1. Непринятие перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке, товаров и (или) транспортных средств в место прибытия, осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом или международным таможенным транзитом, мер по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств, за исключением случаев гибели или утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
2. Несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии или о действии непреодолимой силы либо о возникновении иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия, осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом или международным таможенным транзитом, о месте нахождения товаров и (или) транспортных средств либо необеспечение перевозки товаров и (или) транспортных средств в бли-
жайший таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Данная статья КоАП РФ состоит из двух частей и предусматривает ответственность за совершение следующих действий:
а)непринятие перевозчиком мер по обеспечению сохранности либо недопущению неразрешенного использования попавших в аварию или под действие непреодолимой силы находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств;
б)несообщение перевозчиком либо необеспечение им перевозки в ближайший таможенный орган находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств, попавших в аварию или под действие непреодолимой силы. Объектом данного административного правонарушения является порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств в части правовой регламентации процедуры доставки товаров и (или) транспортных средств в определенное таможенным органом место или перемещения товаров и (или) транспортных средств транзитом через таможенную территорию Российской Федерации под таможенным контролем.
Обязанность перевозчика принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств в случае возникновения аварии, действия непреодолимой силы или возникновения иных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных на него обязанностей по доставке товаров, на этапе прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации установлена ч. 1 ст. 70 ТК РФ, действие которого в силу положений ч. 1 ст. 91 ТК РФ и ч. 2 ст. 169 ТК РФ распространяется и на перевозку товаров при внутреннем таможенном транзите и международном таможенном транзите.
Часть 1 ст. 16.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непринятие перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы, либо возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия, осуществлению остановки или посадки морского (речного) или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом или международным таможенным транзитом, мер по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств, за исключением случаев гибели или утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. А часть 2 этой статьи КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несообщение об этом в ближайший таможенный орган, а также за необеспечение перевозки попавших в указанные обстоятельства товаров и (или) транспортных средств в ближайший таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место. Что следует понимать под «иными обстоятельствами, препятствующими доставке товаров и (или) транспортных средств», если они не поглощаются категориями «авария» и «непреодолимая сила», а также под «обстоятельствами, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело», из диспозиций ст. 16.6 КоАП РФ в нынешней ее редакции не ясно (в первоначальной редакции этой статьи КоАП РФ их попросту не было).
В правоприменительной практике таможенных органов к таковым обстоятельствам относят неисправность транспортного средства, не позволяющую дальнейшую транспортировку товара, если таковая произошла вне близости от населенных пунктов и вне близости от таможенного органа (хотя, на наш взгляд, такое обстоятельство полностью поглощается категорией «авария»). При этом вполне очевидно, что новая редакция ст. 16.6 КоАП РФ «родилась» на основании положений ст. 70 принятого несколько позже КоАП РФ (а именно 28 мая 2003 г.) ныне действующего Таможенного кодекса РФ, которая также оперирует оценочной категорией «иные обстоятельства, препятствующие доставке товаров, остановки или посадки в установленных местах...», смысл содержания которой из диспозиции ст. 70 ТК РФ также не просматривается. Не ясно также, что конкретно законодатель в ст. 70 ТК РФ (и в ч. 1 ст. 16,6 КоАП РФ соответственно) понимает под мерами по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств», тем более что ст. 70 ТК РФ оперирует категорией «все меры по обеспечению...». Иными словами, получается, что такие меры перевозчиком могут быть приняты, но, по мнению должностных лиц таможенных органов, они впоследствии окажутся «не всеми». Налицо сугубо оценочные характеристики.
Используемое в ст. 70 ТЕ РФ и ст. 16.6 КоАП РФ понятие «авария» в таможенном законодательстве также не раскрывается, поэтому для целей применения ст. 16.6 КоАП РФ необходимо учитывать как лексическое значение данного слова, так и его содержание, исходя из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих различные правоотношения в сфере перевозок. В этой связи аварию следует трактовать как существенную неисправность транспортного средства (т. е. неисправность, при которой эксплуатация транспортного средства невозможна либо запрещена) или дорожно-транспортное происшествие, при котором у перевозчика возникают реальные препятствия к выполнению требований ст. 70 ТК РФ. Причем дорожно-транспортное происшествие следует трактовать согласно положениям Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»(в редакции от 18 декабря 2006 г.) и Правилам дорожного движения РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090(в редакции от 28 февраля 2006 г.) как «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, вооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб», тогда как Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975г.), утвержденное Приказом ГТК России от 18 мая 1994 г. № 206(в редакции от 18 июля 2002 г.), трактует дорожно-транспортное происшествие иначе — как «случайные обстоятельства, повлекшие повреждение грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб».
