Малый и средний бизнес: понятие, структура и особенности развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ведущую проблему современного этапа формирования структур в экономике России представляют разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Эта проблема решается главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином производства и производимой им продукции.

Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует большое число небольших предприятий разнообразного профиля.

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей и их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются крупные предприятия, а напротив, предпочтение отдается малым предприятиям (7, с.54).

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, создание которых определяется многими факторами. С одной стороны, устойчивый научно-технический прогресс имеет тенденцию к концентрации производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере, где пока не требуется значительных капиталов, больших объем оборудования и кооперации множества работников. Это особенно характерно для наукоемких производств, а также отраслей, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Развитию малого производства способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления (33, с.94).

Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, собственник и предприниматель совмещены в одном лице (лицах). Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Это – классическое малое и среднее предпринимательство, из которого по мере углубления разделения труда, накопления капитала и роста доступности транспортных услуг выросли крупные фирмы.

О масштабах развития малого бизнеса в России и за рубежом можно судить по данным таблицы 1.1.1.

 

Таблица 1.1.1. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых странах

Страна

Число малых

и средних фирм

Численность

Доля малых и средних

предприятий%

тыс. ед. в расчете на 10 тыс. жителей занятых, млн. чел. в общей численности занятых в ВВП (оценка)
Великобритания 2630 460 13,6 49 50–53
Германия 2290 370 18,5 46 50–54
Италия 3920 680 16,8 73 57–60
Франция 1980 350 15,2 54 55–62
Страны ЕС 15770 450 68,0 72 63–67
США 19 300 742 70,2 54 50–52
Япония 6450 496 39,5 78 52–55
Россия 875 57 7,5 9,6 10–11

 

Отметим, что в западных странах не везде разработан единый критерий, согласно которому те или иные предприятия относятся к категории малых предприятий.

Однако существуют интеллектуальные определения. Одно из них – это определение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) еще в 1971 году. «…Малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники-менеджеры, свободны от контроля извне, при принятии принципиальных решений» (34, с.206).

Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей (рис. 1.1.1.).

В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие – небольшое предприятие любой формы собственности, характеризующееся, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия» (7, с.18).

В большинстве определений подчеркивается, что бизнес – деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса. Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира (40, с.87).

Использование институциональных подходов к проблеме государственного регулирования малого предпринимательства расширяет возможности понимания этой важнейшей составляющей экономики государства и оказывается для нее методически перспективным, так как дает новые средства в будущем более эффективной системы государственной поддержке малого и среднего бизнеса через развитие его институтов.

Формирование институциональной среды – системы права, морали, этики и соответствующих им непротиворечивых формальных и неформальных институтов, обеспечивающей развитие малого предпринимательства, – задача, решение которой способствует устойчивому развитию экономики и общества в целом.

Для изучения вопросов становления и экономической деятельности системы предпринимательства важно знание институциональных факторов (исследование становления и предшествовавшего развития институтов) конкретных условий ее формирования на макро- и микроуровнях.

Уровень развития предпринимательства, и в частности малого, зависит от:

1) развитости нормативно-правовой базы;

2) состояния конкурентной среды;

3) защищенности частной собственности;

4) методов и форм государственного регулирования предпринимательской деятельности;

5) неформальных норм и обычаев делового оборота.

Важнейшим отличием малого предпринимательства от крупного и среднего являются:

1) высокий уровень транзакционных издержек;

2) высокая степень неопределенности внешней среды;

3) «адаптивная» реакция на изменения внешней среды и высокая степень зависимости от ее воздействий;

4) низкий потенциал отдельно взятых субъектов малого предпринимательства.

Эти качественные характеристики являются определяющими при разработке и осуществлении государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. (6, с.78)

Комплекс ограничений, задаваемых формальными (законами, подзаконными и правовыми актами) и неформальными нормами и регулирующие взаимодействия людей на всех уровнях, включая и органы власти, формирует институциональную среду, в которой функционируют организации.

Оценка институционального климата экономической организации предполагает выделение внутренней и внешней составляющих институциональной среды. Внутренняя предпринимательская среда определяется совокупностью внутренних условий и факторов функционирования предпринимательской организации: выбором организационно-правовой формы и предмета деятельности, наличием необходимого собственного капитала; подбором кадров; знанием рынка и проведением маркетинговых исследований; квалификацией управленческого персонала и рядом других.

Внешняя предпринимательская среда определяется совокупностью факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства. В частности, на эффективность развития предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют взаимоотношения с органами государственной и местной власти, поставщиками и потребителями, субъектами рыночной инфраструктуры.

Таким образом, институциональная среда организации представляет собой систему институтов (экономических, политических, идеологических) через которые обеспечивается развитие малого предпринимательства в условиях рынка.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что развитие малого предпринимательства на данном этапе – одна из важнейших задач социально экономической политики страны. Это осуществимо при условии создания стимулов и условий для развития малого предпринимательства, через создание и реализацию эффективной системы его поддержки, включающую как построение целей ее оказания, так и практического механизма их достижения.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 179.