II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Племя русь в пер­вый раз по­яви­лось в Рос­сии в 862 г. От­ку­да оно по­яви­лось — ни­ко­му не бы­ло из­вест­но.

Все в этом пле­ме­ни бы­ли бес­пас­порт­ные и на рас­спро­сы ле­то­пис­цев да­ва­ли ук­лон­чи­вые от­ве­ты.

— Мы про­ис­хо­дим от Ада­ма! — го­во­ри­ли од­ни.

Летописцы на­ки­ды­ва­лись на свои пер­га­мен­ты, что­бы за­пи­сать эти сло­ва. Но тут под­хо­ди­ли дру­гие из пле­ме­ни русь и не без лу­кавст­ва за­ме­ча­ли:

— Вас об­ма­ну­ли, гос­по­да ле­то­пис­цы. Мы про­ис­хо­дим от Евы.

И бед­ные ле­то­пис­цы тщет­но ло­ма­ли го­ло­вы, ста­ра­ясь уга­дать, ка­кой из этих двух раз­но­ре­чи­вых от­ве­тов мож­но счи­тать вер­ным.

Жили тог­да сла­вя­не, сле­дуя стро­го обы­ча­ям пред­ков — в веч­ной ссо­ре и бесп­ре­рыв­ной дра­ке меж­ду со­бой.

Синяк под гла­зом или вы­во­ро­чен­ная ску­ла, как у ны­неш­них бок­се­ров, счи­та­лись по­чет­ны­ми зна­ка­ми и луч­шим до­ка­за­тельством мужс­кой кра­со­ты и от­ва­га.

Несмотря, од­на­ко, на от­ча­ян­ную от­ва­гу, сла­вя­не всем пла­ти­ли дань, не же­лая, по-ви­ди­мо­му, отс­ту­пать от пре­да­нии се­дой ста­ри­ны.

Северные сла­вя­не пла­ти­ли дань ва­ря­гам. Юж­ные — ха­за­рам. Вос­точ­ные — по­лов­цам. За­пад­ные — нем­цам. Юго-вос­точ­ные сла­вя­не пла­ти­ли и нем­цам и ва­ря­гам.

Иногда се­вер­ные сла­вя­не тай­ком от юж­ных сла­вян при­но­си­ли дань ха­за­рам. Ког­да это об­на­ру­жи­ва­лось, юж­ные сла­вя­не в дол­гу не ос­та­ва­лись и, выб­рав ноч­ку по­тем­нее, отп­рав­ля­лись тай­ком от се­вер­ных сла­вян к ва­ря­гам и при­но­си­ли им дань.

На этой поч­ве у юж­ных и се­вер­ных сла­вян весьма час­то воз­ни­ка­ли вой­ны, ко­то­рые в большинст­ве слу­ча­ев кон­ча­лись вничью. Юж­ные сла­вя­не возв­ра­ща­лись к се­бе на юг, со­об­щая всем по до­ро­ге:

— Здорово мы от­ко­ло­ти­ли се­вер­ных сла­вян. Больше не су­нут­ся с данью к на­шим ха­за­рам.

Северные же сла­вя­не всем по до­ро­ге рас­ска­зы­ва­ли:

— Ну и от­ду­ба­си­ли мы юж­ных сла­вян! Бу­дут знать, как пла­тить дань на­шим ва­ря­гам.

В кон­це кон­цов сла­вя­не всех стран све­та так пе­рес­со­ри­лись меж­ду со­бой, что вме­ша­тельство иност­ран­ных дер­жав ста­ло не­об­хо­ди­мым. Сла­вя­не не ста­ли ждать, по­ка чу­же­зем­цы при­дут в их стра­ну, и са­ми поз­ва­ли их к се­бе.

— Так-то по­чет­нее бу­дет! — ска­за­ли ум­ные сла­вя­не.

И отп­ра­ви­ли к чу­же­зем­цам пос­лов.