Под непреодолимой силой, определение которой содержится в Гражданском кодексе РФ (ст. 202, 401), понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Как правило, к таким обстоятельствам относятся природные и общественные события, вводимые на государственном уровне меры (например, стихийные бедствия, военные действия, крупномасштабные забастовки, эмбарго и пр.), техногенные катастрофы и т. п. К категории же «иных обстоятельств» могут быть отнесены, например, болезнь перевозчика, разбойное нападение на транспортное средство во время движения по дороге, захват воздушного (морского) судна террористами и прочие подобного рода обстоятельства, не попадающие в разряд непреодолимой силы.
Резюмируя все вышеизложенное, следует, пожалуй, отметить, что при любом неофициальном толковании упомянутых в ней обстоятельств и мер, правоприменительная практика без изменения диспозиции ст. 70 (а также ст. 91) ТК РФ, а вслед за ними (или одновременно) и диспозиций ст. 16.6 КоАП РФ, в этом вопросе всегда будет носить сугубо оценочный характер.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 16.6 КоАП РФ, выражается в противоправном бездействии:
• в первом случае {ч. 1 ст. 16.6 КоАП РФ) противоправное бездействие проявляется в непринятии перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы вопреки прямому предписанию об этом, содержащемуся в ст. 70, 91 и 169 ТК РФ всех мер для обеспечения сохранности принятых к доставке в определенное таможенным органом место или перемещаемых транзитом товаров и транспортных средств, а также мер по недопущению какого-либо неразрешенного их использования;
• во втором случае (ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ) противоправное бездействие проявляется в несообщении перевозчиком в ближайший таможенный орган Российской Федерации об обстоятельствах аварии или действия непреодолимой силы, о месте нахождения принятых к доставке в определенное таможенным органом место или перемещаемых транзитом товарах и (или) транспортных средствах либо необеспечении их перевозки (в том числе и самостоятельно) в ближайший таможенный орган или иное указанное таможенным органом место вопреки прямому предписанию об этом, содержащемуся в ч. 1 ст. 70 ТК РФ.
Субъектом данного правонарушения является перевозчик, каковым согласно п. 16 ч. 1 ст. 11 ТК РФ
признается лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортного средства. В качестве такового может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной, для физических лиц— в форме умысла или неосторожности, для юридических лиц — определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей КоАП РФ и рассматривать дела о таких правонарушениях могут только должностные лица таможенных органов (ст. 23.8 и 28.3 КоАП РФ).
Статья 16.7. Представление недействительных документов при таможенном оформлении
Представление декларантом или иным лицом, таможенному брокеру (представителю) либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров и (или) транспортных средств, повлекшее за собой сообщение (заявление) таможенному органу таможенным брокером (представителем) либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом данного административного правонарушения является установленный нормами таможенного законодательства порядок таможенного оформления товаров и (или) транспортных средств.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует противоправное действие, выраженное в представлении декларантом или иным лицом таможенному брокеру (представителю) либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров и (или) 1ранспортных средств. Обязательной характеристикой объективной стороны является противоправный результат такого действия — сообщение (заявление) таможенному органу таможенным брокером (представителем) либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах. Причем состав данного административного правонарушения охватывает не только этап декларирования, но и этапы прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации, помещении товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита, то есть все этапы таможенного оформления, когда в соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенному органу заявляются или сообщаются сведения о перемещаемых товарах и транспортных средствах.
Субъектом данного административного правонарушения (лицом, передавшим документы, повлекшие сообщение (заявление) таможенному органу недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах) может выступать лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров (на этапе до декларирования), или декларант.
