Оценка эффективности малого и среднего бизнеса в решении социальных задач регионов России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Условие существования любого предприятия на рынке – это, прежде всего, знания местной специфики. Россия в этом случае представляет собой территорию, где сложились свои исторические, природные и климатические особенности, с предпочтениями потребителей, традиционной спецификой. Крупные предприятия в большинстве своем или сократили производство или обанкротились, что создало социальную напряженность. Вопросы занятости, увеличение доходов работающих, налоговые отчисления во все виды бюджетов, повышение уровня жизни населения помогает решать малый бизнес.

Сферы деятельности традиционного малого бизнеса, даже с учетом местных условий, практически одинаковы для всех регионов России: мелкосерийное и индивидуальное производство, розничная торговля, организация общественного питания, гостиничное хозяйство, строительство, транспорт, здравоохранение и т.д. Сложившееся положение отраслей предпринимательства в составе производительных сил регионов, на наш взгляд, весьма закономерно и отражает сложности, связанные с развитием малого бизнеса в регионе и стране.

Структура валового национального продукта и роль каждой из отраслей в процессах развития региона, позволяет сделать вывод, что доля отраслей экономики, в которых основными являются предприятия среднего и малого бизнеса, формируют его значительную часть (рис. 2.3.1.)

 

Рис. 2.3.1. Отраслевая структура малого предпринимательства в России по состоянию на 1 января 2007 года


Оценивая тенденции и перспективы развития субъектов РФ, становится очевидным, что все они совершенно разноплановые по ряду принципиальных позиций. Все регионы отличаются друг от друга различным объемом валового регионального продукта, собственных доходов и уровнем финансовой поддержки из федерального бюджета, структурой налогооблагаемой базы, структурой малого бизнеса (15, с.60). Структура валового национального продукта и роль каждой из отраслей в процессах развития региона, позволяют сделать вывод, что доля отраслей экономики, в которых основными являются предприятия среднего и малого бизнеса, формируют его значительную часть (рис. 2.3.2.). Как уже говорилось ранее, развитие предпринимательской среды определяется совокупностью факторов и условий, которые прямо или косвенно влияют на успех деятельности предприятий.

Этому способствуют и взаимоотношения с органами власти, которые заинтересованы в открытии предприятий малого бизнеса с точки зрения налоговых поступлений в местный бюджет и снятия частичной социальной напряженности на местах.

 

Рис. 2.3.2. Структура валового регионального продукта в 2007 году, %

 


Таблица 2.3.1. Основные показатели деятельности малых предприятий по регионам РФ на 01.01.2007 г.

  РФ Центральный Северо-западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

Количество зарегистрированных малых предприятий на 10 тыс. жителей, ед.

На 01.01.2004г. На 01.01.2007 г. 66,8 71,6 88,2 90,6 113,2 127,3 46,9 52,4 51,7 55,2 49,7 52,3 53,4 56,8 60,0 69,6
Доля занятых на МП, в общей численности занятых в экономике, % 11,8 15,5 16,3 9,4 10,2 8,9 8,5 9,3
Доля продукции (работ, услуг) МП в ВРП, % 15,3 18,0 19,7 15,1 15,6 7,7 11,8 15,9
Производство продукции (работ, услуг) МП на душу населения, тыс. руб. 15,6 22,2 21,4 9,8 12,3 16,4 10,2 16,7
Отношение производительности труда на МП к средней по региону, % 130,2 116,9 120,8 218,6 152,4 85,9 140,0 170,9
Отношение производительности труда на МП к средней по РФ, % 100,0 89,8 92,8 167,9 117,1 66,0 107,5 131,3
Инвестиции в основной капитал МП на душу населения, руб. 697,3 608,7 808,0 782,1 752,8 727,4 654,5 448,7
Доля МП в общем объеме инвестиций в основной капитал, % 2,8 2,5 2,4 5,8 4,0 1,5 3,8 1,2

 


Доля прибыли малых предприятий в суммарной прибыли региона отражает как степень благоприятности краткосрочных перспектив развития малого бизнеса, так и его фактическую роль в наполнении региональных и местных бюджетов. На этот показатель кроме структуры региональной экономики наиболее сильное влияние оказывает такой фактор, как конъюнктура в отраслях производства. Распределение регионов-лидеров и регионов аутсайдеров по усредненным значениям рассматриваемого показателя представлено в таблице 2.3.2.

