1. Несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти, тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и (или) ограничений экономического характера на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, правовой регламентации которых посвящена гл. 2 ТК РФ, является принцип соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (ст. 13 ТК РФ). Суть этого принципа заключается в том, что в ряде случаев государство может установить запрет или огра-
Рзздел II. Глава 16 КоАП РФ (комментарий)
137
ничения на свободное перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу, исходя из соображений государственной безопасности; защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека; защиты животных и растений; охраны окружающей природной среды; защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран; защиту права собственности {в том числе и интеллектуальной); защиты интересов российских потребителей ввозимых и вывозимых товаров; выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы ее суверенитета, а также в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и по другим достаточно важным основаниям.
Установление запрета на ввоз и вывоз отдельных видов товаров должен оформляться принятием соответствующего федерального закона.
По действующему законодательству к числу запрещенных к ввозу в Россию отнесены следующие товары:
1)оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему;
2)наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для курения опия и гашиша;
3)результаты интеллектуальной деятельности (кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, носители магнитной информации для ЭВМ и печатная продукция), направленные на подрыв государственного строя, нарушение территориальной целостности, государственного суверенитета, пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, а также материалы, порнографического и вульгарно-эротического содержания;
4)опасные отходы в целях их захоронения или сжигания на российской территории;
5)озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция.
К товарам, запрещенным к вывозу из России, относятся:
1)оружие всякого рода военных образцов, боеприпасы к нему и воинское снаряжение;
2) наркотические и психотропные вещества;
3)аннулированные ценные бумаги;
4)произведения искусства и предметы старины, иные результаты интеллектуальной деятельности, представляющие значительную художественную, историческую, научную и иную культурную ценность;
5)материалы, содержащие сведения, которые могут причинить вред интересам России, а также правам граждан;
6) рога сайгаков, маралов, пятнистых оленей и изюбрей, а также шкуры пятнистого оленя.
В некоторых случаях, однако, перемещение через таможенную границу отдельных видов перечисленных выше товаров (в частности, указанных в п. 1 и 2 списка запрещенных к ввозу в Россию товаров и в п. 1, 2, 4 и 6 списка запрещенных к вывозу из России товаров) возможно по специальным разрешениям, выдаваемыми соответствующими министерствами и ведомствами (Министерством обороны РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ и рядом других).
Товары, запрещенные к ввозу на территорию России, подлежат немедленному вывозу с ее таможенной территории, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ или иными федеральными законами. Вывоз указанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля. Предельный срок временного хранения таких товаров составляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдельных видов товаров. Распоряжение указанными товарами по истечении этого срока производится в соответствии с гл. 41 ТК РФ.
Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Российской Федерации.
Помимо общего запрета на ввоз и вывоз отдельных видов товаров в случаях, обусловленных международными обязательствами, Россия может также вводить запрет на осуществление внешнеторговых связей с конкретной страной или группой стран, когда любые товары из этих стран в Россию, а также российские товары в адрес этих стран перемещению через таможенную границу не подлежат.
Меры по ограничению перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации можно поделить на меры общего характера и специальные (исключительные) меры. Примером мер исключительного характера являются количественные ограничения на ввоз и вывоз товаров в Российскую Федерацию, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» ( в редакции от 2 февраля 2006г.) экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 21 этого федерального закона. Количественные ограничения вводятся Правительством РФ в случаях необходимости обеспечения национальной безопасности, выполнения международных обязательств и ряде иных случаев. Так, например, количественные ограничения могут применяться как защитная мера в отношении импорта товара, когда этот товар импортируется в Россию в очень больших количествах и на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих с ними товаров на территории России.
Товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу (а в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, — выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Расходы, возникшие у лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоз с этой территории, таможенными органами не возмещаются. А вот несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов или ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации как раз и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ. При этом часть 1 указанной статьи КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера, а часть 2 — носящих экономический характер.
Таможенный кодекс РФ различает запреты и ограничения экономического характера, а также запреты и ограничения, не носящие экономического характера. При разграничении запретов и ограничений экономического характера от запретов я ограничений, не носящих экономического характера, необходимо исходить из цели установления (введения) конкретного запрета или ограничения.
К ограничениям экономического характера относятся такие, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 21, 23, подп. 1 п. 1 ст. 24, ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в редакции от 30 декабря 2006 г.).
Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления (ст. 163, 166, 173, 187 ТК РФ).
