Государственное и нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проводимые в России реформы, переход к рыночной системе хозяйствования, развитие адекватной рыночной экономике форм экономической деятельности, повышение предпринимательской активности граждан ставят перед государством новые задачи в экономической сфере и предполагают определение новой роли государства в складывающейся экономической ситуации, требуют совершенствования мер государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Будучи системой мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, государственное регулирование предпринимательской деятельности обеспечивает стабильность и развитие экономики, приспособление существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Основной целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является формирование благоприятной внешней предпринимательской среды.

Внешнюю предпринимательскую среду можно определить как характерную для данного типа экономического развития совокупность социально-политических, правовых, общеэкономических, институциональных и социально-психологических факторов, стимулирующих, препятствующих либо нейтральных по отношению к процессу развития предпринимательства. (20, с. 50)

Государственное регулирование предпринимательской деятельности должно быть направлено на создание такой внешней предпринимательской среды, при которой будет обеспечено оптимальное сочетание интересов предпринимателей и государства. И первым этапом в развитии этого направления является совершенствование законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность. Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ (далее – Закон N 88-ФЗ) с 1 января 2008 года утратил свою силу. Его заменил Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон N 209-ФЗ).

Одно из важнейших новшеств – принципиально иные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Впервые установлены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия (таб. 1.3.1.).

 

Таблица 1.3.1. Средняя численность работников для категорий субъектов малого и среднего предпринимательства (чел.)

Виды малых форм хозяйсвования Предельная численность занятых (человек)
Микропредприятия До 15
Малые предприятия До 100
Средние предприятия От 100 до 200

 

В Законе N 209-ФЗ предусмотрен дополнительный критерий, которого не было в старом законе. Это предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса, устанавливаемые Правительством РФ (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

С 1 января 2010 года вступаит в силу часть 2 статьи 4 Закона N 209-ФЗ. В соответствии с этой нормой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов будут устанавливаться один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений. (1, с. 2)

Итак, какие действия предпринимает государство для развития малого бизнеса? В Законе N 209-ФЗ предусмотрены, в частности, налоговые льготы в виде специальных налоговых режимов, упрощенные правила ведения налогового и бухгалтерского учета и составления бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, финансовая и имущественная, информационная поддержка.

Конкретные льготы определяются законами или иными нормативными правовыми актами РФ. Условия и порядок оказания поддержки устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами.

Анализ политики государственного регулирования предпринимательской деятельности выявил ряд общих проблем российского предпринимательства, среди которых можно выделить:

– несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы предпринимательства;

– проблемы, связанные с излишним административным регулированием предпринимательской деятельности со стороны государства;

– перекос в сторону непроизводственной деятельности с ориентацией на торгово-закупочную деятельность;

– проблемы теневого предпринимательства;

– противоречивая налоговая система;

– отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

– необходимость контроля над соблюдением принципов свободной конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках.

Сглаживание негативных тенденций и дальнейшее развитие предпринимательской деятельности предполагает формирование единой системы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Сейчас готово около десяти подобных законопроектов, и эта работа будет продолжаться. Законопроекты, касающиеся вопросов налогообложения, требуют согласования, что достаточно проблемно – такое согласование идет очень долго и с большими трудностями, например, в части вопросов пороговых величин для перехода на упрощенную систему налогообложения. Но вопросов, требующих решения, по-прежнему остается масса, поэтому до принятия конкретизирующих законов, Закон № 209 с 2008 года будет реально работать не в «полную силу». При поддержке органов власти на местах начнут работать его нормы об активах, используемых для поддержки малого предпринимательства (20, с. 52).

Развитие малого предпринимательства должно быть обозначено как пятый национальный проект, ему должно уделяться огромное внимание со стороны государства – это серьезная социально-экономическая задача. Принятие Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» – важный шаг на пути ее решения.

В настоящее время система государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности в Российской Федерации находится на стадии становления и требует качественно нового отношения к себе. Необходимость совершенствования условий ведения предпринимательской деятельности очевидна, что, в свою очередь, предполагает реформирование всей государственной политики в области предпринимательства.

