Иконописцы преподобный Андрей Рублёв и Феофан Грек
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сведения о жизни великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева скудны. Родился преподобный Андрей около 1360 года. Предположительно его отец также был иконописцем. В литературном памятнике XVII века «Сказание о святых и иконописцах» упоминается, что преподобный Андрей и его спостник иконописец Даниил Черный были иноками в Троицком монастыре в игуменство преподобного Никона. По его благословению преподобный Андрей написал икону Святой Троицы. Преподобный Андрей трудился также над росписью Успенского собора Звенигородского Саввина Сторожевского монастыря. В конце своей жизни преподобный Андрей подвизался в Московском Спасо-Андрониковом монастыре. Он является автором миниатюр созданного в этом монастыре рукописного Евангелия. Преставился преподобный Андрей в 1439 году. Погребен он был в Спасо-Андрониковом монастыре. Могила преподобного Андрея утрачена.

Одним из важнейших источников о жизни преподобного Андрея Рублева является творение преподобного Иосифа Волоцкого «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах». В этом сочинении, вошедшем в состав Великих Макарьевских Четьих Миней, преподобный Иосиф, в частности, воспроизводит рассказ игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона об иконописцах Андрее Рублеве и Данииле Черном. Игумен Спиридон рассказывал о них преподобному Иосифу спустя приблизительно пятьдесят лет после смерти иконописцев. В рассказе говорится, что «пресловущие иконописцы» Андрей и Даниил были учениками преподобного Андроника, бывшего учеником преподобного Сергия Радонежского. Иконописцы подвизались в обители в честь Нерукотоворенного Образа Спасителя.[88] «Оба иконописца имели такую добродетель и тщание о постничестве и монашеской жизни, что сподобились Божественной благодати и столь преуспели в Божественной любви, что не заботились о земном, но всегда мысль и ум возносили «к Невещественному и Божественному свету». Обычным занятием иконописцев в свободное от трудов время было созерцание образов Господа Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, что наполняло их духовной радостью и Светом. И эту радость они несли другим».[89] Из рассказа игумена Спиридона преподобному Иосифу видно, что Андрей и Даниил подвизались в Спасском (Андрониковом) монастыре до своей блаженной кончины. Сначала преставился преподобный Андрей, затем – Даниил. Известно, что Андроников монастырь пользовался особым покровительством митрополита святителя Киприана.

Иконы, написанные преподобным Андреем Рублевым, высоко ценились его современниками и последующими поколениями. В 1479 году преподобный Иосиф Волоцкий при постройке своего монастыря под Волоколамском взял с собой иконы преп. Андрея Рублева. Одну из них он позднее подарил Волоцкому князю, притеснявшему монастырь преподобного Иосифа, для его умилостивления. Стоглавый Собор указал на иконы, написанные преподобным Андреем Рублевым, как на образец иконописания. Прославление преподобного Андрея Рублева в лике святых произошло в 1988 году, на юбилейном Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

Большая часть икон и росписей, созданных преподобным Андреем Рублевым, не сохранилась. В 1918 году звенигородская экспедиция по сохранению и раскрытию памятников древней живописи И.Э. Грабаря обнаружила близ Успенского собора на Городке в Звенигороде иконы Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. Эти иконы были признаны специалистами творениями Андрея Рублева. На иконе Спасителя иконопись сохранилась фрагментарно.

В 1405 году согласно Троицкой летописи иконописцы Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев расписывали Благовещенский собор московского Кремля. Эти фрески не сохранились, так как старое здание Благовещенского собора было разобрано перед строительством в 1484-1485 годах ныне существующего Благовещенского собора. Однако считается, что кисти Андрея Рублева принадлежат семь икон из иконостаса Благовещенского собора. Исследователи отмечают их несомненную стилистическую близость с другими иконами и росписями, являющимися творениями преподобного Андрея Рублева. Впрочем, это мнение принято не всеми специалистами. В 1547 году в Благовещенском соборе произошел пожар, во время которого внутреннее убранство храма погибло. Поэтому существуют некоторые сомнения в принадлежности кисти преподобного Андрея Рублева этих семи икон из иконостаса Благовещенского собора.

