Основные направления развития малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве как одного из приоритетов политики государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является одним из основных условий экономического и социального благополучия на селе. Повышение конечных народнохозяйственных результатов требует ежегодного прироста валового внутреннего продукта (ВВП) не менее 10% и его удвоения к 2010 г.

Национальным проектом «Развитие АПК» определены основные направления в сфере агропромышленного производства:

– ускоренное развитие животноводства; увеличение производства молока на 4,5%, мяса – на 7%; закупка по лизингу до 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота, приобретение высокопроизводительного оборудование для создания 130 тыс. скотомест;

– стимулирование развития малых форм хозяйствования; объем продукции, реализуемой хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами должен возрасти на 6% по сравнению с нынешним уровнем;

обеспечение жильем молодых специалистов на селе, решение кадровой задачи; реализация планируемых мероприятий позволит ввести 1,4 млн. м2 жилья и улучшить жилищные условия не менее чем 32 тыс. молодых специалистов и их семей, что будет способствовать закреплению кадров на селе (42, с.2).

Особое внимание руководства страны к аграрным проблемам подвигло региональные власти к решению сельских вопросов, привело к росту региональной поддержки отечественных сельхозпроизводителей.

Реализация национального проекта идет по тем направлениям: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК», «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе» (табл. 3.3.1).

Вместе с тем регионы РФ имеют различный уровень развития, определяющий возможности их дальнейшего развития, преимущества или недостатки в реализации поставленных задач.

 

Таблица 3.3.1. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006 г.

Направление

Мероприятие

Объем

Целевой показатель   Фактический % выполнения

 

Ускоренное развитие животноводства

Строительство, модернизация животноводческих комплексов, получение кредитов, млрд. руб.     40       59,2       148,0
Закупка и передача в лизинг, тыс. голов   50,0   50,2   100,4
Закупка и передача в лизинг техники и оборудования, млрд. руб.     65,0     70,8     108,9

Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК

Объем привлеченных кредитов, млрд. руб.   20,0   41,0   205,0
  Создание кооперативов, ед.   1200   2134   177,8
Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе Количество молодых специалистов, участвующих в проекте, человек     162000     16225     100,0

 

Для регионов-аутсайдеров основными отраслями следует считать сельское и лесное хозяйство, подсобные промыслы, ремесла, закупочно-сбытовую деятельность, торговлю, сферу услуг, улучшение окружающей среды. Экономическое поведение в таких регионах должно характеризоваться преимущественным использованием местного потенциала, развитием отраслей потребительского комплекса. В этих регионах требуется сильная государственная поддержка и значительный рост доходов населения.

Для таких регионов приоритетными направлениями аграрной политики являются:

– обеспечение производства традиционных для местного населения видов продовольствия в необходимых объемах;

– поддержание должного образа жизни сельского населения и обеспечение его трудовой занятости в сельскохозяйственных и несельскохозяйственных отраслях;

– сохранение традиционного уклада сельской жизни и деревенской культуры.

Данные направления региональной аграрной политики должны реализовываться через программы по развитию сельской производственной и социальной инфраструктуры, дорожного строительства, энерго- и водоснабжения, развития учреждений образования, здравоохранения и культуры, индивидуального жилищного строительства.

Анализ социально-экономического развития Республики Татарстан за последние годы свидетельствует о ее устойчивом динамическом развитии, которое дает ей преимущества эффективной реализации национального проекта. По большинству основных параметров рост экономики Республики опережает развитие экономики Российской Федерации в целом. На протяжении последних лет рост валового регионального продукта в Татарстане значительно опережал рост данного показателя в целом по Российской Федерации, эта тенденция сохранится и в перспективе. Регион является инвестиционно привлекательным: доля инвестиций в основной капитал составляет 23,6%.

