Распределение частоты использования тактико-технических приемов футболистами команды Д. ( 2-й тайм)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тактико-технические приемы

Передачи короткие н средние, выпол­ненные вперед Передачи короткие и средине, выполнен­ные назад и поперек поля Передачи длинные   Потери Ведение мяча Отбор мяча Перехват мяча   Обводка   Игра головой   Удары в порота   Штрафные   Угловые
0,81 0,02 0 0 0 0 0,09 0 0 0 0,08 0
0,14 0,16 0,05 0,03 0,01 0,04 0,02 0,013 0,15 0,11 0,09 0,06
0,05 0,38 0,08 0,14 0,25 0 0,09 0 0 0,01 0 0
0,16 0,23 0,07 0,08 0,09 0 0,27 0 0,1 0 0 0
0,17 0,25 0,04 0,08 0,23 0,01 0,09 0 0 0,03 0,04 0,05
0,19 0,23 0,11 0,04 0,3 0,03 0 0 0,11 0,13 0,07 0,06
0,14 0,19 0,04 0,02 0,21 0,01 0.11 0,01 0,08 0,04 0,07 0,08
0,2 0,2 0,1 0,04 0,07 0,11 0,08 0 0,05 0,16 0,06 0,09
0,12 0,21 0,01 0,08 0,31 0 0,02 0,03 0,03 0,04 0,08 0,08
0,11 0,16 0 0,12 0,34 0 0 0 0,09 0.07 0,07 0,04
0,14 0,13 0 0,07 0,22 0 0,04 0,06 0,07 0,06 0,14 0,08

 

Если рассмотреть некоторые характеристики, каса­ющиеся отдельных футболистов, участвовавших в данной игре, то картина тактико-технической напра­вленности и надежности ее реализации станет более полной. Так, футболист, играющий под 2, являлся одним из ведущих основателей коалиций (0,21), с равномерным распределением частоты использования тактико-технических приемов по таймам. При этом у него отмечалось уменьшение частоты ошибок к концу игры. Функциональные возможности по отдельным тактико-техническим приемам он использовал на достаточно высоком уровне (от 38 до 89%). Вместе с тем в таких наиболее важных для защитника приемах, как отбор мяча, была наиболее низкая граница ис­пользования высоких функциональных возможнос­тей. В то же время мастерство названного футболиста позволяло компенсировать этот недостаток высоким уровнем использования своих возможностей в других приемах, например при перехвате мяча. Кроме того, он обладает высоким уровнем реактивности, малым временем переключения от одних действий к другим, разнородной пространственной координацией и, сле­довательно, позиционной тактической грамотностью.

В отличие от приведенной характеристики, у фут­болиста 3 частота ошибок несколько увеличилась во втором тайме по сравнению с первым (0,17-0,19), частота основания коалиций была низкой (0,02-0,06), несмотря на то что эта величина возрастала к концу игры. Сделанные в перерыве между таймами индиви­дуальные уточнения позволили игроку почти вдвое увеличить частоту вхождения в коалиции (с 0,26 до 0,54). В частности, это свидетельствовало о том, что неправильное позиционное поведение не позволило полностью использовать имеющиеся возможности. Распределение длины коалиций для первого тайма достаточно равномерно, что отражает факт отсутствия в первой половине игры позиционной направленнос­ти. Последнее также свидетельствует и о неравномер­ности распределения частоты использования технико-тактических приемов. Во второй половине игры ситуация несколько выровнялась. В целом функциональные возможности в реализации тактико-технических приемов распределялись в границах 40-70%. Это позволяет говорить о достаточном уровне тренированности, тем более что футболист обладает высокими коэффициентами пространственной (0,78), временной (0,64) и мышечной (0,68) координации, а также скоростного переключения действий (0,59).

Для того, чтобы осуществить реализацию тактиче­ских и стратегических установок, футболистам предъявляются специфические требования в зависимости от того, в какой игровой зоне решается локальная или общая тактическая ситуация.

При оборонительных действиях:

1. Защитник должен владеть точными длинными передачами мяча, выполняемыми с обеих ног, и об­ладать высокими скоростными и скоростно-силовыми качествами.

2. Как игрок задней линии должен уметь выбрать нужную позицию, своевременно приостановить насту­пательные действия соперника, всегда стремиться то­чной передачей игроку своей команды организовать атакующие действия.

3. Если мяч находится перед воротами, защитник не должен передавать его параллельно линии ворот. Для ликвидации опасного момента он обязан отбить мяч в сторону или вперед. В этом случае четкое разрушение всегда лучше, чем нечеткое созидание.

4 В непосредственной близости от своих ворот защитник не должен пытаться обыграть соперника, так как это может привести к потере мяча.

5. Положение обороняющегося по отношению к своему сопернику должно быть таким, чтобы он мог видеть не только мяч, но и группу атакующих игро­ков соперника.

