С таможенной территории Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о госу­дарственном регулировании внешнеторговой деятель­ности и не носящих экономического характера за­претов и (или) ограничений на ввоз товаров на та­моженную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц от деся­ти, тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридичес­ких лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о госу­дарственном регулировании внешнеторговой деятель­ности запретов и (или) ограничений экономического характера на ввоз товаров на таможенную терри­торию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспорт­ных средств, явившихся предметами административ­ного правонарушения, или без таковой либо конфиска­цию предметов административного правонарушения; на должностных лиц от пяти до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами адми­нистративного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного право­нарушения.

Одним из основных принципов перемещения това­ров и транспортных средств через таможенную грани­цу Российской Федерации, правовой регламентации которых посвящена гл. 2 ТК РФ, является принцип соблюдения запретов и ограничений при перемеще­нии товаров через таможенную границу (ст. 13 ТК РФ). Суть этого принципа заключается в том, что в ряде случаев государство может установить запрет или огра-

Рзздел II. Глава 16 КоАП РФ (комментарий)

137

ничения на свободное перемещение отдельных видов товаров через таможенную границу, исходя из сообра­жений государственной безопасности; защиты обще­ственного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека; защиты животных и растений; охраны окружающей природной среды; защиты худо­жественного, исторического и археологического дос­тояния народов России и зарубежных стран; защиту права собственности {в том числе и интеллектуаль­ной); защиты интересов российских потребителей вво­зимых и вывозимых товаров; выполнения междуна­родных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы ее суверенитета, а также в ка­честве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и по другим достаточно важ­ным основаниям.

Установление запрета на ввоз и вывоз отдельных видов товаров должен оформляться принятием соот­ветствующего федерального закона.

По действующему законодательству к числу запре­щенных к ввозу в Россию отнесены следующие товары:

1)оружие всякого рода военных образцов и боепри­пасы к нему;

2)наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для курения опия и гашиша;

3)результаты интеллектуальной деятельности (кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, носители магнит­ной информации для ЭВМ и печатная продукция), направленные на подрыв государственного строя, нарушение территориальной целостности, государ­ственного суверенитета, пропаганду фашизма, воз­буждение социальной, расовой, национальной и ре­лигиозной розни, а также материалы, порногра­фического и вульгарно-эротического содержания;

4)опасные отходы в целях их захоронения или сжи­гания на российской территории;

5)озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция.

К товарам, запрещенным к вывозу из России, от­носятся:

1)оружие всякого рода военных образцов, боеприпа­сы к нему и воинское снаряжение;

2) наркотические и психотропные вещества;

3)аннулированные ценные бумаги;

4)произведения искусства и предметы старины, иные результаты интеллектуальной деятельности, пред­ставляющие значительную художественную, исто­рическую, научную и иную культурную ценность;

5)материалы, содержащие сведения, которые могут причинить вред интересам России, а также пра­вам граждан;

6) рога сайгаков, маралов, пятнистых оленей и изюб­рей, а также шкуры пятнистого оленя.

В некоторых случаях, однако, перемещение через таможенную границу отдельных видов перечисленных выше товаров (в частности, указанных в п. 1 и 2 списка запрещенных к ввозу в Россию товаров и в п. 1, 2, 4 и 6 списка запрещенных к вывозу из России товаров) воз­можно по специальным разрешениям, выдаваемыми соответствующими министерствами и ведомствами (Ми­нистерством обороны РФ, Министерством здравоохра­нения и социального развития РФ, Министерством куль­туры и массовых коммуникаций РФ и рядом других).

Товары, запрещенные к ввозу на территорию Рос­сии, подлежат немедленному вывозу с ее таможенной территории, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ или иными федеральными законами. Вы­воз указанных товаров производится перевозчиком. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помеще­нию на склады временного хранения или в иные мес­та, являющиеся зонами таможенного контроля. Пре­дельный срок временного хранения таких товаров со­ставляет трое суток, если иной срок не предусмотрен иными федеральными законами в отношении отдель­ных видов товаров. Распоряжение указанными това­рами по истечении этого срока производится в соот­ветствии с гл. 41 ТК РФ.

