Статья 16.20. Незаконные пользование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Или распоряжение условно выпущенными

Товарами либо незаконное пользование

Арестованными товарами

1.   Пользование, передача в пользование или во вла­дение либо распоряжение иными способами условно выпущенными товарами, в отношении которых пре­доставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации, либо товарами, выпущенными без представления сведений и документов, подтвержда­ющих соблюдение ограничений, установленных в со­ответствии с законодательством Российской Феде­рации о государственном регулировании внешнетор­говой деятельности, в нарушение, установленных запретов и (или) ограничений —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц от десяти ты­сяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от одного до двукратиого размера стоимости това­ров и (или) транспортных средств, явившихся пред­метами административного правонарушения, с их кон­фискацией или без таковой либо конфискацию пред­метов административного правонарушения.

2. Пользование товарами, на которые, при проведе­нии таможенного контроля наложен арест, без раз­решения таможенного органа

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч деся­ти тысяч рублей; на юридических лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ является по­рядок предоставления таможенных льгот, а непосред­ственным объектом — условно выпущенные товары, в отношении которых эти льготы были предоставлены. Объектом административного правонарушения, преду­смотренного ч. 2 ст. 16.20 КоАП РФ является порядок таможенного контроля перемещаемых через таможен­ную границу России товаров в части пользования това­рами, на которые при проведении таможенного конт­роля был наложен арест таможенными органами.

В соответствии с положениями главы 16 ТК РФ выпуск товаров, т. е. действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным ли­цам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом, осуществляет­ся таможенными органами не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, пред­ставления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам (за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с ч. 2 ст. 359 ТК РФ) при соблюдении следующих условий:

1) если при таможенном оформлении и проверке това­ров таможенными органами не было выявлено на­рушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выяв­ленные нарушения, не являющиеся поводами к воз­буждению дела об административном право н ару шении, устранены, а также за исключением случаев, когда дело об административном правонарушении все же было возбуждено, но товары не были изъяты в качестве вещественных доказательств по делу или арестованы, а все условия выпуска товаров при этом декларантом были выполнены;

2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные докумен­ты, подтверждающие соблюдение ограничений, ус­тановленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регули­ровании внешнеторговой деятельности или в соот­ветствии с международными договорами Россий­ской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

3)если декларантом соблюдены необходимые требо­вания и условия для помещения товаров под из­бранный таможенный режим или применения со­ответствующей таможенной процедуры в соответ­ствии с требованиями Таможенного кодекса РФ;

4)если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 31 ТК РФ.

Выпуск для свободного обращения ввезенных на та­моженную территорию Российской Федерации товаров допускается при условии фактического поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможен­ных органов. В случае непоступления сумм таможен­ных пошлин, налогов на счета таможенных органов товары считаются условно выпущенными. При этом та­моженные органы не вправе требовать подтверждение поступления денежных средств на счета таможенных органов. По требованию лица, уплатившего таможен­ные пошлины, налоги, таможенный орган обязан сам предоставить сведения о поступлении денежных средств на счет этого таможенного органа.

Если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенный орган выявит товары, указанные правообладателем или его предста­вителем как контрафактные, то выпуск таких това­ров приостанавливается на срок до 10 дней. Порядок приостановления выпуска товаров определен норма­ми ст. 397 ТК РФ.

Нормами ст. 150 ТК РФ регламентированы случаи выпуска товаров и до подачи в таможенный орган тамо­женной декларации. Так, при ввозе на таможенную тер­риторию Российской Федерации товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, ава­рий и катастроф, либо товаров, подвергающихся быст­рой порче, живых животных, радиоактивных материа­лов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров, а также при применении специальных упрощенных про­цедур таможенного оформления выпуск товаров может быть осуществлен и до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены коммер­ческий или иные документы, содержащие сведения, по­зволяющие идентифицировать товары, а также представ­лены документы и сведения, подтверждающие соблю­дение ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности (за исключением слу­чаев, когда такие документы и сведения могут быть пред­ставлены и после выпуска товаров), уплачены таможен­ные платежи или обеспечена их уплата.

В соответствии с положениями ст. 151 ТК РФ услов­ному выпуску, т. е. выпуску, сопряженному с обяза­тельствами лица о соблюдении установленных огра­ничений, требования и условий, товары подлежат в случае:

1)если льготы по уплате таможенных пошлин, нало­гов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользо­ванию и распоряжению товарами;

2)если товары помещены под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, пе­реработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, ре­экспорта, международного таможенного транзита, уничтожения, а также под специальные таможен­ные режимы, применимые к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации;

3)если выпускаются товары без представления доку­ментов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации о государствен­ном регулировании внешнеторговой деятельности. Условно выпущенные товары, в отношении кото­рых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только и целях, соответствующих условиям предоставления таких льгот.

