Цели и задачи как ожидаемые результаты освоения учебного модуля №1.
В результате освоения учебного модуля студенты должны:
знать: существенные признаки понятий «педагогическая деятельность», «виды педагогической деятельности (работа педагогов-практиков, административная деятельность, научно-исследовательская деятельность, передача результатов педагогической науки практике), «методология педагогической деятельности», «ценности», «ценностные ориентации», «профессиональные ценности педагога», «профессиональное самоопределение», «культура профессионально-личностного самоопределения», «педагогическая технология»;
Уметь:
- выделять и различать основные деятельностные характеристики педагогической науки и педагогической практики (объекты, средства, результаты);
- на основе знаний о структурных элементах системы взаимосвязи педагогической науки и педагогической практики описывать диалектику этой взаимосвязи в историческом и современном контекстах;
- выявлять и описывать факторы, обеспечивающие динамику цикла взаимосвязи педагогической науки и педагогической практики;
- классифицировать педагогические ценности, выстраивать их иерархию;
- определять смыслообразующие отношения в системе профессионально-ценностных ориентаций учителя;
- в ценностных ориентациях выделять ведущие типы отношений к значимым моментам профессиональной педагогической деятельности;
- различать типы самоопределения личности;
- дифференцировать понятия «профессиональный рост», «профессиональное продвижение», «карьера».
Тема 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности.
Проблема соотношения и взаимосвязи педагогической науки и практики как общая проблема педагогики. Педагогическая деятельность как общий знаменатель анализа связи науки и практики в педагогике. Виды педагогической деятельности. Объекты, предметы и результаты педагогической науки и педагогической практики. Характеристика практической педагогической деятельности. Методология практической педагогической деятельности. Педагогическая наука и практика как единая система. Функции педагогики. Движущие силы динамики взаимосвязи науки и практики. Пути внедрения теоретических знаний в практику обучения и воспитания.
Основная литература:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
2. Каменская Е.Н. Педагогика: учебное пособие. - М., 2007.
3. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
4. Морева Н.А. Основы педагогичского мастерства: учеб. Пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006.
5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
Дополнительная литература:
1. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя //Педагогика, 1996. №4.
2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992.
3. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.
4. Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога //Магистр. – 1991. - №1.
5. Краевский В.В. Методология педагогической науки. М., 2001.
6. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000.
Тема 2. Аксиологические основы педагогики. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.
Аксиология – основа новой философии образования и методологии современной педагогики. Современные ценности образования. Категория «ценности», «общечеловеческие ценности», «педагогические ценности». Ценностные ориентации в структуре профессионально-педагогической деятельности. Динамика системы ценностных ориентаций. Понятие самоопределения педагога в профессиональной педагогической деятельности.
Основная литература:
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. 4.
4. Морева Н.А. Основы педагогичского мастерства: учеб. Пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006.
5. Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Дополнительная литература:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.
3. Гершунский Б.Г. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. – М., 2001.
4. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.
5. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992.
6. Кугель С.А. Лысова М.Ю. Профессиональный рост преподавателей вузов: проблемы исследований и управления. – СПб.; Тольятти, 1994.
7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.,1994.
8. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже ХХI века. – М., 1997.
Семинар 1. Единство и различие педагогической науки и практики .
1. Сходство и различие педагогической науки и практики (объект, предмет, результат).
2. Диалектика взаимосвязи науки и практики в педагогике.
3. Принципы педагогической деятельности как основа методологии педагогической практики.
4. Содержание практической готовности учителя к профессиональной педагогической деятельности.
5. Учитель и педагогическая наука – пути внедрения результатов научных исследований в практическую педагогическую деятельность.
Тема для дискуссии: Можно ли считать исследовательскую деятельность педагогических работников школы средством решения насущных воспитательных, образовательных и управленческих проблем?
Основная литература:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Педагогика: Учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
Дополнительная литература:
1. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя //Педагогика, 1996. №4.
2. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992.
3. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.
4. Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога //Магистр. – 1991. - №1.
Семинар 2. Педагогические ценности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.
1. Типы самоопределения личности. Понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональный рост».
2. Понятие об общечеловеческих и педагогических ценностях.
3. Классификация педагогических ценностей (социально-педагогические, групповые педагогические, личностно-педагогические). Типы педагогических ценностей (самодостаточные и инструментальные).
4. Инструментальные ценности: ценности – отношения, ценности – качества, ценности – знания.
5. Значение педагогических ценностей в профессиональном самоопределении педагога.
Тема для дискуссии : Можно ли с уверенностью утверждать, что профессиональное и личностное в человеке неразрывно связано и взаимообусловлено?
Основная литература:
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов /В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.
4. Морева Н.А. Основы педагогичского мастерства: учеб. Пособие для вузов /Н.А.Морева. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительная литература:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
2. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 1995.
3. Гершунский Б.Г. Образование как религия третьего тысячелетия: гармония знания и веры. – М., 2001.
4. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. Пособие. Спб: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992.
5. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже ХХI века. – М., 1997.
6. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. – Ростов н/Д., 1995.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 370.