Статья 16.19. Несоблюдение таможенного режима
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный ре­жим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможен­ных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой дея­тельности, путем заявления при декларировании не­достоверных сведений о товарах и (или) транспорт­ных средствах, а равно путем представления недей­ствительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для поме­щения товаров и (или) транспортных средств под указанный таможенный режим, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией това­ров и (или) транспортных средств, явившихся пред­метами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов администра­тивного правонарушения; на должностных лиц от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юриди­ческих лиц от ста тысяч до пятисот тысяч руб­лей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой либо конфиска­цию предметов административного правонарушения.

2. Пользование, или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение, та­моженного режима, под который они помешены, в том числе передача права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользо­вания или распоряжения, если это допускается в со­ответствии с таможенным режимом, другому лицу fie. i разрешения или письменного уведомления тамо­женного органа,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до дв yx тысяч пятисот рублей с конфискацией това­ров и (или) транспортных средств, явившихся, пред­метами административного правонарушения, или без тиковой либо конфискацию предметов администра­тивного правонарушения; на должностных лиц от пяти тысяч до двадцати тысяч, рублей; на юриди­ческих лиц — от одного до двукратного размера сто­имости товаров и (или) транспортных средств, явив­шихся предметами административного правонару­шения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного право­нарушения.

3. Незавершение. в установленные сроки таможен­ного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении,

влеччет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной второй до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

4. Неисполнение при осуществлении внешнетор­говых бартерных сделок требовании таможенного ре­жима экспорта об обязательном ввозе на таможен­ную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачислении на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусмат­ривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, а равно неподтверждение факта выполнения такой обязанности

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной второй до однократного размера стоимости товаров, явившихся предметами административно­го правонарушения.

Объектом данного административного правонару­шения является порядок таможенного оформления пе­ремещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств в части соблюдения требований, условий и ограничений заявленного декларантом соответствующего таможен­ного режима.

Таможенный режим является одним из основных и наиболее важных институтов таможенного регули­рования внешнеэкономической деятельности в Россий­ской Федерации, В соответствии с ч. 1 ст. 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, и соблюдать этот таможенный режим.

Таможенный режим является разновидностью правового режима, под которым в юридической литера­туре понимается особый порядок регулирования, ко­торый выражен в комплексе правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регули­рования (в данном случае — направленность на пере­мещение товаров и транспортных средств через тамо­женную границу Российской Федерации).

Таможенный режим — это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой де­ятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федеции либо за ее пределами.

Выбор того или иного таможенного режима явля­ется прерогативой лица, перемещающего товары, и окапывает влияние как на возможность либо невоз­можность перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу Российской Федерации, так и на порядок производства их таможенного оформле­нии и таможенного контроля, на размер и порядок уплаты таможенных платежей, а также определяет круг действий как вышеупомянутых лиц либо их пред­ставителей, так и круг действий таможенных органов и их должностных лиц в отношении таких товаров. С его помощью определяются:

а)порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения;

б)условия нахождения товаров на либо вне таможен­ной территории Российской Федерации;

в)права и обязанности бенефициара (заявителя) та­моженного режима;

г)дополнительные требования, предъявляемые в от­дельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.

Таможенным кодексом РФ (ст. 155) предусмотрен двадцать один вид таможенных режимов, поделенных на четыре группы.

Первая группа — основные таможенные режимы:

I)выпуск для внутреннего потребления;

2)экспорт;

3) международный таможенный транзит.

Вторая группа — экономические, таможенные ре­жимы:

4) переработка на таможенной территории;

5)переработка для внутреннего потребления;

6)переработка вне таможенной территории;

7)временный ввоз;

8)таможенный склад;

9)свободная таможенная зона (свободный склад); Третья группа завершающие таможенные ре­жимы:

10)реимпорт;

II)реэкспорт;

12)уничтожение;

13)отказ в пользу государства.

Четвертая группа — специальные таможенные ре­жимы:

14)временный вывоз;

15)беспошлинная торговля;

16)перемещение припасов;

17)иные специальные таможенные режимы, к како­вым в соответствии со ст. 268 ТК РФ относятся сле­дующие пять таможенных режимов:

а)таможенный режим перемещения товаров, выво­зимых с таможенной территории Российской Фе­дерации и предназначенных для обеспечения фун­кционирования посольств, консульств, представи­тельств при международных организациях и иных официальных представительств Российской Феде­рации за рубежом;

б)таможенный режим перемещения товаров, пере­мещаемых через таможенную границу между во­инскими частями Российской Федерации, дисло­цированными на таможенной территории Россий­ской Федерации и за пределами этой территории;

