В пробуждении народных масс помимо студенчества, как «самой отзывчивой», по словам В. И. Ленина, части интеллигенции [10, с. 343], заметную роль сыграли учителя государственных школ, и особенно те, кто принадлежал к так называемой низкоквалифицированной группе (примерно 1/3 из более чем 18 тыс. учителей к началу 1974 г.). Эта группа в отличие от учительской элиты по своему социальному происхождению и имущественному положению ближе всего стояла к трудовому люду. «Низкоквалифицированные» учителя воспринимали невзгоды городской и сельской бедноты, как свои собственные. Пройдя подготовку в педагогических училищах и получив невысокую учительскую квалификацию из-за своего неполного (восьми-десятилетнего) школьного образования, они занимали невысокие позиции в государственной системе народного просвещения. В социальном плане это были наименее оплачиваемые и наиболее эксплуатируемые учителя: на их долю приходились классы с 52 учениками в каждом, в школах, где они работали, не хватало учебников, парт и помещений; элитарные же коллеги трудились в хорошо оснащенных школах и с меньшим числом учащихся в классах (по 31 человеку); в середине 60-х годов в начальной школе первые получали ежемесячно немногим более 100 эф. долл., а вторые — около 200 эф. долл.; в 1973/74 учебном году — соответственно 153 эф. долл. и 250 эф. долл. [262, с. 52]. Но даже элитарные учителя были полностью далеко не обеспечены. Дело в том, что в начале 60-х годов при годовом доходе в 2400 эф. долл. после оплаты за питание, транспорт, жилье и приобретение одежды оставалось лишь 5,4% средств на отдых, книги, газеты и т. д. «Многие служащие и младшие государственные чиновники,— отмечали американские исследователи,— живут на грани бедности...» [336, с. 149].
Несмотря на имевшиеся противоречия в учительской среде из-за неодинаковых условий труда и зарплаты, преподаватели школ в своей массе придерживались радикальных взглядов. Под их давлением Ассоциация учителей Эфиопии, руководство которой было консервативно настроено, все решительнее отстаивала интересы рядовых членов. В 1968 г. в результате крупной забастовки учителей правительство повысило им заработную плату. В 1973 г. они вновь прекратили занятия в классах, потребовав очередного повышения жалованья, ибо вследствие роста стоимости жизни у них не хватало средств даже на самое необходимое. На этот раз забастовавшие учителя выступили [277] и против намечавшейся правительственной реформы школьного образования, основное содержание которой стало известно; общественности. В этом их поддержали студенты и старшеклассники.
Вопрос о школьной реформе приобрел особое значение в предреволюционной Эфиопии. Развернувшиеся дискуссии вокруг него, массовые манифестации протеста против правительственных предложений, открытая критика руководства страны в связи с предлагавшимися изменениями — все это активизировало различные слои общества, усиливало антиимператорские настроения.
Демократические силы уже много лет как настаивали на радикальной перестройке школьного образования, которое должно было, по их мнению, стать массовым, доступным всем детям, а также учитывающим интересы всей страны. Дело в том, что, как отмечалось в специальном докладе МОТ, система образования в Эфиопии характеризовалась «крайним формализмом и академичностью» и была «приспособлена к потребностям горстки современного городского меньшинства и поставлена на службу элите» [42, с. 9]. Кроме того, образование в стране получало лишь небольшое количество детей: в 1971/72 г. государственные, церковные, миссионерские и частные школы посещали 16,3% детей семи-двенадцати лет и 4,1% тринадцати-восемнадцатилетних [42, с. 63—64].
Власти понимали, что внутренние и внешние обстоятельства (например, возраставшая роль Эфиопии в антиколониальном движении в Африке) настоятельно требовали реконструкции системы образования, повышения уровня грамотности в стране. С этой целью они привлекали иностранных экспертов, по совету которых, согласно ироническому замечанию бывшего преподавателя Аддис-Абебского университета М. Абира, тратились «значительные средства на очень дорогостоящие учебные пособия и эксперименты, в то время как не было денег, чтобы сделать зарплату эфиопских учителей более привлекательной для закрепления наиболее подготовленных из них в школе» [262, с. 51].
