Сам ВВАС в ходе острой борьбы с правыми и левоэкстремистскими идейно-политическими течениями постепенно приобрел четкую организационную структуру, окончательно оформившуюся в феврале 1977 г. после подавления очередной попытки контрреволюционного переворота. Он превратился в. ведущую и руководящую силу формирования новой государственной системы.
ВВАС до самороспуска в сентябре 1987 г. был высшим законодательным органом страны. Его директивы и постановления были обязательны для всех государственных учреждений и непременны к исполнению гражданами Эфиопии. Если в первое время после прихода к власти ВВАС принял на себя в известной мере, вследствие сложившейся обстановки, некоторые исполнительные функции, то позднее, в октябре 1976 г., произошло разграничение власти между ВВАС и правительством. Через свои органы (съезд, Центральный комитет, Постоянный комитет ЦК, различные отделы) ВВАС, стараясь преодолеть несовершенство доставшейся в наследство административной структуры, не раз предпринимал шаги по реорганизации государственного управления страной. Примерами здесь могут служить изменения в административно-территориальном управлении страной, перестройка работы старых и организация новых министерств и ведомств, а также значительное (хотя и далеко не завершившееся) обновление персонала государственных учреждений, численность которого к середине 80-х годов, достигла 120 тыс. человек. Нельзя не обратить при этом внимание на предупреждение журнала «Мэскэрэм», сославшегося на опыт Ганы при Кваме Нкруме и Египта после смерти Насера, о том, что раздутый государственный аппарат без строгого политического контроля со стороны правящей партии может представлять собой серьезную опасность для избранного прогрессивного социально-экономического курса страны и угрозу перехода ее на путь капитализма [153, 1983, т. 3, № 12, с. 13]. [324]
Вопрос о правящей партии обсуждался в военно-революционных кругах почти сразу же после низложения Хайле Селассие. В официальных документах ВВАС и правительства не раз указывалось на необходимость создания политической партии для успешного выполнения задач революции. В руководящих кругах страны постепенно сложилось мнение о целесообразности введения однопартийной системы как наиболее точно соответствующей политическим реальностям и экономическим императивам Эфиопии. В Аддис-Абебе пришли к убеждению и относительно того, что идеологической платформой создаваемой партии должен стать марксизм-ленинизм (см. [123, 28.01.1981]).
Развернувшееся партийное строительство наложило заметный отпечаток на все аспекты жизнедеятельности эфиопского государства, сопровождалось подъемом политического самосознания трудящихся, распространением социалистических идей, а также острой борьбой различных общественных сил.
Еще в декабре 1975 г. неофициальному политическому бюро, возникшему по инициативе ВВАС с привлечением гражданских радикалов во главе с возвратившимся из-за границы известным радикалом Хайле Фида, поручалось осуществить меры по формированию правящей прогрессивной партии [355, с. 115—117]. Эта попытка окончилась неудачей, хотя само политическое бюро явилось прообразом уже упоминавшегося ВБОМ.
