Значений в зависимости от модели предлагаемых
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

воздействий ( в % к исходному)

 

Изучаемые показа­тели

 

Границы достигаемых значений под воздействием моделей типа

 

«А» "В" "Д"
сдг 30-70 130-170 100-120
лдг 110-130 110-140 40-60
МДГ( 70-90 145-210 90-110
a-ГФДГг 120-175 70-80 80-90
a-ГФДГм 90-95 120-160 - 60-80
К4 130-225 60-80 95-110

 

Задачи тактических действий для каждой из при­веденных серий:

1. Совершенствование тактического варианта "за-бегания в тройках" с максимальным использованием игрового пространства.

2. Коллективные действия при отборе мяча посред­ством прессинга.

3. Коллективный контроль мяча в сочетании с согласованным маневром футболистов.

4. Переход к обороне после срыва атакующих дей­ствий при отсутствии игрового пространства.

5. Целенаправленное расширение зон действий с задачей взаимозаменяемости при атакующих и оборо­нительных действиях.

6. Маневр атакующих игроков с отвлекающими действиями на флангах с целью подготовки и реализации ударов по воротам со сред­них и дальних дистанций.

Эти задачи решали, используя комплекс специаль­ных игровых упражнений с соответствующими струк­турами.

Для моделей "В" содержание задач действий сох­ранялось, однако их последовательность осуществля­лась в обратном порядке, соответственно продолжительности серий: 1-я серия — 14 мин; 2-я — 12 мин; 3-я-10 мин; 4-я — 8 мин; 5-я — 6 мин; 6-я серия — 4 мин. Перерывы для отдыха между сериями колебались в диапазоне от 3,5 до 5,5 мин и заполнялись упражнениями на совершенствование различных стандартных тактико-технических действий. Задаваемые условия предусматривали в процессе серий вы­полнение тактических действий с интенсивностью, вызывающей повышение ЧСС до 160-180 в 1 мин, а в перерывах между ними — снижение до 108-120 в 1 мин.

В противоположность описанным занятиям модели "Д" имели иные алгоритмы: 1-я серия — 6 мин; 2-я — 12 мин; 3-я — 6 мин; 4-я — 12 мин; 5-я — 6 мин; 6-я серия — 12 мин. Задачи тактических действий оставались такими же. В период отдыха между сери­ями выполняли кратковременные стандартные дей­ствия с таким расчетом, чтобы ЧСС достигала границ 95-100 в 1 мин. Независимо от последовательности предлагаемых моделей ("А", "Д", "В" или "В", "Д", "А" и т.д.) в такой программе тренировочного цикла уровни скоростных возможностей, специальной выно­сливости, координационных дифференцировок, ско­рости переработки информации надежности тактических действий, метаболизма обеспечения дви­гательных возможностей практически оставались в пределах исходных величин. Соотношение функцио­нальных показателей в срочной адаптации под воз­действием каждой модели соответственно изменялось. По-видимому, равное по частоте, количеству и содер­жанию сочетание предлагаемых моделей при отсутствии перевеса суммы воздействия каких-либо из них ' ("А", "В" или "Д") не давало возможности накопить определенного преимущественного значения, которое 4 могло бы выразиться в изменении той или иной стороны функциональных возможностей.

В противоположность этому соотношение трениро­вочных воздействий, предусматривающее 60% моде­лей "А" и по 20 % "Д" и "В", вызывало выраженное повышение уровня метаболизма , обеспечивающего проявление выносливости, и в противоположность од­нотипной программе "А" — удержание показателей метаболизма, обеспечивающего скорость в пределах исходного уровня с некоторой тенденцией к увеличе­нию. Это подтверждали и показатели скорости пере­мещения футболистов. Кроме того, временные и мышечные дифференцировки-- заданных действий со­вершались с меньшим процентом ошибок, а степень надежности тактических действий была несколько выше в малых коалициях, равномерно понижаясь с возрастанием последних. В целом интегральный по­казатель уровня специальной работоспособности при подобном сочетании тренировочных воздействий бо­лее высокий по сравнению с предыдущими програм­мами. Это объясняется увеличением активности систем, связанных с обеспечением разных видов вы­носливости, надежности тактико-технических действий с учетом более благоприятного фона скоростно-силовых и координационных возможностей.

