МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Принятие решения и задачи действий как основа моделирования игры

 

Футбол — игра коллективная, содержание которой определяется задачей: забить мячей больше, чем соперник. Реализация этой задачи осуществля­ется организованной деятельностью всего коллектива. Структура деятельности базируется на мотивационной, моральной, волевой, технической и других во­зможностях футболистов, имеющих функциональную готовность разных систем на соответствующем уров­не. Все это направлено на целесообразные коллективные действия в рамках заранее подготовленного тактического плана, подчиненные достижению стра­тегических задач.

Принцип целесообразности, осуществляемый в ме­няющихся условиях игры, даже сам по себе является проявлением тактического мастерства футболистов. Неожиданно возникающие и быстро меняющиеся си­туации требуют от игроков высокой степени творчес­кого восприятия отдельных ситуаций и умения правильно их решать. Это умение является результа­том длительной и целенаправленной упражняемости. Обобщая мнения ведущих тренеров и специалистов по футболу, можно сделать вывод, не претендующий, однако, на завершенность: тактическое мастерство — это совокупность разных сторон функциональных во­зможностей футболистов и их способности реализо­вать свои возможности на основе принятия решений путем целесообразных индивидуальных и коллектив­ных игровых действий. В этом комплексе не должен отсутствовать ни один из элементов его структуры. Естественно, элементы могут находиться в разном соотношении, а это определяет уровень мастерства.

К основным элементам тактического мастерства относится: уровень техники владения мячом, индиви­дуальных и коллективных действий с мячом и без него, координация движений, мотивация, принципы организации тактических действий; уровень общих знаний по всему содержанию игры; объем и скорость игрового мышления; скорость передвижения отдель­ных игроков и команды в целом; длительность под­держания скоростных перемещений для реализации всех элементов, составляющих тактику, в зависимос­ти от поведения соперника (с учетом его слабых и сильных сторон); способность к оперативному приня­тию решения и др.

Прием решения о необходимости осуществления того или иного тактического действия, по сути, явля­ется сигналом для проявления накопленных техниче­ских приемов, отбора их сочетаний в зависимости от сложившейся игровой ситуации и функциональных возможностей. Футболисты в процессе принятия ре­шения расчленяют игровую ситуацию на две катего­рии: операции приема решений альтернативного типа и операции типа игровых систем (схема 1). Это сложныи процесс, однако попытаемся изложить его до­статочно популярно.

В первом случае прием решения проводится аль­тернативно, путем выбора среди разных заранее изу­ченных (запрограммированных) понятий и алгорит­мов игровых действий. В одной части решения;сво­дятся к нахождению среди множества альтернатив той заранее разработанной (в тренировочном процес­се, установке и т.д.) логической схемы, действия которой наиболее приемлемы в сложившейся ситуа­ции.

Во втором случае мыслительных операций приня­тие альтернативных решений осложняется непредви­денными ситуациями, которые не позволяют восполь­зоваться готовыми моделями, схемами установками и т.п. Решение требует новых алгоритмов или других сочетаний отдельных частей уже известных алгорит­мов деятельности игрока на поле. В этом случае происходит напряженная аналитико-синтетическая работа, альтернативно-вероятностный пересмотр всех имеющихся в арсенале игрока алгоритмов, заложен­ных в долговременной памяти и более или менее подходящих для возникшей ситуации. Происходит напряженный процесс поиска правильного для дан­ных условий технико-тактического приема. Идет сло­жнейший процесс сопоставления отобранных алгоритмов деятельности, из отдельных частей фор­мируется предварительная модель решения, пригод­ная создать приемлемые действия для "выигрыша" ситуации. Этот алгоритм включается не сразу, пос­кольку общеизвестно, что при непредвиденных ситуациях всегда возникает задержка. Причины такого процесса объясняются с самых различных позиций. По имеющимся данным, время принятия решений при этом затягивается на 15-20 %.

Кроме того, если этот процесс происходит в усло­виях "жесткого сопротивления" со стороны соперника, значительно возрастает степень вероятности не­правильного принятия решения, а следовательно, и ошибок при выборе технико-тактических действий.

К другой группе способов принятия решения отно­сятся ситуации, требующие учета всех условий, в том числе случайных и даже, меняющихся в ходе приня­тия решения. При этом предполагаемое оптимальное выполнение действий, направленных на выигрыш си­туации, рассматривается согласно теории игры как задача максимализации ожидаемой полезности и ми­нимума "потерь". Мы будем рассматривать "заплани­рованные" игровые ситуации, которые являются основой игровой деятельности футболистов, и "непре­двиденные".

