Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нарушение сроков уплаты, таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через тамо­женную границу Российской Федерации,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пя­тисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ является поря­док обложения перемещаемых через таможенную гра­ницу Российской Федерации товаров таможенными платежами и порядок их уплаты, а непосредственным объектом правонарушения — сумма таможенных пла­тежей, неуплаченных в установленные для этого сро­ки в связи с перемещением товаров через таможен­ную границу Российской Федерации.

Таможенные платежи — это таможенные пошли­ны, налоги и таможенные сборы, взимаемые в уста­новленном порядке таможенными органами Россий­ской Федерации.

Таможенным кодексом РФ (ст. 318) предусмотре­ны следующие виды таможенных платежей:

1)ввозная таможенная пошлина;

2)вывозная таможенная пошлина;

3)налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Россий­ской Федерации;

4)акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможен­ную территорию Российской Федерации;

5)таможенные сборы.

Объективную сторону правонарушения, предусмот­ренного ст. 16.22 КоАП РФ, образуют противоправ­ное действие, выражающееся в уплате таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате в связи с пе­ремещением товаров через таможенную границу Рос­сийской Федерации, с нарушением установленных для этого сроков такой уплаты. Нарушение сроков упла­ты таможенных сборов, как следует из диспозиции ст. 16.22 КоАП РФ, объективную сторону данного ад­министративного правонарушения не образует.

При перемещении товаров через таможенную гра­ницу обязанность по уплате таможенных пошлин, на­логов возникает:

1)при ввозе товаров — с момента пересечения тамо­женной границы;

2)при вывозе товаров— с момента подачи таможен­ной декларации или совершения действий, непо­средственно направленных на вывоз товаров с та­моженной территории Российской Федерации. Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов рег­ламентированы нормами ст. 329 ТК РФ. Так, по об­щему правилу при ввозе товаров в Российскую Феде­рацию таможенные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внут­реннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. А при вывозе товаров — не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Таможенным кодексом РФ. Таким образом, срок упла­ты таможенных пошлин, налогов соответствует сро­ку, установленному ст. 129 ТК РФ для подачи тамо­женной декларации, хотя и не привязан к нему. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 329 ТК РФ при наруше­нии требований и условий таможенных процедур, ко­торое в соответствии с настоящим Таможенным ко­дексом РФ влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных плате­жей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответству­ющей таможенной процедуры.

Таможенный кодекс РФ (ст. 330) предусматривает возможность уплаты таможенных платежей и авансом, т. е. заранее — в счет предстоящих таможенных плате­жей и не идентифицированные плательщиком в каче­стве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации, а также в ино­странной валюте в соответствии с валютным законода­тельством Российской Федерации. Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансо­вых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в ка­честве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на аван­совые платежи в соответствии со ст. 353 ТК РФ. В ка­честве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени тамо­женной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. При этом по требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования. В случае несогласия пла­тельщика с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денеж­ных средств плательщика. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, определяемой федераль­ным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и плательщиком. Один экземпляр акта после его подпи­сания подлежит вручению плательщику. Возврат аван­совых платежей осуществляется по правилам, преду­смотренным Таможенным кодексом РФ для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявле­ние об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможен­ного органа.

Кроме того, нормами главы 30 ТК РФ регламенти­рованы условия и порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин и на­логов на срок от одного до шести месяцев, а также иные условия изменения сроков уплаты таможенных платежей.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных по­шлин и налогов предоставляется их плательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

 1)причинение этому лицу ущерба в результате сти­хийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2)задержка этому лицу финансирования из федераль­ного бюджета или оплаты выполненного этим ли­цом государственного заказа;

3)товары, перемещаемые через таможенную грани­цу, являются товарами, подвергающимися быст­рой порче;

4) осуществление лицом поставок по межправитель­ственным соглашениям.

Отсрочка, или рассрочка уплаты таможенных по­шлин и налогов не предоставляется, если в отноше­нии лица, претендующего на предоставление указан­ной отсрочки или рассрочки:

а)возбуждено уголовное дело по признакам преступ­ления, связанного с нарушениями таможенного за­конодательства Российской Федерации;

б)возбуждена процедура банкротства.