в)таможенный режим перемещения через таможен­ную границу товаров, предназначенных для пре­дупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе това­ров, предназначенных для бесплатной раздачи ли­цам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных ра­бот и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;

г) таможенный режим перемещения товаров, выво­зимых в государства — бывшие республики СССР и предназначенных для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств ле­чебных, спортивно-оздоровительных и иных учреж­дений социальной сферы, имущество которых на­ходится в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, а также для проведения на территориях указанных государств российскими организациями научно-исследователь­ских работ в интересах Российской Федерации на некоммерческой основе;

д)таможенный режим перемещения российских то­варов между таможенными органами через терри­торию иностранного государства. Каждый таможенный режим имеет свою опреде­ленную внутреннюю структуру, отражающую его со­держание и представляющее собой совокупность усло­вий, требований и ограничений, характерных именно для этого таможенного режима.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 157 ТК РФ помещение товаров под тот или иной таможенный ре­жим осуществляется с разрешения таможенного орга­на, выдаваемого в соответствии с требованиями Тамо­женного кодекса РФ. В то же время выбор и изменение таможенного режима является прерогативой лица, об­ладающего полномочиями в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров. Об этом напрямую указано в ч. 2 ст. 156 ТК РФ: лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с Таможенным кодексом РФ. При выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим, содержание которого предусмат­ривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплачен­ных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятель­ности, таможенный орган в соответствии со ст. 160 ТК РФ вправе требовать предоставление обеспечения упла­ты таможенных платежей, представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров и иных гарантий надлежащего исполнения обязанностей, уста­новленных положениями Таможенного кодекса РФ, рег­ламентирующими порядок и условия помещения това­ров под те или иные таможенные режимы.

При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (ст. 149 ТК РФ) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1)если при таможенном оформлении и проверке то­варов таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Россий­ской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся повода­ми к возбуждению дела об административном пра­вонарушении, устранены;

2)если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные докумен­ты, подтверждающие соблюдение ограничений, ус­тановленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регули­ровании внешнеторговой деятельности или в соот­ветствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда ука­занные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

3)если декларантом соблюдены необходимые требо­вания и условия для помещения товаров под из­бранный таможенный режим или применения со­ответствующей таможенной процедуры в соответ­ствии с настоящим Кодексом;

4)если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с нормами главы 31 ТК РФ.

Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

В случае изъятия товаров, помещенных под тамо­женный режим, по делу об административном право­нарушении в области таможенного дела действие тамо­женного режима в отношении этих товаров приоста­навливается и возобновляется только после вступления в законную силу постановления по делу об админист­ративном правонарушении в порядке и на условиях, регламентированных ст. 162 ТК РФ.

Объективную сторону правонарушения, ответствен­ность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, образует несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или ча­стичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) не­применение запретов и (или) ограничений экономи­ческого характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государ­ственном регулировании внешнеторговой деятельнос­ти, совершенное путем:

а)заявления при декларировании недостоверных све­дений о товарах и (или) транспортных средствах; либо

б)представления недействительных документов.

При этом обязательным условием привлечения лица к ответственности по рассматриваемой части ст. 16.19 КоАП РФ является несоблюдение условий помещения товаров под таможенный режим вследствие именно заявленных недостоверных сведений и (или) представленных недействительных документов.

Несоблюдение соответствующих условий помещения товаров под таможенный режим при его заявле­нии (декларировании), не связанное с заявлением при декларировании товаров недостоверных сведений или представлением недействительных документов, не образует состав рассматриваемого правонарушения. Так, заявление таможенного режима в отношении то­варов, неразрешенных к помещению под соответству­ющий режим (например, ч. 4 ст. 174, ч. 2 ст. 188, ч. 4 ст. 198, ч. 1 ст. 217 ТК РФ), непредставление разре­шения на переработку товаров на таможенной терри­тории, на переработку для внутреннего потребления либо на переработку вне таможенной территории (ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст. 188, ч. 1 ст. 198 ТК РФ) не влечет ад­министративной ответственности.

Способом совершения административного право­нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, является заявление при декларировании недо­стоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах либо представления недействительных до­кументов. При разграничении данного состава с со­ставами, предусмотренными ч. 2 и 3 анализируемой статьи КоАП РФ, следует иметь в виду, что заявлен­ные недостоверные сведения могли послужить основанием для помещения товаров под льготный тамо­женный режим, а также для освобождения от упла­ты таможенных платежей и (или) неприменения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государ­ственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии со ст. 161 ТК РФ обязанность под­тверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенный режим возлагается на декларанта, в связи с чем субъектом ответственности по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ является указанное лицо, в том числе и при декларировании товаров таможенным брокером. Факт совершения таможенных операций при таможенном оформлении не возлагает на таможенного брокера обя­занностей, которые прямо закреплены Таможенным кодексом РФ за лицом, указанным в ст. 16 ТК РФ, перевозчиком либо иным лицом (ст. 144 ТК РФ).