Товары, запрещенные к вывозу, не подлежат фак­тическому вывозу с таможенной территории Россий­ской Федерации.

Помимо общего запрета на ввоз и вывоз отдельных видов товаров в случаях, обусловленных международ­ными обязательствами, Россия может также вводить запрет на осуществление внешнеторговых связей с кон­кретной страной или группой стран, когда любые то­вары из этих стран в Россию, а также российские то­вары в адрес этих стран перемещению через таможен­ную границу не подлежат.

Меры по ограничению перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации можно поделить на меры общего характера и специальные (исключительные) меры. Примером мер исключитель­ного характера являются количественные ограниче­ния на ввоз и вывоз товаров в Российскую Федера­цию, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федераль­ного закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» ( в редакции от 2 февраля 2006г.) экс­порт из Российской Федерации и импорт в Россий­скую Федерацию осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, предусмотрен­ных ч. 2 ст. 21 этого федерального закона. Количествен­ные ограничения вводятся Правительством РФ в слу­чаях необходимости обеспечения национальной безо­пасности, выполнения международных обязательств и ряде иных случаев. Так, например, количественные ограничения могут применяться как защитная мера в отношении импорта товара, когда этот товар импор­тируется в Россию в очень больших количествах и на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба про­изводителям подобных или непосредственно конкури­рующих с ними товаров на территории России.

Товары, ограниченные к ввозу на таможенную тер­риторию Российской Федерации, допускаются к вво­зу (а в случаях, предусмотренных Таможенным ко­дексом РФ, — выпускаются таможенными органами) при соблюдении требований и условий, установлен­ных международными договорами Российской Феде­рации или законодательством Российской Федерации.

Товары, ограниченные к вывозу с таможенной тер­ритории Российской Федерации, допускаются к вы­возу при соблюдении требований и условий, установ­ленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Фе­дерации.

Расходы, возникшие у лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможен­ную территорию Российской Федерации или их вывоз с этой территории, таможенными органами не возме­щаются. А вот несоблюдение установленных в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой де­ятельности запретов или ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации как раз и образует состав административ­ного правонарушения, ответственность за которое пре­дусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ. При этом часть 1 ука­занной статьи КоАП РФ предусматривает ответствен­ность за несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера, а часть 2 — носящих экономический характер.

Таможенный кодекс РФ различает запреты и огра­ничения экономического характера, а также запреты и ограничения, не носящие экономического характе­ра. При разграничении запретов и ограничений эко­номического характера от запретов я ограничений, не носящих экономического характера, необходимо ис­ходить из цели установления (введения) конкретного запрета или ограничения.

К ограничениям экономического характера отно­сятся такие, как установление количественных огра­ничений, введение квоты, лицензирование, предостав­ление исключительного права на экспорт и (или) им­порт отдельных видов товаров (ст. 21, 23, подп. 1 п. 1 ст. 24, ст. 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»), а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая по­шлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина), применяемые в соответствии со ст. 27 Феде­рального закона от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторго­вой деятельности» и Федеральным законом от 8 декаб­ря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, анти­демпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в редакции от 30 декабря 2006 г.).

Соблюде­ние запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенные ре­жимы выпуска для внутреннего потребления, экспор­та, переработки на таможенной территории и перера­ботки для внутреннего потребления (ст. 163, 166, 173, 187 ТК РФ).

Запреты и ограничения, не носящие экономичес­кого характера, вводятся исходя из национальных ин­тересов и целей, определенных ст. 32 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах го­сударственного регулирования внешнеторговой дея­тельности», независимо от иных положений 5 главы данного закона (например, лицензии в случаях, пре­дусмотренных подп. 2 и 3 п. 1 ст. 24 данного закона, лицензия на ввоз и вывоз продукции военного назна­чения, товаров и технологий, используемых при со­здания оружия массового уничтожения и средств их доставки, запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отходов в целях их захоронения и обезвре­живания, разрешение МВД России на ввоз на терри­торию Российской Федерации оружия, сертификат соответствия и т.д.). Запреты и ограничения, не но­сящие экономического характера, в отличие от запре­тов и ограничений экономического характера соглас­но ст. 158 ТК РФ применяются независимо от заяв­ленного таможенного режима.