 

Таблица 2.3.2. Доля прибыли малых предприятий в суммарной прибыли предприятий региона в среднем за 2003–2006 гг., %

Регионы – лидеры

Регионы – аутсайдеры

Республика Алтай 89 Магаданская обл. 1
Республика Северная Осетия – Алания 32 Архангельская обл. 1
Камчатская обл. 26 Курганская обл. 1
Республика Марий Эл 25 Липецкая обл. 1
Челябинская обл. 20 Республика Саха (Якутия) Ничтожно малое значение
Ростовская обл. 19 Амурская обл. то же
Московская обл. 17 Иркутская обл. »
Нижегородская обл. 17 Калининградская обл. »
Свердловская обл. 15 Республика Хакасия »
Костромская обл. 15 Тамбовская обл. »

 

Следует отметить, что усредненный показатель за ряд лет лишь относительно корректен, поскольку для его расчета используется не сальдированная прибыль (убыток) за четыре года, а именно средний показатель прибыли за те годы указанного периода, когда она была получена. В годы, когда был получен убыток, прибыль считалась равной нулю. Показатель, превышающий 100%, зафиксированный в отдельные годы в ряде регионов, означает, что крупные и средние предприятия понесли убытки, которые в масштабах региона не были покрыты прибылью малых предприятий. Отрицательный показатель означает, что малые предприятия получили прибыль, которая в тех же масштабах не покрыла убытка крупных и средних предприятий (15, с.59).

Местные органы власти могут также предъявить ряд требований к предпринимателям по благоустройству прилегающих территорий вокруг арендованных зданий, строительству детских площадок, ремонту дорог за счет малых предприятий, а также пожелания о временном трудоустройстве в летний период учащейся молодежи, инвалидов трудоспособного возраста. Все эти положительные социальные проявления не могут не сказаться на хозяйственной деятельности предприятия.

Так, например, в г. Воскресенске Московской области было одно крупное предприятие по производству хлеба, и оно диктовало свои цены и условия поставки продукции по району, что не устраивало потребителей. Альтернативой ему стали несколько частных маленьких пекарен, которые решили вопросы удовлетворения спроса на продукцию по более низким ценам и увеличения числа рабочих мест, как основного, так и вспомогательного персонала.

Все малые предприятия в регионах ориентированы на местный рынок и поставщиков. Поэтому, развиваясь, одна группа предприятий подтягивает другие. Так, развитие частных транспортных предприятий в малых городах России с численностью населения до 150 тыс. жителей способствовали развитию в них сети магазинов автозапчастей и автомастерских, автомоек с чисткой салонов и многих других. (26, с.55)

В южном регионе России, на Черноморском побережье Краснодарского края, активно развивается малый бизнес в сфере туристического обслуживания, гостиничного хозяйства, общественного питания и развлечения. Происходит увеличение сети частных семейных гостиниц. Появилось такое забытое слово как «пансион», обозначающее небольшую (до 40 человек проживающих) гостиницу с набором таких услуг, как питание, присмотр за детьми, транспорт. Комфортные условия проживания и обслуживания в пансионах составили серьезную конкуренцию крупным гостиницам, где в период наплыва отдыхающих всегда возникают проблемы с местами и качеством питания (8, с. 83).

В сезон отпусков малые предприятия в курортной зоне привлекают дополнительную рабочую силу из числа молодежи, тем самым, решая проблему занятости и увеличения доходов работающих.

