Святой благоверный великий князь Димитрий Иоаннович Донской родился в 1350 году. Отцом его является князь Иоанн Красный, сын Иоанна Калиты. Мать Дмитрия известна только по имени – Александра. В 1359 году великий князь Московский Иоанн Иоаннович Красный скончался. Наследовал ему малолетний Дмитрий. Естественно, что фактическое управление княжеством находилось во время малолетства великого князя в других руках. Бразды правления взяла на себя боярская дума во главе с митрополитом святителем Алексием. В 1362 году митрополит Алексий сумел испросить у султана Абдуллы ярлык на великое княжение для Дмитрия Иоанновича Московского. Московский отряд, имея во главе своего князя-отрока, занял Владимир. Однако Амурат, соперник Абдуллы, дал ярлык на великое княжение князю Суздальскому и Нижегородскому Дмитрию Константиновичу, который после получения этого ярлыка занял Владимир. Через двенадцать дней после этого к Владимиру подошло московское войско во главе с Дмитрием Иоанновичем и изгнало его соперника. Таким образом, будущий Донской герой с отроческих лет водил войска, разумеется под опекой более опытных военачальников. Конфликт между князьями Московским и Суздальским вскоре завершился заключением союза между ними. Союз был скреплен браком великого князя Дмитрия Иоанновича и дочери Дмитрия Константиновича Суздальского Евдокией. Тесть признал права зятя на великое княжение. В процессе заключения этого союза важнейшую роль сыграл святитель Алексий. В последующие годы Дмитрий Иоаннович был вынужден много воевать с великим князем Литовским Ольгердом, который дважды безуспешно осаждал Москву. Дмитрий Иоаннович в ответ предпринял походы на Смоленск и Брянск. Ему удалось изгнать из Твери союзника Ольгерда Литовского Тверского князя Михаила Александровича. В ответ Ольгерд вновь осадил Москву, и Тверское княжество было возвращено Михаилу. Михаил Александрович решил добиваться великого княжения и, собрав дары, отправился в Орду. Получив ярлык на великое княжение, он прибыл на Русь. Дмитрий Иоаннович не пустил его во Владимир. Сам он ехать в Орду отказался. Однако Дмитрий Иоаннович и его наставник митрополит Алексий не желали открытого конфликта с Ордой. Действовать решили дипломатическими способами. Дмитрий Иоаннович богато одарил приехавшего с Михаилом Александровичем Тверским из Орды ханского посла. Посол стал по возвращении в Орду стараться в пользу Дмитрия Иоанновича. В результате, когда великий князь Московский прибыл в Орду, встретили его благожелательно. Задарив правителя Орды и его советников, Дмитрий Иоаннович вновь получил ярлык на великое княжение. Дальнейшие годы прошли в борьбе Димитрия Иоанновича с Михаилом Тверским, Ольгердом Литовским и Олегом Рязанским. Михаил Александрович еще раз сумел получить ярлык на великое княжение, но Дмитрий Иоаннович не обратил на это внимания и в 1375 году со своими союзниками разорил Тверское княжество. Этому способствовала «замятня» в Орде, позволившая великому князю Московскому действовать независимо. В 1377 году умер великий князь Литовский Ольгерд.[50] Воспользовавшись этим, Дмитрий Иоаннович совершил удачный поход против великого княжества Литовского. Ему удалось привлечь на московскую службу двух сыновей Ольгерда - Андрея и Дмитрия.
Независимая политика Дмитрия Иоанновича Московского вызывала беспокойство эмира Мамая, фактически правившего западной частью Орды.[51] Он послал в набег на нижегородские пределы своего лучшего полководца мурзу Бегича, однако Дмитрий Иоаннович разгромил войско Бегича на реке Вожжа, в Рязанских пределах. Это произошло в 1378 году. После известия о бесславном поражении посланного им войска, Мамай стал готовиться к большому походу на Москву. Он собрал весьма значительное войско. Достоверных данных о количестве этого войска нет. Историки приводят разные цифры – от 150 до 300 тысяч. В составе войска Мамая была не только татарская конница, но и наемная пехота из числа крымских генуэзцев, а также наемники из числа различных кавказских народов. Численность московского войска в летописях называется разная. Цифры, как правило, преувеличиваются. Так, «Московский летописный свод» XV века говорит о 150 или 200 тысячах человек. Устюжский летописец называет цифру 300000 и т. п. 23 июля 1380 года Мамай подошел к реке Воронежу, которая была южной кромкой русско-ордынской пограничной полосы. Там, по сведениям русских источников, он провозгласил себя царем, то есть султаном. Мамай не был Чингизидом и поэтому не мог быть султаном. Он правил в западной части Орды от имени часто сменяемых им султанов-марионеток. Теперь же он, надеясь на лавры победоносного полководца, принял султанский титул.
