В исключительно сжатые сроки эфиопские революционеры выработали прогрессивную идейно-политическую концепцию, положенную в основу всей практической деятельности ВВАС до сентября 1984 г. В Программе национально-демократической революции, обнародованной 21 апреля 1976 г., содержались ее принципиальные положения и определялись узловые моменты стратегии развития страны. [313]
Революционная демократия при формулировании этой программы обратилась к научному социализму [133, 1977, № 17, с. 93], но целиком, конечно ему не следовала.
Анализ предшествовавших этой программе документов; ВВАС, излагавших задачи и перспективы революционного движения в Эфиопии, свидетельствует об острой борьбе в его рядах вокруг выбора пути развития, методов реализации принятых решений, об идейной эволюции в революционных кругах и о сложностях в определении целей движения.
В начале революции военные не имели четкой программы действий, у них отсутствовала ясная идеологическая платформа, да и сами восставшие солдаты и офицеры, судя по всему, не осознавали масштабов начатого ими дела. Требования армейских частей, предъявляемые правительству в феврале 1974г., и заявление ККВС из 13 пунктов от 9 июля того же года носили общедемократический характер.
В официальном разъяснении лозунга «Эфиопия — прежде всего», опубликованном 27 июля 1974 г., в самых общих чертах указывалось на необходимость достижения социальной справедливости, смены власти, единства страны и участия народа в строительстве сильного и процветающего государства, а также преобладания общественных интересов над личными целями [138, 27.07, 14.08.1974]. Однако содержание лозунга, ставшего очень популярным, в целом было расплывчатым, неконкретным, внеклассовым. Оно отражало наличие различных идейно-политических течений в нараставшей антифеодальной, антиимператорской борьбе, представлявших многообразие сложившихся или складывавшихся общественных взглядов на будущее страны (ликвидация монархии, конституционная монархия, буржуазная республика, беспрепятственное развитие капитализма, построение социалистического общества и т. д.). В этом — основа последующей поляризации политических сил революции, ее руководства в ВВАС.
В февральско-сентябрьских условиях 1974 г. революционно-демократическая группа в армии и ориентировавшиеся на нее гражданские слои не желали нарушать возникшее единство участников антифеодального движения и поэтому прибегали к единственно правильной тактике постепенного обнародования своих целей и взглядов.
Не представляла собой развернутой программы действий и «Декларация об учреждении временного военного правительства», одно из первых постановлений революционной власти. В ней указывалось наряду с фактом низложения Хайле Селассие и переходом управления государством к ВВАС, что, во-первых, аграрная реформа — главная проблема Эфиопии, во-вторых, отмена конституции 1955 г. и роспуск парламента осуществлены в связи с их несоответствием лозунгу «Эфиопия — прежде всего», в-третьих, со временем будет созвана народная ассамблея для образования правительства и одобрения конституции, представленной [314] после пересмотра августовского проекта в соответствии с «социальной, экономической и политической философией новой Эфиопии» [146, 1974, № 1]. В этом постановлении вновь ничего не говорилось о социально-экономической ориентации страны, о характере предполагавшихся изменений. То же самое повторялось и в декларации «Разъяснение лозунга „Эфиопия — прежде всего", опубликованной 30 октября [138, 31.10, 1.11.1974; 212, с. 74—82].
В ней весьма туманно и расплывчато шла речь о необходимости изменения социальной структуры эфиопского общества, государственной защиты интересов большинства населения, о национальной независимости и территориальной целостности, разработке национальной политики в области образования, ликвидации частных школ, государственном контроле над системой здравоохранения, над землей, о полной децентрализации власти, создании новой морали, содействующей прогрессу страны (в том числе о братских взаимоотношениях между народами Эфиопии, уважении к другим народам и особенно к соседям), введении справедливой системы судопроизводства, об образовании «правительства народа, избранного народом и для народа», устранении этноконфессионального неравенства, а также о предоставлении населению права на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание. Безусловно, прогрессивной идеей в декларации было провозглашение принципа разделения власти.
Этот официальный документ, призванный по замыслу его составителей стать идейно-политической платформой революционного движения в Эфиопии, затушевывал классовые противоречия в обществе, наличие различных идейно-политических подходов к решению его узловых проблем, не имел определенной, четко очерченной национальной цели развития. Обстановка в стране, однако, складывалась таким образом, что от ВВАС, его прогрессивных сил и сотрудничавших с ними гражданских групп настоятельно требовалось выработать ясную программу общественно-экономических преобразований. Этого требовали и задачи расширения социальной базы революции, ибо иначе, замкнувшись в узкокорпоративных армейских рамках, она неминуемо пришла бы к поражению.
