Тактико-технические приемы | |||||||||||
Передачи короткие н средние, выполненные вперед | Передачи короткие и средине, выполненные назад и поперек поля | Передачи длинные | Потери | Ведение мяча | Отбор мяча | Перехват мяча | Обводка | Игра головой | Удары в порота | Штрафные | Угловые |
0,81 | 0,02 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,09 | 0 | 0 | 0 | 0,08 | 0 |
0,14 | 0,16 | 0,05 | 0,03 | 0,01 | 0,04 | 0,02 | 0,013 | 0,15 | 0,11 | 0,09 | 0,06 |
0,05 | 0,38 | 0,08 | 0,14 | 0,25 | 0 | 0,09 | 0 | 0 | 0,01 | 0 | 0 |
0,16 | 0,23 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | 0 | 0,27 | 0 | 0,1 | 0 | 0 | 0 |
0,17 | 0,25 | 0,04 | 0,08 | 0,23 | 0,01 | 0,09 | 0 | 0 | 0,03 | 0,04 | 0,05 |
0,19 | 0,23 | 0,11 | 0,04 | 0,3 | 0,03 | 0 | 0 | 0,11 | 0,13 | 0,07 | 0,06 |
0,14 | 0,19 | 0,04 | 0,02 | 0,21 | 0,01 | 0.11 | 0,01 | 0,08 | 0,04 | 0,07 | 0,08 |
0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,04 | 0,07 | 0,11 | 0,08 | 0 | 0,05 | 0,16 | 0,06 | 0,09 |
0,12 | 0,21 | 0,01 | 0,08 | 0,31 | 0 | 0,02 | 0,03 | 0,03 | 0,04 | 0,08 | 0,08 |
0,11 | 0,16 | 0 | 0,12 | 0,34 | 0 | 0 | 0 | 0,09 | 0.07 | 0,07 | 0,04 |
0,14 | 0,13 | 0 | 0,07 | 0,22 | 0 | 0,04 | 0,06 | 0,07 | 0,06 | 0,14 | 0,08 |
Если рассмотреть некоторые характеристики, касающиеся отдельных футболистов, участвовавших в данной игре, то картина тактико-технической направленности и надежности ее реализации станет более полной. Так, футболист, играющий под 2, являлся одним из ведущих основателей коалиций (0,21), с равномерным распределением частоты использования тактико-технических приемов по таймам. При этом у него отмечалось уменьшение частоты ошибок к концу игры. Функциональные возможности по отдельным тактико-техническим приемам он использовал на достаточно высоком уровне (от 38 до 89%). Вместе с тем в таких наиболее важных для защитника приемах, как отбор мяча, была наиболее низкая граница использования высоких функциональных возможностей. В то же время мастерство названного футболиста позволяло компенсировать этот недостаток высоким уровнем использования своих возможностей в других приемах, например при перехвате мяча. Кроме того, он обладает высоким уровнем реактивности, малым временем переключения от одних действий к другим, разнородной пространственной координацией и, следовательно, позиционной тактической грамотностью.
В отличие от приведенной характеристики, у футболиста 3 частота ошибок несколько увеличилась во втором тайме по сравнению с первым (0,17-0,19), частота основания коалиций была низкой (0,02-0,06), несмотря на то что эта величина возрастала к концу игры. Сделанные в перерыве между таймами индивидуальные уточнения позволили игроку почти вдвое увеличить частоту вхождения в коалиции (с 0,26 до 0,54). В частности, это свидетельствовало о том, что неправильное позиционное поведение не позволило полностью использовать имеющиеся возможности. Распределение длины коалиций для первого тайма достаточно равномерно, что отражает факт отсутствия в первой половине игры позиционной направленности. Последнее также свидетельствует и о неравномерности распределения частоты использования технико-тактических приемов. Во второй половине игры ситуация несколько выровнялась. В целом функциональные возможности в реализации тактико-технических приемов распределялись в границах 40-70%. Это позволяет говорить о достаточном уровне тренированности, тем более что футболист обладает высокими коэффициентами пространственной (0,78), временной (0,64) и мышечной (0,68) координации, а также скоростного переключения действий (0,59).
Для того, чтобы осуществить реализацию тактических и стратегических установок, футболистам предъявляются специфические требования в зависимости от того, в какой игровой зоне решается локальная или общая тактическая ситуация.
При оборонительных действиях:
1. Защитник должен владеть точными длинными передачами мяча, выполняемыми с обеих ног, и обладать высокими скоростными и скоростно-силовыми качествами.
2. Как игрок задней линии должен уметь выбрать нужную позицию, своевременно приостановить наступательные действия соперника, всегда стремиться точной передачей игроку своей команды организовать атакующие действия.