По итогам 2007 года объем производства сельскохозяйственной продукции оценивается в 100 млрд. рублей. Ежегодно в Республике собирается около 5 млн. тонн зерна, выращивается по 2 млн. тонн сахарной свеклы. Татарстан полностью обеспечивает себя картофелем и овощами. За минувший год было произведено 1 млн. 730 тыс. литров молока и 356 тыс. тонн мяса. Рост за 2 года составил соответственно 12,7% и 16%. (42, с. 2)

Для региона характерен высокий удельный вес – 11,7% – государственных предприятий в общем числе сельскохозяйственных предприятий, высокая доля продукции, произведенной сельскохозяйственными организациями. Однако действующий уровень цен на сельскохозяйственную продукцию в сочетании с размерами выделяемой бюджетной поддержки не покрывает затраты на материально-технические ресурсы, а следовательно, не обеспечивает товаропроизводителям не только расширенного, но и простого воспроизводства (рис. 3.3.1.)

 


Рис. 3.3.1. Экономические показатели воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве

 

На результаты реализации приоритетных национальных проектов и функционирования АПК влияют два фактора:

– направленность проектов (т.е. поддержка мелкого и крупного предпринимательства),

– масштабность, т.е. возможность влиять на ситуацию.

По масштабности проектов, скорее всего, не будет существенных изменений в объемах производства сельхозпродукции. Учитывая тенденции развития 2000–2006 гг., когда рост физических объемов производства сельхозпродукции не сопровождался улучшением финансовых результатов деятельности сельхозорганизаций, увеличением оплаты труда сельхозработников и доходов населения, можно предположить, что и в перспективе прибавка производства не скажется положительно на доходах, т.к. сельское хозяйство находится в не равных с другими отраслями экономических условиях (28, с. 9).

В последнее время государство усилило аграрную политику по отношению к сельскому хозяйству, активизировало правовые меры по адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к конкурентным условиям развития. С 2006 года реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», принят федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в рамках которого утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы». Предполагается значительное увеличение государственных расходов на сельское хозяйство: из федерального бюджета предусмотрено выделить 551,3 млрд. руб., из бюджетов субъектов Федерации – 554,3 млрд. руб., из внебюджетных источников-311 млрд. руб. В 2008 году товаропроизводители получат 159,3 млрд. руб. Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве будут возрастать более чем на 4%, а в животноводстве – на 5% (табл. 3.3.2.).

 

Таблица 3.3.2 Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг.

  2007 г. оценка 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в% к предыдущему году   102,0   103,8   103,9   104,1   104,1   104,1
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в% к предыдущему году   104,0   104,8   105,1   105,1   105,1   105,1
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве, в% к предыдущему году   119,4   115,0   110,6   110,2   108,5   107,1
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности, руб. на члена хозяйства в месяц     5623     7085     8928     10388     11121     11821
Доля отечественного производства в формировании ресурсов, % Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко)   59,0   78,2   61,1   78,3   63,5   79,2   65,7   79,9   68,1   80,4   69,6   81,1

 

Можно прогнозировать дальнейшее усиление передела земли в регионах, дальнейший распад сельхозорганизаций, рост цен на продовольствие. Для использования резервов аграрного сектора целесообразно:

– разумное ограничение импорта мяса и развитие внутренней конкуренции;

– совершенствовать государственное управление, способствующее развитию местного самоуправления, созданию многоукладной экономики и условий хозяйствования для всех организационно-правовых форм;

– разработать федеральную программу по восстановлению пахотных земель и их использованию;

– внести изменения в земельное законодательство по ограничению размеров частного землевладения и обременению его мерами экономической, социальной, экологической ответственности;

– разработать программу по социальному развитию сельских территорий (51, с.57).

Таким образом, принятие и реализация закона и Государственной программы развития сельского хозяйства на целевых принципах позволят создать действенную нормативно-правовую базу для увеличения эффективности реализации государственной аграрной политики, привлечения инвестиционных ресурсов в аграрный сектор, роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет развития производства и улучшения социально-экономического положения сельского населения.

 

 




Выводы и предложения

 

Итак, исследование охватывает анализом 1999–2006 гг. и прогнозом с нынешнего до 2012 г. Полученные данные вполне ожидаемо выявили, что первый этап четко разделяется на два содержательно противоположных периода: если в первые три года (после дефолта) происходил спад, то с 2002 года начался подъем. Причем этот водораздел одинаково актуален как для динамики количества малых предприятий, так и для численности их персонала.

Правда, есть здесь и заметные различия, приходящиеся на период спада. Что касается малых предприятий, то у них действительно имелось снижение численности в среднем на 22 тыс. за год – до самого низкого показателя 841,2 тыс. на первую половину 2001 года. А вот количество занятых в эту пору осталось на среднегодовом уровне 6433,5 тыс. человек с незначительным отклонением в 1,7%.

