Статья 16.16. Нарушение сроков временного хранения товаров
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нарушение, сроков временного хранения товаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юриди­ческих лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч с конфискацией товаров, явившихся предметами адми­нистративного правонарушения, или без таковой.

Объектом данного административного правонару­шения является порядок таможенного оформления пе­ремещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров в части, касающейся соблюдения срока нахождения товаров под таможенной процеду­рой временного хранения.

Временное хранение товаров — это таможенная процедура, при которой иностранные товары хранят­ся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничении, установленных в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой де­ятельности, до их выпуска в соответствии с опреде­ленным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру (ст. 99 ТК РФ).

Временное хранение товаров осуществляется в спе­циально выделенных и обустроенных для этого поме­щениях и (или) на открытых площадках, именуемых             •складами временного хранения (СВХ) и соответству­ющих требованиям, установленным в ст. 107 ТК РФ, .либо в иных местах, определенных главой 12 ТК РФ, и частности:

• согласно ч. 1 ст. 116 ТК РФ по запросу железной дороги допускается временное хранение товаров, пе­ревозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных сред­ствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами;

•в силу положений ч. 1 ст. 117 ТК РФ с разреше­ния таможенного органа временное хранение мо­жет также осуществляться на складе получателя товаров при применении специальных упрощенных процедур для отдельных лиц; при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует склад времен­ного хранения, приспособленный для хранения таких товаров; если получателем товаров являют­ся государственные органы или учреждения;

•ч. 3 ст. 78 ТК РФ также предусмотрено, что това­ры могут находиться в месте их разгрузки и пере­грузки (перевалки) в месте их прибытия на тамо­женную территорию Российской Федерации без по­мещения на склад временного хранения в течение срока, необходимого для осуществления указанных операций, но в пределах сроков временного хране­ния, установленных ст. 103 ТК РФ при наличии запроса лица, осуществляющего грузовые опера­ции в морском (речном) порту.

Товары могут помещаться на склад временного хра­нения:

1) для осуществления выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом либо иной таможенной процедурой (как в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, так и внутри таможенной территории Российской Федерации). В этом случае временное хранение товаров допус­кается также в иных местах — на складе получа­теля, в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях;

2) если ввезенные товары запрещены к ввозу на тамо­женную территорию Российской Федерации (в со­ответствии со ст. 13 ТК РФ товары, запрещенные к ввозу и не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, подлежат помещению на склад временного хранения или в иные места, яв­ляющиеся зонами таможенного контроля);

3) в случаях изъятия товаров таможенными органа­ми при проведении специальной таможенной ре­визии (ст. 377 ТК РФ), а также у лиц, приобрет­ших незаконно перемещенные товары на таможен­ной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельно­сти (ст. 391 ТК РФ).

Срок временного хранения товаров установлен ст. 103 ТК РФ и составляет по общему правилу два месяца. При этом предельный срок временного хране­ния по мотивированному запросу заинтересованного лица может быть продлен до четырех месяцев.

В соответствии с ч. 4 ст. 103 ТК РФ срок времен­ного хранения исчисляется со дня помещения това­ров на склад временного хранения либо со дня приоб­ретения ими статуса находящихся на временном хра­пении. При этом в случае применения внутреннего таможенного транзита при перевозке товаров из мес­та прибытия на таможенную территорию Российской Федерации до места нахождения таможенного органа исчисление срока временного хранения начинается заново со дня завершения внутреннего таможенного транзита. Статус находящихся на временном хране­нии товары приобретают с момента их предъявления таможенному органу в месте прибытия (ч. 2 ст. 77 ТКРФ), а также получения разрешения таможенного органа на хранение товаров в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях (ст. 116 ТК РФ), либо на складе получателя товаров, не являю­щемся складом временного хранения (ст. 117 ТК РФ). ТК РФ не конкретизирует, в каких случаях срок вре­менного хранения начинает течь с момента фактичес­кого помещения товаров на склад, а в каких — с мо­мента приобретения товарами статуса находящихся на временном хранении, однако анализ положений Тамо­женного кодекса РФ позволяет прийти к выводу о том, что срок временного хранения начинает исчисляться:

а)   со дня фактического помещения товаров на склад временного хранения (для товаров, не имеющих статуса находящихся на временном хранении, на­пример, для иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, для товаров, изъятых при проведении специаль­ной таможенной ревизии);

б)    со дня представления товаров таможенному орга­ну в месте их прибытия на таможенную террито­рию Российской Федерации (в том числе при пос­ледующем помещении товаров на склад временно­го хранения в месте прибытия);

в) со дня завершения процедуры внутреннего тамо­женного транзита (для товаров, перевозимых по процедуре внутреннего таможенного транзита из места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе при их после­дующей перевозке по указанной процедуре на дру­гой склад, а также при их временном хранении непосредственно в транспортных средствах, нахо­дящихся на железнодорожных путях, и на скла­дах получателей товаров).