3. Если мяч находится перед воротами, защитник не должен передавать его параллельно линии ворот. Для ликвидации опасного момента он обязан отбить мяч в сторону или вперед. В этом случае четкое разрушение всегда лучше, чем нечеткое созидание.
4 В непосредственной близости от своих ворот защитник не должен пытаться обыграть соперника, так как это может привести к потере мяча.
5. Положение обороняющегося по отношению к своему сопернику должно быть таким, чтобы он мог видеть не только мяч, но и группу атакующих игроков соперника.
6. Если соперник обыграл обороняющегося футболиста, последний должен преследовать игрока, владеющего мячом, до разрешения игровой ситуации. Нападающий, почувствовавший преследование, в большей степени теряет уверенность, спешит, допускает ошибки в ударах и передачах.
7. Если обороняющийся игрок проиграл единоборство и партнер, пытающийся ему помочь, преследует соперника, то защитник немедленно обязан блокировать "свободного" игрока соперника.
8. Если в борьбу за мяч включается защитник, другой игрок команды в это время берет на себя его функции.
9. После завершения атаки защитник сразу же должен возвратиться на свое место.
10. При срыве атаки команды-соперницы защитник должен немедленно открыться для того, чтобы через него можно было начать атаку своей команды.
11. Перемещаясь по футбольному полю, защитник всегда должен находится между соперником и собственными воротами.
12. Защитник не должен допустить того, чтобы соперник создал себе оперативно-игровое пространство, которым мог бы воспользоваться.
13. Защитник не должен бесцельно отбивать мяч, если нет опасности у ворот, разумнее начать атаку точной передачей открывшемуся партнеру.
14. Защитник должен принимать решения, согласовывая их с действиями вратаря, и в случае ошибки последнего, прийти ему на помощь.
При атакующих действиях:
1. При возможности сделать передачу партнеру, находящемуся в более выгодной ситуации, для продолжения атакующих действий. Нападающий игрок обязан сделать это сразу же, так как катящийся или летящий мяч перемещается быстрее игрока.
2. После передачи мяча нападающему необходимо переместиться в свободную активную для атаки зону.
3. Нападающий не должен стоять на месте, а соответственно игровой ситуации менять позицию (игра без мяча), так как стоящего игрока легко блокировать.
4. При единоборстве с защитником соперничающей команды атакующий игрок должен вести мяч, контролируя его дальней от соперника ногой.
5. Чтобы освободиться от опеки соперника, нападающий должен применить ложный маневр — бег с максимальным усилием и внезапным изменением направления движения.
6. Принимая мяч, нападающий обязан двигаться навстречу ему, исключая возможность перехвата мяча соперником.
7. Атакующий игрок не должен вести игру там, где на небольшом пространстве сосредоточено много игроков соперника. Нужно изменить направление развития атаки, перевести мяч на другой фланг.
8. Перед тем как принять мяч, нападающий должен принять оптимальное решение о дальнейших своих действиях.
9. Все атакующие игроки должны четко выполнять не только свои задачи, нацеленные на завершение атакующих действий, но и оборонительно функции. При потере мяча нападающие должны стремиться отобрать мяч у соперника или активными действиями задержать развитие атаки- до тех пор, пока остальные игроки не займут выгодные позиции для отбора мяча.
10. Если соперник владеет мячом, независимо от того, какую позицию он занимает, нападающие должны прикрыть ближайших игроков команды соперника.
11. Нападающий должен обладать скоростными возможностями, хорошо владеть ударами по мячу с обеих ног и уметь бороться за овладение высоко летящим мячом.
12. Нападающий не должен бояться единоборства, обладать хорошей выносливостью, атлетическими качествами, быстрой реакцией, уметь принимать правильные решения в сложной игровой обстановке.
13. В завершающей стадии атаки нападающий должен как можно быстрее готовить и наносить удар по воротам, а также уметь играть на опережение.
Таким образом, наблюдения за игровой деятельностью футболистов позволили определить некоторые количественные стороны происходящих во время игры тактико-технических событий, количественные показатели надежности индивидуальных и коллективных действий, выделить факторы, влияющие на уровень надежности. Необходимость этого очевидна, так как модели задач действия тактико-технической направленности кроме совершенствования собственно структуры игры должны соответствовать моделям тренировочных занятий, создающих определенные функциональные состояния.
Кроме того, сравнительный анализ реакций систем организма на соревновательные и тренировочные воздействия предоставил возможность уточнить некоторые методологические стороны составления программы тренировочного процесса.