При наличии указанных выше обстоятельств ре­шение о предоставлении отсрочки или рассрочки упла­ты таможенных пошлин и налогов не может быть вы­несено, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем лицо, подавшее заявление о получении отсрочки шли рассрочки, должно быть уведомлено в письменной форме в течение трех рабочих дней.

За предоставление отсрочки или рассрочки упла­ты таможенных пошлин и налогов взимаются процен­ты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов, исходя из ставки ре­финансирования Центрального банка РФ, действую­щей в период отсрочки или рассрочки уплаты тамо­женных пошлин и налогов. Проценты уплачиваются до уплаты или одновременно с уплатой суммы задол­женности по уплате таможенных пошлин, налогов, но не позднее дня, следующего за днем истечения сро­ка предоставленной отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Особое внимание следует обратить на момент ис­полнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов: с учетом установленных Таможенным ко­дексом РФ особенностей (а именно: уплата таможен­ных платежей безналичным путем или в кассу тамо­женного органа, внесения авансовых платежей и пр.) такая обязанность в соответствии со ст. 332 ТК РФ считается исполненной:

а)с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке;

б) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;

в)с момента зачета в счет уплаты таможенных по­шлин и налогов, ранее излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а если такой зачет про­изводится по инициативе плательщика, — то с момента принятия заявления о зачете;

г)с момента зачета- в счет уплаты таможенных по­шлин и налогов авансовых платежей или денеж­ного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — то с момента получе­ния таможенным органом распоряжения о зачете;

д)с момента зачета в счет уплаты таможенных по­шлин и налогов денежных средств, уплаченных банком или иной кредитной либо страховой орга­низацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

е)с момента обращения взыскания на товары, в от­ношении которых не уплачены таможенные пла­тежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денеж­ных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей

(таможенных пошлин и налогов) как раз и образует объективную сторону административного правонаруше­ния, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.22 КоАП РФ. Однако неуплата в указанный срок тамо­женных платежей в отношении товаров, находящихся на временном хранении (в случае продления срока по­дачи таможенной декларации либо его несоблюдения), не влечет наступление административной ответственно­сти по ст. 16.22 КоАП РФ. Содержание процедуры вре­менного хранения предполагает освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение все­го периода временного хранения до выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом либо помещения их под иную таможенную процедуру. Если таможенная декларация не представлена в пределах срока времен­ного хранения товаров и таможенные пошлины, налоги в установленный срок не уплачены, лицо подлежит от­ветственности по ст. 16.16 КоАП РФ за нарушение сро­ков временного хранения товаров и дополнительной квалификации указанного деяния по ст. 16.22 КоАП Рф не требуется.

Частями 3 и 4 ст. 329 ТК РФ установлены сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в случае исполь­зования условно выпущенных товаров, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате тамо­женных платежей, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы, и нарушения требований и условий таможенных процедур, если в соответствии с ТК РФ такое нарушение влечет обя­занность лица уплатить таможенные пошлины, нало­ги (внутреннего таможенного транзита, временного хранения, временного ввоза, таможенного склада и др.). В этом случае сроком уплаты таможенных по­шлин, налогов считаются:

•первый день, когда лицом были нарушены огра­ничения по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами либо требования и усло­вия таможенных процедур;

•день принятия таможенным органом таможенной декларации на товары или день начала действия соответствующей таможенной процедуры, если день нарушения лицом указанных выше ограничений,

требований и условий установить невозможно.

Следует обратить внимание, что указанные сроки установлены только для целей исчисления пени, в свя­зи с чем их нарушение не образует состав правонару­шения, ответственность за которое предусмотрена рас­сматриваемой статьей. Пользование либо распоряже­ние без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных плате­жей, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы, влечет ответственность по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ. Нарушение лицом требований и условий таможенных процедур внутреннего таможен­ного транзита товаров, временного хранения товаров, выразившееся в выдаче без разрешения таможенного органа, утрате либо недоставлении в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них, квалифицируется по ст. 16.9 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном по­рядке. При этом принудительному взысканию предше­ствует направление лицу, ответственному За уплату та­моженных пошлин, налогов, требования об их уплате. Но своей сути требование представляет собой уведом­ление плательщика об имеющейся у него задолженно­сти по таможенным платежам с предложением упла­тить соответствующую сумму таможенных платежей и пени в определенный срок в добровольном порядке. В связи с этим неисполнение плательщиком требова­ния об уплате таможенных платежей не может слу­жить основанием для привлечения его ц администра­тивной ответственности.

