Выбор некапиталистического пути развития стал водоразделом социально-политического размежевания, охватившим самые широкие слои населения, в том числе и Временный военный административный совет (ВВАС), взявший на себя коллективное руководство государством и превратившийся в организационный центр эфиопской революции. Именно ВВАС, олицетворявший высшую государственную власть, выступил главным орудием осуществления и защиты ее интересов. С каждым годом роль ВВАС неуклонно возрастала, а его функции становились все более сложными и многообразными. Преодолевая сопротивление левацких и правых сил в стране и укрепляя собственные революционно-демократические основы, ВВАС обнародовал к сентябрю 1987 г. около 350 законов, направленных на уничтожение феодальной системы и учреждение нового общества. Последним декретом ВВАС явилось постановление о [301] самороспуске в связи с созданием Народной Демократической Республики Эфиопии (НДРЭ) и ее органов в сентябре 1987 г.
В условиях острой борьбы с реакцией и идейной незрелостью и шатаний общественных сил, принявших участие в нараставших по восходящей линии революционных событиях от февраля до сентября 1974 г., судьбы революции во многом зависели от деловых качеств членов ВВАС и кадров формировавшейся государственной надстройки, их политической сознательности, преданности социально-освободительным идеалам и уровня социальной нетерпимости к феодальным и буржуазным устоям. ВВАС, состоявший из 120 человек,— «это не кучка каких-то амбициозных офицеров, которые совершили переворот, чтобы также захватить власть... это группа людей, сформировавшаяся в конкретных условиях Эфиопии... и взявшая на себя ответственность за революцию» [124, 1976, № 8, с. 69].
Для послесентябрьского развития ВВАС характерно упрочение революционно-демократических сил во главе с его председателем Менгисту Хайле Мариамом. Им противостояли буржуазно-реформистские и мелкобуржуазно-националистические группировки, пытавшиеся не раз захватить власть, воспрепятствовать движению революции, основные контуры которого определены Менгисту Хайле Мариамом и его сторонниками.
Разногласия в ВВАС касались не только принципиальных вопросов перехода (и развития) страны на путь социалистической ориентации, но и самих методов осуществления тех или иных принятых решений (например, относительно эритрейской проблемы, проведения Национальной революционной кампании развития). На первых порах ВВАС раздирали даже межэтнические противоречия. Трения в ВВАС возникали иногда и в результате еще сохранявшегося от прошлых времен соперничества между офицерами — выпускниками военной академии в Харэре и военного колледжа в Гэнэте (Холета). Конфликты в ВВАС нередко вспыхивали из-за недисциплинированности или личностных предубеждений, расхождений во мнении между отдельными его членами.
В послесентябрьские годы против революционно-демократического ядра в ВВАС выступали тайно или открыто его председатели генералы Аман Микаэль Андом (1974 г.) и Тэфэри Банти (1974—1977 гг.), руководитель политического и международного отдела ВВАС майор Сисай Хабте, генеральный секретарь ВВАС капитан Алемайеху Хайле, глава административного отдела ВВАС капитан Могэс Уольдэ Микаэль, подполковники Хыруй Хайле Сылласе и Асрат Дэста, вице-председатель ВВАС подполковник Атнафу Абате и другие [212, с. 14; 205, с. 8; 116, 1977, № 7, с. 5; 138, 05.02.1977; 355, с. 135—136, 138—144]. Отступники сурово карались. Наказаниям подвергались и те, кто пытался использовать свое положение для личного обогащения (подполковник Дэмыссе Дерессу, полковник Абатэ Мэрша, лейтенант Дэста Таддэсэ и др.). В столкновениях в ВВАС погибло [302] немало преданных революции людей (например, один из руководителей ВВАС, подполковник Даныэль Асфау) [406, с. 62— 63; 355, с. 143; 119, 05.02.1977]. Они умирали также от рук экстремистов и бывших правителей, лишенных власти, и их наймитов. В целом, как предполагается, в первые три года после низложения Хайле Селассие были убиты или отстранены от работы 20—30 членов ВВАС [355, с. 136].
