С образованием РПЭ сложилось ядро новой политической системы, ускорилось строительство государственных основ народно-демократической республики, упрочилась связь революционной демократии с народными массами. Программа РПЭ заполнила новым содержанием деятельность правительственных учреждений и общественных организаций, возникших под руководством ВВАС в первое десятилетие эфиопской революции, хотя преодолеть полностью негативные аспекты функционирования госаппарата, доставшиеся от прошлого, да и отчасти порожденные уже в настоящее время, далеко еще не удалось. Тем более, что большинство чиновников прежнего режима, за исключением наиболее скомпрометировавших себя, остались на своих местах.
Прочные позиции в государственных структурах обновленной Эфиопии заняли более 20 тыс. крестьянских ассоциаций с 5,7 млн. членов и 1258 ассоциаций городских жителей (кэбэле), объединяющих свыше 3,4 млн. человек [36, с. 35, 37]. «Все эти ассоциации выполняют двойную функцию — как выборных [332] органов самоуправления, так и органов революционной власти на местах. Их задачи весьма разнообразны — экономические, социальные, культурные. Вместе с тем через подчиненные ассоциациям отряды самообороны осуществляются и функции обеспечения безопасности государства, борьбы с контрреволюцией, преступностью» [121, 1982, № 5, с. 69].
Крестьянские ассоциации и кэбэле в городах, рожденные революционным творчеством масс, стали также своеобразной формой связи революционной демократии с крестьянством и горожанами. Они начали образовываться после национализации сельскохозяйственных и городских земель в 1975 г. В апреле 1978 г. в целях углубления крестьянского движения, повышения его идейно-политического уровня, улучшения условий руководства им со стороны ВВАС и укрепления его союза с революционно-демократическими силами города была создана Всеэфиопская крестьянская ассоциация (ВКА). Ее деятельность, направленная на консолидацию усилий крестьян за преобразование эфиопской деревни, на создание социально-политической опоры революционной демократии в сельской местности и на упрочение единства с трудящимися города, во многом содействовала успеху эфиопской революции. В марте 1982 г. ВВАС издал указ о реорганизации ВКА для укрепления и революционизирования ее рядов.
Такое решение — не случайно. Дело в том, что на местах в крестьянские ассоциации избирались не только трудовое крестьянство, но и представители сельской буржуазии и даже бывшие помещики, торговцы, ростовщики. Реакционные лидеры ряда крестьянских ассоциаций, например, содействовали в ходе агрессии Могадишо проникновению сомалийских солдат расположение эфиопских частей, нанося тем самым значительный ущерб обороноспособности страны. Далеко не всегда крестьянские ассоциации верно ориентировали своих членов в идеологической области. Долгое время часть крестьян полагала, что дэрг — это внебрачный сын Хайле Селассие, захвативший престол, или что смещение императора — это результат его острого конфликта с сыном и т. д. Новые идеи еще не проникли в эфиопскую глубинку, да и радикальные реформы пока не охватили всю сельскую местность (например, в Эритрее). ВКА призвана активнее вести пропагандистскую работу среди крестьянства, содействовать пониманию и поддержке тружениками деревни революционных завоеваний.
Не все обстояло благополучно и в кэбэле, туда попало в начале немало экстремистов или вообще деклассированных элементов. Они своими левацкими действиями, вплоть до кровавых расправ с ни в чем не повинными людьми, наносили лишь вред революции [355, с. 145—147]. ВВАС приходилось не раз вмешиваться, чтобы устранять «леваков» и наводить порядок в кэбэле. В результате выборов в ассоциации городских жителей, состоявшихся летом 1981 и в 1983 г. в соответствии с решением [333] КОПТЭ, состав руководства кэбэле изменился: анархистов в них практически не стало. Выборы 1985 и 1987 гг. подтвердили, что кэбэле в городах стали пользоваться репутацией проводников политики революционной демократии.