К тому же активизировались сторонники капитализма, поддержанные значительной частью лишенного политической власти феодального класса и нашедших в лице Амана Микаэля Андома выразителя своих интересов. Ведь не кто иной, как тогдашний председатель ВВАС отверг еще 20 сентября 1974 г. возможность использования социалистического учения для строительства новой Эфиопии, порадовав тем самым эксплуататорские классы [206, с. 41]. Его практические шаги также вселяли в них надежду.
В то же самое время в обстановке идеологического противоборства происходило дальнейшее упрочение революционно-демократических [315] тенденций в жизни общества, в том числе в армейской среде. 20 декабря 1974 г., почти сразу же после ликвидации заговора временное правительство обнародовало политическую декларацию «Эфиопия — прежде всего: происхождение и пути развития движения» [38; 212, с. 83—96], в которой излагались принципы построения «эфиопского социализма». В ней впервые в истории Эфиопии указывалось, что» целью ее общественно-экономического развития является построение социалистического общества. Философией нового режима объявлялся лозунг «Эфиопия — прежде всего», или «эфиопский социализм», основные черты которого — опора на собственные силы, уважение к труду, преобладание общественных интересов, неделимость эфиопского государства и равенство. В его содержании просматриваются некоторые идеи, обнаруживаемые в существовавшей в те годы концепции в ряде стран Восточной Азии. В декларации намечались следующие экономические преобразования: национализация основных средств производства, установление государственного контроля над главными предприятиями, сохранение частного сектора в рамках, отвечающих духу философии «Эфиопия — прежде всего»,, допуск иностранного капитала, размеры и условия инвестирования которого не противоречили бы социалистической ориентации Эфиопии, развитие промышленности, введение трех форм землепользования (государственная, кооперативная, частная), развитие сельского хозяйства на коллективных началах. Туманно, однако, говорилось о национализации земли.
В социальной области предусматривались уничтожение эксплуатации, неграмотности, болезней, нищеты и голода, поддержка семьи как основы нового эфиопского общества, предоставление права свободного доступа широких масс населения к медицинскому обслуживанию, образованию и другим социальным услугам государства, а также содействие росту культурного уровня народа. Военные объявили, основываясь на опыте многих развивающихся стран, о своей приверженности однопартийной системе и предстоящем создании прогрессивной партии с функциями верховного политического органа. В будущем предполагалось организовать народный контроль за деятельностью правительства и расширить полномочия властей на местах, оставив за центральным аппаратом общегосударственные вопросы.
Эфиопии предстояло осуществлять важные меры на международной арене. В декларации особо подчеркивался антиимпериалистический, антиколониальный характер эфиопской революции, рассматривавшейся как часть общемировой борьбы за победу социальной справедливости. Специально отмечалось, что эфиопское государство будет крепить солидарность с народами Африки, со всеми миролюбивыми и прогрессивными государствами мира.
Революционная власть, ссылаясь на этнические и культурные [316] связи между народами Эфиопии, Сомали, Судана и Кении, предложила образовать на основе этих стран Восточно-Африканскую конфедерацию (форма государственного союза могла быть и иной). Одновременно объяснялось, что у Эфиопии нет территориальных претензий к соседним государствам [38; 110, 21.12.1974].
Провозглашение «эфиопского социализма» — этап в идейно-политической эволюции тех, кто возглавил антифеодальное движение. Вместе с тем эта концепция отражает свойственную всем «национальным социализмам» некритическую оценку классовой борьбы и даже ее полное отрицание. В этом же контексте следует рассматривать упор на специфику местных условий, обращение к внеклассовым аспектам равенства, справедливости, восхваление прошлых (до Хайле Селассие) правителей, царствование которых рисовалось как «золотой век». В специальном подчеркивании первостепенного значения принципа «опоры на собственные силы» в системе «эфиопского социализма» обнаруживается влияние, с одной стороны, воззрений Всеэфиопского социалистического движения и других группировок (см. далее), с которыми в то время дэрг сотрудничал, а с другой — националистических элементов, объединявшихся вокруг тогдашнего председателя ВВАС бригадного генерала Тэфэри Банти и одного из его заместителей, подполковника Атнафу Абате.
