Лицами иностранной валюты и (или) валюты РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Недекларирование либо недостоверное декларирова­ние физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подле­жащих обязательному письменному декларированию, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух ты­сяч пятисот, рублей.

В соответствии со ст. 286 ТК РФ декларирование то­варов (в том числе валюты), перемещаемых физически­ми лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государствен­ную границу РФ. При этом обязательному декларирова­нию в письменной форме такими лицами подлежат то­вары, включая транспортные средства, перечисленные в ч. 2 указанной статьи ТК РФ. К их числу относятся и товары, обязательное декларирование которых в пись­менной форме при вывозе предусмотрено законодатель­ством Российской Федерации. Если в отношении това­ров законом не установлена обязанность письменного декларирования, они декларируются физическими ли­цами в устной форме, а в случаях и порядке, определя­емых федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, — в конклюдентной форме (ч. 3 и 4 ст. 286 ТК РФ).

В ч. 2 ст. 12 ТК РФ сказано: «Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Феде­рации, ценных бумаг, номинированных в валюте Рос­сийской Федерации, иностранной валюты и иных ва­лютных ценностей регулируется законодательством Рос­сийской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и настоящим Кодексом», Основным источником права, устанавливающим порядок переме­щения валюты через таможенную границу Российской Федерации, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валют­ном контроле» (в редакции от 5 июля 2007 г.). Именно этим федеральным законом установлена обязанность декларирования физическими лицами вывозимой ино­странной валюты и валюты Российской Федерации в письменной форме. А в соответствии с этим законом ФТС России совместно с Центральным банком РФ и Мини­стерством финансов РФ разрабатывает и утверждает со­ответствующие подзаконные акты в этой сфере.

Нормами Федерального закона «О валютном регу­лировании и валютном контроле» установлено, что под термином «валюта» следует понимать две ее состав­ляющие, 1. Валюту Российской Федерации:

а)денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращения в качестве за­конного средства наличного платежа на террито­рии Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обме­ну указанные денежные знаки;

б) средства в рублях на банковских счетах и в бан­ковских вкладах).

2. Иностранную валюту:

а)денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов; монеты, находящиеся в обращении и яв­ляющиеся законным средством наличного плате­жа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б)средства на банковских счетах и в банковских вкла­дах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных еди­ницах.

Нас в контексте положений ст. 16.4 КоАП РФ ин­тересует только наличная валюта (как российская, так и иностранная), перемещаемая через таможенную гра­ницу Российской Федерации физическими лицами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О ва­лютном регулировании и валютном контроле» физи­ческие лица (как резиденты, так и нерезиденты) име­ют право единовременно вывозить из Российской Фе­дерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквивален­те 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в тамо­женный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) ва­люта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобрете­на в Российской Федерации. «В эквиваленте» в дан­ном случае и далее означает, что если лицо намерено ввезти в Российскую Федерацию наличную иностран­ную валюту, выраженную, например, в евро или в украинских гривнах, то ее количество не должно пре­вышать 10 000 долларов США в пересчете по официальному курсу Центрального банка РФ на день декла­рирования таможенному органу этой самой ввозимой наличной иностранной валюты.

Порядок таможенного оформления товаров, переме­щаемых через таможенную границу Российской Феде­рации лицами в возрасте до 16 лет, установлен ч. 5 ст. 286 ТК РФ, в соответствии с которым товары несовершен­нолетнего лица в возрасте до 16 лет декларируются од­ним из родителей, усыновителем, опекуном или попе­чителем, его сопровождающим, а при организованном выезде (въезде) и обратном въезде (выезде) группы несо­вершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усы­новителей, опекунов или попечителей — руководителем такой группы. В соответствии с Письмом ФТС России от 22 марта 2005 г. № 01-06/8497, в случае следования физического лица в возрасте до 16 лет без указанных сопровождающих лиц оно имеет право перемещать че­рез таможенную границу РФ товары и наличные денеж­ные средства, не требующие обязательного деклариро­вания в письменной форме, т. е. в сумме, не превышаю­щей в эквиваленте 3 000 долларов США.

При единовременном вывозе из Российской Феде­рации физическими лицами наличной иностранной ва­люты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная валюта подлежит декларирова­нию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой на­личной иностранной валюты и (или) валюты Россий­ской Федерации.

Таким образом, при вывозе иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превы­шающей в эквиваленте 3 000 долларов США, в случае недекларирования физическими лицами в письменной форме всей суммы вывозимой валюты или ее части либо недостоверного декларирования вывозимой иностран­ной валюты они подлежат ответственности по ст. 16.4 КоАП РФ.

Объектом данного административного правонару­шения является как порядок перемещения товаров (в данном случае — валюты) через таможенную гра­ницу России, так и порядок их таможенного оформ­ления и таможенного контроля.

Объективная сторона данного административного правонарушения может выражаться как в противоправ­ном бездействии, заключающемся в невыполнении уста­новленного нормами таможенного законодательства требования о декларировании физическими лицами пе­ремещаемой через таможенную границу Российской Федерации валюты в сумме, подлежащей обязательно­му письменному декларированию на таможне, так и в противоправном действии, выражающемся в недосто­верном декларировании такой валюты.

