В практике спортивных игр, в частности в футболе, величина нагрузки чаще всего определяется не количеством серий, а продолжительностью их или тренировочного занятия в целом, поэтому прежде всего необходимо найти оптимальную величину нагрузки в тренировочных моделях с продолжительностью серий до 15 мин и более. Это также позволяет проверить устойчивость создаваемых той или иной моделью соотношений показателей работоспособности.
Увеличение каждой серии до 15 мин в тренировочных занятиях, моделируемых по типу "А" приводит к тому же соотношению и динамике ферментативной активности лимфоцитов крови, показателей специальной работоспособности, что и при сериях меньшей продолжительности. Однако послерабочий период характеризуется затягиванием восстановительных процессов во времени.
При использовании серий такой же продолжительности в занятиях типа "В" удавалось сохранить присущее им соотношение пбказателей только до 3-4 серии игровых упражнений. По мере дальнейшего повторения, несмотря на увеличивающиеся интервалы отдыха, наблюдался переход в модель "А" с характерными для нее соотношениями всех сторон функциональных возможностей, определяющих специальную работоспособность.
В частности, амплитуда ЧСС между высшей и низшей точками после 3-4 серии начинает уменьшаться за счет нижней границы и в итоге становится такой же, как в модели "А".
Кроме того, сократительная способность мышц и пространственная дифференцировка, улучшающиеся в течение первых серий, после 4-й серии были ниже исходных границ. Динамика протекания биохимических и физиологических процессов в организме и их соотношение свидетельствуют о своеобразном изменении направленности занятия. Восстановительные процессы по мере повторения 15-минутных серий все более затягивались во времени, и последующие воздействия приходились уже на соотношение показателей, соответствующих состоянию типа "А". Естественно, такие условия способствовали снижению скоростных возможностей, а развивающееся утомление и создавшаяся функциональная активность систем в большей степени стимулировали развитие специальной выносливости, чем скорости.
Возможность только частичного сохранения заданных условий подтвердилась и при моделировании реакций типа "Д" с 15-минутными сериями. При этом определенньш интерес представляло последовательное изменение условий, характеризующих модель "Д" и переход ее в модель "В" и модель "А".
На каждую модель приходилось в среднем по три серии. Первые три серии упражнений начинались каждый раз в зоне при ЧСС 100 в 1 мин, что характерно для типа "Д", затем ЧСС составляла 110-120 в 1 мин (тип "В"). Последние три серии начинались при ЧСС 130-140 в 1 мин (тип "А"), несмотря на увеличение времени отдыха между сериями.
Подтверждала это динамика показателей мышечной работоспособности, в которой также отчетливо выделялись три состояния. Такая последовательность функциональных состояний организма приводила к изменению программ развития функциональных возможностей. Малотренирующие условия ("Д") переходили затем в условия, "выгодные" для развития специальной скорости ("В"), а после этого создавали условия для развития специальной выносливости ("А").
Подобное сочетание программ в одном занятии малоэффективно, но может быть оценено и как продолжительное в случае, если решается задача развития специальной выносливости. Однако такое смешанное занятие занимает много времени (170-180 мин) и плохо переносится футболистами, поэтому эффективность его низка. Желаемого результата (т.е. развития специальной выносливости) можно достичь, используя менее продолжительную модель типа "А".
Непрерывная регистрация динамических и кинематических параметров двигательной деятельности футболистов, ускорения отдельных звеньев тела и общего центра массы, скорости перемещения игроков, пространственных, временных и силовых дифферен-цировок при выполнении заданных движений с помощью многоканальной радиотелеметрической установки позволила выяснить некоторые особенности в динамике интенсивности выполнения игровых действий. Игрокам, как правило, ставится задача осуществить индивидуальные или групповые тактические действия с околомаксимальной интенсивностью. Именно такие действия можно считать наиболее эффективными, способствующими игре в "опережение" соперника как при отборе мяча, так и при развитии и завершении атаки. Однако высокую интенсивность действий удается поддерживать относительйо непродолжительное время (от 6-8 до 10-12 мин), в зависимости от подготовленности футболистов. Начиная с 10-12 минуты интенсивность начинает снижаться из-за наступающего утомления. При этом значительно уменьшается эффективность действия футболистов. К тому времени возрастает и количество ошибок при выполнении технических приемов, различных способов передач мяча и ударов в цель и т.п. Следовательно, тренирующая возможность тактических приемов становится нецелесообразной.
Спортсменам необходимо предоставить отдых или переключить на малоинтенсивные действия, позволяющие восполнить работоспособность , с тем, чтобы потом вновь проявить высокую интенсивность индивидуальных и групповых действий. В период перерыва целесообразно совершенствовать разные передачи мяча, приемы, -удары в ворота, стандартные положения и т.д.
Такой подход позволяет не только более эффективно развивать двигательные качества, усваивать предлагаемый материал, но и способствует формированию более качественного игрового мышления.
Исходя из сказанного, мы считаем нецелесообразным дальнейшее увеличение продолжительности серий игровых упражнений (более 20 мин) с высокой интенсивностью.
Если в тренировочных занятиях необходимо применять 12-15 минутные серии (независимо от модели) для сохранения функциональной активности систем в каждой из моделей ("А", "В" или "Д") то количество повторений ограничивается 3-5 сериями. Повторение 12-15 минутных серий 8-10 раз вызывает такие сдвиги в организме, которые можно отнести к граничащим со значительным утомлением, наблюдаемым в течение .длительного времени, и требует соответствующего отдыха.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 208.