Выше было показано, что варьирование количественными показателями факторов, определяющих структуру тренировочного занятия, позволяет получать заранее известные реакции организма, соответствующие направленности и необходимым величинам нагрузки. Эти типы реакций ("А", "В", "Д", "Е") и их сочетания ("АД","ВД", "ДА", "ДВ", "ДЕ", "ЕД", "ЕА", "ЕВ" и т. д.) создают все необходимые соотношения функциональной активности систем организма, которые позволяют управлять основными сторонами специальной работоспособности футболистов.
При составлении программы тренировочного процесса необходимо, с одной стороны, определить круг задач действия для каждого тренировочного занятия и выбрать реализующие их упражнения, с другой — распределить эти упражнения в зависимости от алгоритма продолжительности серий в занятии. Необходимо наметить динамику величин тренировочных воздействий на основании текущего функционального состояния футболистов и желаемого, учитывая, что величину нагрузки, равную 90-100%, можно получить реализацией 8-9 серий, 80-90% — выполнением 7-8 серий; 70-80% — 6-7 серий; 60-70% — 5-6 серий; 50-60% — 4-5 серий, а 40-50% величины нагрузки — выполнением 3-4 серий.
Не нужно забывать, что при развитии выносливости с помощью тактико-технических средств ("А") серии строятся с возрастающей продолжительностью, например: 1) 4, б, 8, 10, 12, 14, 16 мин ( 80-90% величины нагрузки, задач действия соответствуют сериям 15, 14, 4, 11, 6, 12, 13), или 2) 6, 8, 10. 10, 12 мин (50%), или 3) 6, 8, 7, 10, 9, 12, 10, 14 мин (90%) и т.д. Перерывы для отдыха между первыми тремя-четырьмя сериями составляют 1-1,5 мин, а между остальными постепенно увеличиваются до 2-2,5 мин, т.е. каждую последующую серию нужно выполнять на фоне ЧСС 130-140 в 1 мин.
В занятиях, предусматривающих развитие специальной скорости ("В") с помощью тактико-технических средств, продолжительность серий должна уменьшаться к концу занятий в следующих возможных вариантах: 1) 16, 14, 12, 10, 8, 6, 4 мин, или 2) 12, 12, 10, 10, 8, 8 мин и т.д.," или 3) 14, 12, 10, 12, 10, 8 мин и т.д.
Паузы отдыха между ними составляют 3,5-5,5 мин. Это время, необходимое для того, чтобы ЧСС после работы уменьшилась до 108-120 в 1 мин. Заполняются паузы отдыха упражнениями на совершенствование технических приемов владения мячом.
В тех случаях, когда ставиться задача совершенствования тактико-технических действий с поддержанием имеющегося уровня функциональных возможностей ("Д") или развития аэробных возможностей, продолжительность серий чередования такая: 1) 10, 5, 10, 5, 10 мин, или 2) 12, 12,' 6, 12, 12, 6 мин, или 3) 5, 20, 5, 20 мин и т.д. При такрх условиях длительность отдыха между сериями — 6 — 8 мин (время, необходимое для снижения ЧСС до 90-100 в 1 мин) заполняется совершенствованием отдельных технических элементов, стандартных положений и т.д. 5
Выполнение двигательных действий, особенно в тренировочных моделях типа "А" и "В", должно осуществляться с высокой интенсивностью в диапазоне от 3/4 возможной до максимальной. Относительными критериями интенсивности могут служить скорость перемещения футболистов, расстояние, преодолеваемое в течение серий, а также суммарное расстояние при большой нагрузке (8-9 серий), соста, вляющее 2300-2800 м; ЧСС во время деятельности. Смешанные модели тренировочных занятий типа "АД", "ВД" применяются в тех случаях, когда необходимо "смягчить" быстро развивающиеся изменения функциональной активности систем, увеличить продолжительность тренировочного занятия (для большего охвата изучаемого материала), создать условия для перехода на иную, противоположную модель занятия (с "А" на "В" и наоборот). В сочетанных моделях для каждой ее части сохраняются все особенности условий, характерные для "чистых" моделей. Например, избрана смешанная модель с величиной нагрузки до 70% и направленностью занятия типа "АД". Алгоритм такой модели по факторам продолжительность серий упражнений, отдыха между ними, ЧСС к концу работы и отдыха выражается в таких величинах:
1-я серия — 6 мин, отдых до 1 мин. ЧСС, достигнув во время работы 170-180 в 1 мин, в период отдыха не должна быть ниже 130-140 в 1 мин к моменту начала следующей серии;
2-я серия — 8 мин, отдых до 1,5 мин. ЧСС та же, что и в 1-й серии;
3-я серия — 10 мин, отдых до 2 мин. ЧСС та же, что и в 1-й серии;
4-я серия — 10 мин, переход в режим "Д", отдых до 7 мин. ЧСС уменьшается до 100-90 в 1 мин в период отдыха и может, при необходимости, во время работы составлять 150-160 в 1 мин;
5-я серия — 8 мин, отдых до 7-8 мин. ЧСС в период отдыха та же, что и после 4-й серии;
6-я серия — 10 мин.