Кэбэле участвуют в распространении знаний о социализме, ликвидации неграмотности, организации сети кооперативных магазинов, санитарно-гигиенической работе, строительстве дешевого жилья для трудящихся, осуществлении фискальной политики государства, а также следят за общественным порядком на подведомственной им территории. Особой активностью отличаются 284 кэбэле Аддис-Абебы, объединенные во Всеобщую ассоциацию городских жителей столицы. Несмотря на имевшиеся недостатки в деятельности кэбэле, даже западная буржуазная печать, специально раздувавшая сообщения об их просчетах, вынуждена признать, что «кэбэле — это начальная форма участия населения в управлении страной» [159, 10.10.1980].
В новой политической системе важное место занимают различные общественные организации. Ведущее положение среди них принадлежит Всеэфиопскому профсоюзу (ВЭП), образованному вместо распущенной СЕЛУ на учредительной конференции 65 делегатов отраслевых профсоюзов в конце декабря 1976 — начале января 1977 г. В заявлении ВЭП указывалось, что его «главная задача... содействовать воплощению в жизнь Программы НДР, быть в авангарде борьбы за повышение политической сознательности и дисциплины рабочих» [138, 18.01.1977]. При создании ВЭП, его отраслевых и местных подразделений рабочие и служащие опирались на Закон о труде, принятый 6 декабря 1975 г. и гарантировавший им право, объединяться в профсоюзы. Авторитет ВЭП быстро рос: к 30 сентября 1977 г. он включил 9 отраслевых профсоюзов с 1778; первичными организациями и 211,9 тыс. членов [25, с. 49]. В 1984 г. численность его рядов уже составляла 280 тыс. человек, а в 1986 г. — более 320 тыс. [123, 08.01.1984]. Большой популярностью пользуется газета «Голос Всеэфиопского профсоюза», ставшая печатным органом, который сплачивает профсоюзное движение на основе политической линии ВВАС и РПЭ. На деятельность ВЭП оказывает позитивное влияние его участие в работе ВФП, к которой он присоединился в 1978 г., разорвав предварительно отношения с МКСП. Выборные рабочие органы на предприятиях активно участвуют в производственных делах и общественной жизни. Это с их помощью проводятся массовые движения за ударный труд (например, «звездный рабочий»), демонстрации в поддержку революции, организовывается культурно-просветительская работа. В трудные дни 1977 г. рабочие формировали боевые отряды и отправлялись на борьбу с врагом.
Образование и деятельность ВЭП, отбросившего прежний конформизм СЕЛУ и участвующего в становлении новой Эфиопии, [334] вызвали сильное противодействие противников курса, избранного ВВАС. От их рук погибло немало профсоюзных активистов, оба первых председателя ВЭП Теодрос Бэккэле и Тэмэсгэн Мадебо, последовательно сменявших друг друга. В 1982 г. началась организационная перестройка ВЭП, в результате которой несколько уменьшилось число первичных профсоюзов: в 1985 г. их насчитывалось 1714 [36, с. 41].
В основе новой структуры ВЭП, утвержденной на его втором съезде,— производственно-территориальный принцип. Первичные организации профсоюзов созданы на районном, областном и провинциальном уровнях. Они входят в 9 профобъединений, а те, в свою очередь, в ВЭП, руководящим органом которого является центральный комитет. В отличие от прошлых лет ВЭП тесно сотрудничает с другими общественными организациями страны, возникшими или реорганизованными в послесентябрьское время и принявшими идеи национальной демократии. С тех пор он называется Эфиопский профсоюз.
