Или распоряжение условно выпущенными
Товарами либо незаконное пользование
Арестованными товарами
1. Пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо товарами, выпущенными без представления сведений и документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в нарушение, установленных запретов и (или) ограничений —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одного до двукратиого размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
2. Пользование товарами, на которые, при проведении таможенного контроля наложен арест, без разрешения таможенного органа —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ является порядок предоставления таможенных льгот, а непосредственным объектом — условно выпущенные товары, в отношении которых эти льготы были предоставлены. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.20 КоАП РФ является порядок таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу России товаров в части пользования товарами, на которые при проведении таможенного контроля был наложен арест таможенными органами.
В соответствии с положениями главы 16 ТК РФ выпуск товаров, т. е. действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом, осуществляется таможенными органами не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам (за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с ч. 2 ст. 359 ТК РФ) при соблюдении следующих условий:
1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном право н ару шении, устранены, а также за исключением случаев, когда дело об административном правонарушении все же было возбуждено, но товары не были изъяты в качестве вещественных доказательств по делу или арестованы, а все условия выпуска товаров при этом декларантом были выполнены;
2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
3)если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ;
4)если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 31 ТК РФ.
Выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров допускается при условии фактического поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов. В случае непоступления сумм таможенных пошлин, налогов на счета таможенных органов товары считаются условно выпущенными. При этом таможенные органы не вправе требовать подтверждение поступления денежных средств на счета таможенных органов. По требованию лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет этого таможенного органа.
Если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенный орган выявит товары, указанные правообладателем или его представителем как контрафактные, то выпуск таких товаров приостанавливается на срок до 10 дней. Порядок приостановления выпуска товаров определен нормами ст. 397 ТК РФ.
Нормами ст. 150 ТК РФ регламентированы случаи выпуска товаров и до подачи в таможенный орган таможенной декларации. Так, при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, либо товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров, а также при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления выпуск товаров может быть осуществлен и до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены коммерческий или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товары, а также представлены документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены и после выпуска товаров), уплачены таможенные платежи или обеспечена их уплата.
В соответствии с положениями ст. 151 ТК РФ условному выпуску, т. е. выпуску, сопряженному с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требования и условий, товары подлежат в случае:
1)если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами;
2)если товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения, а также под специальные таможенные режимы, применимые к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации;
3)если выпускаются товары без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только и целях, соответствующих условиям предоставления таких льгот.
Товары, выпуск которых осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, — то и запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров.
Товары, заявленные к выпуску для свободного обращения, считаются условно выпущенными, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов.
Часть 1 ст. 16.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за пользование, передачу в пользование или во владение либо распоряжение иными способами условно выпущенными на основании п. 1 и 3 ч. 1 ст. 151 ТК РФ товарами, в отношении которых:
1) предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, не связанных с помещением товаров под таможенные режимы, но сопряженных в соответствии с законодательством Российской Федерации с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами;
2) выпуск таможенными органами осуществлен без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности на основании ч, 5 ст. 131 ТК РФ. Такие товары запрещены к передаче третьим лицам любым способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой их качества и безопасности, — также к использованию таких товаров (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ, выявляется таможенными органами, как правило, в ходе осуществления документального контроля (проверки целевого использования товаров), проведения таможенного контроля (например, при осмотре помещений и территорий на основании ст. 375 ТК РФ, при осуществлении таможенной ревизии в соответствии с ч. 1 ст. 376 ТК РФ), в рамках производства по делам об административных правонарушениях, возбужденных по ч. 1 ст. 16.18 или ст, 16.21 КоАП РФ либо при поступлении в таможенные органы соответствующих материалов из других государственных органов (например, из органов ГИБДД) в порядке п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28,1 КоАЛ РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ правомочия собственника раскрываются с помощью [гравомочий владения, пользования и распоряжения. Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя имущество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т. п. ). Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, так как по общему правилу можно пользоваться имуществом, только фактически владея им. Правомочие распоряжения означает возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (например, отчуждение по договору, уничтожение и т. д.).
Статья 224 ГК РФ раскрывает понятие «передачи», под которой признается фактическое вручение вещи приобретателю или сдача ее перевозчику либо в организацию связи для отправки приобретателю, фактическое поступление имущества во владение приобретателя или указанного им лица (например, доставка на его склад), а также передача ему товаросопроводительного документа на вещи. Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента.
