1. Несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, путем заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно путем представления недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров и (или) транспортных средств под указанный таможенный режим, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
2. Пользование, или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение, таможенного режима, под который они помешены, в том числе передача права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу fie. i разрешения или письменного уведомления таможенного органа, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до дв yx тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся, предметами административного правонарушения, или без тиковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч, рублей; на юридических лиц — от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
3. Незавершение. в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении, —
влеччет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной второй до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
4. Неисполнение при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требовании таможенного режима экспорта об обязательном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачислении на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, а равно неподтверждение факта выполнения такой обязанности —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одной второй до однократного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Объектом данного административного правонарушения является порядок таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств в части соблюдения требований, условий и ограничений заявленного декларантом соответствующего таможенного режима.
Таможенный режим является одним из основных и наиболее важных институтов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации, В соответствии с ч. 1 ст. 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, и соблюдать этот таможенный режим.
Таможенный режим является разновидностью правового режима, под которым в юридической литературе понимается особый порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования (в данном случае — направленность на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации).
Таможенный режим — это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федеции либо за ее пределами.
Выбор того или иного таможенного режима является прерогативой лица, перемещающего товары, и окапывает влияние как на возможность либо невозможность перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу Российской Федерации, так и на порядок производства их таможенного оформлении и таможенного контроля, на размер и порядок уплаты таможенных платежей, а также определяет круг действий как вышеупомянутых лиц либо их представителей, так и круг действий таможенных органов и их должностных лиц в отношении таких товаров. С его помощью определяются:
а)порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения;
б)условия нахождения товаров на либо вне таможенной территории Российской Федерации;
в)права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенного режима;
г)дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.
Таможенным кодексом РФ (ст. 155) предусмотрен двадцать один вид таможенных режимов, поделенных на четыре группы.
Первая группа — основные таможенные режимы:
I)выпуск для внутреннего потребления;
2)экспорт;
3) международный таможенный транзит.
Вторая группа — экономические, таможенные режимы:
4) переработка на таможенной территории;
5)переработка для внутреннего потребления;
6)переработка вне таможенной территории;
7)временный ввоз;
8)таможенный склад;
9)свободная таможенная зона (свободный склад); Третья группа — завершающие таможенные режимы:
10)реимпорт;
II)реэкспорт;
12)уничтожение;
13)отказ в пользу государства.
Четвертая группа — специальные таможенные режимы:
14)временный вывоз;
15)беспошлинная торговля;
16)перемещение припасов;
17)иные специальные таможенные режимы, к каковым в соответствии со ст. 268 ТК РФ относятся следующие пять таможенных режимов:
а)таможенный режим перемещения товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств Российской Федерации за рубежом;
б)таможенный режим перемещения товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями Российской Федерации, дислоцированными на таможенной территории Российской Федерации и за пределами этой территории;
в)таможенный режим перемещения через таможенную границу товаров, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;
г) таможенный режим перемещения товаров, вывозимых в государства — бывшие республики СССР и предназначенных для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, а также для проведения на территориях указанных государств российскими организациями научно-исследовательских работ в интересах Российской Федерации на некоммерческой основе;
д)таможенный режим перемещения российских товаров между таможенными органами через территорию иностранного государства. Каждый таможенный режим имеет свою определенную внутреннюю структуру, отражающую его содержание и представляющее собой совокупность условий, требований и ограничений, характерных именно для этого таможенного режима.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 157 ТК РФ помещение товаров под тот или иной таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа, выдаваемого в соответствии с требованиями Таможенного кодекса РФ. В то же время выбор и изменение таможенного режима является прерогативой лица, обладающего полномочиями в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров. Об этом напрямую указано в ч. 2 ст. 156 ТК РФ: лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с Таможенным кодексом РФ. При выдаче разрешения на помещение товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, таможенный орган в соответствии со ст. 160 ТК РФ вправе требовать предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей, представление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров и иных гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных положениями Таможенного кодекса РФ, регламентирующими порядок и условия помещения товаров под те или иные таможенные режимы.
При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (ст. 149 ТК РФ) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.
Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1)если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены;
2)если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
3)если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с настоящим Кодексом;
4)если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с нормами главы 31 ТК РФ.
Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
В случае изъятия товаров, помещенных под таможенный режим, по делу об административном правонарушении в области таможенного дела действие таможенного режима в отношении этих товаров приостанавливается и возобновляется только после вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении в порядке и на условиях, регламентированных ст. 162 ТК РФ.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, образует несоблюдение условий помещения товаров и (или) транспортных средств под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и (или) ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, совершенное путем:
а)заявления при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах; либо
б)представления недействительных документов.