Другое дело – последующее пятилетие, когда динамика по обоим показателям совпадала, и отрадно, что наблюдавшийся рост бал заметно эффективнее спада. Так, прибавка малых предприятий в среднем за год составила 38,5 тыс., а персонал прирастал на 78,9 тыс. человек. При этом, однако, обнаруживается, что: в годы спада среднее число работников на одно малое предприятие даже подросло – с 7 до 7,9 человека, а в период подъема колебалось на уровне около 8, то есть рост здесь микроскопический. Таким образом, период 2002 – 2006 гг. хотя и назван периодом подъема в силу роста количества малых предприятий, но с существенными оговорками:

– постоянный абсолютный прирост количества малых предприятий (и численности на них) означает замедленный относительный прирост;

– рост численности занятых на малых предприятиях вызван исключительно ростом их количества (о чём свидетельствует показатель средней численности занятых на малых предприятиях) и поэтому не имеет самостоятельного значения.

Говоря о прогнозе развития малых предприятий, то, по словам С. Борисова, президента «Опоры России», 10 млн. малых предприятий через десяток лет смогут обеспечить 40% ВВП, если государство создаст благоприятные условия. К 2010 году число малых предприятий увеличится до 1137,1 тыс. по сравнению с 1032,8 тыс. в 2007 году. Количество работающих на малых предприятиях изменится с 8,6 млн. человек до 9,4 млн. На ближайшие три года в госбюджете предусмотрено 12,65 млрд. руб. на поддержку малого и среднего предпринимательства. Однако, чтобы малый и средний бизнес стал вровень с крупным по вкладу в экономику страны необходимо: участие предпринимательского сообщества в проведении административной реформы, противодействие коррупции и защиты конкуренции, упрощения налогового и бухгалтерского учета, создание действенных налоговых стимулов для технического перевооружения и обновления основных фондов предприятий.

Таким образом, можно определить ряд основных проблем и путей их решения:

1. Основная коллизия, «проблема проблем» становления и развития малого предприятия связана с тем, что современная российская экономика представлена, главным образом, стандартизированным массовым производством, господствующим, прежде всего, в сырьевом секторе. В промышленном производстве и строительстве пока только 12% и 11,5% компаний соответственно, в сфере технологий и науки всего 2% малого бизнеса. Соответствующая хозяйственная среда, отрицающая факторы индивидуализации, мобильности, конкурентности, определяет неэффективность и бесперспективность функционирования малых предприятий, обессмысливает любые формы и масштабы их поддержки. Стратегический выход, следовательно, состоит в переводе экономики с сырьевой модели на альтернативную инновационную, предполагающую, в частности, гибкую производственную специализацию.

2. МП в качестве объекта госрегулирования находится «на пересечении» двух составляющих (секторов) экономики: малого предпринимательства и инновационной сферы. Это обстоятельство провоцирует неучёт специфики малого инновационного бизнеса в правительственных программах, разрабатываемых разными ведомствами, предопределяет фрагментарность и ресурсную недостаточность, а потому и низкую эффективность, осуществляемых мер господдержки. Решение проблемы видится лишь на основе выстраивания целостной системы такой поддержки, сопрягаемого с серьезными изменениями во всем хозяйственном механизме.

3. Существуют серьезные затруднения в процессах идентификации субъектов инновационной деятельности в малом бизнесе: отсутствует даже законодательная дефиниция малого инновационного предприятия; многие малые предприятия, регистрируемые в качестве инновационных, далее перепрофилируются. Это, естественно, резко затрудняет определение направлений поддержки, сроков и размеров помощи, превращает преференции в необоснованные и неэффективные. Как представляется, следует, прежде всего, ввести четкие критерии квалификации предприятия в качестве субъекта МП; первым из них могла бы стать минимальная доля выручки от реализации продукции, работ и услуг инновационного характера, устанавливаемая на уровне 70%. Желателен также механизм добровольной аккредитации малых инновационных предприятий в региональных уполномоченных органах, на основе которого, можно было бы разработать реестр предприятий, имеющих право на льготы и специальную поддержку государства. Такой реестр помог бы структурировать инновационную деятельность в малом бизнесе, классифицировать ее субъектов по различным признакам, определить применительно к каждой выделенной группе масштабы необходимой правительственной помощи.

