1. Цель: определить уровень овладения студентами знаниями об истории возникновения и особенностях развития отечественного воспитания, образования и педагогической мысли до XIX в.
2. Время тестирования -1 час 15 минут.
3. Количество заданий — 8
4. Тест состоит из 8 вопросов, для ответа на которые необходимо выбрать из нескольких ответов один правильный либо установить соответствие.
5. Шкала оценок: каждый правильный ответ оценивается на 1 балл. Итого: 8 вопросов к модулю «Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.» по 1 баллу = 8 баллов.
ВОПРОСЫ К ВНУТРИСЕМЕСТРОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО ЧЕТВЕРТОМУ МОДУЛЮ (контрольная работа)
( max 6, полный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл)
Вариант 1
1. Почему педагогику С.Т.Шацкого называют социальной педагогикой?
2.Каковы особенности развития образования в 30-90-е гг.?
3.Как осуществлялась А.С.Макаренко педагогика индивидуального развития воспитанников?
4.Как В.А.Сухомлинский определял цели и содержание воспитания?
5.На каких принципах строится педагогика сотрудничества?
6.Охарактеризуйте школьную систему в России на рубеже XX-XXI в.
Вариант 2
1. Сформулируйте общие принципы, определявшие содержание школьного образования в 20-х гг. XX в.
2. Из каких элементов складывается, по мнению С.Т.Шацкого, детская жизнь?
3. На каких принципах строился детский коллектив А.С.Макаренко?
4. Какие качества личности развивал В.А.Сухомлинский в своей педагогической практике?
5. Назовите известных вам педагогов-новаторов 80-х гг. XX в. Что их сближает и в чем своеобразие их педагогической деятельности7
6. Каковы ведущие тенденции современного образовательного процесса в России?
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. История образования как наука и учебный курс, ее предмет, задачи, источники. Исторический подход в изучении педагогических явлений.
2. Происхождение и генезис воспитания в условиях первобытнообщинного строя.
3. Спартанская и Афинская системы воспитания и образования.
4. Становление и сущность христианской педагогической традиции.
5. Гуманистическая философско-педагогическая мысль в эпоху возрождения.
6. Я. А. Коменский и становление педагогической науки. Идея природосообразности в воспитании.
7. Содержание и методы воспитания джентльмена согласно педагогической концепции Дж.Локка.
8. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания в становлении человека (К. А. Гельвеций, Д. Дидро).
9. Система образования и воспитания, изложенная в романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании».
10. Сущность теории элементарного образования И. Г. Песталоцци.
11. Педагогические взгляды и деятельность А. Дистервега.
12. Реформаторская педагогика конца XIX ‑ начала XX вв. в Западной Европе и США, ее влияние на развитие современного образования.
13. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса за рубежом.
14. Воспитание у восточных славян до X в. Влияние христианства на образование и развитие педагогической мысли в Киевской Руси.
15. Развитие школы в русском централизованном государстве до XVIII в.
16. Школа и образование в период правления Петра I. Зарождение и развитие профессионального образования в России.
17. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования и ее противоречивость
18. Идея народности в педагогической системе К. Д. Ушинского.
19. Л. Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения.
20. Школа и педагогическая мысль в России в конце ХIХ – начале ХХ вв.
21. Концепция единой трудовой школы.
22. Советская школа и педагогика 20-х ‑ начала 30-х гг.
23. Коллектив и личность в педагогической системе А. С. Макаренко.
24. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Послевоенные реформы в образовании.
25. Проблема воспитания гармоничной гуманной личности в педагогике В. А. Сухомлинского.
26. Кризис советской школы 70-х ‑ начала 80-х гг. Движение педагогов-новаторов.
27. Реформы в общеобразовательной школе России в 1990-х гг. Создание школ нового типа.
28. Современная российская школа и основные направления ее развития.
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ БИЛЕТОВ К ЭКЗАМЕНУ
Билет №1
1. История образования как наука и учебный курс, ее предмет, задачи, источники. Исторический подход в изучении педагогических явлений.
2. Гуманистическая философско-педагогическая мысль в эпоху возрождения.
Билет №2
1. Происхождение воспитания. Воспитание в первобытном обществе.
2. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования и ее противоречивость
Билет №3
1. Спартанская и Афинская системы воспитания и образования.
2. Идея народности в педагогической системе К. Д. Ушинского.
Билет №4
1. Становление и сущность христианской педагогической традиции.
2. Коллектив и личность в педагогической системе А. С. Макаренко.
Билет №5
1. Я. А. Коменский и становление педагогической науки. Идея природосообразности в воспитании.
2. Школа и педагогическая мысль в России в конце ХIХ – начале ХХ вв.
