Статья 16.12. Нарушение сроков представления таможенной декларации или представления документов и сведений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Несоблюдение установленных сроков подачи пол­ной таможенной декларации при периодическом вре­менном декларировании либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при вы­пуске товаров до подачи таможенной декларации

влечет наложение административного штрафа па должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублем; на юридических лиц от деся­ти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2.    Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирова­ние осуществляется после фактического вывоза то-паров,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере, от пяти тысяч до десяти, тысяч рублей; на юридических лиц от пя­тидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3.     Непредставление в установленный срок доку­ментов, подтверждающих заявленные в таможенной Декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной деклара­цией, либо недостающих сведений в случае, подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достовер­ности сведений, заявленных в таможенной деклара­ции и иных таможенных документах,

влечет наложение административного штрафа па должностных лиц в размере от двух до пяти тысяч рублей; на юридических лиц от пятидесяти ты­сяч до ста тысяч рублей.

Объектом данного административного правонару­шения является установленный таможенным законо­дательством порядок производства таможенного офор­мления в части, касающейся сроков декларирования таможенному органу товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации или пред­ставления необходимых для таможенных целей доку­ментов и сведений.

В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ та­моженная декларация на товары, ввозимые на тамо­женную территорию Российской Федерации, подает­ся не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на тамо­женную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных ст. 150, 286 и 293 ТК РФ. Если же этот срок недоста­точен декларанту для сбора необходимых документов и сведений, то по мотивированному обращению этого декларанта в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации. Про­дление срока подачи таможенной декларации не дол­жно приводить к нарушению срока временного хра­нения товаров.

Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, по­дается до их убытия с таможенной территории Рос­сийской Федерации, за исключением случаев, уста­новленных ст. 314 ТК РФ.

Объективная сторона данного административного правонарушения заключается в совершении противо­правных действий, выражающихся в представлении в таможенный орган таможенной декларации и иных

документов с нарушением установленных для этого сроков либо в бездействии, выражающемся в непред­ставлении в таможенный орган в установленные для этого сроки необходимых для таможенных целей до­кументов и сведений.

Характеризуя объективную сторону данного адми­нистративного правонарушения, следует отметить, что исходя из положений, закрепленных в ст. 16.12 КоАП РФ, административная ответственность за несоблюде­ние сроков подачи таможенной декларации или пред­ставления документов и сведений наступает только в случае нарушения установленного таможенным орга­ном срока подачи:

а)полной таможенной декларации при применении процедуры периодического временного деклариро­вания товаров (ст. 138 ТК РФ);

б)таможенной декларации при выпуске товаров до подачи таможенной декларации; документов и све­дений, необходимых для таможенных целей, при выпуске товаров до подачи таможенной деклара­ции (ст. 150 ТК РФ);

в)таможенной декларации на товары, перемещаемые по линиям электропередачи (ст. 314 ТК РФ). Нарушение общего срока подачи таможенной дек­ларации, предусмотренного ст. 129 ТК РФ, не образу­ет состав указанных в диспозициях ст. 16.12 КоАП РФ административных правонарушений.

При этом следует обратить внимание на различие формулировок, примененных законодателем в ч. 1 и 2 ст. 16.12 КоАП РФ. Если ч. I указанной статьи КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение ус­тановленных сроков подачи таможенной декларации, то ч. 2 — уже за подачу таможенной декларации с на­рушением установленных сроков. Неподача таможен­ной декларации на товары, перемещаемые по линиям электропередачи, свидетельствует о наличии призна­ков административного правонарушения, выразивше­гося в недекларировании товаров, подлежащих декла­рированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку в таком случае ли­цом фактически не выполняются обязанности по дек­ларированию товаров и уплате таможенных платежей. За подачу таможенной декларации на иные товары пос­ле их убытия с таможенной территории Российской Федерации лицо также подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, а не по рас­сматриваемой статье (ч. 4 ст. 129 ТК РФ).

Ответственность за непредставление в установлен­ный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, недостающих сведений, а также документов, запрошенных таможен­ным органом при проведении таможенного контроля, установлена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ. При этом, од­нако, несоблюдение установленных сроков подачи необходимых документов и сведений при выпуске то­варов до подачи таможенной декларации квалифици­руется по ч. 1 рассматриваемой статьи КоАП РФ.

Вообще, все необходимые для таможенного декла­рирования документы можно условно разделить на не­сколько относительно самостоятельных групп по их целевому признаку.

Первую группу документов можно обозначить как организационные документы. К ним относятся раз­личного рода учредительные и регистрационные до­кументы (учредительные договора, уставы, свидетель­ства о регистрации и пр.). Причем в целях ускорения производства таможенного оформления и таможенно­го контроля ГТК России издал специальный приказ, которым предусмотрена возможность предварительного представления в таможенный орган соответствующих организационных документов в целях постановки на учет участников внешнеэкономической деятельнос­ти и составления соответствующей учетной карты, ко­торая в последующем используется при таможенном декларировании товаров, заменяя собой необходимый комплект организационных документов и упрощая тем самым процедуру декларирования.

