Без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Недоставка товаров, перевозимых в соответ­ствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим международно-

го таможенного транзита, в место доставки, а равно выдача (передача) без разрешения таможенного орга­на либо утрата товаров, имеющих статус находя­щихся на временном хранении, помещенных под та­моженный режим международного таможенного тран­зита либо хранящихся на таможенном складе или свободном складе,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явив­шихся предметами административного правонаруше­ния, или без таковой; на должностных лиц — от деся­ти тысяч, до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами адми­нистративного правонарушения, или без таковой.

2. Недоставка документов на товары, перевози­мые в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенные под таможенный ре­жим международного таможенного транзита, в мес­то доставки

влечет наложение административного штрафа па граждан в размере от трехсот до пятисот руб­лей; на должностных лиц от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц от пяти ты­сяч до десяти тысяч рублей.

Установление ответственности за совершение ад­министративного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, связано с особой опасностью недоставки, выдачи либо утраты товаров, в отноше­нии которых таможенное оформление не завершено, и обусловлено необходимостью исключения случаев неуплаты таможенных пошлин, налогов, введения в торговый оборот некачественных либо контрафактных товаров (в том числе товаров, представляющих опасность для населения), а также создания неравных конкурент­ных условий для российских производителей аналогич­ных товаров. Степень общественной опасности админи­стративного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ значительно ниже, что подтвержда­ется и санкциями обоих частей данной статьи КоАП РФ, однако, само наличие административной ответствен­ности за недоставку документов на товары, перевози­мые в соответствии с процедурой внутреннего таможен­ного транзита или таможенного режима международно­го таможенного транзита, дисциплинирует перевозчиков при осуществлении данных таможенных процедур.

Объектом данного административного правонаруше­ния является порядок осуществления таможенного оформ­ления и таможенного контроля товаров в части, касаю­щейся доставки товаров и документов на них в опреде­ленное таможенным органом место, а также порядка нахождения товаров на временном хранении и под опре­деленными таможенными режимами (в частности, меж­дународный таможенный транзит, таможенный склад и свободный склад), а непосредственным объектом —- това­ры, находящиеся под таможенным контролем и на пере­мещение которых через таможенную границу Российской Федерации оформлены соответствующие транспортные, товаросопроводительные и таможенные документы.

Объективную сторону административного правона­рушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, составляют следующие противоправные деяния.

Во-первых, это недоставка товаров, перевозимых в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенных под таможенный режим междуна­родного таможенного транзита, в место доставки.

Требование доставить товары в место доставки яв­ляется одним из основных требований таможенной про­цедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 88 ТК РФ), а также таможенного режима международно­го таможенного транзита (ст. 167, 169 ТК РФ).

В соответствии со ст. 88, 169 ТК РФ перевозчик обязан доставить товары в место доставки, которое определяется в соответствии со статьей 85 ТК РФ и Инструкцией о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном тран­зите товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 8 сентября 2003 г. N° 973 (в редакции от 11 авгу­ста 2006г.).

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 79 ТК РФ под внут­ренним таможенным транзитом понимается таможен­ная процедура, при которой иностранные товары пе­ревозятся по таможенной территории Российской Фе­дерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законода­тельством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Внут­ренний таможенный транзит применяется при пере­возке товаров из места их прибытия до места нахож­дения таможенного органа назначения, из места на­хождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федера­ции, между складами временного хранения, таможен­ными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Рос­сийской Федерации, если на эти товары не предостав­лено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Под международным таможенным транзитом по­нимается таможенный режим, при котором иностран­ные товары перемещаются по таможенной террито­рии Российской Федерации под таможенным контро­лем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убы­тия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за преде­лами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений эконо­мического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государ­ственном регулировании внешнеторговой деятельнос­ти (ст. 167 ТК РФ). На основании ст. 169 ТК РФ при международном таможенном транзите применяются положения ст. 80-86, ч. 1 и 2 ст. 88, ст. 90 и 91 ТК РФ, устанавливающих правила в отношении внутреннего таможенного транзита, а также закрепляющих пра­ва, обязанности и правовые основы ответственности перевозчика или экспедитора.