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных ст. 32 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», независимо от иных положений 5 главы данного закона (например, лицензии в случаях, предусмотренных подп. 2 и 3 п. 1 ст. 24 данного закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создания оружия массового уничтожения и средств их доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвреживания, разрешение МВД России на ввоз на территорию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.). Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в отличие от запретов и ограничений экономического характера согласно ст. 158 ТК РФ применяются независимо от заявленного таможенного режима.
Лицензирование и квотирование — наиболее распространенные меры нетарифного регулирования внешней торговли. Их цель состоит в ограничении импорта или экспорта любого конкретного товара либо во все страны (или изо всех стран), либо в конкретные отдельно взятые страны (или из них). Лицензирование — это регулирование компетентными государственными органами ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее товаров путем выдачи специальных разрешений — лицензий. Лицензирование может вводиться по отдельным товарам, странам или группам стран. Оно используется в качестве регулятора спроса и предложения товаров на внутреннем и внешнем рынке. А квотирование — это установление Правительством РФ количественных ограничений (квот) экспорта и импорта.
Лицензирование и квотирование часто тесно связаны между собой. В частности, лицензирование ис пользуется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий конкретным импортерам до ее исчерпания. Лицензирование также представляет собой форму государственного учета и контроля за ввозом и вывозом определенных товаров. Выдача лицензий обычно сопровождается квотированием.
Лицензия — это специальный документ, разрешающий совершение внешнеторговых операций в течение определенного срока времени или с определенным количеством товара. Они применяются при регулировании как экспорта, так и импорта в целях ограничения вывоза необходимых на внутреннем рынке товаров, улучшения финансового положения страны, рационального использования иностранной валюты и контроля за поступлением в страну валютной выручки. Основными видами лицензий, применяемых в современной мировой практике, являются генеральная и индивидуальная (разовая) лицензии. Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение любому лицу на право импорта определенных товаров ив перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости.
Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях. Индивидуальная лицензия выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда с несколькими товарами, входящими в одну товарную группу). В ней указываются также сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Разовая лицензия является именной, не подлежит передаче другому лицу, имеет ограниченный срок действия (как правило, до одного года) и выдается на закупку товаров, включенных в список импортного контроля или товаров, происходящих из стран, торговля с которыми контролируется.
Наряду с генеральными и разовыми лицензиями иногда также используются так называемые «открытые индивидуальные лицензии», предусматривающие ввоз неограниченного объема товаров, а также «автоматических лицензий», предусматривающих упрощенный порядок их выдачи: подавая соответствующую заявку, автоматически получает разрешение на ввоз товара. Основное назначение таких лицензий — возможность осуществления надзора со стороны государства за импортными потоками и ходом внешнеторговых операций.
Квоты — это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость перемещаемого через таможенную границу товаров.
Глобальное квотирование экспорта товаров из России было введено в 1993 году для предотвращения на внутреннем рынке дефицита тех товаров, реализация которых на внешнем рынке обеспечивала более высокие доходы. В основном, квотирование экспорта использовалось для ограничения вывоза товаров народного потребления, сырьевых ресурсов и предполагало при этом систему жесткого лицензирования. Квоты распределялись на две группы: квоты, распределяемые в административном порядке, и квоты для аукционной продажи. В первую были включены квоты, предоставляемые для выполнения международных обязательств государства, региональные квоты, квоты отдельных предприятий. Во вторую группу включены квоты, предназначенные для продажи на аукционе, а также нереализованные квоты регионов и предприятий. Распределение квот на конкурсной основе через биржевые торги обеспечивало открытость их получения и определенные гарантии их практической реализации. Такой порядок экспорта отдельных видов товаров был необходим в условиях бурной либерализации внешнеэкономической деятельности в стране и перехода ее экономики на условия рыночных отношений. В настоящее время квотирование экспорта не применяется.
Квотирование импорта подразумевает использование индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других ограничений поставок в страну импортных товаров. Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. Тарифные квоты разрешают импорт в определенном объеме при более благоприятном режиме таможенного обложения, а для импорта сверх этого объема устанавливается менее благоприятный режим, доходящий до фактического запрета импортных поставок. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года — в период пика производства внутри страны аналогичных товаров (как правило, это касается сельскохозяйственных продуктов). Глобальные квоты, являющиеся основным видом применяемых в мировой практике квот, устанавливают размер общего импорта какого-либо товара без распределения его между странами-поставщиками, что дает национальному импортеру полную свободу выбора страны-поставщика. Имеются также случаи установления импортных квот в процентах от величины экспорта либо закупок конкретного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производителя.