Последействие предложенного сочетания моделей в цикле отличалось и тем, что уровень активности ферментов переместился в зону 16-18 ед. с преобла­данием показателей ферментов цитозола над активно­стью митохондриальных, на фоне высокой активности Г-6-ФДГ, сбалансированной с активностью МДГ и ЛДГ. Таким образом, представленное соотношение тренировочных моделей является более благоприят­ным, по сравнению с предыдущими, в тех случаях, когда задачей является развитие специальной вынос­ливости с помощью тактико-технических средств, что способствует повышению уровня специальной работо­способности.

Описанные изменения в состоянии организма про­ходили практически без потерь достигнутого уровня координационных и скоростных возможностей на фо­не достаточно устойчивых адаптационных реакций. Перестройка тренировочной программы, связанная с созданием иного соотношения моделей занятий ("В" — 60%, "Д" и "А" — по 20 %), выражалась и в ином соотношении ответной активности физиологических, биохимических интегральных показателей, которые конструировали особенности адаптационных реакций. Прежде всего, к концу цикла значительно повысился уровень метаболизма обеспечения скоростных возможностей, достигнув наибольших величин. Это проис­ходило на фоне некоторого возрастания показателей метаболизма обеспечения выносливости. Средняя ак­тивность ферментов переместилась в зону 18 ед. и более с преобладанием активности ферментов мито-хондриального окисления (СДГ + a + ГФДГм) над активностью цитозольных ферментов. Активность цитозольной составляющей — глицерофосфатного шун­та оказалась ниже суммарной активности митохондриальных ферментов. Такая адаптационная перестройка прежде всего выразилась во внешних признаках: возросла скорость перемещения футболи­стов, время ее поддержания (т.е. выносливость) не уменьшилось.

Процессы, связанные с двигательными координа­ционными возможностями, не подавлялись некото­рым увеличением ошибок при воспроизведении временных параметров заданных действий, потому что улучшились пространственные и мышечные дифференцировки действий. Значительно выравнивались показатели надежности тактических действий за счет уменьшения различий между малыми, средними и большими коалициями с общей тенденцией к возрас­танию частот вхождения и основания и уменьшением частоты обобщенных ошибок.

Такие особенности влияния тренировочной прог­раммы предопределяли перемещение уровня специ­альной работоспособности на наиболее высокую ступень в основном за счет увеличения активности систем, связанных с обеспечением разных видов скоростных и координационных возможностей, надежно­сти тактико-технических действий на фоне поддержания специальной выносливости.

По-иному сложились ответные реакции систем, оп­ределяющие специальную работоспособность, когда в тренировочной программе было изменено соотноше­ние моделей ("Д" — 60%, "В", и "А" — по 20 %). Показатели метаболизма обеспечения скорости и вы­носливости, временные и пространственные дифференцировки, скорость перемещения футболистов на протяжении цикла находились в границах большей активности, нежели при однотипной программе, сос­тавленной из моделей "Д". Однако эти границы были ниже, чем в смешанных программах "А" и "В". По-видимому, такое состояние обусловливалось тем, что при основной направленности программы величины воздействия моделей занятий на организм футбо­листов создавали условия, в которых биохимические процессы протекали с другой активностью, нежели в однотипной программе "Д". Средний уровень цитохи-мических показателей активности ферментов состав­лял 12-16 ед. Наблюдалось выравнивание суммарных показателей активности ферментов в митохондриях и цитозола или незначительное преобладание активнос­ти митохондриальных ферментов над цитозольными. Активность СДГ, Г-6-ФДГ, МДГ и ЛДГ сбалансирова­на и активность ферментов митохондрий соответству­ет или несколько ниже активности цитозольной компоненты альфа-глицерофосфатного шунта (a-ГФДГг).