Так, согласно ч. 1 ст. 85 ТК РФ место доставки то­варов при внутреннем таможенном транзите опреде­ляется таможенным органом отправления на основа­нии сведений о пункте назначения, указанном в транс­портных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, нахо­дящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения та­моженного органа.

К числу обязанностей перевозчика при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным тран­зитом, за неисполнение которых ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ

установлена административная ответственность, отно­сится доставка товаров в установленное таможенным органом отправления место доставки товаров, а также обеспечение сохранности таких товаров и средств их идентификации (ст. 88 ТК РФ). При этом администра­тивная ответственность по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ на­ступает только в случае недоставки товаров по истече­нии срока его доставки.

Привлечение к ответственности перевозчика не ис­ключает возможности привлечения к административ­ной ответственности водителя соответствующего транс­портного средства в качестве физического либо долж­ностного лица (в зависимости от выполняемых им функций в соответствии с должностной инструкци­ей), а привлечение к административной ответственно­сти водителя не исключает привлечение к такой от­ветственности юридического лица.

Деяние, выразившееся в доставлении товара пере­возчиком в зону таможенного контроля, не являющую­ся местом доставки товара, не может быть квалифици­ровано по рассматриваемой статье. Ответственность за него предусмотрено законодателем в ст. 16.10 КоАП РФ.

Если товары доставлены на склад третьих лиц, но при этом не выданы (фактически не переданы, и юри­дически не оформлен факт передачи) и срок их до­ставки не истек (у перевозчика существует теорети­ческая и практическая возможность обеспечить дос­тавку находящихся под таможенным контролем товаров в место доставки) признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, не усматри­вается. Однако в этом случае возможна квалифика­ция деяний перевозчика по статьям 16.10 (если не был соблюден маршрут доставки), 16.11 (при уничто­жении, повреждении, утрате, замене либо изменении средства идентификации, примененных таможенным органом) или 16.13 (при проведении операций с това­рами без разрешения таможенного органа) КоАП РФ. Во-вторых, это выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата следующих катего­рий товаров:

а) имеющих статус находящихся на временном хра­нении (в том числе, помещенных под процедуру внутреннего таможенного транзита, поскольку то­вары приобретают статус находящихся на времен­ном хранении с момента их предъявления в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (п. 2 ст. 77 ТК РФ) и сохраняют его до выпуска в соответствии с заяенным таможенным режимом или истечения предельного срока времен­ного хранения).

На основании ч. 2 ст, 77, ч. 4 ст. 103 ТК РФ статус находящихся на временном хранении товары приоб­ретают с момента их предъявления в месте их прибы­тия либо помещения на склад временного хранения, а при применении процедуры внутреннего таможенно­го транзита из места прибытия на таможенную терри­торию до места нахождения таможенного органа на­значения — со дня завершения внутреннего таможен­ного транзита.

Временное хранение товаров осуществляется в со­ответствии с ч. 1 ст. 100 ТК РФ на складах временного хранения, а также в других местах, установленных ТК РФ, в частности:

-согласно ч. 1 ст. 116 ТК РФ по запросу железной дороги допускается временное хранение товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их разгрузки непосредственно в транспортных сред­ствах, находящихся на железнодорожных путях этой железной дороги в местах, которые не являют­ся складами временного хранения и расположение которых согласовано с таможенными органами;

-в силу положений ч. 1 ст. 117 ТК РФ с разреше­ния таможенного органа временное хранение мо­жет также осуществляться на складе получателя товаров в следующих случаях: при применении спе­циальных упрощенных процедур для отдельных лиц; при необходимости временного хранения то­варов, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспо­собленный для хранения таких товаров; если по­лучателем товаров являются государственные орга­ны или учреждения;

- ч. 3 ст. 78 ТК РФ также предусмотрено, что това­ры могут находиться в месте их разгрузки и пере­грузки (перевалки) в месте их прибытия на тамо­женную территорию Российской Федерации без по­мещения на склад временного хранения в течение срока, необходимого для осуществления указанных операций, но в пределах сроков временного хране­ния, установленных ст. 103 ТК РФ при наличии запроса лица, осуществляющего грузовые опера­ции в морском (речном) порту;

б) помещенных под таможенный режим международ­ного таможенного транзита.

