Совершенствование методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время действуют многочисленные организации, осуществляющие поддержку малого предпринимательства, или, если быть точнее, в уставе которых предусматривается такая деятельность. Однако для поддержки малого предпринимательства требуются новые инструменты: ассоциации банковских структур, специализированные агентства для малого бизнеса, кредитные ассоциации и товарищества, ассоциации институтов, предоставляющих кредитные гарантии, лизинговые структуры. Именно эти инструменты должны обязательно развиваться в регионах для повышения эффективности всех видов поддержки малого предпринимательства.

Наилучшая структура поддержки малого предпринимательства – бизнес-инкубаторы (либо аналогичные структуры), которые бы буквально выращивали» малый бизнес. Причем деятельность бизнес-инкубатора должна быть максимально самоокупаемой. Самое главное – передать бизнес-инкубатору права единоличного организатора инфраструктуры поддержки малых предприятий, где бы не только регистрировались по принципу «одно окно», но и все необходимые консультации и ответы на возникающие вопросы предприниматели также получали бы в «одном окне».

Особенно важным направлением следует признать внедрение системы активного участия в малом и среднем бизнесе создаваемых венчурных фондов. Должна действовать программа их поддержки через создание венчурных институтов, создание благоприятного климата для их возникновения и деятельности в регионах. Национальная система венчурного капитала должна включать корпорации и фонды венчурного капитала (7, с.82).

Эта система должна оказать содействие в формировании и использовании осиновых финансовых продуктов для малого бизнеса, позволяющих ему канализировать долгосрочные сбережения на цели делового инвестирования при поддержке модели предоставления государственных гарантий.

Значительную долю затрат составляют издержки на решение административных проблем. Все управляющие малыми предприятиями единодушно сходятся во мнении, что существующую систему надо менять, для чего:

– провести инвентаризацию рабочих мест в государственном управлении;

– утвердить положение об обязательном проведении конкурсов на занятие той или иной должности;

– повысить заработную плату за счет уменьшения количества дублирующих или функционально не загруженных должностей;

– повысить ответственность государственных служащих за их действия и/или бездействие;

– обеспечить прозрачность деятельности государственных органов, для чего определить объем доступной для потребителей информации, значительно расширить существующий и т.д.

Все предприятия, независимо от их размеров, тратят ресурсы (финансовые, временные, моральные) на преодоление административных барьеров, но для малых предприятий на единицу выпуска продукции (оказания работ, услуг) они намного выше, что значительно удорожает конечный продукт для покупателя (17, с.203).

Кроме того, создание действенного механизма государственного заказа для малых предприятий повысило бы не только жизнеспособность малого бизнеса, но и усилило бы конкуренцию, отсеяло наиболее жизнеспособные предприятия, повысило бы качество изготавливаемой продукции и оказываемых услуг, явилось бы стимулом для поддержания и совершенствования хозяйствования субъектов малого предпринимательства. С этой целью необходимо:

– пересмотреть эффективность существующих услуг для малого предпринимательства в области госзаказа;

– обеспечить равные условия для предприятий при подготовке заявок на конкурс и совместное использование ресурсов;

– разработать меры по улучшению перспектив для малых субподрядчиков;

– развить практику открытого и простого госзаказа между участниками контракта;

– улучшить информационное обеспечение в случае пороговых контрактов, предоставление информации об ответственных организациях, национальных правилах и европейских стандартах и технических требованиях в удобном формате;

– ускорить внедрение информационных технологий для обеспечения малых предприятий оперативной информацией о продукции и контрактах (8, с.58).

Проведенный анализ глобальных факторов развития мировой экономики позволяет дать оптимистический прогноз о жизнеспособности малого бизнеса в меняющихся производственно-технических, информационных и социально-экономических условиях, как в сфере производства товаров, так и в сфере выполнения работ и оказания услуг. Необходимо также подчеркнуть, что именно благодаря этому качеству малое предпринимательство в России есть.

Активность малого бизнеса определяется системой правовой и политической поддержки, социально – бытовыми условиями и притязаниями населения.