Вплотную к подготовке реформы (именно реформы, а не составлению докладов о состоянии школьного дела, экспериментов и т. п.) правительство приступило на рубеже 60—70-х годов; ее основные положения оно держало долгое время в тайне. В 1973 г., однако, содержание предполагаемых изменений стало явным. Учителя и учащаяся молодежь усмотрели в ней стремление правительства затормозить развитие образования в стране и усилить эксплуатацию работников просвещения, ибо с осени 1974 г. предлагалось увеличить продолжительность учебного года до 210 дней вместо 180, сократить срок обучения с 12 лет до 10, ввести двухсменные занятия, сделать упор на начальное образование, сократив при этом высшее и среднее, и т. д. Ассоциация эфиопских учителей квалифицировала [278] ее как попытку властей создать иллюзию улучшения школьного дела в Эфиопии, обречь население на длительное полуграмотное существование, переложить на родителей бремя расходов, а на учителей возложить дополнительные затраты труда при прежней зарплате. Общественность увидела в этой школьной реформе также стремление властей сдержать темпы эфиопизации в учреждениях и на предприятиях, как и прежде широко приглашать из-за рубежа специалистов на правительственную службу, в армию, полицию и во все сферы хозяйственной жизни.
Массовое использование иностранцев, предназначенное в конечном счете для упрочения режима, уже давно вызывало нарекания в стране. Еще в июне 1960 г. эфиопская пресса писала о необходимости разумного подхода к привлечению зарубежных экспертов, получавших высокое жалованье [405, с. 345]. Возмущение эфиопов засильем иностранцев особенно возросло, когда к концу 60-х годов возникла квалифицированная безработица. Правительство обещало провести эфиопизацию кадров. К середине 70-х годов в этом направлении были сделаны лишь робкие шаги. Продолжавшееся привлечение иностранных специалистов не только ограничивало возможности трудоустройства эфиопской молодежи, но и задевало чувство национального достоинства всего населения, которому были свойственны глубокие патриотические традиции.
Крестьянские волнения
Неспокойно оказалось и в эфиопской деревне. Недовольство охватило широкие крестьянские массы. К 70-м годам участились стихийные выступления крестьян против своеволия помещиков, правительственного гнета.
Значителен был протест сельской бедноты в тех районах (Чиллало, Уоламо, Ында-Сылласе, Фэнотэ-Сэлам и др.), которые попадали под действие «зеленой революции». Интенсивное внедрение капитализма на этих территориях сопровождалось ростом социальной несправедливости, усилением гнета крестьян, их дальнейшим обезземеливанием и массовым изгнанием с арендованных участков, все убыстряющимся оттоком сельских жителей в города, где они пополняли ряды маргиналов, усилением кулацкой прослойки, притом преимущественно из амхара, лишением кочевых народов традиционных пастбищ, увеличением числа земельных споров в судах, отражением чего является чуть ли не удвоение в 1973 г. судебных затрат на разбирательство подобных дел в сравнении с 1967 г., когда расходовалось 4,5 млн. эф. долл. [110, хамле 20, 1959]. Резкое ухудшение условий жизни, и особенно изъятие земель, вольно или невольно толкало крестьян и кочевников на сопротивление властям, помещикам, кулакам. Неоднократно происходили вооруженные [279] стычки с полицией и армейскими подразделениями: например, в 1971 г. в Нэгэле; в местах расселения афаров; в Бако. Такие стычки подрывали стабильность императорского режима и усиливали чувство социального протеста, этноконфессиональной неприязни.