Правовое содержание таможенного режима меж­дународного таможенного транзита рассматривалось выше. Действие данного таможенного режима завер­шается вывозом транзитных товаров с таможенной территории Российской Федерации после получения перевозчиком разрешения на убытие товаров и транс­портных средств в таможенном органе назначения либо помещением товаров под иные таможенные режимы; в) хранящихся на таможенном складе или свободномскладе.

Согласно ст. 215 ТК РФ таможенный склад— это таможенный режим, при котором ввезенные на тамо­женную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты та­моженных пошлин, налогов и без применения запре­тов и ограничений экономического характера, уста­новленных в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназна­ченные для вывоза, хранятся под таможенным конт­ролем на условиях, предусмотренных параграфом 5 главы 19 ТК РФ. Завершение действия таможенного режима производится не позднее дня истечения срока хранения на таможенном складе путем заявления то­варов к иному таможенному режиму (ст. 223 ТК РФ).

Порядок хранения товаров на свободном складе рег­ламентируется главой 12 ТК РФ 1993г. в его ныне действующей редакции. Так, в частности, в соответ­ствии со ст. 75, 79 и 80 ТК РФ 1993 г. под свободным складом понимается таможенный режим, при кото­ром иностранные товары размещаются и используют­ся в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных по­шлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом Таможен­ным кодексом РФ. При этом на свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их роз­ничную продажу, при условии соблюдения положе­ний Таможенного кодекса РФ.

Обязанность по обеспечению сохранности товаров возложена на следующих лиц:

1)на перевозчика при применении процедуры внут­реннего таможенного транзита (ст. 88 ТК РФ);

2)на лицо, получившее разрешение на внутренний таможенный транзит в случае перевозки товаров в место доставки, не являющееся таможенным орга­ном (таким лицом в соответствии с ч. 6 ст. 80 и ч. 5 ст. 92 ТК РФ может быть только лицо, кото­рое будет осуществлять хранение товаров или про­ведение с ними других операций);

3)на владельца склада временного хранения (ст. 112 ТК РФ);

4)на получателя товаров в случае временного хране­ния товаров на складе получателя (ст. 117 ТК РФ);

5)на железную дорогу при временном хранении то­варов непосредственно в транспортных средствах, находящихся на железнодорожных путях этой же­лезной дороги в местах, не являющихся складами временного хранения (ст. 116 ТК РФ);

6)на лиц, осуществляющих грузовые операции в пор­ту, при совершении таможенных операций при нахождении товаров в местах разгрузки и пере­грузки в морских и речных портах без помеще­ния на склады временного хранения (ст. 78 ТК РФ, п. 13 Инструкции о совершении таможенных опе­раций при нахождении товаров в местах разгруз­ки и перегрузки (перевалки) в морских и речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, без помещения на склады временного хранения под таможенным контролем, утвержденной Приказом ГТК России от 27 августа 2003 г. № 939 в редакции от 8 ап­реля 2004г.);

7) на владельца таможенного склада (ст. 230 ТК РФ);

8)на владельца свободного склада (действующая и по ныне глава 12 ТК РФ 1993 г.);

9)на владельца магазина беспошлинной торговли (ст. 262 ТК РФ).

Выдача (передача) товара заключается в его фак­тической передаче третьим лицам с юридическим офор­млением этого факта или без такового. Если товар не передается третьим лицам, а используется без разре­шения таможенного органа самим лицом, ответствен­ным за его сохранность (например, организацией-вла­дельцем склада временного хранения товар до декла­рирования используется в производстве), то его действия не могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ. В подобного рода случаях необхо­димо рассматривать вопрос об ответственности такого лица по ч. 1 ст. 16.2 и ст. 16.21 КоАП РФ.

Под утратой следует понимать выбытие товаров из фактического владения лиц, обязанных в соответ­ствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров.

