И (или) транспортных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Недекларирование по установленной форме (ус­тной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса,

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предме­тами, административного правонарушения, с их кон­фискацией или без таковой либо конфискацию пред­метов административного правонарушения; на дол­жностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2.  Заявление декларантом либо таможенным бро­кером (представителем) при декларировании това­ров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, если такие сведения послужили основанием для осво­бождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера,

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы неуплаченных тамо­женных пош-лин, налогов с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предмета­ми административного правонарушения, или без та­ковой либо конфискацию предметов административ­ного правонарушения; на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3.  Заявление декларантом либо таможенным бро­кером (представителем) при декларировании това­ров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных докумен­тов, если такие сведения и документы могли послу­жить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации о государстве­нном регулировании внешнеторговой деятельности,

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией това­ров и (или) транспортных средств, явившихся пред­метами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов администра­тивного правонарушения; на должностных лицот десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юриди ческих лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч руб­лей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административно­го правонарушения, или без таковой либо конфиска­цию предметов административного правонарушения.

Частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлена админист­ративная ответственность за недекларирование товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию, а ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ — за их недостоверное декларирование. Ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими ли­цами иностранной валюты или валюты Российской Федерации предусмотрена ст. 16.4 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, пре­дусмотренного ст. 16.2 КоАП РФ, является установлен­ный таможенным законодательством порядок таможен­ного оформления перемещаемых через таможенную гра­ницу товаров и (или) транспортных средств, касающийся его основной процедуры — процедуры декларирования.

Декларирование — это заявление таможенному орга­ну в таможенной декларации или иным предусмотрен­ным Таможенным кодексом РФ способом в письмен­ной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и дру­гих сведений, необходимых для таможенных целей.

Основные функции декларирования сводятся к сле­дующему:

-оно призвано обеспечить таможенные органы не­обходимыми для таможенных целей сведениями о товарах и транспортных средствах;

-оно служит подтверждением законности соверша­емых декларантом (это понятие будет раскрыто нами несколько позднее) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых под избранный таможенный режим;

-оно носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования тамо­женные органы проверяют соответствие деклари­руемых сведений о товарах и транспортных сред­ствах фактическим данным.

Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и (или) транспортных средствах и об их таможенном режиме, а также иных сведений, необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлеж­ности физического лица, перемещающего товары че­рез таможенную границу, к субъектам предпринима­тельской деятельности и др.).

Заявляемые при декларировании сведения должны объективно и полно отражать фактические данные о товарах и транспортных средствах. Заявление недосто­верных сведений является нарушением таможенных правил и влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

По общему правилу товары подлежат деклариро­ванию тому таможенному органу, который осуществ­ляет их таможенное оформление и правомочен при­нимать таможенную декларацию. В то же время мес­то таможенного оформления ввозимых товаров во многом зависит от вида транспорта, которым эти то­вары перемещаются через таможенную границу.

В ряде случаев допускаются отступления от изло­женного правила. Это может быть связано с просьбой заинтересованного лица (при наличии согласия тамо­женного органа) либо с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров и таможен­ного режима. Особенности таможенного оформления, в том числе места его проведения, установлены, напри­мер, для сырьевых товаров, для энергоносителей (су­ществует специализированная энергетическая тамож­ня), для подакцизных товаров, подлежащих маркировке (существуют специализированные акцизные таможен­ные посты) и др. Однако в любом случае отправитель или получатель товара не могут по своему усмотрению определять место своего таможенного оформления. А обязательное наличие согласия таможенного органа на изменение установленного места таможенного офор­мления товаров необходимо как в целях регулирова­ния движения товаре потоков, так и чтобы перемещае­мые через таможенную границу товары все время на­ходились под таможенным контролем.

Декларирование производится, как правило, на рус­ском языке, но при определенных обстоятельствах та­моженные органы могут принимать и использовать до­кументы, составленные на иностранных языках, ко­торыми владеют должностными лица таможенных органов. Нормативными актами в области таможен­ного дела установлены также случаи, когда деклари­рование и таможенное оформление товаров произво­дится на иностранном языке.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ образует противоправное без­действие, выражающееся в невыполнении декларантом,

т. е. лицом, представляющим и предъявляющим това­ры и транспортные средства на таможне от собственно­го имени, возложенной на него нормами главы 14 ТК РФ обязанности произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с предусмотрен­ным Таможенным кодексом РФ порядком, а правонару­шения, предусмотренного ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ — противоправные действия, нарушающие требования гла­вы 14 ТК РФ о том, что при декларировании должны заявляться точные сведения о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и другие сведе­ния, необходимые для таможенных целей.

