Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот, рублей.
В соответствии со ст. 286 ТК РФ декларирование товаров (в том числе валюты), перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу РФ. При этом обязательному декларированию в письменной форме такими лицами подлежат товары, включая транспортные средства, перечисленные в ч. 2 указанной статьи ТК РФ. К их числу относятся и товары, обязательное декларирование которых в письменной форме при вывозе предусмотрено законодательством Российской Федерации. Если в отношении товаров законом не установлена обязанность письменного декларирования, они декларируются физическими лицами в устной форме, а в случаях и порядке, определяемых федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, — в конклюдентной форме (ч. 3 и 4 ст. 286 ТК РФ).
В ч. 2 ст. 12 ТК РФ сказано: «Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации, ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Кодексом», Основным источником права, устанавливающим порядок перемещения валюты через таможенную границу Российской Федерации, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции от 5 июля 2007 г.). Именно этим федеральным законом установлена обязанность декларирования физическими лицами вывозимой иностранной валюты и валюты Российской Федерации в письменной форме. А в соответствии с этим законом ФТС России совместно с Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ разрабатывает и утверждает соответствующие подзаконные акты в этой сфере.
Нормами Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что под термином «валюта» следует понимать две ее составляющие, 1. Валюту Российской Федерации:
а)денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращения в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства в рублях на банковских счетах и в банковских вкладах).
2. Иностранную валюту:
а)денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов; монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б)средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Нас в контексте положений ст. 16.4 КоАП РФ интересует только наличная валюта (как российская, так и иностранная), перемещаемая через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» физические лица (как резиденты, так и нерезиденты) имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации. «В эквиваленте» в данном случае и далее означает, что если лицо намерено ввезти в Российскую Федерацию наличную иностранную валюту, выраженную, например, в евро или в украинских гривнах, то ее количество не должно превышать 10 000 долларов США в пересчете по официальному курсу Центрального банка РФ на день декларирования таможенному органу этой самой ввозимой наличной иностранной валюты.
Порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации лицами в возрасте до 16 лет, установлен ч. 5 ст. 286 ТК РФ, в соответствии с которым товары несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим, а при организованном выезде (въезде) и обратном въезде (выезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей — руководителем такой группы. В соответствии с Письмом ФТС России от 22 марта 2005 г. № 01-06/8497, в случае следования физического лица в возрасте до 16 лет без указанных сопровождающих лиц оно имеет право перемещать через таможенную границу РФ товары и наличные денежные средства, не требующие обязательного декларирования в письменной форме, т. е. в сумме, не превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США.
При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.
Таким образом, при вывозе иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, в случае недекларирования физическими лицами в письменной форме всей суммы вывозимой валюты или ее части либо недостоверного декларирования вывозимой иностранной валюты они подлежат ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ.
Объектом данного административного правонарушения является как порядок перемещения товаров (в данном случае — валюты) через таможенную границу России, так и порядок их таможенного оформления и таможенного контроля.
Объективная сторона данного административного правонарушения может выражаться как в противоправном бездействии, заключающемся в невыполнении установленного нормами таможенного законодательства требования о декларировании физическими лицами перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации валюты в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию на таможне, так и в противоправном действии, выражающемся в недостоверном декларировании такой валюты.
Субъект данного административного правонарушения — физическое лицо (причем как резидент, так и нерезидент в контексте толкования такового нормами налогового и таможенного законодательства), выступающее в качестве декларанта при следовании через Государственную границу РФ в установленных для этого пунктах пропуска.
В связи с тем, что физическое лицо вправе по своему желанию избирать форму декларирования товаров, не подлежащих обязательному письменному декларированию (ч. 3 ст. 286 ТК РФ), а также особенности декларирования товаров в конклюдентной форме с использованием двухканальной системы таможенного оформления и таможенного контроля, порядок которого установлен Приказом ФТС России от 22 нября 2006 г. № 1208 «Об утверждении порядка декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме», при квалификации правонарушений по ст. 16.4 КоАП РФ необходимо учитывать следующее:
1)юридически значимым фактом для квалификации нарушений таможенных правил является не сам факт заполнения и наличия декларации у лица, а факт подачи декларации и принятия се в установленном порядке (ст. 132 ТК РФ, Приказ ФТС России от 21 ноября 2006 г. № 1208), т. е. пересечение линии входа в «зеленый» канал или зеленой линии таможенного контроля с заполненной, но не поданной в установленном порядке декларацией на товары, подлежащие обязательному письменному декларированию, не может рассматриваться как выполнение обязанности письменно декларировать такие товары;
2)если лицо вывозит товар, подлежащий обязательному письменному декларированию, и заполняет декларацию на этот товар, оно не обязано указывать в декларации сведения об иных товарах, не подлежащих обязательному письменному декларированию (например, при одновременном вывозе из Российской Федерации картины, представляющей художественную ценность (подлежит письменному декларированию), и иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме менее или равной 3 000 долларов США (не подлежит декларированию), физическое лицо не обязано указывать в таможенной декларации сведения о выводимой валюте); 3) физическое лицо, избравшее добровольно письменную форму декларирования и указавшее в соответствующей графе таможенной декларации недостоверные сведения о вывозимой из Российской Федерации иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации либо не указавшее часть вывозимой иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, при том, что ее размер не превышает в эквиваленте 3 000 долларов США, не подлежит привлечению к административной ответственности.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию. Таким образом, в случае вывоза физическим лицом иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей 10 000 долларов США, при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации или иных документов), подтверждающих ее ввоз или перевод, деяние должно быть квалифицировано как осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством Российской Федерации, ответственность за которое наступает по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Если же у лица имеются (вне зависимости от того, были ли они предъявлены таможенному органу) необходимые документы, дающие ему право на вывоз иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, однако данная сумма им не была задекларирована в письменной форме или задекларирована недостоверно, то такое противоправное деяние подлежит квалификации только по ст, 16.4 КоАП РФ.
Соответственно, в случае неуказания (либо недостоверного указания) физическим лицом в таможенной декларации сведений о вывозимой иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, и, одновременно, отсутствия у него разрешительных документов, в деянии такого лица содержатся признаки правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.4 и ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Учитывая, что в соответствии с главой 23 КоАП РФ рассмотрение дел о данных административных правонарушениях отнесено к компетенции разных органов, в отношении этого лица могут и должны быть возбуждены два дела об административных правонарушениях.
Неподача таможенной декларации при единовременном ввозе в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США или подача таможенной декларации, содержащей недостоверные сведения о такой валюте, влекут ответственность по рассматриваемой статье, поскольку согласно ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливаются требования об обязательном письменном декларировании всей суммы ввозимой валюты.
При установлении незаконного перемещения валюты, выражающегося в нарушении порядка убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации или в сокрытии их от таможенного контроля, деяние подлежит квалификации соответственно по ч. 1 или по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ (например, физическое лицо прошло через «зеленый» канал в зоне таможенного контроля аэропорта международного сообщения, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письменному декларированию, сокрыв ее в дополнительной полости под подкладкой своей одежды).
С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется виной, как правило — в форме умысла. Форма вины на квалификацию содеянного не влияет, однако может повлечь дифференциацию административной ответственности, поскольку санкция ст. 16.4 КоАП РФ — административный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.
Составление протоколов об административных правонарушениях по ст. 16.4 КоАП РФ и рассмотрение дел о таких административных правонарушениях отнесено законом (ст. 23.8 и 28.3 КоАП РФ) к компетенции таможенных органов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 195.