1. Недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами, административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
2. Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, —
влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных таможенных пош-лин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
3. Заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц— от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юриди ческих лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию, а ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ — за их недостоверное декларирование. Ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации предусмотрена ст. 16.4 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 КоАП РФ, является установленный таможенным законодательством порядок таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств, касающийся его основной процедуры — процедуры декларирования.
Декларирование — это заявление таможенному органу в таможенной декларации или иным предусмотренным Таможенным кодексом РФ способом в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Основные функции декларирования сводятся к следующему:
-оно призвано обеспечить таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о товарах и транспортных средствах;
-оно служит подтверждением законности совершаемых декларантом (это понятие будет раскрыто нами несколько позднее) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых под избранный таможенный режим;
-оно носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.
Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и (или) транспортных средствах и об их таможенном режиме, а также иных сведений, необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежности физического лица, перемещающего товары через таможенную границу, к субъектам предпринимательской деятельности и др.).
Заявляемые при декларировании сведения должны объективно и полно отражать фактические данные о товарах и транспортных средствах. Заявление недостоверных сведений является нарушением таможенных правил и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
По общему правилу товары подлежат декларированию тому таможенному органу, который осуществляет их таможенное оформление и правомочен принимать таможенную декларацию. В то же время место таможенного оформления ввозимых товаров во многом зависит от вида транспорта, которым эти товары перемещаются через таможенную границу.
В ряде случаев допускаются отступления от изложенного правила. Это может быть связано с просьбой заинтересованного лица (при наличии согласия таможенного органа) либо с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров и таможенного режима. Особенности таможенного оформления, в том числе места его проведения, установлены, например, для сырьевых товаров, для энергоносителей (существует специализированная энергетическая таможня), для подакцизных товаров, подлежащих маркировке (существуют специализированные акцизные таможенные посты) и др. Однако в любом случае отправитель или получатель товара не могут по своему усмотрению определять место своего таможенного оформления. А обязательное наличие согласия таможенного органа на изменение установленного места таможенного оформления товаров необходимо как в целях регулирования движения товаре потоков, так и чтобы перемещаемые через таможенную границу товары все время находились под таможенным контролем.
Декларирование производится, как правило, на русском языке, но при определенных обстоятельствах таможенные органы могут принимать и использовать документы, составленные на иностранных языках, которыми владеют должностными лица таможенных органов. Нормативными актами в области таможенного дела установлены также случаи, когда декларирование и таможенное оформление товаров производится на иностранном языке.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ образует противоправное бездействие, выражающееся в невыполнении декларантом,
т. е. лицом, представляющим и предъявляющим товары и транспортные средства на таможне от собственного имени, возложенной на него нормами главы 14 ТК РФ обязанности произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с предусмотренным Таможенным кодексом РФ порядком, а правонарушения, предусмотренного ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ — противоправные действия, нарушающие требования главы 14 ТК РФ о том, что при декларировании должны заявляться точные сведения о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей.
В соответствии со ст. 123 ТК РФ декларированию подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу, товары, таможенный режим которых изменяется, а также отходы и остатки, образованные при использовании таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления и уничтожения (ст. 183, 184, 194, 247 ТК РФ). Обязанность по декларированию отходов не наступает только в том случае, когда товары переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории РФ, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (ст. 183, 247 ТК РФ). При этом отсутствие в ст. 123 ТК РФ прямого указания на ст. 194 ТК РФ не следует рассматривать как отсутствие обязанности декларирования отходов, образованных при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления, и остатков товаров, помещенных под этот таможенный режим, поскольку законодатель статьей 194 ТК РФ распространил на эти товары правила, предусмотренные ст. 183 и 184 ТК РФ.
Декларированию подлежат также товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обнаруженные таможенными органами у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 391 ТК РФ). Однако из положений ст. 391 ТК РФ следует, что декларирование в данном случае является правом, но не обязанностью указанных лиц. Кроме того, обязанность по декларированию не может возникать дважды — сначала в силу перемещения таких товаров через таможенную границу, а потом в связи с их приобретением. Изложенное не позволяет привлекать лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации, к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за их недекларирование. Вместе с тем в действиях таких лиц может усматриваться состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ. И это нельзя не учитывать.
Правонарушению, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, могут предшествовать противоправные деяния, совершенные до этапа декларирования, повлекшие выведение товаров из-под таможенного контроля либо самовольное получение его в пользование либо распоряжение до его выпуска таможенным органом. К таким деяниям относятся недоставление товара в место доставки в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, выдача товара без разрешения таможенного органа со склада временного хранения либо в отношении которого имитировалась процедура временного хранения (бестоварная операция) и др.
