1. Недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международно-
го таможенного транзита, в место доставки, а равно выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров, имеющих статус находящихся на временном хранении, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита либо хранящихся на таможенном складе или свободном складе, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц — от десяти тысяч, до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
2. Недоставка документов на товары, перевозимые в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки —
влечет наложение административного штрафа па граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Установление ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, связано с особой опасностью недоставки, выдачи либо утраты товаров, в отношении которых таможенное оформление не завершено, и обусловлено необходимостью исключения случаев неуплаты таможенных пошлин, налогов, введения в торговый оборот некачественных либо контрафактных товаров (в том числе товаров, представляющих опасность для населения), а также создания неравных конкурентных условий для российских производителей аналогичных товаров. Степень общественной опасности административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ значительно ниже, что подтверждается и санкциями обоих частей данной статьи КоАП РФ, однако, само наличие административной ответственности за недоставку документов на товары, перевозимые в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита, дисциплинирует перевозчиков при осуществлении данных таможенных процедур.
Объектом данного административного правонарушения является порядок осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров в части, касающейся доставки товаров и документов на них в определенное таможенным органом место, а также порядка нахождения товаров на временном хранении и под определенными таможенными режимами (в частности, международный таможенный транзит, таможенный склад и свободный склад), а непосредственным объектом —- товары, находящиеся под таможенным контролем и на перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации оформлены соответствующие транспортные, товаросопроводительные и таможенные документы.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния.
Во-первых, это недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки.
Требование доставить товары в место доставки является одним из основных требований таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 88 ТК РФ), а также таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 167, 169 ТК РФ).
В соответствии со ст. 88, 169 ТК РФ перевозчик обязан доставить товары в место доставки, которое определяется в соответствии со статьей 85 ТК РФ и Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 8 сентября 2003 г. N° 973 (в редакции от 11 августа 2006г.).
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 79 ТК РФ под внутренним таможенным транзитом понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Под международным таможенным транзитом понимается таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 167 ТК РФ). На основании ст. 169 ТК РФ при международном таможенном транзите применяются положения ст. 80-86, ч. 1 и 2 ст. 88, ст. 90 и 91 ТК РФ, устанавливающих правила в отношении внутреннего таможенного транзита, а также закрепляющих права, обязанности и правовые основы ответственности перевозчика или экспедитора.
Так, согласно ч. 1 ст. 85 ТК РФ место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа.
К числу обязанностей перевозчика при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом, за неисполнение которых ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ
установлена административная ответственность, относится доставка товаров в установленное таможенным органом отправления место доставки товаров, а также обеспечение сохранности таких товаров и средств их идентификации (ст. 88 ТК РФ). При этом административная ответственность по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ наступает только в случае недоставки товаров по истечении срока его доставки.
Привлечение к ответственности перевозчика не исключает возможности привлечения к административной ответственности водителя соответствующего транспортного средства в качестве физического либо должностного лица (в зависимости от выполняемых им функций в соответствии с должностной инструкцией), а привлечение к административной ответственности водителя не исключает привлечение к такой ответственности юридического лица.
Деяние, выразившееся в доставлении товара перевозчиком в зону таможенного контроля, не являющуюся местом доставки товара, не может быть квалифицировано по рассматриваемой статье. Ответственность за него предусмотрено законодателем в ст. 16.10 КоАП РФ.
Если товары доставлены на склад третьих лиц, но при этом не выданы (фактически не переданы, и юридически не оформлен факт передачи) и срок их доставки не истек (у перевозчика существует теоретическая и практическая возможность обеспечить доставку находящихся под таможенным контролем товаров в место доставки) признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, не усматривается. Однако в этом случае возможна квалификация деяний перевозчика по статьям 16.10 (если не был соблюден маршрут доставки), 16.11 (при уничтожении, повреждении, утрате, замене либо изменении средства идентификации, примененных таможенным органом) или 16.13 (при проведении операций с товарами без разрешения таможенного органа) КоАП РФ. Во-вторых, это выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата следующих категорий товаров:
а) имеющих статус находящихся на временном хранении (в том числе, помещенных под процедуру внутреннего таможенного транзита, поскольку товары приобретают статус находящихся на временном хранении с момента их предъявления в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (п. 2 ст. 77 ТК РФ) и сохраняют его до выпуска в соответствии с заяенным таможенным режимом или истечения предельного срока временного хранения).