Надежность тактических действий при такой про­грамме тренировки достаточно высокая с некоторым преимуществом связей в больших коалициях (за счет частоты вхождения в коалиции), но ниже, чем в иных смешанных программах (по показателям частот их основания и обобщенных ошибок).

Описанное функциональное состояние и уровень реализации тактического мастерства футболистов на протяжении всего цикла выражались в поддержании уровня специальной работоспособности за счет более сбалансированного соотношения функциональных по­казателей.

Следовательно, достаточно длительное и успешное применение моделей занятий типа "Д" может быть достигнуто на фоне умеренной или незначительно повышенной "стрессированности" организма футболи­стов за счет введения в программу определенных доз тренировочных моделей типа "А" и "В". В этом случае более успешно осуществляется решение задачи поддержания функционального состояния разных сторон специальной работоспособности на достигну­том уровне с одновременным совершенствованием тактико-технических элементов структуры игры.

Таким образом, высокого уровня стойкой адапта­ции, связанной с развитием разных сторон специаль­ной выносливости, и на ее фоне повышения надежности тактико-технических действий футболис­тов можно достичь тогда, когда программа трениров­ки в циклах продолжительностью 12-16 дней преду­сматривает использование всех моделей. Они сочета­ются в таких пропорциях: 50-60% моделей типа "А" с величинами воздействия 40-90% каждого из них; остальные занятия типа "В" и "Д" занимают не более чем по 20-25% в том же диапазоне воздействия.

При таком соотношении тренирующих моделей наблюдается перспективное изменение специальной работоспособности футболистов за счет преимуще­ственной активности систем, обеспечивающих разные стороны выносливости (скоростной, силовой, коорди­национной, психической и др.). Потери со стороны скоростных, скоростно-силовых, технико-тактических возможностей при этом незначительны.

Метаболический статус организма, соответствующий такому физиологическому и биохимическому профилю, является благоприятным для последующего моделирования программ, в которых преимуществен­ное значение приобретают занятия типа "В", направ­ленные на повышение скоростных возможностей футболистов и создание для них структурно-метабо­лического базиса.

В тех случаях, когда ставится задача повышения специальной работоспособности футболистов за счет разных видов специальной скорости, достичь устой­чивой адаптации можно при сочетании моделей в таких пропорциях: 50-60 % моделей типа "В" (с величинами воздействия 40-100 % каждого из них); модели типа "А" и "Д" составляют по 20-25 % с диапазоном величины воздействия от 30 до 80 % (т.е. от 2 до 7 серий упражнений в каждом занятии) с характерным для них алгоритмом последовательнос­ти, продолжительности, интенсивности и задачами действий.

Представленные выше данные послужили основа­нием для создания модели более длительной програм­мы, охватывающей промежуток времени в несколько месяцев. Однако прежде чем перейти к изложению ее сути, нужно остановиться на некоторых моментах.

В силу объективных особенностей каждый фут­больный матч с психофизиологической точки зрения представляет собой трудно контролируемый процесс. Именно поэтому в тренировочном процессе (т.е. в условиях, позволяющих моделировать основные элементы, составляющие игровую деятельность) опреде­ляются наиболее рациональные алгоритмы технико-тактических действий, создается надежность индиви­дуальной и коллективной реализации основных пара­метров игры, определяется динамика состояния функциональной готовности систем, влияющих на уровень специальной работоспособности футболистов, и т.п.

Следовательно, складывается впечатление, что ко­личество и разнообразие, например, вариантов такти­ческих ситуаций, отработанных футболистами в процессе тренировочных занятий, может рассматри­ваться как показатель уровня резервирования их воз­можностей при встрече с неожиданностями в игре. Более того, многочисленные данные показывают, что в этом случае действует не простая арифметическая зависимость. Каждая освоенная технико-тактическая ситуация увеличивает эффективность деятельности футболистов в непредвиденных ситуациях вообще, даже если они будут новыми, ранее не встречавши­мися.

