Статья 16.6. Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.   Непринятие перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке, товаров и (или) транспортных средств в место при­бытия, осуществлению остановки или посадки мор­ского (речного) или воздушного судна в установлен­ных местах либо перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом или между­народным таможенным транзитом, мер по обеспе­чению сохранности товаров и (или) транспортных средств, за исключением случаев гибели или утра­ты товаров и (или) транспортных средств вслед­ствие обстоятельств, которые перевозчик не мог пре­дотвратить и устранение которых от него не за­висело,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

2.   Несообщение перевозчиком в ближайший тамо­женный орган об аварии или о действии непреодоли­мой силы либо о возникновении иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транс­портных средств в место прибытия, осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воз­душного судна в установленных местах либо пере­возке товаров в соответствии с внутренним тамо­женным транзитом или международным таможен­ным транзитом, о месте нахождения товаров и (или) транспортных средств либо необеспечение перевоз­ки товаров и (или) транспортных средств в бли-

жайший таможенный орган или в иное указанное та­моженным органом место —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот руб­лей; на должностных лиц от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц от пяти ты­сяч до десяти тысяч рублей.

Данная статья КоАП РФ состоит из двух частей и предусматривает ответственность за совершение сле­дующих действий:

а)непринятие перевозчиком мер по обеспечению со­хранности либо недопущению неразрешенного ис­пользования попавших в аварию или под действие непреодолимой силы находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств;

б)несообщение перевозчиком либо необеспечение им перевозки в ближайший таможенный орган нахо­дящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств, попавших в аварию или под действие непреодолимой силы. Объектом данного административного правонару­шения является порядок таможенного оформления то­варов и транспортных средств в части правовой регла­ментации процедуры доставки товаров и (или) транс­портных средств в определенное таможенным органом место или перемещения товаров и (или) транспорт­ных средств транзитом через таможенную территорию Российской Федерации под таможенным контролем.

Обязанность перевозчика принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств в случае возникновения аварии, действия не­преодолимой силы или возникновения иных обстоя­тельств, препятствующих выполнению возложенных на него обязанностей по доставке товаров, на этапе прибытия товаров и транспортных средств на тамо­женную территорию Российской Федерации установ­лена ч. 1 ст. 70 ТК РФ, действие которого в силу по­ложений ч. 1 ст. 91 ТК РФ и ч. 2 ст. 169 ТК РФ рас­пространяется и на перевозку товаров при внутреннем таможенном транзите и международном таможенном транзите.

Часть 1 ст. 16.6 КоАП РФ устанавливает админи­стративную ответственность за непринятие перевоз­чиком в случае аварии или действия непреодолимой силы, либо возникновения иных обстоятельств, пре­пятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия, осуществлению останов­ки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах либо перевозке това­ров в соответствии с внутренним таможенным тран­зитом или международным таможенным транзитом, мер по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств, за исключением случаев ги­бели или утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зави­село. А часть 2 этой статьи КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несообщение об этом в ближайший таможенный орган, а также за необеспечение перевозки попавших в указанные об­стоятельства товаров и (или) транспортных средств в ближайший таможенный орган или в иное указан­ное таможенным органом место. Что следует пони­мать под «иными обстоятельствами, препятствующи­ми доставке товаров и (или) транспортных средств», если они не поглощаются категориями «авария» и «непреодолимая сила», а также под «обстоятельствами, которые перевозчик не мог предотвратить и уст­ранение которых от него не зависело», из диспози­ций ст. 16.6 КоАП РФ в нынешней ее редакции не ясно (в первоначальной редакции этой статьи КоАП РФ их попросту не было).

