Удаление, изменение либо замена
Средств идентификации
Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение либо утрата таких средств идентификации —
влечет наложение, административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статья 16.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение таможенных правил, выражающееся в уничтожении, удалении, изменении либо замене средств идентификации, применяемых таможенными органами (а равно за их повреждение либо утрату) вопреки требованию ч. 2 ст. 390 ТК РФ о том, что средства таможенной идентификации могут уничтожаться или изменяться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств . Кроме того, прямой запрет на проведение каких-либо действий со средствами идентификации при доставке товаров и транспортных средств после пересечения таможенной границы в место прибытия установлен в ч. 2 ст. 69 ТК РФ.
Объектом данного административного правонарушения является порядок таможенного контроля, осуществляемого посредством идентификации товаров, транспортных средств, помещений и других мест.
Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков является одной из форм таможенного контроля (ст. 366 ТК РФ) и согласно ст. 83, 390 ТК РФ для идентификации товаров, транспортных средств и документов могут использоваться:
а)таможенные пломбы и печати;
б)буквенная, цифровая и иная маркировка, идентификационные знаки;
в)транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы;
г)проставление штампов;
д)взятие проб и образцов товаров;
е)подробное описание товаров и транспортных средств;
ж)чертежи, масштабные изображения, фотографии,
видеозаписи и иллюстрации;
з)нанесение на документы специальных наклеек, специальных защитных приспособлений;
и)помещение документов в грузовые отделения транспортных средств, контейнеров или съемных кузовов, на которые налагаются таможенные пломбы и печати;
к)помещение документов в сейф-пакеты;
л)другие средства, позволяющие идентифицировать товары, включая пломбы отправителя товаров, а также таможенные пломбы и иные средства идентификации иностранных государств. Цели, для достижения которых производится таможенная идентификация, могут быть различными.
В качестве таковых могут, в частности, выступать:
•обеспечение сохранности находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств (например, при перевозке железнодорожным транспортом средства идентификации применяются таким образом, чтобы -из грузового отсека, на который наложены таможенные печати и пломбы, нельзя было извлечь какие-либо предметы или поместить их туда, не оставляя видимых следов и не повреждая таможенных печатей и пломб);
•при использовании процедуры доставки товаров и транспортных средств под таможенным контролем — для исключения случаев изъятия без разрешения таможенных органов товаров или их замены (идентификация таможенным органом отправления производится после идентификационного досмотра путем наложения пломб, печатей, нанесения идентификационных знаков, проставления штампов, использования описания товаров, чертежей, масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации);
• при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории — способ установления факта, что операциям по переработке подвергались именно товары для переработки в целях получения товарной продукции, т. е. товаров, произведенных из объектов переработки (исходного сырья, материалов, полуфабрикатов и т. п. ) по используемому переработчиком производственному процессу до полного изготовления, достаточного для целей вывоза из России в соответствии с таможенным режимом экспорта);
•предотвращение осуществления с находящимися под таможенным контролем товарами и транспортными средствами действий, которые запрещены законодательством либо могут совершаться только с разрешения таможенных органов (в том числе их выдачи, перегрузки, выгрузки, формирования из них новых партий и пр.);
•собственно идентификация, когда посредством применения специальных средств закрепляются те или иные отличительные признаки товаров и транспортных средств, позволяющие в любое время выделить идентифицированные товары и транспортные средства среди им подобных.
Помимо товаров, транспортных средств, помещений и других мест, где могут находиться подлежащие таможенному контролю товары и транспортные средства либо осуществляться подлежащая таможенному контролю деятельность, таможенные органы могут осуществлять также и идентификацию документов, используемых для таможенных целей. В качестве средства таможенной идентификации документов с целью их защиты от подделок и подмены во время доставки под таможенным контролем используется защитная голографическая наклейка, которая представляет собой номерную голограмму многоуровневой защиты производства НТЦ «Атлас» Федерального агентства правительственной связи и информации, изготовленную по узкопленочной технологии из специальных материалов, легко разрушающихся полностью или частично при попытке повторного применения.
Идентификации (защите) посредством наклеек подложат документы, применяемые для таможенных целей и направляемые таможенным органом на границе и таможню назначения (экземпляр таможни):
•при перевозках воздушным транспортом — генеральная декларация или грузовой манифест, инвойс;
•при перевозках железнодорожным транспортом —-железнодорожная накладная, инвойс;
•при перевозках автомобильным транспортом — товаротранспортная накладная, инвойс, 2-й лист книжки МДП (при наличии);
•при перевозках водными видами транспорта — генеральная декларация или грузовая декларация, инвойс.