6. Если соперник обыграл обороняющегося футбо­листа, последний должен преследовать игрока, владе­ющего мячом, до разрешения игровой ситуации. Нападающий, почувствовавший преследование, в большей степени теряет уверенность, спешит, допус­кает ошибки в ударах и передачах.

7. Если обороняющийся игрок проиграл единобор­ство и партнер, пытающийся ему помочь, преследует соперника, то защитник немедленно обязан блокиро­вать "свободного" игрока соперника.

8. Если в борьбу за мяч включается защитник, другой игрок команды в это время берет на себя его функции.

9. После завершения атаки защитник сразу же должен возвратиться на свое место.

10. При срыве атаки команды-соперницы защит­ник должен немедленно открыться для того, чтобы через него можно было начать атаку своей команды.

11. Перемещаясь по футбольному полю, защитник всегда должен находится между соперником и соб­ственными воротами.

12. Защитник не должен допустить того, чтобы соперник создал себе оперативно-игровое простран­ство, которым мог бы воспользоваться.

13. Защитник не должен бесцельно отбивать мяч, если нет опасности у ворот, разумнее начать атаку точной передачей открывшемуся партнеру.

14. Защитник должен принимать решения, согла­совывая их с действиями вратаря, и в случае ошибки последнего, прийти ему на помощь.

При атакующих действиях:

1. При возможности сделать передачу партнеру, находящемуся в более выгодной ситуации, для про­должения атакующих действий. Нападающий игрок обязан сделать это сразу же, так как катящийся или летящий мяч перемещается быстрее игрока.

2. После передачи мяча нападающему необходимо переместиться в свободную активную для атаки зону.

3. Нападающий не должен стоять на месте, а соот­ветственно игровой ситуации менять позицию (игра без мяча), так как стоящего игрока легко блокировать.

4. При единоборстве с защитником соперничающей команды атакующий игрок должен вести мяч, кон­тролируя его дальней от соперника ногой.

5. Чтобы освободиться от опеки соперника, напа­дающий должен применить ложный маневр — бег с максимальным усилием и внезапным изменением на­правления движения.

6. Принимая мяч, нападающий обязан двигаться навстречу ему, исключая возможность перехвата мя­ча соперником.

7. Атакующий игрок не должен вести игру там, где на небольшом пространстве сосредоточено много игроков соперника. Нужно изменить направление развития атаки, перевести мяч на другой фланг.

8. Перед тем как принять мяч, нападающий дол­жен принять оптимальное решение о дальнейших своих действиях.

9. Все атакующие игроки должны четко выполнять не только свои задачи, нацеленные на завершение атакующих действий, но и оборонительно функции. При потере мяча нападающие должны стремиться отобрать мяч у соперника или активными действиями задержать развитие атаки- до тех пор, пока остальные игроки не займут выгодные позиции для отбора мяча.

10. Если соперник владеет мячом, независимо от того, какую позицию он занимает, нападающие дол­жны прикрыть ближайших игроков команды сопер­ника.

11. Нападающий должен обладать скоростными возможностями, хорошо владеть ударами по мячу с обеих ног и уметь бороться за овладение высоко летящим мячом.

12. Нападающий не должен бояться единоборства, обладать хорошей выносливостью, атлетическими ка­чествами, быстрой реакцией, уметь принимать пра­вильные решения в сложной игровой обстановке.

13. В завершающей стадии атаки нападающий до­лжен как можно быстрее готовить и наносить удар по воротам, а также уметь играть на опережение.

Таким образом, наблюдения за игровой деятельно­стью футболистов позволили определить некоторые количественные стороны происходящих во время иг­ры тактико-технических событий, количественные показатели надежности индивидуальных и коллективных действий, выделить факторы, влияющие на уровень надежности. Необходимость этого очевидна, так как модели задач действия тактико-технической направленности кроме совершенствования собственно структуры игры должны соответствовать моделям тренировочных занятий, создающих определенные функциональные состояния.

Кроме того, сравнительный анализ реакций систем организма на соревновательные и тренировочные во­здействия предоставил возможность уточнить некото­рые методологические стороны составления програм­мы тренировочного процесса.

Выше было показано, что варьирование количе­ственными показателями факторов, определяющих структуру тренировочного занятия, позволяет полу­чать заранее известные реакции организма, соответ­ствующие направленности и необходимым величинам нагрузки. Эти типы реакций ("А", "В", "Д", "Е") и их сочетания ("АД","ВД", "ДА", "ДВ", "ДЕ", "ЕД", "ЕА", "ЕВ" и т. д.) создают все необходимые соотношения функциональной активности систем организма, которые позволяют управлять основными сторонами специальной работоспособности футболистов.