В соответствии со ст. 123 ТК РФ декларированию подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу, товары, таможенный режим которых изме­няется, а также отходы и остатки, образованные при использовании таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки для внутренне­го потребления и уничтожения (ст. 183, 184, 194, 247 ТК РФ). Обязанность по декларированию отходов не наступает только в том случае, когда товары перера­ботаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной терри­тории РФ, и не могут быть восстановлены в первона­чальном состоянии экономически выгодным способом (ст. 183, 247 ТК РФ). При этом отсутствие в ст. 123 ТК РФ прямого указания на ст. 194 ТК РФ не следует рассматривать как отсутствие обязанности деклари­рования отходов, образованных при использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления, и остатков товаров, помещенных под этот таможенный режим, поскольку законодатель статьей 194 ТК РФ распространил на эти товары правила, предусмотренные ст. 183 и 184 ТК РФ.

Декларированию подлежат также товары, незакон­но перемещенные через таможенную границу, что по­влекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установ­ленных в соответствии с законодательством Российс­кой Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обнаруженные тамо­женными органами у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятель­ности (ст. 391 ТК РФ). Однако из положений ст. 391 ТК РФ следует, что декларирование в данном случае является правом, но не обязанностью указанных лиц. Кроме того, обязанность по декларированию не мо­жет возникать дважды — сначала в силу перемеще­ния таких товаров через таможенную границу, а по­том в связи с их приобретением. Изложенное не по­зволяет привлекать лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации, к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за их недекларирование. Вместе с тем в дей­ствиях таких лиц может усматриваться состав адми­нистративного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ. И это нельзя не учитывать.

Правонарушению, ответственность за которое уста­новлена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, могут предшество­вать противоправные деяния, совершенные до этапа декларирования, повлекшие выведение товаров из-под таможенного контроля либо самовольное полу­чение его в пользование либо распоряжение до его выпуска таможенным органом. К таким деяниям от­носятся недоставление товара в место доставки в со­ответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, выдача товара без разрешения таможенного органа со склада временного хранения либо в отноше­нии которого имитировалась процедура временного хранения (бестоварная операция) и др.

За недекларирование товара, находящегося на вре­менном хранении (на складе временного хранения, на складе получателя, в транспортных средствах на же­лезнодорожных путях), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ.

За недекларирование товаров могут быть привлече­ны лица, ответственные за совершение таможенных операций для выпуска товаров (ст. 16 ТК РФ), либо фи­зические лица, перемещающие товары через таможен­ную границу (ст. 286 ТК РФ). Однако за недекларирова­ние товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами, отвечает лицо, подавшее таможен­ную декларацию, в том числе таможенный брокер.

Следует также учитывать и тот факт, что при пере­мещении товаров через таможенную границу физичес­кими лицами согласно ч. 2 ст. 281 ТК РФ предназначе­ние таких товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предприниматель­ской деятельности нужд определяется таможенным ор­ганом исходя из заявления физического лица о товарах, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

Поэтому при исследовании вопроса о виновности физи­ческого лица в совершении правонарушения, предусмот­ренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, необходимо устанавли­вать наличие у лица статуса индивидуального предпри­нимателя без образования юридического лица, насколько для физического лица могло быть очевидным коммерческое предназначение товара, иные обстоятельства пе­ремещения товара.

Касаемо физических лиц необходимо также отме­тить, что в ряде случаев (в частности, в аэропортах международного сообщения и некоторых многосторон­них автомобильных пунктах пропуска через Государ­ственную границу РФ) декларирование товаров, под­лежащих декларированию в устной форме, произво­дится путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. Такое декла­рирование именуется как декларирование в конклюдентной форме, а сам механизм (порядок) деклариро­вания физическими лицами товаров в конклюдентной форме регламентирован нормами Приказа ФТС России от 22 ноября 2006г. №1208.

Порядок дек­ларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме устанавливает особенности деклариро­вания товаров, подлежащих декларированию в уст­ной форме, путем совершения, как уже отмечено выше, действий, свидетельствующих о том, что в ручной клада и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, а также не имеется товаров, пере­мещаемых несопровождаемым багажом. И нарушение такого порядка также можно квалифицировать по ст. 16.2 КоАП РФ в соответствии с приведенными ниже особенностями разграничения составов недеклариро­вания и недостоверного декларирования.

