Анализ формирования инфраструктуры поддержки и развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации и Республике Татарстан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Инновационная деятельность государств в настоящее время является критерием их поступательного развития и уровня. Степень развития государства все больше определяется не количеством природных ресурсов или объемами производства, а эффективностью национальной инновационной системы и состоянием научно-исследовательского комплекса.

Российское государство переходит к построению национальной инновационной системы. В целом под понятием «национальной инновационной системы» подразумевается совокупность хозяйствующих субъектов (предприятия, научные учреждения, потребители), и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы. (2, с.3)

Поддержка научной, научно-технической и инновационной деятельности, ее стимулирование стали в последние годы одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации.

Особую актуальность приобретают вопросы государственной поддержки инновационных процессов, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Практика рыночного реформирования отечественной экономики выявила основные формы активизации инновационной деятельности и инновационных процессов в регионах, это:

1. образование концернов, финансово-промышленных групп;

2. деятельность государственных общественных образований (в том числе учебных заведений, университетских и исследовательских центров и т.п.);

3. научные парки, технологические парки, инкубаторы бизнеса, технологические центры;

4. развитие предпринимательства в сфере инновационной деятельности – сети малых предприятий как формы инициативного предпринимательства в регионе;

5. формирование региональной инновационной инфраструктуры как базы обеспечения инновационной деятельности и содействия становлению малого инновационного бизнеса.

Важным элементом инновационной инфраструктуры являются малые инновационные фирмы.

В настоящее время российская экономика характеризуется низким уровнем активности предприятий в области инноваций: удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью, составляет не более 10% (в промышленности еще меньше – 7,1%). На сегодняшний день также крайне низка инновационная активность малого бизнеса. Однако, инновационному сектору экономики и, прежде всего малому, присущи высокие темпы роста (рис. 2.2.2.). Особенно это характерно для стран, лидирующих в областях высоких технологий.

 

Рис. 2.2.2. Динамика инновационно – активных предприятий в РТ (единиц)

 

Наиболее передовыми странами Европы по развитию инновационной деятельности являются Франция (доля инноваций в НИОКР в 2000 г. – 1,9%, 2005 г. – 2,1%, и 3% в 2010 г.) и Германия (2003 г. -2,55% и 2007–2008 гг. – 3%).

Россия в этом плане не исключение, и при определенных условиях развитие инновационных фирм можно рассматривать как источник будущего экономического роста. (32, с. 81)

Целью формирования инфраструктуры поддержки малых инновационных фирм является создание наиболее оптимальных условий для функционирования на основе обеспечения комплексной помощи малым предприятия в различных направлениях: информационном, консультационном, технологическом, финансовом, имущественном.

 

Таблица 2.2.1. Инфраструктура поддержки малого инновационного бизнеса

Тип поддержки Выполняемые функции
1. Организационная поддержка -организация и функционирование предприятия; – организация и управление инновационными проектами; – исследования инжиниринг; – разработка и совершенствование технологий; – создание и функционирование производств, перенос на них инноваций; – содействие в реализации продукции; – внедрение систем управления качеством; – организация внешнеэкономических связей.
2. Ресурсная поддержка -привлечение на инновационное предприятие финансовых и материально-технических ресурсов; – финансовый анализ и мониторинг субъекта малого предпринимательства; – рыночная оценка стоимости бизнеса.
3. Информационная поддержка -предоставление информации о рынках сбыта продукции, конкурентах, партнёрах, оборудования, основных фондах, о современных информационных технологиях процессов, об использовании глобальных и локальных информационных сетей; – предоставление услуг по подбору кадров и повышению квалификации персонала; – оказание помощи предприятиям в развитии международного партнёрства.
4. Правовая поддержка -решение проблем юридического, методического обеспечения инновационной деятельности; – соблюдение требований налогового таможенного кодекса, разрешительных систем (лицензирование, аккредитация, сертификация); – защита объектов интеллектуальной собственности.

 

Эффективность функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства возможна лишь в том случае, если заранее продуманы схемы ее создания и механизмы функционирования.

Государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых технологий, о чем свидетельствуют данные за 2001–2006 годы.

 

Рис. 2.2.3. Доля инновационной продукции в валовом региональном продукте по РТ, (в%)

 

Значения этого важного параметра различны по предприятиям и колеблются от 1 до 84%. При этом более высокие темпы увеличения этой доли имеют предприятия нефтехимического комплекса и машиностроения. Представляют интерес данные об эффективности малого инновационного бизнеса в Российской Федерации. Так, в организациях численностью от 50 до 100 человек доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров составляет 16,3%, притом, что средний показатель для отечественных предприятий не превышает 12% (25, с.19).

Субъекты малого бизнеса имеют наиболее квалифицированный состав работников. Доля специалистов с высшим образованием на малых предприятиях составляет 34,2% от среднесписочной численности, хотя общероссийский уровень для производственных предприятий колеблется в пределах 20,8%.