При составлении программы тренировочного про­цесса необходимо, с одной стороны, определить круг задач действия для каждого тренировочного занятия и выбрать реализующие их упражнения, с другой — распределить эти упражнения в зависимости от алго­ритма продолжительности серий в занятии. Необхо­димо наметить динамику величин тренировочных воздействий на основании текущего функционального состояния футболистов и желаемого, учитывая, что величину нагрузки, равную 90-100%, можно полу­чить реализацией 8-9 серий, 80-90% — выполнени­ем 7-8 серий; 70-80% — 6-7 серий; 60-70% — 5-6 серий; 50-60% — 4-5 серий, а 40-50% величины нагрузки — выполнением 3-4 серий.

Не нужно забывать, что при развитии выносливо­сти с помощью тактико-технических средств ("А") серии строятся с возрастающей продолжительностью, например: 1) 4, б, 8, 10, 12, 14, 16 мин ( 80-90% величины нагрузки, задач действия соответствуют се­риям 15, 14, 4, 11, 6, 12, 13), или 2) 6, 8, 10. 10, 12 мин (50%), или 3) 6, 8, 7, 10, 9, 12, 10, 14 мин (90%) и т.д. Перерывы для отдыха между первыми тремя-четырьмя сериями составляют 1-1,5 мин, а между остальными постепенно увеличиваются до 2-2,5 мин, т.е. каждую последующую серию нужно выполнять на фоне ЧСС 130-140 в 1 мин.

В занятиях, предусматривающих развитие специ­альной скорости ("В") с помощью тактико-техничес­ких средств, продолжительность серий должна уменьшаться к концу занятий в следующих возмож­ных вариантах: 1) 16, 14, 12, 10, 8, 6, 4 мин, или 2) 12, 12, 10, 10, 8, 8 мин и т.д.," или 3) 14, 12, 10, 12, 10, 8 мин и т.д.

Паузы отдыха между ними составляют 3,5-5,5 мин. Это время, необходимое для того, чтобы ЧСС после работы уменьшилась до 108-120 в 1 мин. Заполняются паузы отдыха упражнениями на совер­шенствование технических приемов владения мячом.

В тех случаях, когда ставиться задача совершен­ствования тактико-технических действий с поддержа­нием имеющегося уровня функциональных возможностей ("Д") или развития аэробных возмож­ностей, продолжительность серий чередования такая: 1) 10, 5, 10, 5, 10 мин, или 2) 12, 12,' 6, 12, 12, 6 мин, или 3) 5, 20, 5, 20 мин и т.д. При такрх условиях длительность отдыха между сериями — 6 — 8 мин (время, необходимое для снижения ЧСС до 90-100 в 1 мин) заполняется совершенствованием от­дельных технических элементов, стандартных поло­жений и т.д. 5

Выполнение двигательных действий, особенно в тренировочных моделях типа "А" и "В", должно осуществляться с высокой интенсивностью в диапазо­не от 3/4 возможной до максимальной. Относитель­ными критериями интенсивности могут служить скорость перемещения футболистов, расстояние, пре­одолеваемое в течение серий, а также суммарное расстояние при большой нагрузке (8-9 серий), соста, вляющее 2300-2800 м; ЧСС во время деятельности. Смешанные модели тренировочных занятий типа "АД", "ВД" применяются в тех случаях, когда необходимо "смягчить" быстро развивающиеся изменения функциональной активности систем, увеличить про­должительность тренировочного занятия (для больше­го охвата изучаемого материала), создать условия для перехода на иную, противоположную модель занятия (с "А" на "В" и наоборот). В сочетанных моделях для каждой ее части сохраняются все особенности усло­вий, характерные для "чистых" моделей. Например, избрана смешанная модель с величиной нагрузки до 70% и направленностью занятия типа "АД". Алго­ритм такой модели по факторам продолжительность серий упражнений, отдыха между ними, ЧСС к концу работы и отдыха выражается в таких величинах:

1-я серия — 6 мин, отдых до 1 мин. ЧСС, дости­гнув во время работы 170-180 в 1 мин, в период отдыха не должна быть ниже 130-140 в 1 мин к моменту начала следующей серии;

2-я серия — 8 мин, отдых до 1,5 мин. ЧСС та же, что и в 1-й серии;

3-я серия — 10 мин, отдых до 2 мин. ЧСС та же, что и в 1-й серии;

4-я серия — 10 мин, переход в режим "Д", отдых до 7 мин. ЧСС уменьшается до 100-90 в 1 мин в период отдыха и может, при необходимости, во время работы составлять 150-160 в 1 мин;

5-я серия — 8 мин, отдых до 7-8 мин. ЧСС в период отдыха та же, что и после 4-й серии;

6-я серия — 10 мин.