За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на складе временного хранения, на складе получателя, в транспортных средствах на железнодорожных путях), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ.
За недекларирование товаров могут быть привлечены лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров (ст. 16 ТК РФ), либо физические лица, перемещающие товары через таможенную границу (ст. 286 ТК РФ). Однако за недекларирование товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможенную декларацию, в том числе таможенный брокер.
Следует также учитывать и тот факт, что при перемещении товаров через таможенную границу физическими лицами согласно ч. 2 ст. 281 ТК РФ предназначение таких товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.
Поэтому при исследовании вопроса о виновности физического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, необходимо устанавливать наличие у лица статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, насколько для физического лица могло быть очевидным коммерческое предназначение товара, иные обстоятельства перемещения товара.
Касаемо физических лиц необходимо также отметить, что в ряде случаев (в частности, в аэропортах международного сообщения и некоторых многосторонних автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу РФ) декларирование товаров, подлежащих декларированию в устной форме, производится путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. Такое декларирование именуется как декларирование в конклюдентной форме, а сам механизм (порядок) декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме регламентирован нормами Приказа ФТС России от 22 ноября 2006г. №1208.
Порядок декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме устанавливает особенности декларирования товаров, подлежащих декларированию в устной форме, путем совершения, как уже отмечено выше, действий, свидетельствующих о том, что в ручной клада и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, а также не имеется товаров, перемещаемых несопровождаемым багажом. И нарушение такого порядка также можно квалифицировать по ст. 16.2 КоАП РФ в соответствии с приведенными ниже особенностями разграничения составов недекларирования и недостоверного декларирования.
Частью 1 ст. 16.2 KoAП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть. Таковыми могут являться следующие случаи:
а)когда в таможенной декларации не заявляется определенная часть однородного товара (например, когда декларируются 20 единиц конкретного товара, а при таможенном досмотре их обнаруживаются уже 30, то имеет место недекларирование 10 единиц этого конкретного товара);
б)когда при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких видов товаров, а в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном виде товаре, а о других сведения вовсе не заявляются (например, когда декларируются компьютерные мониторы, а при досмотре обнаруживаются также и системные блоки для компьютеров, то имеет место не декларирование системных блоков);
в)когда неверно указывается наименование перемещаемого через таможенную границу товара, т. е. когда фактически к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации (например, когда декларируются утюги, а при таможенном досмотре обнаруживаются телевизоры, то имеет место недекларирование именно телевизоров, тогда как указание в таможенной декларации сведений об утюгах вообще никакого правового значения не имеет, поскольку они через таможенную границу не перемещаются и фактических оснований для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в таможенной декларации не имеется). На практике возможны различные сочетания этих трех вариантов, которые требуют полной правовой оценки применительно к каждому конкретному товару.
Таким образом, для отличия состава правонарушения в виде недекларирования от недостоверного декларирования необходимо установить, имел ли место факт заявления сведений о представленном таможенному органу товаре. В этих целях проверяются указанные в таможенной декларации сведения о товаре на предмет их соответствия фактически представленному таможенному органу товару.
Еще одним критерием отграничения недекларирования от недостоверного декларирования является характер заявляемых сведений. Так, недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным брокером (представителем) соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара), то есть не заявляется весь товар либо его часть.
При недостоверном декларировании декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявляются не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей. Качественными характеристиками товаров являются как их первичные или природные свойства: физические (например, размер монитора у компьютера), химические (например, наличие в веществе соответствующих примесей, влияющих на его классификацию по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности), биологические (например, мясо птицы или мясо животных и пр.)- — так и их вторичные или общественные свойства (стоимость, происхождение и др.).
Таким образом, если общее количество и общее наименование заявленного товара соответствует действительности, то есть отсутствуют признаки недекларирования товаров, но внутри партии товара обнаруживается пересортица либо несоответствие его точного наименования, влекущие при этом либо освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, либо неприменение запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, то лицо подлежит ответственности соответственно по ч. 2 либо по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Транспортные средства, используемые для международных перевозок товаров и пассажиров, декларируются путем представления в таможенный орган транспортных (перевозочных) документов.
В соответствии с п. б ч. 2 ст. 286 ТК РФ перемещаемые физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации транспортные средства подлежат декларированию в письменной форме. Форма таможенной декларации на автомобиль и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФТС России от 1 ноября 2006 г. № 108. В соответствии с этим порядком декларируются легковые автомобили, перемещаемые физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации для личного пользования и классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД России, и легковые автомобили, предназначенные для перевозки не более 12 человек, включая водителя, и классифицируемых в товарной позиции 8702 ТН ВЭД России (далее — автомобиль), а также транспортные средства, на которые таможенными органами выдаются паспорта транспортных средств, паспорта шасси транспортных средств и паспорта самоходных машин, перемещаемых физическими лицами для личного пользования (далее — транспортное средство).