Важное значение в политической системе отводится Ассоциации молодежи революционной Эфиопии (АМРЭ) в составе 21 366 местных организаций с более 3,8 млн. членов в возрасте 14—30 лет и Ассоциации женщин революционной Эфиопии (АЖРЭ), состоящей из свыше 20 тыс. первичных организаций и насчитывающей почти 5,2 млн. женщин [153, 1981, г. 2, №7, с. 31]. АМРЭ рассматривается в Аддис-Абебе как резерв РПЭ, ее социально-политическая база. В задачи АМРЭ входит укрепление единства и сплоченности молодежи вокруг РПЭ, мобилизация юношей и девушек на достижение целей строительства нового общества, политическое просвещение своих членов, укрепление обороноспособности, оказание помощи сельским труженикам в сборе урожая, а также участие в кампании по ликвидации неграмотности. Со времени создания по декрету ВВАС в 1980 г. АМРЭ широко развернула свою работу по стране.
В 1981—1982 гг. благодаря безвозмездному труду молодежи на массовых субботниках в Аддис-Абебе государство сэкономило более 300 тыс. бырров, направив эти средства на социальные нужды. В Уоллега в 1981 г. молодежь собрала свыше 70 тыс. ц зерна, более 3 тыс. ц кофе, проложила 210 км дорог и построила 143 моста, улучшив тем самым (соответственно) хлебный баланс страны, ее экспортные возможности и транспортные связи провинции. В стране действуют организованные молодежью свыше 3 тыс. кружков по изучению основ политграмоты, более 800 библиотек и 1133 читальни. На летние каникулы студенты и старшеклассники разъезжаются по деревням для проведения культурно-просветительной работы, приобщения крестьян к современной политической культуре и разъяснения текущих и перспективных задач революции. АМРЭ содействовала перестройке студенческих организаций за границей, где был создан в ее рамках Революционный союз студентов Эфиопии. Словом, молодежь страны включилась в общественно-полезную деятельность на основе линии ВВАС и РПЭ.
Но не вся молодежь объединена в рядах АМРЭ: лишь 1/3 юношей и девушек являются ее членами. Это существенно сужает возможности АМРЭ действовать как общенациональная сила. Дестабилизирующие акции подрывных элементов создают дополнительные трудности в работе АМРЭ. На умонастроения [335] юношей и девушек в этой организации и особенно вне ее продолжают негативно воздействовать их социальная неоднородность, мелкобуржуазные взгляды части студенчества, старшеклассников, живучесть социально-психологических представлений прошлого, ирреальные подходы к оценке многих событий в стране и за рубежом. Среди молодого поколения имеет место распространение буржуазной идеологии, анархистских воззрений, непоследовательность, потребительское отношение к обществу. Вот почему II съезда АМРЭ, состоявшийся в сентябре 1983 г., указал на необходимость активизации работы по повышению идейно-политического уровня эфиопской молодежи.
Влияние этих же обстоятельств можно наблюдать в деятельности АЖРЭ, образованной в том же году, что и АМРЭ. АЖРЭ имеет, разумеется, специфические функции, обусловленные задачами раскрепощения женщин. Вот почему в кружках политического самообразования, действующих при этой Ассоциации, актуальны такие темы, как «Женщины в борьбе за свое освобождение», «Женщины в борьбе против империализма», «Двойное угнетение женщин» [116, 1978, № 4, 8, с. 16].
АЖРЭ уделяет много внимания вопросам занятости женщин, развития сети школьных и дошкольных учреждений, внутрисемейных отношений. Женщины очень активны в кэбэле. Для них организованы 47 центров профессиональной подготовки, где уже прошли обучение более 16 тыс. человек. При отделениях АЖРЭ действуют также около 850 мастерских и курсов обучения тем или иным специальностям.
В АЖРЭ, как и в других общественных организациях, придают большое значение антивоенному движению. Перед АМРЭ и АЖРЭ поставлена задача всемерного развития связей с прогрессивными антиимпериалистическими силами и организациями, борющимися за мир. В Аддис-Абебе образован эфиопский комитет мира и солидарности. Надо особо подчеркнуть, что всю деятельность новой политической системы Эфиопии пронизывают вопросы сохранения мира на Земле,
С совершенствованием политической надстройки возрастает число служащих не только в государственном аппарате. В различных органах АМРЭ, АЖРЭ, ЭП, ВКА и кэбэле трудится свыше 1,3 млн. человек [41, с. 21]. Это — в целом крупный отряд ревностных сторонников революции, понимающих неотделимость собственных судеб от судеб революции.