Полагают, что эти два способа эвристической дея­тельности обеспечивают разные центры коры большо­го мозга. При заранее моделируемых игровых ситуациях футболист обычно отчетливо представляет последовательность деятельности (и возникающих дальнейших ситуаций), наилучшую стратегию инди­видуальных и коллективных действий, даже предви­дит логику тактических действий соперника и те последствия, к которым она может привести. Заранее знает, когда нужно применить необходимые приемы, изменить направления своих действий и совместных с партнерами и т.д.

Сопоставляя заранее спланированные индивиду­альные и коллективные действия с реальными, фут­болист может внести необходимые коррекции в их выполнение и, если необходимо, даже повторить так­тические ходы, но уже с другой стратегией.

Непредвиденная игровая ситуация может возник­нуть на любом этапе выполнения действия, на любом участке поля. Логика ее возникновения не всегда понятна футболисту, и возникает она чаще всего при дефиците времени, отсутствия опыта, мастерства, не­достаточности объема заранее разученных вариантов ведения игры, наступившего утомления, психической неустойчивости, поспешности действия, поведения со­перника и т.д. При этом может появляться новая избыточная информация. В результате неопределен­ность выхода из создавшейся ситуации возрастает, увеличивается количество индивидуальных и коллек­тивных ошибок.

Кроме того, появление непредвиденных ситуаций очень часто связано с нарушением обратных связей (типа "партнеры -я", партнеры в это время "закрыты" соперниками или делают нелогичные предложения игровой ситуации) и с незначительной возможностью перехода на другую сторону. Психологически этот вид принятия решений осуществляется без внутрен­ней модели. Организм часто не подготовлен к функционированию в данных условиях [69].

Из всех вышеописанных вероятностных процессов складывается структура игровой деятельности фут­больной команды. Вот поэтому с каждым годом все больше возрастает значение тренировочного процесса, одной из основных задач которого является уменьше­ние неопределенности, возможности возникновения неправильных принятий решений в непредвиденных игровых ситуациях.

Возвращаясь к началу данного раздела, хотелось бы подчеркнуть, что творчество, или импровизация, футболистов в игровой деятельности, их мастерство заключаются в определенном уровне тренированнос­ти, который позволяет варьировать технико-тактиче­скими моделями с целью увеличения числа не­предвиденных ситуаций для соперника и уменьшения для себя. Если же они возникают, то накопленные различные варианты заранее смоделированных алго­ритмов деятельности должны создать возможность выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями.

Многочисленными исследованиями [30, 56] показано, что в коре большого мозга находится вероятно­стно-статистическая программа, способствующая со­зданию моделей, построенных по принципу "настройки системы", основанной на вероятностных связях. Эта программа двигательных действий выра­батывает стратегическую систему прохождения ко­мандной информации. Следует отметить, что создание концептуальной модели командных воздействий явля­ется непременным этапом, предшествующим основной цели деятельности — выдаче командного импульса. Двигательный акт является отражением концептуаль­ной модели движений, сформированной на основе различной информации. Вместе с тем концептуальная модель управляющих движений является общей, стратегической схемой двигательного акта. Но это еще не означает, что двигательный навык уже сформировал­ся и внутренняя модель будет точно скопирована в реальном поведении при первой же попытке.

Только в процессе систематической тренировки ме­жду внутренней и внешней моделью устанавливается такая условно рефлекторная связь, когда каждому афферентному сигналу, поступающему из внешнего мира, соответствует комплекс сигналов от интерорецепторов. В процессе становления двигательного на­выка количество корригированных двигательных условных рефлексов значительно уменьшается и об­разуется динамический стереотип межафферентных связей. Это и образует внутреннюю структуру коррек­ции управляющих движений человека.

Чтобы уровень управляющих коррекций был дос­таточно высок, необходимы многократные индивиду­альные и коллективные повторения как отдельных элементов избранных специальных действий, так и их комплексов.

