Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в нашей стране тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, пока не привело к созданию благоприятных условий жизни для основной массы людей

В создавшихся условиях важную роль в экономике играет процесс становления малого бизнеса как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения.

Анализ экономической ситуации в России со всей очевидностью свидетельствует о существенном повышении роли малого предпринимательства, представляющего собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост. В период трансформационных преобразований развитие малого бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка, сокращению числа безработных решению важных социальных проблем в регионах. Малый бизнес является одной из главных перспектив нашего развития, активным источником создания среднего класса – одного из основных гарантов демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.

Вместе с тем малому бизнесу в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта. Становление и развитие малого предпринимательства в России сопряжено с необходимостью скорейшего решения проблем институционального, экономического, структурного, информационного характера. Поддержка малого предпринимательства должна стать одним из приоритетов экономической политики государства. Разработка и внедрение действенного механизма поддержки малого бизнеса возможны на основе глубокого анализа его сущности и выявления основных закономерностей и тенденций на всех этапах его развития. Сложный и противоречивый процесс развития малого бизнеса в России требует углубления проводимых исследований по различным аспектам его функционирования.

Некоторые современные тенденции развития малого предпринимательства в России отражены, в той или иной степени, в исследованиях отечественных ученых. Среди них, можно отметить: советника председателя Совета Федерации, доктора экономических наук, профессора, академика РАЕН Б. Преображенского, заслуженного экономиста РФ Н. Шинкареву, вице-президента РАСН, директора Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, академика И. Ушачёва и др.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что многие вопросы, связанные с деятельностью малого бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.

Объектом исследования являются предприятия малого и среднего бизнеса в РФ и РТ. Предметом исследования – проблемы становления, организации и функционирования малого и среднего бизнеса в России и Татарстане.

Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:

– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;

– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;

– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.

Структура дипломной работы состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов, выводов и предложений, списка использованной литературы, приложений.

Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса. В ней раскрывается сущность понятия «малое предпринимательство», выявляются основные этапы его развития, определяется круг вопросов государственного и нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Во второй главе на основе изучения статистических данных и использования методов сравнения и сопоставления проведен анализ финансово-кредитных факторов активизации малого бизнеса, анализ формирования инфраструктуры поддержки и развития инновационного предпринимательства и оценка эффективности малого и среднего бизнеса в решении социальных задач регионов.

Вопросам совершенствования форм и методов государственной и финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и определению приоритетов развития предпринимательства в сельском хозяйстве посвящена третья глава данного исследования.

В процессе анализа были применены системный, статистический, функциональный метод взаимно дополняющие друг друга и позволяющие выявить системообразующие черты, доминирующие факторы, основные закономерности и тенденции процессов становления и развития малого бизнеса в современной экономике.

Общий объем дипломной работы 80 страниц, 19 рисунков, 16 таблиц, 2 приложения. Список использованной литературы включает 54 наименования.

 

 



Выводы и предложения

 

Итак, исследование охватывает анализом 1999–2006 гг. и прогнозом с нынешнего до 2012 г. Полученные данные вполне ожидаемо выявили, что первый этап четко разделяется на два содержательно противоположных периода: если в первые три года (после дефолта) происходил спад, то с 2002 года начался подъем. Причем этот водораздел одинаково актуален как для динамики количества малых предприятий, так и для численности их персонала.

Правда, есть здесь и заметные различия, приходящиеся на период спада. Что касается малых предприятий, то у них действительно имелось снижение численности в среднем на 22 тыс. за год – до самого низкого показателя 841,2 тыс. на первую половину 2001 года. А вот количество занятых в эту пору осталось на среднегодовом уровне 6433,5 тыс. человек с незначительным отклонением в 1,7%.

