1. Совершение таможенных операции от имени декларанта или других заинтересованных лиц лицом, не включенным в Реестр таможенных брокеров (представителей), либо включенным в указанный Реестр на
основании недействительных документов, либо исключенным из него, за исключением случаев, если обязанность по совершению таможенных операций возникла до исключения таможенного брокера (представителя) из указанного Реестра либо если таможенным законодательством Российской Федерации предоставлено право на совершение таможенных операций без требования о включении лица в Реестр таможенных брокеров (представителей), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения или владельцев таможенных складов лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенными из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, за исключением случаев, если осуществление такой деятельности связано с завершением таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до исключения лица из соответствующего реестра, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3.Несообщение либо нарушение срока сообщения таможенному органу об изменении сведении, указанных а заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до пятисот рублей; на юридических лиц — от двух тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является установленный Таможенным кодексом РФ порядок осуществления деятельности в области таможенного дела (так называемого «околотаможенного бизнеса»).
Деятельность в области таможенного дела осуществляется следующими категориями лиц:
а)таможенными брокерами (представителями) (гл. 15 ТК РФ);
б)таможенными перевозчиками (глава 11 ТК РФ);
в)владельцами складов временного хранения (глава 12 ТК РФ),
г)владельцами таможенных складов (§ 5 гл. 19 ТК РФ). В соответствии со ст. 18 ТК РФ деятельность в области таможенного дела могут осуществлять только лица, включенные в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, т. е. Реестр таможенных брокеров (представителей), Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов. Исключение лица из Реестра влечет утрату им права осуществлять соответствующую деятельность. Порядок ведения указанных Реестров, включения и исключения из них лиц и порядок выдачи свидетельств о включении лиц в такие реестры регламентирован нормами главы 3 ТК РФ, других глав Таможенного кодекса РФ, регулирующими каждый конкретный вид деятельности в области таможенного дела, а также соответствующими подзаконными нормативно-правовыми актами, издаваемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в частности;
• Приказом ГТК России от 2 октября 2003 г. № 1098 «Об утверждении правил ведения Реестра таможенных брокеров (представителей)»;
• Приказом ГТК России от 27 декабря 2003 г. № 1343 «Об утверждении положения о включении юридических лиц в Реестр таможенных перевозчиков и порядке его ведения»;
• Приказом ГТК России от 26 сентября 2003г. № 1070 «Об утверждении положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения»;
• Приказом ГТК России от 3 сентября 2003 г. N° 960 «Об утверждении положения о включении юридических лиц в Реестр владельцев таможенных складов и порядке его ведения ГТК России».
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ, выражается в совершении от имени декларанта или других заинтересованных в этом лиц таможенных операций следующими лицами:
а) не включенными в Реестр таможенных брокеров (представителей), в том числе, лицами, которые не могут согласно положениям Таможенного кодекса РФ быть включены в такой реестр (то есть иными словами — вообще ие имеют права на такую деятельность);
б) включенными в указанный Реестр на основании недействительных документов,
в) исключенными из такого Реестра.
При этом следует иметь в виду, что противоправным деянием по смыслу формулировки диспозиции ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ будет являться совершение любых таможенных операций, возникновение права на совершение которых от имени декларанта и других лиц связано с включением лица в Реестр таможенных брокеров (представителей). Примерами таких операций могут быть операции, осуществляемые при декларировании товаров.
Следует также иметь в виду, что по смыслу положений Таможенного кодекса РФ ни физические, ни юридические лица, не включенные в Реестр таможенных брокеров (представителей) не вправе осуществлять таможенные операции от имени других лиц, безотносительно того, могут они быть включены в такие реестры или нет.
Так, в частности, с учетом положений ст. 124 ТК РФ, физические лица не вправе на основании гражданско-правовых договоров или доверенностей декларировать товары от имени юридических лиц, с которыми они не состоят в трудовых отношениях.
В соответствии с ч. 5 ст. 124 ТК РФ таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. И далее в ч. 5 ст. 124 ТК РФ идет оговорка о том, что удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать. Таким образом, в соответствии с вышеуказанной нормой таможенная декларация от имени декларанта — юридического лица заполняется и подписывается его работником, с которым заключен соответствующий трудовой договор. При этом «лицом, составившим таможенную декларацию», будет являться юридическое лицо, от имени которого и действует на основании доверенности его соответствующий работник.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 18 и 139 ТК РФ правом на осуществление деятельности по совершению таможенных операций от имени и по поручению третьих лиц обладают таможенные брокеры (представители). Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе (ч. 4 ст. 139 ТК РФ). А необходимым условием осуществления лицами деятельности в области таможенного дела в качестве таможенного брокера (представителя) является включение таких лиц в Реестр таможенных брокеров (ч. 1 ст. 139 ТК РФ).
