Основные этапы развития малого бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Повышение эффективности функционирования российской экономики связано с решением проблем становления и развития малого предпринимательства как неотъемлемой составляющей всей экономической системы. Логика развития производительных сил и социально-экономических отношений, обусловленная современным этапом научно-технической революции, предопределила ряд существенных структурных сдвигов в народном хозяйстве, важное место среди которых занимают возрождение малого и среднего бизнеса и превращение его в одного «из агентов воспроизводства.

Для выявления закономерностей становления малого бизнеса, на наш взгляд, необходимо рассмотреть важнейшие этапы его развития. Профессор В.Я. Горфинкель (33, с.94) выделяет основные этапы развития малого бизнеса в соответствии с хронологической последовательностью принятия законодательных документов, регламентирующих деятельность малых предприятий (Приложение 1.).

С точки зрения макроэкономической политики, законодательства и институциональных изменений, за последнее десятилетие в развитии сектора малого предпринимательства, по мнению доктора экономических наук Ф.Ф. Хамидуллина, можно выделить, по меньшей мере, пять основных этапов.

Первый и наиболее яркий наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х гг. до начала 1992 г. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства.

Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр. Это было время легализации теневых капиталов, интенсивного создания собственного бизнеса предпринимателями из разных социальных слоев, период бурной ротации предпринимательской среды, легитимизации предпринимательства в глазах общественного мнения (46, с.59).

Конечно, в развитии малого предпринимательства имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходило через развитие кооперации и малого бизнеса

По данным статистики, в Республике Татарстан в 1988 г. после принятия Закона «О кооперации» насчитывалось 1,7 тыс. кооперативов, являвшихся в указанный период основной формой малого предпринимательства.

Важнейшим фактором, способствовавшим успешному развитию кооперативного движения, стало установленное Законом «О кооперации» право кооперативов приобретать в собственность объекты, находящиеся в государственной собственности. Таким образом, был дан первый импульс дальнейшему процессу разгосударствления собственности.

Наиболее распространенными видами деятельности малого бизнеса, как правило, были посредничество, проектные и научные разработки, туризм, торговля, компьютеризация, строительство, производство товаров потребления.

Проведенная государством в 1991 г. первая перерегистрация предприятий привела к резкому сокращению числа кооперативов и возникновению такой формы малого предприятия, как товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО).

Однако нельзя не заметить, что «золотой век» малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее – с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти и управления. Попытки центрального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность малых предприятий, использовать рычаги налогообложения наталкивались на явную дееспособность государственного аппарата.

Был необходим кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй этап и в развитии российского малого предпринимательства.

1992 г. – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими с середины 80-х гг. темпами роста числа (в РТ их количество составило 3079) малых предприятий и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны к обесценению сбережений населения, а с другой – к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор. (46, с.62)

В общей отраслевой структуре малого предпринимательства в Республике Татарстан в 1992 г. произошло заметное уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства.

Удельный вес малых предприятий в промышленности снизился до 24,1%, в строительстве – до 27,6%. Одновременно происходило увеличение доли малых предприятий, занятых в торговле и общественном питании – до 17,6%, в посредничестве – до 14%.

Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия любой торговой деятельности.

Сразу же после либерализации – и не последнюю роль здесь сыграли «челноки» – резко активизировалась внешняя торговля. Первоначальный импульс потребительских предпочтений стимулировал рост импорта потребительских товаров. Переориентация потребления на импорт усугубила кризис в отраслях, производящих потребительские товары, но частично решила социальные проблемы, увеличив занятость в торговле и обеспечив определенную стабильность физического объема потребления, хотя и за счет низкокачественных товаров и при резком росте социального неравенства.

За 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65 процентов всех российских частных предприятий были малыми. (46, с.63)

Однако уже к 1995 году оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского предпринимательства.

Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого бизнеса, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий.

В течение 1996–1997 гг. наблюдались определенные положительные сдвиги, которые стали особенно заметны к середине 1997 года. Месячная инфляция измерялась десятыми долями процента, реальные процентные ставки опустились до 10% годовых, увеличился объем кредитования банками реального сектора экономики, что обусловило прекращение спада и начало экономического роста.