ВВАС после прихода к власти неожиданно столкнулся с оппозицией некоторых воинских частей в военно-воздушных силах и инженерном корпусе, потребовавших незамедлительного образования гражданского правительства, передачи ему управления страной и ухода армии в казармы. Те же лозунги выдвинули часть студенчества, интеллигенции и профсоюзы. ВВАС неоднократно разъяснял, что в сложившихся условиях выполнение этого требования означало бы, по существу, возврат к старому. «У нас в стране,— писала в 1974 г. „Эфиопиэн геральд",— живут близорукие люди, выступающие за немедленное возвращение к гражданскому правительству... Сейчас (оно) является бессмыслицей при очевидном и полном отсутствии социальной и экономической справедливости» [138, 13.10.1974]. Советская исследовательница И. Ф. Кистанова, верно оценивая негативные стороны подобной позиции в эфиопском обществе, подчеркивала, что, «хотя в пропагандистском плане такое требование имело очевидную привлекательность, в действительности оно было на руку реакции, так как гражданское правительство не сумело бы удержать власть и легко могло стать добычей контрреволюции» [196, с. 109—110]. Лишь в 1987 г., когда упрочились перемены в Эфиопии, произошел окончательный и полный переход к гражданскому правительству.
Очень сложными после низложения Хайле Селассие оказались отношения ВВАС с профсоюзами, которые требовали незамедлительного перехода к гражданскому правлению и отмены запрета на забастовки, демонстрации и собрания, введенного военными в день прихода к власти для воспрепятствования контрреволюционным феодально-монархическим акциям.
СЕЛУ уже 16 сентября на заседании Генерального совета приняло ряд резолюций, настаивая на установлении «народного правительства», введении гражданских свобод, в том числе права на создание политических партий, принятии новой конституции, уничтожающей монархию как форму государственного устройства. СЕЛУ пригрозило, что в случае невыполнения этих требований будет объявлена всеобщая забастовка. В состав «народного правительства» конфедерация предложила включить представителей профсоюзов, комитетов, созданных в различных провинциях в Февральском (1974 г.) антиправительственном движении, вооруженных сил, Ассоциации учителей Эфиопии, Ассоциации университетских преподавателей, Форума университетских преподавателей, Ассоциации гражданских служащих, Союза эфиопских студентов, Ассоциации предпринимателей [303] Эфиопии и Благотворительной ассоциации эфиопских женщин. Если принять во внимание социально-политическую природу этих организаций, становится понятным мнение Марины и Дэвида Оттауэй о том, что правительство, планируемое СЕЛУ, в наименьшей степени представляло эфиопский парод и что оно отражало интересы элитарных профессиональных групп [355, с. 104]. ВВАС вновь повторил СЕЛУ свою вполне обоснованную позицию в отношении ухода армии в казармы и перехода к гражданскому правлению, а также обвинил профсоюзных руководителей в тесных связях с императорским режимом, незаконном обогащении, коррупции и саботаже революционной политики [138, 25.09.1974]. Убедившись в невозможности включить СЕЛУ в процесс глубоких преобразований, ВВАС распустил в декабре 1975 г. Конфедерацию и приступил к формированию новых профсоюзов. Этот акт, в свою очередь, вызвал волну усиленной критики военных со стороны левацких кругов. Отказываясь реально оценить положение в стране, ревностные приверженцы идеи немедленной передачи власти гражданским лицам организовывали многочисленные акты саботажа, выпускали тысячи листовок, осуждавших военных за якобы узурпацию власти, распускали злобные слухи, порочившие революцию и направленные на дестабилизацию положения в стране. Они прибегали даже к террористическим актам, устроив ряд взрывов в Аддис-Абебе.
Это было на руку сторонникам свергнутого режима, несколько растерявшимся в первое время после низложения Хайле Селассие. Монархисты попытались наладить сопротивление как в самой столице, так и в сельской местности. Но повсеместного выступления у них не получилось, ибо крестьяне в массе своей не поддержали их. «Бывшие» тоже клеветали на новую власть, используя при этом еще сохранившиеся каналы связи с империалистическими державами. Применяли они и лозунг «Гражданское правительство — немедленно, армия — в казармы!».