Лицензирование и квотирование — наиболее рас­пространенные меры нетарифного регулирования внеш­ней торговли. Их цель состоит в ограничении импорта или экспорта любого конкретного товара либо во все страны (или изо всех стран), либо в конкретные от­дельно взятые страны (или из них). Лицензирование — это регулирование компетентными государственными органами ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из нее товаров путем выдачи специальных разрешений — лицензий. Лицензирование может вводиться по отдель­ным товарам, странам или группам стран. Оно исполь­зуется в качестве регулятора спроса и предложения товаров на внутреннем и внешнем рынке. А квотиро­вание — это установление Правительством РФ количе­ственных ограничений (квот) экспорта и импорта.

Лицензирование и квотирование часто тесно свя­заны между собой. В частности, лицензирование ис пользуется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий конкретным импортерам до ее ис­черпания. Лицензирование также представляет собой форму государственного учета и контроля за ввозом и вывозом определенных товаров. Выдача лицензий обычно сопровождается квотированием.

Лицензия — это специальный документ, разреша­ющий совершение внешнеторговых операций в тече­ние определенного срока времени или с определенным количеством товара. Они применяются при регулиро­вании как экспорта, так и импорта в целях ограниче­ния вывоза необходимых на внутреннем рынке това­ров, улучшения финансового положения страны, ра­ционального использования иностранной валюты и контроля за поступлением в страну валютной выруч­ки. Основными видами лицензий, применяемых в со­временной мировой практике, являются генеральная и индивидуальная (разовая) лицензии. Генеральная лицензия представляет собой постоянно действующее разрешение любому лицу на право импорта опреде­ленных товаров ив перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости.

Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуют­ся в официальных изданиях. Индивидуальная лицен­зия выдается как разовое разрешение на одну торго­вую операцию с конкретным видом товара (иногда с несколькими товарами, входящими в одну товарную группу). В ней указываются также сведения о ее по­лучателе, количестве, стоимости и стране происхож­дения товара. Разовая лицензия является именной, не подлежит передаче другому лицу, имеет ограниченный срок действия (как правило, до одного года) и выдается на закупку товаров, включенных в список импортного контроля или товаров, происходящих из стран, торговля с которыми контролируется.

Наряду с генеральными и разовыми лицензиями иногда также используются так называемые «откры­тые индивидуальные лицензии», предусматривающие ввоз неограниченного объема товаров, а также «авто­матических лицензий», предусматривающих упрощен­ный порядок их выдачи: подавая соответствующую заявку, автоматически получает разрешение на ввоз товара. Основное назначение таких лицензий — воз­можность осуществления надзора со стороны государ­ства за импортными потоками и ходом внешнеторго­вых операций.

Квоты — это количественные ограничения, уста­навливающие максимальный объем или стоимость пе­ремещаемого через таможенную границу товаров.

Глобальное квотирование экспорта товаров из Рос­сии было введено в 1993 году для предотвращения на внутреннем рынке дефицита тех товаров, реализация которых на внешнем рынке обеспечивала более высо­кие доходы. В основном, квотирование экспорта ис­пользовалось для ограничения вывоза товаров народ­ного потребления, сырьевых ресурсов и предполагало при этом систему жесткого лицензирования. Квоты распределялись на две группы: квоты, распределяе­мые в административном порядке, и квоты для аук­ционной продажи. В первую были включены квоты, предоставляемые для выполнения международных обязательств государства, региональные квоты, кво­ты отдельных предприятий. Во вторую группу вклю­чены квоты, предназначенные для продажи на аук­ционе, а также нереализованные квоты регионов и предприятий. Распределение квот на конкурсной ос­нове через биржевые торги обеспечивало открытость их получения и определенные гарантии их практи­ческой реализации. Такой порядок экспорта отдель­ных видов товаров был необходим в условиях бурной либерализации внешнеэкономической деятельности в стране и перехода ее экономики на условия рыноч­ных отношений. В настоящее время квотирование экспорта не применяется.