Еще один пример смешанной модели типа "ДВ" с величиной воздействия до 80%:

1-я серия — 12 мин, отдых — до 7 мин. ЧСС перед началом следующей серии — 100-90 в 1 мин.

2-я серия — б мин, отдых — до 6 мин. ЧСС та же, что и в 1-й серии;

3-я серия — 12 мин, отдых — до 7-8 мин: ЧСС та же, что и в 1-й серии;

4-я серия — 10 мин, переход в режим "В", отдых до 4,5-5,5 мин. ЧСС во время работы достигает 170-180 в 1 мин, в период отдыха уменьшается до 120-108 в 1 мин;

5-я серия — 8 мин — отдых до 4,5-5мин'. ЧСС < перед началом следующей серии — 120-108 в 1 мин.

6-я серия — 6 мин, отдых--— до 4,5—5,5 мин. ЧСС та же, что и в предыдущей серии.

7-я серия — 4 мин.

Если символы модели меняются местами ("ВД" = 80%), естественно, изменяется и конечный итог ответных реакций, т.е. направленность занятия становится противоположной, и алгоритм серий ста­новится другим:

1-я серия — 12 мин, отдых 3,5-4 мин. ЧСС — 120-180 в 1 мин;

2-я серия — 10 мин, отдых 3,5-4 мин. ЧСС та же, что и в 1-й серии;

3-я серия — 8 мин, отдых 3,5-4,5 мин. ЧСС та же, что и в 1-й серии;

4-я серия — 4 мин, отдых 6,5-7,5 мин. ЧСС — 100-90 в 1 мин;

5-я серия — 8 мин, отдых 6,5-7,5 мин. ЧСС та же, что и в 4-й серии;

6-я серия — 4 мин, отдых 6,5-7,5 мин. ЧСС та же, что и в 4-й серии;

7-я серия — 8 мин.

В этих занятиях сочетание серий по продолжительности может быть разным, но во всех случаях необ­ходимо придерживаться правил, которые присущи каждой модели. В описанные типы тренировочных занятий возможно введение любых тренирующих средств, задач, создание любой величины нагрузки.

Поскольку тренировочный процесс представляет собой чередование различных тренировочных заня­тий, следует отметить еще некоторые особенности составления программы.

1. Нежелательно тренировочные модели занятий одной направленности ("А", "В" или "Д") повторять более 5-6 раз подряд независимо от их величины.

2. Переход от моделей "А" модели типа "В" и наоборот нужно осуществлять через модель "Д" (в границах величины 40-60%).

3. Тренировочный цикл должен быть продолжи­тельностью 12-16 дней или спаренным независимо от количества игр.

4. Нагрузки в тренировочных занятиях до 100%, независимо от их направленности, следует применять не более 10-15 раз в течение подготовительного пе­риода, с учетом его продолжительности.

5. При двух- и трехразовых занятиях в течение одного дня желательно, чтобы одно из них было на 10-30% меньше других.

6. В моделях занятий типа "А" 40-50% предлага­емых упражнений следует выполнять малыми коали­циями (до трех футболистов), в занятиях типа "В" — средними (4-6 футболистов), а при построении моде­ли "Д" — большими (7-10 человек).

Известно, что при составлении программы трени­ровочного процесса необходимо учитывать не только соотношение количества тренировочных занятий раз­ной направленности и величины, но и соотношение средств для каждой части подготовительного, сорев­новательного и переходного периодов. Все эти соотно­шения, или, иными словами, содержание тренировочнои программы, зависят от исходного уровня функциональных возможностей систем, определяю­щих специальную работоспособность, уровня функци­ональных способностей реализовывать свои возможности, сгсорости изменения указанных средств, устой­чивости адаптации, особенностей психофизиологичес­кого восприятия изменяющихся ритмов интен­сивности, продолжительности работы, режимов чере­дования деятельности и отдыха, количества повторе­ний как отдельных серий упражнений, занятий, циклов, так и объема разных структур тактико-тех­нических действий. Поэтому специальная диагности­ка физиологического и биохимического состояния футболистов является основой для разработки прог­рамм тренировочного процесса и служит информаци­онной базой для внесения необходимых коррекций в ее содержание. В качестве иллюстрации мы приводим выдержки из данных функционального состояния группы футболистов высокой квалификаций, неодно­кратно завоевывавших звание чемпионов страны.

Диагностика осуществлялась перед началом одного из спортивных сезонов и включала оценку состояния метаболических процессов, обеспечивающих двига­тельную скорость (МС), и метаболизма выносливости (МВ), эффективности восстановительных процессов (ВП), уровня стрессированности организма (состояние эндокринно-регуляторной системы адаптации к наг­рузкам) с помощью показателей активности фермен­тов энергетического метаболизма в лимфоцитах крови (СДГ, ЛДГ, МДГ, a-ГФДГг, a-ГФДГм, Г-6-ФДГ), уровня лактата, пирувата, глюкозы и мочевины крови, содержания гемоглобина и морфологической картины крови, а также функциональное состояние сердечно-сосудичстой системы по данным электрокардиогра­фии, артериального давления и ЧСС. К группе педагогических тестов относились бег с максимальной скоростью на 20 и 30 м, последовательная "проводка" шести мячей (363 м), бег с мячом и обводкой стоек, попадание в заданную цель с разного расстояния, простая и сложная рефлексометрия и пр.

