Алгоритм режимов чередования работы и отдыха и ответные реакции организма при разной продолжительности серий игровых упражнений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Всегда можно выделить несколько факто­ров тренировки, численное значение которых характеризует модель воздействия. В данном случае под моделированием мы подразумеваем создание такого воздействия на организм каждого фактора и их сочетаний, после которого можно получить планируемые соотношения функциональной активности систем | как по направленности, так и величине сдвигов. Открывается перспектива последовательным изменением числовых значений каждого из факторов изменять ответные реакции организма. А это дает возможность определить границы состояний системы, обеспечивающих уровень специальной работоспособ­ности футболистов. Задавая границы возможных зна­чений каждой интересующей системы, можно определить область допустимых и эффективных состояний.

Учитывая сказанное, выделяют основные факторы, определяющие структуру тренировочной модели: ин­тенсивность и продолжительность выполнения упра­жнений, количество повторений, режим чередования упражнений (серий) с отдыхом, структура индивиду­альных или коллективных упражнений технико-так­тической направленности.

Ранее при изучении закономерностей ответных ре­акций организма на различные режимы работы и отдыха нами создавались условия, в которых продо­лжительность серий была одинаковой, независимо от конструируемых режимов. Такие условия связыва­лись с необходимостью исключения дополнительных помех при анализе получаемых данных [6, 22, 25, 26].

Однако в практике тренировочного процесса при­меняются серии игровых упражнений разной сложно­сти, требующие участия разного количества футболистов для решения определенных тактических действий в игре. В связи с этим продолжительность игровых серий, естественно, будет неодинаковой, так же как и количество их повторений, в самой серии (например, индивидуальные упражнения, направлен­ные на развитие специальной скорости и совершен­ствование техники ведения мяча с последующим ударом в створ ворот). Эта структура действий, осу­ществляемая с околомаксимальной интенсивностью, по продолжительности весьма кратковременна (10-12 с).. Цоэтому выполнение такого упражнения в се­рии продолжительностью 15-20 мин, по-видимому, будет некорректным, так как в этом случае потребуется 35-45 повторений, чтобы заполнить отведенное время. Такое воздействие вызывает значительные сдвиги в организме, и вместо скорости и совершен­ствования техники владения мячом будет, в основ­ном, развиваться специальная скоростная вынос­ливость.

Иными словами, произойдет разрыв между педаго­гической задачей тренировочного занятия (в данном случае — развития специальной скорости) и ответной реакцией организма.

К таким же кратковременным и высокоинтенсив­ным упражнениям можно отнести упражнения в двойках, тройках и т.д., выполняемых от одних ворот к другим со сменой позиций и завершающими удара­ми в створ ворот. В то же время имеются групповые серии упражнений или двусторонние игры, на кото­рые нельзя отводить короткие по продолжительности серии, так как не будет достигнут необходимый эф­фект ни с точки зрения усвоения тактики, ни в плане создания нужных реакций систем организма.

Поэтому важно выявить возможность сохранения или даже усиления ответных реакций, характерных для моделей занятий типа "А", "В", "Д" и "Е" при условии применения разной продолжительности се­рий игровых упражнений с присущим каждой модели алгоритмом.

Учитывая специфику функционирования организ­ма, связанную с проявлением скоростных усилий и специальной выносливости, смешанных условий с од­новременным выполнением тактико-технических дей­ствий, для каждой серии в зависимости от ее продолжительности подобраны специфические задачи действия и соответствующая структура упражнений.

Так, при развитии специальной выносливости с решением тактических задач (модель "А") продолжи­тельность серии возрастала от одного повторения к другому.

Рассмотрим один из вариантов алгоритма этой модели и соответствующих задач действий:

1. Групповые и индивидуальные перемещения в атакующих действиях при наличии оперативного пространства (задача 10); упражнения в тройках со сменой позиции, "предложением в адрес", забеганием, нацеленной фланговой передачей и завершающим ударом в створ ворот одним из футболистов — 5 по­вторений с микроинтервалами отдыха до 30 с (4 мин); пауза для отдыха — 30-40 с.