3 октября 1974 г. ВВАС строго предупредил всех тех, «кто говорит о передаче власти народу уже сейчас (и тем самым) явно преследует свои корыстные, эгоистические цели» [110, йекатит 30, 1967] и кто стремился свергнуть революционную власть [138, 03.10.1974]. Их ожидали самые суровые меры наказания. Запрещалось распространение клеветнических слухов. Несколько позже, обосновывая свою точку зрения в отношении сформирования гражданского правительства, ВВАС заявил, что для этого «необходима большая подготовительная работа: во-первых, воспитание сознания масс и, во-вторых, создание общенациональной политической партии», а также предстоит полностью уничтожить господство феодалов, бюрократической буржуазии, иностранного капитала и империализма [110, гынбот 5/1967]
ВВАС вовсе не отвергал участия гражданских лиц в управлении страной. Тем более, что военные, не имевшие в большинстве [304] своем опыта государственного руководства, нуждались в помощи специалистов как в области экономики, так и политики. Вот почему они привлекали тех из них, кто принял сторону революции. Несомненно, учитывались также настроения части общественности, продолжавшей настаивать на восстановлении гражданской формы правления. Нельзя упускать из виду и подлинные намерения революционной демократии в ВВАС, состоявшие в желании создать широкий фронт поддержки прогрессивным преобразованиям, показать массам искренность целей движения военных, а также передать власть народу по осуществлении задач, выдвинутых реальной обстановкой.
Примером попытки ВВАС продемонстрировать стремление к взаимодействию со всеми участниками революционного процесса и снять с себя незаслуженные обвинения в узурпации-власти является создание в сентябре 1974 г. Консультативной группы из 50 человек, представляющих различные государственные учреждения, общественные организации и население всех 14 провинций. В ее задачи входили выработка внутриполитического курса государства, подготовка проекта конституции, соответствующего философии выдвинутого еще летом 1974 г. лозунга «Эфиопия — прежде всего», и составление рекомендаций по осуществлению политических, экономических и социальных реформ [138, 24.09.1974]. Это мероприятие ВВАС следует рассматривать как один из первых шагов по образованию новой эфиопской государственности. Однако поиски в то время форм сотрудничества с гражданскими не всегда увенчивались успехом, что и произошло с Консультативной группой, когда в июле 1976 г. она прекратила свое существование.
Большую помощь военным в формировании внутренней и внешней политики стало оказывать созданное по инициативе ВВАС специальное бюро, состоявшее из гражданских экспертов. В 1979 г. ВВАС вообще упразднил соси ное правительство и образовал совет министров, проявив тем самым свое стремление к демилитаризации власти.
Стремясь поднять уровень управления страной, претворить в жизнь принимаемые решения и создать в госаппарате прослойку преданных революции людей, ВВАС направил в административные органы на ответственные должности около 350 военнослужащих, приступил к постепенной реорганизации правительственных учреждений, системы управления хозяйством и власти на местах. По призыву военных на государственную службу поступило до 30 тыс. новых служащих. Одновременно ВВАС уволил с государственной службы чиновников, запятнавших себя тесными связями с прежним режимом, безответственностью в отношении исполнения своих обязанностей и преступным подходом к нуждам народа. Различным наказаниям подвергались чиновники, допустившие пренебрежение к государственной службе и законам революции. Многие из «бывших» были арестованы, заключены, по решению специальных трибуналов, в тюрьму на длительные сроки или расстреляны. Осуждению подлежали все, [305] кто преступал установленный порядок, независимо от времени поступления на работу в административные и хозяйственные органы. Всего в начале 80-х годов находилось в тюрьмах 10— 40 тыс. противников эфиопской революции, включая членов императорской семьи, высших чиновников прежнего режима, левых и правых экстремистов, псевдореволюционеров и т. д. [159, 12.09.1981].
Когда же позиции революционной власти окрепли, из тюрем по указанию ВВАС начали выпускать людей, заключенных туда по политическим мотивам. В мае 1988 г. накануне юбилейных торжеств по случаю 25-летия ОАЕ в Аддис-Абебе объявили об освобождении членов императорской семьи [122, 1988 № 23, с. 10].
ВВАС, однако, не останавливался перед применением самых решительных мер при возникновении непосредственной угрозы революции, будущему страны. Так, в ноябре 1974 г. по приказу ВВАС казнили почти 60 видных сановников императорского режима. Это был один из самых драматических эпизодов эфиопской революции, когда в обстановке, создавшейся в связи с открытым неповиновением ВВАС генерала Амана Микаэля Андома и его попыткой захватить власть, прогрессивные военные прибегли к подобной акции с тем, чтобы обезглавить контрреволюцию [138, 24.11.1974].