Частью 1 ст. 16.2 KoAП РФ установлена ответствен­ность за недекларирование товаров и (или) транспорт­ных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по деклари­рованию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть. Таковыми могут являться следующие случаи:

а)когда в таможенной декларации не заявляется опре­деленная часть однородного товара (например, ког­да декларируются 20 единиц конкретного товара, а при таможенном досмотре их обнаруживаются уже 30, то имеет место недекларирование 10 еди­ниц этого конкретного товара);

б)когда при декларировании товарной партии, состо­ящей из нескольких видов товаров, а в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном виде товаре, а о других сведения вовсе не заявляют­ся (например, когда декларируются компьютерные мониторы, а при досмотре обнаруживаются также и системные блоки для компьютеров, то имеет мес­то не декларирование системных блоков);

в)когда неверно указывается наименование переме­щаемого через таможенную границу товара, т. е. когда фактически к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной деклара­ции (например, когда декларируются утюги, а при таможенном досмотре обнаруживаются телевизо­ры, то имеет место недекларирование именно те­левизоров, тогда как указание в таможенной декларации сведений об утюгах вообще никакого пра­вового значения не имеет, поскольку они через таможенную границу не перемещаются и факти­ческих оснований для возникновения таможенных правоотношений в связи с их заявлением в тамо­женной декларации не имеется). На практике возможны различные сочетания этих трех вариантов, которые требуют полной правовой оцен­ки применительно к каждому конкретному товару.

Таким образом, для отличия состава правонаруше­ния в виде недекларирования от недостоверного дек­ларирования необходимо установить, имел ли место факт заявления сведений о представленном таможен­ному органу товаре. В этих целях проверяются ука­занные в таможенной декларации сведения о товаре на предмет их соответствия фактически представлен­ному таможенному органу товару.

Еще одним критерием отграничения недеклариро­вания от недостоверного декларирования является ха­рактер заявляемых сведений. Так, недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом либо таможенным брокером (представителем) соответ­ствующих действительности сведений о количествен­ных характеристиках товара (штуки, вес, объем това­ра), то есть не заявляется весь товар либо его часть.

При недостоверном декларировании декларантом либо таможенным брокером (представителем) в тамо­женной декларации заявляются не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о каче­ственных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей. Качественными характеристика­ми товаров являются как их первичные или природ­ные свойства: физические (например, размер монито­ра у компьютера), химические (например, наличие в веществе соответствующих примесей, влияющих на его классификацию по Товарной номенклатуре внеш­неэкономической деятельности), биологические (на­пример, мясо птицы или мясо животных и пр.)- — так и их вторичные или общественные свойства (сто­имость, происхождение и др.).

Таким образом, если общее количество и общее наи­менование заявленного товара соответствует действи­тельности, то есть отсутствуют признаки недеклари­рования товаров, но внутри партии товара обнаружи­вается пересортица либо несоответствие его точного наименования, влекущие при этом либо освобожде­ние от уплаты таможенных пошлин, налогов, либо не­применение запретов и (или) ограничений, установ­ленных в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, то лицо подлежит от­ветственности соответственно по ч. 2 либо по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Транспортные средства, используемые для между­народных перевозок товаров и пассажиров, деклари­руются путем представления в таможенный орган транспортных (перевозочных) документов.

В соответствии с п. б ч. 2 ст. 286 ТК РФ перемеща­емые физическими лицами через таможенную грани­цу Российской Федерации транспортные средства подлежат декларированию в письменной форме. Форма таможенной декларации на автомобиль и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФТС России от 1 но­ября 2006 г. № 108. В соответствии с этим порядком декларируются легковые автомобили, перемещаемые физическим лицом через таможенную границу Рос­сийской Федерации для личного пользования и клас­сифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД Рос­сии, и легковые автомобили, предназначенные для перевозки не более 12 человек, включая водителя, и классифицируемых в товарной позиции 8702 ТН ВЭД России (далее — автомобиль), а также транспортные средства, на которые таможенными органами выда­ются паспорта транспортных средств, паспорта шасси транспортных средств и паспорта самоходных машин, перемещаемых физическими лицами для личного пользования (далее — транспортное средство).

Порядок таможенного оформления и декларирова­ния автомобилей, перемещаемых физическими лица­ми через таможенную границу Российской Федерации для личного пользования, определен главой V Поло­жения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользо­вания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2003г. № 715.

В соответствии с п. 31 этого Положения при при­бытии автомобиля на таможенную территорию Рос­сийской Федерации физическое лицо, следующее на нем через таможенную границу Российской Федера­ции, представляет таможенному органу сведения об этом автомобиле, внося их в соответствующие графы пассажирской таможенной декларации, а также транс­портные, товаросопроводительные и иные документы.