2. То же в четверках — 6-7 повторений с микро­интервалами отдыха до 30 с (6 мин); пауза для отды­ха — 45-60 с.

3. Коллективные действия при отборе мяча: прес­синг (задача За). Игровые действия п х п футболистов (двое ворот). После срыва атаки команда, потерявшая мяч,, располагается на половине поля соперника и атакует двумя игроками соперника, владеющего мя­чом. Одновременно с этим закрываются ближайшие соперники (8 мин); пауза для отдыха — 1 мин.

4. Создание численного преимущества в зонах ата­кующих действий (задача 11); игра в двое ворот со средней зоной 3x2, 2x2, 2x3. Перевод мяча из первой зоны во вторую с созданием численного преи­мущества в средней зоне за счет подключения одного из игроков первой зоны. При переводе мяча в третью зону подключаются два игрока средней зоны. При завершении или срыве атаки производится взаимоза­меняемость в парах (10 мин); пауза для отдыха — до 1,5 мин. .

5. Индивидуальные и коллективные действия "на опережение" при отборе мяча и завершении атаки (задачи 6 и 15). Игра: а) в двое ворот п х п с атакующими действиями и передачей мяча через центр, после "стенки", фланговыми продолжениями и игрой в "опережение"; б) в двое + одни ворота (малые) 1x1 при п х п (12 мин); пауза для отдыха — 1,5-2 мин.

6. Маневр с целью выигрыша времени для занятия выгодных позиций при переходе от оборонительных действий к атакующим (задача 8); игра п х п в двое ворот с тремя зонами. Маневр после отбора мяча с занятием свободных зон за счет подключения в "двой­ках", "тройках", "четверках" через центральную зо­ну. После завершения или срыва атаки — взаимозаменяемость (13 мин); пауза для отдыха'— до 2 мин.

7. Коллективный контроль мяча в сочетании с согласованными маневрами футболистов (задача 12); игра в "квадрате" п х п игроков в одно касание с двумя "нейтральными" и выполнением заданий: а) "нейтральный" с "нейтральным" не играет; б) "об­ратная передача" исключена; в) мяч " на месте не стоит"; г) после передачи мяча — "предложение в адрес" игрока в направлении передачи (14 мин); пауза для отдыха — до 2,5 мин. «..

8. Маневр группы атакующих игроков с отвлекаю­щими действиями на флангах с целью подготовки и реализации ударов по воротам со средних и длинных дистанций (задача 18); игра п х п в одни ворота, с двумя нейтральными, находящимися в глубине обо­роны атакующей команды. Мяч вводится от тренера после коллективного скоростного маневра с соблюде­нием ширины атаки. Нейтральные подключаются для создания численного преимущества при завершении атаки (15 мин).

При развитии специальной скорости с решением тактико-технических задач (модель "В") алгоритм се­рий иной: 15 мин + 14 мин + 13 мин +12 мин + 10 мин + 8 мин + 6 мин + 4 мин с сохранением условий этой модели. Перерывы для отдыха между сериями — в диапазоне 3,5-5,5 мин.

В тех случаях, когда строилась модель типа "Д" (основной задачей здесь является совершенствование тактических способов организации игры на фоне под­держания функциональных возможностей), серии ра­спределялись следующим образом: 6 мин +14 мин + 6 мин + б мин + 14 мин + б мин +14 мин + 6 мин + 14 мин.

Отдых между сериями (кроме тех случаев, которые предусматривали получение специальной информа­ции о состоянии систем между сериями) заполнялся различными заданиями индивидуального характера с низкой интенсивностью или очень кратковременными (удары по воротам, различные передачи и т.д.). В тех случаях, когда строилась модель типа "Е" (основной задачей являлось восстановление систем организма на фоне решения технике-тактических задач), серии ра­спределялись иным образом: 10 мин + 10 мин + 10 мин + 10 мин. Интенсивность действий не должна превышать 1/2 максимальной и частота пульса не превышала 120-140 ударов в минуту. Перерывы для отдыха между сериями — в диапазоне 10-12 мин., ЧСС после предыдущей серии снижается до 70-80 ударов в минуту и заполняются малоинтенсивными технико-тактическими действиями индивидуального характера. Могут быть и другие продолжительности серий — от 12 до 15 мин.