Система выдачи разрешений на ввоз в страну или вывоз из нее отдельных товаров является более либерально» по сравнению с лицензированием мерой нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и основана, как уже упомянуто, на получении разрешений на перемещение через таможенную границу товаров в соответствующих министерствах и ведомствах, контролирующих оборот в стране этих товаров. К товарам, перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации осуществляется по разрешениям относятся радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства (при их ввозе), оружие и боеприпасы невоенного назначения (как при ввозе, так и при вывозе), культурные ценности (при их вывозе), картографические и топографические материалы (как при ввозе, так и при вывозе), лекарственные средства, наркотические, психотропные вещества и яды (как при ввозе, так и при вывозе), химические средства защиты растений (как при ввозе, так и при вывозе) и ряд других товаров.
В настоящее время во всем мире уделяется огромное значение качеству импортируемых товаров. И Россия в этом смысле не исключение. Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» также предъявляет определенные требования к качеству товаров, отмечая, что ввозимые на территорию России товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитоеанитарньш и экологическим стандартам и требованиям. Запрещается ввоз в Россию товаров, которые не соответствуют этим требованиям, не имеют сертификатов соответствия и надлежащей маркировки.
Сертификация — процедура установления соответствия должным образом идентифицированной продукции нормам и требованиям, действующим в определенном регионе. Сертификация имеет целью повышение качества производимых и импортируемых товаров, дополнительную гарантированность для потребителей качества потребляемых товаров, их соответствие определенным нормам и требованиям, в конечном счете, повышение качества жизни населения страны. Ввозимые на таможенную территорию России товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации товаров, которые:
•не соответствуют перечисленным стандартам и требованиям;
•не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;
•запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
« имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.
Законодательство предусматривает ответственность как изготовителя, так исполнителя и продавца за выпуск или продажу некачественной продукции, недостоверную информацию о качестве и правилах использования товара, а также за нарушение ими правил сертификации товаров. При этом убытки, причиненные потребителям товаров, подлежат возмещению в полном объеме.
При сертификации иностранных товаров на предмет их соответствия установленным в Росси для подобных товаров требованиям проверяются те показатели характеристики продукции и используются те методы оценки, которые, во-первых, позволяют провести идентификацию продукции в соответствии с ТН ВЭД России, проверить ее происхождение и принадлежность к конкретной товарной партии, а во-вторых, позволяют подтвердить соответствие продукции установленным в России требованиям.
Процедура экспортного контроля является, пожалуй, самой сложной с точки зрения объектов контроля мерой нетарифного регулирования внешней торговли. Эта мера касается сферы российского экспорта материалов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, химического, бактериологического, ядерного оружия, ракетных средств доставки, т. е. товаров, именуемых товарами и технологиями двойного назначения.
В общем виде экспортный контроль предусматривает:
а) наличие полного списка контролируемых товаров ;
б)гарантированность использования контролируемых товаров исключительно в мирных целях;
в)подготовку и выдачу заключения о возможности вывоза товаров и технологий двойного назначения;
г) лицензирование экспорта товаров и услуг двойного применения;
д)обязательства о недопущении несанкционированного реэкспорта контролируемых товаров;
е)таможенное оформление и таможенный контроль вывозимых из России товаров и технологий двойного назначения, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Во внешнеторговом контракте, предметом которого будет являться экспорт из России товаров или технологий двойного назначения, помимо прочих условий в обязательном порядке должны быть указаны:
а) цель и место использования предмета экспорта;
б)конечный пользователь;
в)обязательства импортера о том, что предмет экспорта будет использоваться исключительно в заявленных целях и не будет реэкспортироваться или передаваться кому бы то ни было без письменного согласия на то экспортер.
Экспорт товаров и технологий двойного назначения осуществляется на основе разовых лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли РФ. Условия внешнеэкономических сделок, на которые распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе на предмет определения ее соответствия международным обязательствам России, государственным интересам и требованиям экологической безопасности. Результаты такой экспертизы, проводимой Правительственной комиссией по экспортному
контролю, будут являться основанием для оформления и выдачи лицензии либо для отказа в ее выдаче.
Федеральным законом РФ от 18 июля 1999г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»предусмотрены достаточно жесткие меры как по предварительному, так и по последующему контролю сделок с товарами двойного назначения. Это относится не только к самой процедуре заключения и реализации внешнеторговых контрактов, осуществления таможенного контроля таких товаров, но и контроля всей финансово-хозяйственной деятельности субъектов сделок с такими товарами, обязанных предоставлять компетентным федеральным органам власти всю необходимую для этого информацию по первому их требованию.
