КОНТРОЛЬ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ФУТБОЛИСТОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объект контроля

Точная и своевременная диагностика и оценка функционального состояния человека играет важную роль во многих сферах его деятельности. Самочувствие человека вариативно и не редко обман­чиво и снижает объективность информации. Между тем в некоторых сферах деятельности и в том числе в футболе, необходимо не только определять уровень, но и управлять функциональным состоянием челове­ка. Без получения объективной информации это не­возможно, либо чревато негативными последствиями. Это происходит потому, что в обществе человек, как личность, выступает в трех динамических по харак­теру качествах: носителем определенных социальных отношений и характеризуется этими отношениями и их отражением в его сознании и деятельности; как субъектом труда (это представитель определенной профессии, носитель совокупности профессиональных качеств и навыков) и представителем биологического вида. Поэтому при тестировании необходимо учитывать комплекс личностных, профессиональных и индивиду­ально-биологических особенностей человека. Совоку­пность этих качеств имеет три уровня организации:

уровень свойств, т.е. относительно устойчивых во времени особенностей деятельности человека;

уровень состояний, т.е. особенностей деятельности, которые изменяются с присущей для конкретного индивидуума скоростью в определенный промежуток времени;

уровень психических процессов, имеющих наи­большую динамичность во времени.

Для получения объективной информации о состо­янии человека желательно подвергнуть тестированию все перечисленные уровни.

Определенные условия должны быть предъявлены к формированию комплекса специальных методик. Так, в основу подбора методов и в содержании каж­дого из них должны быть использованы: концепту­альные системы, содержащие конкретные понятия, представления человека и знаковые системы, вклю­чающие языковые знания, символы и схемы.

На этой основе был создан комплекс специальных методик, способный решать следующие задачи:

получение экспресс информации о психофизиоло­гических состояниях человека;

определение качественных и количественных ха­рактеристик психики; оценка интеллектуальных спо­собностей и умственной работоспособности;

оценка функционального состояния;

сбор исходной информации для составления прог­рамм управления состояниями человека.

Область применения комплекса методов весьма широка — оздоровительная физическая культура и спорт, медицина, трудовая деятельность человека и профессиональный отбор.

В основе разработки лежат многолетние научные исследования, выполненные научно-исследователь­ским центром ФК "Динамо-Киев".

Комплекс специальных методик включает две группы тестов: психофизиологические и психологиче­ские.

Группа психофизиологических тестов содержит:

оценку уровня пространственно-временной диффе-ренцировки, соотношения тормозно-возбудительных процессов в центральной нервной системе;

определение латентного времени зрительно-мотор­ной реакции;

определение уровня нервно-мышечной возбудимости, сопротивляемости утомлению нервно-мышечного аппарата (НМА), глубины утомления и оценка уровня и соотношения аэробной, анаэробной и общей вынос­ливости НМА в моделируемом процессе;

определение возможностей кратковременной прос­транственной и смысловой памяти;

оценку уровня модально-специфической памяти и двигательной координации.

Группа психологических тестов позволяет опреде­лить:

личностные характеристики человека (экстравер-сия/интраверсия, стабильность/нестабильность нейротизма, ложь/правдивость (по Айзенку);

степень личностной тревожности и текущей трево­ги (по Спилбергеру);

уровень сбалансированности психического состоя­ния (раздражительности, возбужденности, усталости, депрессии) (по шкале Зунга).

Этот набор методик дает возможность оценить большинство сторон психофизиологического состоя­ния человека, его резервные возможности и способно­сти к их реализации.

Для сопоставления результатов тестирования меж­ду собой и получения интегральной оценки состояния человека все показатели представлены в единой шка­ле измерений в виде оценок в пределах от 0 до 1. Идеальному состоянию показателя соответствует оценка, равная 1. Следовательно, чем ближе оценка показателя к 1, тем лучше состояние, и наоборот.

Для каждой группы тестируемых (в зависимости от возраста, пола, специфики занятий, уровня трени­рованности) есть свои критерии оценки полученных результатов. Понятно, что, например, результаты тре­нированного человека, занимающегося спортом, отли­чны от результатов неподготовленных людей либо детей. Зависимость уровня достижения (результатов) от возраста показана на рис. 5.

Рис. 5

Паспортный возраст может отличаться от биологи­ческого, поэтому указание конкретных цифр будет не совсем корректным. Например, ребенок, активно занимающийся спортом, будет по биологическому воз­расту старше своих сверстников, а человек в пожилом возрасте, занимающийся регулярно физкультурой, биологически моложе своих сверстников, ведущих пассивный образ жизни. Более того, люди одного паспортного возраста могут принадлежать к разным биологическим возрастам. И, наконец, следует выде­лить одаренных от рождения людей, результаты ко­торых превышают общий уровень.

Зависимость уровня достижения от уровня трени­рованности показана на рис. 6.

Рассмотрим оценочную шкалу для каждого из пси­хофизиологических показателей и интегральную оценку общего функционального состояния.

Все тестируемые разбиты на четыре группы:

неподготовленные (люди, чья деятельность не тре­бует при работе быстроты реакции, хорошо трениро­ванной памяти, больших физических усилий и т.п. и не занимающиеся физкультурой или спортом);

 

начальный этап тренировки (люди,"чья деятель­ность связана хотя бы с одним из показателей, пере­численных выше, занимающихся физкультурой, либо уже имеющими навык работы с данным или анало­гичными комплексами специальных методик, позво­ляющих в определенной мере повышать уровень подготовленности отдельных систем организма);

тренированные (люди, специфика работы которых требует поддержания своего функционального состоя­ния на высоком уровне, включая спортсменов и лиц, активно занимающихся физкультурой);

высокотренированные (спортсмены-профессионалы; люди, специфика занятий которых состоит в работе в экстремальных условиях; талантливые, одаренные от природы люди и др.).



Дата: 2019-05-28, просмотров: 188.