ВБОМ, как известно, вменялось в обязанность также заняться партийным строительством. Но в нем разгорелась острая борьба за влияние и утверждение собственных позиций между сторонниками различных политических течений, сложившихся к тому времени в Эфиопии. Они были представлены пятью неофициально действовавшими политическими партиями или группировками, первое время поддерживавшими в целом революцию. Это — Всеэфиопское социалистическое движение (МЕИСОН), члены которого — часть студенчества, чиновничества и бывшей эмиграции — назывались нередко по имени своего лидера Хайле Фида «фидаистами»; Революционное пламя (Абъетауи сэдэд), состоявшая из военнослужащих, в том числе большинства членов ВВАС, и имевшая связи с высокопоставленными чиновниками; Пролетарская лига (Воз адэр), созданная из числа представителей профсоюзов, интеллигенции и армии и возглавлявшаяся одним из самых последовательных сторонников ВВАС Сэнай Ликке (погиб 3 февраля 1977 г. в ходе подавления антиправительственного заговора); Марксистско-ленинская революционная организация (МАЛЕРИД), включавшая студентов и творческую интеллигенцию и выступавшая одно время как отколовшаяся часть МЕИСОН или даже как молодежное крыло «фидаистской» партии; Революционная борьба угнетенных Эфиопии (ИЧАТ), выражавшая интересы крестьянства, мелких торговцев, ремесленников и национальных меньшинств и в меньшей степени походившая на партию. «Эти организации,— пишут советские исследователи Е. Денисов и В. Шараев,— выступали [325] с позиций, близких к марксизму, пропагандировали идеи научного социализма, работали среди трудящихся, особенно в городе. Но в силу мелкобуржуазного социального состава для них были характерны непоследовательность и колебания, порой забегание вперед при выдвижении политических лозунгов и определении этапов развития революции» [189, с. 10].
Между ними были значительные расхождения по ряду актуальных вопросов развития Эфиопии. Только Воз адэр и Абъетауи сэдэд вполне искренне и сознательно признавали необходимость военно-революционной власти [355, с. 188]. Да и сотрудничество некоторых из них с ВВАС осуществлялось скорее по стратегическим и тактическим соображениям с тайным умыслом последующего управления страной. Вот почему, например, МЕИСОН квалифицировал свои отношения с ВВАС как политику «критической поддержки» [148, ноябрь 1977, с. 30], от которой «фидаисты» отказались, когда в середине 1977 г. их планы на главенство в революционном движении провалились, и перешли в лагерь оппозиции.
Для достижения тщательно скрывавшихся целей МЕИСОН, временно соглашаясь на пребывание военных у власти, старался повсюду на государственной службе поставить своих членов, установить политический контроль над профсоюзами, министерствами, кэбэле и даже пытался использовать отряды самообороны для упрочения собственных позиций. «Меисоновцы» преобладали среди преподавателей и выпускников школы «Йека-тит-66», что давало МЕИСОН возможность расширять влияние на массы. Подобным устремлениям фидаистов противодействовал Абъетауи сэдэд, позиция которого во многом совпадала с целями ВВАС. В отличие от МЕИСОН и Абъетауи сэдэд, строивших свою деятельность на межэтнической основе, ИЧАТ, прикрываясь псевдореволюционной фразеологией, на деле придерживалась узконационалистического подхода в решении проблем Эфиопии, старалась посеять рознь между оромо и другими народами страны, отстаивала принцип этнополитического обособления рабочих в послесентябрьском движении и т. п.
Идеологические расхождения между МЕИСОН, Абъетауи сэдэд, ИЧАТ, Воз адэр и МАЛЕРИД, тщательно скрывавшиеся на первых порах, давали о себе знать все с нараставшей силой, негативно сказывались на тенденциях общественной жизни, а также обрекли на неудачу попытки создать авангардную партию трудящихся на основе объединения этих пяти организаций. Оно произошло в феврале 1977 г. при посредстве ВБОМ и получило название Союз марксистско-ленинских организаций Эфиопии (СМЛОЭ). Несколько позднее была опубликована Программа совместных действий, в которой участники Союза обязались твердо следовать Программе НДР, взаимодействовать с ВВАС и устранить в будущем имеющиеся между ними противоречия. ВВАС, одобряя образование СМЛОЭ и поощряя «пятерку» «к сотрудничеству, к идеологическому единству», полагал, [326] «что формально декретировать слияние этих групп, провозгласить „сверху" создание пролетарской партии было бы ошибкой» [227, с. 115]. Однако СМЛОЭ просуществовал недолго. Разногласия между его участниками обострились, все больше в деятельности некоторых из них преобладали гегемонистские, мелкобуржуазно-националистические действия.