В правоприменительной практике таможенных ор­ганов к таковым обстоятельствам относят неисправ­ность транспортного средства, не позволяющую даль­нейшую транспортировку товара, если таковая про­изошла вне близости от населенных пунктов и вне близости от таможенного органа (хотя, на наш взгляд, такое обстоятельство полностью поглощается катего­рией «авария»). При этом вполне очевидно, что новая редакция ст. 16.6 КоАП РФ «родилась» на основании положений ст. 70 принятого несколько позже КоАП РФ (а именно 28 мая 2003 г.) ныне действующего Та­моженного кодекса РФ, которая также оперирует оценочной категорией «иные обстоятельства, препят­ствующие доставке товаров, остановки или посадки в установленных местах...», смысл содержания которой из диспозиции ст. 70 ТК РФ также не просматривает­ся. Не ясно также, что конкретно законодатель в ст. 70 ТК РФ (и в ч. 1 ст. 16,6 КоАП РФ соответственно) понимает под мерами по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств», тем более что ст. 70 ТК РФ оперирует категорией «все меры по обес­печению...». Иными словами, получается, что такие меры перевозчиком могут быть приняты, но, по мне­нию должностных лиц таможенных органов, они впос­ледствии окажутся «не всеми». Налицо сугубо оце­ночные характеристики.

Используемое в ст. 70 ТЕ РФ и ст. 16.6 КоАП РФ понятие «авария» в таможенном законодательстве так­же не раскрывается, поэтому для целей применения ст. 16.6 КоАП РФ необходимо учитывать как лекси­ческое значение данного слова, так и его содержа­ние, исходя из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих различные правоотношения в сфере перевозок. В этой связи аварию следует трактовать как существенную неисправность транспортного сред­ства (т. е. неисправность, при которой эксплуатация транспортного средства невозможна либо запрещена) или дорожно-транспортное происшествие, при кото­ром у перевозчика возникают реальные препятствия к выполнению требований ст. 70 ТК РФ. Причем до­рожно-транспортное происшествие следует трактовать согласно положениям Федерального закона от 10 де­кабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»(в редакции от 18 декабря 2006 г.) и Пра­вилам дорожного движения РФ, утвержденным По­становлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090(в редакции от 28 фев­раля 2006 г.) как «событие, возникшее в процессе дви­жения по дороге транспортного средства и с его учас­тием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, вооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб», тогда как По­ложение о порядке применения Таможенной конвен­ции о международной перевозке грузов с применени­ем книжки МДП (Конвенция МДП, 1975г.), утверж­денное Приказом ГТК России от 18 мая 1994 г. № 206(в редакции от 18 июля 2002 г.), трактует до­рожно-транспортное происшествие иначе — как «слу­чайные обстоятельства, повлекшие повреждение гру­зовых отделений транспортных средств или таможен­ных печатей и пломб».

Под непреодолимой силой, определение которой со­держится в Гражданском кодексе РФ (ст. 202, 401), понимается чрезвычайное и непредотвратимое при дан­ных условиях обстоятельство. Как правило, к таким обстоятельствам относятся природные и общественные события, вводимые на государственном уровне меры (например, стихийные бедствия, военные действия, крупномасштабные забастовки, эмбарго и пр.), техно­генные катастрофы и т. п. К категории же «иных об­стоятельств» могут быть отнесены, например, болезнь перевозчика, разбойное нападение на транспортное средство во время движения по дороге, захват воздуш­ного (морского) судна террористами и прочие подоб­ного рода обстоятельства, не попадающие в разряд непреодолимой силы.

Резюмируя все вышеизложенное, следует, пожа­луй, отметить, что при любом неофициальном тол­ковании упомянутых в ней обстоятельств и мер, пра­воприменительная практика без изменения диспо­зиции ст. 70 (а также ст. 91) ТК РФ, а вслед за ними (или одновременно) и диспозиций ст. 16.6 КоАП РФ, в этом вопросе всегда будет носить сугубо оценочный характер.

