Увеличение силы воздействия на функциональное состояние организма количеством серий игровых упражнений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вышеприведенные данные позволяют ут­верждать, что изменение числовых значений хотя бы одного из факторов, определяющих структуру трени­ровочной модели, вызывает разные не только по величине, но и по характеру ответные реакции ор­ганизма. Если вначале футболисты выполняли 8 се­рий игровых упражнений, то впоследствии коли­чество серий увеличилось до 15. Продолжительность их составляла 4-15 мин.

Мы пытались найти оптимальные границы силы воздействия на организм при определенных алгорит­мах структуры упражнений, режима работы и отды­ха, интенсивности, продолжительности серий и попытаться определить пути повышения объема тре­нировочных нагрузок, которые способствовали бы и повышению тренированности футболистов.

При сопоставлении динамики сократительной спо­собности мышц, сопротивляемости мышц утомлению, способности к пространственной дифференцировке, а также педагогических наблюдений за специальной деятельностью в моделях занятий по типу "А" с малой нагрузкой с теми же показателями, получен­ными в занятиях с увеличенной нагрузкой, не было обнаружено каких-либо различий.

Однако дальнейшие наблюдения показали, что уве­личение силы воздействия на организм путем приме­нения большого количества серий упражнений проявляется в изменении характера восстанов,итель-ных процессов. Вместо классической кривой, отображающей стремление функции вернуться после утомительной нагрузки к исходным величинам с последующим превышением их [40, 67, 74 ] мы наблю­дали продолжающееся снижение сократительной способности мышц и сопротивляемости мышц утом­лению в первые часы отдыха с увеличением всего периода восстановления. Подобная динамика отмеча­лась при удлинении серий упражнений в той же модели занятия.

Следует напомнить, что выполнение 8 серий в зоне "В" к концу занятия вызывало повышение показате­лей, отражающих отдельные стороны специальной работоспособности. Но после увеличения числа серий скорость передвижения футболистов с мячом и без него повышалась только до середины занятия, затем стабилизировалась; в дальнейшем она становилась ниже исходной. Анализ амплитуды колебания ЧСС во время и после каждой серии свидетельствовал о пос­тепенном уменьшении ее за счет повышения нижней границы и перехода в зону "А" (после 9-10 серий).

Выше отмечалось, что качественные показатели мышечной работоспособности довольно тонко реаги­руют на изменение значения управляющих факторов и переход из одного состояния в другое. Эти переходы подчинены определенным закономерностям. Если пе­реход модели "В" в "А" по показателям сократитель­ной способности мышц, сопротивляемости мышц утомлению, дифференцировки пространственных зна­чений заданных движений при удленении времени выполнения серий упражнений наступил после 3-4 серий, то при увеличении количества серий — гора­здо позднее, начиная с 9-11-и серии. Увеличение силы воздействия на организм в моделях занятий типа "Д" также приводило к.изменению характерных для него реакций и к переходу в соотношения, ха­рактерные для модели "В", затем в типичные для модели "А".

Таким образом, полученные данные позволили оп­ределить оптимальные величины количественных значений управляющих факторов. В частности, при решении задачи развития скоростных возможностей, координационных дифференцировок с одновремен­ным совершенствованием тактических способов веде­ния игры (модель "В") или поддержания уровня тренированности на фоне совершенствования тактиче­ского мастерства (модель "Д") оптимальной величи­ной нагрузки следует считать 8-9 серий продолжи­тельностью от 4 до 15 мин каждая. При увеличении продолжительности серий до 15 мин целесообразнее уменьшить количество их до 3-4.

При решении задач, связанных с развитием специ­альной выносливости футболистов средствами игрово­го характера, более эффективна тренировочная модель типа "А" с 8-10 кратным повторением серий нарастающей продолжительности (от 4 до 15 мин) или 4-5 кратным выполнением 15-мин серий. В мо­делях тренировочных занятий, предусматривающих развитие специальных скоростных качеств с одновре­менным совершенствованием технико-тактических задач (тип "В"), использование 15-минутных игровых серий нецелесообразно. Более эффективным является алгоритм с уменьшающейся от одной серии к другой продолжительностью (от 15 мин и до минимальной). В противоположность этому в модели занятий типа "Д", основной задачей которых является прддержание разных сторон функциональных возможностей на фо­не совершенствования технико-тактических задач, 15-минутные серии желательно чередовать с менее продолжительными.

Чтобы найти различные управляющие алгоритмы, необходимо изучить взаимную зависимость широкого диапазона факторов структуры нагрузки и выявить влияние всего диапазона этих факторов на ответные реакции интересующих систем организма (некоторые результаты исследований были описаны в предыду­щих разделах). Только после создания моделей заня­тия с определенными алгоритмами тренирующих воздействий изучения течений восстановительных процессов можно перейти к задаче выделения микро-и мегаалгоритмов введения систем в необходимые границы отдаленных эффектов, т.е. алгоритмов воз­действий, способствующих управлению кумулятивной адаптацией, лежащей в основе тренированности.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.