Капитализм, проникавший в эфиопскую глубинку в сочетании с прозелитизмом в вероисповедание эфиопской церкви и установлением прямого контроля феодалов амхара, разрушал традиционные ценности ряда народов, находившихся на дофеодальной или раннефеодалыюй стадии. В противодействие потере своей самобытности, сложившегося уклада жизни и привычных взаимосвязей они нередко обращались к помощи выработанных веками автохтонных религий и этнических представлений, несколько модифицировали их в соответствии с новыми условиями, придавая им порой характер целого социального движения. Ярким примером здесь может служить движение Вапдо Магано у сидамо, насчитывающих около 600 тыс. человек и проживающих приблизительно в 260 км к югу от Аддис-Абебы (см. подробнее [314, с. 399—413; 315, с. 89—109]).
Вряд ли могли не чувствовать своей ущемленности сидамо и оромо в провинции Сидамо, когда и тем и другим было отказано в получении государственных земель в Шемена Кедида из-за незнания амхарской грамоты [345, с. 131].
Своеобразную конфессиональную окраску приняло движение крестьян-оромо в западной части Уоллега, и прежде всего в области Гимби, где проживало большинство приверженцев евангелической церкви «Мекапе Иесус», созданной в 1958 г. При поддержке молодых сотрудников министерства национального общественного развития они начали с 1971 г. организовывать снабженческо-сбытовые кооперативы и комитеты по разрешению взаимных земельных споров, использовать современную агротехнику, закупать сельскохозяйственное оборудование, минеральные удобрения. В результате возникла конфликтная ситуация между крестьянами-арендаторами и помещиками. Отношения между ними еще более обострились, когда первые, следуя призывам упоминавшихся министерских работников, отказывались выполнять ежедневные бесплатные трудовые повинности землевладельцам, делать им традиционные подношения, безропотно повиноваться. Брожение в крестьянской среде продолжалось даже тогда, когда в 1972 г. представителей министерства насильственно вынудили покинуть провинцию [395, с. 171 — 174].
Более острая ситуация сложилась в провинции Бале в 1963—1970 гг., где бушевало пламя восстания крестьян-оромо, среди которых постепенно выкристаллизовывалось стремление к независимости. «Провинция Бале,— писали М. Оттауэй и Д. Оттауэй,— представляла собой яркий пример эксплуатации и плохого управления из Аддис-Абебы. В ней было всего лишь несколько дорог, больниц и школ, да и те обслуживали главным [280] образом амхара-христиан...» [355, с. 92]. Восстание, возникшее вначале как реакция земледельцев и скотоводов-кочевников на попытку правительства с помощью силы заставить их платить налоги, расширялось с каждым годом, охватывая все новые районы Бале. К нему примкнула местная администрация, формировавшаяся частично из оромо, землевладельцы-оромо, а также часть сомалийцев, проживавших на юге провинции. Восстание возглавлял Вако Гуту, никому до того неизвестный житель области Дело. Повстанцы нанесли несколько чувствительных ударов правительственным войскам. Особое беспокойство в Аддис-Абебе вызвало то обстоятельство, что наметились контакты Вако Гуту с Могадишо и «Фронтом освобождения Западного Сомали», нелегально действовавшим на территории юго-восточной Эфиопии. При помощи хорошо вооруженных воинских соединений, традиционной системы подкупа руководителей правительству удалось сломить сопротивление крестьян-оромо (см. подробнее [309, с. 214—217; 355, с. 91 — 93]). У них изъяли десятки тысяч гектаров плодородной земли и передали христианам — поселенцам, сражавшимся на стороне Аддис-Абебы.
Еще продолжались бои в Бале, а властям пришлось направлять крупные армейские и полицейские силы для подавления крестьянских волнений в Иллубаборе, Уолло, Сидамо и других провинциях. Всюду крестьяне выступали против непомерных налогов, изъятия земли, растущего этноконфессионального гнета. «Факты... (крестьянских.— Авт.) волнений могут быть обнаружены во всех провинциях»,— писал П. Джилкс [309, с. 257].
В 1973 г. в горах Чэрчэр возобновили боевые действия крестьяне-оромо, на этот раз ими руководил Элемо Култи, который провозгласил создание Фронта освобождения оромо (ФОО). В то время ФОО выступил против местных феодалов, администрации и крупных владельцев ферм.