Билет №6
1. Система образования и воспитания, изложенная в романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании».
2. Реформы в общеобразовательной школе России в 1990-х гг. Создание школ нового типа.
Билет №7
1. Содержание и методы воспитания джентльмена согласно педагогической концепции Дж.Локка.
2. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Послевоенные реформы в образовании.
Билет №8
1. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания в становлении человека (К. А. Гельвеций, Д. Дидро).
2. Кризис советской школы 70-х ‑ начала 80-х гг. Движение педагогов-новаторов.
Билет №9
1. Сущность теории элементарного образования И. Г. Песталоцци.
2. Л. Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения.
Билет №10
1. Педагогические взгляды и деятельность А. Дистервега.
2. Развитие школы в русском централизованном государстве до XVIII в.
Билет №11
1. Реформаторская педагогика конца XIX ‑ начала XX вв. в Западной Европе и США, ее влияние на развитие современного образования.
2. Школа и образование в период правления Петра I. Зарождение и развитие профессионального образования в России.
Билет №12
1. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса за рубежом.
2. Концепция единой трудовой школы.
Билет №13
1. Советская школа и педагогика 20-х ‑ начала 30-х гг.
2. Современная российская школа и основные направления ее развития.
Билет №14
1. Воспитание у восточных славян до X в. Влияние христианства на образование и развитие педагогической мысли в Киевской Руси.
2. Проблема воспитания гармоничной гуманной личности в педагогике В. А. Сухомлинского.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО МОДУЛЯМ
Модуль 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения
1. Что изучает история педагогики? Какие современные проблемы исторической науки могут быть признаны актуальными и для истории образования?
2. Какие предпосылки обусловили возникновение воспитания?
3. Каковы основные факторы возникновения и развития первых учебных заведений в древних цивилизациях Востока?
4. В чем выражается преемственность педагогических традиций в школах античности?
5. Что интересного и полезного можно заимствовать в системе спартанского и афинского воспитания для современной практики образования?
6. Какие педагогические проблемы, значимые для современной теории и практики образования, были поставлены в античную эпоху?
7. Справедливо ли утверждение, что «Средневековье ‑ это время застоя в развитии педагогической теории и практики»?
8. Назовите известных вам представителей педагогической мысли эпохи Возрождения.
9. Что целесообразно было бы сегодня восстановить из утраченных средневековых походов к формированию личности?
Модуль 2. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе XVII – начала XX I вв.
1. Дайте общую характеристику особенностей и результатов развития школы и педагогики на Западе в эпоху Нового времени.
2. Почему Я.А. Коменского считают основоположником научной педагогики?
3. На каких принципах Дж. Локк предлагал строить взаимоотношения между воспитателем и воспитанником?
4. В чем новаторский смысл такого высказывания Ж.-Ж. Руссо: «Пусть ваш воспитанник делает все, что он хочет, но пусть он хочет того, что желаете вы»?
5. Какими общими чертами со второй половины XIX в. характеризовались системы образования в развитых странах мира (США, Англия, Германия, Япония) и в чем проявляется их специфика в отдельных государствах (например, в Англии)?
6. В чем сущность развивающего обучения по И.Г. Песталоцци?
7. Как вы понимаете идеи И.Ф. Гербарта о ступенях обучения?
8. В чем состоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном развитии?
9. Какие из дидактических правил, сформулированных А. Дистервегом, наиболее актуальны в современной школьной практике?
10. Какие важные особенности были присущи зарубежной школе и педагогике в первой половине 1900-х гг.?
11. Охарактеризуйте основные направления модернизации учебно-воспитательного процесса в зарубежной школе, покажите роль экспериментальных школ, новых технических средств массовой информации.
Модуль 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.
1. В чем состоит особенность начального периода развития просвещения на Руси? Какими были идеалы воспитания?
2. Что являлось характерным для школьного обучения в Русском государстве в XIV – XVI вв.? Охарактеризуйте принципы организации школ, содержание обучения в них.
3. Каковы были главные изменения, произошедшие в воспитании и обучении в 1700-х гг. в России?
4. Расскажите о петровских школьных реформах. Какая судьба их постигла во второй четверти XVIII в.?
5. Расскажите о наиболее важнейших событиях в российском образовании, происшедших к середине 1770-х гг.
6. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия в развитии школы и педагогической науки России первой половины ХIХ в.
7. Почему можно говорить о реакционности школьной политики 1866-1890 гг.? Какие тенденции обнаруживаются в развитии теории и практики образования в России в конце ХIХ – начале ХХ вв.?
8. Какие педагогические идеи К. Д. Ушинского наиболее актуальны для современности?
9. В чем характерные особенности педагогики Л. Толстого?
Дата: 2019-05-28, просмотров: 289.