Первым нарушил достигнутую договоренность МЕИСОН, открытый разрыв которого с ВВАС и СМЛОЭ «нанес ощутимый урон делу революции, привел к определенной дезорганизации прогрессивных сил страны, к образованию вакуума в государственном аппарате, чем немедленно воспользовались реакционные элементы, заинтересованные в дестабилизации режима» [219, с. 11]. Отступничество «фидаистов» было осуждено, а их партия исключена из СМЛОЭ. Казалось, Союз вышел из сложившейся ситуации, еще более укрепив свои ряды.
Однако вскоре СМЛОЭ вывел из своих рядов ИЧАТ, которая продолжала придерживаться узконационалистических взглядов и превратилась, по существу, в представителя интересов МЕИСОН и в его агента в СМЛОЭ [189, с. 19]. К этому времени выяснилось также, что ИЧАТ развернула активную работу среди оромо, широко пропагандируя идею образования независимой «Оромии». ИЧАТ сотрудничала с «Фронтом освобождения оромо», признав программу последнего. Показательно, что после запрета ИЧАТ ее руководители присоединились к отрядам «Фронта освобождения оромо», а лидер ИЧАТ Баро Тумса стал главой этого фронта. «Некоторые члены ИЧАТ,— говорил Менгисту Хайле Мариам,— открыто встали на сторону реакционного режима Сомали и начали сражаться против революции» [49, с. 47]. От них не отстали и «меисоновцы».
Оставшиеся в Союзе организации опубликовали в августе 1978 г. два документа — «Совместное заявление о переходном периоде» и «Программа действий в переходный период»,— которые характеризовали текущий момент в жизни Эфиопии как очень сложный и требующий активизации усилий по созданию авангардной партии трудящихся. Был выдвинут лозунг «От союза к слиянию».
Однако вскоре в СМЛОЭ возник новый кризис, связанный с обструкционистской деятельностью руководства Воз адэр. Оно пыталось навязать свою волю другим участникам Союза и увеличивало число своих членов за счет явно анархистских и контрреволюционных элементов. По его инициативе немало приверженцев Воз адэр проникло в ряды Абъегауи сэдэд, разлагающе действуя на эту организацию. После того как произошла смена руководства Воэ адэр, ситуация в Союзе несколько улучшилась, но противоречия полностью не были устранены. Даже в Абъетауи сэдэд не все обстояло благополучно: в этой организации отчетливо проявился фракционизм. Некоторые ее члены пытались противопоставить свои личные интересы целям всей организации [49, с. 48]. Стало ясно, что, «несмотря на позитивный вклад в революцию, Союз служил также платформой для определенных мелкобуржуазных оппортунистов» [138, 14.09.1979].
В дэрге пришли к выводу о невозможности построить авангардную партию на принципах, которыми руководствовались в СМЛОЭ и ВБОМ. Возможно, сказалась также нетерпимость части дэрга к инакомыслию в революционной среде. В феврале 1979 г. обе эти организации были распущены. С этого времени наметился принципиально новый подход к формированию авангардной партии. Речь шла о создании единого организационного центра из числа подлинных революционеров, находящихся как в СМЛОЭ, так и вне его рядов. V съезд ВВАС, состоявшийся в июле 1979 г., признал верным такой путь, подчеркнув вместе [327] с тем свою решимость создать рабочую партию на основе централизма. Это указание ВВАС было серьезным ударом по сторонникам децентрализованной партийной структуры.
Роль руководящего центра партийного строительства и распространения марксизма-ленинизма отводилась Комиссии по организации Партии трудящихся Эфиопии. Официально ее образование датируется 18 декабря 1979 г., когда было обнародовано соответствующее постановление ВВАС, в котором определялись цели и задачи КОПТЭ, ее уставные положения и сферы деятельности [70, с. 41—57]. КОПТЭ объявлялась единственной политической организацией, ответственной за сплочение эфиопских марксистов в строго централизованную авангардную партию. Одновременно запрещалось создание новых и функционирование уже существовавших политических организаций и групп, а также провозглашалась противозаконность любых попыток противодействовать работе КОПТЭ. «КОПТЭ...— как писал Дю Буа в журнале „Африкэн коммьюнист",— еще не авангардная партия… Она должна быть охарактеризована как переходная политическая организация, прототип будущей авангардной партии» [300, с. 65]. Создание КОПТЭ как промежуточного этапа па пути образования партии трудящихся обусловлено исторической обстановкой в Эфиопии (см. [70, с. 25, 29]).