Еще один пример смешанной модели типа "ДВ" с величиной воздействия до 80%:
1-я серия — 12 мин, отдых — до 7 мин. ЧСС перед началом следующей серии — 100-90 в 1 мин.
2-я серия — б мин, отдых — до 6 мин. ЧСС та же, что и в 1-й серии;
3-я серия — 12 мин, отдых — до 7-8 мин: ЧСС та же, что и в 1-й серии;
4-я серия — 10 мин, переход в режим "В", отдых до 4,5-5,5 мин. ЧСС во время работы достигает 170-180 в 1 мин, в период отдыха уменьшается до 120-108 в 1 мин;
5-я серия — 8 мин — отдых до 4,5-5мин'. ЧСС < перед началом следующей серии — 120-108 в 1 мин.
6-я серия — 6 мин, отдых--— до 4,5—5,5 мин. ЧСС та же, что и в предыдущей серии.
7-я серия — 4 мин.
Если символы модели меняются местами ("ВД" = 80%), естественно, изменяется и конечный итог ответных реакций, т.е. направленность занятия становится противоположной, и алгоритм серий становится другим:
1-я серия — 12 мин, отдых 3,5-4 мин. ЧСС — 120-180 в 1 мин;
2-я серия — 10 мин, отдых 3,5-4 мин. ЧСС та же, что и в 1-й серии;
3-я серия — 8 мин, отдых 3,5-4,5 мин. ЧСС та же, что и в 1-й серии;
4-я серия — 4 мин, отдых 6,5-7,5 мин. ЧСС — 100-90 в 1 мин;
5-я серия — 8 мин, отдых 6,5-7,5 мин. ЧСС та же, что и в 4-й серии;
6-я серия — 4 мин, отдых 6,5-7,5 мин. ЧСС та же, что и в 4-й серии;
7-я серия — 8 мин.
В этих занятиях сочетание серий по продолжительности может быть разным, но во всех случаях необходимо придерживаться правил, которые присущи каждой модели. В описанные типы тренировочных занятий возможно введение любых тренирующих средств, задач, создание любой величины нагрузки.
Поскольку тренировочный процесс представляет собой чередование различных тренировочных занятий, следует отметить еще некоторые особенности составления программы.
1. Нежелательно тренировочные модели занятий одной направленности ("А", "В" или "Д") повторять более 5-6 раз подряд независимо от их величины.
2. Переход от моделей "А" модели типа "В" и наоборот нужно осуществлять через модель "Д" (в границах величины 40-60%).
3. Тренировочный цикл должен быть продолжительностью 12-16 дней или спаренным независимо от количества игр.
4. Нагрузки в тренировочных занятиях до 100%, независимо от их направленности, следует применять не более 10-15 раз в течение подготовительного периода, с учетом его продолжительности.
5. При двух- и трехразовых занятиях в течение одного дня желательно, чтобы одно из них было на 10-30% меньше других.
6. В моделях занятий типа "А" 40-50% предлагаемых упражнений следует выполнять малыми коалициями (до трех футболистов), в занятиях типа "В" — средними (4-6 футболистов), а при построении модели "Д" — большими (7-10 человек).
Известно, что при составлении программы тренировочного процесса необходимо учитывать не только соотношение количества тренировочных занятий разной направленности и величины, но и соотношение средств для каждой части подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Все эти соотношения, или, иными словами, содержание тренировочнои программы, зависят от исходного уровня функциональных возможностей систем, определяющих специальную работоспособность, уровня функциональных способностей реализовывать свои возможности, сгсорости изменения указанных средств, устойчивости адаптации, особенностей психофизиологического восприятия изменяющихся ритмов интенсивности, продолжительности работы, режимов чередования деятельности и отдыха, количества повторений как отдельных серий упражнений, занятий, циклов, так и объема разных структур тактико-технических действий. Поэтому специальная диагностика физиологического и биохимического состояния футболистов является основой для разработки программ тренировочного процесса и служит информационной базой для внесения необходимых коррекций в ее содержание. В качестве иллюстрации мы приводим выдержки из данных функционального состояния группы футболистов высокой квалификаций, неоднократно завоевывавших звание чемпионов страны.