Для эффективной игры необходим банк большого количества технических и тактических элементов двигательных действий с мячом и без него, элементов, организованных в группы структур в виде спе­циальных технико-тактических упражнений. Эти уп­ражнения выполняют тройную роль — объединяют технические элементы в логическую схему владения телом и мячом, позволяют разграничить тактические структуры реализации двигательных действий, явля­ются основным тренирующим средством,

В состав каждого упражнения входят факторы, которые усиливают или уменьшают эффект воздей­ствия упражнений на организм футболистов. Это ин­тенсивность выполнения упражнений, их длитель­ность, режим чередования упражнений с отдыхом, количество повторений. Чтобы добиться наибольшего эффекта в достижении тренированности, необходимо, как уже отмечалось раньше, найти оптимальные со­отношения указанных факторов для решения каждой конкретной задачи с целью улучшения процесса уп­равления функциональной активностью систем орга­низма, которые создают и наиболее благоприятные условия для организации, технико-тактической структуры игры.

Поскольку игровые упражнения для футболистов являются основным тренирующим средством, мы ра­зделили их на группы с учетом " задач действия", которые составляют структуру игры. На наш взгляд, предлагаемый принцип разделения игровых упражне­ний по "задачам действия" дает возможность тренеру творчески подходить к их выбору и даже конструи­ровать новые упражнения, более четко варьировать основными фрагментами игровой деятельности, созда­вать полное представление у футболистов в процессе установки на игру об их деятельности на поле, соста­влять алгоритмы тренировочной программы технико-тактической направленности.

Предлагаемый в качестве примера набор задач действия представляет основные, узловые элементы структуры игры:

1. Групповые и индивидуальные позиционные, ди­агональные перестройки при оборонительных дей­ствиях.

Условия задачи: игра в четверо ворот (двое ворот больших и двое малых), п х п игроков. Пространство между воротами разделено центральной линией поля. Команды располагаются по дийгонали больших ворот. Ввод мяча осуществляется только на половине поля соперника после предложения одного из "своих" фут­болистов. Команде, владеющей мячом, разрешается завершать атакующие действия после перехода в "чу­жую" зону всех партнеров. Отбор мяча разрешается при условии перехода обороняющей команды в зону владения мячом.

2. Коалиционные перемещения при создании глу­бины оборонительных действий.

Условия задачи: игра в двое ворот п х п футболи­стов. После завершения атаки или ее срыва команда отходит на "свою" половину поля и перекрывает заранее известные зоны игрового пространства.

3. Коллективные действия при отборе мяча:

а) прессинг;

б) встречный отбор;

в) искусственное создание положения "вне игры";

г) комбинированные действия.

Условия задачи:

а) комбинированные действия при п п игроков в двое ворот.

При срыве атаки команды 1 три игрока мешают развитию атаки команды 11, остальные игроки возв­ращаются на свою половину поля. При переходе со­перника (команда 11) в "чужую" зону поля вернувшиеся игроки вступают в борьбу за отбор мяча

б) игра в двое ворот п х п игроков. После срыва атаки команда, потерявшая мяч, располагается на половине поля соперника и атакует не менее чем двумя игро­ками футболиста, владеющего мячом. Одновременно с этим закрываются ближайшие соперники.

4. Создание численного преимущества на участке поля при потере мяча.

Условия задачи:

а) то же, что и в задаче 3, но с выходом защитни­ков в зону, позволяющую оставить за "спиной" игро­ков передней линии соперника, с целью создания искусственного положения вне игры,

б) игра в "ква­драте" п х п на одной половине поля с коллективным отбором мяча по сигналу.

5. Целевое использование " свободного" игрока при оборонительных действиях.

Условия задачи: игра п х п футболистов в одни ворота ( каждый против каждого) со "свободным" игроком. Начало атаки от тренера:

а) подстраховка игроков при отборе мяча, создание численного преи­мущества

б) организация контратаки через "свобод­ного" игрока с выводом мяча за центральную линию.

6. Индивидуальные и коллективные перемещения с целью занятия выгодных позиций для выполнения игровых действий на опережение при отборе мяча.

Условия задачи: игра п х п на одной половине поля ( каждый против каждого) в двое больших ворот и одни малые. Опережение соперника при отборе мяча различными техническими приемами.

7. Переход к обороне после срыва атакующих действий в зависимости от наличия игрового прос­транства или его отсутствия.