В Эфиопии создано также несколько профессиональных, творческих организаций, активизировавших ее общественную жизнь. Это — Ассоциация учителей Эфиопии, Союз писателей Эфиопии, Союз журналистов Эфиопии, Ассоциация медицинских работников и т. д.
«Родимые» пятна прошлого отрицательно сказываются на функционировании многих государственных и общественных учреждений. В их деятельности немало еще фактов бюрократизма, коррупции, бесхозяйственности, да и не все безупречно в [336] государственном аппарате. Для борьбы с подобными негативными явлениями в Эфиопии с сентября 1981 г. создается общенациональная система народного контроля. В начале 1986 г. функционировало более 400 комитетов народного контроля на провинциальном и областном уровнях, сформированы центральные органы, продолжается их строительство на местах. Все они выступают не только как элемент складывающейся политической системы, но и как важное средство подъема активности масс. Однако их эффективность пока не велика.
Через все эти общественные организации, охватывающие большинство населения страны, РПЭ осуществляет связь с массами, в чем она видит одну из основных предпосылок утверждения своей роли как авангарда народа. Опираясь на них, партия после съезда приступила к созданию народно-демократической республики. Согласно решению III пленума ЦК РПЭ (сентябрь 1985 г.) ВВАС опубликовал 15 февраля 1986 г. декрет об образовании специальной Конституционной комиссии по подготовке основного закона будущей Народной Демократической Республики Эфиопии. Одновременно в стране ведется, как того потребовала Программа РПЭ, активная работа по составлению свода законов (гражданского, уголовного и иных кодексов), который соответствовал бы формируемым народно-демократическим основам эфиопского государства.
Конституционная комиссия, состоявшая из 354 представителей различных слоев общества (опытных партийных руководителей, военнослужащих, рабочих, крестьян, священнослужителей, писателей) и свыше 40 национальностей, в сжатые сроки подготовила проект основного закона страны [36, с. 7]. В ее работе не обошлось без острых споров и разногласий, но в конечном счете возобладала концепция народно-демократического устройства эфиопского государства, основанного на принципах широкого представительства народных масс в органах власти, унитаризма с предоставлением права на региональную автономию, демократического централизма, равенства всех национальностей, гарантии права на труд, гражданских свобод и закрепления за РПЭ ведущего положения в политической системе страны. ЦК РПЭ внимательно следил за деятельностью комиссии, за ходом разворачивавшейся в ней дискуссии. Большое значение в этом отношении имел IV пленум ЦК РПЭ в апреле 1986 г., на котором, в частности, специально отмечалось, что конституция занимает «на данном этапе главное место в усилиях по решению национального вопроса» [127, 11.04.1986].
Проект конституции был издан в миллионах экземпляров на 15 языках, причем к нему специально прилагался словник с разъяснением встречающихся терминов. Его опубликовали так же в газетах. Решением ВВАС предусматривалось, чтобы как можно большее число людей ознакомилось с содержанием будущей конституции и приняло участие в ее обсуждении. Оно проходило во всех государственных и партийных учреждениях, [337] массовых организациях, кэбэле, крестьянских ассоциациях, дискуссионных форумах, в печати, по радио и телевидению, в учебных заведениях, на предприятиях и в творческих союзах. По вопросу о проекте прошло 25 тыс. собраний трудящихся. Оказалось немало противников, действовавших часто исподтишка. С резкими нападками на проект выступили этношовинистиче-ские, этноэгоистические и этноизоляционистские круги. Особым нападкам он подвергся со стороны сепаратистских организаций и тех стран, где они нашли поддержку.
