После смерти митрополита Киприана о поставлении нового митрополита стали хлопотать великий князь Василий I Дмитриевич и его тесть великий князь Литовский Витовт. Каждый хотел видеть на митрополичьей кафедре собственного кандидата. В результате Константинопольский патриарх поставил для Руси единого митрополита Фотия, грека по национальности. Можно сказать, что он стал собственным ставленником патриарха. Произошло это в 1408 году. Фотий был уроженцем Пелопоннеса, иночествовал там, был настоятелем монастыря.
Тем временем в 1408 году Москва пережила нашествие эмира Эдигея. Великий князь Василий Дмитриевич уехал, по примеру отца, в Кострому – собирать войско. Обороной Москвы командовал князь Владимир Серпуховской. Эдигей разорил ряд городов вблизи Москвы. Разорению подвергся и Троице-Сергиев монастырь. Москва откупилась тремя тысячами рублей серебром.
В 1409 году митрополит Фотий прибыл в Киев. Витовт принял его с неохотой. Вскоре затем Фотий прибыл в Москву. Четыре года Москва была без митрополита. Пригороды Москвы были разорены Эдигеем. Митрополит Фотий столкнулся с тем, что часть земель, принадлежащих митрополии была захвачена боярами, имущество митрополичьего дома расхищено. Он начал возвращать расхищенное имущество.
В 1410 году митрополит Фотий поехал во Владимир и едва не стал там жертвой татар. В это время татары вторглись в Северо-восточную Русь. Они захватили Владимир и разорили Успенский собор. Митрополит Фотий едва спасся.
В 1414 году Витовт ограбил митрополита Фотия, не пустил его в Константинополь и отправил в Москву. К этому его могли подвигнуть беглые московские бояре. Витовт собрал Собор епископов и настоял, чтобы они требовали от Константинопольского патриарха поставить особого митрополита для епархий великого княжества Литовского. Он послал в Константинополь для поставления в митрополиты Григория Цамблака, племянника митрополита Киприана. Однако патриарх отказался поставить Григория митрополитом. Тогда осенью 1415 года Собор епископов великого княжества Литовского по требованию Витовта без благословения патриарха поставил Григория Цамблака митрополитом.
Митрополит Фотий написал послания в западнорусские епархии. В своих посланиях он протестовал против незаконного поставления Григория Цамблака митрополитом. Святитель Фотий жаловался также на незаконное поставление Григория и в Константинополь. Константинопольский патриарх наложил на митрополита Григория запрещение. Судьба его неизвестна. Очевидно, он ушел на покой в один из Молдо-Влахийских монастырей. Надо сказать, что митрополит Григорий являлся хорошо образованным иерархом, ревностным православным. Сохранились поучения митрополита Григория.
После удаления митрополита Григория митрополит Фотий вновь получает власть над литовскими епархиями. В 1420 году митрополит Фотий посетил Литву, был принят князем Витовтом. В последующие времена он также посещал Литву. В 1420 году в Польше, митрополит Фотий встречался с королем Владиславом (Ягайло). В 1429 году митрополит Фотий ездил на коронацию Витовта в Тракай. Однако эта коронация не состоялась по проискам польского короля Сигизмунда. В 1430 году митрополит Фотий последний раз побывал в Литве. В том же году умер Витовт.
В 1425 году умер великий князь Василий I Дмитриевич, сын Димитрия Донского. Великокняжеский престол перешел по завещанию к его сыну Василию Васильевичу, которому тогда было десять лет.[68] Опекунами Василия Васильевича стали его мать Софья Витовтовна и митрополит Фотий. Это завещание не соответствовало привычному порядку наследования. По прежнему порядку наследником Василия Димитриевича должен был стать его младший брат Юрий. Поэтому князь Юрий Дмитриевич не признал своего племянника Василия Васильевича великим князем. Он не принес присяги, мотивируя тем, что у Василия не было права на великое княжение, и поехал к себе в Галич[69] собирать войска. Возник междоусобный конфликт. Митрополит Фотий поехал к Юрию Димитриевичу, чтобы примирить его с племянником. Но тот не внял увещаниям святителя. Фотий покинул князя, не подав ему благословения. После отъезда митрополита в Москву во владениях Юрия Дмитриевича вспыхнула эпидемия. Народ увидел в этом следствие того, что митрополит не благословил князя. В результате князь Юрий был вынужден принести присягу великому князю Василию Васильевичу, и обязался не искать великого княжения.
Сохранилось 29 посланий и грамот митрополита Фотия, в том числе более 10 посланий в Псков и Новгород. В этих посланиях: 1) расширяется круг лиц, отлученных от причастия: нераскаянная грешница, человек, покушавшийся на самоубийство, человек совершивший убийство на поле – поединке; 2) запрещается использовать латинское миро; 3) разрешается мирянам крестить младенцев в случае крайней опасности для их жизни. Также митрополит Фотий запрещал причащать лиц, состоящих в незаконном четвертом браке. Митрополит Фотий запретил смешанные монастыри, в которых проживали и иноки и инокини. В женские монастыри он постановил ставить белое духовенство. Крещение митрополит Фотий предписывал совершать через погружение, разрешал в случаях опасности для жизни крещаемого обходиться одним восприемником. Таинство елеосвящения он предписывал совершать семи священникам и диаконам.
Во время правления митрополита Фотия продолжился процесс перехода на Иерусалимский Устав. При митрополите Фотии произошло обретение мощей преподобного Сергия Радонежского и святителя Алексия Московского.
2 июня 1431 года митрополит Фотий преставился. Мощи его покоятся в Успенском соборе Кремля.
Во время митрополичьего служения святителя Фотия состоялся Констанцский Собор Римо-католической Церкви (1414). На Соборе был осужден чешский священник и профессор богословия Ян Гус, выступавший за реформирование Римо-католической Церкви в духе возвращения к древнему христианству. Гус был сожжен в Констанце в 1415 году. Протесты против казни Яна Гуса вылились в гуситские войны в Чехии (1419-1437).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 206.