Статья 16.11. Уничтожение, повреждение,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Удаление, изменение либо замена

Средств идентификации

Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентифи­кации —

влечет наложение, административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц от пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 16.11 КоАП РФ предусматривает ответствен­ность за нарушение таможенных правил, выражаю­щееся в уничтожении, удалении, изменении либо за­мене средств идентификации, применяемых таможен­ными органами (а равно за их повреждение либо утрату) вопреки требованию ч. 2 ст. 390 ТК РФ о том, что средства таможенной идентификации могут унич­тожаться или изменяться только таможенными орга­нами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты  или существенной порчи товаров и транспортных средств . Кроме того, прямой запрет на проведение каких-либо действий со средствами идентификации при доставке товаров и транспортных средств после пересечения таможенной границы в место прибытия установлен в ч. 2 ст. 69 ТК РФ.

Объектом данного административного правонару­шения является порядок таможенного контроля, осу­ществляемого посредством идентификации товаров, транспортных средств, помещений и других мест.

Проверка маркировки товаров специальными мар­ками, наличия на них идентификационных знаков яв­ляется одной из форм таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ) и согласно ст. 83, 390 ТК РФ для идентифика­ции товаров, транспортных средств и документов мо­гут использоваться:

а)таможенные пломбы и печати;

б)буквенная, цифровая и иная маркировка, иденти­фикационные знаки;

в)транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы;

г)проставление штампов;

д)взятие проб и образцов товаров;

е)подробное описание товаров и транспортных средств;

ж)чертежи, масштабные изображения, фотографии,

видеозаписи и иллюстрации;

з)нанесение на документы специальных наклеек, специальных защитных приспособлений;

и)помещение документов в грузовые отделения транс­портных средств, контейнеров или съемных кузовов, на которые налагаются таможенные пломбы и печати;

к)помещение документов в сейф-пакеты;

       л)другие средства, позволяющие идентифицировать товары, включая пломбы отправителя товаров, а также таможенные пломбы и иные средства иден­тификации иностранных государств. Цели, для достижения которых производится таможенная идентификация, могут быть различными.

В качестве таковых могут, в частности, выступать:

•обеспечение сохранности находящихся под тамо­женным контролем товаров и транспортных средств (например, при перевозке железнодорожным транс­портом средства идентификации применяются та­ким образом, чтобы -из грузового отсека, на кото­рый наложены таможенные печати и пломбы, нельзя было извлечь какие-либо предметы или поместить их туда, не оставляя видимых следов и не повреждая таможенных печатей и пломб);

•при использовании процедуры доставки товаров и транспортных средств под таможенным контро­лем — для исключения случаев изъятия без разре­шения таможенных органов товаров или их заме­ны (идентификация таможенным органом отправ­ления производится после идентификационного досмотра путем наложения пломб, печатей, нане­сения идентификационных знаков, проставления штампов, использования описания товаров, черте­жей, масштабных изображений, фотографий, ил­люстраций, товаросопроводительной и иной доку­ментации и других средств идентификации);

• при использовании таможенного режима перера­ботки на таможенной территории — способ уста­новления факта, что операциям по переработке подвергались именно товары для переработки в целях получения товарной продукции, т. е. това­ров, произведенных из объектов переработки (ис­ходного сырья, материалов, полуфабрикатов и т. п. ) по используемому переработчиком произ­водственному процессу до полного изготовления, достаточного для целей вывоза из России в соот­ветствии с таможенным режимом экспорта);

•предотвращение осуществления с находящимися под таможенным контролем товарами и транспор­тными средствами действий, которые запрещены законодательством либо могут совершаться только с разрешения таможенных органов (в том числе их выдачи, перегрузки, выгрузки, формирования из них новых партий и пр.);

•собственно идентификация, когда посредством при­менения специальных средств закрепляются те или иные отличительные признаки товаров и транспор­тных средств, позволяющие в любое время выде­лить идентифицированные товары и транспортные средства среди им подобных.

Помимо товаров, транспортных средств, помеще­ний и других мест, где могут находиться подлежащие таможенному контролю товары и транспортные сред­ства либо осуществляться подлежащая таможенному контролю деятельность, таможенные органы могут осуществлять также и идентификацию документов, используемых для таможенных целей. В качестве сред­ства таможенной идентификации документов с целью их защиты от подделок и подмены во время доставки под таможенным контролем используется защитная голографическая наклейка, которая представляет со­бой номерную голограмму многоуровневой защиты производства НТЦ «Атлас» Федерального агентства правительственной связи и информации, изготовлен­ную по узкопленочной технологии из специальных материалов, легко разрушающихся полностью или частично при попытке повторного применения.

Идентификации (защите) посредством наклеек под­ложат документы, применяемые для таможенных це­лей и направляемые таможенным органом на границе и таможню назначения (экземпляр таможни):

•при перевозках воздушным транспортом — генераль­ная декларация или грузовой манифест, инвойс;

•при перевозках железнодорожным транспортом —-железнодорожная накладная, инвойс;

•при перевозках автомобильным транспортом — товаротранспортная накладная, инвойс, 2-й лист книжки МДП (при наличии);

•при перевозках водными видами транспорта — ге­неральная декларация или грузовая декларация, инвойс.

