Вышеприведенные данные позволяют утверждать, что изменение числовых значений хотя бы одного из факторов, определяющих структуру тренировочной модели, вызывает разные не только по величине, но и по характеру ответные реакции организма. Если вначале футболисты выполняли 8 серий игровых упражнений, то впоследствии количество серий увеличилось до 15. Продолжительность их составляла 4-15 мин.
Мы пытались найти оптимальные границы силы воздействия на организм при определенных алгоритмах структуры упражнений, режима работы и отдыха, интенсивности, продолжительности серий и попытаться определить пути повышения объема тренировочных нагрузок, которые способствовали бы и повышению тренированности футболистов.
При сопоставлении динамики сократительной способности мышц, сопротивляемости мышц утомлению, способности к пространственной дифференцировке, а также педагогических наблюдений за специальной деятельностью в моделях занятий по типу "А" с малой нагрузкой с теми же показателями, полученными в занятиях с увеличенной нагрузкой, не было обнаружено каких-либо различий.
Однако дальнейшие наблюдения показали, что увеличение силы воздействия на организм путем применения большого количества серий упражнений проявляется в изменении характера восстанов,итель-ных процессов. Вместо классической кривой, отображающей стремление функции вернуться после утомительной нагрузки к исходным величинам с последующим превышением их [40, 67, 74 ] мы наблюдали продолжающееся снижение сократительной способности мышц и сопротивляемости мышц утомлению в первые часы отдыха с увеличением всего периода восстановления. Подобная динамика отмечалась при удлинении серий упражнений в той же модели занятия.
Следует напомнить, что выполнение 8 серий в зоне "В" к концу занятия вызывало повышение показателей, отражающих отдельные стороны специальной работоспособности. Но после увеличения числа серий скорость передвижения футболистов с мячом и без него повышалась только до середины занятия, затем стабилизировалась; в дальнейшем она становилась ниже исходной. Анализ амплитуды колебания ЧСС во время и после каждой серии свидетельствовал о постепенном уменьшении ее за счет повышения нижней границы и перехода в зону "А" (после 9-10 серий).
Выше отмечалось, что качественные показатели мышечной работоспособности довольно тонко реагируют на изменение значения управляющих факторов и переход из одного состояния в другое. Эти переходы подчинены определенным закономерностям. Если переход модели "В" в "А" по показателям сократительной способности мышц, сопротивляемости мышц утомлению, дифференцировки пространственных значений заданных движений при удленении времени выполнения серий упражнений наступил после 3-4 серий, то при увеличении количества серий — гораздо позднее, начиная с 9-11-и серии. Увеличение силы воздействия на организм в моделях занятий типа "Д" также приводило к.изменению характерных для него реакций и к переходу в соотношения, характерные для модели "В", затем в типичные для модели "А".
Таким образом, полученные данные позволили определить оптимальные величины количественных значений управляющих факторов. В частности, при решении задачи развития скоростных возможностей, координационных дифференцировок с одновременным совершенствованием тактических способов ведения игры (модель "В") или поддержания уровня тренированности на фоне совершенствования тактического мастерства (модель "Д") оптимальной величиной нагрузки следует считать 8-9 серий продолжительностью от 4 до 15 мин каждая. При увеличении продолжительности серий до 15 мин целесообразнее уменьшить количество их до 3-4.
При решении задач, связанных с развитием специальной выносливости футболистов средствами игрового характера, более эффективна тренировочная модель типа "А" с 8-10 кратным повторением серий нарастающей продолжительности (от 4 до 15 мин) или 4-5 кратным выполнением 15-мин серий. В моделях тренировочных занятий, предусматривающих развитие специальных скоростных качеств с одновременным совершенствованием технико-тактических задач (тип "В"), использование 15-минутных игровых серий нецелесообразно. Более эффективным является алгоритм с уменьшающейся от одной серии к другой продолжительностью (от 15 мин и до минимальной). В противоположность этому в модели занятий типа "Д", основной задачей которых является прддержание разных сторон функциональных возможностей на фоне совершенствования технико-тактических задач, 15-минутные серии желательно чередовать с менее продолжительными.
Чтобы найти различные управляющие алгоритмы, необходимо изучить взаимную зависимость широкого диапазона факторов структуры нагрузки и выявить влияние всего диапазона этих факторов на ответные реакции интересующих систем организма (некоторые результаты исследований были описаны в предыдущих разделах). Только после создания моделей занятия с определенными алгоритмами тренирующих воздействий изучения течений восстановительных процессов можно перейти к задаче выделения микро-и мегаалгоритмов введения систем в необходимые границы отдаленных эффектов, т.е. алгоритмов воздействий, способствующих управлению кумулятивной адаптацией, лежащей в основе тренированности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.