Главным источником, из которого мы узнаем о жизни и апостольских трудах святителя Стефана, является «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Великопермского». Оно составлено иеромонахом Епифанием Премудрым, автором первого жития преподобного Сергия Радонежского. Епифаний в одно время со святым Стефаном был насельником монастыря во имя святителя Григория Богослова в Ростове Великом. Впоследствии он неоднократно встречался со святым Стефаном и беседовал с ним.
Будущий святитель Великопермский Стефан родился в Великом Устюге. На северо-восток от Великого Устюга находился обширный Пермский край (Великая Пермь). Его жители – зыряне, известные также как пермяки или коми, платили дань русским, но оставались еще язычниками. Будущий просветитель пермяков с детства имел пытливый ум и любил читать книги. В юном возрасте он принял монашеский постриг в монастыре во имя святителя Григория Богослова в Ростове. Постриг его старец игумен Максим Калина. Монастырь святителя Григория находился при епископской кафедре и именовался «в затворе», «потому что там было много собрано книг для чтения при епископе Ростовском Парфении»[70]. Видимо монастырь этот был своего рода училищем.
Как говорится в «Слове о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского»: «У него был обычай прилежно читать книги, сильно замедляя чтение, чтобы правильно уяснить смысл каждого слова в стихе, то есть о чем говорится; и так с молитвою сподоблен был разума. И если видел человека мудрого и книжного, и старца разумного и духовного, то его расспрашивал и беседовал с ним, пребывая с ним ночью и днем, расспрашивая тщательно о непонятном. Разумная притча не ускользала от него, и трудно понимаемое толкование он отыскивал и уяснял смысл, всякое божественное повествование стремился услышать. От слов и речей отцов и поучений старцев не отступал, всегда подражая житиям святых отцов, и от этого большего разума набирался»[71].
В Григорьевском монастыре Стефан «научился любомудрию, то есть философии и греческой грамоте и книги греческие изучил, и хорошо знал их и постоянно хранил у себя. Говорил на трех языках и три грамоты знал: русскую, греческую и пермскую».[72] В монастыре Стефан занимался перепиской книг, в чем достиг большого искусства. «За многую свою добродетель»[73] он был рукоположен во иеродиаконы и иеромонахи.
Душа святого Стефана стремилась к подвигам апостольским. Он возжелал пойти в пермскую землю для проповеди Евангелия. За благословением на такое великое дело Стефан отправился в Москву. В это время митрополита в Москве не было. Наместник митрополии епископ Коломенский Герасим, ранее рукоположивший Стефана в пресвитерский сан, дал ему свое благословение на апостольские труды среди зырян.
Сначала проповедь святого Стефана воспринималась зырянами враждебно. «Сперва Стефан много перенес от неверных пермяков, от некрещеных: озлобление, роптание, поругание, хулу, укоры, унижение, досаждение, поношение и пакость, иногда смертью грозили ему. Иногда убить его хотели, иногда обступали его со всех сторон с палицами и с большими дубинами, смерти его предать задумав. В другой раз собралась толпа крамольников и принесли множество охапок сухой соломы. И когда огонь принесли, и солома вокруг него была сложена, хотели уже запалить ее и этим огнем жестоко убить намеревались раба Божьего»[74]. Впрочем, с самого начала проповеди святого Стефана среди пермяков нашлись люди, искренне уверовавшие и принявшие святое крещение. Они «часто приходили к нему и постоянно сидели с ним, беседуя и спрашивая, и всегда держались его и очень любили»[75].
Постепенно все больше пермяков стали принимать святое крещение. Святой Стефан построил храм во имя Благовещения Пресвятой Богородице при впадении реки Вымь в Вычегду. Усть-Вымь сделалась миссионерским центром Пермского края. Церковное богослужение привлекло внимание пермяков. «Обычно с тех пор, как была построена церковь, каждодневно приходили пермяки, и некрещеные тоже. Не на молитву приходили и не как жаждущие спасения, и не ради молитвы прибегали, но чтобы увидеть красоту и величие церковного строения, и так сидели, наслаждаясь видом, а потом уходили. А расходясь, неверные между собой говорили: Действительно велик этот Бог христианский»[76]. Вскоре святой Стефан построил второй храм и основывал при построенных церквах училища.
В 1383 году святой Стефан прибыл в Москву. Он обратился к святому благоверному князю Димитрию Донскому и митрополиту Пимену с ходатайством о поставлении в Пермский край особого епископа. Митрополит Пимен рукоположил в епископский сан его самого.
