Инструкция к выполнению теста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Цель: определить уровень овладения студентами знаниями об истории возникновения и особенностях развития отечественного воспитания, образования и педагогической мысли до XIX в.

2. Время тестирования -1 час 15 минут.

3. Количество заданий — 8

4. Тест состоит из 8 вопросов, для ответа на которые необходимо выбрать из нескольких ответов один правильный либо установить соответствие.

5. Шкала оценок: каждый правильный ответ оценивается на 1 балл. Итого: 8 вопросов к модулю «Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.» по 1 баллу = 8 баллов.

ВОПРОСЫ К ВНУТРИСЕМЕСТРОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ЧЕТВЕРТОМУ МОДУЛЮ (контрольная работа)

( max 6, полный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл)

Вариант 1

1. Почему педагогику С.Т.Шацкого называют социальной педагогикой?

2.Каковы особенности развития образования в 30-90-е гг.?

3.Как осуществлялась А.С.Макаренко педагогика индивидуального развития воспитанников?

4.Как В.А.Сухомлинский определял цели и содержание воспитания?

5.На каких принципах строится педагогика сотрудничества?

6.Охарактеризуйте школьную систему в России на рубеже XX-XXI в.

 

Вариант 2

1. Сформулируйте общие принципы, определявшие содержание школьного образования в 20-х гг. XX в.

2. Из каких элементов складывается, по мнению С.Т.Шацкого, детская жизнь?

3. На каких принципах строился детский коллектив А.С.Макаренко?

4. Какие качества личности развивал В.А.Сухомлинский в своей педагогической практике?

5. Назовите известных вам педагогов-новаторов 80-х гг. XX в. Что их сближает и в чем своеобразие их педагогической деятельности7

6. Каковы ведущие тенденции современного образовательного процесса в России?

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. История образования как наука и учебный курс, ее предмет, задачи, источники. Исторический подход в изучении педагогических явлений.

2. Происхождение и генезис воспитания в условиях первобытнообщинного строя.

3. Спартанская и Афинская системы воспитания и образования.

4. Становление и сущность христианской педагогической традиции.

5. Гуманистическая философско-педагогическая мысль в эпоху возрождения.

6. Я. А. Коменский и становление педагогической науки. Идея природосообразности в воспитании.

7. Содержание и методы воспитания джентльмена согласно педагогической концепции Дж.Локка.

8. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания в становлении человека (К. А. Гельвеций, Д. Дидро).

9. Система образования и воспитания, изложенная в романе Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании».

10. Сущность теории элементарного образования И. Г. Песталоцци.

11. Педагогические взгляды и деятельность А. Дистервега.

12. Реформаторская педагогика конца XIX ‑ начала XX вв. в Западной Европе и США, ее влияние на развитие современного образования.

13. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса за рубежом.

14. Воспитание у восточных славян до X в. Влияние христианства на образование и развитие педагогической мысли в Киевской Руси.

15. Развитие школы в русском централизованном государстве до XVIII в.

16. Школа и образование в период правления Петра I. Зарождение и развитие профессионального образования в России.

17. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования и ее противоречивость

18. Идея народности в педагогической системе К. Д. Ушин­ского.

19. Л. Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения.

20. Школа и педагогическая мысль в России в конце ХIХ – начале ХХ вв.

21. Концепция единой трудовой школы.

22. Советская школа и педагогика 20-х ‑ начала 30-х гг.

23. Коллектив и личность в педагогической системе А. С. Ма­каренко.

24. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Послевоенные реформы в образовании.

25. Проблема воспитания гармоничной гуманной личности в педагогике В. А. Сухомлинского.

26. Кризис советской школы 70-х ‑ начала 80-х гг. Движение педагогов-новаторов.

27. Реформы в общеобразовательной школе России в 1990-х гг. Создание школ нового типа.

28. Современная российская школа и основные направления ее развития.

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ БИЛЕТОВ К ЭКЗАМЕНУ

Билет №1

1. История образования как наука и учебный курс, ее предмет, задачи, источники. Исторический подход в изучении педагогических явлений.

2. Гуманистическая философско-педагогическая мысль в эпоху возрождения.

Билет №2

1. Происхождение воспитания. Воспитание в первобытном обществе.

2. Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования и ее противоречивость

Билет №3

1. Спартанская и Афинская системы воспитания и образования.

2. Идея народности в педагогической системе К. Д. Ушин­ского.

Билет №4

1. Становление и сущность христианской педагогической традиции.

2. Коллектив и личность в педагогической системе А. С. Ма­каренко.

Билет №5

1. Я. А. Коменский и становление педагогической науки. Идея природосообразности в воспитании.

2. Школа и педагогическая мысль в России в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Билет №6

1. Система образования и воспитания, изложенная в романе               Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании».

2. Реформы в общеобразовательной школе России в 1990-х гг. Создание школ нового типа.

Билет №7

1. Содержание и методы воспитания джентльмена согласно педагогической концепции Дж.Локка.

2. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Послевоенные реформы в образовании.

Билет №8

1. Французские просветители о проблеме места и роли воспитания в становлении человека (К. А. Гельвеций, Д. Дидро).

2. Кризис советской школы 70-х ‑ начала 80-х гг. Движение педагогов-новаторов.



Билет №9

1. Сущность теории элементарного образования И. Г. Песталоцци.

2. Л. Н. Толстой о народной школе, ее задачах и методах обучения.

Билет №10

1. Педагогические взгляды и деятельность А. Дистервега.

2. Развитие школы в русском централизованном государстве до XVIII в.

Билет №11

1. Реформаторская педагогика конца XIX ‑ начала XX вв. в Западной Европе и США, ее влияние на развитие современного образования.

2. Школа и образование в период правления Петра I. Зарождение и развитие профессионального образования в России.

Билет №12

1. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса за рубежом.

2. Концепция единой трудовой школы.

Билет №13

1. Советская школа и педагогика 20-х ‑ начала 30-х гг.

2. Современная российская школа и основные направления ее развития.

Билет №14

1. Воспитание у восточных славян до X в. Влияние христианства на образование и развитие педагогической мысли в Киевской Руси.

2. Проблема воспитания гармоничной гуманной личности в педагогике В. А. Сухомлинского.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО МОДУЛЯМ

Модуль 1. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем мире, в период Средневековья и Возрождения

1. Что изучает история педагогики? Какие современные проблемы исторической науки могут быть при­знаны актуальными и для истории образования?

2. Какие предпосылки обусловили возникновение воспитания?

3. Каковы основные факторы возникновения и развития пер­вых учебных заведений в древних цивилизациях Востока?

4. В чем выражается преемственность педагогических традиций в шко­лах античности?

5. Что интересного и полезного можно заимствовать в системе спартан­ского и афинского воспитания для современной практики образова­ния?

6. Какие педагогические проблемы, значимые для современной тео­рии и практики образования, были поставлены в античную эпоху?

7. Справедливо ли утверждение, что «Средневековье ‑ это время застоя в развитии педагогической теории и практики»?

8. Назовите известных вам представителей педагогической мысли эпохи Возрождения.

9. Что целесообразно было бы сегодня восстановить из утраченных средневековых походов к формированию личности?

 

Модуль 2. Развитие образования и педагогической мысли в Западной Европе XVII – начала XX I вв.

1. Дайте общую характеристику особенностей и результатов развития школы и педагогики на Западе в эпоху Нового времени.

2. Почему Я.А. Коменского считают основоположником научной педаго­гики?

3. На каких принципах Дж. Локк предлагал строить взаимоотношения ме­жду воспитателем и воспитанником?

4. В чем новаторский смысл такого высказывания Ж.-Ж. Руссо: «Пусть ваш воспитанник делает все, что он хочет, но пусть он хочет того, что же­лаете вы»?

5. Какими общими чертами со второй половины XIX в. характеризовались сис­темы образования в развитых странах мира (США, Англия, Германия, Япония) и в чем проявляется их специфика в отдельных государствах (на­пример, в Англии)?

6. В чем сущность развивающего обучения по И.Г. Песталоцци?

7. Как вы понимаете идеи И.Ф. Гербарта о ступенях обучения?

8. В чем со­стоят преемственность и специфика его теорий об управлении, обучении и нравственном развитии?

9. Какие из дидактических правил, сформулированных А. Дистервегом, наиболее актуальны в современной школьной практике?

10. Какие важные особенности были присущи зарубежной школе и педа­гогике в первой половине 1900-х гг.?

11. Охарактеризуйте основные направления модернизации учебно-воспи­тательного процесса в зарубежной школе, покажите роль эксперимен­тальных школ, новых технических средств массовой информации.

Модуль 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XX в.

1. В чем состоит особенность начального периода развития просвеще­ния на Руси? Какими были идеалы воспитания?

2. Что являлось характерным для школьного обучения в Русском го­сударстве в XIV – XVI вв.? Охарактеризуйте принципы организации школ, содержание обуче­ния в них.

3. Каковы были главные изменения, произошедшие в воспитании и обу­чении в 1700-х гг. в России?

4. Расскажите о петровских школьных реформах. Какая судьба их по­стигла во второй четверти XVIII в.?

5. Расскажите о наиболее важнейших со­бытиях в российском образовании, происшедших к середине 1770-х гг.

6. Назовите основные, на ваш взгляд, противоречия в развитии школы и педагогической науки России первой половины ХIХ в.

7. Почему можно говорить о реакционности школьной политики 1866-1890 гг.? Какие тенденции обнаруживаются в развитии теории и практики об­разования в России в конце ХIХ – начале ХХ вв.?

8. Какие педагогические идеи К. Д. Ушинского наиболее актуальны для современности?

9. В чем характерные особенности педагогики Л. Толстого?

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 289.