Статья 16.22 КоАП РФ может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате та­моженных пошлин, налогов, представляет собой са­мостоятельное административное правонарушение. В случае если неуплата таможенных пошлин, налогов сопряжена с недекларированием товаров, перемещае­мых через таможенную границу, или с их недостовер­ным декларированием, деяние лица полностью охва­тывается составом административного правонаруше­ния, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 или ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и не требует дополнительной квалификации по рассматриваемой статье.

Плательщик таможенных платежей, как уже от­мечено выше, может осуществить авансовый платеж, то есть внести на счет таможенного органа в счет пред­стоящих таможенных платежей суммы денежных средств, не идентифицированные в качестве конкрет­ных видов и сумм таможенных платежей в отноше­нии конкретных товаров. Авансовые платежи приоб­ретают статус таможенных платежей в момент распо­ряжения ими посредством подачи лицом, внесшим авансовые платежи, или от его имени таможенной декларации либо совершении иных действий, свиде­тельствующих о намерении использовать указанные денежные средства е качестве таможенных платежей (ст. 330 ТК РФ). Учитывая изложенное, привлечение лица к ответственности за неуплату таможенных по­шлин, налогов в установленные сроки при наличии на счете таможенного органа достаточного остатка денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, и принятой таможенной декларации нельзя признать обоснованным.

Субъектом данного административного правонару­шения, выражающегося в неуплате таможенных пошлин, налогов в установленные сроки, выступает лицо, на которое возложена обязанность по их уплате.

Плательщиками таможенных платежей по обще­му правилу могут быть любые заинтересованные в этом лица (ч. 2 ст. 328 ТК РФ).

В то же время, в зависи­мости от конкретной ситуации, т, е. от того, где нахо­дятся товары, в отношении которых необходимо упла­тить таможенные платежи, законодательство выделя­ет ряд лиц, ответственных за их уплату.

Так, например, перевозчик отвечает за уплату та­моженных платежей до момента помещения их на склад временного хранения. Ответственность за упла­ту таможенных платежей в отношении товаров и транс­портных средств, находящихся на складе временного хранения, несет уже владелец этого склада, за исклю­чением случаев, когда владельце™ такого склада яв­ляется таможенный орган. Ответственность за уплату таможенных платежей при этом возлагается на лицо, поместившее товары на склад (а три его отсутствии — на собственника или владельца таких товаров). При производстве таможенного оформления ответствен­ность за уплату таможенных платежей лежит на дек­ларанте, а если лицо, перемещающее эти товары не является декларантом, то оно несет солидарную с ним ответственность. Ответственность, за уплату таможен­ных платежей в отношении товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торгов­ли, несет владелец такого магазина.

После помещения товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим ответственность за уплату таможенных платежей варьируется в зави­симости от режима и регулируется нормативно-право­выми актами ФТС России. Так, например, при поме­щении товаров под таможенный режим транзита вся ответственность за уплату таможенных платежей воз­лагается на перевозчика: именно он в случае выдачи без разрешения таможенных органов, утрате или недо­ставлении в определенное таможенным органом место транзитных товаров будет обязан уплатить все причи­тающиеся таможенные платежи как если бы эти това­ры помещались под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления на таможенной территории Российской Федерации.

С субъективной стороны правонарушение харак­теризуется виной, для физических лиц — преимуще­ственно в умышленной форме, хотя возможно и по неосторолености. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных деяний, хотя при решении вопроса об ответственности физического лица она может учитываться. Вина юридических лиц опре­деляется по правилам ч. 2 ст, 2.1 КоАП РФ.

Санкция данной статьи КоАП РФ — администра­тивный штраф с дифференциацией в зависимости от субъекта, в силу чего рассматривать дела о таких пра­вонарушениях (равно как и составлять протоколы о таких правонарушениях) могут только должностные лица таможенных органов.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 166.