Субъект данного административного правонаруше­ния — физическое лицо (причем как резидент, так и нерезидент в контексте толкования такового нормами налогового и таможенного законодательства), высту­пающее в качестве декларанта при следовании через Государственную границу РФ в установленных для этого пунктах пропуска.

В связи с тем, что физическое лицо вправе по сво­ему желанию избирать форму декларирования това­ров, не подлежащих обязательному письменному де­кларированию (ч. 3 ст. 286 ТК РФ), а также особенно­сти декларирования товаров в конклюдентной форме с использованием двухканальной системы таможен­ного оформления и таможенного контроля, порядок которого установлен Приказом ФТС России от 22 нября 2006 г. № 1208 «Об утверждении порядка декла­рирования физическими лицами товаров в конклю­дентной форме», при квалификации правонаруше­ний по ст. 16.4 КоАП РФ необходимо учитывать сле­дующее:

1)юридически значимым фактом для квалификации нарушений таможенных правил является не сам факт заполнения и наличия декларации у лица, а факт подачи декларации и принятия се в установ­ленном порядке (ст. 132 ТК РФ, Приказ ФТС Рос­сии от 21 ноября 2006 г. № 1208), т. е. пересечение линии входа в «зеленый» канал или зеленой ли­нии таможенного контроля с заполненной, но не поданной в установленном порядке декларацией на товары, подлежащие обязательному письмен­ному декларированию, не может рассматриваться как выполнение обязанности письменно деклари­ровать такие товары;

2)если лицо вывозит товар, подлежащий обязательно­му письменному декларированию, и заполняет дек­ларацию на этот товар, оно не обязано указывать в декларации сведения об иных товарах, не подлежа­щих обязательному письменному декларированию (например, при одновременном вывозе из Российс­кой Федерации картины, представляющей художе­ственную ценность (подлежит письменному декла­рированию), и иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме менее или равной 3 000 долларов США (не подлежит декларированию), физическое лицо не обязано указывать в таможен­ной декларации сведения о выводимой валюте); 3) физическое лицо, избравшее добровольно письмен­ную форму декларирования и указавшее в соот­ветствующей графе таможенной декларации не­достоверные сведения о вывозимой из Российской Федерации иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации либо не указавшее часть вывозимой иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, при том, что ее размер не превышает в эквиваленте 3 000 долларов США, не подлежит привлечению к административной от­ветственности.

В соответствии с Федеральным законом от 10 де­кабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» единовременный вывоз из Россий­ской Федерации физическими лицами наличной инос­транной валюты и (или) валюты Российской Федера­ции в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 дол­ларов США, не допускается, за исключением случаев, когда валюта вывозится в пределах сумм, ранее вве­зенных или переведенных в Российскую Федерацию. Таким образом, в случае вывоза физическим лицом иностранной валюты и (или) валюты Российской Фе­дерации в сумме, превышающей 10 000 долларов США, при отсутствии у него документов (ввозной таможен­ной декларации или иных документов), подтверждаю­щих ее ввоз или перевод, деяние должно быть квали­фицировано как осуществление валютной операции, запрещенной валютным законодательством Российской Федерации, ответственность за которое наступает по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Если же у лица имеются (вне зависимости от того, были ли они предъявлены таможенному органу) необходимые документы, дающие ему право на вывоз иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, однако данная сумма им не была задекларирована в письменной форме или за­декларирована недостоверно, то такое противоправ­ное деяние подлежит квалификации только по ст, 16.4 КоАП РФ.

Соответственно, в случае неуказания (либо недосто­верного указания) физическим лицом в таможенной декларации сведений о вывозимой иностранной валю­те и (или) валюте Российской Федерации в сумме, пре­вышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, и, од­новременно, отсутствия у него разрешительных доку­ментов, в деянии такого лица содержатся признаки правонарушений, ответственность за которые предус­мотрена ст. 16.4 и ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Учитывая, что в соответствии с главой 23 КоАП РФ рассмотрение дел о данных административных правонарушениях отнесено к компетенции разных органов, в отношении этого лица могут и должны быть возбуждены два дела об административных правонарушениях.

Неподача таможенной декларации при единовре­менном ввозе в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сум­ме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США или подача таможенной декларации, содержащей не­достоверные сведения о такой валюте, влекут ответ­ственность по рассматриваемой статье, поскольку со­гласно ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливаются требования об обязатель­ном письменном декларировании всей суммы ввози­мой валюты.

При установлении незаконного перемещения валю­ты, выражающегося в нарушении порядка убытия то­варов с таможенной территории Российской Федерации или в сокрытии их от таможенного контроля, деяние подлежит квалификации соответственно по ч. 1 или по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ (например, физическое лицо про­шло через «зеленый» канал в зоне таможенного контро­ля аэропорта международного сообщения, имея при себе валюту в сумме, подлежащей обязательному письмен­ному декларированию, сокрыв ее в дополнительной по­лости под подкладкой своей одежды).

С субъективной стороны административное право­нарушение характеризуется виной, как правило — в форме умысла. Форма вины на квалификацию содеян­ного не влияет, однако может повлечь дифференциа­цию административной ответственности, поскольку сан­кция ст. 16.4 КоАП РФ — административный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

Составление протоколов об административных пра­вонарушениях по ст. 16.4 КоАП РФ и рассмотрение дел о таких административных правонарушениях от­несено законом (ст. 23.8 и 28.3 КоАП РФ) к компе­тенции таможенных органов.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 164.