Статья 16.23. Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Совершение таможенных операции от имени дек­ларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в Реестр таможенных брокеров (предста­вителей), либо включенным в указанный Реестр на

основании недействительных документов, либо исклю­ченным из него, за исключением случаев, если обязан­ность по совершению таможенных операций возник­ла до исключения таможенного брокера (представи­теля) из указанного Реестра либо если таможенным законодательством Российской Федерации предостав­лено право на совершение таможенных операций без требования о включении лица в Реестр таможенных брокеров (представителей),

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридичес­ких лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Осуществление деятельности в качестве та­моженных перевозчиков, владельцев складов времен­ного хранения или владельцев таможенных складов лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исклю­ченными из реестров лиц, осуществляющих деятель­ность в области таможенного дела, за исключением случаев, если осуществление такой деятельности свя­зано с завершением таможенных операций, обязан­ность по совершению которых возникла до исключе­ния лица из соответствующего реестра, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц от деся­ти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3.Несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведении, указанных а заявлении о включении в реестры лиц, осуществляю­щих деятельность в области таможенного дела, влечет предупреждение или наложение админис­тративного штрафа на должностных лиц в размере от ста до пятисот рублей; на юридических лиц от двух тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом данного административного правонару­шения является установленный Таможенным кодек­сом РФ порядок осуществления деятельности в облас­ти таможенного дела (так называемого «околотамо­женного бизнеса»).

Деятельность в области таможенного дела осуще­ствляется следующими категориями лиц:

а)таможенными брокерами (представителями) (гл. 15 ТК РФ);

б)таможенными перевозчиками (глава 11 ТК РФ);

в)владельцами складов временного хранения (глава 12 ТК РФ),

г)владельцами таможенных складов (§ 5 гл. 19 ТК РФ). В соответствии со ст. 18 ТК РФ деятельность в области таможенного дела могут осуществлять толь­ко лица, включенные в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможен­ного дела, т. е. Реестр таможенных брокеров (пред­ставителей), Реестр таможенных перевозчиков, Ре­естр владельцев складов временного хранения, Ре­естр владельцев таможенных складов. Исключение лица из Реестра влечет утрату им права осуществ­лять соответствующую деятельность. Порядок веде­ния указанных Реестров, включения и исключения из них лиц и порядок выдачи свидетельств о вклю­чении лиц в такие реестры регламентирован норма­ми главы 3 ТК РФ, других глав Таможенного кодек­са РФ, регулирующими каждый конкретный вид де­ятельности в области таможенного дела, а также соответствующими подзаконными нормативно-право­выми актами, издаваемыми федеральным органом ис­полнительной власти, уполномоченным в области та­моженного дела, в частности;

•        Приказом ГТК России от 2 октября 2003 г. № 1098 «Об утверждении правил ведения Реестра таможен­ных брокеров (представителей)»;

•        Приказом ГТК России от 27 декабря 2003 г. № 1343 «Об утверждении положения о включении юриди­ческих лиц в Реестр таможенных перевозчиков и порядке его ведения»;

•        Приказом ГТК России от 26 сентября 2003г. № 1070 «Об утверждении положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временно­го хранения»;

•        Приказом ГТК России от 3 сентября 2003 г. 960 «Об утверждении положения о включении юриди­ческих лиц в Реестр владельцев таможенных скла­дов и порядке его ведения ГТК России».

 

 Объективная сторона административного правона­рушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ, выражается в совершении от имени декларанта или других заинтересованных в этом лиц таможенных опе­раций следующими лицами:

а) не включенными в Реестр таможенных брокеров (представителей), в том числе, лицами, которые не могут согласно положениям Таможенного ко­декса РФ быть включены в такой реестр (то есть иными словами — вообще ие имеют права на та­кую деятельность);

б) включенными в указанный Реестр на основании недействительных документов,

в) исключенными из такого Реестра.

При этом следует иметь в виду, что противоправ­ным деянием по смыслу формулировки диспозиции ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ будет являться совершение любых таможенных операций, возникновение права на совершение которых от имени декларанта и дру­гих лиц связано с включением лица в Реестр тамо­женных брокеров (представителей). Примерами таких операций могут быть операции, осуществляемые при декларировании товаров.

Следует также иметь в виду, что по смыслу поло­жений Таможенного кодекса РФ ни физические, ни юридические лица, не включенные в Реестр таможен­ных брокеров (представителей) не вправе осуществ­лять таможенные операции от имени других лиц, бе­зотносительно того, могут они быть включены в такие реестры или нет.

Так, в частности, с учетом положений ст. 124 ТК РФ, физические лица не вправе на основании гражданско-правовых договоров или доверенностей декларировать товары от имени юридических лиц, с которыми они не состоят в трудовых отношениях.

В соответствии с ч. 5 ст. 124 ТК РФ таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. И далее в ч. 5 ст. 124 ТК РФ идет оговорка о том, что удостоверение декларации производится путем проставления печа­ти, если в соответствии с законодательством Российс­кой Федерации лицо, составившее таможенную дек­ларацию, должно иметь печать. Таким образом, в соответствии с вышеуказанной нормой таможенная дек­ларация от имени декларанта — юридического лица заполняется и подписывается его работником, с кото­рым заключен соответствующий трудовой договор. При этом «лицом, составившим таможенную декларацию», будет являться юридическое лицо, от имени которого и действует на основании доверенности его соответ­ствующий работник.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 18 и 139 ТК РФ правом на осуществление деятельности по совершению таможенных операций от имени и по по­ручению третьих лиц обладают таможенные брокеры (представители). Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтере­сованными лицами строятся на договорной основе (ч. 4 ст. 139 ТК РФ). А необходимым условием осуществ­ления лицами деятельности в области таможенного дела в качестве таможенного брокера (представителя) является включение таких лиц в Реестр таможенных брокеров (ч. 1 ст. 139 ТК РФ).