Квотирование импорта подразумевает использование индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других ограничений поставок в страну импортных това­ров. Индивидуальные квоты предполагают распределе­ние общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. Тарифные квоты разрешают импорт в определенном объеме при более благоприят­ном режиме таможенного обложения, а для импорта сверх этого объема устанавливается менее благоприят­ный режим, доходящий до фактического запрета им­портных поставок. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года — в период пика производства внутри страны аналогичных товаров (как правило, это касается сельскохозяйственных продуктов). Глобальные квоты, являющиеся основным видом применяемых в мировой практике квот, устанавливают размер общего импорта какого-либо товара без распределения его меж­ду странами-поставщиками, что дает национальному им­портеру полную свободу выбора страны-поставщика. Имеются также случаи установления импортных квот в процентах от величины экспорта либо закупок конкрет­ного товара на внутреннем рынке с целью поощрения национального производителя.

Система выдачи разрешений на ввоз в страну или вывоз из нее отдельных товаров является более либерально» по сравнению с лицензированием мерой не­тарифного регулирования внешнеторговой деятельно­сти и основана, как уже упомянуто, на получении раз­решений на перемещение через таможенную границу товаров в соответствующих министерствах и ведом­ствах, контролирующих оборот в стране этих товаров. К товарам, перемещение которых через таможенную границу Российской Федерации осуществляется по раз­решениям относятся радиоэлектронные средства и вы­сокочастотные устройства (при их ввозе), оружие и боеприпасы невоенного назначения (как при ввозе, так и при вывозе), культурные ценности (при их вывозе), картографические и топографические материалы (как при ввозе, так и при вывозе), лекарственные средства, наркотические, психотропные вещества и яды (как при ввозе, так и при вывозе), химические средства защи­ты растений (как при ввозе, так и при вывозе) и ряд других товаров.

В настоящее время во всем мире уделяется огромное значение качеству импортируемых товаров. И Россия в этом смысле не исключение. Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безо­пасных для жизни и здоровья. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнетор­говой деятельности» также предъявляет определенные требования к качеству товаров, отмечая, что ввозимые на территорию России товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветери­нарным, фитоеанитарньш и экологическим стандартам и требованиям. Запрещается ввоз в Россию товаров, ко­торые не соответствуют этим требованиям, не имеют сертификатов соответствия и надлежащей маркировки.

 

 Сертификация — процедура установления соответ­ствия должным образом идентифицированной продук­ции нормам и требованиям, действующим в определен­ном регионе. Сертификация имеет целью повышение качества производимых и импортируемых товаров, до­полнительную гарантированность для потребителей ка­чества потребляемых товаров, их соответствие опреде­ленным нормам и требованиям, в конечном счете, по­вышение качества жизни населения страны. Ввозимые на таможенную территорию России товары должны со­ответствовать техническим, фармакологическим, сани­тарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологичес­ким стандартам и требованиям, установленным в Рос­сийской Федерации. Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации товаров, которые:

•не соответствуют перечисленным стандартам и тре­бованиям;

•не имеют сертификата, маркировки или знака со­ответствия в случаях, предусмотренных федераль­ными законами и иными правовыми актами Рос­сийской Федерации;

•запрещены к использованию как опасные потре­бительские товары;

« имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

Законодательство предусматривает ответственность как изготовителя, так исполнителя и продавца за вы­пуск или продажу некачественной продукции, недо­стоверную информацию о качестве и правилах использования товара, а также за нарушение ими правил сертификации товаров. При этом убытки, причинен­ные потребителям товаров, подлежат возмещению в полном объеме.

При сертификации иностранных товаров на пред­мет их соответствия установленным в Росси для подоб­ных товаров требованиям проверяются те показатели характеристики продукции и используются те методы оценки, которые, во-первых, позволяют провести иден­тификацию продукции в соответствии с ТН ВЭД Рос­сии, проверить ее происхождение и принадлежность к конкретной товарной партии, а во-вторых, позволяют подтвердить соответствие продукции установленным в России требованиям.