4. Практикуемые ныне формы господдержки МП ориентируют его деятельность главным образом на национальный рынок, и это в принципе правильно. Однако, в программах поддержки МП необходимы, в частности, меры, облегчающие его субъектам доступ на международные рынки наукоемкой продукции и высоких технологий, а также способствующие повышению квалификации предпринимателей в осуществлении внешнеторговых операций.

5. Применяемые к субъектам малого предпринимательства меры непосредственного государственного воздействия (прямое финансирование, льготное кредитование и налоговые освобождения) необходимы и важны. Однако, явно недостаточны в том смысле, что не мотивируют предприятия вступать в интеграцию с более крупными (корпоративными) структурами, вне которой невозможна полная реализация потенциала конкурентоспособности малого бизнеса. В связи с этим наряду с инструментами прямого воздействия в системе господдержки малые предприятия должны использоваться рычаги косвенного влияния, стимулирующие сотрудничество малых и крупных предприятий.

6. Приходится констатировать отсутствие целостной специализированной инфраструктуры консалтинговых и сервисных услуг для малых и средних предприятий и слабость информационного обеспечения их развития. Степень информированности субъектов малого бизнеса о наличии сервисных фирм и характере их услуг неудовлетворительна, предложение одних видов услуг превышает спрос на них, а других – далеко не удовлетворяет существующую потребность (речь идет, к примеру, о дефицитности консалтинга по проблемам оформления проектов, их экспертизы и организации финансирования их реализации). Выходом может быть развертывание сети региональных центров сервисной поддержки инноваций в малом бизнесе, призванных выполнять функции координаторов, а также посредников между разработчиками проектов, финансирующими структурами и государственными органами.

7. Весьма острой является кадровая проблема: развитие МП серьезно сдерживается дефицитом квалифицированных специалистов в предпринимательства и менеджмента. Поэтому традиционную их подготовку в вузах, как представляется, следовало бы дополнить организацией соответствующего учебного процесса на базе упомянутых региональных центров.

Таким образом, основными формами и методами управления развитием МП в странах с развитой рыночной экономикой, которые могут быть адаптированы к российским условиям, являются

– на общенациональном уровне: стимулирование развития технопарковых структур как своеобразных «инкубаторов» малого бизнеса; поддержка государством создания объединений малых и средних предприятий, позволяющих эффективно влиять на развитие их деятельности; финансирование и кредитование на национальном уровне программ общенациональной значимости через специализированные банки и кассы; предоставление малым предприятиям ссуд с льготной ставкой в 5–6%; установление правительством грантов на отдельные виды деятельности МП; налоговые и законодательные льготы; помощь депрессивным регионам в развитии малого и среднего бизнеса; гарантирование правительством ссуд малому бизнесу на капитальное строительство, покупку оборудования или модернизацию производств;

– на региональном и местном уровнях: создание корпораций развития малого бизнеса; предоставление кредитов и займов; размещение государственных закупок; создание организаций экономического развития местных сообществ; участие органов власти в создании заемных фондов развития малого предпринимательства; оказание помощи малым и средним предприятиям, перемещаемым на периферию; создание региональных агентств развития малого бизнеса; создание сети сервисных центров для малых предприятий; субсидии региональных органов власти на инвестиции; создание сети венчурных предприятий; создание местных сообществ малого и среднего предпринимательства.

 



Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» // Собрание законодательства Российской федерации. – 2007.– № 31. - Ст. 4006

2. Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 № 65 (в ред. от 20.10.2000, с изм. на 25.07.2007 г.) «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»//Российская газета. – 2000.– № 226. – 2 ноября

3. Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 № 249 (в ред. от 23.02.2007) «Об условиях и порядке предоставления средств Федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 18. – Ст. 1681

4. Закон РТ от 21.10.2005 № 105-ЗРТ «Об утверждении программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005–2010 годы» (ред. от 17.07.2006)// Республика Татарстан. – 2005. – № 218. – 29 октября.