Вместе с тем в декларации содержались общедемократические положения научного социализма: ликвидация эксплуатации человека человеком, общественная собственность на средства производства, широкое участие трудящихся в общественной жизни и т. д. [227, с. 23]. Они, несомненно, послужили отправной точкой при дальнейшем формировании прогрессивных взглядов в стране.
3 февраля 1975 г. в соответствии с декларацией «Эфиопия — прежде всего: происхождение и пути развития движения» правительство приняло «Решение об организации экономики государства», национализировав 72 местные и иностранные компании и приобретя в 29 — контрольный пакет акций. В нем подтверждался выбор страной «эфиопского социализма», подкрепленный уже практическими шагами, когда в руках революционной власти оказались важнейшие предприятия. Они наряду с перешедшими в собственность государства банками, 13 страховыми компаниями, недвижимостью бывшего монарха, членов его семьи и ряда видных сановников свергнутого режима составили экономическую основу новой власти.
Затем правительство опубликовало Декларацию экономической политики Социалистической Эфиопии [39], которая с большей полнотой раскрывала планы строительства национальной экономики. В ней еще раз обосновывалась необходимость государственного контроля над ключевыми отраслями народного хозяйства, а также всеми природными ресурсами страны. Учитывая специфику общественно-экономических структур [317] Эфиопии и в соответствии с прогрессивными тенденциями ее современного развития, Декларация четко определила сферы деятельности государственного, частного и смешанного капитала. Предоставляя государству ведущее положение в экономике, она ограничивала рамки приложения частного капитала. В этом документе определена стратегия хозяйственного развития страны на достижение экономической независимости. В нем вновь подчеркивалось, что «опора на собственные силы» — краеугольный камень «эфиопского социализма».
Согласно декларации, в стране первостепенное внимание уделялось развитию сельского хозяйства, причем, что особо подчеркивалось, на коллективных началах. Предусматривая расширение промышленного производства, ВВАС намеревался наряду с крупными заводами и фабриками создать небольшие предприятия.
Различные стороны Декларации от 20 декабря 1974 г. и Декларации экономической политики Социалистической Эфиопии разъяснялись и уточнялись в последующих заявлениях ВВАС, его членов и военного правительства. Однако по мере укрепления революционно-демократических сил в ВВАС, в стране в целом, претворения в жизнь прогрессивных реформ, расширения социальной базы революции и устранения ее явных и тайных врагов все реже использовался лозунг «Эфиопия — прежде всего» в значении философии «эфиопского социализма». Вместо нее все чаще руководство Эфиопии и другие радикальные слои ссылались па научный социализм как основу хозяйственного, социального и политического развития. С принятием 21 апреля 1976 г. «Программы национально-демократической революции в Эфиопии» [59], знаменовавшей собой новый шаг в идейно-политической эволюции и практической деятельности ВВАС и поддерживавших его сил, из политического лексикона вовсе исчезло упоминание об «эфиопском социализме».
Эта программа характеризовалась большей четкостью и ясностью целей и задач революции.
«Главная задача национально-демократической революции,— подчеркивалось в программе,— состоит в том, чтобы освободить Эфиопию от ига феодализма и империализма и создать основы для перехода к социализму». В построении новой Эфиопии участвуют все антифеодальные и антиимпериалистические силы. Рабочему классу отводилась роль авангарда трудящихся, политического и идейного руководителя социально-экономических преобразований, а вооруженным силам — защитника территориальной целостности государства. Основными врагами эфиопской революции объявлялись феодалы, империализм и бюрократический капитализм — продукт двойственного, полуфеодального и полукапиталистического характера эфиопского общества.
В программе большое внимание уделялось проблемам, связанным с борьбой за территориальное единство страны, признавалось [318] право наций на самоопределение, равенство в правах. Программа утверждала, что в интересах революции требуется сохранение территориальной целостности страны, но не исключала, а, наоборот, даже особо провозглашала предоставление региональной автономии всем народам, равных для них возможностей участия во всех сферах жизни государства, гарантировала им гражданские свободы.
