Святой митрополит Феогност (1328-1353)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Феогност был греком, родом из Константинополя. Известно, что он участвовал в паламитских спорах. Прибыв на Русь, митрополит Феогност посетил Волынь и Владимир-на-Клязьме. Затем он прибыл в Москву и поселился там. В это время значение Москвы сильно возросло, поскольку Иоанн Калита в 1328 году стал великим князем. Прежний великий князь Александр Тверской, допустивший нападение в Твери на ордынских послов, и вызвавший этим гнев султана Узбека бежал в Псков. Псковитяне избрали его своим князем. Узбек потребовал от нового великого князя наказания Александра. Иоанн Калита не мог осуществить это, так как Псков ему не подчинялся. Тогда по просьбе Иоанна Калиты святитель Феогност наложил церковное отлучение на псковитян. Из-за этого князь Александр был вынужден бежать в Литву, после чего митрополит Феогност разрешил псковитян от клятвы и послал им свое благословение.

В 1332 году святитель Феогност посетил по делам митрополии Константинополь. На обратном пути он побывал в Орде.

В 1339 году, как указывалось выше, произошло прославление в лике святых митрополита Петра. Это была первое прославление, проведенное в Москве.

Во время правления митрополита Феогноста образованы две новые епархии. В 1347 году создана Суздальская епархия, территория для которой выделена из митрополичьей области. Около 1350 года была создана Коломенская епархия, выделенная из состава Рязанской.

Во время правления митрополита Феогноста вновь возникают попытки разделения единой Русской митрополии. Около 1331 года по просьбе Галицких князей Константинопольский патриарх дал епископу Галицкому Феодору титул митрополита, однако вследствие протеста митрополита Феогноста это решение было отменено. Около 1346 года Константинопольский патриарх Иоанн XIV учредил в Галиче особую митрополию для западнорусских епархий. Однако в январе 1347 года патриарх был низложен как последователь учения Варлаама и Акиндина и противник православного учения святителя Григория Паламы. Новый патриарх Исидор отменил все решения своего предшественника, в том числе решение об учреждении митрополии в Галиче. В 1352 году какой-то инок Феодорит прибыл в Константинополь с ложным сообщением о смерти митрополита Феогноста и стал домогаться своего поставления в митрополиты на Русь. Не добившись желаемого, Феодорит бежал в Болгарию, где получил анти-каноническое рукоположение в митрополиты от патриарха Болгарского. Прибыв в Киев, он стал действовать как митрополит. Патриарх Константинопольский с Собором немедленно осудил Феодорита, отлучил его от Церкви, и стал рассылать послания против него.

В 1351 году в Орде умер султан Узбек. Новым султаном стал Джанибек. Великий князь Симеон Гордый и митрополит Феогност отправились в Орду за ярлыками. Там от митрополита потребовали уплаты дани, от которой Церковь ранее была свободна. Митрополита даже истязали и мучили. Феогност сумел отстоять права Церкви, раздав в виде подарков огромную сумму в 600 рублей. Дань не была наложена. Митрополит вернулся в Москву с двумя ярлыками – от Джанибека и его жены Тайдулы. Этими ярлыками подтверждались все прежние льготы Русской Церкви и духовенства. Как отмечает митрополит Макарий (Булгаков): «За этот подвиг Феогноста на пользу Церкви особенно прославляли его благочестивые соотечественники».[42]

Святитель Феогност скончался в 1353 году, во время эпидемии чумы. Во время эпидемии скончался также Московский князь Симеон Гордый. Ему наследовал его брат Иоанн Красный. Преемником митрополита Феогноста стал епископ Владимирский святитель Алексий. Продвинуть святого Алексия в митрополиты постарался сам Феогност, рукоположивший его в епископы Владимирские.

Сохранилось поучение митрополита Феогноста под называнием «Поучение Феогноста митрополита всея Руси духовным чадам правоверным христианом от Божественных писаний…».

Святитель Феогност благословил в 1337 году основание Троицкого монастыря на Маковце, будущей Лавры.

Во время митрополичьего служения святителя Феогноста в Византии происходили паламитские споры. Константинопольский Собор 1341 года осудил учение Варлаама Калабрийского. Полное торжество паламитского богословия последовало на новом Соборе в Константинополе в 1351 году.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 222.