В данной работе для описания некоторых конкрет­ных видов деятельности футболистов с целью анали­за, построения программы управления тренирован­ностью применялись четыре метода моделирования. Первый из них — это метод тестов, т.е. моделирова­лась деятельность, аналогичная игровой, но ограни­ченная по времени и объему. Например, последо­вательное ведение шести мячей с максимальной ско­ростью и заданным пространством по сложной траек­тории (26). Подобные модели применялись для оценки энергетического метаболизма обеспечения спе­циальных качеств выносливости и скорости, выясне­ния реакций различных систем организма, опреде­ляющих некоторые стороны специальной работоспо­собности, и пр.

Второй метод — моделирование игровых тактико-технических действий. Для этого были разработаны задачи действий тактико-технической направленнос­ти, составляющие практический объем игровой дея­тельности.

Третий метод предусматривал создание необходи­мых соотношений функциональной активности сис­тем, адекватных педагогическим задачам срочных адаптации, в каждом отдельном тренировочном заня­тии. С этой целью были выделены несколько факто­ров с определенными численными значениями, составляющими модель тренировочного воздействия.

Четвертый метод — это создание отдаленной, ку­мулятивной адаптации. Он позволяет управлять функциональным состоянием некоторых систем орга­низма с задачей перевода их из исходного в желаемое состояние. Это состояние в определенной степени, с учетом многих факторов, должно обеспечивать эффек­тивную, достаточно надежную деятельность футболи­стов во время игры, соответствовать более высокой тренированности (по сравнению с предыдущими эта­пами) или, при необходимости, способствовать удер­жанию достигнутого состояния.

Поскольку тактика игры является организующим приемом, который позволяет раскрыть, проявить функциональные способности игроков (или не рас­крыть, если тактика не учитывает возможности фут­болистов), то, естественно, для моделирования надежной игры и разработки эффективной системы управления тактической подготовкой в тренировоч­ном процессе необходимо изучить тактическую струк­туру поведения футболистов в соревнованиях.

Следует отметить, что увлечения только подсчетом количества тактико-технических приемов, выполнен­ных отдельными футболистами и командой в целом в процессе игры, на сегодняшнем этапе развития фут­бола уже не достаточно. Однако, это не означает, что нужно отказаться от подобного вида информации.

Обработка данных большого количества игр позволи­ла выявить некоторые закономерности в изменении соотношения тактико-технических приемов, которые во многом зависели от выбора тренером обобщенной задачи по использованию игрового пространства (табл. 5). В тех случаях, когда игра строилась в основном на прессинге соперника, на его половине поля, когда прессингующая команда значительно су­жала для себя игровое пространство, как правило, для коротких передач увеличивалась, а длинных уменьшалась, наблюдалось большое количество веде­ний мяча, обводок соперника и пр. В играх, которые предусматривали активный или позиционный отбор мяча в основном на своей половине поля, когда ко­манда создавала для себя игровое пространство и пыталась сузить пространство для соперника, значи­тельно уменьшалась доля коротких передач и возра­стала — длинных, уменьшалось количество ведений мяча и увеличивалось количество его перехватов и отборов и т.д.

Наибольшая часть игр строилась по смешанному принципу с большим диапазоном тактико-техничес­ких приемов.

Вместе с тем то или иное построение игры нельзя анализировать только с позиций соотношения прие­мов. Смысл, по-видимому заключается в том, чтобы уметь наиболее эффективно использовать все три мо­дели игры, применять их с учетом особенности дей­ствий соперника, готовности своей команды, значи­мости игры и пр. Количественные же соотношения тактико-технических приемов нужно учитывать и ис­пользовать в тех случаях, когда требуется хотя бы приближенно выяснить степень реализации установ­ки тренера на игру.

Для расширения объема информации о тактико-тех­ническом поведении футболистов А.И.Кондратьев ра­зработал способ обработки данных видеозаписей игры на вычислительной технике [29]. Представляет инте­рес анализ деятельности команд Д. и Б. в официаль­ном международном матче, стратегии поведения отдельных игроков и выбор тактической модели игры для Д.

 


Таблица 5.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.