Другое дело – последующее пятилетие, когда динамика по обоим показателям совпадала, и отрадно, что наблюдавшийся рост бал заметно эффективнее спада. Так, прибавка малых предприятий в среднем за год составила 38,5 тыс., а персонал прирастал на 78,9 тыс. человек. При этом, однако, обнаруживается, что: в годы спада среднее число работников на одно малое предприятие даже подросло – с 7 до 7,9 человека, а в период подъема колебалось на уровне около 8, то есть рост здесь микроскопический. Таким образом, период 2002 – 2006 гг. хотя и назван периодом подъема в силу роста количества малых предприятий, но с существенными оговорками:

– постоянный абсолютный прирост количества малых предприятий (и численности на них) означает замедленный относительный прирост;

– рост численности занятых на малых предприятиях вызван исключительно ростом их количества (о чём свидетельствует показатель средней численности занятых на малых предприятиях) и поэтому не имеет самостоятельного значения.

Говоря о прогнозе развития малых предприятий, то, по словам С. Борисова, президента «Опоры России», 10 млн. малых предприятий через десяток лет смогут обеспечить 40% ВВП, если государство создаст благоприятные условия. К 2010 году число малых предприятий увеличится до 1137,1 тыс. по сравнению с 1032,8 тыс. в 2007 году. Количество работающих на малых предприятиях изменится с 8,6 млн. человек до 9,4 млн. На ближайшие три года в госбюджете предусмотрено 12,65 млрд. руб. на поддержку малого и среднего предпринимательства. Однако, чтобы малый и средний бизнес стал вровень с крупным по вкладу в экономику страны необходимо: участие предпринимательского сообщества в проведении административной реформы, противодействие коррупции и защиты конкуренции, упрощения налогового и бухгалтерского учета, создание действенных налоговых стимулов для технического перевооружения и обновления основных фондов предприятий.

Таким образом, можно определить ряд основных проблем и путей их решения:

1. Основная коллизия, «проблема проблем» становления и развития малого предприятия связана с тем, что современная российская экономика представлена, главным образом, стандартизированным массовым производством, господствующим, прежде всего, в сырьевом секторе. В промышленном производстве и строительстве пока только 12% и 11,5% компаний соответственно, в сфере технологий и науки всего 2% малого бизнеса. Соответствующая хозяйственная среда, отрицающая факторы индивидуализации, мобильности, конкурентности, определяет неэффективность и бесперспективность функционирования малых предприятий, обессмысливает любые формы и масштабы их поддержки. Стратегический выход, следовательно, состоит в переводе экономики с сырьевой модели на альтернативную инновационную, предполагающую, в частности, гибкую производственную специализацию.

2. МП в качестве объекта госрегулирования находится «на пересечении» двух составляющих (секторов) экономики: малого предпринимательства и инновационной сферы. Это обстоятельство провоцирует неучёт специфики малого инновационного бизнеса в правительственных программах, разрабатываемых разными ведомствами, предопределяет фрагментарность и ресурсную недостаточность, а потому и низкую эффективность, осуществляемых мер господдержки. Решение проблемы видится лишь на основе выстраивания целостной системы такой поддержки, сопрягаемого с серьезными изменениями во всем хозяйственном механизме.

3. Существуют серьезные затруднения в процессах идентификации субъектов инновационной деятельности в малом бизнесе: отсутствует даже законодательная дефиниция малого инновационного предприятия; многие малые предприятия, регистрируемые в качестве инновационных, далее перепрофилируются. Это, естественно, резко затрудняет определение направлений поддержки, сроков и размеров помощи, превращает преференции в необоснованные и неэффективные. Как представляется, следует, прежде всего, ввести четкие критерии квалификации предприятия в качестве субъекта МП; первым из них могла бы стать минимальная доля выручки от реализации продукции, работ и услуг инновационного характера, устанавливаемая на уровне 70%. Желателен также механизм добровольной аккредитации малых инновационных предприятий в региональных уполномоченных органах, на основе которого, можно было бы разработать реестр предприятий, имеющих право на льготы и специальную поддержку государства. Такой реестр помог бы структурировать инновационную деятельность в малом бизнесе, классифицировать ее субъектов по различным признакам, определить применительно к каждой выделенной группе масштабы необходимой правительственной помощи.