Другим критическим моментом в революционном движении Эфиопии стали февральские события 1977 г., в ходе которых была разоблачена и обезврежена группа членов ВВАС, к которой примкнул и тогдашний его председатель бригадный генерал Тэфэри Банти. Ее участники готовили государственный переворот. С этой целью они имели даже контакты с некоторыми контрреволюционными организациями, и прежде всего с Эфиопской народно-революционной партией (ЭНРП), образовавшейся, по-видимому, к середине 1975 г., прикрывавшей свои экстремистские устремления ссылками на марксистско-ленинские идеи, отказавшейся от сотрудничества с ВВАС, создавшей так называемую подпольную «Эфиопскую народно-революционную армию» и объявившей террор против активистов и руководителей эфиопской революции.
4 февраля, на следующий день после разгрома заговорщиков, назначенный председателем ВВАС Менгисту Хайле Мариам, обращаясь к народным массам, сказал, что они получат оружие для защиты завоеваний революции против внутренней реакции и что «революция переходит к наступательным действиям» [138, 05.02.1977]. Был выдвинут лозунг «Оружие и демократия — народным массам!». Революционная демократия, укрепив свои ряды и вооружив многих тружеников города и деревни, развернула активные операции по борьбе с терроризмом ЭНРП. От рук ее боевиков, всецело поддержанных отстраненными от власти эксплуататорскими классами, в 1976— 1978 гг. погибли тысячи преданных делу революции людей. [306] 23 сентября 1976 г. ЭНРП предприняла попытку покушения на Менгисту Хайле Мариама.
В результате решительных мер ВВАС при участии самых широких слоев населения были обнаружены сотни тайников с оружием, раскрыты явки ЭНРП в городах, и особенно в Аддис-Абебе, арестованы многие ее члены. В ходе «красного террора», объявленного ВВАС в ответ на акции леваков и монархистов всех мастей, погибло 5 тыс. контрреволюционеров [159, 23.04.1980; 152, 28.12.1982]. Начиная с февраля 1977 г. подрывная деятельность ЭНРП пошла на убыль, с ее террором и саботажем было временно покончено (см. [60, с. 28]). В февральском номере журнала «Нью Африка» за 1988 г. приведены данные о том, что ЭНРП во второй половине 80-х годов возобновила подрывную деятельность в стране, обосновавшись в районе Гондэра и Годжама.
В ходе борьбы с ЭНРП к 1980 г. было покончено с экстремизмом отколовшейся от нее группировки, назвавшейся «Эфиопской коммунистической партией» (ЭКП).
В то же время революция нанесла сильный удар по Эфиопскому демократическому союзу (ЭДС, называемому также Эфиопский народно-демократический союз), созданному в Лондоне в 1974 г. членами императорской семьи и высокопоставленными деятелями свергнутого режима, бежавшими за границу. ЭДС, возглавлявшийся бывшим начальником императорского генерального штаба генерал-лейтенантом Иясу Мэнгэша, прежним генерал-губернатором Тыграя расой Мэнгэша Сыюмом и генерал-лейтенантом Нэга Тэгэнье, возник спустя несколько-месяцев после свержения Хайле Селассие. Штаб-квартира союза разместилась в Судане. Боевые действия он развернул в Годжаме, Бэгемдыре, Тыграе, Шоа, Эритрее и Уолло. После серии крупных поражений от революционных войск в 1978— 1979 гг. активность ЭДС пошла на убыль. В начале 80-х годов ЭДС предпринимала лишь отдельные, разрозненные подрывные акции. В декабре 1983 г. в Аддис-Абебе были арестованы 18 членов ЭДС, которые занимались сбором секретных сведений, предоставляли их в распоряжение западных держав, распространяли клеветнические слухи и антиправительственные листовки [123, 06.02.1984; 117, 05.02.1984]. Основным районом его действия во второй половине 80-х годов, видимо, стала провинция Уолло; наметились контакты ЭДС с сепаратистской организацией в Тыграе.
Начиная с 1981 г. США, стремясь сколотить широкую оппозицию в Эфиопии революционной власти, ежегодно предоставляют ЭДС по каналам ЦРУ 500 тыс. долл. К середине 80-х годов поддержка Вашингтоном этой организации еще более усилилась. В июле 1986 г. в США состоялась встреча эмиссара ЭДС и ряда американских государственных деятелей, в том числе тогдашнего министра обороны К. Уайнбергера. Вероятнее всего, на ней обсуждались планы «совместных действий» [307] против прогрессивного режима в Эфиопии (см. [123 08.09.1986]).