В Республике Татарстан малое и среднее предпринимательство рассматривают как одно из наиболее перспективных направлений развития, создания рабочих мест и регионального бюджета. Здесь принята и действует программа поддержки малого предпринимательства на 2005–2010 годы. Эту региональную программу отличает, прежде всего, то, что в ней государственная политика поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики Татарстана. В целях обеспечения эффективного развития малого предпринимательства приняты согласованные и увязанные между собой нормативные акты, направленные на создание необходимых правовых, экономических, институциональных, организационных и технологических условий деятельности субъектов малого предпринимательства, а также действуют постановления кабинета министров Республики Татарстан: «О проведении сертификации услуг розничной торговли», «Об утверждении регламента универсальной процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по принципу «одного окна», «О создании республиканского банка данных о незадействованных площадях и оборудовании», «О ведении мониторинга состояния и развития субъектов малого предпринимательства», «Об утверждении регламента взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности при представлении ими отчетности», «Об Агентстве по развитию предпринимательства Республики Татарстан», «О предоставлении государственных гарантий Республики Татарстан по заимствованиям субъектов малого предпринимательства», «Об утверждении регламента универсальной процедуры предрегистрационной подготовки документов по принципу «одного окна». Анализируя отчеты региональных властей, можно констатировать, что этот комплекс законодательных мероприятий привел к определенным результатам (24, с.125).

В соответствии с принятой программой в настоящее время расширена инфраструктура поддержки малого предпринимательства в регионе.

На период действия программы до 2010 г. в ней поставлены следующие задачи в сфере поддержки развития малого предпринимательства:

– развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, повышение инвестиционной привлекательности малого предпринимательства;

– развитие инновационного потенциала Республики Татарстан и реализация приоритетных направлений развития предпринимательства;

– оптимизация налоговой и административной нагрузки на малое предпринимательство;

– защита прав собственности и легализация (повышение прозрачности) предпринимательской деятельности;

– содействие в развитии товар сырьевых рынков и обеспечение свободной конкуренции; совершенствование земельных отношений и развитие рынка земли;

– создание условий для развития эффективных организационно-правовых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса;

– развитие прогрессивных финансовых технологий в сфере малого бизнеса;

– адаптация системы образования к потребностям предпринимательства;

– совершенствование системы постоянно действующего мониторинга и информационного обеспечения предпринимательской деятельности;

– дальнейшее развитие эффективной системы бизнес – информационной коммуникации;

– создание дополнительных стимулов для вовлечения незанятого населения в сферу малого бизнеса с учетом сбалансированной территориальной экономической политики в области занятости населения;

– обеспечение социальной защиты в сфере малого бизнеса. (4, с.3)

Комплексное решение всех указанных задач действительно соответствует федеральным и региональным приоритетам и должно превратить малое предпринимательство в один из определяющих факторов развития республиканской экономики. Однако конкретизация финансовых ресурсов по каждому из этих направлений и аудит эффективности вложенных средств еще явно недостаточны и внимания развитию инновационного предпринимательства в промышленности, в том числе в нефтедобывающих отраслях, уделяется крайне мало.

Показатели эффективности республиканской программы поддержки малого предпринимательства нацелены на увеличение доли субъектов малого предпринимательства в валовом региональном продукте Татарстана до 30%, доли налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета региона до 18% (4, с.4).

В России в 2007 г. размер средств федерального бюджета, направляемых на комплекс мероприятий по поддержке малого предпринимательства, составил 3,8 млрд руб. и увеличился на 0,3 млрд руб. по сравнению с 2006 годом. Средства федерального бюджета, предусмотренные на эти цели, предоставляются субъектам Российской Федерации на конкурсной основе при условии софинансирования расходов по их реализации из региональных бюджетов (46, с.132).

Приоритетными видами поддержки малого бизнеса являются мероприятия по развитию сектора финансовых услуг малым компаниям, обеспечению доступа к современным офисным и производственным площадям: создается 120 бизнес-инкубаторов, 38 из которых уже открыты, что на 27 бизнес-инкубаторов больше, чем было открыто в 2006 году. К 19 созданным региональным венчурным фондам, созданным в 2005–2006 гг., в 2007 г. добавились по одному фонду в Москве и Краснодаре, каждый объемом 200 млн. руб. В 2007 г. управляющие компании региональных венчурных фондов г. Москвы, Омской области и Красноярского края инвестировали в малые компании около 400 млн. руб. – это первые венчурные инвестиции в малый бизнес, создано 20 гарантийных фондов, к концу 2007 г. их совокупные активы превысили 3 млрд. руб., 6 регионов начали реализацию мероприятий, направленных на поддержку малых предприятий в условиях вступления России в ВТО. В настоящее время на региональном и муниципальном уровнях действует 1 тыс. объединений предпринимателей (союзы, ассоциации, лиги и пр.) (30, с.74).

Таким образом, можно констатировать, что действующий до настоящего времени механизм государственной поддержки малого предпринимательства через разработку и реализацию региональных программ поддержки малого предпринимательства себя не оправдал. Существенным недостатком региональных программ является полное отсутствие анализа направлений (в количественном и качественном аспектах) в секторе малых предприятий.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 179.