Товаров и (или) транспортных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Приобретение, пользование, хранение либо транспор­тировка товаров и (или) транспортных средств, ко­торые незаконно перемещены через таможенную гра­ницу Российской Федерации и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблю­дены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Феде­рации о государственном регулировании внешнеторго­вой деятельности, либо условно выпущенных товаров и (или) транспортных средств, пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами которыми допущены, в нарушение установ­ленных запретов и (или) ограничений, —

влечет, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц —- от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией или бел таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Установление административной ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ сяязано с необходимостью право­вой охраны отношений по введению ввезенных на та­моженную территорию Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств в свободное обращение.

Статус товаров, выпущенных в свободное обращение, подразумевает снятие каких-либо ограничений по пользованию и распоряжению этими товарами. Такой статус товары приобретают только после того, как в отношении них выполнены все требования таможен­ного законодательства (уплачены таможенные пошли­ны и налоги, соблюдены все ограничения, установ­ленные в соответствии с законодательством Российс­кой Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). Приобретение товара­ми такого статуса возможно при помещении их под таможенный режим выпуска для внутреннего потреб­ления (ст. 164 ТК РФ), реимпорта товаров (ст. 234 ТК РФ), отказа в пользу государства (ст. 250 ТК РФ), а также в некоторых иных случаях, прямо предусмот­ренных Таможенным кодексом РФ.

В обобщенном виде все .действия, признаваемые противоправными по ст. 16.21 КоАП РФ, можно раз­делить на две группы:

1)действия с незаконно введенными на таможенную территорию Российской Федерации товарами и (или) транспортными средствами, в отношении ко­торых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством о внешней торговле, а именно: приобретение, пользование, хранение либо транспортировка та­ких товаров и (или) транспортных средств;

2)аналогичные действия с условно выпущенными то­варами и (или) транспортными средствами, пользо­вание, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами, которыми допу­щены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений.

Иными словами, ст. 16.21 КоАП РФ содержит по сути два самостоятельных состава административных правонарушений, однако, законодатель посчитал не­целесообразным дифференцировать в зависимости от санкции либо разделять каким-то иным образом.

Объектом данного административного правонару­шения в зависимости от характера противоправного посягательства является либо порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, переме­щаемых через таможенную границу Российской Фе­дерации, либо порядок предоставления таможенных льгот и пользования этими льготами, а также поря­док соблюдения иных условий и ограничений в отно­шении ввезенных в страну товаров и (или) транспорт­ных средств.

В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, сфор­мулированном в ч. 1 ст. 14 ТК РФ все товары и транс­портные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и та­моженному контролю в порядке и на условиях, кото­рые предусмотрены Таможенным кодексом РФ. А со­гласно положениям ст. 15 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспорт­ными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ. После выпуска товаров и транспорт­ных средств пользование и распоряжение ими осу­ществляются в соответствии с заявленным таможен­ным режимом.

Объективную сторону рассматриваемого админис­тративного правонарушения образуют следующие груп­пы противоправных деяний:

1)приобретение, пользование, хранение, транспорти­ровка товаров, незаконно перемещенных через та­моженную границу РФ, если это повлекло неупла­ту таможенных пошлин, налогов или несоблюде­ние запретов и ограничений, установленных в соответствий с законодательством Российской Фе­дерации о государственном регулировании внеш­неторговой деятельности;

2)приобретение, пользование, хранение либо транс­портировка условно выпущенных товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых в на­рушение установленных запретов и (или) ограни­чений были допущены пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами.

В соответствии со ст. 151 ТК РФ условно выпущен­ными считаются товары:

а)в отношении которых в соответствии с законода­тельством Российской Федерации предоставлены льготы по таможенным платежам;

б)помещенные под таможенные режимы таможен­ного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внут­реннего потребления, временного ввоза, реэкспор­та, международного таможенного транзита, унич­тожения и специальные таможенные режимы, при­менимые к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации;

в)выпущенные без представления документов и све­дений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регули­ровании внешнеторговой деятельности. В отношении таких товаров в соответствии с указан­ной выше и другими статьями Таможенного кодекса РФ, предусматривающими содержание перечисленных тамо­женных режимов, установлены ограничения пользова­ния и распоряжения. Ответственность за нарушение этих ограничений предусмотрена ст. 16.19 и 16.20 КоАП РФ (см. комментарий к этим статьям КоАП РФ), а ст. 16.21 КоАП РФ устанавливает ответственность третьих лиц за приобретение, пользование, хранение либо транспор­тировку условно выпущенных товаров, в отношении которых уже совершены правонарушения, предусмот­ренные указанными статьями КоАП РФ. Например, в случае выявления факта отчуждения товара, помещен­ного под таможенный режим временного ввоза, лицо, распорядившееся таким товаром, должно нести адми­нистративную ответственность по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, а лицо, которое приобрело такой товар, — по ст. 16.21 КоАП РФ.