Условия задачи:

а) игра защиты против нападения п х п игроков в одни ворота на 1/2 поля. Мяч вводится в игру врата­рем по сигналу тренера. Команда, отбирающая мяч, закрывает ближайших соперников и не менее чем двумя футболистами пытается отобрать мяч. После отбора организует атакующие действия с использова­нием фланговых продолжений, ударов по воротам со средних и дальних дистанций, стенок, нацеленных передач и т.д.;

б) игра п х п с тремя зонами. После срыва атаки двое-трое футболистов передней линии вступают в борьбу за мяч, мешая развитию контра­таки. Остальные футболисты быстро возвращаются на свою половину поля, перекрывая зоны развития контратаки;

в) использование "встречного отбора" на своей половине поля; г) комбинирование вариантов "а" и "б"

8. Маневр с целью выигрыша времени для занятия выгодных позиций при переходе от оборонительных действий к атакующим.

Условия задачи: игра п х п в двое ворот с тремя зонами. Маневры после отбора мяча с занятием сво­бодных зон за счет подключения в двойках, тройках и четверках через центральную зону. После заверше­ния или срыва атаки — взаимозаменяемость.

9. "Предложения" в атакующих действиях при отсутствии оперативного пространства.

Условия задачи: игра в двое ворот п х п футболи­стов. После отбора мяча, как в задачах 2 и 3, кол­лективный маневр с использованием ширины поля, созданием численного преимущества на отдельных участках, фланговыми нацеленными передачами, иг­рой в опережение, ударами со средних, и дальних позиций.

10. Групповые и индивидуальные перемещения в атакующих действиях при наличии оперативного пространства.

Условия задачи: игра в двое ворот 3 х 3 + 3 х х 3 +3 х 3 с тремя зонами. Мяч вводится в первую зону, затем во вторую. При переводе игры в третью зону три футболиста из первой зоны переходят в третью. После завершения или срыва атаки произво­дится взаимозаменяемость игроков. При выполнении . подключений игроков из глубины возможно исполь­зование "преследования" их обороняющимися футбо­листами первой зоны.

11. Целевые перемещения для создания численно­го преимущества в зонах атакующих действий.

Условия задачи: игра в двое ворот со средней зоной, 3x2, 2x2, 2x3 игроков. Перевод мяча из первой зоны во вторую с созданием численного преи­мущества в средней зоне за счет подключения одного из игроков первой зоны. При переводе мяча в третью зону подключаются два игрока средней зоны. При завершении или срыве атаки производится взаимоза­меняемость в "парах".

12. Коллективный контроль мяча в сочетании с согласованным маневром футболистов.

Условия задачи: игра в "квадрате" п х п игроков в одно касание ( 5 х 5, 6 х 6) с двумя нейтральными и выполнением определенных задач.

1) Нейтральный с нейтральным не играет.

2) Исключена "обратная" передача. „

3) Мяч не стоит на месте.

4) После передачи мяча "предложение" (в адрес) игрока в направлении передачи.

13. Целенаправленное расширение зон действия с задачей взаимозаменяемости в коллективных атакую­щих или оборонительных действиях.

Условия задачи: игра в двое ворот п х п + п х п игроков с подключением по флангу одного из футбо­листов обороны с обязательным соблюдением ширины поля, фланговым продолжением, созданием численно­го преимущества на фланге, нацеленной передачей и игрой в опережение при завершении атаки. '

14. Коллективные перемещения с целью поиска кратчайших атакующих продолжений в сочетании с длинными и средними передачами мяча.

Условия задачи: возможно использование условия задачи 13, но с добавлением средней зоны ( в которой игра не разрешается) и с применением длинных';и средних передач через эту зону и с фланговым продолжением, ударами со средних и дальних дистан­ций.

15. Динамическое занятие выгодных позиций с последующим "опережением" соперника при заверше­нии атакующих действий после "нацеленных" пере­дач:

а) с фланга;

б) через центр;

в) по диагонали;

г) через ."стенку".

Условия задачи: игра в двое ворот п х п игроков с атакующими действиями и передачей мяча через центр, после "стенки", фланговыми продолжениями и игрой в опережение.

16. Коллективный скоростной маневр с целью за­нятия выгодных позиций для атаки через центр.

Условия задачи: игра в двое ворот п х п игроков. При подготовке атаки — скоростной отход в глубину своей обороны с одновременным быстрым перемеще­нием группы игроков из глубины обороны на перед­нюю, атакующую, линию соперника с целью завершения атаки. Второй вариант этого упражнения применяется и в том случае, если соперник создает искусственное положение вне игры (задача 20).

17. Скоростное перемещение группы атакующих игроков с последующим созданием нескольких адре­сов (в том числе и отвлекающих) с последующей игрой в стенку ("обратную стенку", "двойную стен­ку", выход игрока на свободное место, освобождение после коллективного маневра и т.д.).