Физиологическая особенность построения модели "А" состоит в том, что каждая последующая серия упражнений повторяется в конце фазы быстрого сни­жения ЧСС ( на уровне 125-135 в 1 мин), наступаю­щей после окончания предыдущего воздействия, и совпадающего с ней периода восстановления показа­телей мышечной работоспособности.

При таких условиях повторного выполнения игро­вых серий создается характерная небольшая ампли­туда ЧСС, Наблюдается некоторое повышение верхней границы ЧСС до 4-5 серии с последующей стабилизацией размаха от 125-135 в 1 мин перед началом каждой серии до 172-188 в 1 мин после их окончания.

В результате предложенного алгоритма воздей­ствия в лимфоцитах периферической крови изменя­лась активность ферментов: снижались показатели сукцинатдегидрогеназы (СДГ), малатдегидрогеназы (МДГ), (— глицерофосфатдегидрогеназы митохондриальной (— ГФДГм). Одновременно с этим увеличива­лись показатели лактатдегидрогеназы (ЛДГ), — глицерофосфатдегидрогеназы гиалоплазматической (— ГФДг), индекс К4, отражающий отношение актив­ности гиалоплазматических ферментов к митохондри-альным, и индекс КЗ. Благодаря последнему удалось оценивать соотношение показателей, характеризую­щих активность НАД — зависимых и флавиновых дегидрогеназ в лимфоцитах крови [62, 63].[1]

Такие изменения обусловили к концу тренировоч­ного занятия снижение уровня сократительной спо­собности мышц (ССМ), сопротивляемости мышц утомлению (СМУ), способности к пространственной дифференцировке движений (ППД), скорости переме­щения игроков с мячом и без него.

В отдаленном восстановительном периоде показате­ли мышечной работоспособности, пространственная дифференцировка движений разновременно возвраща­лись к исходному уровню с последующим превыше­нием его в течение вторых-третьих суток отдыха.

Тренировочное занятие, моделируемое в режиме "А" вызывает значительную активизацию функций надпочечника, а также интенсификацию мышечного гликолиза, результатом которого является значитель­ное закисление внутренней Среды организма.

Нарастающая степень гликолитического закисле-ния миоплазмы внутренней среды организма и свя­занные с ним процессы лимитировали скорость процессов мышечного сокращения и расслабления. Это связывалось со снижением содержания фонда АТФ и угнетением АТФ-азной' активности миозина, саркоплазматического ретикулума и т.д., что в коне­чном результате предопределило снижение„сократи­тельной способности мышц и сопротивляемости мышц утомлению в процессе занятия, моделируемого в режиме "А".

К концу тренировочного занятия происходит пос­тепенное переключение регуляторного эффекта катехоламинов на преобладающее регуляторное влияние, свойственное гликогену СДГ и глюкокортикоидам, которые значительно повышают состояние "стрессированности" организма. Это выражается в снижении количества форменных элементов крови, чувствитель­ных к стрессу, некоторым снижением уровня лактата, увеличением содержания сахара в крови перед нача­лом и после выполнения отдельной серии упражнений [ 62, 63, 71, 74 ].

На протяжении всего тренировочного занятия, мо­делируемого по типу "А", на организм воздействуют факторы метаболической и эндокринной регуляции. В первой половине большое влияние оказывают кате-холамины, вр второй — глюкокортикоиды, в восстановительном периоде — инсулин. Это определяет ме­таболический фон, который создает условия для ак­тивации процессов, лежащих в основе совершен­ствования некоторых видов специальной выносливос­ти футболистов.