Объективная сторона правонарушения, предусмот­ренного ст. 16.6 КоАП РФ, выражается в противоправ­ном бездействии:

•        в первом случае {ч. 1 ст. 16.6 КоАП РФ) противо­правное бездействие проявляется в непринятии пе­ревозчиком в случае аварии или действия непре­одолимой силы вопреки прямому предписанию об этом, содержащемуся в ст. 70, 91 и 169 ТК РФ всех мер для обеспечения сохранности принятых к дос­тавке в определенное таможенным органом место или перемещаемых транзитом товаров и транспор­тных средств, а также мер по недопущению како­го-либо неразрешенного их использования;

•       во втором случае (ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ) противо­правное бездействие проявляется в несообщении перевозчиком в ближайший таможенный орган Рос­сийской Федерации об обстоятельствах аварии или действия непреодолимой силы, о месте нахожде­ния принятых к доставке в определенное таможен­ным органом место или перемещаемых транзитом товарах и (или) транспортных средствах либо нео­беспечении их перевозки (в том числе и самостоя­тельно) в ближайший таможенный орган или иное указанное таможенным органом место вопреки прямому предписанию об этом, содержащемуся в ч. 1 ст. 70 ТК РФ.

Субъектом данного правонарушения является пе­ревозчик, каковым согласно п. 16 ч. 1 ст. 11 ТК РФ

признается лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортного сред­ства. В качестве такового может выступать как физи­ческое, так и юридическое лицо.

С субъективной стороны правонарушение харак­теризуется виной, для физических лиц— в форме умысла или неосторожности, для юридических лиц — определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Составлять протоколы об административных пра­вонарушениях, предусмотренных настоящей статьей КоАП РФ и рассматривать дела о таких правонаруше­ниях могут только должностные лица таможенных органов (ст. 23.8 и 28.3 КоАП РФ).

Статья 16.7. Представление недействительных документов при таможенном оформлении

Представление декларантом или иным лицом, та­моженному брокеру (представителю) либо иному лицу документов для представления их в таможен­ный орган при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, повлекшее за собой со­общение (заявление) таможенному органу таможен­ным брокером (представителем) либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транс­портных средствах,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией това­ров и (или) транспортных средств, явившихся пред­метами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов администра­тивного правонарушения; на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юриди­ческих лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч руб­лей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административно­го правонарушения, или без таковой либо конфиска­цию предметов административного правонарушения.

Объектом данного административного правонару­шения является установленный нормами таможенно­го законодательства порядок таможенного оформле­ния товаров и (или) транспортных средств.

Объективную сторону данного административного правонарушения образует противоправное действие, выраженное в представлении декларантом или иным лицом таможенному брокеру (представителю) либо ино­му лицу документов для представления их в таможен­ный орган при таможенном оформлении товаров и (или) 1ранспортных средств. Обязательной характе­ристикой объективной стороны является противоправ­ный результат такого действия — сообщение (заявле­ние) таможенному органу таможенным брокером (пред­ставителем) либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах. Причем состав данного административного правонарушения охватывает не только этап декларирования, но и эта­пы прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации, помещении товаров под про­цедуру внутреннего таможенного транзита, то есть все этапы таможенного оформления, когда в соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенному органу за­являются или сообщаются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах.

Субъектом данного административного правонару­шения (лицом, передавшим документы, повлекшие со­общение (заявление) таможенному органу недосто­верных сведений о товарах и (или) транспортных средствах) может выступать лицо, обладающее пол­номочиями в отношении товаров (на этапе до декла­рирования), или декларант.

Под лицом, которому передаются документы, сле­дует понимать лицо, которое фактически представляет документы в таможенный орган и тем самым заявляет или сообщает таможенному органу недостоверные све­дения. При этом возможность участия такого лица в процессе таможенного оформления должна вытекать непосредственно из положений Таможенного кодекса РФ или иных нормативных правовых актов в области таможенного дела. Действия указанного лица образу­ют самостоятельный состав административного право­нарушения, ответственность за которое в зависимости от тех или иных условий предусмотрена ч. 3 ст. 16.1, ч. 2 и 3 ст. 16.2 или ст. 16.17 КоАП РФ.

