Нарушение, сроков временного хранения товаров — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Объектом данного административного правонарушения является порядок таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров в части, касающейся соблюдения срока нахождения товаров под таможенной процедурой временного хранения.
Временное хранение товаров — это таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничении, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру (ст. 99 ТК РФ).
Временное хранение товаров осуществляется в специально выделенных и обустроенных для этого помещениях и (или) на открытых площадках, именуемых •складами временного хранения (СВХ) и соответствующих требованиям, установленным в ст. 107 ТК РФ, .либо в иных местах, определенных главой 12 ТК РФ, и частности:
• согласно ч. 1 ст. 116 ТК РФ по запросу железной дороги допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами;
•в силу положений ч. 1 ст. 117 ТК РФ с разрешения таможенного органа временное хранение может также осуществляться на складе получателя товаров при применении специальных упрощенных процедур для отдельных лиц; при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров; если получателем товаров являются государственные органы или учреждения;
•ч. 3 ст. 78 ТК РФ также предусмотрено, что товары могут находиться в месте их разгрузки и перегрузки (перевалки) в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации без помещения на склад временного хранения в течение срока, необходимого для осуществления указанных операций, но в пределах сроков временного хранения, установленных ст. 103 ТК РФ при наличии запроса лица, осуществляющего грузовые операции в морском (речном) порту.
Товары могут помещаться на склад временного хранения:
1) для осуществления выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом либо иной таможенной процедурой (как в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, так и внутри таможенной территории Российской Федерации). В этом случае временное хранение товаров допускается также в иных местах — на складе получателя, в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях;
2) если ввезенные товары запрещены к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации (в соответствии со ст. 13 ТК РФ товары, запрещенные к ввозу и не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, подлежат помещению на склад временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля);
3) в случаях изъятия товаров таможенными органами при проведении специальной таможенной ревизии (ст. 377 ТК РФ), а также у лиц, приобретших незаконно перемещенные товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 391 ТК РФ).
Срок временного хранения товаров установлен ст. 103 ТК РФ и составляет по общему правилу два месяца. При этом предельный срок временного хранения по мотивированному запросу заинтересованного лица может быть продлен до четырех месяцев.
В соответствии с ч. 4 ст. 103 ТК РФ срок временного хранения исчисляется со дня помещения товаров на склад временного хранения либо со дня приобретения ими статуса находящихся на временном храпении. При этом в случае применения внутреннего таможенного транзита при перевозке товаров из места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации до места нахождения таможенного органа исчисление срока временного хранения начинается заново со дня завершения внутреннего таможенного транзита. Статус находящихся на временном хранении товары приобретают с момента их предъявления таможенному органу в месте прибытия (ч. 2 ст. 77 ТКРФ), а также получения разрешения таможенного органа на хранение товаров в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях (ст. 116 ТК РФ), либо на складе получателя товаров, не являющемся складом временного хранения (ст. 117 ТК РФ). ТК РФ не конкретизирует, в каких случаях срок временного хранения начинает течь с момента фактического помещения товаров на склад, а в каких — с момента приобретения товарами статуса находящихся на временном хранении, однако анализ положений Таможенного кодекса РФ позволяет прийти к выводу о том, что срок временного хранения начинает исчисляться:
а) со дня фактического помещения товаров на склад временного хранения (для товаров, не имеющих статуса находящихся на временном хранении, например, для иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, для товаров, изъятых при проведении специальной таможенной ревизии);
б) со дня представления товаров таможенному органу в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (в том числе при последующем помещении товаров на склад временного хранения в месте прибытия);
в) со дня завершения процедуры внутреннего таможенного транзита (для товаров, перевозимых по процедуре внутреннего таможенного транзита из места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе при их последующей перевозке по указанной процедуре на другой склад, а также при их временном хранении непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях, и на складах получателей товаров).
Порядок исчисления сроков, установленных таможенным законодательством, регулируется ст. 9 ТК РФ.
До истечения срока временного хранения товары должны быть выпущены в соответствии с определенным таможенным режимом либо оформлены в соответствии с иной таможенной процедурой. Нарушение срока временного хранения (т. е. объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения) заключается в противоправном бездействии —-и непринятии лицом в течение срока временного хранения всех надлежащих мер по выпуску товаров (таковыми «надлежащими мерами» являются подача таможенной декларации, а также действия, которые необходимо выполнить для соблюдения условий выпуска товаров, установленных ст. 149 ТК РФ, — уплата таможенных пошлин, налогов, или обеспечение их уплаты, соблюдение запретов, ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, соблюдение условий помещения товаров под таможенный режим), в результате чего на момент истечения срока временного хранения товары выпущены в соответствии с определенным таможенным режимом или не оформлены в соответствии с иной таможенной процедурой.
При этом следует учитывать, что применение ст. 16.16 КоАП РФ в отношении товаров, которые уже были оформлены в таможенном отношении в соответствии с таможенным режимом экспорта во внутренних таможнях и по каким-либо причинам (в частности, остатки пароходных партий, изменения в договорных отношениях субъектов, ликвидация экспортера и т. п. ) не были вывезены за пределы таможенной территории 1'оссийской Федерации, невозможно, так как эти товары уже были выпущены таможенными органами и не имеют статуса находящихся на временном хранении.
Невозможно (неправомерно) применение данной статьи КоАП РФ также и в отношении товаров, изъятых таможенными органами на основании ст. 377 и 391 ТК РФ и помещенных на СВХ, поскольку они также не имеют статус находящихся на временном хранении. Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое законом возложена обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, однако, которое не сделало этого в установленный срок. Перечень таких лиц указан в ст. 16 ТК РФ:
1) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, — то это российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;
2) если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется без заключения внешнеэкономической сделки российским лицом, то это либо лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации, либо иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) с Таможенным кодексом РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной, для физических лиц — преимущественно в форме умысла, когда лицо сознает, что не принимает никаких мер по выпуску перемещаемых им через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств в установленные для этого сроки и желает этого, хотя возможно и в форме неосторожности, когда лицо не желает этого, но сознательно допускает, например, по самонадеянности полагая, что уложится в конечном итоге в установленные сроки, но по тем или иным субъективным причинам нарушает их, хотя таможенная декларация, например, была подана. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных деяний, хотя при решении вопроса об ответственности физического лица она может учитываться. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ, могут только должностные лица таможенных органов, и рассматривать дела о таких правонарушениях — таможенные органы в случае назначения только основного административного наказания в виде административного штрафа и судьи ™ в случае принятия таможенными органами решения о необходимости назначения также и дополнительного наказания в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения, и передачи дела на рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 204.