Приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо условно выпущенных товаров и (или) транспортных средств, пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами которыми допущены, в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, —
влечет, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц —- от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией или бел таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Установление административной ответственности по ст. 16.21 КоАП РФ сяязано с необходимостью правовой охраны отношений по введению ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств в свободное обращение.
Статус товаров, выпущенных в свободное обращение, подразумевает снятие каких-либо ограничений по пользованию и распоряжению этими товарами. Такой статус товары приобретают только после того, как в отношении них выполнены все требования таможенного законодательства (уплачены таможенные пошлины и налоги, соблюдены все ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности). Приобретение товарами такого статуса возможно при помещении их под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления (ст. 164 ТК РФ), реимпорта товаров (ст. 234 ТК РФ), отказа в пользу государства (ст. 250 ТК РФ), а также в некоторых иных случаях, прямо предусмотренных Таможенным кодексом РФ.
В обобщенном виде все .действия, признаваемые противоправными по ст. 16.21 КоАП РФ, можно разделить на две группы:
1)действия с незаконно введенными на таможенную территорию Российской Федерации товарами и (или) транспортными средствами, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством о внешней торговле, а именно: приобретение, пользование, хранение либо транспортировка таких товаров и (или) транспортных средств;
2)аналогичные действия с условно выпущенными товарами и (или) транспортными средствами, пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами, которыми допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений.
Иными словами, ст. 16.21 КоАП РФ содержит по сути два самостоятельных состава административных правонарушений, однако, законодатель посчитал нецелесообразным дифференцировать в зависимости от санкции либо разделять каким-то иным образом.
Объектом данного административного правонарушения в зависимости от характера противоправного посягательства является либо порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, либо порядок предоставления таможенных льгот и пользования этими льготами, а также порядок соблюдения иных условий и ограничений в отношении ввезенных в страну товаров и (или) транспортных средств.
В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, сформулированном в ч. 1 ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ. А согласно положениям ст. 15 ТК РФ никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ. После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют следующие группы противоправных деяний:
1)приобретение, пользование, хранение, транспортировка товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу РФ, если это повлекло неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствий с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
2)приобретение, пользование, хранение либо транспортировка условно выпущенных товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых в нарушение установленных запретов и (или) ограничений были допущены пользование, передача в пользование или во владение либо распоряжение иными способами.
В соответствии со ст. 151 ТК РФ условно выпущенными считаются товары:
а)в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены льготы по таможенным платежам;
б)помещенные под таможенные режимы таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, международного таможенного транзита, уничтожения и специальные таможенные режимы, применимые к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации;
в)выпущенные без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В отношении таких товаров в соответствии с указанной выше и другими статьями Таможенного кодекса РФ, предусматривающими содержание перечисленных таможенных режимов, установлены ограничения пользования и распоряжения. Ответственность за нарушение этих ограничений предусмотрена ст. 16.19 и 16.20 КоАП РФ (см. комментарий к этим статьям КоАП РФ), а ст. 16.21 КоАП РФ устанавливает ответственность третьих лиц за приобретение, пользование, хранение либо транспортировку условно выпущенных товаров, в отношении которых уже совершены правонарушения, предусмотренные указанными статьями КоАП РФ. Например, в случае выявления факта отчуждения товара, помещенного под таможенный режим временного ввоза, лицо, распорядившееся таким товаром, должно нести административную ответственность по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, а лицо, которое приобрело такой товар, — по ст. 16.21 КоАП РФ.
Событие анализируемого административного правонарушения выявляется, как правило, в ходе таможенного контроля с использованием всех его форм, предусмотренных главой 35 ТК РФ и ст. 410 ТК РФ (в основном при осуществлении контроля после выпуска товаров, в том числе за условно выпущенными товарами), в рамках проводимых должностными лицами таможенного органа оперативных мероприятий, а также по информации, полученной в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ из внешних по отношению к таможенным органам источников и устанавливается следующими доказательствами:
1) документами, свидетельствующими о незаконности перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и/или транспортных средств и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и/или ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (в большинстве случаев отсутствием документов, подтверждающих таможенное оформление и уплату таможенных платежей). При установлении факта незаконности ввоза товаров необходимо учитывать положения ст. 374 ТК РФ, согласно которым таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков и т. п. рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное (отсутствие маркировки о сертификации на товарах, в случае необходимости такой маркировки, которая подтверждает таможенное оформление; представление недействительных документов на товар, указание в счет-фактуре номера ГТД на совершенно другой товар и т. д.);
2) документами, свидетельствующими о передаче условно выпущенных товаров и транспортных средств, переданы в пользование или во владение либо в распоряжение иными способами в нарушение установленных запретов и/или ограничений (договор, товаротранспортная накладная, счет-фактура, акт приема передачи, бухгалтерский баланс и т. д.).
3) документами, подтверждающими приобретение, пользование, хранение либо транспортировку товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены запреты и (или) ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также условно выпущенных товаров и (или) транспортных средств, пользование, передачу в пользование или во владение либо распоряжение иными способами которыми допущены в нарушение установленных
запретов и (или) ограничений.
Из действий, образующих объективную сторону рассматриваемого правонарушения, недлящимся, является только приобретение, поскольку оно является разовым, непродолжительным во времени. Остальные действия (пользование, хранение, транспортировка) предполагают определенный период времени, в течение которого они осуществляются, не прекращаясь. Такие действия могут быть отнесены к категории длящихся. В то же время необходимо отметить, что в случае прекращения лицом перечисленных противоправных деяний либо пресечения их таможенными органами срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется с указанного временного момента.
Субъектами данного административного правонарушения могут быть должностные либо юридические лица (в том числе и индивидуальные предприниматели). Физические лица (граждане) ответственности по данной статье не несут.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной, для должностных лиц преимущественно — к умышленной форме, когда лицо знало либо сознавало, что приобретает, пользуется, хранит либо транспортирует товары и (или) транспортные средства, незаконно ввезенные на таможенную территорию России и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины и налоги, но, тем не менее, делало это.
Совершение данного правонарушения возможно, в принципе, и по неосторожности, когда лицо,
например, не знало, что совершает перечисленные выше операции с перечисленными в диспозиции ст. 16.21 КоАП РФ товарами и (или) транспортными средствами, но могло и должно было это знать. Форма вины не влияет на квалификацию противоправных действий должностных лиц, хотя при решении вопроса о степени их ответственности она может и должна учитываться. Вина же юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ могут только должностные лица таможенных органов (ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривать дела о таких правонарушениях — уполномоченные на это должностные лица таможенных органов (ст. 23.8 КоАП Ф) либо судьи — в случаях, когда должностное лицо таможенного органа, к которому поступило дело о таком правонарушении, примет решение о передаче его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ). Такое решение принимается, как правило, при необходимости применения конфискации являющихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств как меры административного наказания.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 185.