Перемещение товаров и (или.) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных, лиц таможенных- органов, через границы зоны, таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Статья 16.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение таможенных правил, посягающее на установленный режим зоны таможенного контроля.
Объектом данного административного правонарушения является режим зоны таможенного контроля, а именно:
1)порядок перемещения товаров, транспортных средств или лиц (в том числе должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов) через границы зоны таможенного контроля;
2)порядок перемещения товаров и (или) транспортных средств или указанных лиц в пределах зоны таможенного контроля;
3)порядок ведения производственной или иной коммерческой деятельности в зоне таможенного контроля.
Предусмотренный диспозицией ст, 16.5 КоАП РФ перечень противоправных действий является исчерпывающим, поэтому иные деяния, нарушающие режим зоны таможенного контроля, под действие данной статьи не подпадают.
Вопросы создания, обозначения и функционирования зон таможенного контроля регламентированы ст. 362 ТК РФ. Согласно ч. 1 этой статьи зоны таможенного контроля создаются для целей осуществления таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.
Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Зоны таможенного контроля могут быть постоянными в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю, или временными.
Временные зоны таможенного контроля могут создаваться:
а)для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест совершения таможенных операций — на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;
б)при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.
Решение о создании временной зоны таможенного контроля принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме.
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, за исключением создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы, порядок создания и обозначения которых определяются Правительством РФ. Такой порядок, в частности, установлен Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2003 г. № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы». Иные зоны создаются в соответствии с Положением о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля, утвержденным Приказом ГТК России от 23 декабря 2003 г. № 1520.
Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля» ( Customs control zone}. Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, временно устанавливаемыми указательными щитами, табло, иными информационными указателями. При этом допускается применение подручных материалов и средств. Возможно и устное оповещение.
Основное требование режима зоны таможенного контроля предусмотрено ч. 4 ст. 362 ТК РФ, согласно которому осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, когда к соответствии с Таможенным кодексом РФ и иными федеральными законами доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления об этом таможенных органов. Нарушение режима зоны таможенного контроля является нарушением таможенных правил и влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 16.5 КоАП РФ. Причем ответственность по ст. 16.5 КоАП РФ наступает только за несанкционированное совершение только тех действий, на совершение которых в соответствии с законом разрешение таможенного органа обязательно. Нарушение уведомительного порядка осуществления действий в зоне таможенного контроля административной ответственности не влечет.
Зона таможенного контроля ликвидируется в связи с изменением места нахождения таможенного органа, закрытием пункта пропуска через Государственную границу РФ, ликвидацией места таможенного оформления, по миновании иных обстоятельств, требующих выделения и обозначения части таможенной территории Российской Федерации для осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации. Создание и ликвидация зон таможенного контроля осуществляется на основании решения (в форме приказа) начальника таможенного органа (либо лица, его замещающего), в регионе деятельности которого создается такая зона. Причем ликвидация зон таможенного контроля возможна только при условии, что на их территории отсутствуют товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю. Таможенный орган после ликвидации зоны таможенного контроля, находившейся в регионе его деятельности, обязан принять меры по снятию средств ее обозначения.
Объективную сторону административного правонарушения «Нарушение режима зоны таможенного контроля» образуют противоправные действия, нарушающие предписание ч. 4 ст. 362 ТК РФ о том, что осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается только с разрешения таможенных органов Российской Федерации и под их надзором.
Субъектами данного правонарушения являются физические и юридические лица, нарушившие режим зоны таможенного контроля, в том числе и лица, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность в зоне таможенного контроля, которые должны были получить для этого соответствующее разрешение.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной, для физических лиц — в форме умысла или неосторожности. Причем форма вины, а также мотивы (производственная необходимость, личные интересы и пр.) не сказывается на квалификации содеянного.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.5 КоАП РФ, и рассматривать дела о таких правонарушениях могут только должностные лица таможенных органов (ст. 23.8 и 28.3 КоАП РФ).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 200.