Основная же масса населения приветствовала проект конституции, в котором юридически закреплялись завоевания эфиопской революции, было внесено более полумиллиона замечаний и предложений по его совершенствованию. Их рассмотрели ЦК РПЭ и Конституционная комиссия в течение семи месяцев после 22 июня, когда официально завершилось обсуждение проекта по стране. В окончательный текст конституции, подготовленный для референдума, было внесено 138 изменений. Была изъята даже одна статья, касавшаяся запрещения многоженства. Это было сделано по требованию главным образом мужчин-мусульман, с которыми власти не могли, во избежание волнений, не посчитаться.
1 февраля 1987 г. в Эфиопии состоялся референдум. Его подготовкой занимались до 25 тыс. членов РПЭ и активистов различных общественных организаций. В нем участвовали немногим более 14 млн. человек, т. е. 65% граждан, имеющих право голоса. Почти все они (96%) проголосовали. Из них 81% высказался за предложенную конституцию, 18 — против и 1% бюллетеней был признан недействительным [123, 08.02.1987]. Одобренная, таким образом, конституция означала вступление в решающую стадию процесса провозглашения НДРЭ.
14 июня 1987 г. в Эфиопии в соответствии с конституцией состоялись выборы в Национальное шэнго (парламент). В них, как и в референдуме, приняли участие далеко не все, кто имел право голоса: зарегистрировалось 72,2% граждан, а проголосовало из них лишь 87,7% [65, с. 143]. Выборы не состоялись во многих районах Эритреи, Тыграя, где велись боевые действия с сепаратистами, и в некоторых труднодоступных местностях (однако рассматривая данные о числе голосовавших, надо иметь в виду, когда оценивается ситуация в Эфиопии, что более 1/3 граждан, имеющих право голоса, не приняли участия ни в референдуме по конституции, ни в выборах в шэнго).
9 сентября 1987 г. состоялась учредительная сессия шенго, которая, провозгласив создание НДРЭ, избрала руководящие органы республики: президента, вице-президента, Государственный совет, Верховный суд. На сессии было объявлено о предстоящей реформе административно-территориального деления страны, рассматривавшейся как важный шаг по решению национального вопроса. В Эфиопии предполагается выделить 24 (вместо нынешних 14) административных региона (провинций) [338] и 5 автономных провинций (Эритрея, Огаден, Тыграй, Асэб, Дыре-Дауа). Так было положено начало функционированию НДРЭ. Но этот процесс приветствовался далеко не всеми в стране.
Аграрные преобразования. Борьба с засухой
Одно из важнейших завоеваний революции состоит в реализации аграрной реформы, провозглашенной в марте 1975 г. и положившей начало коренным преобразованиям в эфиопской деревне. По закону о национализации сельскохозяйственных земель ликвидированы все прежде существовавшие формы землевладения и землепользования: вся земля объявлена коллективной (общественной) собственностью эфиопского народа; она изымалась у бывших владельцев без какой-либо компенсации; при ее перераспределении среди крестьян, безземельных и малоземельных, батраков и вообще среди всех желающих лично заниматься сельскохозяйственным трудом в бесплатное пользование одной семье предоставляется участок размером не более 10 га, причем его нельзя продавать, сдавать в аренду или передавать по наследству; на тех же самых условиях получают наделы и бывшие землевладельцы; отменены все «сельские» судебные дела, феодальные повинности, поборы и налоги; упразднен абсентеизм, особенно процветавший с 60-х годов; запрещено в целом использование наемного труда; крупные товарные хозяйства переходят в собственность государства, кооперативов или распределяются среди крестьян, причем их владельцам выплачивается компенсация за изымаемую движимость; предусмотрено создание крестьянских ассоциаций на разных уровнях с широкими полномочиями по конфискации и распределению помещичьих земель, разбору земельных тяжб, содействию в создании кооперативов и социально-инфраструктурному строительству. В декабре 1975 г. ВВАС принял новое постановление, уточнявшее и регламентировавшее функции крестьянских ассоциаций, низовой территориальной основой которых является объединение поселений с минимальным размером обрабатываемой земли в 800 га, прежде управлявшихся чыкка-шумами. В их ведении оказались также вопросы самообороны от врагов революции, сбора налогов и формирования собственного бюджета.