Однако относительная стабилизация развития малого бизнеса в целом и рост количества малых предприятий в сфере финансов происходили на фоне углубления фундаментальных экономических проблем: фискального кризиса, значительного ухудшения состояния платежного баланса и нарастания предпосылок усиления нестабильности экономической политики. Долгое время назревавший и, в конце концов, разразившийся в августе 1998 года кризис дал отсчет началу нового, четвертого этапа в развитии малого бизнеса в России.

Следствиями кризиса стали понесенные многими экономическими субъектами значительные финансовые потери, временный паралич платежно-расчетной системы, фактическое прекращение кредитования, резкое ускорение спада реального производства, масштабное сворачивание деятельности в наиболее рыночно продвинутых секторах российской экономики.

Среднесписочная численность занятых на предприятиях малого бизнеса в России, включая внешних совместителей, в 1998 году резко снизилась, составив 7,4 млн. человек против 8,6 млн. в 1997 году. Сокращение персонала наряду с уменьшением заработной платы стало для малых предприятий одной из основных форм приспособления к последствиям финансового кризиса.

 

Таблица 1.2.1. Численность занятых на малых предприятиях

  1995 1996 1997 1998 1999
Численность занятых на МП, включая совместителей и работающих по договорам, тыс. чел 8479,9 8621,2 8639,2 7401,4 7543,4
Удельный вес занятых па МП, в общей численности занятых, % 12,8 13,0 13,2 11,6 11,7

В Республике Татарстан снижение численности малых предприятий до 15600 на конец 1998 года повлекло за собой резкое снижение численности занятых до 76472 против 106152 в 1997 году. (30, С. 33)

Таким образом, малый бизнес, используя различные формы приспособления к реальным условиям, в наименьшей степени подвергся влиянию финансового кризиса по сравнению с предприятиями среднего и крупного бизнеса.

К началу 2000 года число малых предприятий составило порядка 891 000, приблизившись к отметке 1994 года. Следует учесть, что, начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ от 18 июля 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном малом предприятии с 200 до 100 человек.

Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к началу 2000 года составило порядка 6 486 000 человек, или 10 процентов от общего числа работающих на российских предприятиях. По сравнению с 1994 годом данный показатель сократился на 23,5 процента. Это закономерно, так как критерии определения малого предприятия, принятые в 1995 году, в 2 раза уменьшили допустимый порог числа работающих на малом предприятии. При этом долгое время сохранялась неравномерность распределения малых предприятий по территории РФ.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики РТ, в течение 2001–2004 гг. наблюдался некоторый рост количества субъектов малого предпринимательства (+ 19% к уровню 2001 г.). На конец 2004 г. в налоговые органы Республики Татарстан подана отчетность 34 944 малыми предприятиями и 133 750 индивидуальными предпринимателями (4, с.17).

Объем товаров и услуг, произведенных субъектами малого предпринимательства, вырос в 2003 г. на 61% по отношению к 2001 г., прирост выручки по малым предприятиям составил 57%, а доходы и индивидуальных предпринимателей выросли почти в 3 раза.

Динамика количества субъектов малого предпринимательства в ходе пятого этапа развития малого бизнеса и прогноз на 2010 г. представлены на рис. 1.2.2. (4, с. 19).

В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, был явно недостаточен. Так, на 1000 россиян приходилось в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30.

 

Рис. 1.2.2. Динамика числа субъектов малого предпринимательства в Республике Татарстан (тыс. ед.)

 

В 2003 году к субъектам малого предпринимательства относилось 5951,5 тыс. хозяйствующих субъектов, причем большинство из них – индивидуальные предприниматели -80,6% (или 4796,7 тысячи) На долю малых предприятий юридических лиц приходилось 15,0% (890,4 тысяч), остальные 4,4%-крестьянские (фермерские) хозяйства. (30, с. 36)


Рис. 1.2.3. Оборот малых предприятий, млрд. руб.