Под 1408 годом «Троицкая летопись» сообщает, что по повелению великого князя мастера Даниил иконник и Андрей Рублев начали роспись Успенского собора во Владимире. Летопись даже указывает точную дату начала работ – 25 мая. Росписи Успенского собора нуждались в поновлении, так как он пострадал еще во время нашествия Батыя. Росписи 1408 года сохранились в Успенском соборе Владимира частично. Они находятся на сводах под хорами, на подкупольных столпах, в жертвеннике[90], в южном нефе. В западной части среднего нефа сохранилось величественное изображение Страшного Суда. Вероятно, что одновременно с росписями Успенского собора преподобный Андрей Рублев и его товарищи создали в нем иконостас. Иконостас Успенского собора  во Владимире сохранился частично. Императрица Екатерина II повелела устроить для Владимирского Успенского собора новый иконостас. Этот новый иконостас был выполнен в стиле второй половины XVIII века. Старый иконостас был передан в храм села Васильевского близ Шуи. Он получил впоследствии название Васильевский чин. Иконы Васильевского чина находятся в Государственном Русском музее и в Государственной Третьяковской галерее. Среди икон из иконостаса Успенского собора находятся две иконы из пророческого ряда. Пророческий ряд Успенского собора во Владимире – древнейший пророческий ряд из известных. Во время работы над росписями и иконостасом Успенского собора во Владимире преподобным Андреем Рублевым и Даниилом был выполнен список с чудотворной Владимирской иконы Божьей Матери.

В середине 20-х годов XV века преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный украсили росписями новопостроенный каменный Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Этот собор сохранился до нашего времени. Росписи, однако, не сохранились. Сохранился древний иконостас Троицкого собора. Однако вопрос об авторстве его икон остается пока без ответа. Возможно, что в это время преподобный Андрей Рублев создал для Троицкого собора икону Святой Троицы. Это самое знаменитое творение преподобного Андрея Рублева. Написана икона по просьбе преподобного Никона Радонежского. Время ее написания, впрочем, не считается точно установленным. Существует версия, что икона была написана еще в 1412 году для деревянного Троицкого собора, построенного на месте первой Троицкой церкви, сгоревшей во время нашествия Едигея. С 1929 года икона находится в Третьяковской галерее.   

Последняя работа преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного – роспись Спасского собора Андроникова монастыря. Эти росписи были обнаружены в 1952 году. В настоящее время сохранились только фрагменты этой росписи. Возможно, преподобным Андреем Рублевым созданы также миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово, созданного, предположительно, около 1400 года.

Современником преподобного Андрея Рублева был другой выдающийся иконописец – Феофан Грек. Он родился в 1330-е годы в Византии. Из письма Епифания Премудрого тверскому игумену Кириллу известно, что Феофан за свою жизнь расписал более 40 каменных храмов. Работал в пригородах Константинополя Халкидоне и Галате, затем в Кафе (Феодосии в Крыму). Затем, не ранее 1378 года, Феофан прибыл на Русь – работал в Великом Новгороде, в Москве, в Нижнем Новгороде. По словам Епифания, когда Феофан Грек писал, «никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как (это) делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно (в них) всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образы. Он же, казалось, руками пишет роспись». Феофан общался со всеми, но внутренне был сосредоточен. Для письма Феофана Грека характерна скоропись, почти монохромность[91], непроработанность мелких деталей. Цветовая гамма ограниченна. Все это производит потрясающее впечатление. Фрески Феофана словно светятся изнутри.

Наиболее известны следующие известные фрески Феофана Грека. В храме Спаса Преображения на Ильинской улице в Великом Новгороде – фрески 1378 года, в том числе большое погрудное изображение Спаса Вседержителя на куполе. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела.

Феофан оказал влияние на развитие новгородской иконописи. В манере Феофана Грека расписаны новгородские храмы Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле и великомученика Феодора Стратилата на Ручье. Это работы местных, новгородских мастеров, подражавших творчеству Феофана. Творчество Феофана Грека отразилось на иконах новгородского письма и новгородских рукописях второй половины XV века.

Затем Феофан Грек жил в Нижнем Новгороде. Расписывал Спасский собор в Благовещенском Печерском монастыре. Росписи не сохранились.

В 1390-ых годах Феофан Грек работает в Москве, а также в Серпухове и Коломне. Из работ московского периода его творчества мало что сохранилось. В Благовещенском соборе московского Кремля некоторые иконы сохранились от старого собора, в том числе деисусный чин, письма, как полагают, Феофана Грека. Благовещенский собор он расписывал совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. Это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Иконы Василия Великого, Архангела Михаила, Богоматери, Спаса Вседержителя, Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Апостола Павла, Иоанна Златоуста. Расписывал он также старый Архангельский собор московского Кремля. Из письма Епифания Премудрого игумену Кириллу известно, что Феофан «у князя Владимира Андреевича изобразил также на каменной стене саму Москву; терем у великого князя расписан невиданною и необыкновенною росписью».

В 1395 году (или несколько раньше) Феофан Грек расписал Успенский собор в Коломне. Росписи не сохранились.

Авторству Феофана Грека приписывается иконы «Успение Божией Матери», «Икона Божией Матери Умиление Донская», написанные на одной доске, с разных сторон. Икона «Преображение Господне», являющаяся храмовым образом Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского, также часто приписывается Феофану Греку, но она написана слабее икон письма Феофана и является лишь подражанием иконам его письма, и не весьма искусным.

В честь Феофана Грека назван кратер на Меркурии.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 192.