С декабрьского решения о КОПТЭ начался подготовительный период в ее функционировании. Он завершился I съездом КОПТЭ в июне 1980 г. На нем были одобрены устав, инструкции и положения, регулирующие деятельность КОПТЭ, избраны руководящие органы КОПТЭ (Центральный Комитет, Исполком ЦК, различные отделы) и утверждена центральная партийная печать (газета «Сэрто адэр» и журнал «Мэскэрэм»). Организационной основой КОПТЭ был признан принцип демократического централизма, а идеологической — теория марксизма-ленинизма. Такой подход к партийному строительству — важный фактор движения по пути социального прогресса.
За годы существования КОПТЭ состоялись два ее съезда, восемь пленумов ЦК КОПТЭ и одно его внеочередное заседание. Еженедельно собирался Исполком ЦК КОПТЭ.
После завершения I съезда КОПТЭ в Эфиопии активно приступили к созданию отделений КОПТЭ на местах, к сплочению революционеров, к подбору и подготовке кадров, приему в члены и кандидаты в члены КОПТЭ, к идейно-политической учебе трудящихся. В 1980—1983 гг. краткосрочные идеологические и политические курсы при школе «Йекатит-66» закончили почти 3 тыс. человек. В стране было организовано свыше 6,5 тыс. курсов по изучению научного социализма, Программы НДР и целей КОПТЭ. Отделения КОПТЭ открылись в около 50 стратегически важных пунктах страны. Возникли почти 450 местных организаций КОПТЭ, в том числе в армии—162 [41, с. 65—66].
Определенная часть революционного актива тем не менее не [328] имела достаточно твердых идейных убеждений, отстаивала партийные позиции в большей степени, руководствуясь интуицией, а не глубокими марксистско-ленинскими знаниями. Так, политическая и идеологическая незрелость многих эфиопских революционеров, непонимание ими целого ряда марксистско-ленинских положений отрицательно сказались на поиске правильных путей решения национального вопроса [182, с. 28]. Известные перегибы и ошибочные действия, обусловленные внеклассовым подходом, механическим применением отдельных концепций марксизма-ленинизма к конкретным условиям Эфиопии и, разумеется, отсутствием авангардной партии трудящихся, допускались также в отношении других аспектов внутренней политики страны. В ходе партийного строительства КОПТЭ при непосредственной поддержке ВВАС стремилась преодолеть подобные негативные подходы к решению государственных проблем, строго наказывая тех, кто порочил своими действиями цели эфиопской революции. Неоднократно КОПТЭ проводились «чистки», вплоть до вывода отдельных членов из состава ЦК. Были также случаи самовыхода из КОПТЭ.
В КОПТЭ постоянно укреплялось пролетарское ядро. К концу 1982 г. рабочих в ее рядах насчитывалось 21,7% (ср. в ноябре 1981 г.— 2,9%), крестьян — 3,3% (1,2%) и военнослужащих, представителей интеллигенции и чиновников — 75% (95,9%) [41, с. 65]. Интересен в этом отношении социальный состав участников II съезда КОПТЭ (январь 1983 г.), который завершал так называемый организационный период деятельности Комиссии и одновременно знаменовал начало заключительного, завершающего этапа — этапа непосредственного строительства авангардной партии трудящихся и подготовки к ее учредительному съезду. Среди почти 1600 делегатов было 25% рабочих, 15,5% крестьян, 60,5% представителей военнослужащих, интеллигенции и других слоев населения, причем 1200 из них имели специальное политическое образование [250, с. 133].