Целью реформы государственного регулирования предпринимательской деятельности является существенное снижение как степени зависимости от административного регулирования предпринимательской деятельности, так и сокращение финансовых и временных затрат, понесенных предприятиями на получение лицензий, согласований, числе затрат, связанных с оказанием контролирующими органами платных услуг.

Достижение должного уровня экономического роста и благосостоянию населения возможны только путем глубокого реформирования и оптимизации существующей системы государственного регулирования. Конечной целью данной реформы является разработка и принятие государственной политики в сфере регулирования предпринимательской деятельности, составными частями которой должны стать:

1. Внедрение новых регулирующих норм и правил в ту или иную сферу предпринимательской деятельности.

2. Внедрение конкретных механизмов государственного регулирования, базирующихся на анализе возможных затрат, которые могут понести экономические агенты, обязательное согласование данных по обоснованиям, а также текстов нормативных документов с Правительством РФ и соответствующими министерствами.

3. Применение действенной системы контроля каждого решения в данной сфере на предмет реального достижения декларируемой цели влияния на предпринимательскую деятельность.

4. Процедурные требования к публичности нормотворческой деятельности, внедрение практики обязательных публичных дебатов перед принятием нормативных актов (37, с. 123).

По нашему мнению, развитие государственного регулирования предпринимательской деятельности должно идти с соблюдением следующих требований:

1) меры реализации государственной политики должны носить комплексный, системный, последовательный, логически выстроенный обоснованный характер; они должны охватывать все субъекты предпринимательской деятельности, независимо от размера предприятия и вида деятельности;

2) необходимо усилить меры участия предпринимательских объединений, экспертных и независимых исследовательских организаций в процессе принятия решений по вопросам государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности;

3) необходимо строго регламентировать меры контроля над предпринимательской деятельностью со стороны государства, которые должны быть ограничены периодичностью, и носить только предварительный и последующий характер. Текущий контроль, по нашему мнению, должен быть ограничен лишь периодическим предоставлением финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности;

4) необходимо ограничить степень вмешательства государства непосредственно в процесс осуществления предпринимательской деятельности, обеспечить равные возможности ведения бизнеса, устранить административные препятствия на пути развития предпринимательской деятельности;

5) необходимость постоянного мониторинга, экспертизы и контроля принимаемых и проводимых мер, своевременное обновление и совершенствование законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, минимизация числа подзаконных актов, инструкций, разъяснений.

Данные принципы могут быть реализованы с помощью следующего механизма развития государственного регулирования предпринимательской деятельности (рис. 1.3.1.).

Успешная реализация государственной политики в отношении развития предпринимательства в большей степени зависит от организации взаимодействия между органами власти и субъектами хозяйственной деятельности (20, с. 51).

Экономический эффект от внедрения данного механизма может быть оценен как положительными, так и отрицательными последствиями. На наш взгляд, поэтапная реализация механизма совершенствования государственного регулирования позволит уменьшить издержки предпринимателей на организацию и ведение своей деятельности и сократить количество неэффективных решений со стороны государства.

Следует определить тот оптимальный уровень государственного регулирования по каждому из указанных направлений, который обеспечивал бы рост показателей экономики страны, с одной стороны, и упростил бы процедуры, связанные с ведением предпринимательской деятельности, снизив тем самым издержки ведения предпринимательской деятельности, с другой стороны.

Исследование политики государственного регулирования предпринимательской деятельности позволяет сделать главный вывод: государство должно проводить в отношении предпринимательства целенаправленную политику, направленную на снижение своих контролирующих функций. В то же время, необходимо усилить роль государства в формировании благоприятной предпринимательской среды.

Целью мер государственного регулирования предпринимательств должно стать упрощение формальных правил ведения предпринимательской деятельности, улучшение состояния внешней предпринимательской среды. Крупное предпринимательство стоит регулировать, а малое и среднее – преимущественно поддерживать.

Следует четко обозначить степень допустимости вмешательства государства в деятельность предпринимателей, завершить процесс формирования нормативно-правовой базы и системы регулирования предпринимательства в целом.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

 

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.