Диагностика осуществлялась перед началом одного из спортивных сезонов и включала оценку состояния метаболических процессов, обеспечивающих двигательную скорость (МС), и метаболизма выносливости (МВ), эффективности восстановительных процессов (ВП), уровня стрессированности организма (состояние эндокринно-регуляторной системы адаптации к нагрузкам) с помощью показателей активности ферментов энергетического метаболизма в лимфоцитах крови (СДГ, ЛДГ, МДГ, a-ГФДГг, a-ГФДГм, Г-6-ФДГ), уровня лактата, пирувата, глюкозы и мочевины крови, содержания гемоглобина и морфологической картины крови, а также функциональное состояние сердечно-сосудичстой системы по данным электрокардиографии, артериального давления и ЧСС. К группе педагогических тестов относились бег с максимальной скоростью на 20 и 30 м, последовательная "проводка" шести мячей (363 м), бег с мячом и обводкой стоек, попадание в заданную цель с разного расстояния, простая и сложная рефлексометрия и пр.
Анализ результатов диагностики показал, что в начале подготовительного периода в целом для группы футболистов были характерны нижняя граница коридора оптимальных значений метаболизма, обеспечивающего скорость (59 м.е. ± 5,4 м.е. [2]), и несколько сниженные показатели эффективности метаболических процессов качества выносливости (32 м.е. ± 11 м.е.). Коридор оптимальных характеристик данного показателя для футболистов, находящихся на высоком уровне тренированности, составляет от 40 до 70 м.е., а метаболизма скорости — 60-100 м.е. Кроме того, у некоторых футболистов проявлялась картина недостаточной мобилизации углеводных источников энергетического обеспечения в диапазоне нагрузок преимущественно анаэробной мощности. У некоторых футболистов отмечалось значительное преобладание эффекта глюкокортикоидной регуляции, что обусловило высокий уровень "стрессированности" в состоянии покоя, а также снижение потенциальных возможностей в системе адаптации и способности к реализации этих возможностей.
Эти данные свидетелъстновпли о том, что многпо футболисты не успели полностью восстановиться после предшествующего напряженного игрового сезона. В итоге нужно было разделить футболистов на три группы в зависимости от исходного функционального состояния и разработать для них соответствующую программу тренировочного процесса.
Опуская подробности построения отдельных частей, программы для каждой группы строились с учетом того, что весь подготовительный период разделялся на двойные циклы. По мере приближения к соревновательному периоду циклы постепенно укорачивались. В первом двойном цикле (16+14 дней) количественное соотношение тренировочных занятий составляло 45-60% (т.е. находилось в диапазоне разницы функционального состояния выделенных групп) воздействий, направленных на повышение уровня разных видов выносливости с одновременным совершенствованием технике— тактического мастерства (модели типа "А"). Занятия, способствовавшие повышение уровня скоростных, скоростно-силовых, координационных возможностей на фоне решения тактико-технических задач (модели типа "В"), составляли 20-25%. На технико-тактические занятия с поддержанием разных сторон функциональных возможностей футболистов (модели занятия типа "Д") отводили 20-30 % (схема 3). Во втором двойном цикле (12+10 дней) соотношение занятий по направленности изменилось: уменьшилось количество занятий типа "А" (до 35-40%), типа "В" (до 25-35%). Количество занятий типа "Д" сохранилось на уровне 30%.
Схема 3
Третий двойной цикл (12+8 дней) характерен сближением соотношения всех типов занятий ("А" — 30-35%, "В" и "Д" — по 25-35%) с введением моделей "АД" и "ВД".
Проведенный тренировочный период, в течение которого было выполнено 104 занятия разной величины (при 7 днях отдыха), позволил сбалансировать функциональное состояние большей части футболистов по многим показателям на достаточно высоком уровне, в том числе и аэробную сторону энергетического метаболизма (активность СДГ — 15,41 ± 1,86; (a-ГФДГм — 14,61 ± 1,94 ). Однако в это время еще наблюдались относительно низкие возможности анаэробных процессов (ЛДГ — 10,46 + 1,2; МДГ — 11,62 ± 0,88). Вместе с тем восстановительный метаболизм характеризовался оптимальными для футболистов высокого класса величинами (Г-6-ФДГ— 14,2 ± 1,72), что позволяло легче переносить тренировочные нагрузки и свидетельствовало о возможности увеличения частоты и величины воздействия в отдельных циклах рассматриваемого периода. Это подтверждается некоторым снижением напряженности эндокринно-регуляторного статуса с нормализацией всех параметров состояния системы адаптации к нагрузкам, сопряженной с увеличением ее потенциальных возможностей и способности к реализации (по сравнению с предыдущей диагностикой). Однако способности к реализации потенциала системы адаптации оставались еще несовершенными относительно оптимальных критериев, свойственных данному периоду. Существенным признаком положительной динамики энергетического метаболизма является стабилизация процессов мобилизации при использовании источников углеводного энергообеспечения, выражавшаяся в сужении среднего диапазона регуляции содержания глюкозы в крови после тестирующей нагрузки на фоне более высоких этих показателей перед нагрузкой и в ближайшем восстановительном периоде.
