1. Несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации —
влечет наложение административного штрафа па должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублем; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза то-паров, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере, от пяти тысяч до десяти, тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной Декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае, подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, —
влечет наложение административного штрафа па должностных лиц в размере от двух до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок производства таможенного оформления в части, касающейся сроков декларирования таможенному органу товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации или представления необходимых для таможенных целей документов и сведений.
В соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных ст. 150, 286 и 293 ТК РФ. Если же этот срок недостаточен декларанту для сбора необходимых документов и сведений, то по мотивированному обращению этого декларанта в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации. Продление срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров.
Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, подается до их убытия с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ст. 314 ТК РФ.
Объективная сторона данного административного правонарушения заключается в совершении противоправных действий, выражающихся в представлении в таможенный орган таможенной декларации и иных
документов с нарушением установленных для этого сроков либо в бездействии, выражающемся в непредставлении в таможенный орган в установленные для этого сроки необходимых для таможенных целей документов и сведений.
Характеризуя объективную сторону данного административного правонарушения, следует отметить, что исходя из положений, закрепленных в ст. 16.12 КоАП РФ, административная ответственность за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений наступает только в случае нарушения установленного таможенным органом срока подачи:
а)полной таможенной декларации при применении процедуры периодического временного декларирования товаров (ст. 138 ТК РФ);
б)таможенной декларации при выпуске товаров до подачи таможенной декларации; документов и сведений, необходимых для таможенных целей, при выпуске товаров до подачи таможенной декларации (ст. 150 ТК РФ);
в)таможенной декларации на товары, перемещаемые по линиям электропередачи (ст. 314 ТК РФ). Нарушение общего срока подачи таможенной декларации, предусмотренного ст. 129 ТК РФ, не образует состав указанных в диспозициях ст. 16.12 КоАП РФ административных правонарушений.
При этом следует обратить внимание на различие формулировок, примененных законодателем в ч. 1 и 2 ст. 16.12 КоАП РФ. Если ч. I указанной статьи КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение установленных сроков подачи таможенной декларации, то ч. 2 — уже за подачу таможенной декларации с нарушением установленных сроков. Неподача таможенной декларации на товары, перемещаемые по линиям электропередачи, свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, выразившегося в недекларировании товаров, подлежащих декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, поскольку в таком случае лицом фактически не выполняются обязанности по декларированию товаров и уплате таможенных платежей. За подачу таможенной декларации на иные товары после их убытия с таможенной территории Российской Федерации лицо также подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, а не по рассматриваемой статье (ч. 4 ст. 129 ТК РФ).
Ответственность за непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, недостающих сведений, а также документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля, установлена ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ. При этом, однако, несоблюдение установленных сроков подачи необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации квалифицируется по ч. 1 рассматриваемой статьи КоАП РФ.
Вообще, все необходимые для таможенного декларирования документы можно условно разделить на несколько относительно самостоятельных групп по их целевому признаку.
Первую группу документов можно обозначить как организационные документы. К ним относятся различного рода учредительные и регистрационные документы (учредительные договора, уставы, свидетельства о регистрации и пр.). Причем в целях ускорения производства таможенного оформления и таможенного контроля ГТК России издал специальный приказ, которым предусмотрена возможность предварительного представления в таможенный орган соответствующих организационных документов в целях постановки на учет участников внешнеэкономической деятельности и составления соответствующей учетной карты, которая в последующем используется при таможенном декларировании товаров, заменяя собой необходимый комплект организационных документов и упрощая тем самым процедуру декларирования.
Вторая группа документов носит название коммерческих. К ним относятся внешнеторговые контракты, счета-фактуры (проформы), спецификации, упаковочные листы и другие документы, отражающие основания и частично цели перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Далее следуют транспортные документы — это коносаменты, железнодорожные накладные и иные документы, в которых, как правило, отражены особенности транспортировки товаров и которые используются таможенными органами для целей контроля за правильностью исчисления таможенной стоимости товаров и проверки маршрута их движения. Последнее особенно важно при квалификации противоправных деяний с товарами по ст. 16.10 КоАП РФ.
Четвертую группу документов составляют так называемые «таможенные документы», которые характеризуются тем, что они либо изначально выдаются таможенными органами (например, лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, на переработку товаров и др.), либо ими утверждаются (например, документ контроля доставки или ГТД, когда необходимо подтвердить дату вывозя товаров при их обратном ввозе и др.).
Последнюю группу документов, необходимых для таможенных целей, именуют как «иные платежно-раз-решительные документы», куда входят все документы, не охваченные предыдущими четырьмя группами: лицензии, выдаваемые иными, нежели таможенные, органами государственной власти (например, лицензии Минэкономразвития и торговли РФ на право ввоза/вывоза отдельных категорий товаров и др.), сертификаты качества и соответствия, гарантии банков или иных кредитных учреждений об уплате таможенных платежей и др.
При рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ за непредставление в установленный срок документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенной ревизии у лиц, необходимо учитывать, что объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует непредставление в установленный срок только тех документов, которые запрашиваются в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации или иных таможенных документах. В случае запроса у лица документов в целях подтверждения целевого использования товара либо соблюдения требований и ограничений таможенных режимов, привлечение лица к ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ будет неправомерным.
Непредставление лицом документов, запрошенных в целях осуществления таможенным органом валютного контроля, также не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, представляет собой контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования в части осуществления валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ (п. 19 ч. 1 ст. 11 ТК РФ). Осуществление функции валютного контроля обусловлено статусом таможенного органа как агента валютного контроля.
Подача таможенной декларации всегда должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения (ч. 1 ст. 131 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что не является противоправным с точки зрения ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ деяние, выразившееся в непредставлении в установленный таможенным органом срок дополнительных документов и сведений, подтверждающих заявленную таможенную стоимость (ч. 4 ст. 323 ТК РФ), поскольку последствием такого непредставления документов и сведений является самостоятельное определение таможенным органом таможенной стоимости товаров (п. 7 ст. 323 ТК РФ).
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на котором лежит обязанность по совершению таможенных операций, необходимых для выпуска товаров {ст. 16 ТК РФ), а после начала таможенной процедуры декларирования товаров — декларант (ст. 126 ТК РФ).
Обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров (в том числе обязанность подать таможенную декларацию и представить таможенному органу необходимые документы и сведения) прямо закреплены Таможенным кодексом РФ за вышеназванными лицами и их выполнение не зависит от наличия либо отсутствия договора поручения с таможенным брокером (ст. 127 и 131 ТК РФ). Обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями,
установленными ТК РФ в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. При .itom факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые в соответствии с Таможенным кодексом РФ возлагаются только на лицо, указанное в ст. 16 ТК РФ. За неисполнение твоих договорных обязательств таможенный брокер отнимает только перед лицом, на котором лежит обязанность совершить операции для выпуска товаров, а не перед государством в лице таможенных органов.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной, для физических лиц — преимущественно в форме умысла, когда лицо сознает, что нарушает установленный срок представления в таможенный орган таможенной декларации, документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведений, либо дополнительных запрошенных таможенным органов документов и сведений, необходимых для таможенных целей, и желает этого, хотя и возможно в форме неосторожности, когда лицо не желает этого, по сознательно допускает, например, по самонадеянности полагая, что уложится в конечном итоге в установленный таможенным органом срок, но по тем или иным субъективным причинам нарушает его. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных деяний, хотя при решении вопроса об ответственности физического лица она может учитываться. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Санкция данной статьи КоАП РФ — административный штраф с дифференциацией в зависимости от субъекта, поэтому рассматривать дела о таких административных правонарушениях (равно как и составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях) могут только должностные лица таможенных органов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 179.