Или другим плавучим средствам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допус­кается,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от деся­ти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 16.8 КоАП РФ устанавливает администра­тивную ответственность за причаливание к находя­щемуся под таможенным контролем судну или дру­гим плавучим средствам, за исключением случаев, когда такое причаливание допускается. Что следует понимать под «другими плавучими средствами» в про­тивовес понятию «судно», не ясно. Термин «плаву­чее средство» в современном законодательстве нигде не раскрывается и, следовательно, является катего­рией оценочного характера. Более того, в Кодексе тор­гового мореплавания РФ (ст. 7) все плавучие сред­ства охватываются понятием «судна», под которым понимается самоходное или несамоходное плавучее

сооружение, используемое в целях торгового море­плавания (т. е. для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, промысла водных биологических ресур­сов и т. д.).

Поэтому, как нам представляется, фра­за вили другим плавучим средствам» в ст. 16.8 КоАП РФ является лишней и ее следует исключить. Одна­ко это лишь субъективное мнение автора настоящего издания, хотя и отстаиваемое им с завидным постоянством.

Установление административной ответственности за подобного рода деяние призвано обеспечить исклю­чение возможности доступа лиц на судах и других пла­вучих транспортных средствах к судам, находящим­ся под таможенным контролем, в целях обеспечения сохранности перемещаемых на этих судах товаров.

Ограничение доступа лиц к транспортным сред­ствам и на транспортные средства заграничного сле­дования в период осуществления пограничного и иных видов контроля (в том числе и таможенного), а также возможность установления полного запрета на такой доступ установлены, в частности, ст. 24 Закона РФ от 1 апреля 1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»(в редакции от 26 июня 2007г.), регулирующей порядок пребывания в пунк­тах пропуска через Государственную границу РФ лиц и транспортных средств. Согласно той же статье все действия с транспортными средствами и грузами (начало движения, определение места стоянки транспор­тного средства и его изменение, выгрузка пассажиров и грузов) осуществляются только с разрешения погра­ничных и таможенных органов.

Эти правила нашли свое отражение в Положении о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ этими судами, утвержденном Приказом ГТК России от 12 сентября 2001 г. № 892, который в настоящее время (а именно — с 1 января 2004 г. дей­ствует в части, не противоречащей Таможенному ко­дексу РФ). Согласно указанному Положению все опе­рации, связанные с обеспечением стоянки судов, на­ходящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа погранич­ного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и ор­ганом пограничного контроля. Не допускается прича­ливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под тамо­женным контролем, без разрешения таможенного орга­на и органа пограничного контроля.

Разрешения таможенного органа на осуществление операции по причаливанию не требуется в случае форс-мажорных обстоятельств (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходи­мость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажирам, доставка спасенных людей и т. п.), требующих немедленного реагирования. В этих случаях таможенный орган может быть уведомлен о причаливании уже после проведения этой операции (п. 10 указанного Положения).

Обязательным условием привлечения лица к от­ветственности за данное правонарушение является на­хождение судна или плавучего средства, к которому осуществлено причаливание, под таможенным конт­ролем. Суда, как и любые другие товары и транспор­тные средства, при ввозе находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной грани­цы при их прибытии на таможенную территорию Рос­сийской Федерации и до наступления одного из обсто­ятельств, перечисленных в ч. 1 ст. 360 ТК РФ, а при вывозе — с момента принятия таможенной деклара­ции или совершения действий, непосредственно на­правленных на вывоз товаров с таможенной террито­рии Российской Федерации, и до пересечения тамо­женной границы.

При этом если само судно, находящееся под тамо­женным контролем, причаливает к судну, не находя­щемуся под таможенным контролем, формально со­бытие нарушения таможенных правил, предусмотрен­ного ст. 16.8 КоАП РФ, отсутствует.

Объектом данного административного правонару­шения является порядок таможенного контроля за судами и иными плавучими средствами, находящи­мися под таможенным контролем.

Под термином «судно», как уже было выше отме­чено, законодатель понимает любое самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания, а именно:

• для перевозок грузов, пассажиров и их багажа;

• для промысла водных биологических ресурсов;

• для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

• для лоцманской и ледокольной проводки;

• для поисковых, спасательных и буксирных операций;

• для подъема затонувшего в море имущества;

• для гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

• для санитарного, карантинного и другого контроля;

• для защиты и сохранения морской среды;

• для проведения морских научных исследований;

• для учебных, спортивных и культурных, и иных. И исходя из содержания этого определения, что уже

также было выше отмечено, можно сделать вывод, что в Кодексе торгового мореплавания РФ одним понятием судна охватываются и собственно суда, и все иные пла­вучие средства. Понятие же «плавучее средство» зако­нодательно нигде не определено, но анализ нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что к таковым относятся суда {в том числе и те, для которых судоходные качества являются второстепенными по срав­нению с их основными функциями: плавучие краны, земснаряды, плавучие и работающие под водой доки, буровые и пр.), паромы, буксиры, лихтеры, надувные плоты, гребные лодки и иные подобного рода средства, причем применительно к данной статье КоАП не важ­но, выступают ли такие средства в качестве средств меж­дународных перевозок или в качестве товара.

Объективная сторона рассматриваемого правонару­шения заключается в совершении противоправного действия — причаливания, т. е. подхода и швартовки {операции, проводимой с целью удержания одного судна или плавучего средства у борта другого судна или плавучего средства) любых судов и плавучих средств, как находящихся, так и не находящихся под таможенным контролем, к судну и иным плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения на это таможенного органа Россий­ской Федерации.

Субъект данного правонарушения специальный: им может быть либо владелец судна, либо лицо, управля­ющее судном или иным плавучим средством, прича­лившим к судну или иному плавучему средству, на­ходящемуся под таможенным контролем. При этом лицо, допустившее такое причаливание, к админист­ративной ответственности по данной статье КоАП РФ привлечено быть не может ввиду отсутствия в его де­янии объективной стороны данного административ­ного правонарушения.

С субъективной стороны правонарушение характе­ризуется виной, для физических лиц — преимуществен­но в форме умысла, когда лицо сознает, что незаконно причаливает к судну или плавучему средству, находя­щемуся под таможенным контролем и желает этого, хотя и возможно в форме неосторожности, когда лицо не знает того, что судно или иное плавучее средство находится под таможенным контролем, хотя могло и должно было это знать. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных деяний, хотя при решении вопроса об ответственности физического лица она может учитываться. Вина юридических лиц определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Составлять протоколы об административных пра­вонарушениях, предусмотренных настоящей статьей КоАП РФ и рассматривать дела о таких правонаруше­ниях могут только должностные лица таможенных органов (ст. 28.3 и 23.8 КоАП РФ).

Статья 16.9. Недоставка, выдача (передача)

Дата: 2019-04-23, просмотров: 164.