Анализ результатов диагностики показал, что в начале подготовительного периода в целом для груп­пы футболистов были характерны нижняя граница коридора оптимальных значений метаболизма, обес­печивающего скорость (59 м.е. ± 5,4 м.е. [2]), и нес­колько сниженные показатели эффективности метаболических процессов качества выносливости (32 м.е. ± 11 м.е.). Коридор оптимальных характери­стик данного показателя для футболистов, находя­щихся на высоком уровне тренированности, составляет от 40 до 70 м.е., а метаболизма скорости — 60-100 м.е. Кроме того, у некоторых футболистов проявлялась картина недостаточной мобилизации уг­леводных источников энергетического обеспечения в диапазоне нагрузок преимущественно анаэробной мощности. У некоторых футболистов отмечалось зна­чительное преобладание эффекта глюкокортикоидной регуляции, что обусловило высокий уровень "стрессированности" в состоянии покоя, а также снижение потенциальных возможностей в системе адаптации и способности к реализации этих возможностей.

Эти данные свидетелъстновпли о том, что многпо футболисты не успели полностью восстановиться по­сле предшествующего напряженного игрового сезона. В итоге нужно было разделить футболистов на три группы в зависимости от исходного функционального состояния и разработать для них соответствующую программу тренировочного процесса.

Опуская подробности построения отдельных час­тей, программы для каждой группы строились с уче­том того, что весь подготовительный период разделялся на двойные циклы. По мере приближения к соревновательному периоду циклы постепенно укорачивались. В первом двойном цикле (16+14 дней) количественное соотношение тренировочных занятий составляло 45-60% (т.е. находилось в диапазоне раз­ницы функционального состояния выделенных групп) воздействий, направленных на повышение уровня ра­зных видов выносливости с одновременным совершен­ствованием технике— тактического мастерства (модели типа "А"). Занятия, способствовавшие повы­шение уровня скоростных, скоростно-силовых, координационных возможностей на фоне решения тактико-технических задач (модели типа "В"), соста­вляли 20-25%. На технико-тактические занятия с поддержанием разных сторон функциональных возмо­жностей футболистов (модели занятия типа "Д") от­водили 20-30 % (схема 3). Во втором двойном цикле (12+10 дней) соотношение занятий по направленности изменилось: уменьшилось количество занятий типа "А" (до 35-40%), типа "В" (до 25-35%). Количество занятий типа "Д" сохранилось на уровне 30%.

 

Схема 3

 

Третий двойной цикл (12+8 дней) характерен сближением соотношения всех типов занятий ("А" — 30-35%, "В" и "Д" — по 25-35%) с введением моделей "АД" и "ВД".

Проведенный тренировочный период, в течение которого было выполнено 104 занятия разной вели­чины (при 7 днях отдыха), позволил сбалансировать функциональное состояние большей части футболис­тов по многим показателям на достаточно высоком уровне, в том числе и аэробную сторону энергетичес­кого метаболизма (активность СДГ — 15,41 ± 1,86; (a-ГФДГм — 14,61 ± 1,94 ). Однако в это время еще наблюдались относительно низкие возможности анаэ­робных процессов (ЛДГ — 10,46 + 1,2; МДГ — 11,62 ± 0,88). Вместе с тем восстановительный метаболизм характеризовался оптимальными для футболистов высокого класса величинами (Г-6-ФДГ— 14,2 ± 1,72), что позволяло легче переносить тренировочные наг­рузки и свидетельствовало о возможности увеличения частоты и величины воздействия в отдельных циклах рассматриваемого периода. Это подтверждается неко­торым снижением напряженности эндокринно-регуляторного статуса с нормализацией всех параметров состояния системы адаптации к нагрузкам, сопря­женной с увеличением ее потенциальных возможнос­тей и способности к реализации (по сравнению с предыдущей диагностикой). Однако способности к ре­ализации потенциала системы адаптации оставались еще несовершенными относительно оптимальных критериев, свойственных данному периоду. Суще­ственным признаком положительной динамики энергетического метаболизма является стабилизация процессов мобилизации при использовании источни­ков углеводного энергообеспечения, выражавшаяся в сужении среднего диапазона регуляции содержания глюкозы в крови после тестирующей нагрузки на фоне более высоких этих показателей перед нагруз­кой и в ближайшем восстановительном периоде.

