Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка решения задачи. Анализ собственной деятельности. Технология педагогической поддержки детей разного возраста. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений. Формы технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Проектирование профессионального самообразования. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи. Использование разных средств коммуникации: (e-mail, Интернет, телефон и др.).
Курс «Практическая педагогика. Практикум по решению профессиональных задач» принадлежит к практикоориентированному модулю психолого-педагогического блока. Он изучается на втором году обучения во втором семестре. Базисный вариант курса рассчитан на 12 лекций (24 академических часа), 10 семинарских занятия (20 академических часов) и 2 практических занятия (4 академических часа), кроме того, 50 часов учебной нагрузки составляет самостоятельная работа.
«Практическая педагогика. Практикум по решению профессиональных задач» - учебный курс, предназначенный для овладения студентами основными теоретическими знаниями о постановке и решении педагогических задач, практическими умениями и навыками целесообразного построения профессиональной деятельности, формирования профессионально значимых качеств. Он является логическим продолжением курса «Теоретическая педагогика» и тесно взаимосвязан с последним. Поэтому в данном курсе сохраняются основные принципы отбора содержания и организации учебного материала, среди которых ведущим является принцип практикоориентированности, предполагающий интегративное взаимодействие познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности с ценностными ориентациями и интересами будущих педагогов.
Современные социально-экономические, политические и культурные условия развития общества предъявляют все более высокие требования к эффективности профессиональной деятельности педагогов – практиков. Соответствовать этим требованиям сегодня возможно только при условии целенаправленного повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов. Единицей содержания профессиональной педагогической подготовки в условиях компетентностного подхода является профессиональная задача. Совокупность профессиональных задач образует основу практической педагогической подготовки. Умение бакалавров решать профессиональные задачи на основе знаний, ценностных ориентаций, профессионального и жизненного опыта рассматривается в программе в качестве интегративного показателя профессионального становления будущих специалистов образования и обозначается как профессиональная компетентность.
Текущая аттестация качества усвоения знаний проводится в устной и письменной форме при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера. Итоговая аттестация качества усвоения знаний – зачет предполагает выявление уровня сформированности проектировочных и конструктивных умений, уровня развития профессионального самосознания будущего бакалавра физико-математического образования.
Цель курса: формирование общепрофессиональной компетентности посредством овладения будущими бакалаврами физико-математического образования опытом решения педагогических задач, способствующим развитию профессионально значимых качеств.
Задачи курса:
- формирование и развитие умений проектирования, конструирования и моделирования различных форм практической педагогической деятельности;
- содействие овладению навыками прогнозирования и проектирования собственного профессионального развития;
- приобретение теоретических и практических основ системного анализа, моделирования и конструктивного решения профессионально-педагогических ситуаций;
- формирование и развитие знаний, навыков и умений по использованию и обоснованному выбору технологий решения профессиональных педагогических задач.
Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате освоения содержания курса студент должен
знать:
- на уровне представления методологию практической педагогической деятельности, взаимосвязь ее с педагогической наукой;
- на уровне понятия основные современные аспекты и научные направления в области педагогических технологий (возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся, здоровьесберегающие технологии, информационные образовательные технологии);
- на уровне понятия особенности организации педагогического взаимодействия в практической деятельности;
- на уровне представления специфику педагогического творчества и педагогического новаторства.
уметь:
- производить на практике поэтапный анализ различного рода педагогических ситуаций, переводить их в педагогические задачи;
- осуществлять обоснованный выбор способа решения и продуктивно разрешать педагогические задачи с использованием современных технологий, а именно: строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования, устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, создавать образовательную среду, проектировать профессиональное самообразование, оценивать достижения учащихся;
- осуществлять ценностно-смысловое самоопределение будущей профессиональной деятельности.
Таблица 1 ОБЪЕМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов | семестр I V |
Общая трудоемкость | 98 | 98 |
Аудиторные занятия | 48 | 48 |
Лекции | 24 | 24 |
Семинары | 20 | 20 |
Практические занятия | 4 | 4 |
Самостоятельная работа | 50 | 50 |
Вид итогового контроля | зачет | зачет |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Таблица 2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ «ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА. ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ»
Название модулей и тем |
Всего часов | Аудитор. занятия (час), в том числе |
Кол-во часов на сам. рабо ту | ||
лекции | семи нары | практические | |||
Модуль 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. | 16 | 4 | 4 | - | 8 |
Тема 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. | 8 | 2 | 2 | - | 4 |
Тема 2. Аксиологические основы педагогики. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. | 8 | 2 | 2 | - | 4 |
Модуль 2. Педагогическое проектирование. | 18 | 4 | 2 | 2 | 10 |
Тема 3. Сущность и основные понятия педагогического проектирования. | 6 | 2 | - | - | 4 |
Тема 4. Организация проектной деятельности. | 12 | 2 | 2 | 2 | 6 |
Модуль 3. Педагогические технологии. Педагогические задачи и педагогические ситуации. | 40 | 10 | 8 | 2 | 20 |
Тема 5. Педагогические технологии. Классификации педагогических технологий. | 12 | 4 | 2 | - | 6 |
Тема 6. Педагогические задачи и педагогические ситуации. Технологии решения педагогических задач. | 20 | 4 | 4 | 2 | 10 |
Тема 7. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. | 8 | 2 | 2 | - | 4 |
Модуль 4. Педагогическое творчество и педагогические инновации. Взаимодействие субъектов в педагогическом процессе. | 24 | 6 | 6 | - | 12 |
Тема 8. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. | 16 | 4 | 4 | - | 8 |
Тема 9. Педагогическое взаимодействие. Технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса. | 8 | 2 | 2 | - | 4 |
Всего часов | 98 | 24 | 20 | 4 | 50 |
Содержание тем.
Основная и дополнительная литература
Дата: 2019-05-28, просмотров: 236.