Увеличение поступлений в бюджет за счет малого бизнеса позволяет местной администрации провести ремонт общественной собственности: памятников архитектуры, тротуаров, коммуникаций и т.д. Так, по г. Бугульме, поступление налогов и других платежей в бюджет города и района составило – 108 млн. руб. в 2007 году, что на 20 млн. руб. больше, чем в 2006 году. Удельный вес поступлений налогов, других платежей от субъектов малого бизнеса в бюджет города и района – составил 23%, это почти четвертая часть всех доходов города и района.

 

Таблица 2.3.3. Поступление налогов и других платежей от субъектов малого бизнеса во все уровни бюджетов в г. Бугульма в 2006–2007 гг.

  Наименование показателей   ед. изм.   2007 г.   2006 г. Темпы в% 2007г. К 2006 г.
Поступление налогов и других платежей во все уровни бюджетов млн. руб. 1906 1655 115
В том числе: от субъектов МП млн. руб. 340 324 105
Поступление налогов и других платежей в бюджет города и района млн. руб. 470 353 133
В том числе: от субъектов МП млн. руб. 108 81 133
Удельный вес поступлений налогов, других платежей от субъектов МП в бюджете города и района % 23 23 100

 

По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время отечественный малый бизнес становится надежной опорой стабильных налоговых поступлений в бюджет всех уровней, влияет на основные социально-экономические показатели отдельных регионов.

В регионах с достаточно широким спектром выбора рабочих мест, с устоявшейся инфраструктурой, наблюдается тенденция социальной помощи предприятий в укреплении и модернизации этой сферы. Особое внимание уделяется сфере образования. Оборудуются компьютерные классы в школах, закупается или ремонтируется мебель. Не обходят вниманием ветеранов и пенсионеров.

Социальные действия малого предприятия, улучшающие жизнь местного населения или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть и в собственных интересах предприятия в силу того, что обеспечивают его участие в жизни общества. Благополучное с социальной точки зрения общество благоприятно для деятельности бизнеса.

Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей, связанных с развитием бизнеса, проявляется и реализуется на практике малыми предприятиями. В 2006 году было отгружено инновационной продукции собственного производства на 108,2 млрд. руб., что превысило уровень 2005 года на 11,8% (в действующих ценах) и составило 27,9% от объемов продукции собственного производства, отгруженной инновационными крупными и средними предприятиями Республики Татарстан. (25, с. 20)

В России при общем количестве малых предприятий около 1 млн., 85% из них – частные. На оптовую, розничную торговлю и общественное питание приходится свыше 40% всех малых предприятий, на строительство – 16%, промышленность – 15%, общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка – 6%, науку и научное обслуживание – 6%, транспорт и связь – 2%, сельское хозяйство – 1%, на другие отрасли экономики – около 10%. В настоящее время в малом бизнесе работают свыше 15 млн. человек, и эта цифра постоянно меняется.

Диапазон вовлечения трудоспособного населения в малый бизнес колеблется от 2% в Мордовии до 31% в Москве, а в Московском регионе эта цифра еще больше – 40%. Объем инвестиций малых предприятий составил 11% от общих инвестиций в стране.

Малые предприятия в России в состоянии дать ежегодную прибыль в 500 млн. руб., а также ежегодные поступления в бюджет налога на добавленную стоимость – более 83 млн. рублей. Таких показателей, можно добиться в случае передачи малым предприятиям безвозмездно или в льготную аренду пятой части основных фондов, которые не используются на данный момент крупными промышленными предприятиями. (15, с.65)

Таким образом, можно констатировать, что макросреда малого и среднего бизнеса формируется на уровне Правительства. Однако ее качество является необходимым, но недостаточным условием развития экономики. За фасадом отличных макроэкономических показателей скрывается проблема снижения конкурентоспособности средних и малых компаний, которая может стать болезненно острой после вступления России в ВТО. Решить её могут точные меры микроэкономической политики, нацеленные, прежде всего, на развитие существующих сильных сторон хозяйственного комплекса.

 

 






Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.