Уже после II съезда КОПТЭ были определены название будущей партии — Рабочая партия Эфиопии (РПЭ) и эмблема — золотая звезда с красным серпом и молотом, обсуждены проекты Программы и Устава РПЭ, сделаны до 300 замечаний и пожеланий к ним. Одновременно осуществлялся строгий прием в партию членов КОПТЭ. К осени 1984 г. в стране прошли первичные, районные, областные и провинциальные партийные конференции. Делегаты на них избирались, а не назначались, как это делалось при проведении съездов КОПТЭ. На конференциях были сформированы местные партийные организации и партийные комитеты.
Учредительный съезд, собравший 1742 делегата из всех 14 провинций страны и свыше 70 представительных делегаций разных стран, коммунистических партий, национально-освободительных движений и международных организаций, состоялся 6—10 сентября 1984 г., накануне 10-летнего юбилея эфиопской [329] революции. На нем провозгласили образование РПЭ, за которой было закреплено центральное положение в формирующейся политической системе страны, приняли Программу РПЭ, определившую ближайшие и конечные цели, утвердили Устав РПЭ, избрали руководящие партийные органы (ЦК—136 членов и 64 кандидата в члены, Политбюро—11 членов и 6 кандидатов в члены, 8 секретарей ЦК, 28 членов Ревизионной комиссии и 21 член Центральной комиссии партийного контроля) и одобрили 10-летний план (1984—1993) экономического и социального развития Эфиопии [32; 26]. С отчетным докладом ЦК КОПТЭ выступил Менгисту Хайле Мариам, которого единогласно в заключительный день работы партийного форума избрали генеральным секретарем ЦК РПЭ.
Отныне основным документом эфиопской революции, заменившим программу НДР и содержащим главные направления развития Эфиопии, стала Программа РПЭ [29]. Она включает органически взаимосвязанные друг с другом задачи, которые в силу ряда причин не были решены на предшествующих этапах революции, и перспективные цели, достижение которых должно, по замыслам революционной демократии, обеспечить переход к социализму [123, 08.09.1984; 138, 07, 11.09.1984; 253, с. 49; 228, с. 31—37].
Идеологической основой РПЭ провозглашалось марксистско-ленинское учение. На нее возлагалась ответственность за распространение идей научного социализма, в связи с чем предусматривались активизация и совершенствование пропагандистской и агитационной работы в стране. Было предусмотрено преобразовать политическую школу «Йекатит-66» в Институт общественных наук при ЦК РПЭ.
В области государственного строительства на первый план выдвигалось создание народно-демократической республики, что стало одним из важнейших направлений деятельности партии в последующие несколько лет [110, пагуме 2, 1976; 123, 08.09.1984]. На съезде отмечалось, что новое государственное устройство должно обеспечить социальную справедливость, законность, участие широких масс в управлении, равенство всех граждан независимо от пола, вероисповедания или национальной принадлежности. Программой РПЭ предусмотрено предоставить различным народам региональную автономию и тем самым решить национальный вопрос.
