Статья 16.18. Невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.       Невывоз с таможенной территории Российской Федерации физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установ­ленные сроки временного ввоза

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией това­ров и (или) транспортных средств, явившихся пред­метами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов администра­тивного правонарушения.

2.     Неосуществление физическими лицами обрат­ного ввоза на таможенную территорию Российской Федерации временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации обязательному обратному ввозу,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения, от­ветственность за которое предусмотрена ст. 16.18 КоАП РФ, является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в части соблюдения условий временного ввоза (выво­за) товаров и (или) транспортных средств в Россий­скую Федерацию (из Российской Федерации) физи­ческими лицами.

Объективная сторона административного правона­рушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ, выражается в невывозе с таможенной территории Рос­сийской Федерации физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные таможенным органом сроки их времен­ного ввоза.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 283 ТК РФ товары и транспортные средства, временно ввезенные иностранными физическими лицами для личного поль­зования, могут быть вывезены с таможенной террито­рии Российской Федерации в срок, определенный тамо­женным органом исходя из заявления лица и продол­жительности его пребывания в Российской Федерации с возможностью продления этого срока по мотивирован­ному запросу названного лица, но не свыше предель­ных сроков, установленных Правительством РФ в соот­ветствии с положениями ч. 4 ст. 283 ТК РФ. Вывозу с таможенной территории Российской Федерации подле­жат также и транспортные средства, временно ввезен­ные на эту территорию российскими физическими ли­цами (ч. 7 ст. 283 ТК РФ). А невывоз физическим ли­цом таких товаров либо их вывоз с таможенной территории Российской Федерации с нарушением уста­новленных сроков временного ввоза как раз и образует объективную сторону административного правонаруше­ния, предусмотренного ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ.

При этом следует учитывать, что если на момент обнаружения факта невывоза товаров и транспортных средств таможенным органом уже было принято реше­ние о продлении срока временного ввоза таких товаров и транспортных средств, в том числе, если такое про­дление состоялось по истечении установленного срока, то объективная сторона состава рассматриваемого адми­нистративного правонарушения отсутствует, поскольку срок временного ввоза считается продленным с первого дня срока временного ввоза, а не со дня его фактическо­го продления. Однако это вовсе не означает, что сам факт подачи физическим лицом заявления о продлении сро­ка временного ввоза транспортного средства по истече­нии установленного срока исключает возможность воз­буждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ (п. 1ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Событие данного административного правонаруше­ния подтверждается:

а)данными, свидетельствующими об оформлении временного ввоза и окончании срока его действия (исходя из даты, указанной в документах установ­ленной формы, каковыми являются удостоверение ввоза транспортного средства либо таможенная декларация, оформленные при въезде на таможен­ную территорию Российской Федерации), при от­сутствии факта продления такого срока в установ­ленном порядке;

б)отсутствием таможенной декларации и иных доку­ментов установленной формы на перемещаемые то­вары и (или) транспортные средства, подтверждаю­щих факт таможенного оформления в соответствии с выбранным порядком, отличным от временного ввоза (Приказ ГТК России от 21 августа 2000г. № 741 «О мерах по совершенствованию контроля за перемещением через таможенную границу Россий­ской Федерации транспортных средств физически­ми лицами» (в редакции от 21 декабря 2001 г .), положения которого в соответствии с Письмом ГТК России от 30 декабря 2003 г. № 01-06/50932 при­меняются в части, не противоречащей ныне дей­ствующему Таможенному кодексу РФ). В случае, если факт невывоза транспортного сред­ства обнаружен в ходе проверок автоматизированных электронных баз данных таможенных органов по не­вывезенным транспортным средствам при отсутствии сведений о вывозе транспортных средств, то должност­ное лицо таможенного органа обязано провести про­верку и подтвердить факт невывоза товаров и (или) транспортных средств.

Следует учесть, что не могут расцениваться как наличие достаточных данных, указывающих на собы­тие административного правонарушения, предусмот­ренного ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ:

а)отсутствие сведений в электронной базе данных об обратном вывозе временно ввезенных транспорт­ных средств;

б)непоступление в таможенные органы, производив­шие таможенное оформление временно ввезенных транспортных средств, первого экземпляра удос­товерения ввоза транспортного средства либо ин­формации из других таможенных органов об ином закрытии временного ввоза (в связи с обратным вывозом или таможенным оформлением в соответствии с выбранным порядком, отличным от вре­менного ввоза).

Таким образом, до возбуждения дела об админист­ративном правонарушении по ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ с целью получения сведений и документов, содержащих достаточные данные, указывающие на наличие собы­тия данного административного правонарушения, при осуществлении таможенного контроля за временно вве­зенными товарами и (или) транспортными средствами должностным липам таможенных органов необходимо провести следующие проверочные мероприятия:

1)установить обстоятельства пребывания и выезда из Российской Федерации иностранного гражданина, руководствуясь при этом положениями Федераль­ного закона от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ «О пра­вовом положении иностранных граждан в Россий­ской Федерации» (в редакции от 6 января 2007г.);

2)провести проверку факта вывоза автомобиля с тер­ритории Российской Федерации в зоне деятельно­сти таможенного поста, оформившего удостовере­ние ввоза транспортного средства;

3)проверить факт закрытия удостоверения ввоза транспортного средства по базе данных «Автокон-троль»;