Вышеуказанные обстоятельства необходимо учитывать при квалификации противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена анализируемой статьей КоАП РФ, и при ведении производства по такому делу. При этом к материалам дела следует приобщать договоры купли-продажи, дарения, аренды, акты приема-передачи имущества, счета-фактуры, спецификации, накладные, ведомости выдачи имущества, передаточные ведомости, доверенности на право управления транспортным средством, а также объяснения свидетелей заключения таких сделок.
Исходу из способа совершения правонарушения, можно выделить три группы деяний, составляющих
объективную сторону данного административного правонарушения: (1) пользование, (2) передача в пользование или во владение, (3) распоряжение иными способами условно выпущенными на основании п. 1 и 3 ч. 1 ст. 151 ТК РФ товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, либо товарами, выпущенными без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в нарушение установленных запретов и (или) ограничений.
Пользование или распоряжение товарами, для таможенного оформления которых в льготном порядке не имелось достаточных оснований, не влечет наступление ответственности в соответствии с рассматриваемой статьей. Как правило, этому деянию предшествует заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товаре (его наименовании и других характеристиках в соответствии со ст. 124 ТК РФ, в связи с которыми предоставляются льготы), что образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Пользование или распоряжение товарами, помещенными под таможенные режимы, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 151 ТК РФ, в нарушение установленных регламентацией соответствующих таможенных режимов запретов и ограничений, а также передача разрешения на переработку товаров на таможенной территории, передача временно ввезенных товаров, отчуждение, передача прав владения, пользования или распоряжения в отношении товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада, совершенные без разрешения таможенного органа, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо (физическое либо юридическое), декларант, которому были предоставлены льготы по таможенным платежам в отношении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров для строго определенных целей и которое воспользовалось, передало в пользование или во владение другим лицам либо распорядилось иным способом такими товарами нецелевым образом без соответствующего разрешения на это со стороны таможенных органов.
В то же время не образует состава указанного правонарушения передача в аренду транспортных средств, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал организаций, так как в данном случае не нарушается цель использования товара, в связи с которой были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, на-логое.
Нельзя не отметить тот факт, что административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ, имеет свой аналог в Уголовном кодексе РФ, разграничение с которым проводится по степени общественной опасности противоправного деяния. В этой связи при поступлении материалов, содержащих признаки административного правонарушения по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ (например, незаконной передачи физическим лицом в пользование условно выпущенных товаров, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов) уполномоченный на это сотрудник таможенного органа должен их проанализировать и принять меры к определению характера и размера ущерба. Для этого до возбуждения дела об административном правонарушении необходимо направить запрос в функциональное подразделение таможни для расчета подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на дату совершения (обнаружения) правонарушения. В случае, если сумма, неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тысяч рублей (т. е. имеют место признаки преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ), составляется соответствующий рапорт об обнаружении, который регистрируется в книге учета преступлений, после чего материал передается в подразделение дознания для принятия по нему решения в порядке ст. 145 УПК РФ.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 16.20 КоАП РФ образует противоправное действие, выражающееся в пользовании без разрешения таможенного органа товарами, на которые при проведении таможенного контроля был наложен арест. При этом, однако, следует иметь в виду, что пользование товарами, на которые наложен арест в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ, не образует состава рассматриваемого административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 377 ТК РФ пользование товарами, на которые наложен арест при проведении специальной таможенной ревизии, может быть разрешено начальником таможенного органа, назначившим специальную таможенную ревизию, либо лицом, им уполномоченным. Указанное положение в силу положений ч. 1 ст. 391 ТК РФ распространяется и в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу и обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших их на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Субъект данного административного правонарушения специальный: им может быть только то лицо, которому были переданы на хранение арестованные товары.
С субъективной стороны административное правонарушение (как по ч. 1, так и по ч. 2 ст. 16,20 КоАП РФ) характеризуется виной, для физических лиц преимущественно — в умышленной форме, когда лицо сознавало, что посредством нецелевого использования или распоряжения условно выпущенными либо посредством пользования арестованными товарами без соответствующего на это разрешения со стороны таможенных органов, нарушает тем самым установленные таможенные правила и желало этого, хотя возможно и по неосторожности, когда лицо, например, по незнанию допустило нарушение таможенных правил, сопряженное с нецелевым использованием условно выпущенных товаров, хотя могло и должно было знать, что делать этого нельзя. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных действий (бездействия) физических лиц, хотя при решении вопроса о степени ответственности она может учитываться. Вина же юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ могут только должностные лица таможенных органов (ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривать дела о таких правонарушениях — уполномоченные на это должностные лица таможенных органов (ст. 23.8 КоАП РФ) либо судьи (по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ) — в случаях, когда должностное лицо таможенного органа, к которому поступило дело о таком правонарушении, примет решение о передаче его на рассмотрение судье (ч, 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 177.