Во второй половине 80-х годов власти неожиданно для себя столкнулись с новым очагом сопротивления, представленного «Народно-демократическим альянсом Эфиопии». У истоков этой организации преимущественно стояли (теперь уже бывшие) руководители революционной Эфиопии, которые бежали за границу из-за, как они заявляют, несогласия с линией Менгисту Хайле Мариама. Альянс провозгласил приверженность основным целям эфиопской революции, но без применения тех, по его мнению, ошибочных методов и избранных подходов, какие свойственны и определены ее нынешним лидером. Вот образец обвинений, выдвинутых бывшим министром иностранных дел Гошу Вольде, отказавшимся в Нью-Йорке в октябре 1986 г. возвращаться к себе на родину и участвовавшим в создании альянса. По свидетельству газеты «Дейли телеграф» от 29 октября 1986 г., Гошу Вольде заявил, что правительство страны «скатывается к авторитаризму и абсолютной диктатуре с неизбежными проявлениями нетерпимости и репрессий». Сам Менгисту Хайле Мариам обвиняется нередко в том, что якобы «утратил понимание экономических и политических реальностей Эфиопии и стремится к утверждению режима личной власти» [142, 20.06.1986]. Альянс рассчитывает, по-видимому, на поддержку тех в стране, кто имеет сходные взгляды, тщательно скрываемые, разумеется. Но как бы там ни было, нельзя игнорировать при оценке современного положения в Эфиопии настроений, какие может породить деятельность альянса.
С осени 1974 г. угроза революционным завоеваниям исходила не только от ЭНРП, ЭКП, ЭДС и разрозненных вылазок вооруженных отрядов, сформированных помещиками, от оппозиции в рядах самого ВВАС, правительства и в армейских частях. Против эфиопской революции выступили сепаратистские организации, многие из которых возникли уже в послесентябрьское время. Пользуясь поддержкой мирового империализма и нескольких арабских стран, они развернули интенсивные боевые действия, направленные на раскол Эфиопии. Поднятая ими во второй половине 70-х годов вооруженная борьба была беспрецедентной. Эфиопская революция оказалась тогда в осажденном кольце: со всех сторон наступали на нее враждебные силы, тем более что сепаратисты вступали в контакты с организациями типа ЭНРП и ЭДС, организовывали даже совместные операции с ними, хотя это не исключало кровавых междоусобиц.
Особо опасная ситуация для революции сложилась в Эритрее, где к ранее действовавшим ФОЭ и НФОЭ добавились еще созданный в 1976 г. крайне реакционный Фронт освобождения Эритреи — Народно-освободительные силы (ФОЭ—НОС) и образовавшийся в 1979 г. Временный революционный комитет Народно-освободительных сил (ВРК—НОС).
Воспользовавшись прекращением огня с осени 1974 г., объявленного [308] ВВАС, эритрейские сепаратисты усилили вооруженную борьбу. В результате к середине 1978 г. от их рук погибли свыше 13 тыс. военнослужащих правительственных войск и более .33 тыс. гражданских лиц. Не менее 200 тыс. мирных жителей, не выдержав ужасов подрывных действий сепаратистов, покинули провинцию [158, с. 25]. Общий ущерб, нанесенный эритрейскими сепаратистами в то время, исчислялся почти в 2,5'млрд. бырров [180, с. 105].
После падения монархии «действия эритрейских сепаратистов, по существу, сомкнулись с контрреволюционными действиями монархических кругов, многочисленных врагов прогрессивной власти. Противопоставив собственные интересы интересам подавляющего большинства населения и настаивая на обособлении Эритреи, сепаратистская верхушка наносила уже прямой вред революции...» [124, 1978, № 6, с. 79]. Отстаивая принцип территориальной целостности и единства страны и право ее народов на самоопределение в форме региональной автономии, ВВАС еще в мае 1976 г. предложил эритрейским «освободительным» фронтам программу из 9 пунктов мирного решения проблемы Эритреи, доставшейся в наследие от прошлого режима [57, с. 29—31]. Те отказались пойти на переговоры на основе разработанного ВВАС документа и, даже наоборот, посчитав его появление за слабость позиций революционной Аддис-Абебы, развернули широкое наступление против эфиопской армии, захватив значительную часть территории провинции, в том числе семь крупных городов, а также блокировав Асмэру, Асэб, Массауа и Барэнту. Возникла реальная возможность раскола Эфиопии, а в конечном счете поражения революции. В этих условиях ВВАС направил в Эритрею крупные воинские подразделения, которые сломили тогда сопротивление сепаратистов, но полностью ликвидировать их движение властям не удалось.