Товары, выпуск которых осуществлен таможенны­ми органами без представления документов, подтвер­ждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Феде­рации о государственном регулировании внешнетор­говой деятельности, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчужде­ния иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с про­веркой качества и безопасности этих товаров, — то и запрещены к их использованию (эксплуатации, потреб­лению) в любой форме.

Условно выпущенные товары имеют статус иност­ранных товаров.

Товары, заявленные к выпуску для свободного об­ращения, считаются условно выпущенными, если пре­доставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможен­ных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы таможенных пошлин, налогов.

Часть 1 ст. 16.20 КоАП РФ предусматривает адми­нистративную ответственность за пользование, пере­дачу в пользование или во владение либо распоряже­ние иными способами условно выпущенными на ос­новании п. 1 и 3 ч. 1 ст. 151 ТК РФ товарами, в отношении которых:

1) предоставлены льготы по уплате таможенных по­шлин, налогов, не связанных с помещением това­ров под таможенные режимы, но сопряженных в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами;

2) выпуск таможенными органами осуществлен без представления документов и сведений, подтверж­дающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государ­ственном регулировании внешнеторговой деятель­ности на основании ч, 5 ст. 131 ТК РФ. Такие то­вары запрещены к передаче третьим лицам любым способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с провер­кой их качества и безопасности, — также к исполь­зованию таких товаров (эксплуатации, потребле­нию) в любой форме.

Событие административного правонарушения, пре­дусмотренного ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ, выявляется та­моженными органами, как правило, в ходе осуществле­ния документального контроля (проверки целевого ис­пользования товаров), проведения таможенного контроля (например, при осмотре помещений и территорий на основании ст. 375 ТК РФ, при осуществлении таможен­ной ревизии в соответствии с ч. 1 ст. 376 ТК РФ), в рам­ках производства по делам об административных право­нарушениях, возбужденных по ч. 1 ст. 16.18 или ст, 16.21 КоАП РФ либо при поступлении в таможенные органы соответствующих материалов из других государствен­ных органов (например, из органов ГИБДД) в порядке п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28,1 КоАЛ РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ правомочия собственника раскрываются с помощью [гравомочий владения, пользования и распоряжения. Под правомочием владения понимается основанная на зако­не (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя имущество, содержать его в своем хозяйстве (фактичес­ки обладать им, числить на своем балансе и т. п. ). Пра­вомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно свя­зано с правомочием владения, так как по общему пра­вилу можно пользоваться имуществом, только факти­чески владея им. Правомочие распоряжения означает возможность определения юридической судьбы имуще­ства путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (например, отчуждение по договору, уничтожение и т. д.).

Статья 224 ГК РФ раскрывает понятие «передачи», под которой признается фактическое вручение вещи приобретателю или сдача ее перевозчику либо в орга­низацию связи для отправки приобретателю, факти­ческое поступление имущества во владение приобрета­теля или указанного им лица (например, доставка на его склад), а также передача ему товаросопроводитель­ного документа на вещи. Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента.

Вышеуказанные обстоятельства необходимо учи­тывать при квалификации противоправного деяния, ответственность за которое предусмотрена анализиру­емой статьей КоАП РФ, и при ведении производства по такому делу. При этом к материалам дела следует приобщать договоры купли-продажи, дарения, арен­ды, акты приема-передачи имущества, счета-факту­ры, спецификации, накладные, ведомости выдачи имущества, передаточные ведомости, доверенности на право управления транспортным средством, а также объяснения свидетелей заключения таких сделок.

Исходу из способа совершения правонарушения, можно выделить три группы деяний, составляющих

объективную сторону данного административного пра­вонарушения: (1) пользование, (2) передача в пользо­вание или во владение, (3) распоряжение иными спо­собами условно выпущенными на основании п. 1 и 3 ч. 1 ст. 151 ТК РФ товарами, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, либо товарами, выпущенными без представ­ления документов и сведений, подтверждающих со­блюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государ­ственном регулировании внешнеторговой деятельнос­ти, в нарушение установленных запретов и (или) ог­раничений.