Событие анализируемого административного пра­вонарушения выявляется, как правило, в ходе тамо­женного контроля с использованием всех его форм, предусмотренных главой 35 ТК РФ и ст. 410 ТК РФ (в основном при осуществлении контроля после вы­пуска товаров, в том числе за условно выпущенными товарами), в рамках проводимых должностными ли­цами таможенного органа оперативных мероприятий, а также по информации, полученной в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ из внешних по отношению к таможенным органам источников и устанавливает­ся следующими доказательствами:

1) документами, свидетельствующими о незаконно­сти перемещения через таможенную границу Рос­сийской Федерации товаров и/или транспортных средств и в отношении которых не уплачены та­моженные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и/или ограничения, установленные в со­ответствии с законодательством Российской Фе­дерации о государственном регулировании внеш­неторговой деятельности (в большинстве случаев отсутствием документов, подтверждающих тамо­женное оформление и уплату таможенных плате­жей). При установлении факта незаконности вво­за товаров необходимо учитывать положения ст. 374 ТК РФ, согласно которым таможенные органы осуществляют проверку наличия на това­рах или их упаковке специальных марок, иден­тификационных знаков или иных способов обо­значения товаров, используемых для подтверж­дения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами и ины­ми нормативными актами Российской Федерации. Отсутствие на товарах специальных марок, иден­тификационных знаков и т. п. рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможен­ную территорию Российской Федерации без произ­водства таможенного оформления и выпуска това­ров, если лицо, у которого такие товары обнаруже­ны, не докажет обратное (отсутствие маркировки о сертификации на товарах, в случае необходимос­ти такой маркировки, которая подтверждает тамо­женное оформление; представление недействитель­ных документов на товар, указание в счет-фактуре номера ГТД на совершенно другой товар и т. д.);

  2) документами, свидетельствующими о передаче услов­но выпущенных товаров и транспортных средств, переданы в пользование или во владение либо в рас­поряжение иными способами в нарушение установ­ленных запретов и/или ограничений (договор, товаротранспортная накладная, счет-фактура, акт при­ема передачи, бухгалтерский баланс и т. д.).

3) документами, подтверждающими приобретение, пользование, хранение либо транспортировку то­варов и (или) транспортных средств, которые не­законно перемещены через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установ­ленные в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации о государственном регулиро­вании внешнеторговой деятельности, а также услов­но выпущенных товаров и (или) транспортных средств, пользование, передачу в пользование или во владение либо распоряжение иными способами которыми допущены в нарушение установленных

запретов и (или) ограничений.

Из действий, образующих объективную сторону рас­сматриваемого правонарушения, недлящимся, явля­ется только приобретение, поскольку оно является ра­зовым, непродолжительным во времени. Остальные действия (пользование, хранение, транспортировка) предполагают определенный период времени, в тече­ние которого они осуществляются, не прекращаясь. Такие действия могут быть отнесены к категории для­щихся. В то же время необходимо отметить, что в слу­чае прекращения лицом перечисленных противоправ­ных деяний либо пресечения их таможенными орга­нами срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с указанного временно­го момента.

Субъектами данного административного правона­рушения могут быть должностные либо юридические лица (в том числе и индивидуальные предпринимате­ли). Физические лица (граждане) ответственности по данной статье не несут.

С субъективной стороны правонарушение харак­теризуется виной, для должностных лиц преимуще­ственно — к умышленной форме, когда лицо знало либо сознавало, что приобретает, пользуется, хранит либо транспортирует товары и (или) транспортные средства, незаконно ввезенные на таможенную терри­торию России и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины и налоги, но, тем не менее, делало это.

Совершение данного правонарушения воз­можно, в принципе, и по неосторожности, когда лицо,

например, не знало, что совершает перечисленные выше операции с перечисленными в диспозиции ст. 16.21 КоАП РФ товарами и (или) транспортными средствами, но могло и должно было это знать. Форма вины не влияет на квалификацию противоправных действий должностных лиц, хотя при решении вопро­са о степени их ответственности она может и должна учитываться. Вина же юридических лиц определяет­ся по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Составлять протоколы об административных право­нарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ могут только должностные лица таможенных ор­ганов (ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривать дела о та­ких правонарушениях — уполномоченные на это дол­жностные лица таможенных органов (ст. 23.8 КоАП Ф) либо судьи — в случаях, когда должностное лицо таможенного органа, к которому поступило дело о та­ком правонарушении, примет решение о передаче его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). Такое решение принимается, как правило, при необходимо­сти применения конфискации являющихся предмета­ми административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств как меры административ­ного наказания.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 165.