Внутреннего таможенного транзита
Или таможенного режима международного
Таможенного транзита
Несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а равно доставка товаров в зону таможенного контроля., отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статья 16.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение таможенных правил, выражающееся в несоблюдении перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а также за доставку товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки вопреки соответствующим предписаниям, сформулированным законодателем в ст. 88 ТК РФ. Данная статья КоАП РФ применяется в случаях, когда доставка товаров произошла, но с нарушением установленных для этого сроков или маршрута доставки либо в зону таможенного контроля, отличную от определенной для этого таможенным органом. Примером последнего могут быть случаи, когда перевозчик при получении в ходе перевозки товара по процедуре внутреннего таможенного транзита от отправителя или получателя данных об ошибке в адресации поставки самостоятельно (не изменив маршрут, место и срок доставки в установленном Таможенным кодексом РФ порядке) возвращается в зону таможенного контроля пограничного таможенного органа, выдавшего разрешение на внутренний таможенный транзит, или другого таможенного органа, указанного отправителем или получателем.
Объектом данного административного правонарушения является порядок осуществления таможенного оформления (совершения таможенных операций) в части, касающейся доставки товаров в определенное таможенным органом место, а непосредственным объектом — товары, находящиеся под таможенным контролем и доставленные либо в определенное таможенным органом с несоблюдением установленного для этого срока или маршрута доставки, либо в иное место, являющееся зоной таможенного контроля, но не указанное для этих целей таможенным органом.
Статья 88 ТК РФ обязывает перевозчика доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены. Эта обязанность распространяется на случаи перевозки товаров как при внутреннем таможенном транзите, так и при международном таможенном транзите (ст. 169 ТК РФ).
Процедура внутреннего таможенного транзита (далее — процедура ВТТ) осуществляется между двумя таможенными органами, именуемыми соответственно таможенным органом отправления (таковым является таможенный орган, в котором данная процедура начинается) и таможенным органом назначения (т. е. таможенным органом, в котором данная процедура завершается). Конкретное место, куда должны быть доставлены товары по процедуре ВТТ, именуется при этом местом доставки товаров. Место доставки товаров определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом в случае необходимости изменения пункта назначения следования товаров место доставки может быть изменено в порядке, определенном в п. 2 ст. 85 ТК РФ.
Внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с процедурой ВТТ и именуемого в этой связи таможенным органом отправления.
Разрешение на внутренний таможенный транзит товаров при их перевозке из места прибытия выдается:
а) перевозчику;
б)экспедитору, если он является российским лицом (причем под экспедитором в данном случае понимается лицо, действующее по договору транспортной экспедиции в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации).
При выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит таможенный орган отправления устанавливает срок внутреннего таможенного транзита (срок внутреннего таможенного транзита устанавливается таможенным органом отправления, исходя из заявления перевозчика (экспедитора), обычного срока перевозки товаров, вида транспорта и возможностей транспортного средства, его маршрута и других условий перевозки, однако в соответствии с ч. 1 ст. 82 ТК РФ он не должен превышать срок, определяемый из расчета 2000 километров за один месяц, в случае, если перевозка осуществляется автомобильным, железнодорожным, морским (речным) транспортом, а в случае, если перевозка осуществляется воздушным транспортом, этот срок не может превышать три дня со дня получения разрешения на внутренний таможенный транзит), после чего определяет место доставки товаров в соответствии со ст. 85 ТК РФ. Аналогичные правила распространяются и на международный таможенный транзит.
Маршрут перевозки товаров становится обязательным для перевозчика, только если он установлен Правительством РФ или определен таможенным органом в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. В последнем случае маршрут перевозки определяется на основании заявления перевозчика и его последующее изменение возможно только с письменного разрешения таможенного органа (ч. 3 ст. 86 ТК РФ). Маршрутизация используется, как правило, в основном для контроля за транзитными товарами, а иногда также при доставке товаров под таможенным контролем во внутренние таможни. При этом контроль за доставкой автомобильных грузов осуществляется не более чем в двух пунктах в регионе деятельности каждой таможни. Указанные пункты (чаще всего — это склады временного хранения, учредителями которых являются таможенные органы) работают круглосуточно и находятся вблизи автомагистралей.
Объективная сторона административного правонарушения заключается в действии, выражающемся либо в доставке находящихся под таможенным контролем товаров в место доставки, но с несоблюдением установленного для этого таможенным органом срока или маршрута доставки, либо в доставке товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом отправления в качестве места доставки. При этом очевидно, что ответственность по ст. 16.10 КоАП РФ в части нарушения маршрута доставки наступает только в том случае, когда такой маршрут таможенным органом был установлен.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.10 КоАП РФ, является перевозчик, в том числе таможенный перевозчик. При этом, однако, необходимо учитывать, что согласно ч. 2 ст. 86 ТК РФ таможенные органы не вправе определять маршрут доставки товаров таможенным перевозчиком, в связи с чем таможенные перевозчики несут ответственность только за нарушение установленного Правительством РФ маршрута доставки, а также за доставку товара в ненадлежащую зону таможенного контроля.
С субъективной стороны данное административное правонарушение характеризуется виной, для физических лиц — преимущественно в форме умысла, когда лицо сознает, что нарушает установленный таможенным органом срок, маршрут или место доставки находящихся под таможенным контролем товаров и желает этого, хотя и возможно в форме неосторожности, когда лицо делает незначительные остановки в пути, предполагая по самонадеянности, что уложится в конечном итоге в установленный таможенным органом срок, либо делает незначительные отклонения от маршрута по причине, например, незнания дороги и отсутствия карты, хотя могло и должно было предвидеть, что не успеет с доставкой либо что отклоняется от маршрута.
Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных деяний, хотя при решении вопроса об ответственности физического лица она может учитываться. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Санкция данной статьи КоАП РФ — предупреждение либо административный штраф с дифференциацией в зависимости от субъекта, поэтому рассматривать дела о таких правонарушениях (равно как и составлять протоколы о таких правонарушениях) могут только должностные лица таможенных органов (ст. 28.3 и 23.8 КоАП РФ).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 227.