4)направить запросы в пограничные таможенные органы, а также в таможенные органы по месту возможного вывоза автомобиля с территории Рос­сийской Федерации (исходя из сведений, заявлен­ных владельцем автомобиля при его ввозе па тер­риторию России) и Главный научно-информацион­ный вычислительный центр (ГНИВЦ) ФТС России с целью выяснения, проводилось ли таможенное оформление временно ввезенных товаров и (или) транспортного средства;

5)направить письмо в адрес лица, временно ввезше­го на таможенную территорию Российской Феде­рации товар и (или) транспортное средство, по ме­сту его проживания, с целью получения сведений о вывозе товара и (или) транспортного средства (о необходимости предоставления в таможенный орган информации об их местонахождении и объяс­нений по факту невывоза (с разъяснением прав лицу, санкции статьи);

6)в случае непосредственного присутствия лица, пе­реместившего товар (транспортное средство) на тер­риторию Российской Федерации, при наличии воз­можности получить у него объяснение по факту невывоза товара и/или транспортного средства;

7)направить запрос в функциональное подразделе­ние таможни для расчета подлежащих уплате та­моженных пошлин, налогов на дату совершения (обнаружения) правонарушения.

И только при получении достаточных данных, ука­зывающих на наличие события административного правонарушения по ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ принима­ется решение о возбуждении административного про­изводства и соответствующей правовой квалификации.

Объективную сторону административного правона­рушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.18 КоАП РФ образует противоправное бездействие, заключающееся в неосуществлении физическими лицами обратно­го ввоза на таможенную территорию Российской Фе­дерации временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Феде­рации обязательному обратному ввозу. И важнейшим моментом при характеристике объективной стороны данного административного правонарушения являет­ся то, что его предметом могут выступать далеко не все временно вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, а только те из них, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено требование об обязательном обратном ввозе на таможенную территорию Россий­ской Федерации. Это обусловлено положениями ч. 3 ст. 360 ТК РФ, в соответствии с которыми таможен­ные органы осуществляют контроль исполнения обя­зательств лиц об обратном ввозе ими ранее вывезен­ных с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, если такие товары подлежат обя­зательному обратному ввозу в соответствии с законо­дательством Российской Федерации.

Событие неосуществления обратного ввоза на тамо­женную территорию Российской Федерации ранее вре­менно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязатель­ному их обратному ввозу, выявляется, как правило, сотрудниками таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль за временно вывезенными то­варами, и устанавливается следующими доказатель­ствами:

а)документами, подтверждающими факт оформления временного вывоза товаров, а также установление срока обратного ввоза (в частности, таможенной дек­ларацией или свидетельством на право временного вывоза культурных ценностей, выдаваемым Мини­стерством культуры и массовых коммуникаций РФ);

б)объяснениями лица, которое непосредственно вы­возило товар с таможенной территории Российской Федерации, лица, на которое возложена обязан­ность по своевременному ввозу на таможенную тер­риторию Российской Федерации ранее вывезенных товаров, объяснениями должностных лиц тамож­ни, производивших таможенное оформление и про­водивших таможенный контроль;

в)документами, сообщениями и иной информацией, подтверждающими факт нахождения товара за гра­ницей.

Предметом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.18 КоАП РФ является вре­менно вывезенный товар, обратный ввоз которого яв­ляется обязательным. И исходя из санкции анализи­руемой статьи КоАП РФ, предмет административного правонарушения подлежит оценке. Стоимость указан­ного товара определяется либо в соответствии с поло­жениями ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ, либо исходя из сто­имостных данных, заявленных в свидетельстве Ми­нистерством культуры и массовых коммуникаций РФ на вывоз культурных ценностей, либо по стоимости товара, заявленной в таможенной декларации.

Субъектом данного административного правонарушения является физическое лицо, ответственное за соблюдение требований либо об обратном вывозе ра­нее временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств либо об обратном ввозе на эту территорию ра­нее временно вывезенных и подлежащих обязатель­ному обратному ввозу товаров.

С субъективной стороны данное административное правонарушение характеризуется виной, преимуще­ственно — в умышленной форме, когда лицо сознава­ло, что посредством невывоза (невозвращения) ранее временно ввезенных (вывезенных) с (на) таможенной территории Российской Федерации и (или) транспор­тных средств либо посредством их несвоевременного ввоза (возвращения) нарушает тем самым установ­ленный таможенным законодательством порядок пе­ремещения товаров и транспортных средств через та­моженную границу и желает этого, либо по неосто­рожности, когда лицо, например, по самонадеянности предполагает, что уложится по времени в установлен­ный вывоза ранее временно ввезенных в Россию либо установленный срок возвращения в Россию ранее вывезенных с ее таможенной территории товаров (транс­портных средств), но по каким-либо причинам объек­тивного или субъективного характера незначительно нарушает эти сроки. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных действий (без­действия) физических лиц, хотя при решении вопроса о степени ответственности она может учитываться.

Составлять протоколы об административных право­нарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ могут только должностные лица таможенных орга­нов (ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривать дела о таких правонарушениях — уполномоченные на это должнос­тные лица таможенных органов (ст. 23.8 КоАП РФ) либо судьи — в случаях, когда должностное лицо таможен­ного органа, к которому поступило дело о таком пра­вонарушении, примет решение о передаче его на рас­смотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 181.