Перед выступлением против Мамая великий князь Дмитрий Иоаннович посетил Троицкий монастырь и принял благословение у преподобного Сергия Радонежского. Об этом свидетельствуют не только житие преподобного Сергия, но и новгородские летописи – IV Новгородская и Софийская, соданные в первые десятилетия XV века. Преподобный Сергий советовал князю закончить дело, по возможности, миром. «Почти дары и честию нечестивого Мамая, - говорил он, - да, видев Господь Бог смирение твое, и възнесет тя, а его неукротимую ярость и гордость низложит». Великий князь Дмитрий в ответ сказал: «Вся сия сотворих ему, отче, он же наипаче с великою гордостию возносится». Преподобный Сергий на это ответствовал: «Аще убо так есть, то убо ждет его конечное погубление и запустение, тебе же от Господа Бога и Пречистыя Богородицы и святых Его помощь, и милость, и слава». Дмитрий Иоаннович попросил отпустить в поход двух иноков Троицкого монастыря Пересвета и Ослябю, «мужества их ради и полки умеюща рядити, глаголя сице: «Отче, даждь ми два воина от своего полку чернечьского, дву братов: Пересвета да Ослябя». «Сии бо суть ведоми всем ратници велиции и богатыри крепции и смыслени зело к воиньственому делу и наряду», - добавляет автор «Сказания о Мамаевом побоище». Преподобный Сергий согласился отпустить Пересвета и Ослябю в помощь русскому войску. Он облек их в великую схиму. Затем преподобный благословил крестом и окропил святой водой великого князя Дмитрия Иоанновича, Пересвета и Ослябю и сказал великому князю: «Господь Бог будет ти Помощник и Заступник и Той победит и низложит супостаты твоя и прославит тя».
Источники сохранили также упоминание о молении великого князя Дмитрия Иоанновича и его двоюродного брата князя Владимира Серпуховского перед чудотворной Владимирской иконой Божьей Матери в Успенском соборе московского Кремля. Историки подвергают сомнению это сообщение, так как чудотворная Владимирская икона Божьей Матери была перенесена в Москву из Владимира только в 1395 году. Однако можно предположить, что в 1380 году икона приносилась в Москву на время.
После выступления части русского войска из Москвы, оно остановилось для краткого отдыха на месте, где ныне находится Николо-Угрешский монастырь. Там произошло явление великому князю Дмитрию Иоанновичу иконы святителя Николая Чудотворца. Умиленный этим явлением Дмитрий воскликнул: «Сия вся угреша[52] сердце мое!» Возвращаясь после Куликовской победы, Дмитрий Донской повелел устроить на месте явления иконы святителя Николая монастырь в его честь.
25 августа 1380 года великий князь Дмитрий Иоаннович произвел своим войскам смотр в Коломне. В составе московского войска было 23 князя. Главными воеводами были князь Владимир Андреевич Серпуховской[53], князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи, служилый князь Дмитрий Боброк Волынский, Иван Родионович Квашня, Михаил Бренко, Микула Васильевич, Андрей Серкизович, Феодор Грунка, Лев Морозов, Тимофей Васильевич Вельяминов. 6 сентября 1380 года войско Дмитрия Иоанновича подошло к рекам Дон и Непрядва. Место, где происходила битва, было в XIX веке установлено местным помещиком С.Д. Нечаевым, занимавшим в 1833-1836 годах пост обер-прокурора Святейшего Синода.
