Всегда можно выделить несколько факторов тренировки, численное значение которых характеризует модель воздействия. В данном случае под моделированием мы подразумеваем создание такого воздействия на организм каждого фактора и их сочетаний, после которого можно получить планируемые соотношения функциональной активности систем | как по направленности, так и величине сдвигов. Открывается перспектива последовательным изменением числовых значений каждого из факторов изменять ответные реакции организма. А это дает возможность определить границы состояний системы, обеспечивающих уровень специальной работоспособности футболистов. Задавая границы возможных значений каждой интересующей системы, можно определить область допустимых и эффективных состояний.
Учитывая сказанное, выделяют основные факторы, определяющие структуру тренировочной модели: интенсивность и продолжительность выполнения упражнений, количество повторений, режим чередования упражнений (серий) с отдыхом, структура индивидуальных или коллективных упражнений технико-тактической направленности.
Ранее при изучении закономерностей ответных реакций организма на различные режимы работы и отдыха нами создавались условия, в которых продолжительность серий была одинаковой, независимо от конструируемых режимов. Такие условия связывались с необходимостью исключения дополнительных помех при анализе получаемых данных [6, 22, 25, 26].
Однако в практике тренировочного процесса применяются серии игровых упражнений разной сложности, требующие участия разного количества футболистов для решения определенных тактических действий в игре. В связи с этим продолжительность игровых серий, естественно, будет неодинаковой, так же как и количество их повторений, в самой серии (например, индивидуальные упражнения, направленные на развитие специальной скорости и совершенствование техники ведения мяча с последующим ударом в створ ворот). Эта структура действий, осуществляемая с околомаксимальной интенсивностью, по продолжительности весьма кратковременна (10-12 с).. Цоэтому выполнение такого упражнения в серии продолжительностью 15-20 мин, по-видимому, будет некорректным, так как в этом случае потребуется 35-45 повторений, чтобы заполнить отведенное время. Такое воздействие вызывает значительные сдвиги в организме, и вместо скорости и совершенствования техники владения мячом будет, в основном, развиваться специальная скоростная выносливость.
Иными словами, произойдет разрыв между педагогической задачей тренировочного занятия (в данном случае — развития специальной скорости) и ответной реакцией организма.
К таким же кратковременным и высокоинтенсивным упражнениям можно отнести упражнения в двойках, тройках и т.д., выполняемых от одних ворот к другим со сменой позиций и завершающими ударами в створ ворот. В то же время имеются групповые серии упражнений или двусторонние игры, на которые нельзя отводить короткие по продолжительности серии, так как не будет достигнут необходимый эффект ни с точки зрения усвоения тактики, ни в плане создания нужных реакций систем организма.
Поэтому важно выявить возможность сохранения или даже усиления ответных реакций, характерных для моделей занятий типа "А", "В", "Д" и "Е" при условии применения разной продолжительности серий игровых упражнений с присущим каждой модели алгоритмом.
Учитывая специфику функционирования организма, связанную с проявлением скоростных усилий и специальной выносливости, смешанных условий с одновременным выполнением тактико-технических действий, для каждой серии в зависимости от ее продолжительности подобраны специфические задачи действия и соответствующая структура упражнений.
Так, при развитии специальной выносливости с решением тактических задач (модель "А") продолжительность серии возрастала от одного повторения к другому.
Рассмотрим один из вариантов алгоритма этой модели и соответствующих задач действий:
1. Групповые и индивидуальные перемещения в атакующих действиях при наличии оперативного пространства (задача 10); упражнения в тройках со сменой позиции, "предложением в адрес", забеганием, нацеленной фланговой передачей и завершающим ударом в створ ворот одним из футболистов — 5 повторений с микроинтервалами отдыха до 30 с (4 мин); пауза для отдыха — 30-40 с.
2. То же в четверках — 6-7 повторений с микроинтервалами отдыха до 30 с (6 мин); пауза для отдыха — 45-60 с.
3. Коллективные действия при отборе мяча: прессинг (задача За). Игровые действия п х п футболистов (двое ворот). После срыва атаки команда, потерявшая мяч,, располагается на половине поля соперника и атакует двумя игроками соперника, владеющего мячом. Одновременно с этим закрываются ближайшие соперники (8 мин); пауза для отдыха — 1 мин.
4. Создание численного преимущества в зонах атакующих действий (задача 11); игра в двое ворот со средней зоной 3x2, 2x2, 2x3. Перевод мяча из первой зоны во вторую с созданием численного преимущества в средней зоне за счет подключения одного из игроков первой зоны. При переводе мяча в третью зону подключаются два игрока средней зоны. При завершении или срыве атаки производится взаимозаменяемость в парах (10 мин); пауза для отдыха — до 1,5 мин. .