 

III. ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ

 

Летописцы на ос­но­ва­нии не до­шед­ших до нас ру­ко­пи­сей так рас­ска­зы­ва­ют о приз­ва­нии ва­ря­гов.

Славянские пос­лы обу­лись в празд­нич­ные пор­тян­ки и са­мые мод­ные для то­го вре­ме­ни лап­ти.

Брюк в то вре­мя еще не но­си­ли. Да­же князья, уп­рав­ляя сво­ими на­ро­да­ми, ос­та­ва­лись без брюк при ис­пол­не­нии сво­их кня­жес­ких обя­зан­нос­тей.

На пле­чи пос­лы на­ки­ну­ли по зве­ри­ной шку­ре. Взя­ли по ко­том­ке с хле­бом и отп­ра­ви­лись к ва­ря­гам.

Пришедши к ва­ря­гам, пос­лы по­ти­хоньку заг­ля­ну­ли в шпар­гал­ки, ко­то­рые на вся­кий слу­чай но­си­ли в кар­ма­не, и вы­па­ли­ли из Иловайского: «Земля на­ша ве­ли­ка и обильна, но по­ряд­ка в ней нет. При­хо­ди­те кня­жить и вла­деть на­ми».

За зна­ние ис­то­рии ва­ря­ги пос­та­ви­ли пос­лам пять, а по­том прис­ту­пи­ли к де­ло­во­му раз­го­во­ру.

— Зачем вам по­ря­док? — спро­си­ли ва­ря­ги.

Послы пе­рег­ля­ну­лись и по­че­са­ли за­тыл­ки. Вид­но бы­ло, что к это­му воп­ро­су они со­вер­шен­но не бы­ли под­го­тов­ле­ны.

— Да как же без по­ряд­ка! — ста­ли они мям­лить. — Ну­жен по­ря­док…

— Зачем же ну­жен?

— Для по­ряд­ка, зна­чит, ну­жен. Са­ми зна­ете, без по­ряд­ка ка­кой же по­ря­док?

Варяги зас­ме­ялись.

— Ну хо­ро­шо, — ска­за­ли они, — по­ря­док ну­жен для по­ряд­ка. А зем­ля ва­ша дей­ст­ви­тельно ве­ли­ка?

Послы ожи­ви­лись.

— Велика?! Ишь ты, че­го за­хо­те­ли! Это только для крас­но­го слов­ца го­во­рит­ся. Ку­рен­ка, к при­ме­ру ска­зать, и то­го вы­пус­тить не­ку­да. Сей­час его ли­бо по­лов­ча­нин схва­тит, ли­бо ха­за­рин уне­сет, ли­бо к ва­шей ми­лос­ти на ско­во­род­ку по­па­дет. Сов­сем без­зе­мельные…

— А зем­ля ва­ша дей­ст­ви­тельно обильна?

— Обильна ссо­ра­ми.

Заметив, что сло­ва эти про­из­ве­ли на ва­ря­гов не­хо­ро­шее впе­чат­ле­ние, пос­лы бро­си­лись в но­ги и за­во­пи­ли:

— Ваши бла­го­ро­дия! Не ос­тавьте нас, си­рот. Вы на­ши от­цы, мы ва­ши де­ти. При­хо­ди­те учить нас уму-ра­зу­му.

После не­большо­го ко­ле­ба­ния ва­ря­ги сог­ла­си­лись при­нять власть над сла­вя­на­ми.

Три бра­та — Рю­рик, Си­не­ус и Тру­вор с дру­жи­на­ми пош­ли к сла­вя­нам.

Рюрика при­ня­ли с удо­вольстви­ем.

— Хоть и не Рю­ри­ко­вич, — го­во­ри­ли про не­го пос­лы, — но его по­том­ки бу­дут Рю­ри­ко­ви­ча­ми.

Синеуса при­ня­ли бла­госк­лон­но.