Порядок исчисления сроков, установленных тамо­женным законодательством, регулируется ст. 9 ТК РФ.

До истечения срока временного хранения товары должны быть выпущены в соответствии с определен­ным таможенным режимом либо оформлены в соответствии с иной таможенной процедурой. Нарушение срока временного хранения (т. е. объективная сторо­на рассматриваемого административного правонару­шения) заключается в противоправном бездействии —-и непринятии лицом в течение срока временного хра­нения всех надлежащих мер по выпуску товаров (та­ковыми «надлежащими мерами» являются подача таможенной декларации, а также действия, которые необходимо выполнить для соблюдения условий вы­пуска товаров, установленных ст. 149 ТК РФ, — уплата таможенных пошлин, налогов, или обеспечение их уплаты, соблюдение запретов, ограничений, предус­мотренных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, соблюдение условий помещения това­ров под таможенный режим), в результате чего на момент истечения срока временного хранения товары выпущены в соответствии с определенным тамо­женным режимом или не оформлены в соответствии с иной таможенной процедурой.

При этом следует учитывать, что применение ст. 16.16 КоАП РФ в отношении товаров, которые уже были оформлены в таможенном отношении в соответ­ствии с таможенным режимом экспорта во внутренних таможнях и по каким-либо причинам (в частности, остатки пароходных партий, изменения в договорных от­ношениях субъектов, ликвидация экспортера и т. п. ) не были вывезены за пределы таможенной территории 1'оссийской Федерации, невозможно, так как эти това­ры уже были выпущены таможенными органами и не имеют статуса находящихся на временном хранении.

Невозможно (неправомерно) применение данной ста­тьи КоАП РФ также и в отношении товаров, изъятых таможенными органами на основании ст. 377 и 391 ТК РФ и помещенных на СВХ, поскольку они также не имеют статус находящихся на временном хранении. Субъектом данного административного правонару­шения является лицо, на которое законом возложена обязанность по совершению таможенных операций, не­обходимых для выпуска товаров, однако, которое не сделало этого в установленный срок. Перечень таких лиц указан в ст. 16 ТК РФ:

1)   если перемещение товаров через таможенную гра­ницу осуществляется в соответствии с внешнеэко­номической сделкой, заключенной российским ли­цом, — то это российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена;

2)   если перемещение товаров через таможенную гра­ницу осуществляется без заключения внешнеэко­номической сделки российским лицом, то это либо лицо, имеющее право владения и (или) право пользо­вания товарами на таможенной территории Россий­ской Федерации, либо иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданс­ким законодательством Российской Федерации и (или) с Таможенным кодексом РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

С субъективной стороны правонарушение харак­теризуется виной, для физических лиц — преимуще­ственно в форме умысла, когда лицо сознает, что не принимает никаких мер по выпуску перемещаемых им через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств в установленные для этого сроки и желает этого, хотя возможно и в форме неосторожно­сти, когда лицо не желает этого, но сознательно до­пускает, например, по самонадеянности полагая, что уложится в конечном итоге в установленные сроки, но по тем или иным субъективным причинам нару­шает их, хотя таможенная декларация, например, была подана. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных деяний, хотя при ре­шении вопроса об ответственности физического лица она может учитываться. Вина юридических лиц опре­деляется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Составлять протоколы об административных право­нарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ, могут только должностные лица таможенных органов, и рассматривать дела о таких правонарушениях — таможенные органы в случае назначения только ос­новного административного наказания в виде адми­нистративного штрафа и судьи ™ в случае принятия таможенными органами решения о необходимости назначения также и дополнительного наказания в виде конфискации товаров, явившихся предметами адми­нистративного правонарушения, и передачи дела на рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 174.