Под лицом, которому передаются документы, следует понимать лицо, которое фактически представляет документы в таможенный орган и тем самым заявляет или сообщает таможенному органу недостоверные сведения. При этом возможность участия такого лица в процессе таможенного оформления должна вытекать непосредственно из положений Таможенного кодекса РФ или иных нормативных правовых актов в области таможенного дела. Действия указанного лица образуют самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое в зависимости от тех или иных условий предусмотрена ч. 3 ст. 16.1, ч. 2 и 3 ст. 16.2 или ст. 16.17 КоАП РФ.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.7 КоАП РФ, обнаруживается, как правило, таможенным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении лица, заявившего или сообщившего таможенному органу недостоверные сведения, после чего в зависимости от характера недостоверных сведений, обстоятельств их заявления, вида представленного документа, наличия либо отсутствия причинно-следственной связи между представлением документа и заявлением (сообщением) недостоверных сведений и прочих условий таможенный орган принимает одно из следующих решений:
а)о привлечении к административной ответственности лица, заявившего (сообщившего) недостоверные сведения, по ч. 3 ст. 16.1, ч. 2 или 3 ст. 16.2 или по ст. 16.17 КоАП РФ;
б)о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лица, представившего документы, повлекшие заявление (сообщение) таможенному органу недостоверных сведений, по ст. 16.7 КоАП РФ;
в)о привлечении к административной ответственности лица, заявившего (сообщившего) недостоверные сведения, а также о возбуждении дела в отношении лица, представившего документы, повлекшие заявление (сообщение) таких сведений.
Для целей применения ст. 16.7 КоАП РФ под документами понимаются только недействительные документы. Это следует из формулировки названия этой статьи, а также из того, что представление брокеру или иному лицу действительных документов противоправным не является. Понятие недействительных документов раскрывается в примечании 2 к ст. 16.1 КоАП РФ.
Недействительные документы подразделяются на следующие категории:
а)поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати и т. п.);
б)документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;
в)документы, содержащие недостоверные сведения, — документы, которые фактически являются подлинными, но содержат сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать, и т. п.), однако внесенные в него сведения (текст, цифровые данные) являются ложными;
г)документы, относящиеся к другим товарам и транспортным средствам, — документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров и транспортных средств;
д)иные документы, 'не имеющие юридической силы (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т. п.).
Необходимо учитывать, что условием привлечения лица к ответственности по рассматриваемой статье является представление таможенному брокеру или иному лицу для представления таможенному органу именно тех недействительных документов, которые необходимы для представления на том или ином этапе таможенного оформления, что повлекло за собой сообщение недостоверных сведений. В случае если представленные таможенному брокеру или иному лицу недействительные документы не повлекли за собой сообщение таможенному органу недостоверных сведений, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 КоАП РФ отсутствует.
Под недостоверными сведениями в контексте данной статьи КоАП РФ следует понимать не любые сведения, которые подлежат заявлению (сообщению) таможенному органу, а только те, ответственность за заявление (сообщение) которых предусмотрена ч. 3 ст. 16.1, ч. 2 и 3 ст. 16.2 или ст. 16.17 КоАП РФ.
Следует также отметить, что административной ответственности по рассматриваемой статье КоАП РФ не могут привлекаться иностранные лица, передающие документы для представления в таможенный орган за пределами территории Российской Федерации.
С субъективной стороны данное административное правонарушение характеризуется виной: для физических лиц — в форме умысла (когда лицо знало о том, что передаваемые им документы являются недействительными: содержат недостоверные сведения, относятся не к тем товарам и т. п.) либо неосторожности (когда лицо об этом не знало, но могло и должно было это знать). Форма вины на квалификацию содеянного не влияет, однако на практике может и должна повлечь за собой дифференциацию административного наказания. Вина юридического лица определяется по принципу, изложенному в ст. 2.1 КоАП РФ.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ, могут только должностные лица таможенных органов (ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривать дела о таких правонарушениях — как уполномоченные на это должностные лица таможенных органов (ст. 23.8 КоАП РФ), так и судьи в случае передачи им дела на рассмотрение в связи с необходимостью применения конфискации товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, в качестве меры административного наказания за совершение данного административного правонарушения (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 183.