5. Алексеева, Т. Императивы формирования системы поддержки предпринимательского сектора экономики Кемеровской области/ Алексеева Т. // Предпринимательство. – 2006. – № 5. – С. 66–71

6. Аликаева, М. Теоретические аспекты развития малого предпринимательства: институционально-эволюционный подход/ Аликаева М., Ксанаева М.// Предпринимательство. – 2006.– № 6. – С. 78–82

7. Арсамаков, И. Финансово-кредитные факторы активизации малого бизнеса в региональных отраслевых комплексах/ Арсамаков, И.// Предпринимательство. – 2006. – № 5. – С. 82–86

8. Белотепова, Н. Совершенствование кредитования предприятий малого бизнеса/ Белотепова Н. // Предпринимательство. – 2006. – № 4. – С. 57–63

9. Бесшапошный, М. Появление эффективного предпринимателя на селе – залог правильного развития земельных отношений/ Бесшапошный М. // предпринимательство. – 20056. – № 4. – С. 80–83

10. Биншток, Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие/ Биншток Ф.И.; под ред. М.Г. Лапусты. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ИНФРА-М, 2006. - 200 с. – (Серия «Высшее образование»

11. Велиева, И.С. Кредитование малого бизнеса в России: перспективы роста/ Велиева И.С.// Аудитор. – 2007. – № 1. – С. 33–36

12. Вьюгина, В. Малый бизнес в решении социальных задач регионов/ Вьюгина В. // Предпринимательство. – 2007. – № 5. – С. 59–63

13. Гизайтуллин, Р.Р. Использование бюджета развития в инновационной и инвестиционной сферах / Гизайтуллин Р.Р.// Экономический вестник РТ. – 2007. – № 2. – С. 12–14

14. Григорян, Р. Совершенствование финансово-кредитного механизма муниципальной поддержки предпринимательства / Григорян Р.// Предпринимательство. – 2007. – № 4. – С. 128–131

15. Давыдова, Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение/ Давыдова л.В., Будовская Л.А.// Финансы и кредит. – 2007. – № 13 (253). – С. 48–53

16. Динаев, Т. Развитие государственного регулирования предпринимательской деятельности / Динаев Т. // Предпринимательство. – 2006. – № 6. – С. 50–54

17. Дудин, М. Государственная политика в области малого предпринимательства в современных условиях развития России/ Дудин М. // Предпринимательство. – 2007. – № 4. – С. 203–205

18. Калмыкова, Е. Место кредитной кооперации в региональной системе привлечения инвестиций в малый бизнес / Калмыкова Е.// Проблемы теории и практики управления. – 2007.– № 1. – С. 100–108

19. Кирюшкин, Р. Выявление предпринимательских рисков в современных условиях хозяйствования/ Кирюшкин Р. // Предпринимательство. – 2007.– № 5. – С. 139–142

20. Краснова, О.М. Развитие инновационных процессов в РТ/ Краснова О.М.// Экономический вестник РТ. – 2007. – № 4. – С. 19–24

21. Ливандовская, А.Д. Малый бизнес Дальневосточного федерального округа и Приморского края/ Ливандовская А.Д., Переверзева Н.К. // ЭКО: всероссийский экономический журнал. – 2007. – № 10. – С. 50–59

22. Малый бизнес: возможности инвестиционного налогового кредитования // Библиотечка Российской газеты. – 2007. - Выпуск № 13

23. Меркушев, А. Малый бизнес и развитие сельских территорий/ Меркушев А. // Предпринимательство. – 2007. – № 4. – С. 108–113

24. Мещерякова, Л. Роль эффективности предпринимательской деятельности для социально-экономического развития региона/ Мещерякова Л. // Предпринимательство. – 2007. – № 2. – С. 125–130

25. Морозко, Н.И. Финансовый анализ развития малого бизнеса в России / Морозко Н.И. // Финансы и кредит. – 2006. – № 28. – С. 55–63

26. Муравьев, А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: учебное пособие для вузов/ А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб: ИД Бизнес-пресса, 2006. – 608 с.

