Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 16.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, когда такое причаливание допускается. Что следует понимать под «другими плавучими средствами» в противовес понятию «судно», не ясно. Термин «плавучее средство» в современном законодательстве нигде не раскрывается и, следовательно, является категорией оценочного характера. Более того, в Кодексе торгового мореплавания РФ (ст. 7) все плавучие средства охватываются понятием «судна», под которым понимается самоходное или несамоходное плавучее
сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (т. е. для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, промысла водных биологических ресурсов и т. д.).
Поэтому, как нам представляется, фраза вили другим плавучим средствам» в ст. 16.8 КоАП РФ является лишней и ее следует исключить. Однако это лишь субъективное мнение автора настоящего издания, хотя и отстаиваемое им с завидным постоянством.
Установление административной ответственности за подобного рода деяние призвано обеспечить исключение возможности доступа лиц на судах и других плавучих транспортных средствах к судам, находящимся под таможенным контролем, в целях обеспечения сохранности перемещаемых на этих судах товаров.
Ограничение доступа лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля (в том числе и таможенного), а также возможность установления полного запрета на такой доступ установлены, в частности, ст. 24 Закона РФ от 1 апреля 1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»(в редакции от 26 июня 2007г.), регулирующей порядок пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу РФ лиц и транспортных средств. Согласно той же статье все действия с транспортными средствами и грузами (начало движения, определение места стоянки транспортного средства и его изменение, выгрузка пассажиров и грузов) осуществляются только с разрешения пограничных и таможенных органов.
Эти правила нашли свое отражение в Положении о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ этими судами, утвержденном Приказом ГТК России от 12 сентября 2001 г. № 892, который в настоящее время (а именно — с 1 января 2004 г. действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу РФ). Согласно указанному Положению все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.
Разрешения таможенного органа на осуществление операции по причаливанию не требуется в случае форс-мажорных обстоятельств (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажирам, доставка спасенных людей и т. п.), требующих немедленного реагирования. В этих случаях таможенный орган может быть уведомлен о причаливании уже после проведения этой операции (п. 10 указанного Положения).
Обязательным условием привлечения лица к ответственности за данное правонарушение является нахождение судна или плавучего средства, к которому осуществлено причаливание, под таможенным контролем. Суда, как и любые другие товары и транспортные средства, при ввозе находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до наступления одного из обстоятельств, перечисленных в ч. 1 ст. 360 ТК РФ, а при вывозе — с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
При этом если само судно, находящееся под таможенным контролем, причаливает к судну, не находящемуся под таможенным контролем, формально событие нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 16.8 КоАП РФ, отсутствует.
Объектом данного административного правонарушения является порядок таможенного контроля за судами и иными плавучими средствами, находящимися под таможенным контролем.
Под термином «судно», как уже было выше отмечено, законодатель понимает любое самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания, а именно:
• для перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
• для промысла водных биологических ресурсов;
• для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
• для лоцманской и ледокольной проводки;
• для поисковых, спасательных и буксирных операций;
• для подъема затонувшего в море имущества;
• для гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
• для санитарного, карантинного и другого контроля;
• для защиты и сохранения морской среды;
• для проведения морских научных исследований;
• для учебных, спортивных и культурных, и иных. И исходя из содержания этого определения, что уже
также было выше отмечено, можно сделать вывод, что в Кодексе торгового мореплавания РФ одним понятием судна охватываются и собственно суда, и все иные плавучие средства. Понятие же «плавучее средство» законодательно нигде не определено, но анализ нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что к таковым относятся суда {в том числе и те, для которых судоходные качества являются второстепенными по сравнению с их основными функциями: плавучие краны, земснаряды, плавучие и работающие под водой доки, буровые и пр.), паромы, буксиры, лихтеры, надувные плоты, гребные лодки и иные подобного рода средства, причем применительно к данной статье КоАП не важно, выступают ли такие средства в качестве средств международных перевозок или в качестве товара.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в совершении противоправного действия — причаливания, т. е. подхода и швартовки {операции, проводимой с целью удержания одного судна или плавучего средства у борта другого судна или плавучего средства) любых судов и плавучих средств, как находящихся, так и не находящихся под таможенным контролем, к судну и иным плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения на это таможенного органа Российской Федерации.
Субъект данного правонарушения специальный: им может быть либо владелец судна, либо лицо, управляющее судном или иным плавучим средством, причалившим к судну или иному плавучему средству, находящемуся под таможенным контролем. При этом лицо, допустившее такое причаливание, к административной ответственности по данной статье КоАП РФ привлечено быть не может ввиду отсутствия в его деянии объективной стороны данного административного правонарушения.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной, для физических лиц — преимущественно в форме умысла, когда лицо сознает, что незаконно причаливает к судну или плавучему средству, находящемуся под таможенным контролем и желает этого, хотя и возможно в форме неосторожности, когда лицо не знает того, что судно или иное плавучее средство находится под таможенным контролем, хотя могло и должно было это знать. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных деяний, хотя при решении вопроса об ответственности физического лица она может учитываться. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей КоАП РФ и рассматривать дела о таких правонарушениях могут только должностные лица таможенных органов (ст. 28.3 и 23.8 КоАП РФ).
Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача)
Дата: 2019-04-23, просмотров: 189.