Таможенное оформление автомобилей, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Фе­дерации, в случае их перемещения через таможенную границу Российской Федерации следующими на них физическими лицами производят таможенные орга­ны, расположенные в местах прибытия этих автомо­билей. Таможенный орган в месте прибытия оформ­ляет на срок, необходимый для доставки автомобиля к месту временного пребывания или постоянного про­живания физического лица, ввозящего автомобиль, удостоверение ввоза транспортного средства (п. 30 Положения).

Учитывая изложенное, при временном ввозе транс­портного средства лицо, следующее на этом автомоби­ле, обязано сообщить сведения о нем таможенному органу, подав соответствующую декларацию. На ос­новании этой декларации таможенный орган выдает удостоверение ввоза транспортного средства.

Удостоверение ввоза транспортного средства явля­ется документом, подтверждающим, что такое транс­портное средство временно ввезено на территорию Рос­сийской Федерации с обязательным его вывозом по истечении указанного в удостоверении срока. Удосто­верение ввоза транспортного средства сдается тамо­женным органам при вывозе автомобиля с таможен­ной территории Российской Федерации.

Таким образом, в деянии физического лица, осу­ществившего временный ввоз транспортного средства на территорию Российской Федерации без оформлен­ных в надлежащем порядке таможенной декларации и удостоверения ввоза транспортного средства, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 КоАП РФ выступает дек­ларант, каковым признается лицо, которое деклари­рует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 15 ч. 1 ст. 11 ТК РФ), а если декларирова­ние товаров осуществлялось таможенным брокером — то таможенный брокер. Причем, устанавливая поло­жение о том, что таможенный брокер действует не от собственного имени, а от имени декларанта, Таможен­ный кодекс РФ делает оговорку о том, что действия по декларированию совершает таможенный брокер (ч. 1 ст. 124), в связи с чем именно он несет все обя­занности, сопутствующие этому действию, в том чис­ле обязанность заявлять таможенному органу досто­верные сведения о товаре. Положение же Таможенно­го кодекса РФ о том, что таможенный брокер действует от имени представляемого лица (ч. 2 ст. 139) означа­ет, что к декларанту переходят права и обязанности, возникающие в результате таможенного оформления товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленным таможенным режимом, обязанность по его завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических таможенных платежей и др.).

Субъективная сторона данного административно­го правонарушения для физических лиц характери­зуется виной в форме умысла или неосторожности. Вина юридического лица определяется в соответствии с описанными в ст. 2.1 КоАП РФ правилами.

При установлении вины декларанта или таможен­ного брокера за совершение административного правонарушения, выразившегося в заявлении недостовер­ных сведений о классификационном коде товара по ТН ВЭД {ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ), следует оценить:

а)полноту и достоверность сведений о наименовании, свойствах, характеристиках товара, указанных в таможенной декларации (см. п. 4 ч. 3 ст. 124 ТК РФ);

б)наличие у указанных лиц возможности отнести то­вар к правильной, по мнению таможенного органа, товарной позиции с учетом нормативно-правовой базы, правил толкования ТН ВЭД, пояснений к ней, имеющейся коммерческой документации и т. д.;

в)на уровне каких знаков ТН ВЭД (товарная пози­ция, субпозиция, подсубпозиция) отличается заяв­ленный код от достоверного;

г)реализовано ли право на получение предваритель­ного решения о классификации товара (ст. 41 и 42 ТК РФ);

д)воспользовался ли декларант правом осматривать, измерять товар, брать пробы и образцы товара (ст. 127 ТК РФ) с целью определения достоверного классификационного кода по ТН ВЭД;

е)предшествующую практику декларирования ана­логичного товара лицом, привлекаемым к адми­нистративной ответственности.

Составлять протоколы об административных право­нарушениях, предусмотренных данной статьей КоАП РФ, могут только должностные лица таможенных ор­ганов, а рассматривать дела о таких правонарушени­ях — таможенные органы в случае назначения толь­ко основного административного наказания в виде ад­министративного штрафа и судьи — в случае принятия таможенными органами решения о необходимости назначения также и дополнительного наказания в виде конфискации товаров и (или) транспортных средств явившихся предметами административного правона­рушения, и передачи дела в суд.

Статья 16.2 КоАП РФ также, как и предыдущая, относится к так называемой с контрабандной группе», что означает, что привлечение к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ возможно толь­ко если в действиях лица отсутствуют признаки кон­трабанды— преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ: перемещения через таможенную границу Рос­сийской Федерации товаров или иных предметов в крупном размере, совершенного помимо или с сокры­тием от таможенного контроля, либо с обманным ис­пользованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларирова-иием или недостоверным декларированием. Крупный размер имеет стоимостное выражение и определен за­конодателем в 250 тысяч рублей и более.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 168.