Наклейка наносится с помощью специального устройства — аппликатора. Контроль подлинности наклейки осуществляется в таможенном органе назначения посредством прибора идентификации. Наклейка наносится на документы сотрудниками таможенных органов, осуществляющими свои функции в пункте пропуска через государственную границу. Контроль идентифицированных наклейками документов осуществляется сотрудниками таможенных органов назначения.
Объективную сторону правонарушения образуют противоправные действия, перечисленные в диспозиции ст. 16.11 КоАП РФ, а именно: уничтожение, удаление, изменение, замена, повреждение либо утрата средств идентификации, применяемых таможенными органами. В то же время таможенным законодательством (ч. 2 ст. 390 ТК РФ) определены случаи, при которых уничтожение или изменение средств идентификации не влечет за собой ответственности. К таковым относятся случаи, когда средства идентификации изменяются или уничтожаются при наличии реальной угрозы уничтожения, утраты либо существенной порчи товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. При этом о данном факте (факте уничтожения или изменения средств таможенной идентификации) должно быть незамедлительно сообщено в ближайший таможенный орган с предоставлением доказательств существования указанной угрозы. В качестве такого доказательства может выступать, например, акт произвольной формы о снятии или нарушении средств таможенной идентификации, составленный в присутствии двух свидетелей, с указанием в нем причин, побудивших к снятию или изменению этих средств либо какой-либо документ (справка), выданный органами государственной власти в подтверждение того, что в действительности имела место ситуация (например, дорожно-транспортное происшествия, пожар и пр.), побудившая необходимость нарушить средства таможенной идентификации в целях обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
За совершение перечисленных в диспозиции ст. 16.11 КоАП РФ действий со средствами идентификации, наложенными таможенными органами иностранных государств, ответственность по данной статье КоАП РФ
наступает только в том случае, если они используются в качестве средств идентификации российским таможенным органом на основании ч. 4 ст. 83 и ч. 3 ст. 390 ТК РФ. Кроме того, учитывая положения ст. 83 ТК РФ, аналогичный подход применим и к случаям утраты, замены или иных действий в отношении пломб отправителя: они образуют состав данного административного правонарушения, только если к транспортных и коммерческих документах на перемещаемый товар должностными лицами таможенного органа сделаны специальные отметки об использовании пломбы отправителя в качестве средства идентификации.
В случае, когда неправомерные действия со средствами идентификации связаны с их использованием для незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, ст. 16.11 КоАП РФ может применяться в совокупности с ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. При разграничении этих составов необходимо учитывать, что ст. 16.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за противоправные действия с самими средствами идентификации, будь то полная или частичная их замена, повреждение или иные действия с ними. А по смыслу ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ противоправным является использование фальшивых (замененных) средств идентификации для сообщения таможенному органу недостоверных сведений о товарах при перемещении их через таможенную границу.
Следует также отметить, что совершение противоправных действий со средствами идентификации зачастую предваряет другое административное правонарушение — несанкционированную выдачу (передачу) перевозимых товаров, квалифицируемую по ст. 16.9 КоАП РФ. Однако возбуждение дела по этой статье не исключает привлечение лица и к административной ответственности по ст. 16.11 КоАП РФ.
Субъектом данного административного правонарушения могут быть как лица, совершившие конкретные противоправные действия, так и лица, которые обязаны были обеспечить сохранность средств идентификации (например, при утрате или повреждении средств идентификации). Такая обязанность возложена, в частности, на перевозчика (п. 2 ст. 88 ТК РФ).
С субъективной стороны данное административное правонарушение характеризуется виной, для физических лиц — в форме умысла или неосторожности. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных деяний, хотя при решении вопроса об ответственности физического лица она может учитываться. При этом, однако, следует учитывать, что применение таможенным органом в качестве средств идентификации пломб, которые по своим характеристикам подвержены самопроизвольному разрыву от воздействия динамических нагрузок, возникающих при транспортировке грузов (например, при перевозке железнодорожным транспортом — допустимых соударений вагонов в результате маневровой работы, роспуска с сортировочных горок и т. п.), что подтверждено заключением экспертизы, может свидетельствовать об отсутствии вины перевозчика в утрате таких пломб.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей КоАП РФ, и рассматривать дела о таких правонарушениях могут только должностные лица таможенных органов (ст. 28.3 и 23.8 КоАП РФ).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 181.