ВВАС, стремясь во что бы то ни стало прекратить боевые действия эритрейских сепаратистов, пытался опереться в провинции на здоровые силы, на трудящихся. После упразднения в сентябре 1987 г. ВВАС ту же самую линию проводят государственные органы НДРЭ.
Не всегда, однако, предпринимаемые меры были удачны. Так случилось, например, с «красным маршем» тысяч крестьян и горожан из центральных районов в Эритрею для поддержания единства страны, прекращения кровопролития и подъема патриотических настроений среди населения. Революционные власти не раз объявляли амнистию боевикам эритрейских «фронтов», предлагая им добровольно сдаться. Важной вехой в стабилизации положения в Эритрее, ликвидации ущерба, причиненного сепаратистами, и осуществлении в провинции революционных преобразований явилось общенациональное совещание в Асмэре, созванное ВВАС и завершившееся 1 января 1982 г. принятием Асмэрского манифеста. Он положил начало осуществлению широкомасштабной кампании по развитию Эритреи, получившей название «Красная звезда». На восстановление хозяйства и улучшение условий жизни населения уже затрачено более 275 млн. бырров; в школах обучается свыше 140 тыс. детей; введено в строй 15 крупных заводов, разрушенных сепаратистами; около 73% взрослых горожан провинции научились читать и писать [138, [309] 29.11.1983; 147, 20.03.1984]. Среди населения пропагандируется идея Эфиопии как общего дома, в котором трудящиеся сообща делят и радости и печаль [138, 03.05.1983].
ВВАС, однако, неоднократно отказывался от переговоров, предлагавшихся НФОЭ и ФОЭ. Ту же самую позицию заняли РПЭ и правительство НДРЭ. Дело в том, что выдвигавшиеся этими организациями предварительные условия, по мнению Аддис-Абебы, ущемляли суверенитет Эфиопии, подрывали ее внутреннюю стабильность (например, проведение референдума в Эритрее о будущем ее государственном устройстве под наблюдением международной комиссии; проведение переговоров при посредничестве ООН, Лиги арабских стран, Огранизации Исламская конференция и ОАЕ). Некоторые сепаратистские организации Эритреи, маневрируя, выдвигают то одно требование, то другое, не давая властям даже времени на рассмотрение сделанных предложений, как было, например, в августе 1986 г. в вопросе прекращения огня в связи с нашествием саранчи.
Ряд руководителей эритрейских сепаратистов имеют постоянные контакты с эфиопским правительством. Особенно следует упомянуть НФОЭ, который участил политические сношения с Аддис-Абебой в середине 80-х годов. В марте 1986 г. НФОЭ и возникший совсем недавно ФОЭ — Объединенные организации высказались против отделения Эритреи от Эфиопии, но потребовали предоставления населению этой провинции права на самоуправление в рамках эфиопского государства. К такому мнению они склонились, вероятно, не только в результате предпринятой тогда Суданом посреднической деятельности, но и вследствие тяжелых потерь, понесенных сепаратистами в ходе осуществления революционной властью с августа 1985 г. военной кампании «Красное море». Но уже год спустя НФОЭ, ставший в ходе ожесточенных междоусобиц основной военно-политической силой сепаратистов в Эритрее, вновь заявил об отделении этой провинции и образовании самостоятельного государства. Осенью 1987 г.— весной 1988 г. он столь интенсивно развернул боевые действия, что значительная часть Эритреи, в том числе чуть ли не все крупные города (кроме Асмэры„ Кэрэна, Асэба, Массауа), оказалась под его контролем.