— Усы вык­ра­сим, — ре­ши­ли пос­лы, — и он сде­ла­ет­ся Чер­но­усом.

Но нас­чет Тру­во­ра воз­ник­ли пре­ния.

— Пойдут от не­го Тру-во­ро­ви­чи, — го­во­ри­ли пос­лы, — а мы лю­ди роб­кие. Раст­ру­во­ру­ют на­шу зем­лю са­мым луч­шим ма­не­ром.

Но ва­ря­ги шу­тить не лю­би­ли, и приш­лось ус­ту­пить.

От Тру­во­ро­ви­чей и пош­ли на Ру­си ин­тен­дан­ты, при­каз­ные, хо­жа­лые.

 

IV. ОЛЕГ

 

Самым по­пу­ляр­ным из пер­вых кня­зей, по­пав­ших в ис­то­рию, сде­лал­ся Олег, впос­ледст­вии князь ки­евс­кий.

О взя­тии этим кня­зем Ки­ева ле­то­пи­сец Нес­тор, со слов оче­вид­ца Ило­вай­ско­го, рас­ска­зы­ва­ет сле­ду­ющее:

— Есть. Вот мой до­ку­мент.

При этих сло­вах Олег под­нял над го­ло­вой сво­ей ма­ло­лет­не­го Иго­ря, сы­на Рю­ри­ка.

Аскольд и Дир хо­те­ли ска­зать Оле­гу, что в Ки­еве мальчик не только до­ку­мен­том на кня­же­ние, но и прос­тым мет­ри­чес­ким сви­де­тельством слу­жить не мо­жет.

Но преж­де чем они ус­пе­ли отк­рыть рты, Олег при­ка­зал убить их и по­хо­ро­нить на Ас­кольдовс­кой мо­ги­ле.

После это­го Олег лю­без­но ос­ве­до­мил­ся у ки­ев­лян:

— Кому пла­ти­те дань?

— Прежде пла­ти­ли ха­за­рам…

— А те­перь мне бу­де­те пла­тить.

Киевляне по­че­са­ли за­тыл­ки и роб­ко ска­за­ли:

— Но ха­за­ры мо­гут прий­ти и по­бить нас.

Олег рас­сме­ял­ся.

— Эка важ­ность, что побьют. Побьют и ус­та­нут, а по­том уй­дут.

Киевляне уви­де­ли, что князь рас­суж­да­ет ло­гич­но, и ре­ши­ли:

— Будем пла­тить ему дань.

Киев так пон­ра­вил­ся Оле­гу, что в по­ры­ве вос­тор­га он при­ка­зал ему:

— Будь ма­терью го­ро­дов рус­ских!

Сказав эти сло­ва, Олег по­се­лил­ся в Ки­еве.

Киев же, нес­мот­ря на свою яв­ную при­над­леж­ность к мужс­ко­му ро­ду, не пос­мел ос­лу­шаться гроз­но­го кня­зя и стал ма­терью.

Вскоре Олег по­ко­рил мно­го на­ро­дов — сво­их и чу­жих.

Однажды он подп­лыл на сво­их ладьях к са­мо­му Царьгра­ду и, улу­чив удоб­ную ми­ну­ту, при­бил свой щит к вра­там го­ро­да.

Греки на сле­ду­ющий день дол­го ло­ма­ли го­ло­вы, не зная: кто мог это сде­лать и за­чем?

Наконец они до­га­да­лись:

— Должно быть, у это­го доб­ро­го че­ло­ве­ка бы­ло два щи­та, и один из них он тай­но при­нес нам в дар.

И они ре­ши­ли ос­таться со щи­том.

И еще мно­го блес­тя­щих войн вел Олег, и еще мно­го зе­мель он за­во­евал.

Вообще, этот во­инст­вен­ный князь не приз­на­вал чу­жой собст­вен­нос­ти и ве­щи сво­их со­се­дей счи­тал сво­ими, за что и был наз­ван Ве­щим.