Процедура экспортного контроля является, пожа­луй, самой сложной с точки зрения объектов контро­ля мерой нетарифного регулирования внешней тор­говли. Эта мера касается сферы российского экспорта материалов, оборудования и технологий, которые мо­гут быть использованы при создании вооружения и военной техники, химического, бактериологического, ядерного оружия, ракетных средств доставки, т. е. то­варов, именуемых товарами и технологиями двойного назначения.

В общем виде экспортный контроль предусмат­ривает:

а) наличие полного списка контролируемых товаров ;

б)гарантированность использования контролируемых товаров исключительно в мирных целях;

в)подготовку и выдачу заключения о возможности вывоза товаров и технологий двойного назначения;

г) лицензирование экспорта товаров и услуг двойно­го применения;

д)обязательства о недопущении несанкционирован­ного реэкспорта контролируемых товаров;

е)таможенное оформление и таможенный контроль вывозимых из России товаров и технологий двой­ного назначения, если иное не установлено зако­нодательными актами Российской Федерации, ука­зами Президента РФ и постановлениями Прави­тельства РФ.

Во внешнеторговом контракте, предметом которо­го будет являться экспорт из России товаров или тех­нологий двойного назначения, помимо прочих усло­вий в обязательном порядке должны быть указаны:

а) цель и место использования предмета экспорта;

б)конечный пользователь;

в)обязательства импортера о том, что предмет экс­порта будет использоваться исключительно в заяв­ленных целях и не будет реэкспортироваться или передаваться кому бы то ни было без письменного согласия на то экспортер.

 

Экспорт товаров и технологий двойного назначения осуществляется на основе разовых лицензий, выдавае­мых Министерством экономического развития и торгов­ли РФ. Условия внешнеэкономических сделок, на кото­рые распространяется экспортный контроль, подлежат государственной экспертизе на предмет определения ее соответствия международным обязательствам России, государственным интересам и требованиям экологичес­кой безопасности. Результаты такой экспертизы, прово­димой Правительственной комиссией по экспортному

контролю, будут являться основанием для оформления и выдачи лицензии либо для отказа в ее выдаче.

Федеральным законом РФ от 18 июля 1999г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»предусмотрены достаточно жесткие меры как по предварительному, так и по последующему контролю сделок с товарами двойного назначения. Это относится не только к са­мой процедуре заключения и реализации внешнетор­говых контрактов, осуществления таможенного конт­роля таких товаров, но и контроля всей финансово-хозяйственной деятельности субъектов сделок с такими товарами, обязанных предоставлять компетентным федеральным органам власти всю необходимую для этого информацию по первому их требованию.

Нарушения законодательства России в области эк­спортного контроля со стороны должностных лиц орга­низаций и граждан подпадают под действие норм уго­ловного, административного и гражданского права, а сами организации-субъекты сделок с товарами двой­ного назначения в таких случаях не только подверга­ются штрафным санкциям, но и могут быть вообще лишены права заниматься подобного рода деятельно­стью на срок до трех лет.

Процедура декларирования товаров также носит некий оттенок нетарифного регулирования внешней торговли и, как уже отмечалось, представляет собой заявление декларантом по установленной форме точ­ных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других необходимых для таможенных целей сведений. Но к ответственности по комментируемой статье КоАП РФ процедура дек­ларирования отношения не имеет.

Крайними мерами нетарифного регулирования при­нято считать «таможенную блокаду» и эмбарго. Тамо­женная блокада осуществляется путем приостановле­ния выполнения таможенного оформления, путем за­держки товаров на таможенных складах и иными способами. Целью введения этой меры является нару­шение внешнеэкономических связей блокируемого го­сударства. А эмбарго — запрещение или ограничение ввоза в страну или вывоза из нее товаров, услуг, валют­ных и иных ценностей. Эмбарго — это скорее даже не мера нетарифного регулирования, а средство экономи­ческого и финансового давления одного государства на другое. Введение эмбарго является основанием для при­остановки или даже полного прекращения экспортно-импортных операций, а также выполнения либо всех, либо некоторых обязательств в таможенной сфере.