Часть 2 ст. 16.19 КоАП РФ предусматривает адми­нистративную ответственность:

а)за пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможен­ного режима, под который они помещены;

б)за передачу права использования таможенного ре­жима посредством передачи в отношении товаров или транспортных средств прав владения, пользо­вания или распоряжения другому лицу без разре­шения или письменного уведомления таможенно­го органа.

Противоправность указанных деяний обусловлена ст. 156 ТК РФ, в соответствии с положениями которой ввоз и вывоз товаров влекут обязанность поместить их под определенный таможенный режим и соблюдать этот режим. Под соблюдением таможенного режима следу­ет понимать пользование и распоряжение товарами, по­мещенными под таможенный режим, с учетом запре­тов к ограничений, установленных его правовой регла­ментацией, а также завершение действия таможенного режима предусмотренным способом.

Предметом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, могут быть только те товары, которые по­мещены под определенный таможенный режим. По­мещение товаров под таможенный режим считается состоявшимся в момент их выпуска таможенным ор­ганом {ч. 3 ст. 157 ТК РФ).

Так, в частности, ст. 176 и 190 ТК РФ определяют операции, которые могут проводиться с товарами, по­мещенными под таможенные режимы переработки то­варов на таможенной территории, для внутреннего по­требления. Статьями 211 и 219 ТК РФ предусмотре­ны ограничения на пользование и распоряжение временно ввезенными товарами и товарами, помещен­ными под таможенный режим таможенного склада. Статьями 9 и 15 Федерального закона от 10 января 2006 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Кали­нинградской области и о внесении изменений в неко­торые законодательные акты Российской Федера­ции» (редакции от 30 октября 3007г.) предусмот­рены ограничения при применении таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининград­ской области. Пользование или распоряжение такими товарами в нарушение таможенного режима подлежит квалификации по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.

Передача прав владения, пользования или распо­ряжения допускается в отношении товаров, помещен­ных под таможенные режимы переработки на тамо­женной территории (ч. 5 ст. 179 ТК РФ), временного ввоза (ч. 2 ст. 211 ТК РФ) и таможенного склада (ч. 4 ст. 219 ТК РФ). Передача указанных прав другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа также образует состав админист­ративного правонарушения, ответственность за кото­рое установлена ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.

Событие административного правонарушения, пре­дусмотренного ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ выявляется, как правило, в ходе проведения на основании ст. 360 и 362 ТК РФ проверки целевого использования товаров, в от­ношении которых предоставлены льготы по уплате та­моженных платежей, общей либо специальной таможен­ной ревизии в соответствии со ст. 376 ТК РФ, а также в рамках производства по делам об административных правонарушениях, возбужденным по ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ либо по ст. 16.21 КоАП РФ.

Следует также учитывать, что использование транс­портного средства не только в международной перевоз­ке, но и во внутренней перевозке (п. 3 ч. 1 ст. 271 ТК РФ) не влечет ответственности по статьям 16.19 и 16.20 КоАП РФ, поскольку не является несоблюдением тре­бований и ограничений таможенного режима времен­ного ввоза, а является основанием для применения в отношении такого транспортного средства частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, нало­гов в рамках этого таможенного режима (ч. 3 ст. 271 ТК РФ). В случае установления факта использования во внутренних перевозках транспортного средства, вре­менно ввезенного для осуществления международной перевозки, в действиях водителя и иных лиц могут со­держаться признаки административного правонаруше­ния, предусмотренного ст. 11.26 КоАП РФ.

411 ТК РФ передавать в органы российской транспортной инспекции, должностные лица которых уполно­мочены составлять протоколы о таких административных пра­вонарушениях.

Объективная сторона правонарушения, предусмот­ренного ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ, заключается в проти­воправном бездействии — в незавершении в установ­ленные сроки таможенного режима, в отношении ко­торого установлено требование о его завершении.

Основным требованием таможенного режима яв­ляется его завершение определенным способом, о чем упомянуто в ст. 185, 186, 195, 208, 214, 223 ТК РФ и др. Невыполнение лицом установленного требования о завершении таможенного режима или выполнение такого требования с нарушением установленного сро­ка влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ. Примером здесь может служить невывоз за пределы таможенной территории Россий­ской Федерации временно ввезенных товаров либо незаявление их к иному таможенному режиму по истечении срока временного ввоза либо неосуществление ввоза в случае эквивалентной компенсации иностран­ных товаров в качестве продуктов переработки на та­моженной территории взамен ранее вывезенных рос­сийских товаров.