Порядок таможенного оформления и декларирования автомобилей, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации для личного пользования, определен главой V Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2003г. № 715.
В соответствии с п. 31 этого Положения при прибытии автомобиля на таможенную территорию Российской Федерации физическое лицо, следующее на нем через таможенную границу Российской Федерации, представляет таможенному органу сведения об этом автомобиле, внося их в соответствующие графы пассажирской таможенной декларации, а также транспортные, товаросопроводительные и иные документы.
Таможенное оформление автомобилей, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, в случае их перемещения через таможенную границу Российской Федерации следующими на них физическими лицами производят таможенные органы, расположенные в местах прибытия этих автомобилей. Таможенный орган в месте прибытия оформляет на срок, необходимый для доставки автомобиля к месту временного пребывания или постоянного проживания физического лица, ввозящего автомобиль, удостоверение ввоза транспортного средства (п. 30 Положения).
Учитывая изложенное, при временном ввозе транспортного средства лицо, следующее на этом автомобиле, обязано сообщить сведения о нем таможенному органу, подав соответствующую декларацию. На основании этой декларации таможенный орган выдает удостоверение ввоза транспортного средства.
Удостоверение ввоза транспортного средства является документом, подтверждающим, что такое транспортное средство временно ввезено на территорию Российской Федерации с обязательным его вывозом по истечении указанного в удостоверении срока. Удостоверение ввоза транспортного средства сдается таможенным органам при вывозе автомобиля с таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, в деянии физического лица, осуществившего временный ввоз транспортного средства на территорию Российской Федерации без оформленных в надлежащем порядке таможенной декларации и удостоверения ввоза транспортного средства, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 КоАП РФ выступает декларант, каковым признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 15 ч. 1 ст. 11 ТК РФ), а если декларирование товаров осуществлялось таможенным брокером — то таможенный брокер. Причем, устанавливая положение о том, что таможенный брокер действует не от собственного имени, а от имени декларанта, Таможенный кодекс РФ делает оговорку о том, что действия по декларированию совершает таможенный брокер (ч. 1 ст. 124), в связи с чем именно он несет все обязанности, сопутствующие этому действию, в том числе обязанность заявлять таможенному органу достоверные сведения о товаре. Положение же Таможенного кодекса РФ о том, что таможенный брокер действует от имени представляемого лица (ч. 2 ст. 139) означает, что к декларанту переходят права и обязанности, возникающие в результате таможенного оформления товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленным таможенным режимом, обязанность по его завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических таможенных платежей и др.).
Субъективная сторона данного административного правонарушения для физических лиц характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Вина юридического лица определяется в соответствии с описанными в ст. 2.1 КоАП РФ правилами.
При установлении вины декларанта или таможенного брокера за совершение административного правонарушения, выразившегося в заявлении недостоверных сведений о классификационном коде товара по ТН ВЭД {ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ), следует оценить:
а)полноту и достоверность сведений о наименовании, свойствах, характеристиках товара, указанных в таможенной декларации (см. п. 4 ч. 3 ст. 124 ТК РФ);
б)наличие у указанных лиц возможности отнести товар к правильной, по мнению таможенного органа, товарной позиции с учетом нормативно-правовой базы, правил толкования ТН ВЭД, пояснений к ней, имеющейся коммерческой документации и т. д.;
в)на уровне каких знаков ТН ВЭД (товарная позиция, субпозиция, подсубпозиция) отличается заявленный код от достоверного;
г)реализовано ли право на получение предварительного решения о классификации товара (ст. 41 и 42 ТК РФ);
д)воспользовался ли декларант правом осматривать, измерять товар, брать пробы и образцы товара (ст. 127 ТК РФ) с целью определения достоверного классификационного кода по ТН ВЭД;
е)предшествующую практику декларирования аналогичного товара лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ, могут только должностные лица таможенных органов, а рассматривать дела о таких правонарушениях — таможенные органы в случае назначения только основного административного наказания в виде административного штрафа и судьи — в случае принятия таможенными органами решения о необходимости назначения также и дополнительного наказания в виде конфискации товаров и (или) транспортных средств явившихся предметами административного правонарушения, и передачи дела в суд.
Статья 16.2 КоАП РФ также, как и предыдущая, относится к так называемой с контрабандной группе», что означает, что привлечение к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ возможно только если в действиях лица отсутствуют признаки контрабанды— преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ: перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов в крупном размере, совершенного помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларирова-иием или недостоверным декларированием. Крупный размер имеет стоимостное выражение и определен законодателем в 250 тысяч рублей и более.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 197.