4. Практикуемые ныне формы господдержки МП ориентируют его деятельность главным образом на национальный рынок, и это в принципе правильно. Однако, в программах поддержки МП необходимы, в частности, меры, облегчающие его субъектам доступ на международные рынки наукоемкой продукции и высоких технологий, а также способствующие повышению квалификации предпринимателей в осуществлении внешнеторговых операций.

5. Применяемые к субъектам малого предпринимательства меры непосредственного государственного воздействия (прямое финансирование, льготное кредитование и налоговые освобождения) необходимы и важны. Однако, явно недостаточны в том смысле, что не мотивируют предприятия вступать в интеграцию с более крупными (корпоративными) структурами, вне которой невозможна полная реализация потенциала конкурентоспособности малого бизнеса. В связи с этим наряду с инструментами прямого воздействия в системе господдержки малые предприятия должны использоваться рычаги косвенного влияния, стимулирующие сотрудничество малых и крупных предприятий.

6. Приходится констатировать отсутствие целостной специализированной инфраструктуры консалтинговых и сервисных услуг для малых и средних предприятий и слабость информационного обеспечения их развития. Степень информированности субъектов малого бизнеса о наличии сервисных фирм и характере их услуг неудовлетворительна, предложение одних видов услуг превышает спрос на них, а других – далеко не удовлетворяет существующую потребность (речь идет, к примеру, о дефицитности консалтинга по проблемам оформления проектов, их экспертизы и организации финансирования их реализации). Выходом может быть развертывание сети региональных центров сервисной поддержки инноваций в малом бизнесе, призванных выполнять функции координаторов, а также посредников между разработчиками проектов, финансирующими структурами и государственными органами.

7. Весьма острой является кадровая проблема: развитие МП серьезно сдерживается дефицитом квалифицированных специалистов в предпринимательства и менеджмента. Поэтому традиционную их подготовку в вузах, как представляется, следовало бы дополнить организацией соответствующего учебного процесса на базе упомянутых региональных центров.

Таким образом, основными формами и методами управления развитием МП в странах с развитой рыночной экономикой, которые могут быть адаптированы к российским условиям, являются

– на общенациональном уровне: стимулирование развития технопарковых структур как своеобразных «инкубаторов» малого бизнеса; поддержка государством создания объединений малых и средних предприятий, позволяющих эффективно влиять на развитие их деятельности; финансирование и кредитование на национальном уровне программ общенациональной значимости через специализированные банки и кассы; предоставление малым предприятиям ссуд с льготной ставкой в 5–6%; установление правительством грантов на отдельные виды деятельности МП; налоговые и законодательные льготы; помощь депрессивным регионам в развитии малого и среднего бизнеса; гарантирование правительством ссуд малому бизнесу на капитальное строительство, покупку оборудования или модернизацию производств;

– на региональном и местном уровнях: создание корпораций развития малого бизнеса; предоставление кредитов и займов; размещение государственных закупок; создание организаций экономического развития местных сообществ; участие органов власти в создании заемных фондов развития малого предпринимательства; оказание помощи малым и средним предприятиям, перемещаемым на периферию; создание региональных агентств развития малого бизнеса; создание сети сервисных центров для малых предприятий; субсидии региональных органов власти на инвестиции; создание сети венчурных предприятий; создание местных сообществ малого и среднего предпринимательства.

 



Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации» // Собрание законодательства Российской федерации. – 2007.– № 31. - Ст. 4006

2. Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 № 65 (в ред. от 20.10.2000, с изм. на 25.07.2007 г.) «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»//Российская газета. – 2000.– № 226. – 2 ноября

3. Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 № 249 (в ред. от 23.02.2007) «Об условиях и порядке предоставления средств Федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 18. – Ст. 1681

4. Закон РТ от 21.10.2005 № 105-ЗРТ «Об утверждении программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005–2010 годы» (ред. от 17.07.2006)// Республика Татарстан. – 2005. – № 218. – 29 октября.