Нарушения законодательства России в области экспортного контроля со стороны должностных лиц организаций и граждан подпадают под действие норм уголовного, административного и гражданского права, а сами организации-субъекты сделок с товарами двойного назначения в таких случаях не только подвергаются штрафным санкциям, но и могут быть вообще лишены права заниматься подобного рода деятельностью на срок до трех лет.
Процедура декларирования товаров также носит некий оттенок нетарифного регулирования внешней торговли и, как уже отмечалось, представляет собой заявление декларантом по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других необходимых для таможенных целей сведений. Но к ответственности по комментируемой статье КоАП РФ процедура декларирования отношения не имеет.
Крайними мерами нетарифного регулирования принято считать «таможенную блокаду» и эмбарго. Таможенная блокада осуществляется путем приостановления выполнения таможенного оформления, путем задержки товаров на таможенных складах и иными способами. Целью введения этой меры является нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства. А эмбарго — запрещение или ограничение ввоза в страну или вывоза из нее товаров, услуг, валютных и иных ценностей. Эмбарго — это скорее даже не мера нетарифного регулирования, а средство экономического и финансового давления одного государства на другое. Введение эмбарго является основанием для приостановки или даже полного прекращения экспортно-импортных операций, а также выполнения либо всех, либо некоторых обязательств в таможенной сфере.
Непредставление при декларировании товаров документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, не связанное с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации, за исключением случаев, когда указанные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть представлены после выпуска товаров, и товары на этом основании выпущены таможенным органом условно без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений (п. 2 ч. 1 ст. 149 и п. 3 ч. 1 ст. 151 ТК РФ), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.
Деяние, выразившееся в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), подлежит квалификации уже по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ. При этом направление таможенным органом декларанту в соответствии с ч. 4 ст. 153 ТК РФ требования осуществить корректировку заявленных недостоверных сведений и представить документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений, не исключает привлечение лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует любое действие по перемещению через таможенную границу России (по ввозу в Россию или вывозу из нее) товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых применяются меры по защите экономических интересов страны при осуществлении внешней торговли и другие запреты и ограничения, в нарушение порядка применения этих мер, запретов или ограничений (например, ввоз лицензируемых товаров без представления таможенному органу соответствующей импортной лицензии либо ввоз товаров сверх установленных для этого квот). При квалификации того или иного деяния по данной статье КоАП и характеристике объективной стороны правонарушения правоприменитель должен выяснить - какие конкретно меры экономической политики, запреты и ограничения распространяются на перемещение тех или иных товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу и в чем заключалось их нарушение. Выяснение этого вопроса влияет на квалификацию противоправного деяния соответственно либо по ч.1, либо по ч. 2 рассматриваемой статьи КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ может быть только то лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность соблюдения мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами и иных ограничений и запретов. В качестве таковых могут выступать лица, указанные в ст. 16 ТК РФ, декларант, в случае перемещения товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или к вывозу с нее — перевозчик и лицо, указанное в ст. 16 ТК РФ, а при отсутствии последнего — только перевозчик.
Привлечение к ответственности по рассматриваемой статье таможенного брокера, не представившего при таможенном оформлении товаров документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений, является необоснованным. Таможенный брокер — это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции. В соответствии со ст. 144 ТК РФ факт совершения таможенных операций при таможенном оформлении не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые прямо закреплены Таможенным кодексом РФ за лицом, указанным в ст. 16 ТК РФ, перевозчиком либо иным лицом.
Частью 3 ст. 281 ТК РФ предусмотрено, что порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя, в том числе, неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании в не ш не торговой деятельности, и обязательного подтверждения соответствия товаров. Учитывая изложенное, физические лица, перемещающие товары для личного пользования, обязаны соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и вводимые исходя из национальных интересов, указанных в ст. 32 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (например, представление разрешения Министерства культуры РФ на вывоз культурных ценностей), за исключением обязательного подтверждения соответствия товаров.
С субъективной стороны данное административное правонарушение характеризуется виной, для физических лиц — в большинстве случаев умыслом, хотя не исключается возможность совершения правонарушения и по неосторожности. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных действий, хотя при решении вопроса об ответственности физического лица она может учитываться.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей КоАП РФ, могут только должностные лица таможенных органов (ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривать дела о таких правонарушениях — как уполномоченные на это должностные лица таможенных органов (ст. 23.8 КоАП РФ), так и судьи в случаях, когда уполномоченное на это должностное лицо таможенного органа передает дело на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ): как правило это происходит при решении вопроса о необходимости применения конфискации предметов административного правонарушения в качестве меры административного наказания.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 204.