Учитывая наличие в стране общинного землевладения и кочевников, власти наряду с аннулированием феодальных и дофеодальных повинностей, прежних государственных налогов и каких-либо претензий на земельную собственность закрепили за крестьянами-общинниками обрабатывавшиеся на момент реформы наделы и пастбища. В таком дифференцированном подходе к аграрным преобразованиям в разных частях страны проявилось стремление ВВАС избежать вооруженных конфликтов [339] прежде всего в северных районах, где площади общинных земель значительны и где особенно остро воспринимались любые попытки изменить традиционные отношения.
Важное социально-экономическое и политическое значение имел июльский (1975 г.) декрет о национализации городских земель, принадлежавших преимущественно частным лицам. Так, в Аддис-Абебе 8,8 млн. кв. м было собственностью десяти членов императорской семьи и самого монарха, 5,3 млн. кв. м — десяти знатнейших феодалов, 6,4 млн. кв. м — 11 высших сановников, 19,9 млн. кв. м — 20 церквей и монастырей. Частная собственность препятствовала преобразованиям в городах и служила источником обогащения ее владельцев и причиной обнищания народных масс. В результате этого закона и аграрной реформы (март 1975 г.) в руках революционного государства оказалась вся земля, были упразднены экономические основы феодализма и дофеодальных отношений, а также частнокапиталистическая собственность на землю. Власти получили, таким образом, оперативный экономический простор для осуществления социальных, политических и хозяйственных преобразований.
Не все, конечно, в аграрной реформе 1975 г. было четко определено до конца. Так, отсутствовали точные размеры предоставляемых крестьянам земель при перераспределении. Тем самым последовательно не выдерживался принцип уравнительного наделения землей, в связи с чем в разных районах (а то и в одном и том же) крестьяне оказались пользователями неодинаковых по площади участков, что создавало условия для социального неравенства в деревне. Ситуация осложнялась еще и тем, что при распределении и перераспределении земли, начавшихся более или менее в широких масштабах только в 1976 г., не принимался в расчет географический фактор (почвенные, климатические, водохозяйственные условия, высотная поясность), который существенно влияет на доходы эфиопских крестьян. Да к тому же некоторые положения реформы были неясны, расплывчаты, что давало возможность разного их толкования при реализации этого постановления.
Г. Л. Гальперин утверждал, что аграрная реформа 1975 г. «проходила под очевидным влиянием опыта аграрной политики молодой Советской республики» [179, с. 25]. В самой Эфиопии признают, что «земельная реформа, проведенная в 1975 г. ... очень напоминает советское решение аграрной проблемы» [240, с. 67]. Слепое копирование не пошло на пользу в ряде случаев.
Аграрная реформа в Эфиопии по своему социально-экономическому характеру оказалась самой радикальной в Африке. Ей предшествовали жаркие дискуссии в ВВАС и правительственных учреждениях, ответственных за сельскохозяйственное развитие. Большинству предлагавшихся проектов была свойственна ограниченность, половинчатость. Революционные демократы настояли на том содержании реформы, которое нашло отражение [340] в мартовском (1975 г.) законе [355, с. 66—68; 346, с. 129—133; 271, с. 69—70]. На их позицию, несомненно, большое влияние оказали многочисленные факты стихийного захвата крестьянами юга помещичьих земель в ходе революционных событий февраля—сентября 1974 г., да и в последующие месяцы (подробнее см. [180; 319]).