5. Алексеева, Т. Императивы формирования системы поддержки предпринимательского сектора экономики Кемеровской области/ Алексеева Т. // Предпринимательство. – 2006. – № 5. – С. 66–71

6. Аликаева, М. Теоретические аспекты развития малого предпринимательства: институционально-эволюционный подход/ Аликаева М., Ксанаева М.// Предпринимательство. – 2006.– № 6. – С. 78–82

7. Арсамаков, И. Финансово-кредитные факторы активизации малого бизнеса в региональных отраслевых комплексах/ Арсамаков, И.// Предпринимательство. – 2006. – № 5. – С. 82–86

8. Белотепова, Н. Совершенствование кредитования предприятий малого бизнеса/ Белотепова Н. // Предпринимательство. – 2006. – № 4. – С. 57–63

9. Бесшапошный, М. Появление эффективного предпринимателя на селе – залог правильного развития земельных отношений/ Бесшапошный М. // предпринимательство. – 20056. – № 4. – С. 80–83

10. Биншток, Ф.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие/ Биншток Ф.И.; под ред. М.Г. Лапусты. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ИНФРА-М, 2006. - 200 с. – (Серия «Высшее образование»

11. Велиева, И.С. Кредитование малого бизнеса в России: перспективы роста/ Велиева И.С.// Аудитор. – 2007. – № 1. – С. 33–36

12. Вьюгина, В. Малый бизнес в решении социальных задач регионов/ Вьюгина В. // Предпринимательство. – 2007. – № 5. – С. 59–63

13. Гизайтуллин, Р.Р. Использование бюджета развития в инновационной и инвестиционной сферах / Гизайтуллин Р.Р.// Экономический вестник РТ. – 2007. – № 2. – С. 12–14

14. Григорян, Р. Совершенствование финансово-кредитного механизма муниципальной поддержки предпринимательства / Григорян Р.// Предпринимательство. – 2007. – № 4. – С. 128–131

15. Давыдова, Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение/ Давыдова л.В., Будовская Л.А.// Финансы и кредит. – 2007. – № 13 (253). – С. 48–53

16. Динаев, Т. Развитие государственного регулирования предпринимательской деятельности / Динаев Т. // Предпринимательство. – 2006. – № 6. – С. 50–54

17. Дудин, М. Государственная политика в области малого предпринимательства в современных условиях развития России/ Дудин М. // Предпринимательство. – 2007. – № 4. – С. 203–205

18. Калмыкова, Е. Место кредитной кооперации в региональной системе привлечения инвестиций в малый бизнес / Калмыкова Е.// Проблемы теории и практики управления. – 2007.– № 1. – С. 100–108

19. Кирюшкин, Р. Выявление предпринимательских рисков в современных условиях хозяйствования/ Кирюшкин Р. // Предпринимательство. – 2007.– № 5. – С. 139–142

20. Краснова, О.М. Развитие инновационных процессов в РТ/ Краснова О.М.// Экономический вестник РТ. – 2007. – № 4. – С. 19–24

21. Ливандовская, А.Д. Малый бизнес Дальневосточного федерального округа и Приморского края/ Ливандовская А.Д., Переверзева Н.К. // ЭКО: всероссийский экономический журнал. – 2007. – № 10. – С. 50–59

22. Малый бизнес: возможности инвестиционного налогового кредитования // Библиотечка Российской газеты. – 2007. - Выпуск № 13

23. Меркушев, А. Малый бизнес и развитие сельских территорий/ Меркушев А. // Предпринимательство. – 2007. – № 4. – С. 108–113

24. Мещерякова, Л. Роль эффективности предпринимательской деятельности для социально-экономического развития региона/ Мещерякова Л. // Предпринимательство. – 2007. – № 2. – С. 125–130

25. Морозко, Н.И. Финансовый анализ развития малого бизнеса в России / Морозко Н.И. // Финансы и кредит. – 2006. – № 28. – С. 55–63

26. Муравьев, А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: учебное пособие для вузов/ А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб: ИД Бизнес-пресса, 2006. – 608 с.