Эфиопскую деревню во многих районах охватило массовое недовольство в связи с принятием в 1967 г. закона о сельскохозяйственном налоге, согласно одному из положений которого отменялся с крестьян налог вместо десятины, но зато вводился фиксированный налог с дохода от урожая. Многие на селе, да и в городе увидели в этом постановлении новый шаг правительства по пути усиления феодально-монархического гнета, дальнейшего ограбления крестьян. Высказывались опасения (позднее подтвердившиеся), что с них наряду с новым налогом будут по-прежнему собирать налог вместо десятины. Были и другие возражения против вводимого налога (увеличение власти помещиков, деревенских старост — чыкка-шум, повышение экономической зависимости крестьян от землевладельцев и т. д.).
Наиболее яростное сопротивление новому закону оказали в Годжаме. Уже в мае 1968 г. восстали крестьяне 5 областей провинции, а вскоре поднялись жители других районов. Возникла [281] даже своеобразная организация, руководившая вооруженной борьбой. Годжамцы требовали не только отмены постановления, но и отставки генерал-губернатора провинции шоанца дэджазмача Цэхай Инко Сылласе. После ряда кровопролитных боев Хайле Селассие приостановил в Годжаме действие закона 1967 г., отстранил генерал-губернатора и согласился на вывод войск, специально присланных в Годжам для подавления восстания. На такую позицию дворца повлияли также многочисленные демонстрации студентов и старшеклассников в Дэбрэ-Маркосе, Дэбрэ-Бырхане и Аддис-Абебе, а также протесты учителей.
В начале 70-х годов по тем же причинам, что и в Годжаме, взялись за оружие крестьяне Бэгемдыра. А вскоре, в связи с жестокой засухой, поразившей в 1972—1974 гг. 9 из 14 провинций и унесшей из-за разразившегося голода сотни тысяч жизней, ситуация в деревне и о целом в стране еще больше обострилась. Самым широким слоям населения со всей очевидностью стало ясно, что власти не в состоянии разрешить противоречия в обществе и что императорский режим изжил себя.
Бездействие властей в отношении людей, терпящих бедствие из-за многолетней засухи, беззастенчивый грабеж и так уже вконец обнищавших масс со стороны чиновничьей верхушки и знати, сознательное сокрытие фактов трагедии, продолжающийся экспорт зерна в условиях катастрофической нехватки продовольствия, а с 1973 г. и реэкспорт зерна, поступавшего из-за рубежа в порядке помощи, расхищение средств, собранных эфиопским населением в фонд поддержки голодающих, неэффективность Национального комитета по оказанию помощи пострадавшим от засухи, созданного правительством благодаря усилиям студентов и преподавателей школ и вузов, факты продажи по спекулятивным ценам должностными лицами вакцины и карточек на получение продуктов питания, полученных безвозмездно от международных организаций и подлежащих бесплатному распределению, — все это не могло оставить безучастными широкие массы населения. «Несмотря на то что отсутствие дождей было непосредственной причиной... трагедии, — отмечалось в специальном докладе эфиопскому правительству в мае 1974 г., — ее результаты не могут рассматриваться исключительно как „акт божьей воли". В действительности трагедия была обусловлена безответственностью правительства, злоупотреблением властью, чрезмерной даже по эфиопским масштабам коррумпированностью местной администрации... несправедливой и архаичной системой землевладения и полным отсутствием объектов инфраструктуры...» [374, с. 6—7],
Народ больше не мог терпеть унижений, беззакония, нищеты, бесправия и голода. В представлении многих экономический и политический кризис в Эфиопии ассоциировался с именем Хайле Селассие, олицетворявшего абсолютистско-монархическое государство. [282]
К 1974 г. в Эфиопии сложилась накаленная атмосфера общественного неприятия существовавших порядков и понимания необходимости решительного поворота в историческом развитии.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 185.