Перед встречей с войском Мамая Дмитрий Иоаннович принял мужественное решение. Он переправил свое войско на южный берег Дона и сжег мост. Таким образом, был отрезан путь к возможному отступлению. Русские были обречены стоять насмерть. Место для сражения было выбрано удачно. Куликово поле имеет достаточно большие размеры. В то же время оно не слишком широко и не позволяло войскам Мамая охватить русских с флангов. Мамай не мог извлечь максимальной пользы из численного преимущества своего войска. Ставка Мамая находилась к югу от Куликова поля на Красном холме. Важной ошибкой Мамая было то, что он позволил Дмитрию Иоанновичу самому выбрать место для сражения. Боевые порядки русского войска состояли из пяти линий. Первую линию составлял Сторожевой полк под командованием князя Семена Мелика и князя Ивана Оболенского Тарусского. Впереди этого полка действовали конные разъезды численностью 80 человек. Вторую линию составлял Передовой полк под командованием князей Дмитрия и Владимира Всеволожских. Затем следовали три линии главных сил. К третьей линии можно отнести Большой полк под командованием боярина Тимофея Васильевича Вельяминова. К четвертой линии относятся полки Левой руки и Правой руки. В них начальствовали, соответственно, князья Белозерские во главе с князем Феодором Семеновичем и князь Андрей Ольгердович. К пятой линии относятся резервы. Их было два. Первый резерв под командованием князя Дмитрия Ольгердовича находился позади Большого полка. Кроме него был еще секретный резерв – скрытый в лесу Засадный полк под командованием князя Владимира Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка Волынского.
Куликовская битва состоялась 8 сентября 1380 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Перед сражением великий князь Дмитрий Иоаннович был утешен приходом присланных преподобным Сергием иноков Троицкого монастыря во главе с монахом Нектарием. Они принесли Богородичную просфору из своего монастыря и «грамотку» от преподобного Сергия. «Сказание о Донской иконе Пресвятой Богородицы» говорит о присутствии на Куликовом поле этой чудотворной иконы. В сказании сообщается, что до Куликовской битвы Донская икона находилась на Дону в казачьем городке Сиротине, а после битвы икона была передана в дар благоверному князю Дмитрию Донскому, который перенес ее в Москву.[54] С Куликовской битвой связана еще одна чудотворная икона Божьей Матери – Гребневская, которая находилась, согласно сказанию о ней, в казачьем городке Гребнев на Дону. После Куликовской битвы гребневские казаки поднесли эту икону благоверному князю Дмитрию Донскому.[55] Она также была принесена Дмитрием Донским в Москву. Позже, собираясь походом на непокорный Новгород, великий князь Иоанн III дал обет построить новый храм во имя Пресвятой Богородицы. После похода он исполнил свой обет и поместил в новосозданный храм чудотворную Гребневскую икону Божьей Матери.
Утро в день Куликовской битвы выдалось туманным. Столкновения между русскими и ордынцами начались около 10 часов утра и состояли в основном из перестрелки между воинами Сторожевого полка и лучниками Мамая. Видимо в это время произошел поединок между русским богатырем схимонахом Александром Пересветом и татарином Темир-Мурзой (Телибеем, Челубеем). Некоторые историки склонны отрицать факт этого поединка. Объясняют они свою точку зрения тем, что перед стихийным столкновением двух больших войск не могло быть поединков. Для них, мол, не было ни времени, ни места. Внимательное прочтение источников не подтверждает это мнение. Столкновение двух войск предварялось отдельными стычками разведчиков, затем произошла перестрелка между воинами сторожевого полка и татарами. Лишь около одиннадцати часов утра произошло столкновение главных сил. Туман, мешавший развертыванию главных сил, не мог служить большим препятствием для действий отдельных воинов и малых отрядов. Для поединка было и время и место.
Перед началом битвы великий князь Дмитрий Иоаннович совершил необычный поступок. Он надел доспехи простого воина и встал в ряды вместе с прочими рядовыми воинами. Свои доспехи и княжеский плащ он передал Михаилу Бренко. Этот поступок историки комментируют по-разному. Большинство восхищаются мужеством великого князя и его стремлению быть вместе со своими воинами. Другие же, напротив, видят в этом поступке проявление трусости. Первым обвинил в трусости Дмитрия Донского Николай Иванович Костомаров. Он видел подтверждение этому поступку в том, что Ди\митрий был найден после боя под березой, но не раненым и в том, что он оставил Москву перед нашествием Тохтамыша. Это мнение противоречит всему, что мы знаем о великом князе Дмитрии Иоанновиче Донском. Если бы он был трусом, то не перешел бы Дона и постарался бы уклониться с войском от сражения.