Метаболический статус организма, соответствующий такому состоянию, является благоприятным для моделирования занятий типа "В", направленных на поддержание скоростных качеств футболистов в течение той части подготовительного периода, которая содержит преимущественное количество тренировочных моделей типа "А", направленных на создание уровня подготовки, обеспечивающего развитие выносливости и структурно-метаболического базиса для развития скоростных возможностей.
Однако длительное применение указанного соотношения тренировочных занятий в подготовительном периоде (особенно в первом и втором циклах), учитывая цитохимический спектр лимфоцитов крови, создает предпосылки к снижению адаптационных возможностей. Поэтому необходимо активное использование восстановительных мероприятий с добавлением указанных порций деятельности, смоделированной по типу "Д". Использование последнего в условиях, созданных глубоким кумулятивным воздействием тренировочных нагрузок в режиме "А", позволяет снизить уровень стрессированности, активизировать восстановительные процессы.
Успешно смоделированное соотношение тренировочных занятий с преимущественным воздействием занятий типа "А", как правило, вызывает необходимость переключения тренировочного процесса на преимущественное развитие скоростных возможностей, совершенствование тактических действий в скоростном режиме групповой деятельности. Это достигается преобладанием в программе тренировки занятий типа "В", создающих условия для удержания и дальнейшего повышения адаптационных возможностей. Вместе с тем отсутствие выраженной стероидной активности ионообменных и окислительных процессов в клетках мышечной ткани и соответствующих биохимических изменений в других органах в силу невысокого "стрессирующего" воздействия каждого тренировочного занятия типа "В" вызывает снижение уровня выносливости (на фоне совершенствования скоростных возможностей футболистов), Учитывая данное положение, для поддержания достигнутого уровня различных видов выносливости необходимо периодически включать тренировочные занятия типа "А". Это мы делали в последующих циклах, используя закономерности чередования тренировочных моделей ("А","В","Д" и их сочетаний), связанных с моментами достижения срочной и кумулятивной адаптации.
Таким образом, четвертый цикл подготовительного периода (16 дней) отличался от предыдущих дальнейшим возрастанием количества моделей занятий типа "В" и "ВД".(до 40-50%), моделей "Д" (до 30-35%) и уменьшением занятий "А" и "АД" (до 20-25%). Самое большое количество тактических действий на фоне повышения специальной скорости приходилось на пятый цикл (14 дней) — 45-60% тренировочных занятий. Это предопределило уменьшение моделей типа "Д" и "А" до 25-30% и 15-25% соответственно. В первых трех-четырех циклах соревновательного периода соотношение тактических занятий в режиме специальной скорости ("В" и "ВД") составляло 35-45%, в режиме специальной выносливости — 15-25% ("А" и "АД"). Занятия, поддерживающие функциональное состояние и совершенствующие тактико-технические коллективные действия ("Д"), составляли 30-40%.
Проведенное в этот период тестирование и результаты первых игр свидетельствовали о том, что тренированность подавляющего большинства футболистов молено было оценивать как хорошую, состав команды достаточно сбалансирован по функциональному состоянию. У всех без исключения игроков возросли метаболические показатели, обеспечивающие проявление скоростных качеств, в среднем до 71 м.е. ± 4,4 м.е. и показатели специальной выносливости — до 56 м.е. ± 6,96 м.е. (СДГ — 19,80 ± 0,74; a-ГФДГм— 18,83 ± 0,95; ЛДГ — 15,86 ± 0,86; МДГ — 16,94 ± 0,75). Незначительное различие в функциональных показателях отдельных футболистов объяснялось индивидуальными особенностями, которые в рамках коллективных действий нашли еще большую многогранность, увеличив надежность тактических вариантов ведения игры.