Метаболический статус организма, соответствую­щий такому состоянию, является благоприятным для моделирования занятий типа "В", направленных на поддержание скоростных качеств футболистов в тече­ние той части подготовительного периода, которая содержит преимущественное количество тренировоч­ных моделей типа "А", направленных на создание уровня подготовки, обеспечивающего развитие выносливости и структурно-метаболического базиса для развития скоростных возможностей.

Однако длительное применение указанного соотно­шения тренировочных занятий в подготовительном периоде (особенно в первом и втором циклах), учиты­вая цитохимический спектр лимфоцитов крови, соз­дает предпосылки к снижению адаптационных возможностей. Поэтому необходимо активное исполь­зование восстановительных мероприятий с добавлени­ем указанных порций деятельности, смоделированной по типу "Д". Использование последнего в условиях, созданных глубоким кумулятивным воздействием тренировочных нагрузок в режиме "А", позволяет снизить уровень стрессированности, активизировать восстановительные процессы.

Успешно смоделированное соотношение тренирово­чных занятий с преимущественным воздействием за­нятий типа "А", как правило, вызывает необхо­димость переключения тренировочного процесса на преимущественное развитие скоростных возможнос­тей, совершенствование тактических действий в ско­ростном режиме групповой деятельности. Это достигается преобладанием в программе тренировки занятий типа "В", создающих условия для удержания и дальнейшего повышения адаптационных возможно­стей. Вместе с тем отсутствие выраженной стероидной активности ионообменных и окислительных процес­сов в клетках мышечной ткани и соответствующих биохимических изменений в других органах в силу невысокого "стрессирующего" воздействия каждого тренировочного занятия типа "В" вызывает снижение уровня выносливости (на фоне совершенствования скоростных возможностей футболистов), Учитывая данное положение, для поддержания достигнутого уровня различных видов выносливости необходимо периодически включать тренировочные занятия типа "А". Это мы делали в последующих циклах, исполь­зуя закономерности чередования тренировочных мо­делей ("А","В","Д" и их сочетаний), связанных с моментами достижения срочной и кумулятивной ада­птации.

Таким образом, четвертый цикл подготовительного периода (16 дней) отличался от предыдущих дальней­шим возрастанием количества моделей занятий типа "В" и "ВД".(до 40-50%), моделей "Д" (до 30-35%) и уменьшением занятий "А" и "АД" (до 20-25%). Са­мое большое количество тактических действий на фоне повышения специальной скорости приходилось на пятый цикл (14 дней) — 45-60% тренировочных занятий. Это предопределило уменьшение моделей типа "Д" и "А" до 25-30% и 15-25% соответственно. В первых трех-четырех циклах соревновательного пе­риода соотношение тактических занятий в режиме специальной скорости ("В" и "ВД") составляло 35-45%, в режиме специальной выносливости — 15-25% ("А" и "АД"). Занятия, поддерживающие функциональное состояние и совершенствующие так­тико-технические коллективные действия ("Д"), со­ставляли 30-40%.

Проведенное в этот период тестирование и результаты первых игр свидетельствовали о том, что трени­рованность подавляющего большинства футболистов молено было оценивать как хорошую, состав команды достаточно сбалансирован по функциональному состо­янию. У всех без исключения игроков возросли мета­болические показатели, обеспечивающие проявление скоростных качеств, в среднем до 71 м.е. ± 4,4 м.е. и показатели специальной выносливости — до 56 м.е. ± 6,96 м.е. (СДГ — 19,80 ± 0,74; a-ГФДГм— 18,83 ± 0,95; ЛДГ — 15,86 ± 0,86; МДГ — 16,94 ± 0,75). Незначительное различие в функциональных показателях отдельных футболистов объяснялось индивидуальными особенностями, которые в рамках коллективных действий нашли еще большую многог­ранность, увеличив надежность тактических вариан­тов ведения игры.