27. Назмиева, Е. Лизинг – хороший шанс для развития малого бизнеса/ Назмиева Е.// Экономика и жизнь. – 2008. – № 38 (2739).-С. 7

28. Недосекин, С. Регионы России в реализации национального проекта «Развитие АПК» / Недосекин С.// Предпринимательство. – 2007. – № 2. – С. 9–12

29. Нестеренко, Ю. Малые инновационные предприятия в институциональной структуре «новой экономики»/ Нестеренко Ю.// Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 11. – С. 78–86

30. Нестеренко, Ю.К. разработке концепции государственной поддержки малого инновационного предпринимательства / Нестеренко Ю.// Российский экономический журнал. – 2007. – № 9–10. – С. 123–125

31. Никологорский, Д. О методах государственной поддержки малого и среднего бизнеса/ Никологорский Д. О // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 11. – С. 72–78

32. Онучак, В. Оценка эффективности региональных программ развития малого предпринимательства/ Онучак В.//Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 2. – С. 81–89

33. Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай; под ред. М.Г. Лапусты. – 4-е изд., испр. и доп.. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 667 с.

34. Преображенский, Б. Анализ инновационных процессов в малом и среднем предпринимательстве/ Преображенский Б., Шинкараева Н. // Предпринимательство. – 2007. – № 6. – С. 68–71

35. Преображенский, Б. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в научно – технической сфере/ Преображенский, Б. Толстых Т., Гаврилова Е.,// Предпринимательство. – 2006. – № 4. – С. 18–22

36. Преображенский, Б. Создание инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства // Предпринимательство. – 2007.– № 4. – С.18–24

37. Прудников, В.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие / Прудников В.М.. – М.: ПРИОР, 2006. – 250 с.

38. Семин, Р.Н. Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса //Финансы и кредит. – 2007. – № 19 (259). – С. 59–68

39. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятий): учебник/ Сергеев И.В. Веретенникова И.И..-М.: Проспект, 2006. – 560 с.

40. Суранов, С. Страсти по малому / Суранов С. // Экономика и жизнь. – 2008.– № 7. – С. 5

41. Суранов, С. Макропроблемы микрокредитов / Суранов С. // Экономика и жизнь. – 2007.– № 47. – С. 5

42. Суранов, С. Долгая дорога в Думах: кредитование малого бизнеса/ Суранов С.// Экономика и жизнь. – 2007.– № 45. – С. 5

43. Татарстанский АПК в числе лидеров: Господдержка // Время и деньги. – 2008. – № 48 (2749). – С. 2

44. Тахумова, О. Перспективные формы развития предпринимательства на региональном потребительском рынке/ Тахумова О.// Предпринимательство. – 2006.– № 3. – С. 5–7

45. Ушачев, И. Сельское хозяйство: приоритетно-целевой принцип развития / Ушачев И.// Экономист. – 2007. – № 9. – С. 18–25

46. Файрушина, Р.А. Государственная поддержка формирования инфраструктуры инноваций / Файрушина Р.А.// Экономический вестник Республики Татарстан. – 2007.– № 4. – С. 36–41

47. Хайт М.М., Развитие малого бизнеса на основе реструктуризации крупных предприятий // Вестник Московского Университета. – Серия 6 «Экономика». – 2006. – № 4. – С. 32–43

48. Хамидуллин, Ф.Ф. Малый бизнес в трансформируемой экономике: тенденции и перспективы развития/ Хамидуллин Ф.Ф.. – К.: Издательство Казанского Университета, 2005. – 180 с.

49. Хутаев, Р. Взаимодействие государства и коммерческих банков по вопросам кредитования малого бизнеса России / Хутаев Р.// Предпринимательство. – 2007. – № 4. – С. 132–135

50. Цурелин, А. Государственная поддержка малого предпринимательства/ Цурелин А.// Экономист. – 2006. – №12. - С. 89–91

51. Чапек, В.Н. Малое предпринимательство В России: учебное пособие/ В.Н. Чапек, Д.В. Максимов, В.В. Богуславский. – Ростов на/Д: Феникс, 2006. – 283 с.

52. Шабалин, А.А. Инновационная активность малых предприятий Республики Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2006. – № 3–4. – С. 64 – 67

53. Широков, Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства: учебно-методическое пособие/ Широков Б.М. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 496 с.