 

В 2005–2006 гг. отмечается увеличение количества зарегистрированных малых предприятий. В 2006 году было зарегистрировано 1 миллион 33 тысячи юридических лиц – субъектов малого и среднего бизнеса и 2 миллиона 600 тысяч индивидуальных предпринимателей. При этом число малых предприятий на 1 квартал 2007 года увеличилось на 4,5%, т.е. на 54300 предприятий. Оборот малых предприятий имеет стабильную тенденцию роста с 19,7 млрд. руб. в 2003 году до 45 млрд. руб. в 2006 (рис. 1.2.3.).

Сравнительный анализ данных о динамике перераспределения долей различных отраслей экономики указывает на стабильный рост удельного веса малых предприятий сферы торговли и общественного питания в отраслевой структуре малого бизнеса и стабильном уменьшении удельного веса малых предприятий, занятых в сфере промышленности и строительстве. Отрадно заметить небольшой, но рост числа малых предприятий в сельском хозяйстве, особенно, если заметить отсутствие сельскохозяйственных малых предприятий на первых двух этапах развития малого бизнеса (Таблица 1.2.2.).

 


Таблица 1.2.2. Динамика перераспределения численности малых предприятий по отраслям экономики, 1991–2006 гг. (тыс. ед.)

Отрасли

1991

1999

2000

2003

2006

Кол-во МП % Кол-во МП % Кол-во МП % Кол-во МП % Кол-во МП %
Всего по России 268 100 861,1 100 890.6 100 882,3 100 979,3 100
Промышленность 37,9 14,1 134,8 15,6 136,2 15,3 121,1 13,7 120,0 12,3
Сельское хозяйство - - 11,9 1,4 13,5 1,5 15,6 1,8 26,8 2,7
Строительство 51,9 19,4 142,1 16,5 135,9 15,3 113,0 12,8 109,3 11,2
Торговля и общественное питание 124,4 46,4 372,8 43,3 399,7 44,9 422,4 47,9 448,8 45,8
Общая коммерческая деятельность 7,2 2,7 36,0 4,2 36,7 4,1 38,8 4,4 44,3 4,5
Наука и научное обслуживание 10,6 4,0 43,9 5,1 37,1 4,2 22,7 2,6 19,9 2,0
Другие отрасли экономики 36 13,4 119,6 13,9 145,2 16,3 148,8 16,8 210,2 21,5

 

Источник: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса.

В настоящее время состояние малого предпринимательства в российской экономике можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Количества малых предприятий недостаточно для создания эффективной конкурентоспособной экономики. По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, для значительных изменений в структуре экономики и создания эффективной конкурентной среды в России должны функционировать не менее 3,5 млн. субъектов малого бизнеса.

Таким образом, статистические данные развития предпринимательского сектора позволяют констатировать как положительный прирост по всем основным экономическим показателям, как в России, так и в Татарстане (Таблица 1.2.3., 1.2.4.) Это свидетельствует о том, что экономическое воззрение общества в сфере предпринимательства развивается, а курс верен, он способствует раскрытию потенциала российского общества.

 

Таблица 1.2.3. Динамика числа малых предприятий в Республике Татарстан и г. Бугульме (ед.)

  2002 2003 2004 2005 2006
Республика Татарстан 16529 18158 16853 17469 18642
Г. Бугульма 237 365 349 370 422

 

Таблица 1.2.4. Основные показатели деятельности малых предприятий по республике Татарстан, г. Бугульма и Бугульминскому району

 

Работники списочного состава (чел.)

Фонд начисления заработанной платы (тыс. руб.)

Оборот предприятий

(тыс. руб.)

2005 2006 2005 2006 2005 2006
Республика Татарстан 133417 146535 6434746 12376444 41888026 146330370
Г. Бугульма 2841 3372 179349 274022 1069878 1907523
Бугульминский район 48 36 1040 1914 12713 30024

 

Приведенные данные показывают, что малый бизнес в России не играет столь значимой роли, как в странах с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5–6 раз, доля занятых на малых предприятиях – в 5–7 раз, число малых предприятий на 1000 жителей – в 6–12 раз. Это говорит о большом неиспользованном потенциале, который имеется в РФ для развития малого бизнеса и повышения его роли в экономике.

Это обусловлено тем, что малый бизнес в нашей стране развивался стихийно, без должной поддержки и управления со стороны государства и региональных властей.






Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.