При этом обязательным условием привлечения лица к ответственности по рассматриваемой части ст. 16.19 КоАП РФ является несоблюдение условий помещения товаров под таможенный режим вследствие именно заявленных недостоверных сведений и (или) представленных недействительных документов.
Несоблюдение соответствующих условий помещения товаров под таможенный режим при его заявлении (декларировании), не связанное с заявлением при декларировании товаров недостоверных сведений или представлением недействительных документов, не образует состав рассматриваемого правонарушения. Так, заявление таможенного режима в отношении товаров, неразрешенных к помещению под соответствующий режим (например, ч. 4 ст. 174, ч. 2 ст. 188, ч. 4 ст. 198, ч. 1 ст. 217 ТК РФ), непредставление разрешения на переработку товаров на таможенной территории, на переработку для внутреннего потребления либо на переработку вне таможенной территории (ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст. 188, ч. 1 ст. 198 ТК РФ) не влечет административной ответственности.
Способом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, является заявление при декларировании недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах либо представления недействительных документов. При разграничении данного состава с составами, предусмотренными ч. 2 и 3 анализируемой статьи КоАП РФ, следует иметь в виду, что заявленные недостоверные сведения могли послужить основанием для помещения товаров под льготный таможенный режим, а также для освобождения от уплаты таможенных платежей и (или) неприменения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии со ст. 161 ТК РФ обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенный режим возлагается на декларанта, в связи с чем субъектом ответственности по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ является указанное лицо, в том числе и при декларировании товаров таможенным брокером. Факт совершения таможенных операций при таможенном оформлении не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые прямо закреплены Таможенным кодексом РФ за лицом, указанным в ст. 16 ТК РФ, перевозчиком либо иным лицом (ст. 144 ТК РФ).
Часть 2 ст. 16.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность:
а)за пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены;
б)за передачу права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров или транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа.
Противоправность указанных деяний обусловлена ст. 156 ТК РФ, в соответствии с положениями которой ввоз и вывоз товаров влекут обязанность поместить их под определенный таможенный режим и соблюдать этот режим. Под соблюдением таможенного режима следует понимать пользование и распоряжение товарами, помещенными под таможенный режим, с учетом запретов к ограничений, установленных его правовой регламентацией, а также завершение действия таможенного режима предусмотренным способом.
Предметом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, могут быть только те товары, которые помещены под определенный таможенный режим. Помещение товаров под таможенный режим считается состоявшимся в момент их выпуска таможенным органом {ч. 3 ст. 157 ТК РФ).
Так, в частности, ст. 176 и 190 ТК РФ определяют операции, которые могут проводиться с товарами, помещенными под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории, для внутреннего потребления. Статьями 211 и 219 ТК РФ предусмотрены ограничения на пользование и распоряжение временно ввезенными товарами и товарами, помещенными под таможенный режим таможенного склада. Статьями 9 и 15 Федерального закона от 10 января 2006 № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (редакции от 30 октября 3007г.) предусмотрены ограничения при применении таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области. Пользование или распоряжение такими товарами в нарушение таможенного режима подлежит квалификации по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.
Передача прав владения, пользования или распоряжения допускается в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы переработки на таможенной территории (ч. 5 ст. 179 ТК РФ), временного ввоза (ч. 2 ст. 211 ТК РФ) и таможенного склада (ч. 4 ст. 219 ТК РФ). Передача указанных прав другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа также образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ выявляется, как правило, в ходе проведения на основании ст. 360 и 362 ТК РФ проверки целевого использования товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, общей либо специальной таможенной ревизии в соответствии со ст. 376 ТК РФ, а также в рамках производства по делам об административных правонарушениях, возбужденным по ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ либо по ст. 16.21 КоАП РФ.
Следует также учитывать, что использование транспортного средства не только в международной перевозке, но и во внутренней перевозке (п. 3 ч. 1 ст. 271 ТК РФ) не влечет ответственности по статьям 16.19 и 16.20 КоАП РФ, поскольку не является несоблюдением требований и ограничений таможенного режима временного ввоза, а является основанием для применения в отношении такого транспортного средства частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в рамках этого таможенного режима (ч. 3 ст. 271 ТК РФ). В случае установления факта использования во внутренних перевозках транспортного средства, временно ввезенного для осуществления международной перевозки, в действиях водителя и иных лиц могут содержаться признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.26 КоАП РФ.