На основании ч. 2 ст, 77, ч. 4 ст. 103 ТК РФ статус находящихся на временном хранении товары приобретают с момента их предъявления в месте их прибытия либо помещения на склад временного хранения, а при применении процедуры внутреннего таможенного транзита из места прибытия на таможенную территорию до места нахождения таможенного органа назначения — со дня завершения внутреннего таможенного транзита.
Временное хранение товаров осуществляется в соответствии с ч. 1 ст. 100 ТК РФ на складах временного хранения, а также в других местах, установленных ТК РФ, в частности:
-согласно ч. 1 ст. 116 ТК РФ по запросу железной дороги допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являются складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами;
-в силу положений ч. 1 ст. 117 ТК РФ с разрешения таможенного органа временное хранение может также осуществляться на складе получателя товаров в следующих случаях: при применении специальных упрощенных процедур для отдельных лиц; при необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров; если получателем товаров являются государственные органы или учреждения;
- ч. 3 ст. 78 ТК РФ также предусмотрено, что товары могут находиться в месте их разгрузки и перегрузки (перевалки) в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации без помещения на склад временного хранения в течение срока, необходимого для осуществления указанных операций, но в пределах сроков временного хранения, установленных ст. 103 ТК РФ при наличии запроса лица, осуществляющего грузовые операции в морском (речном) порту;
б) помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита.
Правовое содержание таможенного режима международного таможенного транзита рассматривалось выше. Действие данного таможенного режима завершается вывозом транзитных товаров с таможенной территории Российской Федерации после получения перевозчиком разрешения на убытие товаров и транспортных средств в таможенном органе назначения либо помещением товаров под иные таможенные режимы; в) хранящихся на таможенном складе или свободномскладе.
Согласно ст. 215 ТК РФ таможенный склад— это таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных параграфом 5 главы 19 ТК РФ. Завершение действия таможенного режима производится не позднее дня истечения срока хранения на таможенном складе путем заявления товаров к иному таможенному режиму (ст. 223 ТК РФ).
Порядок хранения товаров на свободном складе регламентируется главой 12 ТК РФ 1993г. в его ныне действующей редакции. Так, в частности, в соответствии со ст. 75, 79 и 80 ТК РФ 1993 г. под свободным складом понимается таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ. При этом на свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений Таможенного кодекса РФ.
Обязанность по обеспечению сохранности товаров возложена на следующих лиц:
1)на перевозчика при применении процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 88 ТК РФ);
2)на лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит в случае перевозки товаров в место доставки, не являющееся таможенным органом (таким лицом в соответствии с ч. 6 ст. 80 и ч. 5 ст. 92 ТК РФ может быть только лицо, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с ними других операций);
3)на владельца склада временного хранения (ст. 112 ТК РФ);
4)на получателя товаров в случае временного хранения товаров на складе получателя (ст. 117 ТК РФ);
5)на железную дорогу при временном хранении товаров непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, не являющихся складами временного хранения (ст. 116 ТК РФ);
6)на лиц, осуществляющих грузовые операции в порту, при совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки в морских и речных портах без помещения на склады временного хранения (ст. 78 ТК РФ, п. 13 Инструкции о совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем, утвержденной Приказом ГТК России от 27 августа 2003 г. № 939 в редакции от 8 апреля 2004г.);
7) на владельца таможенного склада (ст. 230 ТК РФ);
8)на владельца свободного склада (действующая и по ныне глава 12 ТК РФ 1993 г.);
9)на владельца магазина беспошлинной торговли (ст. 262 ТК РФ).
