарий педагога-управленца), позволяющая интегрирование осуществлять анализ, планирование, организацию и контроль деятельности педагогов и обучающихся на основе познания закономерностей, существующих в образовательной системе, и определения тенденций ее развития с целью организации такой учебной деятельности, которая стимулирует активный отклик на поставленные проблемные задачи.

Типы проектирования:

- психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания - как освоение норм общежития в разных видах общности людей;

- социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное - адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России;

- собственно педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.

Уровни развития педагогического творчества:

- профессиональное становление - это уровень элементарного творчества, осуществляемого зачастую методом проб и ошибок; стихийное самосовершенствование, или частно-методический уровень, — это педагогическое творчество, опирающееся, с од ной стороны, на уже приобретенный комплекс умений и навыков, а с другой — на широко известный опыт и рекомендации частных методик, которые внедряются в практику;

- планомерная рационализация - это когда педагог стремится проектировать и создавать свою систему работы, используя при этом в качестве строительного материала элементы опыта коллег;

- оптимизацию процесса и результатов труда - это творчество, которое осуществляется не только планомерно, но и системно с учетом принципов оптимизации педагогического процесса;

 - научно организованный — наиболее высокий уровень организации творческого труда. Он отличается тем, что теоретическую основу педагогической деятельности составляют идеи и принципы, а также методы научной организации педагогического труда. Этот уровень является своего рода эталоном и достигается очень редко.

Цель - идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности.

Цель педагогическая - результат взаимодействия педагога и учащегося, формируемый в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса.

Диагностично поставленная цель:

-дано четкое описание качества, которое необходимо сформировать;

- имеется точный способ диагностики этого качества;

- возможно изменение этого качества;

- принята шкала оценки качества.

Цель воспитания - теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.

Цели обучения (образования) - характеристика ожидаемых или планируемых результатов, соответствующих требованиям общества и личностного развития. Различают глобальные цели и локальные. Локальные цели диагностируемы, глобальные — не диагностируемы и выражают идеал. Глобальная цель является примером последовательности локальных целей и, как правило, принципиально недостижима.

Целеполагание в образовании - процесс постановки его перспективных задач и выбора путей их выполнения. Осуществляется на разных уровнях: а) институциональном - конкретизация содержания так называемых высших целей образования с учетом сложившейся в обществе социально-экономической ситуации и прогноза ее развития; б) по основным направлениям образовательной деятель­ности; в) в отдельных образовательных учреждениях и их совокупностях. Начальный этап целеосуществления - разработка адекватной образовательной политики на ее общенациональном, региональном и местном уровнях и мер по ее реализации, в том числе системы мер по изменению сложившейся образовательной практики.

Целеполагание педагогическое - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.

Ценности (духовные) – абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.

Ценности общечеловеческие - эталоны должного, общественные идеалы, выработанные человечеством и передающиеся из поколения в поколение; нравственные ориентиры, регулирующие жизнедеятельность и отношения людей.

Ценностные ориентации: отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и мировоззренческих ориентиров. Это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Электронная почта (e-mail) – асинхронная коммуникационная среда, что означает: для получения сообщения не требуется согласовывать время и место получения с отправителем, и наоборот.

Этапы педагогического проектирования: 1) моделирование; 2) педагогическое проектирование; 3) конструирование (по В.С. Безруковой).

Этапы процесса организации творческого поиска:

- подготовительный - это прежде всего выбор темы, методов и средств, формулировка цели и задач, рабочих гипотез, подготовка себя к творческому поиску и проверка этой готовности;

- исследовательский - это наблюдение за процессом труда в соответствии с его целью и задачами и своевременное фиксирование результатов; внесение корректив в процесс труда, если намеченное после многократных наблюдений не получается или при изменении условий труда; проведение отдельных экспериментов; многократное повторение удавшихся методов и приемов труда, сформировавшихся навыков с целью проверки устойчивости их результатов; проверка педагогом результатов своего творческого поиска;

- завершающий, на котором происходит обобщение результатов творческого поиска и выясняется: разрешены ли поставленные задачи; достигнута ли сформулированная цель; оправдались ли рабочие гипотезы и насколько эффективно; что не подтвердилось и почему; кто и как этот опыт может использовать.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 302.