Непредставление при декларировании товаров до­кументов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулиро­вании внешнеторговой деятельности, не связанное с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации, за исключением случаев, когда указан­ные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть представлены пос­ле выпуска товаров, и товары на этом основании вы­пущены таможенным органом условно без представ­ления документов и сведений, подтверждающих со­блюдение ограничений (п. 2 ч. 1 ст. 149 и п. 3 ч. 1 ст. 151 ТК РФ), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Деяние, выразившееся в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представле­нии при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприме­нения таких запретов и ограничений (например, под­дельного сертификата соответствия), подлежит ква­лификации уже по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ. При этом направление таможенным органом декларанту в соот­ветствии с ч. 4 ст. 153 ТК РФ требования осуществить корректировку заявленных недостоверных сведений и представить документы, подтверждающие соблюде­ние соответствующих ограничений, не исключает при­влечение лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Объективную сторону рассматриваемого правона­рушения образует любое действие по перемещению через таможенную границу России (по ввозу в Россию или вывозу из нее) товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых применяются меры по защите экономических интересов страны при осуще­ствлении внешней торговли и другие запреты и огра­ничения, в нарушение порядка применения этих мер, запретов или ограничений (например, ввоз лицензи­руемых товаров без представления таможенному орга­ну соответствующей импортной лицензии либо ввоз товаров сверх установленных для этого квот). При квалификации того или иного деяния по данной ста­тье КоАП и характеристике объективной стороны пра­вонарушения правоприменитель должен выяснить - какие конкретно меры экономической политики, за­преты и ограничения распространяются на перемеще­ние тех или иных товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу и в чем заключалось их нарушение. Выяснение этого вопроса влияет на ква­лификацию противоправного деяния соответственно либо по ч.1, либо по ч. 2 рассматриваемой статьи КоАП РФ.

Субъектом административного правонарушения, от­ветственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ может быть только то лицо, на которое действую­щим законодательством возложена обязанность соблю­дения мер по защите экономических интересов Россий­ской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами и иных ограничений и запретов. В качестве таковых могут выступать лица, указанные в ст. 16 ТК РФ, декларант, в случае перемещения товаров, зап­рещенных к ввозу на таможенную территорию Россий­ской Федерации или к вывозу с нее — перевозчик и лицо, указанное в ст. 16 ТК РФ, а при отсутствии последне­го — только перевозчик.

Привлечение к ответственности по рассматривае­мой статье таможенного брокера, не представившего при таможенном оформлении товаров документы, под­тверждающие соблюдение установленных ограниче­ний, является необоснованным. Таможенный брокер — это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому пре­доставлено право совершать таможенные операции. В соответствии со ст. 144 ТК РФ факт совершения та­моженных операций при таможенном оформлении не возлагает на таможенного брокера обязанностей, ко­торые прямо закреплены Таможенным кодексом РФ за лицом, указанным в ст. 16 ТК РФ, перевозчиком либо иным лицом.

Частью 3 ст. 281 ТК РФ предусмотрено, что поря­док перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя, в том числе, неприменение к това­рам запретов и ограничений экономического характе­ра, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулиро­вании в не ш не торговой деятельности, и обязательного подтверждения соответствия товаров. Учитывая изло­женное, физические лица, перемещающие товары для личного пользования, обязаны соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и вводимые исходя из национальных интересов, ука­занных в ст. 32 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности» (например, представление разрешения Министерства культуры РФ на вывоз культурных ценностей), за исключением обя­зательного подтверждения соответствия товаров.

С субъективной стороны данное административное правонарушение характеризуется виной, для физичес­ких лиц — в большинстве случаев умыслом, хотя не исключается возможность совершения правонаруше­ния и по неосторожности. Форма вины в принципе не влияет на квалификацию противоправных действий, хотя при решении вопроса об ответственности физи­ческого лица она может учитываться.

Составлять протоколы об административных пра­вонарушениях, предусмотренных настоящей статьей КоАП РФ, могут только должностные лица таможен­ных органов (ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривать дела о таких правонарушениях — как уполномоченные на это должностные лица таможенных органов (ст. 23.8 КоАП РФ), так и судьи в случаях, когда уполномо­ченное на это должностное лицо таможенного органа передает дело на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ): как правило это происходит при решении вопро­са о необходимости применения конфискации пред­метов административного правонарушения в качестве меры административного наказания.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 204.