Вторая группа документов носит название коммер­ческих. К ним относятся внешнеторговые контракты, счета-фактуры (проформы), спецификации, упаковочные листы и другие документы, отражающие основания и частично цели перемещения товаров через таможен­ную границу Российской Федерации.

Далее следуют транспортные документы — это ко­носаменты, железнодорожные накладные и иные до­кументы, в которых, как правило, отражены особен­ности транспортировки товаров и которые использу­ются таможенными органами для целей контроля за правильностью исчисления таможенной стоимости товаров и проверки маршрута их движения. После­днее особенно важно при квалификации противоправ­ных деяний с товарами по ст. 16.10 КоАП РФ.

Четвертую группу документов составляют так на­зываемые «таможенные документы», которые харак­теризуются тем, что они либо изначально выдаются таможенными органами (например, лицензии на пра­во осуществления деятельности в качестве таможен­ного брокера, на переработку товаров и др.), либо ими утверждаются (например, документ контроля достав­ки или ГТД, когда необходимо подтвердить дату вы­возя товаров при их обратном ввозе и др.).

Последнюю группу документов, необходимых для таможенных целей, именуют как «иные платежно-раз-решительные документы», куда входят все докумен­ты, не охваченные предыдущими четырьмя группа­ми: лицензии, выдаваемые иными, нежели таможен­ные, органами государственной власти (например, лицензии Минэкономразвития и торговли РФ на пра­во ввоза/вывоза отдельных категорий товаров и др.), сертификаты качества и соответствия, гарантии бан­ков или иных кредитных учреждений об уплате тамо­женных платежей и др.

При рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ за непредставление в установленный срок документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенной ревизии у лиц, необходимо учитывать, что объективную сторону рассматривае­мого правонарушения образует непредставление в ус­тановленный срок только тех документов, которые запрашиваются в целях проверки достоверности све­дений, заявленных в таможенной декларации или иных таможенных документах. В случае запроса у лица документов в целях подтверждения целевого ис­пользования товара либо соблюдения требований и ограничений таможенных режимов, привлечение лица к ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ будет неправомерным.

Непредставление лицом документов, запрошенных в целях осуществления таможенным органом валют­ного контроля, также не образует объективную сто­рону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ. Валютный контроль, осуществляемый та­моженными органами, представляет собой контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования в части осу­ществления валютных операций, связанных с пере­мещением товаров и транспортных средств через та­моженную границу. Таможенный контроль представ­ляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблю­дения таможенного законодательства РФ (п. 19 ч. 1 ст. 11 ТК РФ). Осуществление функции валютного контроля обусловлено статусом таможенного органа как агента валютного контроля.

Подача таможенной декларации всегда должна со­провождаться представлением в таможенный орган до­кументов, подтверждающих заявленные в таможен­ной декларации сведения (ч. 1 ст. 131 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что не является проти­воправным с точки зрения ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ деяние, выразившееся в непредставлении в установ­ленный таможенным органом срок дополнительных документов и сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость (ч. 4 ст. 323 ТК РФ), посколь­ку последствием такого непредставления документов и сведений является самостоятельное определение та­моженным органом таможенной стоимости товаров (п. 7 ст. 323 ТК РФ).

Субъектом данного административного правонару­шения является лицо, на котором лежит обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для выпуска товаров {ст. 16 ТК РФ), а после начала таможенной процедуры декларирования товаров — дек­ларант (ст. 126 ТК РФ).

Обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров (в том числе обязанность подать таможенную декларацию и пред­ставить таможенному органу необходимые документы и сведения) прямо закреплены Таможенным кодексом РФ за вышеназванными лицами и их выполнение не зависит от наличия либо отсутствия договора поруче­ния с таможенным брокером (ст. 127 и 131 ТК РФ). Обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями,

установленными ТК РФ в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под тамо­женный режим или иную таможенную процедуру. При .itom факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые в соответ­ствии с Таможенным кодексом РФ возлагаются только на лицо, указанное в ст. 16 ТК РФ. За неисполнение твоих договорных обязательств таможенный брокер от­нимает только перед лицом, на котором лежит обязан­ность совершить операции для выпуска товаров, а не перед государством в лице таможенных органов.

С субъективной стороны правонарушение характе­ризуется виной, для физических лиц — преимуществен­но в форме умысла, когда лицо сознает, что нарушает установленный срок представления в таможенный орган таможенной декларации, документов, подтверждаю­щих заявленные в таможенной декларации сведений, либо дополнительных запрошенных таможенным органов документов и сведений, необходимых для тамо­женных целей, и желает этого, хотя и возможно в форме неосторожности, когда лицо не желает этого, по сознательно допускает, например, по самонадеян­ности полагая, что уложится в конечном итоге в уста­новленный таможенным органом срок, но по тем или иным субъективным причинам нарушает его. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию проти­воправных деяний, хотя при решении вопроса об ответственности физического лица она может учитывать­ся. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Санкция данной статьи КоАП РФ — администра­тивный штраф с дифференциацией в зависимости от субъекта, поэтому рассматривать дела о таких административных правонарушениях (равно как и составлять протоколы о соответствующих административных пра­вонарушениях) могут только должностные лица тамо­женных органов.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 179.