Активизация вооруженной борьбы произошла, несмотря на то что парламент Эфиопии (Национальное шэнго), приняв в сентябре 1987 г. конституцию НДРЭ (см. ниже), провозгласил принцип региональной автономии также и для Эритреи и принял соответствующее обращение к населению провинции и сепаратистским организациям. Ситуация в Эритрее настолько осложнилась, что власти 14 мая 1988 г. ввели военное положение в этой провинции, а также в Тыграе, где обстановка заметно обострилась. Это явилось результатом совместных выступлений НФОЭ и Национального фронта освобождения Тыграя (НФОТ) [110, 04.05.1988, 25.04.1988; 159, 07.04.1988; 138, 08.05.1988; 116, 1987, № 49, с. 13]. От правительства потребовались [310] большие усилия, чтобы восстановить свой контроль над захваченными сепаратистами районами в Эритрее и Тыграе. Эти усилия предпринимались и в начале 1989 г.
В войсках НФОЭ — 30—40 тыс. человек, НФОТ—10 тыс. Они хорошо вооружены. У сепаратистов Эритреи имеются даже танки, бронетранспортеры, артиллерия и пр. Штаб-квартира НФОЭ находится в Орота — лабиринте узких ущелий в засушливом горном районе Северной Эритреи. По сообщению газеты «Араб ньюс», издающейся в Джидде, от 21 ноября 1987 г. НФОЭ образовал парламент в изгнании, потребовавший провести плебисцит в Эритрее и отвергший еще раз предложенную по конституции НДРЭ региональную автономию. В газете «Индепендент» от 6 апреля 1988 г. отмечалось, что в случае даже обретения Эритреей независимости не исключается ее политический раскол по лингвистическому и религиозному признаку.
НФОТ возник еще в 1970 г. под именем «Национальная организация Тыграя», выступив со временем с идеей создания «Великого христианского Тыграя» из всех населенных тыграи районов Эфиопии. К концу 80-х годов НФОТ под влиянием НФОЭ ужесточил свою позицию, выдвинув лозунг освобождения всех народностей Эфиопии [110, 04.05.1988]. Его руководство полагает, что в условиях повсеместного подъема сепаратистского движения лечге добиться своих целей. А этнополитическая ситуация в Эфиопии очень сложная, острая. Нельзя не упомянуть также об образованном в 1975 г. «Фронте освобождения афаров», в котором объединились сторонники данакильского султана Али Мираха Анфере, тесно связанного с Хайле Селассие и рассчитывавшего после его низложения добиться отделения от Эфиопии земель афаров для сохранения собственной власти и феодально-племенных порядков; «Фронте освобождения оромо», развернувшем в 70-е годы широкие наступательные действия против революционной армии в целях образования самостоятельной «Оромии» на территории, где проживают оромо, и прочих «фронтах», сформировавшихся на этношовинистической и этнопартикулярной основе. В результате их деятельности серьезной угрозе подверглось территориальное единство Эфиопии, но власти не отступили, провозгласив и в конституции 1987 г. принцип унитаризма эфиопского государства. Несмотря на прилагавшиеся усилия, властям в Аддис-Абебе так и не удалось покончить с этими сепаратистскими организациями, за исключением, пожалуй, «Фронта освобождения афаров». Идея самостоятельного государства охватывала не только элитарные круги того или иного народа, но и массы.
Тяжелое военно-политическое и экономическое положение, в каком оказалась революционная Эфиопия в результате активизации к середине 1977 г. различных «освободительных фронтов», левацких ЭНРП и ЭКП, реакционно-монархического ЭДС и выступлений вооруженных отрядов отдельных крупных помещиков, использовал правящий режим Сомали, совершив летом 1977 г. агрессию с целью захвата эфиопских земель на юго-востоке. Власти Сомали непосредственно опирались в Эфиопии [311] на поддержку «Фронта освобождения Западного Сомали» и «Фронта освобождения сомалийцев-аббо», содержавшихся за их же счет. Они имели контакты также с другими сепаратистскими организациями в Эфиопии, подталкивая их на усиление наступательных операций против эфиопской армии.
Заручившись согласием Вашингтона, Лондона, Парижа, Бонна, Рима, шахского Ирана, садатовского Египта и Саудовской Аравии на поставки оружия и предоставление финансовых средств, режим Сиада Барре в Сомали бросил 23 июля на осуществление своих планов почти двадцатитысячную армию. К этой акции в Могадишо, согласно заявлению эфиопского правительства, готовились еще с середины 1975 г. [355, с. 163]. В короткий срок, не встречая сколько-нибудь серьезного сопротивления со стороны малочисленных эфиопских подразделений (основная часть которых была занята подавлением различных сепаратистских и контрреволюционных организаций в других районах страны), вторгшимся частям удалось захватить около 20% территории Эфиопии.