Перечисленные выше и связанные с ними другие процессы создают предпосылки для увеличения мощ­ности и емкости метаболических процессов, реализу­ющих такое качество как выносливость, и создающих основу для развития скоростных возможностей.

После этого выполняли серии упражнений, имею­щих такие же содержание, интенсивность и продол­жительность, как и в предыдущем случае, но каждую последующую серию повторяли в фазе замедленного снижения ЧСС (120 — 180 в 1 мин.), совпадающей с соотношением периодов сверхисходного состояния со­кратительной способности мышц и продолжающегося восстановления сопротивляемости мышц утомлению. При этом были зафиксированы иные (тип "В"), отли­чающиеся от вышеописанных реакции.

Во-вторых, амплитуда ЧСС между высшей и низ­шей точками по размаху больше, нежели в моделях "А" (от 108-118 в 1 мин до 174-188 в 1 мин). Во-вторых, наблюдалось повышение активности оки­слительных процессов в митохондриях лимфоцитов, индекс К снизился, возросла эффективность участков цепей дыхательных переносчиков, связанных с флафинопротеидами; КЗ уменьшился преимущественно за счет роста СДГ. Такие изменения привели к тому, что ССМ и пространственная дифференцировка дви­жений к концу занятия были выше исходного уров­ня, а сопротивляемость мышц утомлению — ниже.

Тренировочное занятие, моделируемое по типу "В", отличается от занятия типа "А" тем, что создаются иные условия для устранения факторов, закисляю-щих клетки мышечной ткани и внутреннюю среду организма.

Умеренная степень закисления внутренней среды организма способствует активизации транспортных форм катехоламинов, однако сила регуляторного вли­яния последних, по сравнению с нагрузками типа "А", несколько снижена и приближается к оптималь­ной. Это позволяет по-иному проявлять функциональ­ные возможности футболистов, выражающиеся в частнорти, повышением скоростных качеств, улучше­нием пространственных дифференцировок и игрового мышления при выполнении тактических задач.

Достаточно высокий уровень лактата на фоне сни­женного эффекта глюкокортикоидной регуляции в некоторой степени блокирует мобилизацию и после­дующее поступление жирных кислот для окислитель­ных процессов и глюконеогенеза. Поэтому основным энергетическим источником в тренировочном занятии типа "В" являются углеводы, депонированные в мы­шечной ткани и печени. Приведенное соотношение показателей определенным образом сказывалось на проявлении некоторых сторон специальной работоспо­собности футболистов. Скорость перемещения как с мячом, так и без него возрастала к концу занятия.

В восстановительном периоде функциональная ак­тивность систем постепенно изменялась, приобретая дорабочие признаки в течение двухсуточного отдыха.

Изменив алгоритм воздействий, заключающийся в том, что каждая последующая серия упражнений повторялась в фазе стабилизации ЧСС (на уровне 90-100в 1 мин), совпадающей с дорабочим уровнем сократительной способности мышц и периодом сверхисходного состояния сопротивляемости мышц утомле­нию, мы цолучили третью группу реакций, назван­ную моделью "Д". Условия построения воздействий приводили к тому, что активность СДГ, МДГ и ин­дексы К4 и К3 удерживались в пределах исходных данных, а ЛДГ, (-ГФДГ г и (-ГФДГм к концу воздей­ствия уменьшались по сравнению с дорабочим уровнем. Уровень сократительной способности мышц и пространственной дифференцировки к концу занятия оставался в пределах исходного. В противополож­ность предыдущим моделям уровень сопротивляемости мышц утомлению на протяжении занятия повышался. В восстановительном периоде этот показатель возвра­щался к исходным данным на вторые сутки отдыха.

Показатели скоростных возможностей футболистов практически оставались в пределах исходного уровня (наблюдаемые колебания статистически недостовер­ны). При сопоставлении ответных реакций, получен­ных ранее в моделях с одинаковой продолжитель­ностью игровых серий, с настоящими, т.е. реакция­ми, наблюдаемыми в таких же по характеру моделях, но с изменяющейся продолжительностью серий (с возрастающей — "А", уменьшающейся — "В", чере­дующейся — "Д" и постоянной продолжительностью — "Е"), было отмечено более выраженное и устойчи­вое соотношение показателей [6, 22, 25, 26, 62].