Событие данного административного правонару­шения выявляется, как правило, в ходе производ­ства таможенного контроля и таможенного оформле­ния товаров и (или) транспортных средств, в том числе проведения таможенной ревизии, и устанавливается следующими доказательствами:

а)документами, подтверждающими факт помещения товара под определенный таможенный режим, в отношении которого установлено требование о его завершений (таможенная декларация с отметками таможенного органа, свидетельствующими о вы­пуске товаров в соответствии с определенным та­моженным режимом, заявлением лица о помеще­нии товара под определенный таможенный режим, обязательство о завершении режима в определен­ный срок);

б)документами, в том числе актом таможенной ре­визии, фиксирующими сведения, свидетельствую­щие о незавершении таможенного режима в уста­новленный срок;

в)объяснениями должностных лиц таможенного орга­на, производивших таможенное оформление и та­моженный контроль товаров.

Невывоз с таможенной территории Российской Фе­дерации товаров, помещенных под таможенный ре­жим экспорта (так называемый «псевдоэкспорт*), не образует состав рассматриваемого нарушения таможен­ных правил. Это обусловлено положениями ч. 3 ст. 122 ТК РФ, в соответствии с которыми российские товары могут быть вывезены в количестве меньшем, чем за­явлено при их помещении под таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. При этом представ­ляется, что указанное положение распространяется как на случаи невывоза части российских товаров, поме­щенных под таможенных режим экспорта, так и не­вывоза таких товаров в полном объеме.

Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 16.19 КоАП РФ, следует считать декларанта либо лицо, на которое возлагают­ся обязанности по соблюдению условий и ограниче­ний таможенных режимов и завершению его действия в соответствии с требованиями законодательства, то есть лицо, поместившее товары под таможенный ре­жим. При этом в случае передачи разрешения на пе­реработку товаров на основании ч. 5 ст. 179 ТК РФ, передачи временно ввезенных товаров в соответствии с ч. 2 ст. 211 ТК РФ или отчуждении товаров, находя­щихся на таможенном складе, передачи в отношении них прав владения, пользования или распоряжения s соответствии с ч. 4 ст. 219 ТК РФ ответственность за несоблюдение требований соответствующего таможен­ного режима несет лицо, которое взяло на себя обяза­тельства по их дальнейшему соблюдению.

Частью 4 ст. 16.19 КоАП РФ установлена админи­стративная ответственность за неисполнение при осу­ществлении внешнеторговых бартерных сделок тре­бований таможенного режима экспорта.

Обязанность российских лиц при экспорте това­ров по внешнеторговым бартерным сделкам в сроки исполнения текущих валютных операций обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз на таможен­ную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, ра­бот, услуг или исключительных прав на объекты ин­теллектуальной собственности либо о зачисление на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматри­вают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, и подтверждение факта выполне­ния такой обязанности предусмотрена ст. 45 Федераль­ного закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об осно­вах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от 2 февраля 2006 г.). Од­нако поскольку понятие текущих валютных операций, к сожалению, не определено действующим российским законодательством, то представляется, что привлече­ние лиц к административной ответственности за не­исполнение указанной обязанности по ч. 4 ст. 16.19 КоАП РФ будет возможным только после внесения соответствующих изменений в упомянутый выше фе­деральный закон, уточняющих срок исполнения дан­ной обязанности.

Субъектом данного административного правонару­шения могут быть только юридические либо должно­стные лица (о чем пряма указано в санкции рассмат­риваемой части ст. 16.19 КоАП РФ), ответственные за соблюдение требований заявленного таможенного режима экспорта.

С субъективной стороны правонарушение харак­теризуется виной, для физических и должностных лиц она характеризуется как умыслом, так и неосторож­ностью, что впрочем не влияет на квалификацию про­тивоправных действий (бездействия), хотя при реше­нии вопроса о степени ответственности может учиты­ваться. Вина же юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Составлять протоколы об административных пра­вонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ, могут только должностные лица таможен­ных органов (ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривать дела о таких правонарушениях — уполномоченные на это должностные липа таможенных органов (ст. 23.8 КоАП РФ) либо судьи — в случаях, когда должностное лицо таможенного органа, к которому поступило дело о таком правонарушении, примет решение о передаче его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ) в связи с необходимостью применения санкции, реализуемой исключительно в судебном порядке.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 163.