1. Невывоз с таможенной территории Российской Федерации физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
2. Неосуществление физическими лицами обратного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.18 КоАП РФ, является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в части соблюдения условий временного ввоза (вывоза) товаров и (или) транспортных средств в Российскую Федерацию (из Российской Федерации) физическими лицами.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ, выражается в невывозе с таможенной территории Российской Федерации физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные таможенным органом сроки их временного ввоза.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 283 ТК РФ товары и транспортные средства, временно ввезенные иностранными физическими лицами для личного пользования, могут быть вывезены с таможенной территории Российской Федерации в срок, определенный таможенным органом исходя из заявления лица и продолжительности его пребывания в Российской Федерации с возможностью продления этого срока по мотивированному запросу названного лица, но не свыше предельных сроков, установленных Правительством РФ в соответствии с положениями ч. 4 ст. 283 ТК РФ. Вывозу с таможенной территории Российской Федерации подлежат также и транспортные средства, временно ввезенные на эту территорию российскими физическими лицами (ч. 7 ст. 283 ТК РФ). А невывоз физическим лицом таких товаров либо их вывоз с таможенной территории Российской Федерации с нарушением установленных сроков временного ввоза как раз и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ.
При этом следует учитывать, что если на момент обнаружения факта невывоза товаров и транспортных средств таможенным органом уже было принято решение о продлении срока временного ввоза таких товаров и транспортных средств, в том числе, если такое продление состоялось по истечении установленного срока, то объективная сторона состава рассматриваемого административного правонарушения отсутствует, поскольку срок временного ввоза считается продленным с первого дня срока временного ввоза, а не со дня его фактического продления. Однако это вовсе не означает, что сам факт подачи физическим лицом заявления о продлении срока временного ввоза транспортного средства по истечении установленного срока исключает возможность возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ (п. 1ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Событие данного административного правонарушения подтверждается:
а)данными, свидетельствующими об оформлении временного ввоза и окончании срока его действия (исходя из даты, указанной в документах установленной формы, каковыми являются удостоверение ввоза транспортного средства либо таможенная декларация, оформленные при въезде на таможенную территорию Российской Федерации), при отсутствии факта продления такого срока в установленном порядке;
б)отсутствием таможенной декларации и иных документов установленной формы на перемещаемые товары и (или) транспортные средства, подтверждающих факт таможенного оформления в соответствии с выбранным порядком, отличным от временного ввоза (Приказ ГТК России от 21 августа 2000г. № 741 «О мерах по совершенствованию контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами» (в редакции от 21 декабря 2001 г .), положения которого в соответствии с Письмом ГТК России от 30 декабря 2003 г. № 01-06/50932 применяются в части, не противоречащей ныне действующему Таможенному кодексу РФ). В случае, если факт невывоза транспортного средства обнаружен в ходе проверок автоматизированных электронных баз данных таможенных органов по невывезенным транспортным средствам при отсутствии сведений о вывозе транспортных средств, то должностное лицо таможенного органа обязано провести проверку и подтвердить факт невывоза товаров и (или) транспортных средств.
Следует учесть, что не могут расцениваться как наличие достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ:
а)отсутствие сведений в электронной базе данных об обратном вывозе временно ввезенных транспортных средств;
б)непоступление в таможенные органы, производившие таможенное оформление временно ввезенных транспортных средств, первого экземпляра удостоверения ввоза транспортного средства либо информации из других таможенных органов об ином закрытии временного ввоза (в связи с обратным вывозом или таможенным оформлением в соответствии с выбранным порядком, отличным от временного ввоза).