В социальной области Программа РПЭ, исходя из необходимости подъема материального и культурного уровня жизни трудящихся, предусматривает воспитание молодежи в духе марксизма-ленинизма, полную ликвидацию неграмотности, открытие новых школ и вузов, приведение школьного и высшего образования в соответствие с хозяйственными потребностями страны, развитие здравоохранения, увеличение, в частности, за десять лет числа медпунктов до 35 тыс. (ср.: в 1984 г.— 4,5 тыс.) и крупных госпиталей до 360 (в 1984 г.— 130). [330]
Принятый на съезде 10-летний план конкретизировал процесс хозяйственного строительства. В нем указывалось на необходимость сбалансированного развития всех районов страны. В соответствии с плановыми приоритетами ускоренное развитие сельского хозяйства, достигаемое за счет производственной кооперации 53% сельского населения и до 50% всей обрабатываемой земли, должно самообеспечить страну продовольствием и сырьем для местной промышленности, а также предоставить товарную продукцию в необходимом количестве на экспорт для получения валюты [123, 08.09.1984; 127, 07.07.1984; 110, пагуме 2, 3, 1976]. Предусмотрено увеличение к концу планового десятилетия в общенациональном производстве доли промышленности с 16,6 до 24,4%. Это произойдет за счет увеличения выпуска продукции на уже имеющихся предприятиях и расширения 52 из них, а также в результате строительства 164 новых заводов и фабрик [26, с. 235—267; 138, 07.09.1984]. Упор в промышленном развитии делается на создание фундамента тяжелой промышленности и подъем легкой индустрии, которая должна обеспечить потребности населения в соответствующих товарах. Ожидается повышение национального дохода на душу населения с 282 до 397 бырров [113, 15.09.1984]. Среднегодовые, темпы роста ВВП планируются в 6,9%, в том числе сельског» хозяйства — 4,3% и промышленности—10,8% [110, пагуме 3» 1976].
Нельзя не обратить внимания на то, что развитию транспорта придается не только экономическое, но и большое социально-политическое значение. Отчасти именно с созданием новых и реконструкцией старых автомагистралей, строительством железной дороги Аддис-Абеба — Асэб, усовершенствованием действующей линии Аддис-Абеба — Джибути и расширением авиатранспорта связывается политико- и экономико-территориальная консолидация Эфиопии.
Развитию транспорта отводится также заметная роль в увеличении экспорта, объем которого к концу десятилетия должен быть доведен до 1270 млн. долл. (в 1984 г.— 488 млн. долл.) [393, с. 6]. При этом отмечалась растущая зависимость внешней торговли Эфиопии от колебаний цен на вывозимую сельскохозяйственную продукцию на мировом капиталистическом рынке.
На съезде специально подчеркивалось, что углубление социально-экономических преобразований в Эфиопии будет осуществляться одновременно с расширением сотрудничества с СССР, всеми странами социалистического содружества и усилением антиимпериалистической, антинеоколониальной борьбы.
Укрепление дружественных отношений с Советским Союзом, другими социалистическими государствами, как отмечается в Программе РПЭ, составляет основное направление внешнеполитической деятельности Эфиопии. В ней указывается также, что страна на международной арене исходит из принципов уважения [331] суверенитета и территориальной целостности других стран, невмешательства в их внутренние дела, взаимовыгодного, равноправного сотрудничества со всеми государствами, отказа от применения силы при разрешении спорных вопросов.
В материалах съезда, однако, не удалось избежать некоторого смешения понятий, характеризующих уже построенное социалистическое общество и формирующееся общество социалистической ориентации. Это отражает известное забегание руководства вперед, желание его быстрее достигнуть обновления эфиопского общества. Сама жизнь вскоре после съезда внесла коррективы в принятые планы.
В последний день работы учредительного съезда, 10 сентября, ВВАС опубликовал декрет, в котором законодательно закреплялась руководящая роль РПЭ во всех сферах жизни страны, в том числе и в деятельности самого ВВАС. В нем объявлялось также о том, что КОПТЭ, выполнив историческую миссию, прекращает свое существование, а ее решения, документы и имущество наследуются РПЭ [110, мэскэрэм 2, 1977]. В специальном заявлении по поводу этого постановления ВВАС указал, что будет исполнять высшие государственные функции до создания в стране народно-демократической республики.
Итоги съезда в целом показали прочность эфиопской революции, ее высокий социально-освободительный, антиимпериалистический потенциал, крупные достижения на пути прогрессивного развития и в то же самое время сложность и актуальность многих стоящих перед страной проблем, противоречивость происходящих процессов, ошибочность некоторых установок.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.