54. Янкина, И.А. Российское предпринимательство на селе: важный вопрос для денежно-кредитной и банковской политики/ И.А. Янкина // Финансы и кредит. – 2008. – № 1. - С. 56–69

Введение

 

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в нашей стране тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, пока не привело к созданию благоприятных условий жизни для основной массы людей

В создавшихся условиях важную роль в экономике играет процесс становления малого бизнеса как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения.

Анализ экономической ситуации в России со всей очевидностью свидетельствует о существенном повышении роли малого предпринимательства, представляющего собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост. В период трансформационных преобразований развитие малого бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка, сокращению числа безработных решению важных социальных проблем в регионах. Малый бизнес является одной из главных перспектив нашего развития, активным источником создания среднего класса – одного из основных гарантов демократического, экономически процветающего, социально благополучного общества.

Вместе с тем малому бизнесу в России приходится сталкиваться с серьезными трудностями, среди которых можно выделить общую экономическую нестабильность, несовершенство законодательства и налоговой системы, финансовые проблемы, отсутствие необходимых знаний, навыков и опыта. Становление и развитие малого предпринимательства в России сопряжено с необходимостью скорейшего решения проблем институционального, экономического, структурного, информационного характера. Поддержка малого предпринимательства должна стать одним из приоритетов экономической политики государства. Разработка и внедрение действенного механизма поддержки малого бизнеса возможны на основе глубокого анализа его сущности и выявления основных закономерностей и тенденций на всех этапах его развития. Сложный и противоречивый процесс развития малого бизнеса в России требует углубления проводимых исследований по различным аспектам его функционирования.

Некоторые современные тенденции развития малого предпринимательства в России отражены, в той или иной степени, в исследованиях отечественных ученых. Среди них, можно отметить: советника председателя Совета Федерации, доктора экономических наук, профессора, академика РАЕН Б. Преображенского, заслуженного экономиста РФ Н. Шинкареву, вице-президента РАСН, директора Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, академика И. Ушачёва и др.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что многие вопросы, связанные с деятельностью малого бизнеса, исследованы еще не в полной мере, являются дискуссионными, а ряд проблем не находится даже в стадии постановки.

Объектом исследования являются предприятия малого и среднего бизнеса в РФ и РТ. Предметом исследования – проблемы становления, организации и функционирования малого и среднего бизнеса в России и Татарстане.

Целью дипломной работы является всестороннее обоснование основных направлений совершенствования и приоритетов развития малого и среднего бизнеса. Для достижения поставленной в работе цели, необходима постановка и решение следующих задач:

– обоснование теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса;

– проведение анализа государственной политики в реализации основных направлений развития предпринимательской деятельности;

– определение основных направлений совершенствования форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса в России и Республике Татарстан.

Структура дипломной работы состоит из введения, 3 глав, 9 параграфов, выводов и предложений, списка использованной литературы, приложений.

Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов развития малого и среднего бизнеса. В ней раскрывается сущность понятия «малое предпринимательство», выявляются основные этапы его развития, определяется круг вопросов государственного и нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Во второй главе на основе изучения статистических данных и использования методов сравнения и сопоставления проведен анализ финансово-кредитных факторов активизации малого бизнеса, анализ формирования инфраструктуры поддержки и развития инновационного предпринимательства и оценка эффективности малого и среднего бизнеса в решении социальных задач регионов.

Вопросам совершенствования форм и методов государственной и финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и определению приоритетов развития предпринимательства в сельском хозяйстве посвящена третья глава данного исследования.

В процессе анализа были применены системный, статистический, функциональный метод взаимно дополняющие друг друга и позволяющие выявить системообразующие черты, доминирующие факторы, основные закономерности и тенденции процессов становления и развития малого бизнеса в современной экономике.

Общий объем дипломной работы 80 страниц, 19 рисунков, 16 таблиц, 2 приложения. Список использованной литературы включает 54 наименования.

 

 



Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

Дата: 2019-05-28, просмотров: 225.