Объективная оценка состояний соответствующих началу и окончанию устойчивой адаптации, наряду с педагогическими методами контроля, обязательно требует информации, представляемой с помощью би­охимических и цитохимических методов исследова­ния энергетического метаболизма на организменном и клеточном уровне. Переход одного состо.яния в другое, даже при отсутствии четко выраженных раз­личий в педагогических показателях, характеризую­щих различные стороны работоспособности футболистов, сопровождается увеличением активнос­ти ферментов в лимфоцитах крови, содержания-пирувата, снижением уровня глюкозы в крови. При этом преобладающая в лимфоцитах активность МДГ, ЛДГ, Г-6-ФДГ сменяется преобладанием активности СДГ, a-ГФДГм и a-ГФДГг на фоне умеренно выраженных или сниженных показателей "стрессированности" ор­ганизма футболистов. В этой части подготовительного периода, задачей которого является развитие скоро­стных возможностей и совершенствование структурно-тактических действии, периодически может возни­кать несоответствие целей тренировочного процесса функциональному состоянию организма футболистов. Так, например, данные физиологического, морфоло­гического, биохимического контроля свидетельствуют о состоянии устойчивой адаптации к скоростному режиму работы. В то же время педагогическая прог­рамма решения тактических задач действия в сред­них коалициях не завершена и переключение на режимы "А" или "Д", предоставляющие оптимальные возможности реализации игровых задач в малых или больших коалициях, является нецелесообразным. Со­здавшиеся противоречия вызывают необходимость коррекции программы отдельных занятий. Основой этой коррекции является применение смешанных мо­делей занятий ("ВД" и "АД") или увеличение коли­чества серий, ведущее к повышению объема выполняемой работы. Указанньш принцип коррекции позволяет на протяжении соответствующих циклов подготовки сочетанно решать задачи совершенствова­ния игровых действий в средних и малых коалициях на фоне удержания метаболического базиса, обеспе­чивающего различные виды скорости и выносливости футболиста. По мере приближения к соревнователь­ному периоду все больше возрастает значимость со­вершенствования тактических задач взаимодействия игроков в больших коалициях. К этому времени программа должна предусматривать преимуществен­ное содержание занятий типа "Д", метаболическая сущность которых заключается не только в удержа­нии достигнутого уровня соотношения двигательных качеств, но и в углублении соответствующих перес­троек в различных качествах, обеспечивающих фор­мирование двигательно-функциональной системы, конечным результатом которого является определен­ный оптимальный игровой стереотип. Осуществляет­ся это путем активизации восстановительных процессов, что характерно в периоде последействия модели "А", или усиленного регуляторного эффекта катехоламинов, характерного для моделей "В" в состоянии срочной и начале устойчивой адаптации.

Вместе с тем, при необходимости в последней трети первого круга соревновательного периода и в первой трети второго тренировочного циклы, можно строить, используя 35-40% моделей занятий типа "А", "АД" (с величиной тренировочного воздействия в каждом занятии, равной 40-50%), 25-35% моделей типа "В", "ВД" с несколько большей величиной тренировочного воздействия (от 50 до 70%) и не более 70% моделей типа "Д" с воздействием в диапазоне 30-70%.

Говоря об отдельных факторах тренировочного процесса (интенсивность, продолжительность, режим» чередования работы и отдыха, количество повторений серий или занятий, структура задач тактического действия) как его неотъемлемых структурных элемен­тах, нельзя рассматривать каждый из этих фактрров изолированно один от другого, в детерминированном выражении, не изучая их, а механически привлекая то или иное научное обоснование. Еще хуже основы­ваться на чисто субъективных ощущениях. Каждому фактору необходимо придавать цифровое выражение в определенном диапазоне и соотношении, соответ­ствующим разным функциональным состояниям фут­болистов, задачам, стоящим при изменении исходных состояний и переводе в желаемые. Система цифровых выражений всех факторов в итоге составляет програм­му тренировочного процесса, позволяющую с опреде­ленной степенью надежности управлять тренирован­ностью футболистов.

Необходимость воздействия специально подготов­ленными программами тренировки очевидна, незави­симо от того, работает тренер с игроками средней квалификации или с первоклассными футболистами. Хочется подчеркнуть, что программа тренировочного процесса, какой бы эффективной она ни была, сама по себе не может обеспечивать достижение стопро­центного результата, поскольку существует много внешних факторов, которые в той или иной степени могут на этот результат повлиять. Однако творческое использование в конкретных условиях уже сложив­шихся положений, касающихся управления трениро­ванностью организма, приведет к желаемому успеху.

Футбол как область научной деятельности включа­ет в себя почти все элементы современной жизни человека в обществе. Более того, практически все современные направления науки имеют к нему отно­шение. Во— первых, состязание — это ограниченный во времени управляемый правилами и судьями кон­фликт, который возможно моделировать только с позиций теории игр и который является микромоделью современных социальных и военных конфликтов (учитывая, конечно, только "похожесть" их матема­тических моделей, а не принципиально разный смысл и направленность). Далее, задача целенаправленного управления командой, ориентация ее на достижение наилучшего, оптимального результата, учет непред­сказуемого поведения соперников, отказа функциони­рования систем у игроков (травмы), планирование тренировочного процесса — эти задачи содержательно и по математической постановке похожи на задачи управления и планирования, которые возникают в экономике. Да и модели планирования и управления сходны между собой.

Участники состязаний в футболе — .. это люди, находящиеся в экстремальных условиях, а значит, здесь должны быть решены и все задачи педагогики, медицины, психологии и т.д.