Таким образом, от имени декларанта — юридического лица осуществлять действия по декларированию товаров, кроме его работника, может только таможенный брокер, включенный в соответствующий реестр. Физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с декларантом, не вправе на основании гражданско-правовых договоров (например, договора поручения) или доверенностей декларировать товары от имени юридических лиц. Физическое лицо, подписавшее таможенную декларацию от имени юридического лица — декларанта на основании договора поручения, не являясь при этом работником указанного юридического лица, -как раз и подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ.
В то же время Таможенный кодекс РФ устанавливает следующие исключения из этого общего правила, разрешая физическим лицам представлять интересы третьих лиц (как физических, так и юридических) при осуществлении таможенных операций:
1) это представление от имени и по поручению перевозчика документов на товары и транспортные средства при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации (ч. 5 ст. 72 ТК РФ);
2) это декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу в несопровождаемом багаже, от имени другого физического лица на основании его доверенности (ч. 6 ст. 286 ТК РФ).
В этой связи в диспозиции ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ законодателем как раз и сделана соответствующая оговорка о том, что совершение таможенных операций, если таможенным законодательством предоставлено право на их совершение без требования о включении лица в Реестр таможенных брокеров, ответственности по данной части анализируемой статьи КоАП РФ не влечет.
Не подпадают под диспозицию ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ также и случаи, когда товары декларируются от своего имени юридическим лицом, не являющимся декларантом в соответствии со ст. 16 и 126 ТК РФ (например, когда лицо действует на основании договора с декларантом об оказании услуг по таможенному оформлению). Иными словами, поскольку диспозиция ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ в качестве противоправного деяния рассматривает незаконное декларирование товаров «от имени декларанта или других заинтересованных лиц» (т. е. от третьих лиц, иными словами), то подача таможенной декларации от своего имени ненадлежащим лицом должна влечь отказ в принятии такой декларации (ч. 2 ст. 132 ТК РФ), а не административную ответственность по ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ.
Незаконное осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и владельцев, таможенных складов лицами, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенными из такого реестра, влечет ответственность по ч. 2 ст. 16.23 КоАП РФ.
Объективная сторона данного административного правонарушения может выражаться в незаконном осуществлении указанными лицами перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, либо хранения товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении или помещенных под таможенный режим таможенного склада. При этом понятие недействительных документов для целей применения главы 16 КоАП РФ, в том числе и анализируемой статьи, раскрывается в примечании 2 к ст. 16.1 КоАП РФ, а перечни документов и сведений, подаваемых лицом для включения в соответствующий реестр, установлены нормами ст. 95, 110, 141 и 228 ТК РФ.
В случае совершения лицами, исключенными из соответствующих реестров, таможенных операций, обязанность по совершению которых возникла до их исключения из реестров, ответственность по ч. 1 и 2 ст. 16.23 КоАП РФ не наступает. Прямое указание на это в диспозициях анализируемых норм КоАП РФ корреспондирует положению ч. 2 ст. 22 ТК РФ о том, что исключение юридического лица из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, не освобождает это лицо от обязанности совершить действия, обязанность по совершению которых возникла до исключения юридического лица из соответствующего реестра, в соответствии с порядком, установленным Таможенным кодексом РФ.
Часть 3 ст. 16.23 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение лицом, включенным в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (равно как и его правопреемником) предусмотренной в ч. 2 ст. 21 ТК РФ обязанности сообщить таможенному органу в пятидневный срок со дня наступления соответствующих событий или со дня, когда лицу стало известно об их наступлении в письменной форме об изменении сведений, указанных в заявлении, подаваемом в таможенный орган для включения в соответствующий реестр. Причем объективную сторону данного административного правонарушения образует как вовсе несообщение таможенному органу указанных сведений, так и их сообщение с нарушением указанного выше срока для исполнения соответствующей обязанности.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.23 КоАП РФ могут быть граждане, должностные лица и юридические лица, а правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 этой статьи КоАП РФ —только юридические и должностные лица.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной, для граждан должностных лиц преимущественно — в умышленной форме, когда лицо знало либо сознавало, что незаконно осуществляет предпринимательскую деятельность в области таможенного дела, но, тем не менее, делало это. Совершение данного правонарушения возможно, в принципе, и по неосторожности, например, в части нарушения должностным лицом срока сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Форма вины физических лиц на квалификацию содеянного не влияет. Вина же юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ и рассматривать дела о таких административных правонарушениях могут только должностные лица таможенных органов (ст. 28.3 и 23.8 КоАП РФ).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 198.