27. Назмиева, Е. Лизинг – хороший шанс для развития малого бизнеса/ Назмиева Е.// Экономика и жизнь. – 2008. – № 38 (2739).-С. 7

28. Недосекин, С. Регионы России в реализации национального проекта «Развитие АПК» / Недосекин С.// Предпринимательство. – 2007. – № 2. – С. 9–12

29. Нестеренко, Ю. Малые инновационные предприятия в институциональной структуре «новой экономики»/ Нестеренко Ю.// Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 11. – С. 78–86

30. Нестеренко, Ю.К. разработке концепции государственной поддержки малого инновационного предпринимательства / Нестеренко Ю.// Российский экономический журнал. – 2007. – № 9–10. – С. 123–125

31. Никологорский, Д. О методах государственной поддержки малого и среднего бизнеса/ Никологорский Д. О // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 11. – С. 72–78

32. Онучак, В. Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства/ Онучак В.//Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 2. – С. 81–89

33. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай; под ред. М.Г. Лапусты. – 4-е изд., испр. и доп.. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 667 с.

34. Преображенский, Б. Анализ инновационных процессов в малом и среднем предпринимательстве/ Преображенский Б., Шинкараева Н. // Предпринимательство. – 2007. – № 6. – С. 68–71

35. Преображенский, Б. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в научно – технической сфере/ Преображенский, Б. Толстых Т., Гаврилова Е.,// Предпринимательство. – 2006. – № 4. – С. 18–22

36. Преображенский, Б. Создание инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства // Предпринимательство. – 2007.– № 4. – С.18–24

37. Прудников, В.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие / Прудников В.М.. – М.: ПРИОР, 2006. – 250 с.

38. Семин, Р.Н. Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса //Финансы и кредит. – 2007. – № 19 (259). – С. 59–68

39. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятий): учебник/ Сергеев И.В. Веретенникова И.И..-М.: Проспект, 2006. – 560 с.

40. Суранов, С. Страсти по малому / Суранов С. // Экономика и жизнь. – 2008.– № 7. – С. 5

41. Суранов, С. Макропроблемы микрокредитов / Суранов С. // Экономика и жизнь. – 2007.– № 47. – С. 5

42. Суранов, С. Долгая дорога в Думах: кредитование малого бизнеса/ Суранов С.// Экономика и жизнь. – 2007.– № 45. – С. 5

43. Татарстанский АПК в числе лидеров: Господдержка // Время и деньги. – 2008. – № 48 (2749). – С. 2

44. Тахумова, О. Перспективные формы развития предпринимательства на региональном потребительском рынке/ Тахумова О.// Предпринимательство. – 2006.– № 3. – С. 5–7

45. Ушачев, И. Сельское хозяйство: приоритетно-целевой принцип развития / Ушачев И.// Экономист. – 2007. – № 9. – С. 18–25

46. Файрушина, Р.А. Государственная поддержка формирования инфраструктуры инноваций / Файрушина Р.А.// Экономический вестник Республики Татарстан. – 2007.– № 4. – С. 36–41

47. Хайт М.М., Развитие малого бизнеса на основе реструктуризации крупных предприятий // Вестник Московского Университета. – Серия 6 «Экономика». – 2006. – № 4. – С. 32–43

48. Хамидуллин, Ф.Ф. Малый бизнес в трансформируемой экономике: тенденции и перспективы развития/ Хамидуллин Ф.Ф.. – К.: Издательство Казанского Университета, 2005. – 180 с.

49. Хутаев, Р. Взаимодействие государства и коммерческих банков по вопросам кредитования малого бизнеса России / Хутаев Р.// Предпринимательство. – 2007. – № 4. – С. 132–135

50. Цурелин, А. Государственная поддержка малого предпринимательства/ Цурелин А.// Экономист. – 2006. – №12. - С. 89–91

51. Чапек, В.Н. Малое предпринимательство В России: учебное пособие/ В.Н. Чапек, Д.В. Максимов, В.В. Богуславский. – Ростов на/Д: Феникс, 2006. – 283 с.

52. Шабалин, А.А. Инновационная активность малых предприятий Республики Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2006. – № 3–4. – С. 64 – 67

53. Широков, Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства: учебно-методическое пособие/ Широков Б.М. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 496 с.

54. Янкина, И.А. Российское предпринимательство на селе: важный вопрос для денежно-кредитной и банковской политики/ И.А. Янкина // Финансы и кредит. – 2008. – № 1. - С. 56–69

Дата: 2019-05-28, просмотров: 178.