В правоприменительной практике таможенных ор­ганов нередки случаи, когда выбытие товаров из владе­ния таких лиц (особенно это актуально для перевозчи­ков) происходит вследствие противоправных действий третьих лиц (кражи, грабежа, разбойного нападения). И указанных случаях данные об обстоятельствах тако­го происшествия, полученные из объяснений перевоз­чика, органов внутренних дел и иных источников, в том числе данные о наличии подобных фактов в пре­жней деятельности этого перевозчика и принятых в связи с этим мерах, должны быть тщательно исследованы при установлении вины перевозчика в невыпол­нении им предусмотренной законом обязанности по обеспечению сохранности товаров. И если, например, утрата товаров в результате кражи стала возможной ввиду явной небрежности перевозчика в выполнении этой обязанности (оставление водителем транспортно­го средства с товарами без присмотра на неохраняемой территории; остановка в пути для ночевки вдали от оживленных магистралей, населенных пунктов, постов ДПС; непринятие перевозчиком каких-либо дополни­тельных мер по обеспечению сохранности товаров, не­смотря на неоднократные случаи утраты товаров при перевозке, и т. п.), освобождение его от ответственнос­ти необоснованно. В случае установления надлежащих действий перевозчика в ходе доставки товаров и отсут­ствия у него возможности предотвратить или воспре­пятствовать их утрате (например, когда это сопряжено с риском для жизни и здоровья водителя) указанные обстоятельства должны учитываться при решении воп­роса о вине перевозчика.

Следует также иметь в виду, что товары, находя­щиеся на временном хранении, не утрачивают своего статуса в случае их изъятия (ареста) в качестве пред­мета административного правонарушения и передачи на ответственное хранение, поскольку при этом това­ры не выпускаются в соответствии с определенным таможенным режимом и не помещаются под иную таможенную процедуру. В связи с этим выдача дан­ных товаров без разрешения таможенного органа либо их утрата образует состав административного право­нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения, предусмот­ренного ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ, выражается в недостав­ке документов на товары, перевозимые в соответствии с внутренним таможенным транзитом либо помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки. Следует учитывать, что по данной части статьи 16.9 КоАП РФ подлежат квалифи­кации только случаи, когда документы не доставлены в таможенный орган вообще {например, ввиду их утраты в пути). Противоправным такое деяние становится по истечении срока внутреннего таможенного транзита либо международного таможенного транзита, даже если то­вары были доставлены до его истечения.

Диспозиция ч. 2 ст. 16.9 КоАП РФ, как уже отме­чено, содержит всего один способ совершения адми­нистративного правонарушения, составляющий объек­тивную сторону — недоставка документов на товары, перевозимые в соответствии с внутренним таможен­ным транзитом либо помещенные под таможенный режим международного таможенного транзита, в мес­то доставки товара.

В соответствии с подп. 1 ст. 88 ТК РФ перевозчик при осуществлении внутреннего таможенного транзи­та обязан, в том числе, доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправ­ления сроки в место доставки товаров.

Согласно ст. 169 ТК РФ к правам, обязанностям и ответственности перевозчика при международном та­моженном транзите применяются положения подп. 1 и 2 ст. 88, ст. 90 и ст. 91 ТК РФ. В этой связи у пере­возчика при осуществлении международного таможен­ного транзита также имеется указанная обязанность.

В соответствии с ч. 3 ст. 92 и ч. 1 ст. 171 ТК РФ перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию и иные докумен­ты на транзитные товары, используемые для целей внутреннего таможенного транзита или международ­ного таможенного транзита.

В соответствии со ст. 81 ТК РФ и п. 13 Инструк­ции о совершении таможенных операций при внут­реннем и международном таможенном транзите това­ров, утвержденной Приказом ГТК России от 8 февра­ля 2003 г. № 973, наряду с установленным бланком транзитной декларации в качестве последней таможен­ными органами принимаются любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) та­моженные документы, содержащие сведения, указан­ные в п. 2 ст. 81 ТК РФ.

В качестве коммерческих документов могут представ­ляться счета-фактуры, счета-проформы, отгрузочные спецификации, упаковочные листы, декларации о гру­зе, грузовые ведомости. В качестве транспортных (пере­возочных) документов могут представляться междуна­родная или внутренняя товаротранспортная наклад­ная, коносамент или иной документ, подтверждающий наличие и содержание договора морской (речной) пе­ревозки, авиагрузовые накладные, железнодорожные накладные, документы, предусмотренные актами Все­мирного почтового союза, экспедиторские документы, а также другие стандартные документы, предусмотрен­ные международными соглашениями в области транс­порта, транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними право­выми актами.