Условия задачи: упражнение выполняется без соп­ротивления п игроками. Держание мяча на половине поля в одно-два касания с соблюдением ширины пространства, взятием противоположных ворот по си­гналу, обязательным использованием при завершении атаки игры в "стенку", "обратную стенку", выход на свободное место и т.д., в том числе и после отвлека­ющих маневров.

18. Маневр группы атакуюйщх игроков, использу­ющих отвлекающие действия на флангах с целью подготовки и реализации ударов со средних и даль­них дистанций.

Условия задачи: игра п х п в одни ворота с двумя нейтральными, находящимися в глубине обороны ата­кующей команды. Мяч вводится от тренера после коллективного скоростного маневра с соблюдением ширины атаки. Нейтральные подключаются для созда­ния численного преимущества при завершении атаки.*

19. Навесные передачи из различных точек в штрафную площадку и одновременный маневр груп­пы футболистов с целью завершить удары по воротам головой или создать условия для завершения атаки другими атакующими футболистами.

Упражнение выполняется без сопротивления в двойках, тройках, четверках, с движением от одних к другим, сменой при передачах. После навесной фланговой передачи остальные игроки по всей шири­не штрафной площадки завершают атаку ударом по воротам.

Это упражнение можно выполнять с сопротивлени­ем п х п игроков.

20. Коллективный " скоростной выход" группы атакующих игроков в направлении своих ворот при попытке соперника создать искусственное положение вне игры с одновременным "предложением" в свобод­ное пространство одного или нескольких игроков из глубины обороны с целью завершения атаки.

Условия задачи: игра n х n в одни ворота в центре поля. Удары в створ ворот осуществляются из-за пределов центрального круга по сигналу из любой точки.

Разделение упражнений по предлагаемому принци­пу дает возможность более точно угадывать их влия­ние на изменение состояния систем организма. При этом должны быть известны значения остальных уп­равляющих факторов (интенсивности, продолжительности, количества повторений упражнений, режима чередования их с отдыхом).

Одной из основных задач спортивной тренировки является управление приспособительными реакциями систем организма, которые определяют специальную работоспособность. Поэтому создание оптимального функционального состояния организма, соответствую­щего высокому уровню спортивных результатов, дос­тигается за счет выполнения специально организо­ванных движений — физических упражнений. Разно­образие применяемых упражнений не может быть беспредельным, так как в процессе занятия необходимо обеспечить наличие положительно взаимодей­ствующих связей, определяющих образование основных двигательных навыков. Кроме того, если организм будет регулярно подвергаться влиянию мно­гообразных и равных по силе воздействия программ (например, развития скорости, выносливости, силы, координации, тактических действий и пр.) произой­дет равномерное приспособление к ним. Это приспо­собление может не обеспечить наивысших уровней адаптации ни к одному из тренируемых качеств, несмотря на то, что комплексная тренировка приво­дит к наиболее разносторонней адаптации организма [15, 70, 74]. Если же сила воздействия одной из программ увеличиться, то организм будет стремиться приспособиться к ее величине за счет "исключения" или "подавления" других программ. В этом случае тренировка с воздействием на более одностороннюю адаптацию может обеспечить и более высокий уро­вень тренируемого качества.

Процесс выполнения спортивных двигательных действий представляет весьма сложную картину вза­имосвязи тренировочных воздействий и ответных ре­акций. Каждое упражнение вызывает определенные сдвиги, что приводит к целому ряду характерных физиологических и биохимических состояний. При выборе оптимальных методик тренирующих воздей­ствий важно учитывать особенности реакций органи­зма на одноразовое и многократное выполнение 'физических упражнений. В частности, известно, что в зависимости от того, на фоне какого состояния будет повторяться последующее упражнение или за­нятие в целом, зависит не только изменение работоспособности в процессе деятельности, но и ее качественные показатели, а также развитие функци­ональных возможностей. Причем некоторые условия повторного выполнения упражнений могут приводить не к повышению, а к снижению последних.

Практика показывает, что при недостаточном уче­те перечисленных закономерностей, а также отсут­ствии алгоритмов выполнения как серий упраж­нений, так и многократного повторения занятий мо­гут возникать причины, способные вызвать различ­ные и часто не поддающиеся анализу реакции систем организма. Это, естественно, снижает эффективность тренировочных воздействий, а сам процесс трениров­ки становится малоуправляемым.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 197.