Правонарушение, ответственность за которое пре­дусмотрена ст. 16.7 КоАП РФ, обнаруживается, как правило, таможенным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении в от­ношении лица, заявившего или сообщившего тамо­женному органу недостоверные сведения, после чего в зависимости от характера недостоверных сведений, обстоятельств их заявления, вида представленного до­кумента, наличия либо отсутствия причинно-след­ственной связи между представлением документа и заявлением (сообщением) недостоверных сведений и прочих условий таможенный орган принимает одно из следующих решений:

а)о привлечении к административной ответственно­сти лица, заявившего (сообщившего) недостовер­ные сведения, по ч. 3 ст. 16.1, ч. 2 или 3 ст. 16.2 или по ст. 16.17 КоАП РФ;

б)о возбуждении дела об административном правона­рушении в отношении лица, представившего доку­менты, повлекшие заявление (сообщение) таможен­ному органу недостоверных сведений, по ст. 16.7 КоАП РФ;

в)о привлечении к административной ответственно­сти лица, заявившего (сообщившего) недостовер­ные сведения, а также о возбуждении дела в отно­шении лица, представившего документы, повлек­шие заявление (сообщение) таких сведений.

Для целей применения ст. 16.7 КоАП РФ под до­кументами понимаются только недействительные до­кументы. Это следует из формулировки названия этой статьи, а также из того, что представление брокеру или иному лицу действительных документов проти­воправным не является. Понятие недействительных документов раскрывается в примечании 2 к ст. 16.1 КоАП РФ.

Недействительные документы подразделяются на следующие категории:

а)поддельные документы, то есть полностью изготов­ленные фиктивные документы или подлинные до­кументы, в которые внесены искаженные сведе­ния (например, путем исправления или уничтоже­ния части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штам­па или печати и т. п.);

б)документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведе­ний или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им ха­латных действий при выдаче этого документа;

в)документы, содержащие недостоверные сведе­ния, — документы, которые фактически являют­ся подлинными, но содержат сведения, не соответ­ствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изго­товляется на официальном бланке, содержит фа­милии и должности лиц, которые должны его под­писывать, и т. п.), однако внесенные в него сведе­ния (текст, цифровые данные) являются ложными;

г)документы, относящиеся к другим товарам и транс­портным средствам, — документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся ос­нованием для перемещения через таможенную гра­ницу других товаров и транспортных средств;

д)иные документы, 'не имеющие юридической силы (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т. п.).

Необходимо учитывать, что условием привлечения лица к ответственности по рассматриваемой статье яв­ляется представление таможенному брокеру или ино­му лицу для представления таможенному органу имен­но тех недействительных документов, которые необ­ходимы для представления на том или ином этапе таможенного оформления, что повлекло за собой со­общение недостоверных сведений. В случае если пред­ставленные таможенному брокеру или иному лицу недействительные документы не повлекли за собой сообщение таможенному органу недостоверных сведе­ний, состав административного правонарушения, пре­дусмотренного ст. 16.7 КоАП РФ отсутствует.

Под недостоверными сведениями в контексте дан­ной статьи КоАП РФ следует понимать не любые све­дения, которые подлежат заявлению (сообщению) та­моженному органу, а только те, ответственность за за­явление (сообщение) которых предусмотрена ч. 3 ст. 16.1, ч. 2 и 3 ст. 16.2 или ст. 16.17 КоАП РФ.

Следует также отметить, что административной от­ветственности по рассматриваемой статье КоАП РФ не могут привлекаться иностранные лица, передающие документы для представления в таможенный орган за пределами территории Российской Федерации.

С субъективной стороны данное административное правонарушение характеризуется виной: для физичес­ких лиц — в форме умысла (когда лицо знало о том, что передаваемые им документы являются недействи­тельными: содержат недостоверные сведения, относят­ся не к тем товарам и т. п.) либо неосторожности (когда лицо об этом не знало, но могло и должно было это знать). Форма вины на квалификацию содеянного не влияет, однако на практике может и должна повлечь за собой дифференциацию административного нака­зания. Вина юридического лица определяется по прин­ципу, изложенному в ст. 2.1 КоАП РФ.

Составлять протоколы об административных пра­вонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ, могут только должностные лица таможен­ных органов (ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривать дела о таких правонарушениях — как уполномоченные на это должностные лица таможенных органов (ст. 23.8 КоАП РФ), так и судьи в случае передачи им дела на рассмотрение в связи с необходимостью применения конфискации товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правона­рушения, в качестве меры административного нака­зания за совершение данного административного пра­вонарушения (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 183.