Выдача (передача) товара заключается в его фактической передаче третьим лицам с юридическим оформлением этого факта или без такового. Если товар не передается третьим лицам, а используется без разрешения таможенного органа самим лицом, ответственным за его сохранность (например, организацией-владельцем склада временного хранения товар до декларирования используется в производстве), то его действия не могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ. В подобного рода случаях необходимо рассматривать вопрос об ответственности такого лица по ч. 1 ст. 16.2 и ст. 16.21 КоАП РФ.
Под утратой следует понимать выбытие товаров из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров.
В правоприменительной практике таможенных органов нередки случаи, когда выбытие товаров из владения таких лиц (особенно это актуально для перевозчиков) происходит вследствие противоправных действий третьих лиц (кражи, грабежа, разбойного нападения). И указанных случаях данные об обстоятельствах такого происшествия, полученные из объяснений перевозчика, органов внутренних дел и иных источников, в том числе данные о наличии подобных фактов в прежней деятельности этого перевозчика и принятых в связи с этим мерах, должны быть тщательно исследованы при установлении вины перевозчика в невыполнении им предусмотренной законом обязанности по обеспечению сохранности товаров. И если, например, утрата товаров в результате кражи стала возможной ввиду явной небрежности перевозчика в выполнении этой обязанности (оставление водителем транспортного средства с товарами без присмотра на неохраняемой территории; остановка в пути для ночевки вдали от оживленных магистралей, населенных пунктов, постов ДПС; непринятие перевозчиком каких-либо дополнительных мер по обеспечению сохранности товаров, несмотря на неоднократные случаи утраты товаров при перевозке, и т. п.), освобождение его от ответственности необоснованно. В случае установления надлежащих действий перевозчика в ходе доставки товаров и отсутствия у него возможности предотвратить или воспрепятствовать их утрате (например, когда это сопряжено с риском для жизни и здоровья водителя) указанные обстоятельства должны учитываться при решении вопроса о вине перевозчика.
Следует также иметь в виду, что товары, находящиеся на временном хранении, не утрачивают своего статуса в случае их изъятия (ареста) в качестве предмета административного правонарушения и передачи на ответственное хранение, поскольку при этом товары не выпускаются в соответствии с определенным таможенным режимом и не помещаются под иную таможенную процедуру. В связи с этим выдача данных товаров без разрешения таможенного органа либо их утрата образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ, выражается в недоставке документов на товары, перевозимые в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки. Следует учитывать, что по данной части статьи 16.9 КоАП РФ подлежат квалификации только случаи, когда документы не доставлены в таможенный орган вообще {например, ввиду их утраты в пути). Противоправным такое деяние становится по истечении срока внутреннего таможенного транзита либо международного таможенного транзита, даже если товары были доставлены до его истечения.
Диспозиция ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ, как уже отмечено, содержит всего один способ совершения административного правонарушения, составляющий объективную сторону — недоставка документов на товары, перевозимые в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки товара.
В соответствии с подп. 1 ст. 88 ТК РФ перевозчик при осуществлении внутреннего таможенного транзита обязан, в том числе, доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров.
Согласно ст. 169 ТК РФ к правам, обязанностям и ответственности перевозчика при международном таможенном транзите применяются положения подп. 1 и 2 ст. 88, ст. 90 и ст. 91 ТК РФ. В этой связи у перевозчика при осуществлении международного таможенного транзита также имеется указанная обязанность.
В соответствии с ч. 3 ст. 92 и ч. 1 ст. 171 ТК РФ перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию и иные документы на транзитные товары, используемые для целей внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита.
В соответствии со ст. 81 ТК РФ и п. 13 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 8 февраля 2003 г. № 973, наряду с установленным бланком транзитной декларации в качестве последней таможенными органами принимаются любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в п. 2 ст. 81 ТК РФ.