Вернувшись в Пермский край, святитель Стефан утвердил свою кафедру в Усть-Выми. Он значительно расширил свою миссионерскую деятельность. Святитель много трудился над переводами на зырянский язык Священного Писания и богослужебной литературы. Он составил зырянский алфавит из 24 букв на основе кириллицы. При переводе книг Священного Писания святитель брал за основу греческий текст. Святитель Стефан основал в Зырянском крае две монашеские обители. В 60 верстах от Усть-Сысольска[77], на реке Сысола, святитель Стефан основал Стефановскую пустынь. Вторая основанная им обитель – Ульяновский Стефановский монастырь во имя Живоначальной Троицы.
Святитель Стефан заботился о зырянах. Он ездил в Новгород и Москву, ходатайствовать о защите зырян от неправого суда и грабежей чиновников. Во время голода он доставал им хлеб из Вологды.
Святитель Стефан находился в духовном общении с преподобным Сергием Радонежским, бывал в обители преподобного и беседовал с ним. Из составленного Епифанием Премудрым жития преподобного Сергия Радонежского известен следующий случай. «Епископ Пермский, святой Стефан, великую любовь испытывал к преподобному. Как то шел он из своей епископии в Москву по дороге, которая отстоит от Сергиева монастыря на пять поприщ или чуть больше. Поскольку он спешил попасть в город, то решил не заходить в обитель святого, но зайти к нему на обратном пути. Находясь же напротив монастыря, встал на колени и прочел молитвы: «Достойно есть» и обычную молитву. Поклонился преподобному Сергию и сказал: «Мир тебе духовный брат». В этот момент преподобный Сергий находился на общей трапезе. Уразумев духом поклонение епископа, тотчас же встал из-за стола, и немного постояв, и молитву сотворив, поклонился также епископу, вдалеке от обители отстоявшему, и сказал: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою». Братья же чрезвычайно удивились и решили некоторые, что преподобный увидел видение. По окончании же трапезы спросили его, а он рассказал им: «В тот час епископ Стефан, идущий ко граду Москве, стал напротив нашего монастыря и поклонился Святой Троице и нас грешных благословил».[78]
Святитель Стефан пользовался также любовью и уважением со стороны митрополита Московского святителя Киприана. В 1396, пребывая в Москве, святитель Стефан заболел и почувствовал приближение кончины. Призвав своих клириков и других лиц, бывших с ним в Москве, святитель преподал им последнее наставление и отпустил обратно в Пермский край, благословив продолжать миссионерские труды. Преставился святитель Стефан в праздник преполовения Пасхи. Погребли его в Москве, в кремлевском Спасском монастыре.
Преемником святителя Стефана на Пермской кафедре был епископ Исаакий. Он был хиротонисан в подмосковном селе Голенищеве, любимой резиденции святителя митрополита Киприана. Исаакий оснвал Троицкий скит Ульяновского монастыря, послал миссионеров на Каму и Вишеру.
После ухода епископа Исаакия на покой епископом Великопермским стал святой Герасим (около 1447). Святитель Герасим участвовал в Соборе 1441 году, низложившем митрополита Исидора. В 1447 году святитель был удушен собственным омофором взятым им на воспитание вогулом. «Вычегодско-вымская летопись» сообщает, что епископ был убит земскими подьячими из-за конфликта вокгруг земли на строительство храма.
Святитель Питирим Великопермский (1447-1455). До поставления в епископы являлся настоятелем Чудова монастыря в московском Кремле. Епископ Питирим известен как энергичный миссионер и благоустроитель епархии. Убит вогулами недалеко от Усть-Выми. Согласно «Степенной книги» святитель Питирим составил житие святителя митрополита Алексия и канон на обретение его мощей.
Святитель Иона Великопермский (1456-1470). Ко времени назначения епископом быд простым иноком. Успешный миссионер, обратил в христианство язычников на Каме и Чусовой.
В 1492 году к Пермской епархии была присоединена Вологда. С тех пор Пермские епископы стали часто проживать в Вологде. В 1556 году Пермская епархия была переименована в Вологодскую. Город Пермь на реке Кама был основан указом императрицы Екатерины II. В 1799 году была основана Пермская епархия с центром в Перми. Она не имеет прямого отношения к древней Пермской епархии, кроме того, что юрисдикция епископов Великой Перми в древности распространялась и на Прикамье.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.