Таким образом, от имени декларанта — юридичес­кого лица осуществлять действия по декларированию товаров, кроме его работника, может только таможен­ный брокер, включенный в соответствующий реестр. Физические лица, не состоящие в трудовых отношени­ях с декларантом, не вправе на основании гражданско-правовых договоров (например, договора поручения) или доверенностей декларировать товары от имени юриди­ческих лиц. Физическое лицо, подписавшее таможен­ную декларацию от имени юридического лица — дек­ларанта на основании договора поручения, не являясь при этом работником указанного юридического лица, -как раз и подлежит административной ответственнос­ти по ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ.  

В то же время Таможенный кодекс РФ устанавли­вает следующие исключения из этого общего прави­ла, разрешая физическим лицам представлять инте­ресы третьих лиц (как физических, так и юридичес­ких) при осуществлении таможенных операций:

1)   это представление от имени и по поручению пере­возчика документов на товары и транспортные сред­ства при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации (ч. 5 ст. 72 ТК РФ);

2)  это декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу в несопровождаемом багаже, от имени другого физического лица на основании его доверенности (ч. 6 ст. 286 ТК РФ).

В этой связи в диспозиции ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ законодателем как раз и сделана соответствующая ого­ворка о том, что совершение таможенных операций, если таможенным законодательством предоставлено право на их совершение без требования о включении лица в Реестр таможенных брокеров, ответственности по данной части анализируемой статьи КоАП РФ не влечет.

Не подпадают под диспозицию ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ также и случаи, когда товары декларируются от своего имени юридическим лицом, не являющимся декларан­том в соответствии со ст. 16 и 126 ТК РФ (например, когда лицо действует на основании договора с декла­рантом об оказании услуг по таможенному оформле­нию). Иными словами, поскольку диспозиция ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ в качестве противоправного деяния рассматривает незаконное декларирование товаров «от имени декларанта или других заинтересованных лиц» (т. е. от третьих лиц, иными словами), то подача тамо­женной декларации от своего имени ненадлежащим лицом должна влечь отказ в принятии такой декларации (ч. 2 ст. 132 ТК РФ), а не административную от­ветственность по ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ.

Незаконное осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов вре­менного хранения и владельцев, таможенных складов лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исклю­ченными из такого реестра, влечет ответственность по ч. 2 ст. 16.23 КоАП РФ.

Объективная сторона данного административного правонарушения может выражаться в незаконном осу­ществлении указанными лицами перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, либо хра­нения товаров, имеющих статус находящихся на вре­менном хранении или помещенных под таможенный режим таможенного склада. При этом понятие недей­ствительных документов для целей применения гла­вы 16 КоАП РФ, в том числе и анализируемой статьи, раскрывается в примечании 2 к ст. 16.1 КоАП РФ, а перечни документов и сведений, подаваемых лицом для включения в соответствующий реестр, установле­ны нормами ст. 95, 110, 141 и 228 ТК РФ.

В случае совершения лицами, исключенными из соответствующих реестров, таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до их исключения из реестров, ответственность по ч. 1 и 2 ст. 16.23 КоАП РФ не наступает. Прямое указание на это в диспозициях анализируемых норм КоАП РФ корреспондирует положению ч. 2 ст. 22 ТК РФ о том, что исключение юридического лица из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможен­ного дела, не освобождает это лицо от обязанности совершить действия, обязанность по совершению ко­торых возникла до исключения юридического лица из соответствующего реестра, в соответствии с поряд­ком, установленным Таможенным кодексом РФ.

Часть 3 ст. 16.23 КоАП РФ устанавливает админи­стративную ответственность за невыполнение лицом, включенным в соответствующий реестр лиц, осуще­ствляющих деятельность в области таможенного дела (равно как и его правопреемником) предусмотренной в ч. 2 ст. 21 ТК РФ обязанности сообщить таможенно­му органу в пятидневный срок со дня наступления соответствующих событий или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении в письменной форме об изменении сведений, указанных в заявлении, подава­емом в таможенный орган для включения в соответ­ствующий реестр. Причем объективную сторону дан­ного административного правонарушения образует как вовсе несообщение таможенному органу указанных сведений, так и их сообщение с нарушением указан­ного выше срока для исполнения соответствующей обязанности.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ могут быть граждане, должностные лица и юридические лица, а правонарушений, предусмотрен­ных ч. 2 и 3 этой статьи КоАП РФ —только юриди­ческие и должностные лица.

С субъективной стороны правонарушение харак­теризуется виной, для граждан должностных лиц пре­имущественно — в умышленной форме, когда лицо знало либо сознавало, что незаконно осуществляет предпринимательскую деятельность в области тамо­женного дела, но, тем не менее, делало это. Соверше­ние данного правонарушения возможно, в принципе, и по неосторожности, например, в части нарушения должностным лицом срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявле­нии о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Форма вины физических лиц на квалификацию содеянного не вли­яет. Вина же юридических лиц определяется по пра­вилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Составлять протоколы об административных пра­вонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ и рассматривать дела о таких административных правонарушениях могут только должностные лица та­моженных органов (ст. 28.3 и 23.8 КоАП РФ).

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 198.