Программа указывала на необходимость построения независимой национальной экономики, расширения и укрепления госсектора, создания пролетарской партии, развития просвещения, улучшения жизни народных масс, ликвидации неграмотности. Программа допускала образование нескольких демократических партий в рамках единого фронта прогрессивных сил, руководимого партией рабочего класса. Вероятнее всего, это в то время было уступкой тем политическим группировкам, какие вышли тогда на авансцену общественной жизни страны. Предполагалось также, что после создания широкого революционного фронта и «организации масс» будет созвана ассамблея из представителей партий и общественных организаций, избранных демократическим путем. «В соответствии с конституцией, — говорилось в программе, — которую одобрит ассамблея, будет провозглашена Народная Республика Эфиопия под руководством партии рабочего класса».
В международном плане программа предусматривала последовательность проведения Эфиопией политики неприсоединения и невмешательства во внутренние дела государств, уважения национальной независимости, территориальной целостности,, принципов уставов ООН и ОАЕ, а также активное сотрудничество с государствами Азии, Африки и Латинской Америки и со всеми освободительными движениями. Особое внимание при этом уделялось связям с соседними странами.
Таким образом, программа намечала стратегическое направление развития Эфиопии. За полтора—два года произошел заметный сдвиг в идейно-политической эволюции эфиопских революционеров. Отказавшись, как можно судить по Программе, от мелкобуржуазных, националистических взглядов, в том числе от эклектического понятия «эфиопский социализм», они стали ближе к идеям научного социализма. Признание классов и классовой борьбы явилось принципиально важным завоеванием революционной демократии Эфиопии; не отвергались, однако, и общеэфиопские, и общечеловеческие ценности.
В декрете, выпущенном 29 декабря 1976 г., специально указывалось, что руководство Эфиопии рассматривает «строительство общества, основанного на принципах научного социализма, как единственный путь решения сложных проблем, стоящих перед страной» [121, 1977, № 2, с. 127]. Этому признанию предшествовали жаркие идеологические дискуссии, получившие широкое освещение в эфиопской печати. Показательно, что никто из ее участников не подвергал сомнению социалистическое будущее [319] Эфиопии. Спорили о путях достижения этой цели. Те, кто поддерживал ВВАС, отстаивали в целом позицию военных о необходимости сотрудничества всех прогрессивных сил, возглавляемых армией, в создании новой Эфиопии и повышении роли государства в этом процессе. Оппозиция же, представленная в значительной степени ЭНРП, настаивала на «неограниченной демократии» и анархистских, по сути своей, методах решения насущных проблем страны. Далеко не все эфиопы понимали смысл развернувшейся полемики, многие пытались даже объяснить ее межэтническими противоречиями [356, с. 27]. Крестьянские массы и горожане в большинстве своем были в стороне от этих дискуссий.
В целом в стране (да и в руководстве) не было четкого понимания того, что научный социализм — творческая, постоянно развивающаяся теория, призванная в случае реализации ее положений предоставить высшие формы демократизма.
В соответствии с требованиями Программы НДР, в целях ее пропаганды, политической активизации народных масс, их объединения в общественные организации в стране учреждалось Временное бюро по организации народных масс (ВБОМ).
Его структура и задачи были определены в специальном постановлении ВВАС. В нем же сообщалось об открытии центра по подготовке идеологических кадров в стране — политической школы «Йекатит-66». «Оба эти института,— указывалось в официальной брошюре,— сыграли важную роль в революционном процессе... в Эфиопии» [62, с. 5]. Они оживили политическую и культурную жизнь страны, содействовали росту общественной активности и сознательности трудящихся. Их деятельность вышла далеко за пределы столицы, вследствие чего с марксистско-ленинской идеологией, положениями Программы НДР и перспективами развития Эфиопии могли знакомиться в разных районах страны.
Большую работу по организации учебного процесса, включающего преподавание марксизма-ленинизма, Программы НДР и других общественных дисциплин, проделали сотрудники школы «Йекатит-66». В ней уже к сентябрю 1977 г. прошли обучение более 3,3 тыс. человек [45, с. 11]. На местах они проводили в жизнь решения ВВАС, становились пропагандистами научного социализма. Всего же к началу 1987 г. ее закончили свыше 16 тыс. человек.
Но не все выпускники этой школы оказались стойкими революционерами. Некоторые из них лишь вредили делу революции [70, с. 35—36]. В число ее слушателей, особенно на первых порах, попадало немало сторонников оппозиционных группировок, часть из которых по тактическим соображениям сотрудничала с ВВАС. Из-за обструкционистской и явно подрывной деятельности таких псевдореволюционеров, а также из-за внутренней борьбы в ВБОМ за власть и влияние заметно сдерживалось распространение марксизма-ленинизма. Однако в [320] целом, как официально признано в Эфиопии, «кадры ВБОМ... и выпускники... политической школы внесли значительный вклад в революционную борьбу» [70, с. 35].