О смер­ти Оле­га су­щест­ву­ет прек­рас­ная ле­ген­да.

Один ку­дес­ник предс­ка­зал, что князь ум­рет от сво­его лю­би­мо­го ко­ня. Олег ве­лел по-преж­не­му кор­мить ко­ня, но больше на не­го не са­дил­ся. По возв­ра­ще­нии из по­хо­да князь спро­сил:

— А где мой лю­би­мый конь?

Штал­мей­сте­ры сму­ти­лись и от­ве­ти­ли:

— И… и… из­дох!

Смущение по­ка­за­лось по­доз­ри­тельным Оле­гу.

— Хочу ви­деть его кос­ти! — лу­ка­во ус­мех­нув­шись, ска­зал князь. — Шку­ру его я ви­дел… на дру­гом ко­не!

Шталмейстеры по­ве­ли Оле­га на ка­кой-то кур­ган, с ко­то­ро­го его при­нес­ли об­рат­но мерт­вым. Пос­лед­нее сло­во кня­зя бы­ло: «Змея!»

Из это­го ис­то­ри­ки де­ла­ют зак­лю­че­ние, что Олег умер от уку­са змеи.

Но опыт­ные чи­нов­ни­ки и ки­евс­кие ин­тен­дан­ты только улы­ба­ют­ся на­ив­нос­ти ис­то­ри­ков и объясня­ют ин­ци­дент с ко­нем нес­колько ина­че…

 

Греки под щитом Олега.

 

V. ИГОРЬ

 

Преемник Ве­ще­го Оле­га был Игорь.

Этот князь был большим не­удач­ни­ком, и ни в чем ему не вез­ло.

Он во­евал с пе­че­не­га­ми, но пос­лед­ние ока­за­лись во­ина­ми храб­ры­ми, и князь Игорь тер­пел не­уда­чи.

Предпринял по­ход на Ви­зан­тию, но не­удач­но. Гре­ки ук­ры­лись под щи­том Оле­га и от­ту­да по­ра­жа­ли стре­ла­ми Иго­ре­во вой­ско.

Вынужденный зак­лю­чить мир с гре­ка­ми, он зак­лю­чил его неудачно. Греки и рус­ские пок­ля­лись сох­ра­нять мир до тех пор, по­ка бу­дет си­ять солн­це и сто­ять мир. Но вско­ре солн­це пе­рес­та­ло си­ять, так как нас­ту­пи­ла осень, а ми­ры пе­рес­та­ли сто­ять и на­ча­ли вер­теться вок­руг сво­их осей, и вой­на сно­ва гря­ну­ла.

Поехал князь со­би­рать дань, но и тут ему не по­вез­ло. Под­чи­нен­ные на­ро­ды от­ка­за­лись пла­тить дань, а древ­ля­не при­вя­за­ли его к вер­ши­нам двух приг­ну­тых к зем­ле де­ревьев и от­пус­ти­ли де­ревья.

Его ра­зор­ва­ло по­по­лам, вследст­вие че­го он умер.

После смер­ти Иго­ря же­на его Ольга и ма­ло­лет­ний сын Свя­тос­лав ос­та­лись без вся­ких средств к жиз­ни, ибо да­ни он не соб­рал, а ки­евс­кое кня­жест­во не мог­ло счи­таться «средст­ва­ми к жиз­ни».

В са­мом де­ле, ка­кие это бы­ли «средст­ва»? Кто хо­тел, мог подп­лыть к сте­нам го­ро­да и при­ка­зать:

— Платите мне дань!

И ки­ев­ля­не пла­ти­ли бы.

 

VI. ОЛЬГА

 

Оставшись вдо­вой с ма­ло­лет­ним сы­ном на ру­ках, кня­ги­ня Ольга не рас­те­ря­лась и объяви­ла ки­ев­ля­нам:

— Буду ва­ми пра­вить.

— Правь! — рав­но­душ­но от­ве­ти­ли ки­ев­ля­не.

