Нарушение сроков уплаты, таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ является порядок обложения перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров таможенными платежами и порядок их уплаты, а непосредственным объектом правонарушения — сумма таможенных платежей, неуплаченных в установленные для этого сроки в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенные платежи — это таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации.
Таможенным кодексом РФ (ст. 318) предусмотрены следующие виды таможенных платежей:
1)ввозная таможенная пошлина;
2)вывозная таможенная пошлина;
3)налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
4)акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
5)таможенные сборы.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, образуют противоправное действие, выражающееся в уплате таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, с нарушением установленных для этого сроков такой уплаты. Нарушение сроков уплаты таможенных сборов, как следует из диспозиции ст. 16.22 КоАП РФ, объективную сторону данного административного правонарушения не образует.
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
1)при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
2)при вывозе товаров— с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов регламентированы нормами ст. 329 ТК РФ. Так, по общему правилу при ввозе товаров в Российскую Федерацию таможенные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. А при вывозе товаров — не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Таможенным кодексом РФ. Таким образом, срок уплаты таможенных пошлин, налогов соответствует сроку, установленному ст. 129 ТК РФ для подачи таможенной декларации, хотя и не привязан к нему. При этом в соответствии с ч. 5 ст. 329 ТК РФ при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с настоящим Таможенным кодексом РФ влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.
Таможенный кодекс РФ (ст. 330) предусматривает возможность уплаты таможенных платежей и авансом, т. е. заранее — в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи могут быть внесены в кассу или на счет таможенного органа в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации. Денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 ТК РФ. В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. При этом по требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования. В случае несогласия плательщика с результатами отчета таможенного органа проводится совместная выверка расходования денежных средств плательщика. Результаты такой выверки оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается таможенным органом и плательщиком. Один экземпляр акта после его подписания подлежит вручению плательщику. Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом РФ для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.
Кроме того, нормами главы 30 ТК РФ регламентированы условия и порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных пошлин и налогов на срок от одного до шести месяцев, а также иные условия изменения сроков уплаты таможенных платежей.
Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется их плательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1)причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2)задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3)товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
4) осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.
Отсрочка, или рассрочка уплаты таможенных пошлин и налогов не предоставляется, если в отношении лица, претендующего на предоставление указанной отсрочки или рассрочки:
а)возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства Российской Федерации;
б)возбуждена процедура банкротства.
При наличии указанных выше обстоятельств решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем лицо, подавшее заявление о получении отсрочки шли рассрочки, должно быть уведомлено в письменной форме в течение трех рабочих дней.
За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов. Проценты уплачиваются до уплаты или одновременно с уплатой суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, но не позднее дня, следующего за днем истечения срока предоставленной отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Особое внимание следует обратить на момент исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов: с учетом установленных Таможенным кодексом РФ особенностей (а именно: уплата таможенных платежей безналичным путем или в кассу таможенного органа, внесения авансовых платежей и пр.) такая обязанность в соответствии со ст. 332 ТК РФ считается исполненной:
а)с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке;
б) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;
в)с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин и налогов, ранее излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — то с момента принятия заявления о зачете;
г)с момента зачета- в счет уплаты таможенных пошлин и налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, — то с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
д)с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин и налогов денежных средств, уплаченных банком или иной кредитной либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией или договором страхования, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;
е)с момента обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств не менее суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей
(таможенных пошлин и налогов) как раз и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.22 КоАП РФ. Однако неуплата в указанный срок таможенных платежей в отношении товаров, находящихся на временном хранении (в случае продления срока подачи таможенной декларации либо его несоблюдения), не влечет наступление административной ответственности по ст. 16.22 КоАП РФ. Содержание процедуры временного хранения предполагает освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение всего периода временного хранения до выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом либо помещения их под иную таможенную процедуру. Если таможенная декларация не представлена в пределах срока временного хранения товаров и таможенные пошлины, налоги в установленный срок не уплачены, лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ за нарушение сроков временного хранения товаров и дополнительной квалификации указанного деяния по ст. 16.22 КоАП Рф не требуется.
Частями 3 и 4 ст. 329 ТК РФ установлены сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в случае использования условно выпущенных товаров, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы, и нарушения требований и условий таможенных процедур, если в соответствии с ТК РФ такое нарушение влечет обязанность лица уплатить таможенные пошлины, налоги (внутреннего таможенного транзита, временного хранения, временного ввоза, таможенного склада и др.). В этом случае сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считаются:
•первый день, когда лицом были нарушены ограничения по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами либо требования и условия таможенных процедур;
•день принятия таможенным органом таможенной декларации на товары или день начала действия соответствующей таможенной процедуры, если день нарушения лицом указанных выше ограничений,
требований и условий установить невозможно.