5. Индивидуальные и коллективные действия "на опережение" при отборе мяча и завершении атаки (задачи 6 и 15). Игра: а) в двое ворот п х п с атакующими действиями и передачей мяча через центр, после "стенки", фланговыми продолжениями и игрой в "опережение"; б) в двое + одни ворота (малые) 1x1 при п х п (12 мин); пауза для отдыха — 1,5-2 мин.
6. Маневр с целью выигрыша времени для занятия выгодных позиций при переходе от оборонительных действий к атакующим (задача 8); игра п х п в двое ворот с тремя зонами. Маневр после отбора мяча с занятием свободных зон за счет подключения в "двойках", "тройках", "четверках" через центральную зону. После завершения или срыва атаки — взаимозаменяемость (13 мин); пауза для отдыха'— до 2 мин.
7. Коллективный контроль мяча в сочетании с согласованными маневрами футболистов (задача 12); игра в "квадрате" п х п игроков в одно касание с двумя "нейтральными" и выполнением заданий: а) "нейтральный" с "нейтральным" не играет; б) "обратная передача" исключена; в) мяч " на месте не стоит"; г) после передачи мяча — "предложение в адрес" игрока в направлении передачи (14 мин); пауза для отдыха — до 2,5 мин. «..
8. Маневр группы атакующих игроков с отвлекающими действиями на флангах с целью подготовки и реализации ударов по воротам со средних и длинных дистанций (задача 18); игра п х п в одни ворота, с двумя нейтральными, находящимися в глубине обороны атакующей команды. Мяч вводится от тренера после коллективного скоростного маневра с соблюдением ширины атаки. Нейтральные подключаются для создания численного преимущества при завершении атаки (15 мин).
При развитии специальной скорости с решением тактико-технических задач (модель "В") алгоритм серий иной: 15 мин + 14 мин + 13 мин +12 мин + 10 мин + 8 мин + 6 мин + 4 мин с сохранением условий этой модели. Перерывы для отдыха между сериями — в диапазоне 3,5-5,5 мин.
В тех случаях, когда строилась модель типа "Д" (основной задачей здесь является совершенствование тактических способов организации игры на фоне поддержания функциональных возможностей), серии распределялись следующим образом: 6 мин +14 мин + 6 мин + б мин + 14 мин + б мин +14 мин + 6 мин + 14 мин.
Отдых между сериями (кроме тех случаев, которые предусматривали получение специальной информации о состоянии систем между сериями) заполнялся различными заданиями индивидуального характера с низкой интенсивностью или очень кратковременными (удары по воротам, различные передачи и т.д.). В тех случаях, когда строилась модель типа "Е" (основной задачей являлось восстановление систем организма на фоне решения технике-тактических задач), серии распределялись иным образом: 10 мин + 10 мин + 10 мин + 10 мин. Интенсивность действий не должна превышать 1/2 максимальной и частота пульса не превышала 120-140 ударов в минуту. Перерывы для отдыха между сериями — в диапазоне 10-12 мин., ЧСС после предыдущей серии снижается до 70-80 ударов в минуту и заполняются малоинтенсивными технико-тактическими действиями индивидуального характера. Могут быть и другие продолжительности серий — от 12 до 15 мин.
Физиологическая особенность построения модели "А" состоит в том, что каждая последующая серия упражнений повторяется в конце фазы быстрого снижения ЧСС ( на уровне 125-135 в 1 мин), наступающей после окончания предыдущего воздействия, и совпадающего с ней периода восстановления показателей мышечной работоспособности.
При таких условиях повторного выполнения игровых серий создается характерная небольшая амплитуда ЧСС, Наблюдается некоторое повышение верхней границы ЧСС до 4-5 серии с последующей стабилизацией размаха от 125-135 в 1 мин перед началом каждой серии до 172-188 в 1 мин после их окончания.
В результате предложенного алгоритма воздействия в лимфоцитах периферической крови изменялась активность ферментов: снижались показатели сукцинатдегидрогеназы (СДГ), малатдегидрогеназы (МДГ), (— глицерофосфатдегидрогеназы митохондриальной (— ГФДГм). Одновременно с этим увеличивались показатели лактатдегидрогеназы (ЛДГ), — глицерофосфатдегидрогеназы гиалоплазматической (— ГФДг), индекс К4, отражающий отношение активности гиалоплазматических ферментов к митохондри-альным, и индекс КЗ. Благодаря последнему удалось оценивать соотношение показателей, характеризующих активность НАД — зависимых и флавиновых дегидрогеназ в лимфоцитах крови [62, 63].[1]
Такие изменения обусловили к концу тренировочного занятия снижение уровня сократительной способности мышц (ССМ), сопротивляемости мышц утомлению (СМУ), способности к пространственной дифференцировке движений (ППД), скорости перемещения игроков с мячом и без него.