Объективная оценка состояний соответствующих началу и окончанию устойчивой адаптации, наряду с педагогическими методами контроля, обязательно требует информации, представляемой с помощью биохимических и цитохимических методов исследования энергетического метаболизма на организменном и клеточном уровне. Переход одного состо.яния в другое, даже при отсутствии четко выраженных различий в педагогических показателях, характеризующих различные стороны работоспособности футболистов, сопровождается увеличением активности ферментов в лимфоцитах крови, содержания-пирувата, снижением уровня глюкозы в крови. При этом преобладающая в лимфоцитах активность МДГ, ЛДГ, Г-6-ФДГ сменяется преобладанием активности СДГ, a-ГФДГм и a-ГФДГг на фоне умеренно выраженных или сниженных показателей "стрессированности" организма футболистов. В этой части подготовительного периода, задачей которого является развитие скоростных возможностей и совершенствование структурно-тактических действии, периодически может возникать несоответствие целей тренировочного процесса функциональному состоянию организма футболистов. Так, например, данные физиологического, морфологического, биохимического контроля свидетельствуют о состоянии устойчивой адаптации к скоростному режиму работы. В то же время педагогическая программа решения тактических задач действия в средних коалициях не завершена и переключение на режимы "А" или "Д", предоставляющие оптимальные возможности реализации игровых задач в малых или больших коалициях, является нецелесообразным. Создавшиеся противоречия вызывают необходимость коррекции программы отдельных занятий. Основой этой коррекции является применение смешанных моделей занятий ("ВД" и "АД") или увеличение количества серий, ведущее к повышению объема выполняемой работы. Указанньш принцип коррекции позволяет на протяжении соответствующих циклов подготовки сочетанно решать задачи совершенствования игровых действий в средних и малых коалициях на фоне удержания метаболического базиса, обеспечивающего различные виды скорости и выносливости футболиста. По мере приближения к соревновательному периоду все больше возрастает значимость совершенствования тактических задач взаимодействия игроков в больших коалициях. К этому времени программа должна предусматривать преимущественное содержание занятий типа "Д", метаболическая сущность которых заключается не только в удержании достигнутого уровня соотношения двигательных качеств, но и в углублении соответствующих перестроек в различных качествах, обеспечивающих формирование двигательно-функциональной системы, конечным результатом которого является определенный оптимальный игровой стереотип. Осуществляется это путем активизации восстановительных процессов, что характерно в периоде последействия модели "А", или усиленного регуляторного эффекта катехоламинов, характерного для моделей "В" в состоянии срочной и начале устойчивой адаптации.
Вместе с тем, при необходимости в последней трети первого круга соревновательного периода и в первой трети второго тренировочного циклы, можно строить, используя 35-40% моделей занятий типа "А", "АД" (с величиной тренировочного воздействия в каждом занятии, равной 40-50%), 25-35% моделей типа "В", "ВД" с несколько большей величиной тренировочного воздействия (от 50 до 70%) и не более 70% моделей типа "Д" с воздействием в диапазоне 30-70%.
Говоря об отдельных факторах тренировочного процесса (интенсивность, продолжительность, режим» чередования работы и отдыха, количество повторений серий или занятий, структура задач тактического действия) как его неотъемлемых структурных элементах, нельзя рассматривать каждый из этих фактрров изолированно один от другого, в детерминированном выражении, не изучая их, а механически привлекая то или иное научное обоснование. Еще хуже основываться на чисто субъективных ощущениях. Каждому фактору необходимо придавать цифровое выражение в определенном диапазоне и соотношении, соответствующим разным функциональным состояниям футболистов, задачам, стоящим при изменении исходных состояний и переводе в желаемые. Система цифровых выражений всех факторов в итоге составляет программу тренировочного процесса, позволяющую с определенной степенью надежности управлять тренированностью футболистов.
Необходимость воздействия специально подготовленными программами тренировки очевидна, независимо от того, работает тренер с игроками средней квалификации или с первоклассными футболистами. Хочется подчеркнуть, что программа тренировочного процесса, какой бы эффективной она ни была, сама по себе не может обеспечивать достижение стопроцентного результата, поскольку существует много внешних факторов, которые в той или иной степени могут на этот результат повлиять. Однако творческое использование в конкретных условиях уже сложившихся положений, касающихся управления тренированностью организма, приведет к желаемому успеху.
Футбол как область научной деятельности включает в себя почти все элементы современной жизни человека в обществе. Более того, практически все современные направления науки имеют к нему отношение. Во— первых, состязание — это ограниченный во времени управляемый правилами и судьями конфликт, который возможно моделировать только с позиций теории игр и который является микромоделью современных социальных и военных конфликтов (учитывая, конечно, только "похожесть" их математических моделей, а не принципиально разный смысл и направленность). Далее, задача целенаправленного управления командой, ориентация ее на достижение наилучшего, оптимального результата, учет непредсказуемого поведения соперников, отказа функционирования систем у игроков (травмы), планирование тренировочного процесса — эти задачи содержательно и по математической постановке похожи на задачи управления и планирования, которые возникают в экономике. Да и модели планирования и управления сходны между собой.
Участники состязаний в футболе — .. это люди, находящиеся в экстремальных условиях, а значит, здесь должны быть решены и все задачи педагогики, медицины, психологии и т.д.