Со временем набор в школу стал более организованным, учитывающим деловые качества и преданность слушателей революции, их заинтересованность в судьбах Эфиопии, хотя и не исключены, конечно, определенные просчеты. Совершенствовался в ней также учебный процесс. Работники государственного аппарата, предприятий и военнослужащие изучают теперь теорию научного коммунизма, политэкономию, проблемы международного рабочего движения, историю Эфиопии и некоторые другие предметы.
Что касается ВБОМ, то в феврале 1979 г. власти закрыли эту организацию, а идеологическую работу в стране возглавила Комиссия по организации Партии трудящихся Эфиопии (КОПТЭ). С ее образованием начался новый этап в идейно-политической эволюции эфиопского общества.
Особое внимание уделяется идеологическому воспитанию военнослужащих, составляющих оплот эфиопской революции. В армейской среде введен институт политработников, которые занимаются распространением среди воинов марксистско-ленинских знаний. С созданием в 1979 г. КОПТЭ (см. ниже) функции политической подготовки военнослужащих были переданы действующему в ее рамках Главному политическому управлению в вооруженных силах [158, с. 12]. Значение политической работы в армии еще более возрастает в связи с введением в Эфиопии с 1983 г. всеобщей воинской повинности для лиц 18—30 лет. На военной службе и в территориальной народной милиции, организуемой на основе специального декрета от 11 мая 1983 г., эфиопские юноши в течение 2,5 года будут не только учиться воинскому делу, укрепляя тем самым обороноспособность страны и внося свой вклад в революционный процесс, но и повышать уровень своей общественной сознательности. Однако реализация этого закона наталкивается на ряд трудностей, в том числе на нежелание части молодежи нести воинскую службу.
Большую роль в изменении социальной психологии народных масс, еще отягощенной дореволюционными представлениями, играют профсоюзные и другие общественные организации, сформировавшиеся или реорганизованные в послесентябрьские годы. С их участием осуществлялись такие движения, как «звездный рабочий», «лучший рабочий», «Красная звезда», социалистическое соревнование и др. Подъему общественного сознания трудящихся способствуют дискуссионные форумы, проходящие на предприятиях и в учреждениях. На них ведутся дискуссии об идеологических, политических и экономических проблемах Эфиопии. Эти форумы действуют с апреля 1976 г.
В январе 1981 г. был издан декрет о массовом изучении марксизма-ленинизма в стране и его распространении в сети [321] дискуссионных форумов. В течение еженедельных двухчасовых занятий слушатели знакомятся с основами марксистско-ленинского учения. После проведенной реорганизации функционирует 13 тыс. дискуссионных форумов, причем эффективность их работы нуждается, как отмечалось руководством Эфиопии, в дальнейшем совершенствовании [41, с. 27].
Конечно, в плане изменения мировоззрения и миропонимания трудящихся сделаны лишь первые шаги: искоренить старые представления, предубеждения — довольно трудное дело, требующее значительно большего времени, чем одно лишь минувшее пятнадцатилетие. Да к тому же правительственные меры по политизации масс охватывают далеко не все даже работающее по найму население, не говоря уже о почти 300 тыс. безработных в городах. Пропагандистской работе в стране свойственно нередко начетничество, отрыв от реальной обстановки, деформированное, искаженное толкование научного социализма. Политическое просвещение населения осложнено его значительной еще неграмотностью или малограмотностью. Это придает поверхностный характер приобретаемым знаниям, вызывает известные колебания и даже неверное понимание марксистско-ленинских положений.
Важную роль в идейно-политическом воспитании народных масс играет эфиопская печать, радио, телевидение. Эти средства массовой информации стали важным фактором ускорения и упрочения революционного процесса в Эфиопии, хотя вследствие слабости материальной базы влияние их пространственно ограничено. Издаются новые журналы и газеты, увеличивается их тираж. Появилась периодика на языках оромо (газета «Бериса» тиражом в 2 тыс. экземпляров).