Таким образом, до возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ с целью получения сведений и документов, содержащих достаточные данные, указывающие на наличие события данного административного правонарушения, при осуществлении таможенного контроля за временно ввезенными товарами и (или) транспортными средствами должностным липам таможенных органов необходимо провести следующие проверочные мероприятия:
1)установить обстоятельства пребывания и выезда из Российской Федерации иностранного гражданина, руководствуясь при этом положениями Федерального закона от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 6 января 2007г.);
2)провести проверку факта вывоза автомобиля с территории Российской Федерации в зоне деятельности таможенного поста, оформившего удостоверение ввоза транспортного средства;
3)проверить факт закрытия удостоверения ввоза транспортного средства по базе данных «Автокон-троль»;
4)направить запросы в пограничные таможенные органы, а также в таможенные органы по месту возможного вывоза автомобиля с территории Российской Федерации (исходя из сведений, заявленных владельцем автомобиля при его ввозе па территорию России) и Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) ФТС России с целью выяснения, проводилось ли таможенное оформление временно ввезенных товаров и (или) транспортного средства;
5)направить письмо в адрес лица, временно ввезшего на таможенную территорию Российской Федерации товар и (или) транспортное средство, по месту его проживания, с целью получения сведений о вывозе товара и (или) транспортного средства (о необходимости предоставления в таможенный орган информации об их местонахождении и объяснений по факту невывоза (с разъяснением прав лицу, санкции статьи);
6)в случае непосредственного присутствия лица, переместившего товар (транспортное средство) на территорию Российской Федерации, при наличии возможности получить у него объяснение по факту невывоза товара и/или транспортного средства;
7)направить запрос в функциональное подразделение таможни для расчета подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на дату совершения (обнаружения) правонарушения.
И только при получении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения по ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ принимается решение о возбуждении административного производства и соответствующей правовой квалификации.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.18 КоАП РФ образует противоправное бездействие, заключающееся в неосуществлении физическими лицами обратного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу. И важнейшим моментом при характеристике объективной стороны данного административного правонарушения является то, что его предметом могут выступать далеко не все временно вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, а только те из них, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено требование об обязательном обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. Это обусловлено положениями ч. 3 ст. 360 ТК РФ, в соответствии с которыми таможенные органы осуществляют контроль исполнения обязательств лиц об обратном ввозе ими ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Событие неосуществления обратного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации ранее временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному их обратному ввозу, выявляется, как правило, сотрудниками таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль за временно вывезенными товарами, и устанавливается следующими доказательствами:
а)документами, подтверждающими факт оформления временного вывоза товаров, а также установление срока обратного ввоза (в частности, таможенной декларацией или свидетельством на право временного вывоза культурных ценностей, выдаваемым Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ);
б)объяснениями лица, которое непосредственно вывозило товар с таможенной территории Российской Федерации, лица, на которое возложена обязанность по своевременному ввозу на таможенную территорию Российской Федерации ранее вывезенных товаров, объяснениями должностных лиц таможни, производивших таможенное оформление и проводивших таможенный контроль;
в)документами, сообщениями и иной информацией, подтверждающими факт нахождения товара за границей.
Предметом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.18 КоАП РФ является временно вывезенный товар, обратный ввоз которого является обязательным. И исходя из санкции анализируемой статьи КоАП РФ, предмет административного правонарушения подлежит оценке. Стоимость указанного товара определяется либо в соответствии с положениями ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ, либо исходя из стоимостных данных, заявленных в свидетельстве Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ на вывоз культурных ценностей, либо по стоимости товара, заявленной в таможенной декларации.
Субъектом данного административного правонарушения является физическое лицо, ответственное за соблюдение требований либо об обратном вывозе ранее временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств либо об обратном ввозе на эту территорию ранее временно вывезенных и подлежащих обязательному обратному ввозу товаров.
С субъективной стороны данное административное правонарушение характеризуется виной, преимущественно — в умышленной форме, когда лицо сознавало, что посредством невывоза (невозвращения) ранее временно ввезенных (вывезенных) с (на) таможенной территории Российской Федерации и (или) транспортных средств либо посредством их несвоевременного ввоза (возвращения) нарушает тем самым установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и желает этого, либо по неосторожности, когда лицо, например, по самонадеянности предполагает, что уложится по времени в установленный вывоза ранее временно ввезенных в Россию либо установленный срок возвращения в Россию ранее вывезенных с ее таможенной территории товаров (транспортных средств), но по каким-либо причинам объективного или субъективного характера незначительно нарушает эти сроки. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных действий (бездействия) физических лиц, хотя при решении вопроса о степени ответственности она может учитываться.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ могут только должностные лица таможенных органов (ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривать дела о таких правонарушениях — уполномоченные на это должностные лица таможенных органов (ст. 23.8 КоАП РФ) либо судьи — в случаях, когда должностное лицо таможенного органа, к которому поступило дело о таком правонарушении, примет решение о передаче его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 209.