Малые предприятия лидируют и по объему инновационной продукции и услуг. Если для субъектов малого бизнеса выработка на одного работника в сфере производства колеблется в пределах от 72,1 тыс. до 115,1 тыс. руб., а в сфере услуг – от 39,9 тыс. до 49,2 тыс. руб., то для крупных предприятий – 36,9 тыс. – 51,8 тыс. руб. и 0,65 тыс. – 0,94 тыс. руб. соответственно.

Наукоемкость продукции, производимой малыми предприятиями России, в 3 раза выше, чем предприятиями-гигантами. Так, в 2005 г. затраты на внедрение инноваций в расчете на одного работника на малых предприятиях составляли 64,5 тыс. руб./человека, а на предприятиях крупногобизнеса – 17,4 тыс. руб./человека. Как показывают данные таблицы 2.2.3 за годы реформ общее число организаций, выполняющих исследования и разработки, сократилось не столь существенно – всего на 21–22%. Более заметные изменения произошли в их структуре.

 

Таблица 2.2.2. Динамика числа организаций, выполнявших исследования и разработки (ед.)

Наименование организаций 1995 1998 1999 2000 2002 2003 2004 2005 2006
всего 4059 4019 4555 4089 4099 3906 3797 3656 3566
Научно-исследовательские организации 2077 2284 2549 2603 2686 2630 2564 2464 2115
Конструкторское бюро 865 548 381 360 318 257 228 194 489
Проектные и проектно-изыскательские организации 495 207 108 97 85 76 68 63 61
Опытные заводы 29 23 27 30 33 34 28 31 30
вузы 446 395 393 387 390 390 393 402 406
Промышленные организации 340 325 240 289 284 255 248 244 231
прочие 303 277 321 323 303 264 268 258 234

 

Сильнее всего уменьшилось количество конструкторских бюро, а также проектных и проектно-изыскательских организаций. Вместе с тем увеличилось число научно-исследовательских организаций, причем преимущественно за счет негосударственных научных структур.

По итогам 2006 года по сравнению с 2004 годом при увеличении количества малых инновационных фирм в 3 раза затраты на технологические инновации возросли в 5 раз (рис. 2.2.2.). Для сравнения: в целом по республике инновационных предприятий увеличилось на 22,4% при сохранении объемов на уровне предыдущего года.

 

Рис. 2.2.4. Динамика числа организаций, выполнявших исследования и разработки (1995–2006)

 

По оценкам российских и зарубежных экспертов, внутренние затраты на НИОКР в России составляют около 1,1–1,2% ВВП (таблица 2.2.3.) против 2,2 в странах ОЭСР, 2,5 – в США и 3%- В Японии. В абсолютных величинах наша страна тратит на НИОКР меньше, чем Испания, Тайвань, Бельгия.

 

Таблица 2.2.3. Внутренние затраты на исследования и разработки

  1995 1998 2000 2002 2003 2004 2005 2006
Всего, млн. руб. 140,6 12149 25082 76697 135004 169862 196040 230785
% к ВВП 0,74 0,85 0,95 1,05 1,25 1,28 1,16 1,07

 


Рис. 2.2.5. Динамика внутренних затрат на исследования и разработки в% к ВВП (1995–2006)

 

В результате постоянно снижается число созданных современных технологий. При всей условности оценок, которые применяет Росстат для отделения «передовых» технологий от «непередовых», заметна угрожающая тенденция «затухания» (996 в 1997 году, 821-в 2003 и всего 637 в 2006) технического прогресса и снижения эффективности использования национального инновационного потенциала. Вместе с тем, по официальным данным, внедрением инноваций в стране занимается всего 6,2% общего количества предприятий, а в промышленности не более 10%. Затраты на инновации не превышают 1,5% от стоимости промышленной продукции, в то время как в странах Евросоюза этот показатель составляет 4,2%.

 

Рис. 2.2.6. Динамика затрат на технологические инновации (в % к предыдущему году в действующих ценах)


В связи с этим актуальной представляется разработка совместной долгосрочной стратегии развития стран СНГ на базе использования опережающей инновационной модели для перехода к постиндустриальному обществу на основе согласованного использования научно-технического потенциала стран и расширения кооперационных связей.

В России такой интерес появился в связи с принятием в октябре 2006 года Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы». В рамках этой программы предусматривается разработка долгосрочного прогноза научно-технологического развития до 2025 года.

В соответствии с Программой социально-экономического развития республики до 2010 года, принятой Законом Республики Татарстан в декабре прошлого года, магистральный путь развития республики – инновационная экономика. (4, с.3)

В этой программе поставлена задача увеличения доли инновационной продукции в ВРП темпами не менее 2% ежегодно. Если в 2006 году значение этого параметра составляло 15%, то в 1 полугодии 2007 доля инновационной продукции составила в целом по экономике более 17%.

Таким образом, при реализации единой политики в рамках инновационного центра – технопарка, реально создается единая взаимодействующая связь, в которую включены наука, промышленность и бизнес.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.