Наклейка наносится с помощью специального уст­ройства — аппликатора. Контроль подлинности на­клейки осуществляется в таможенном органе назна­чения посредством прибора идентификации. Наклей­ка наносится на документы сотрудниками таможенных органов, осуществляющими свои функции в пункте пропуска через государственную границу. Контроль идентифицированных наклейками документов осуще­ствляется сотрудниками таможенных органов назна­чения.

Объективную сторону правонарушения образуют противоправные действия, перечисленные в диспозиции ст. 16.11 КоАП РФ, а именно: уничтожение, удале­ние, изменение, замена, повреждение либо утрата средств идентификации, применяемых таможенны­ми органами. В то же время таможенным законода­тельством (ч. 2 ст. 390 ТК РФ) определены случаи, при которых уничтожение или изменение средств идентификации не влечет за собой ответственности. К таковым относятся случаи, когда средства иденти­фикации изменяются или уничтожаются при нали­чии реальной угрозы уничтожения, утраты либо су­щественной порчи товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. При этом о данном факте (факте уничтожения или изменения средств таможенной идентификации) должно быть не­замедлительно сообщено в ближайший таможенный орган с предоставлением доказательств существова­ния указанной угрозы. В качестве такого доказатель­ства может выступать, например, акт произвольной формы о снятии или нарушении средств таможенной идентификации, составленный в присутствии двух свидетелей, с указанием в нем причин, побудивших к снятию или изменению этих средств либо какой-либо документ (справка), выданный органами госу­дарственной власти в подтверждение того, что в дей­ствительности имела место ситуация (например, до­рожно-транспортное происшествия, пожар и пр.), побудившая необходимость нарушить средства тамо­женной идентификации в целях обеспечения сохран­ности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

За совершение перечисленных в диспозиции ст. 16.11 КоАП РФ действий со средствами идентификации, на­ложенными таможенными органами иностранных го­сударств, ответственность по данной статье КоАП РФ

наступает только в том случае, если они используют­ся в качестве средств идентификации российским та­моженным органом на основании ч. 4 ст. 83 и ч. 3 ст. 390 ТК РФ. Кроме того, учитывая положения ст. 83 ТК РФ, аналогичный подход применим и к слу­чаям утраты, замены или иных действий в отноше­нии пломб отправителя: они образуют состав данно­го административного правонарушения, только если к транспортных и коммерческих документах на пе­ремещаемый товар должностными лицами таможен­ного органа сделаны специальные отметки об исполь­зовании пломбы отправителя в качестве средства идентификации.

В случае, когда неправомерные действия со сред­ствами идентификации связаны с их использованием для незаконного перемещения товаров и транспорт­ных средств через таможенную границу, ст. 16.11 КоАП РФ может применяться в совокупности с ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. При разграничении этих составов необходимо учитывать, что ст. 16.11 КоАП РФ предус­матривает ответственность за противоправные действия с самими средствами идентификации, будь то полная или частичная их замена, повреждение или иные дей­ствия с ними. А по смыслу ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ про­тивоправным является использование фальшивых (за­мененных) средств идентификации для сообщения та­моженному органу недостоверных сведений о товарах при перемещении их через таможенную границу.

Следует также отметить, что совершение противо­правных действий со средствами идентификации за­частую предваряет другое административное правона­рушение — несанкционированную выдачу (передачу) перевозимых товаров, квалифицируемую по ст. 16.9 КоАП РФ. Однако возбуждение дела по этой статье не исключает привлечение лица и к административной ответственности по ст. 16.11 КоАП РФ.

Субъектом данного административного правонару­шения могут быть как лица, совершившие конкрет­ные противоправные действия, так и лица, которые обязаны были обеспечить сохранность средств иден­тификации (например, при утрате или повреждении средств идентификации). Такая обязанность возложе­на, в частности, на перевозчика (п. 2 ст. 88 ТК РФ).

С субъективной стороны данное административное правонарушение характеризуется виной, для физичес­ких лиц — в форме умысла или неосторожности. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Форма вины в принципе не влияет на ква­лификацию противоправных деяний, хотя при реше­нии вопроса об ответственности физического лица она может учитываться. При этом, однако, следует учи­тывать, что применение таможенным органом в каче­стве средств идентификации пломб, которые по своим характеристикам подвержены самопроизвольному раз­рыву от воздействия динамических нагрузок, возни­кающих при транспортировке грузов (например, при перевозке железнодорожным транспортом — допусти­мых соударений вагонов в результате маневровой ра­боты, роспуска с сортировочных горок и т. п.), что подтверждено заключением экспертизы, может сви­детельствовать об отсутствии вины перевозчика в утра­те таких пломб.

Составлять протоколы об административных пра­вонарушениях, предусмотренных настоящей статьей КоАП РФ, и рассматривать дела о таких правонару­шениях могут только должностные лица таможенных органов (ст. 28.3 и 23.8 КоАП РФ).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 156.