Вместе с тем, чтобы решить задачу моделирования и управления в тренировочном процессе, естественно, недостаточно тех сведений, которыми сегодня распо­лагает наука, хотя бы потому, что не описана футбольная игра. Ряд исследований позволяет оценить объем информации, которую необходимо хранить и анализировать по задачам управления в футболе (1060—1070 бит). Во многих случаях из-за ограниче­ний ресурсов удается собрать информацию порядка 105—107 бит, а использовать в практике работы и того меньше. Связано это с тем, что:

для моделирования тренировочной и игровой дея­тельности ЭВМ не используются или используются крайне редко;

отсутствует общая концепция исследования спор­тивных игр ввиду резкого разграничения соревнова­тельной тренировочной деятельности футболистов;

нечетко отработан информационный контур при записи, анализе и моделировании игры;

не разработан единый критерий оценки эффектив­ности произвольной деятельности футболиста на поле с учетом срочного и кумулятивного эффекта;

моделирование игры часто заменяется исследова­нием ее теоретико-игровой позиционной модели без учета динамики;

построение модели тренировки при максимальной приближенности последней к игре иногда понимается как некоторая застывшая дискриптивная модель иг­ры, хотя при этом и используются некоторые идеи позиционных игр;

в тренировочном и соревновательном процессах от­сутствуют понятия концепции, связанные с моделями тактико-технического и стратегического поведения игроков и коалиций;

часто исследование поведения футболиста в дина­мических игровых ситуациях заменяется или основы­вается на исследовании психологических компонентов мышления и ориентировки;

моделирование игры иногда заменяется исследова­нием различных статистических характеристик без учета представительности выборки и взаимосвязи мо­дели с реальной действительностью.

Таким образом, несмотря на накопленные .обшир­ные научные данные и большой практический опыт, основная задача планирования не решена и содержа­тельно остается прежней. Необходимо знать:

1. Какую нужно иметь информацию о своей коман­де и командах — соперницах, о тренировочных про­граммах и результатах их воздействия на футбо­листов.

2. Как построить такую тренировочную программу и модель соревновательного поведения, которые мог­ли бы в конкретные моменты обеспечивать состояние футболистов с заданной надежностью; обеспечивать тактическое поведение команды согласно поставлен­ным целям.

При решении этой задачи планирования опирают­ся на вспомогательные задачи. Вот некоторые из них:

построить модель запланированных игр и дать по ней прогноз;

для команд-соперниц построить модель игры в определенное время;

найти модель функционального состояния коман­ды, обеспечивающего заданную модель игры;

дать прогноз модели своей команды;

разработать последовательность моделей промежу­точных функциональных состояний;

найти модель тренировочного воздействия, перево­дящего футболиста из одного функционального состо­яния в другое (в зафиксированное время, с заданной надежность);

разработать методики, научные и технические средства, провести исследования и моделирование для малоформализованных задач управления, планирова­ния и контроля в футболе.

Как видно из вышеприведенного материала, реше­ние задач процессов управления и многообразие этих задач, стоящих перед тренером и спортсменом, в связи с необычайной сложностью, усугубляемой раз­личными факторами внутри коллектива и в его отно­шениях с другими системами, — влияние сложное. Поэтому для повышения эффективности работы ко­манды, тренера, футболиста необходима научная ор­ганизация их труда. А это в настоящее время невозможно без использования методологического подхода с адекватным применением методов сбора, хранения, переработки, анализа и интерпретации ог­ромного информационного потока, с которым связана проблема подготовки, управления и демонстрации футбольной игры.

Итак, одна из популярнейших спортивных игр — футбол — стала объектом нашего внимания под углом зрения: как, пользуясь достижениями современной науки, осмыслить закономерности ее организации и управления.

При рассмотрении этих вопросов мы столкнулись с рядом положений, которые можно было бы сформу­лировать для будущих исследований так:

1. Футбол является великолепной моделью для изучения различных уровней социальных и биологи­ческих отношений.

2. Как и любой вид деятельности человека, футбол может и должен использовать известные закономер­ности, законы, концепции, аксиомы и гипотезы, по­лученные в других областях знания.

3. В футболе в наиболее острой форме сталкивают­ся различные методологические подходы к проблемам организации и управления коллективами. Поэтому футбол может служить полигоном для их проверки.

4. В силу сложности природы объектов, с которы­ми работают тренеры, возникают большие трудности для организации оптимального управления,

5. В итоге любые процессы, происходящие в* кол­лективе, могут быть оценены количественно и в виде информационных потоков подвергнуты качественно­му и количественному анализу. И чем полнее эта информация, тем точнее может быть результат ана­лиза и самое главное — построенный на его основе прогноз — то, ради чего определяют, находят, разра­батываются законы поведения системы.

О некоторых возможностях математического моде­лирования футбольной игры, особенностях накопле­ния, обработки и интерпретации фактического мате­риала мы предполагаем рассказать в будущем.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 192.