В отдаленном восстановительном периоде показатели мышечной работоспособности, пространственная дифференцировка движений разновременно возвращались к исходному уровню с последующим превышением его в течение вторых-третьих суток отдыха.
Тренировочное занятие, моделируемое в режиме "А" вызывает значительную активизацию функций надпочечника, а также интенсификацию мышечного гликолиза, результатом которого является значительное закисление внутренней Среды организма.
Нарастающая степень гликолитического закисле-ния миоплазмы внутренней среды организма и связанные с ним процессы лимитировали скорость процессов мышечного сокращения и расслабления. Это связывалось со снижением содержания фонда АТФ и угнетением АТФ-азной' активности миозина, саркоплазматического ретикулума и т.д., что в конечном результате предопределило снижение„сократительной способности мышц и сопротивляемости мышц утомлению в процессе занятия, моделируемого в режиме "А".
К концу тренировочного занятия происходит постепенное переключение регуляторного эффекта катехоламинов на преобладающее регуляторное влияние, свойственное гликогену СДГ и глюкокортикоидам, которые значительно повышают состояние "стрессированности" организма. Это выражается в снижении количества форменных элементов крови, чувствительных к стрессу, некоторым снижением уровня лактата, увеличением содержания сахара в крови перед началом и после выполнения отдельной серии упражнений [ 62, 63, 71, 74 ].
На протяжении всего тренировочного занятия, моделируемого по типу "А", на организм воздействуют факторы метаболической и эндокринной регуляции. В первой половине большое влияние оказывают кате-холамины, вр второй — глюкокортикоиды, в восстановительном периоде — инсулин. Это определяет метаболический фон, который создает условия для активации процессов, лежащих в основе совершенствования некоторых видов специальной выносливости футболистов.
Перечисленные выше и связанные с ними другие процессы создают предпосылки для увеличения мощности и емкости метаболических процессов, реализующих такое качество как выносливость, и создающих основу для развития скоростных возможностей.
После этого выполняли серии упражнений, имеющих такие же содержание, интенсивность и продолжительность, как и в предыдущем случае, но каждую последующую серию повторяли в фазе замедленного снижения ЧСС (120 — 180 в 1 мин.), совпадающей с соотношением периодов сверхисходного состояния сократительной способности мышц и продолжающегося восстановления сопротивляемости мышц утомлению. При этом были зафиксированы иные (тип "В"), отличающиеся от вышеописанных реакции.
Во-вторых, амплитуда ЧСС между высшей и низшей точками по размаху больше, нежели в моделях "А" (от 108-118 в 1 мин до 174-188 в 1 мин). Во-вторых, наблюдалось повышение активности окислительных процессов в митохондриях лимфоцитов, индекс К снизился, возросла эффективность участков цепей дыхательных переносчиков, связанных с флафинопротеидами; КЗ уменьшился преимущественно за счет роста СДГ. Такие изменения привели к тому, что ССМ и пространственная дифференцировка движений к концу занятия были выше исходного уровня, а сопротивляемость мышц утомлению — ниже.
Тренировочное занятие, моделируемое по типу "В", отличается от занятия типа "А" тем, что создаются иные условия для устранения факторов, закисляю-щих клетки мышечной ткани и внутреннюю среду организма.
Умеренная степень закисления внутренней среды организма способствует активизации транспортных форм катехоламинов, однако сила регуляторного влияния последних, по сравнению с нагрузками типа "А", несколько снижена и приближается к оптимальной. Это позволяет по-иному проявлять функциональные возможности футболистов, выражающиеся в частнорти, повышением скоростных качеств, улучшением пространственных дифференцировок и игрового мышления при выполнении тактических задач.
Достаточно высокий уровень лактата на фоне сниженного эффекта глюкокортикоидной регуляции в некоторой степени блокирует мобилизацию и последующее поступление жирных кислот для окислительных процессов и глюконеогенеза. Поэтому основным энергетическим источником в тренировочном занятии типа "В" являются углеводы, депонированные в мышечной ткани и печени. Приведенное соотношение показателей определенным образом сказывалось на проявлении некоторых сторон специальной работоспособности футболистов. Скорость перемещения как с мячом, так и без него возрастала к концу занятия.
В восстановительном периоде функциональная активность систем постепенно изменялась, приобретая дорабочие признаки в течение двухсуточного отдыха.