В качестве таможенных документов могут пред­ставляться таможенная декларация, оформленная та­моженными органами Российской Федерации на вывоз товаров, таможенная декларация, оформленная тамо­женными органами иностранных государств, книжка МДП, оформленная в соответствии с требованиями Та­моженной конвенции о международной перевозке гру­зов с применением книжки МДП 1975 г., транзитная декларация, заполненная в соответствии с Инструк­цией о порядке заполнения грузовой таможенной дек­ларации и транзитной декларации, утвержденной Приказом ФТС России от 11 августа 2006г. № 762 (в редакции 13 августа 2007 г.). Форма бланков таких деклараций утверждена Приказом ФТС России от 3 ав­густа 2006г. №724 «Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и тран­зитной декларации».

Если товары доставляются в таможенный орган в установленный срок, а документы на них представля­ются в таможенный орган после истечения срока внутреннего таможенного транзита либо международного таможенного транзита, такое деяние лица подлежит квалификации по ст. 16.10 КоАП РФ как нарушение срока внутреннего таможенного транзита либо меж­дународного таможенного транзита в отношении до­кументов на товары, поскольку такой срок устанав­ливается и в отношении товаров, и в отношении доку­ментов на них.

Субъектом данного правонарушения может быть как физическое, так и юридическое лицо, совершив­шее деяние, сформулированное в диспозициях ст. 16.9 КоАП РФ. Причем субъект может быть различным в зависимости от обстоятельств совершения соответству­ющих противоправных деяний.

Так, на этапе доставки товаров под таможенным контролем в случаях недоставления товаров в опре­деленное таможенным органом место, их утрате или выдачи без разрешения таможенных органов, а также при утрате принятых для вручения таможенному органу назначения документов в качестве субъекта данного правонарушения будет выступать перевоз­чик(том числе и таможенный перевозчик).

Его обязанность доставить в место доставки не только пе­ревозимые в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита или помещенные под таможен­ный режим международного таможенного транзита товары, но и документы на них, вытекает из положе­ний подп. 1 ст. 88 и ст. 169 ТК РФ.

При выдаче без разрешения таможенных органов либо утрате товаров и транспортных средств в период их нахождения на складах временного хранения в ка­честве субъекта данного административного правона­рушения будет выступать уже владелец склада времен­ного хранения в силу положений ст. 112 ТК РФ. А вот при выдаче без разрешения таможенных органов либо утрате товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем и помещенных под такие таможенные режимы, как таможенный склад или сво­бодный склад, в качестве субъекта данного админист­ративного правонарушения будет выступать то лицо, которое является ответственным за сохранность това­ров и транспортных средств, помещенных под соответ­ствующий таможенный режим: владельцы таможен­ных складов, свободных складов, получатели товаров. В случае утраты товаров при разгрузке (перегрузке) либо передаче их третьим лицам без разрешения таможен­ных органов ответственность несет лицо, осуществля­ющее грузовые операции (ч. 4 ст. 78 ТК РФ).

С субъективной стороны данное административное правонарушение характеризуется виной, для физичес­ких лиц — преимущественно в форме умысла, когда лицо сознает, что вопреки установленным таможенным законодательством требованиям недоставляет товары в определенное таможенным органом место либо выдает их без специального разрешения на это со стороны таможенных органов, хотя и возможно в форме неосторожности — в случае, например, утраты товаров или документом на них. Форма вины в прин­ципе не влияет на квалификацию содеянного, одна­ко, при решении вопроса об ответственности физичес­кого лица она, в принципе, может учитываться в ка­честве критерия дифференциации административного наказания. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ, могут только должностные лица таможен­ных органов, а рассматривать дела о таких правона­рушениях — таможенные органы в случае назначе­ния только основного административного наказания и виде административного штрафа и судьи — в случае принятия таможенными органами решения о необхо­димости назначения также и дополнительного нака­зания в виде конфискации товаров, явившихся пред­метами административного правонарушения, и пере­дачи дела для рассмотрения в суд.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 180.