В качестве коммерческих документов могут представляться счета-фактуры, счета-проформы, отгрузочные спецификации, упаковочные листы, декларации о грузе, грузовые ведомости. В качестве транспортных (перевозочных) документов могут представляться международная или внутренняя товаротранспортная накладная, коносамент или иной документ, подтверждающий наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, авиагрузовые накладные, железнодорожные накладные, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза, экспедиторские документы, а также другие стандартные документы, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними правовыми актами.
В качестве таможенных документов могут представляться таможенная декларация, оформленная таможенными органами Российской Федерации на вывоз товаров, таможенная декларация, оформленная таможенными органами иностранных государств, книжка МДП, оформленная в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г., транзитная декларация, заполненная в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 11 августа 2006г. № 762 (в редакции 13 августа 2007 г.). Форма бланков таких деклараций утверждена Приказом ФТС России от 3 августа 2006г. №724 «Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации».
Если товары доставляются в таможенный орган в установленный срок, а документы на них представляются в таможенный орган после истечения срока внутреннего таможенного транзита либо международного таможенного транзита, такое деяние лица подлежит квалификации по ст. 16.10 КоАП РФ как нарушение срока внутреннего таможенного транзита либо международного таможенного транзита в отношении документов на товары, поскольку такой срок устанавливается и в отношении товаров, и в отношении документов на них.
Субъектом данного правонарушения может быть как физическое, так и юридическое лицо, совершившее деяние, сформулированное в диспозициях ст. 16.9 КоАП РФ. Причем субъект может быть различным в зависимости от обстоятельств совершения соответствующих противоправных деяний.
Так, на этапе доставки товаров под таможенным контролем в случаях недоставления товаров в определенное таможенным органом место, их утрате или выдачи без разрешения таможенных органов, а также при утрате принятых для вручения таможенному органу назначения документов в качестве субъекта данного правонарушения будет выступать перевозчик(том числе и таможенный перевозчик).
Его обязанность доставить в место доставки не только перевозимые в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита или помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита товары, но и документы на них, вытекает из положений подп. 1 ст. 88 и ст. 169 ТК РФ.
При выдаче без разрешения таможенных органов либо утрате товаров и транспортных средств в период их нахождения на складах временного хранения в качестве субъекта данного административного правонарушения будет выступать уже владелец склада временного хранения в силу положений ст. 112 ТК РФ. А вот при выдаче без разрешения таможенных органов либо утрате товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем и помещенных под такие таможенные режимы, как таможенный склад или свободный склад, в качестве субъекта данного административного правонарушения будет выступать то лицо, которое является ответственным за сохранность товаров и транспортных средств, помещенных под соответствующий таможенный режим: владельцы таможенных складов, свободных складов, получатели товаров. В случае утраты товаров при разгрузке (перегрузке) либо передаче их третьим лицам без разрешения таможенных органов ответственность несет лицо, осуществляющее грузовые операции (ч. 4 ст. 78 ТК РФ).
С субъективной стороны данное административное правонарушение характеризуется виной, для физических лиц — преимущественно в форме умысла, когда лицо сознает, что вопреки установленным таможенным законодательством требованиям недоставляет товары в определенное таможенным органом место либо выдает их без специального разрешения на это со стороны таможенных органов, хотя и возможно в форме неосторожности — в случае, например, утраты товаров или документом на них. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию содеянного, однако, при решении вопроса об ответственности физического лица она, в принципе, может учитываться в качестве критерия дифференциации административного наказания. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ, могут только должностные лица таможенных органов, а рассматривать дела о таких правонарушениях — таможенные органы в случае назначения только основного административного наказания и виде административного штрафа и судьи — в случае принятия таможенными органами решения о необходимости назначения также и дополнительного наказания в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения, и передачи дела для рассмотрения в суд.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 180.