Изменив алгоритм воздействий, заключающийся в том, что каждая последующая серия упражнений повторялась в фазе стабилизации ЧСС (на уровне 90-100в 1 мин), совпадающей с дорабочим уровнем сократительной способности мышц и периодом сверхисходного состояния сопротивляемости мышц утомлению, мы цолучили третью группу реакций, названную моделью "Д". Условия построения воздействий приводили к тому, что активность СДГ, МДГ и индексы К4 и К3 удерживались в пределах исходных данных, а ЛДГ, (-ГФДГ г и (-ГФДГм к концу воздействия уменьшались по сравнению с дорабочим уровнем. Уровень сократительной способности мышц и пространственной дифференцировки к концу занятия оставался в пределах исходного. В противоположность предыдущим моделям уровень сопротивляемости мышц утомлению на протяжении занятия повышался. В восстановительном периоде этот показатель возвращался к исходным данным на вторые сутки отдыха.
Показатели скоростных возможностей футболистов практически оставались в пределах исходного уровня (наблюдаемые колебания статистически недостоверны). При сопоставлении ответных реакций, полученных ранее в моделях с одинаковой продолжительностью игровых серий, с настоящими, т.е. реакциями, наблюдаемыми в таких же по характеру моделях, но с изменяющейся продолжительностью серий (с возрастающей — "А", уменьшающейся — "В", чередующейся — "Д" и постоянной продолжительностью — "Е"), было отмечено более выраженное и устойчивое соотношение показателей [6, 22, 25, 26, 62].
Несмотря на очевидные различия в соотношении ответных реакций, зависящих от предлагаемых алгоритмов работы и отдыха, еще нет достаточно оснований, чтобы утвердить оптимальность числовых значений всех факторов, составляющих модели занятий. Это связано с тем, что в практике тренировочного процесса применяются разные по силе воздействия тренировочные нагрузки в том числе и обусловленные разной интенсивностью выполнения упражнений. Поэтому была поставлена задача проследить возможность сохранения ответных реакций, которые предлагаемым моделям, при условии выполнения игровых серий в зоне интенсивности от незначительной до средней. Числовые значения остальных факторов (структура упражнений, задачи действия, режимы работы и отдыха, ритм продолжительности серий, количества их повторений) оставались в пределах, присущих каждой модели. Однако интенсивность преодоления игроками пространства во время выполнения серий не должна вызывать повышение ЧСС более 140-150 в 1 мин.
Ответные реакции организма при уменьшении интенсивности двигательных действий
Условия, вызванные уменьшением интенсивности выполнения игровых действий, не позволяют моделировать соотношения функциональной активности систем, характерных для типов "А" и "В". Об этом свидетельствуют показатели мышечной работоспособности, ферментативной активности лимфоцитов крови, коэффициенты метаболического обеспечения скоростных возможностей и выносливости, координационных дифференцировок и т.д. На предлагаемые воздействия названные показатели в подавляющем большинстве случаев отвечают однозначными реакциями типа "Д". Даже при повторном выполнении игровых серий через промежутки отдыха до 30с (тип "А") не удается получить нужные по направленности реакции. В связи с этим процесс управления в плане создания необходимых соотношений функциональной активности систем, присущих для каждой модели, при уменьшении интенсивности убедителен. Эти данные вызвали необходимость проведения дополнительного анализа динамики восстановительных процессов после выполнения однократной серии игровых упражнений, поскольку возникла гипотеза о возможном изменении характера и величины колебательных процессов, в частности реституции ЧСС (рассматриваемый как критерий построения задаваемых режимов), при условии уменьшения интенсивности выполнения упражнений. После окончания игровой серии продолжительностью от 4 до 15 мин ЧСС была 152 в 1 мин. В течение 30 с восстановительного периода она снизилась до 102 в 1 мин, к концу 1-й минуты — до 88-86 и в дальнейшем стабилизировалась в границах 82-85 в 1 мин (в данном случае восстановительный период был 8 мин).
Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о значительном изменении характера восстановления ЧСС после упражнений с малой интенсивностью по сравнению с околомаксимальной. Это выражается прежде всего в исчезновении фазы замедленного снижения ЧСС, являющейся критерием построения типа реакций, присущих модели "В", а также в кратковременности фазы быстрого снижения ЧСС и быстром появлении фазы стабилизации этого показателя.
Сопоставляя динамику и соотношение сократительной способности мышц и сопротивляемости мышц утомлению с данными реституции ЧСС при уменьшении интенсивности выполнения игровых упражнений, мы обнаружили потерю выраженности и совместимости соответствующих фаз качественных показателей мышечной работоспособности и сердечнососудистой системы. Вероятно, при низкой интенсивности выполнения двигательных действий это является одной из причин неуправляемости извне реакциями при попытке построения нужных соотношений функциональной активности систем организма. Следовательно, подобные изменения характера восстановительных процессов значительно затрудняют построение занятий по типу "А" и "В" и в некоторой степени сохраняют возможность создания типа "Д", т.е. таких условий, которые для футболистов высших разрядов являются малотренирующими.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 217.