Несмотря на очевидные различия в соотношении ответных реакций, зависящих от предлагаемых алго­ритмов работы и отдыха, еще нет достаточно основа­ний, чтобы утвердить оптимальность числовых значений всех факторов, составляющих модели заня­тий. Это связано с тем, что в практике тренировоч­ного процесса применяются разные по силе воздействия тренировочные нагрузки в том числе и обусловленные разной интенсивностью выполнения упражнений. Поэтому была поставлена задача прос­ледить возможность сохранения ответных реакций, которые предлагаемым моделям, при условии выпол­нения игровых серий в зоне интенсивности от незначительной до средней. Числовые значения остальных факторов (структура упражнений, задачи действия, режимы работы и отдыха, ритм продолжительности серий, количества их повторений) оставались в пре­делах, присущих каждой модели. Однако интенсивность преодоления игроками пространства во время выполнения серий не должна вызывать повышение ЧСС более 140-150 в 1 мин.

Ответные реакции организма при умень­шении интенсивности двигательных действий

 

Условия, вызванные уменьшением интен­сивности выполнения игровых действий, не позволя­ют моделировать соотношения функциональной активности систем, характерных для типов "А" и "В". Об этом свидетельствуют показатели мышечной работоспособности, ферментативной активности лим­фоцитов крови, коэффициенты метаболического обе­спечения скоростных возможностей и выносливости, координационных дифференцировок и т.д. На пред­лагаемые воздействия названные показатели в пода­вляющем большинстве случаев отвечают однознач­ными реакциями типа "Д". Даже при повторном выполнении игровых серий через промежутки отдыха до 30с (тип "А") не удается получить нужные по направленности реакции. В связи с этим процесс управления в плане создания необходимых соотноше­ний функциональной активности систем, присущих для каждой модели, при уменьшении интенсивности убедителен. Эти данные вызвали необходимость про­ведения дополнительного анализа динамики восста­новительных процессов после выполнения одно­кратной серии игровых упражнений, поскольку воз­никла гипотеза о возможном изменении характера и величины колебательных процессов, в частности ре­ституции ЧСС (рассматриваемый как критерий пос­троения задаваемых режимов), при условии уменьшения интенсивности выполнения упражнений. После окончания игровой серии продолжительностью от 4 до 15 мин ЧСС была 152 в 1 мин. В течение 30 с восстановительного периода она снизилась до 102 в 1 мин, к концу 1-й минуты — до 88-86 и в дальнейшем стабилизировалась в границах 82-85 в 1 мин (в данном случае восстановительный период был 8 мин).

Таким образом, приведенные данные свидетельству­ют о значительном изменении характера восстановле­ния ЧСС после упражнений с малой интенсивностью по сравнению с околомаксимальной. Это выражается прежде всего в исчезновении фазы замедленного снижения ЧСС, являющейся критерием построения типа реакций, присущих модели "В", а также в крат­ковременности фазы быстрого снижения ЧСС и быс­тром появлении фазы стабилизации этого показателя.

Сопоставляя динамику и соотношение сократи­тельной способности мышц и сопротивляемости мышц утомлению с данными реституции ЧСС при уменьшении интенсивности выполнения игровых уп­ражнений, мы обнаружили потерю выраженности и совместимости соответствующих фаз качественных показателей мышечной работоспособности и сердечно­сосудистой системы. Вероятно, при низкой интенсив­ности выполнения двигательных действий это является одной из причин неуправляемости извне реакциями при попытке построения нужных соотно­шений функциональной активности систем организ­ма. Следовательно, подобные изменения характера восстановительных процессов значительно затрудня­ют построение занятий по типу "А" и "В" и в неко­торой степени сохраняют возможность создания типа "Д", т.е. таких условий, которые для футболистов высших разрядов являются малотренирующими.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.