Пользование или распоряжение товарами, для та­моженного оформления которых в льготном порядке не имелось достаточных оснований, не влечет наступ­ление ответственности в соответствии с рассматривае­мой статьей. Как правило, этому деянию предшествует заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товаре (его наименовании и других харак­теристиках в соответствии со ст. 124 ТК РФ, в связи с которыми предоставляются льготы), что образует со­став нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Пользование или распоряжение товарами, помещен­ными под таможенные режимы, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 151 ТК РФ, в нарушение установленных регламен­тацией соответствующих таможенных режимов запре­тов и ограничений, а также передача разрешения на переработку товаров на таможенной территории, пере­дача временно ввезенных товаров, отчуждение, пере­дача прав владения, пользования или распоряжения в отношении товаров, помещенных под таможенный ре­жим таможенного склада, совершенные без разрешения таможенного органа, влечет административную ответ­ственность по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.

Субъектом данного административного правонару­шения является лицо (физическое либо юридическое), декларант, которому были предоставлены льготы по таможенным платежам в отношении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров для строго определенных целей и которое вос­пользовалось, передало в пользование или во владе­ние другим лицам либо распорядилось иным спосо­бом такими товарами нецелевым образом без соответ­ствующего разрешения на это со стороны таможенных органов.

В то же время не образует состава указанного пра­вонарушения передача в аренду транспортных средств, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал орга­низаций, так как в данном случае не нарушается цель использования товара, в связи с которой были предо­ставлены льготы по уплате таможенных пошлин, на-логое.

Нельзя не отметить тот факт, что административ­ное правонарушение, ответственность за которое уста­новлена ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ, имеет свой аналог в Уголовном кодексе РФ, разграничение с которым про­водится по степени общественной опасности противо­правного деяния. В этой связи при поступлении мате­риалов, содержащих признаки административного пра­вонарушения по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ (например, незаконной передачи физическим лицом в пользова­ние условно выпущенных товаров, в отношении кото­рых были предоставлены льготы по уплате таможен­ных пошлин, налогов) уполномоченный на это сотруд­ник таможенного органа должен их проанализировать и принять меры к определению характера и размера ущерба. Для этого до возбуждения дела об админист­ративном правонарушении необходимо направить зап­рос в функциональное подразделение таможни для расчета подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на дату совершения (обнаружения) правона­рушения. В случае, если сумма, неуплаченных тамо­женных платежей превышает 500 тысяч рублей (т. е. имеют место признаки преступления, предусмотрен­ного ст. 194 УК РФ), составляется соответствующий рапорт об обнаружении, который регистрируется в книге учета преступлений, после чего материал пере­дается в подразделение дознания для принятия по нему решения в порядке ст. 145 УПК РФ.

Объективную сторону административного правона­рушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 16.20 КоАП РФ образует противоправное действие, выражающееся в пользовании без разрешения таможен­ного органа товарами, на которые при проведении та­моженного контроля был наложен арест. При этом, од­нако, следует иметь в виду, что пользование товарами, на которые наложен арест в качестве меры обеспече­ния производства по делу об административном право­нарушении в соответствии со ст. 27.14 КоАП РФ, не образует состава рассматриваемого административного правонарушения.

В соответствии с ч. 2 ст. 377 ТК РФ пользование то­варами, на которые наложен арест при проведении спе­циальной таможенной ревизии, может быть разрешено начальником таможенного органа, назначившим специ­альную таможенную ревизию, либо лицом, им уполно­моченным. Указанное положение в силу положений ч. 1 ст. 391 ТК РФ распространяется и в отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу и обнаруженных таможенными органами у лиц, приобретших их на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Субъект данного административного правонаруше­ния специальный: им может быть только то лицо, кото­рому были переданы на хранение арестованные товары.

С субъективной стороны административное право­нарушение (как по ч. 1, так и по ч. 2 ст. 16,20 КоАП РФ) характеризуется виной, для физических лиц пре­имущественно — в умышленной форме, когда лицо сознавало, что посредством нецелевого использования или распоряжения условно выпущенными либо по­средством пользования арестованными товарами без соответствующего на это разрешения со стороны та­моженных органов, нарушает тем самым установлен­ные таможенные правила и желало этого, хотя воз­можно и по неосторожности, когда лицо, например, по незнанию допустило нарушение таможенных пра­вил, сопряженное с нецелевым использованием услов­но выпущенных товаров, хотя могло и должно было знать, что делать этого нельзя. Форма вины в принци­пе не влияет на квалификацию противоправных дей­ствий (бездействия) физических лиц, хотя при реше­нии вопроса о степени ответственности она может учи­тываться. Вина же юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Составлять протоколы об административных пра­вонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ могут только должностные лица таможен­ных органов (ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривать дела о таких правонарушениях — уполномоченные на это должностные лица таможенных органов (ст. 23.8 КоАП РФ) либо судьи (по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ) — в слу­чаях, когда должностное лицо таможенного органа, к которому поступило дело о таком правонарушении, примет решение о передаче его на рассмотрение судье (ч, 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 147.