Ольга на­ча­ла кня­жить име­нем сы­на…

 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

VII. СВЯТОСЛАВ

 

Еще при Ольге стал кня­жить ее сын Свя­тос­лав. Это был очень храб­рый князь: он по­тер­пел по­ра­же­ние от са­мо­го Ци­мис­хия, им­пе­ра­то­ра ви­зан­тий­ско­го.

У во­инст­вен­но­го Свя­тос­ла­ва был только один не­дос­та­ток: он не мог хра­нить во­ен­ных тайн. Так, нап­ри­мер, отп­рав­ля­ясь в по­ход, он так гром­ко кри­чал: «Иду на вы! Иду на вы!», что в кон­це кон­цов эти кри­ки дос­ти­га­ли ушей неп­ри­яте­ля и пос­лед­ний на­чи­нал при­ни­мать ме­ры про­тив вне­зап­но­го на­па­де­ния.

Наступал он, как сви­де­тельству­ет ле­то­пи­сец, с быст­ро­тою бар­са. И не отс­ту­пал с быст­ро­тою Ка­ульбар­са.

В по­ход не во­зил с со­бой ни во­зов, ни ко­ров, ни са­лон-ва­го­нов. И ни в ка­ких слу­ча­ях он не те­рял го­ло­ву.

Однажды рать Свя­тос­ла­ва ок­ру­жи­ло сто ты­сяч гре­чес­ких во­инов. Свя­тос­лав не рас­те­рял­ся, а ска­зал сво­ей дру­жи­не:

— Ляжем костьми. Не пос­ра­мим зем­ли рус­ской.

Сказав эти сло­ва, князь дей­ст­ви­тельно все­ми костьми лег на зем­лю.

— Где твоя го­ло­ва ля­жет, — воск­лик­ну­ла дру­жи­на, — там и мы свои сло­жим!

И, отыс­кав го­ло­ву кня­зя, дру­жи­на по­ло­жи­ла ря­дом с ней свои го­ло­вы.

Так они про­ле­жа­ли до тех пор, по­ка гре­чес­кое вой­ско не бы­ло по­беж­де­но и бе­жа­ло в па­ни­ке.

В кон­це кон­цов Свя­тос­лав был вы­нуж­ден зак­лю­чить мир с гре­ка­ми. Зак­лю­чив мир. Свя­тос­лав по­же­лал иметь сви­да­ние с им­пе­ра­то­ром Ци­мис­хи­ем.

Историк Лев Дьякон (он был впос­ледст­вии ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ки) так опи­сы­ва­ет это сви­да­ние: «Ио­анн Ци­мис­хий весь в зо­ло­той оп­ра­ве подъехал на ко­не к бе­ре­гу Ду­ная. Вско­ре по­ка­зал­ся в лод­ке весь осы­пан­ный дра­го­цен­нос­тя­ми Свя­тос­лав. На нем бы­ло де­ре­вян­ное вес­ло, чуб и зо­ло­тая серьга».

Цимисхий хо­тел по­го­во­рить со Свя­тос­ла­вом об иност­ран­ной по­ли­ти­ке, но раз­ду­мал и спро­сил:

— Хорошо у вас в ны­неш­нем го­ду рожь уро­ди­лась?

— Благодарим по­кор­но! — от­ве­тил Свя­тос­лав. — Рожь не­важ­но уро­ди­лась. Да и на ро­га­тый скот ящур.

Цимисхий со­чувст­вен­но по­ка­чал го­ло­вой.

По до­ро­ге в Ки­ев Свя­тос­ла­ва и его дру­жи­ну пе­ре­ре­за­ли пе­че­не­ги. На­пав на Свя­тос­ла­ва, пе­че­не­ги не зна­ли, на ко­го они на­па­ли.

Когда пе­че­нежс­кий князь по­том уз­нал, что то был сам Свя­тос­лав, то три дня дро­жал со стра­ха.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 220.