Куликовская битва продолжалась около четырех часов. В конце битвы войско Мамая стало одолевать. В это время в тыл ему ударил засадный полк князя Владимира Серпуховского и воеводы Боброка Волынского. Эта внезапная атака решила исход битвы. Войско Мамая было разгромлено. Победа далась тяжелой ценой. В битве пало много русских князей, бояр, множество простых воинов. Великий князь Дмитрий Иоаннович был найден под березой в иссеченных доспехах, без сознания, но живой. После Куликовской битвы, было установлено ежегодное поминовение воинов, павших в битве с Мамаем, - Димитриевская родительская суббота.
Говоря о значении Куликовской битвы для русского народа, Лев Николаевич Гумилев писал: «Этническое значение происшедшего в 1380 году на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликовом поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. И потому в этнической истории нашей страны Куликовская битва считается тем событием, после которого новая этническая общность – Московская Русь – стала реальностью, фактом всемирно-исторического значения».[56]
Бежавший с Куликовского поля Мамай сумел собрать новое войско, которое в битве при реке Калка было разгромлено соперником Мамая Тохтамышем. Мамай погиб в крымском городе Кафа (Феодосия) в 1381 году. Его поражение и гибель привели к окончанию «замятни» в Орде, которая объединилась под властью Тохтамыша. Дмитрий Иоаннович Донской поздравил Тохтамыша с победой над Мамаем, однако Тохтамыш этим не обольщался. Он видел, что Дмитрий Московский фактически вышел из подчинения Орде. Для того чтобы восстановить прежние отношения между Ордой и Русью Тохтамыш задумал внезапно напасть на Москву. В августе 1382 года он неожиданно появился с во главе войска у Коломны. Поход был подготовлен и осуществлен настолько скрытно, что Дмитрий Иоаннович Донской и его воеводы были застигнуты врасплох. Дмитрий спешно выехал в Кострому для сбора войска. Князь Владимир Серпуховской с той же целью выехал в Волоколамск. Затем митрополит Киприан с семьей великого князя отбыл в Тверь. В Москве начались волнения по поводу этого быстрого исчезновения властей. Оборону Москвы возглавил литовский князь Остей, внук Ольгерда, бывший на службе у Дмитрия Донского. Он приказал сжечь посад и укрыться в Кремле. Белокаменный Кремль, построенный Дмитрием Иоанновичем, был приведен в состояние боевой готовности. Впервые в русской истории были использованы огнестрельные орудия – тюфяки (пушки). Тохтамыш счел штурм Кремля затруднительным, а на осаду у него не было времени. Он решил использовать хитрость. 26 августа 1382 года к Кремлю подъехали несколько татарских мурз в сопровождении князей Василия и Симеона Дмитриевичей Суздальских, братьев великой княгини Евдокии. Они объявили, что Тохтамыш желает заключить мир, и просили пропустить их в Кремль. Когда ворота открыли, татары ворвались в Кремль. Он был предан разграблению. Татары захватили княжескую казну, митрополичью казну, купеческие товары, ограбили храмы. В огне пожаров погибли архивы и библиотеки. Тохтамыш разорил еще несколько городов. Только поражение одного из его отрядов Владимиром Серпуховским, заставило Тохтамыша отступить обратно в степь.
В результате нашествия Тохтамыша были ликвидированы, казалось, последствия Куликовской битвы. Дмитрий Донской был вынужден послать в Орду своего 12-ти летнего сына Василия в качестве заложника и начать выплату дани. Одновременно обострились отношения с соседями – Тверью, Рязанью, Суздалем. В 1389 году Димитрий Иоаннович Донской скончался в возрасте 39-ти лет. Он передал великое княжение своему сыну Василию, который к тому времени бежал из Орды. Впервые великое княжение передавалась по наследству от отца к сыну как вотчина, а не получалось по ханскому ярлыку. Великий князь Дмитрий Иоаннович отличался многими христианскими добродетелями. Поместный Собор 1988 года причислил его к лику святых.
В княжение Дмитрия Иоанновича произошла смута («замятня») в Московской митрополии, о чем речь подробно пойдет ниже.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.