Вместе с тем, чтобы решить задачу моделирования и управления в тренировочном процессе, естественно, недостаточно тех сведений, которыми сегодня располагает наука, хотя бы потому, что не описана футбольная игра. Ряд исследований позволяет оценить объем информации, которую необходимо хранить и анализировать по задачам управления в футболе (1060—1070 бит). Во многих случаях из-за ограничений ресурсов удается собрать информацию порядка 105—107 бит, а использовать в практике работы и того меньше. Связано это с тем, что:
для моделирования тренировочной и игровой деятельности ЭВМ не используются или используются крайне редко;
отсутствует общая концепция исследования спортивных игр ввиду резкого разграничения соревновательной тренировочной деятельности футболистов;
нечетко отработан информационный контур при записи, анализе и моделировании игры;
не разработан единый критерий оценки эффективности произвольной деятельности футболиста на поле с учетом срочного и кумулятивного эффекта;
моделирование игры часто заменяется исследованием ее теоретико-игровой позиционной модели без учета динамики;
построение модели тренировки при максимальной приближенности последней к игре иногда понимается как некоторая застывшая дискриптивная модель игры, хотя при этом и используются некоторые идеи позиционных игр;
в тренировочном и соревновательном процессах отсутствуют понятия концепции, связанные с моделями тактико-технического и стратегического поведения игроков и коалиций;
часто исследование поведения футболиста в динамических игровых ситуациях заменяется или основывается на исследовании психологических компонентов мышления и ориентировки;
моделирование игры иногда заменяется исследованием различных статистических характеристик без учета представительности выборки и взаимосвязи модели с реальной действительностью.
Таким образом, несмотря на накопленные .обширные научные данные и большой практический опыт, основная задача планирования не решена и содержательно остается прежней. Необходимо знать:
1. Какую нужно иметь информацию о своей команде и командах — соперницах, о тренировочных программах и результатах их воздействия на футболистов.
2. Как построить такую тренировочную программу и модель соревновательного поведения, которые могли бы в конкретные моменты обеспечивать состояние футболистов с заданной надежностью; обеспечивать тактическое поведение команды согласно поставленным целям.
При решении этой задачи планирования опираются на вспомогательные задачи. Вот некоторые из них:
построить модель запланированных игр и дать по ней прогноз;
для команд-соперниц построить модель игры в определенное время;
найти модель функционального состояния команды, обеспечивающего заданную модель игры;
дать прогноз модели своей команды;
разработать последовательность моделей промежуточных функциональных состояний;
найти модель тренировочного воздействия, переводящего футболиста из одного функционального состояния в другое (в зафиксированное время, с заданной надежность);
разработать методики, научные и технические средства, провести исследования и моделирование для малоформализованных задач управления, планирования и контроля в футболе.
Как видно из вышеприведенного материала, решение задач процессов управления и многообразие этих задач, стоящих перед тренером и спортсменом, в связи с необычайной сложностью, усугубляемой различными факторами внутри коллектива и в его отношениях с другими системами, — влияние сложное. Поэтому для повышения эффективности работы команды, тренера, футболиста необходима научная организация их труда. А это в настоящее время невозможно без использования методологического подхода с адекватным применением методов сбора, хранения, переработки, анализа и интерпретации огромного информационного потока, с которым связана проблема подготовки, управления и демонстрации футбольной игры.
Итак, одна из популярнейших спортивных игр — футбол — стала объектом нашего внимания под углом зрения: как, пользуясь достижениями современной науки, осмыслить закономерности ее организации и управления.
При рассмотрении этих вопросов мы столкнулись с рядом положений, которые можно было бы сформулировать для будущих исследований так:
1. Футбол является великолепной моделью для изучения различных уровней социальных и биологических отношений.
2. Как и любой вид деятельности человека, футбол может и должен использовать известные закономерности, законы, концепции, аксиомы и гипотезы, полученные в других областях знания.
3. В футболе в наиболее острой форме сталкиваются различные методологические подходы к проблемам организации и управления коллективами. Поэтому футбол может служить полигоном для их проверки.
4. В силу сложности природы объектов, с которыми работают тренеры, возникают большие трудности для организации оптимального управления,
5. В итоге любые процессы, происходящие в* коллективе, могут быть оценены количественно и в виде информационных потоков подвергнуты качественному и количественному анализу. И чем полнее эта информация, тем точнее может быть результат анализа и самое главное — построенный на его основе прогноз — то, ради чего определяют, находят, разрабатываются законы поведения системы.
О некоторых возможностях математического моделирования футбольной игры, особенностях накопления, обработки и интерпретации фактического материала мы предполагаем рассказать в будущем.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 225.