Оккупанты стремились для реализации своих целей сыграть на этнических противоречиях оромо-амхара, вызвав у первых подъем этношовинистических, зтнопартикулярных настроений [355, с. 164]. Но в целом они просчитались: массы оромо не перешли на сторону врага. Зато, как указывалось в правительственной брошюре «Военные в эфиопской революции»; «ЭДС, ЭНРП, сесеционисты и консерваторы хотели сдать Эфиопию Сиаду Барре... Эти предатели помогали армии агрессора, действуя как информаторы и показывая врагу местоположение эфиопских военных лагерей. Эти группы распространяли в эфиопских войсках мысль о том, что война, в которой они сражаются,— несправедливая и что сомалийская армия вправе напасть на Эфиопию» [61, с. 33]. Ситуация в стране осложнялась также из-за нехватки топлива, сырья, продовольствия, была парализована работа многих предприятий, коммуникации с портами были нарушены.
Положение Эфиопии еще более ухудшилось, когда в ответ на закрытие в конце весны 1977 г. по инициативе ВВАС американских учреждений (кроме посольства) в городах страны, выдворение военной миссии США и денонсацию соглашений 1953 г. Вашингтон отказал Аддис-Абебе в предоставлении оружия, ослабив тем самым ее боевой потенциал. Госдепартамент предлагал, однако, Судану и Египту военную помощь в обмен на их обещание послать в Сомали свои войска [116, 1978, № 31, с. 16]. США, Франция и Англия предприняли даже попытку прямого военного нажима на Эфиопию, организовав в начале апреля 1978 г. в Красном море и в северо-западной части Индийского океана совместные военно-морские маневры [123, 05.04.1978].
Но революция выстояла. На призыв ВВАС о всеобщей мобилизации от 20 августа 1977 г., когда военно-политическая ситуация в стране складывалась далеко не в пользу революционных сил, откликнулись тысячи и тысячи простых людей, тружеников, честных представителей интеллигенции и государственных [312] служащих. Они пополняли ряды армии и народной милиции, к формированию которой в Аддис-Абебе приступили еще в 1976 г., а в 1977 г. усилили ее военную подготовку. Важное значение имели комитеты защиты революции, организованные на местах. В сплочении населения большую роль сыграло созданное 29 августа 1977 г. Национальное революционное оперативное командование. В столице и других городах трудящиеся, вооружившись, участвовали в подавлении контрреволюционного подполья, представленного прежде всего ЭНРП и ЭКП (см. [227, с. 27]). Происходила консолидация народных масс вокруг ВВАС. Помощь пришла из стран социалистического содружества, прежде всего из СССР, Кубы, ГДР [226, с. 128].
К середине марта 1978 г. эфиопская армия и народная милиция при поддержке кубинских воинов-интернационалистов разгромили войска Сомали, освободив полностью страну от захватчиков. Да к тому же в результате военного успеха Эфиопии в Могадишо был распущен «Фронт освобождения сомалийцев — аббо», а «Фронт освобождения Западного Сомали» оказался не в состоянии проводить крупные операции. Однако это еще не означало, что он отказался от осуществления террористических акций, тем более что под видом его боевиков до 1986 г. проникали в Эфиопию подразделения регулярной сомалийской армии. К этому времени «фронт», желая продемонстрировать свою якобы самостоятельность по отношению к Могадишо, выступил даже с идеей создания «независимой республики Огаден». Приграничные стычки между подразделениями Эфиопии и Сомали происходили и в 1986 и в 1987 гг. И не всегда бесспорно правы были в Аддис-Абебе.
Разгром войск агрессора в 1978 г., сотрудничавших с ним «фронтов» и поражения, нанесенные сепаратистам в Эритрее, Тыграе и других районах, дали возможность говорить о стабилизации к 1980 г. внутриполитического положения в Эфиопии [21, с. 19]. Страна прорвала вражеское кольцо осады, но в ее пределах не все было спокойно. Многие конфликты были подавлены, а не устранены полностью и окончательно. Их латентное состояние грозило новыми вспышками обострения ситуации. Так оно порой и случалось.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 208.