В стране широко распространяются труды классиков марксизма-ленинизма, а также книги по вопросам внутренней и: внешней политики СССР, по проблемам философии, политэкономии, строительства социализма. Существенна роль в выпуске и распространении политической литературы государственного издательства «Кураз», располагающего магазинами по всей стране. Немало книг поступает из Советского Союза: только за 1976—1980 гг. было поставлено в Эфиопию около 2 млн. экземпляров книг, в числе которых — ленинские работы, труды К. Маркса и Ф. Энгельса, монографии по политической экономии и философии [123, 02.04.1980].
В ходе политического просвещения масс заметный упор делается на воспитание у всего населения, неоднородного по этнической и религиозной принадлежности, чувства нерасторжимости его судеб, национально-политической общности, территориальной неделимости и единства Эфиопии. Заметна роль в этом образованного в 1983 г. Института национальностей Эфиопии, в составе которого немало кадровых политработников, дипломатов и ученых. Его научная и практическая деятельность по подготовке проекта конституции страны, изучению различных [322] аспектов жизни ее многочисленных народов и по разработке условий предоставления им региональной автономии содействует формированию новой политической культуры Эфиопии, повышению общественной активности масс. Создание этого института расценивалось в Эфиопии как одно из важных достижений революции [123,30.03.1984].
Всей этой многогранной работе по политическому просвещению народных масс предшествовала кампания «Развитие через сотрудничество» («Зэмэча»), начавшаяся с конца 1974 г. и проходившая в сельской местности в целях разъяснения крестьянам смысла происходящих в Эфиопии перемен, обучения их грамоте, агротехническим и санитарно-гигиеническим знаниям, политического пробуждения тружеников деревни, помощи (с марта 1975 г.) в реализации аграрной реформы, а также строительства различных хозяйственных, культурно-просветительских и бытовых объектов [40; 146, 25.11.1974; 138, 25.11.1974]. В ней участвовало около 60 тыс. студентов, старшеклассников, учителей, университетских преподавателей и военнослужащих. Они были размещены в 437 специальных лагерях во всех провинциях (кроме Эритреи), где каждодневно в нелегких условиях вели свою работу. Особое значение их деятельности придал закон о земле. Участники кампании — «зэмэчоч» стали рассматривать себя проводниками аграрной революции [355, с. 71].
При осуществлении задач «Зэмэчи» было немало трудностей, обусловленных отчасти нежеланием многих студентов и старшеклассников отправляться в деревню, их дезертирством, явным или тайным противодействием этому начинанию местных властей и слабой идейно-политической подготовкой самих «посланцев городов», а также известным предубеждением к новшествам и традиционной подозрительностью самих крестьян к людям из столицы. На ходе кампании негативно сказались поспешность, с которой она началась. На селе «зэмэчочам» противостояли помещики, ростовщики и другие деревенские эксплуататоры. От угроз и саботажа дело доходило до вооруженных нападений на лагеря «зэмэчоч», особенно после провозглашения аграрной реформы. Всего погибло или было ранено 116 юношей и девушек [138, 17.07.1975]. Вооруженное сопротивление землевладельцев мешало реализации планов «Зэмэчи». Но, несмотря на имевшиеся организационные недостатки и просчеты, подрывные действия феодалов, консерватизм деревни и антиправительственные акции небольшого числа учащихся и преподавателей, вклад «Зэмэчи» в дело эфиопской революции оказался значительным [49, с. 26].
По подведении итогов этой кампании, завершившейся в 1976 г., выяснилось, что ее участники помогли с созданием 20 тыс. крестьянских ассоциаций, объединивших более 5 млн. хозяйств, обучили 700 тыс. человек на курсах ликбеза, построили 155 школ, 206 медицинских пунктов, 87 проселочных дорог [323] и высадили 2 млн. саженцев [138, 17.07.1976]. В целом отряды «Зэмэча» сделали многое для политического просвещения и организации крестьян. В том, что крестьянские массы пошли за революцией, а не поддержали феодалов, на что те надеялись, есть и заслуга участников кампании «Развитие через сотрудничество». Под их влиянием начало формироваться новое мировоззрение в крестьянской среде, новые отношения в деревне. Да и сами «зэмэчоч», работая в деревне, с массами, борясь с противниками преобразований, косностью крестьянского сознания, видя тяготы жизни сельских тружеников, приобретали опыт политической борьбы, углубляли свои познания общественных, ценностей, а также убеждались в необходимости перемен.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.