411 ТК РФ передавать в органы российской транспортной инспекции, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы о таких административных правонарушениях.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ, заключается в противоправном бездействии — в незавершении в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении.
Основным требованием таможенного режима является его завершение определенным способом, о чем упомянуто в ст. 185, 186, 195, 208, 214, 223 ТК РФ и др. Невыполнение лицом установленного требования о завершении таможенного режима или выполнение такого требования с нарушением установленного срока влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ. Примером здесь может служить невывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации временно ввезенных товаров либо незаявление их к иному таможенному режиму по истечении срока временного ввоза либо неосуществление ввоза в случае эквивалентной компенсации иностранных товаров в качестве продуктов переработки на таможенной территории взамен ранее вывезенных российских товаров.
Событие данного административного правонарушения выявляется, как правило, в ходе производства таможенного контроля и таможенного оформления товаров и (или) транспортных средств, в том числе проведения таможенной ревизии, и устанавливается следующими доказательствами:
а)документами, подтверждающими факт помещения товара под определенный таможенный режим, в отношении которого установлено требование о его завершений (таможенная декларация с отметками таможенного органа, свидетельствующими о выпуске товаров в соответствии с определенным таможенным режимом, заявлением лица о помещении товара под определенный таможенный режим, обязательство о завершении режима в определенный срок);
б)документами, в том числе актом таможенной ревизии, фиксирующими сведения, свидетельствующие о незавершении таможенного режима в установленный срок;
в)объяснениями должностных лиц таможенного органа, производивших таможенное оформление и таможенный контроль товаров.
Невывоз с таможенной территории Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта (так называемый «псевдоэкспорт*), не образует состав рассматриваемого нарушения таможенных правил. Это обусловлено положениями ч. 3 ст. 122 ТК РФ, в соответствии с которыми российские товары могут быть вывезены в количестве меньшем, чем заявлено при их помещении под таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. При этом представляется, что указанное положение распространяется как на случаи невывоза части российских товаров, помещенных под таможенных режим экспорта, так и невывоза таких товаров в полном объеме.
Субъектом административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 16.19 КоАП РФ, следует считать декларанта либо лицо, на которое возлагаются обязанности по соблюдению условий и ограничений таможенных режимов и завершению его действия в соответствии с требованиями законодательства, то есть лицо, поместившее товары под таможенный режим. При этом в случае передачи разрешения на переработку товаров на основании ч. 5 ст. 179 ТК РФ, передачи временно ввезенных товаров в соответствии с ч. 2 ст. 211 ТК РФ или отчуждении товаров, находящихся на таможенном складе, передачи в отношении них прав владения, пользования или распоряжения s соответствии с ч. 4 ст. 219 ТК РФ ответственность за несоблюдение требований соответствующего таможенного режима несет лицо, которое взяло на себя обязательства по их дальнейшему соблюдению.
Частью 4 ст. 16.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок требований таможенного режима экспорта.
Обязанность российских лиц при экспорте товаров по внешнеторговым бартерным сделкам в сроки исполнения текущих валютных операций обеспечить предусмотренные такими сделками ввоз на таможенную территорию Российской Федерации равноценных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности либо о зачисление на счета в уполномоченных банках денежных средств, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, и подтверждение факта выполнения такой обязанности предусмотрена ст. 45 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в редакции от 2 февраля 2006 г.). Однако поскольку понятие текущих валютных операций, к сожалению, не определено действующим российским законодательством, то представляется, что привлечение лиц к административной ответственности за неисполнение указанной обязанности по ч. 4 ст. 16.19 КоАП РФ будет возможным только после внесения соответствующих изменений в упомянутый выше федеральный закон, уточняющих срок исполнения данной обязанности.
Субъектом данного административного правонарушения могут быть только юридические либо должностные лица (о чем пряма указано в санкции рассматриваемой части ст. 16.19 КоАП РФ), ответственные за соблюдение требований заявленного таможенного режима экспорта.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной, для физических и должностных лиц она характеризуется как умыслом, так и неосторожностью, что впрочем не влияет на квалификацию противоправных действий (бездействия), хотя при решении вопроса о степени ответственности может учитываться. Вина же юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ, могут только должностные лица таможенных органов (ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривать дела о таких правонарушениях — уполномоченные на это должностные липа таможенных органов (ст. 23.8 КоАП РФ) либо судьи — в случаях, когда должностное лицо таможенного органа, к которому поступило дело о таком правонарушении, примет решение о передаче его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ) в связи с необходимостью применения санкции, реализуемой исключительно в судебном порядке.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.