Следует обратить внимание, что указанные сроки установлены только для целей исчисления пени, в связи с чем их нарушение не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена рассматриваемой статьей. Пользование либо распоряжение без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы, влечет ответственность по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ. Нарушение лицом требований и условий таможенных процедур внутреннего таможенного транзита товаров, временного хранения товаров, выразившееся в выдаче без разрешения таможенного органа, утрате либо недоставлении в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них, квалифицируется по ст. 16.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном порядке. При этом принудительному взысканию предшествует направление лицу, ответственному За уплату таможенных пошлин, налогов, требования об их уплате. Но своей сути требование представляет собой уведомление плательщика об имеющейся у него задолженности по таможенным платежам с предложением уплатить соответствующую сумму таможенных платежей и пени в определенный срок в добровольном порядке. В связи с этим неисполнение плательщиком требования об уплате таможенных платежей не может служить основанием для привлечения его ц административной ответственности.
Статья 16.22 КоАП РФ может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате таможенных пошлин, налогов, представляет собой самостоятельное административное правонарушение. В случае если неуплата таможенных пошлин, налогов сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу, или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 или ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и не требует дополнительной квалификации по рассматриваемой статье.
Плательщик таможенных платежей, как уже отмечено выше, может осуществить авансовый платеж, то есть внести на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей суммы денежных средств, не идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Авансовые платежи приобретают статус таможенных платежей в момент распоряжения ими посредством подачи лицом, внесшим авансовые платежи, или от его имени таможенной декларации либо совершении иных действий, свидетельствующих о намерении использовать указанные денежные средства е качестве таможенных платежей (ст. 330 ТК РФ). Учитывая изложенное, привлечение лица к ответственности за неуплату таможенных пошлин, налогов в установленные сроки при наличии на счете таможенного органа достаточного остатка денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, и принятой таможенной декларации нельзя признать обоснованным.
Субъектом данного административного правонарушения, выражающегося в неуплате таможенных пошлин, налогов в установленные сроки, выступает лицо, на которое возложена обязанность по их уплате.
Плательщиками таможенных платежей по общему правилу могут быть любые заинтересованные в этом лица (ч. 2 ст. 328 ТК РФ).
В то же время, в зависимости от конкретной ситуации, т, е. от того, где находятся товары, в отношении которых необходимо уплатить таможенные платежи, законодательство выделяет ряд лиц, ответственных за их уплату.
Так, например, перевозчик отвечает за уплату таможенных платежей до момента помещения их на склад временного хранения. Ответственность за уплату таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, находящихся на складе временного хранения, несет уже владелец этого склада, за исключением случаев, когда владельце™ такого склада является таможенный орган. Ответственность за уплату таможенных платежей при этом возлагается на лицо, поместившее товары на склад (а три его отсутствии — на собственника или владельца таких товаров). При производстве таможенного оформления ответственность за уплату таможенных платежей лежит на декларанте, а если лицо, перемещающее эти товары не является декларантом, то оно несет солидарную с ним ответственность. Ответственность, за уплату таможенных платежей в отношении товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, несет владелец такого магазина.
После помещения товаров и транспортных средств под конкретный таможенный режим ответственность за уплату таможенных платежей варьируется в зависимости от режима и регулируется нормативно-правовыми актами ФТС России. Так, например, при помещении товаров под таможенный режим транзита вся ответственность за уплату таможенных платежей возлагается на перевозчика: именно он в случае выдачи без разрешения таможенных органов, утрате или недоставлении в определенное таможенным органом место транзитных товаров будет обязан уплатить все причитающиеся таможенные платежи как если бы эти товары помещались под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления на таможенной территории Российской Федерации.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной, для физических лиц — преимущественно в умышленной форме, хотя возможно и по неосторолености. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных деяний, хотя при решении вопроса об ответственности физического лица она может учитываться. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст, 2.1 КоАП РФ.
Санкция данной статьи КоАП РФ — административный штраф с дифференциацией в зависимости от субъекта, в силу чего рассматривать дела о таких правонарушениях (равно как и составлять протоколы о таких правонарушениях) могут только должностные лица таможенных органов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 194.