Эфиопское крестьянство в ходе аграрной революции показало себя не пассивным, сторонним наблюдателем, а активным участником преобразований. Получив землю и освободившись от тягот феодальной эксплуатации, оно в целом встало на защиту революции, и тем самым ВВАС добился большой политической победы: в основном привлек крестьян на сторону революции, расширив, таким образом, ее социальную базу и укрепив позиции новой власти в стране. Это, однако, не означало, что при практическом осуществлении реформы не возникало трудностей, причем некоторые из них не преодолены и до сих пор. Да и недовольных в крестьянской среде оказалось не так уже мало
Изъятие и перераспределение земель сопровождалось вооруженным сопротивлением бывших землевладельцев. Столкновения произошли во многих районах страны. Анализируя вооруженный конфликт между сторонниками и противниками реформы в двух небольших населенных пунктах провинции Кэфа в середине апреля 1975 г., эфиопский ученый Фысаха Зоуде писал, что он является «отражением большого количества подобных инцидентов», причем «некоторые из них приняли более широкий масштаб» [241, с. 51].
Реализация положений реформы в ряде районов сдерживалась вследствие подрывных действий «освободительных фронтов» и других нелегальных организаций. По этой причине она долгое время вообще не проводилась в Эритрее: лишь со времени осуществления кампании «Красная звезда» были предприняты первые шаги по изменению ситуации в эритрейской деревне.
Нападению подвергались члены дэрга, когда они ездили по стране с разъяснением аграрной реформы. Так произошло, например, в Бычена, в Годжаме, в августе 1975 г. и на северо-западе от Дэссе в октябре 1976 г., когда толпы враждебно настроенных крестьян, подстрекаемые местными феодалами, пытались спровоцировать массовые волнения.
Определенное недовольство выразили даже отдельные воинские части, настаивавшие на исключении военнослужащих из числа лиц, чьи земли подлежали национализации. Среди землевладельцев насчитывалось около 35 тыс. военных, в том числе и находившиеся на пенсии. ВВАС не пошел на поводу этих требований армейских подразделений, ему удалось в конце концов сломить их противодействие.
Аграрная реформа нашла прежде всего живой отклик на юге. Там она уже осуществлена. На севере, где преобладало [341] общинное землевладение и где к реформе отнеслись с подозрением и недоверием, возможности перераспределения земли были крайне ограничены. Вмешательство государства в дела общины было встречено с явным или тайным неодобрением. Даже общинники-бедняки колебались при определении своей позиции по вопросу о реформе: с одной стороны, над ними довлели традиционные отношения, а с другой — они прекрасно сознавали реальности жизни: социальное неравенство в общине, засилье богатых ее членов, нарушение ими принципов распределения общинных земель и т. д. Да и земли для перераспределения надо было, как правило, изымать у зажиточных крестьян-общинников, что сделать в силу целого ряда социально-психологических и экономических факторов не представлялось возможным. В результате в районах традиционной общины перераспределение земель фактически не проводилось. В политическом отношении, однако, закон об аграрной реформе привлек на сторону революции основную массу общинников [180, с. 88; 227, с. 70].
На севере медленнее, чем на юге, создавались крестьянские ассоциации. Основываясь на оценочных данных министерства земельной реформы, можно сделать вывод о том, что наибольшее число членов в них было зарегистрировано к концу лета 1975 г. в Сидамо, Арси и Илубаборе, а наименьшее в Годжаме. В следующем году количество крестьянских ассоциаций и их членов заметно увеличилось, но по-прежнему наблюдалось отставание северных провинций по охвату сельского населения декретированными формами организации. Так, в Эритрее было всего лишь 12 крестьянских ассоциаций с 5 тыс. человек [138, 02.03.1977; 271, с. 201, 210]. Важно иметь в виду, что общественная активность крестьянских ассоциаций на севере была меньшей, чем на юге [355, с. 196].
Сложности на севере возникли и в связи с тем, что зажиточные землевладельцы и землепользователи стали сгонять со своих земель арендаторов, преимущественно мусульман, ссылаясь при этом на запрет использовать наемный труд. Властям пришлось создавать специальные лагеря для таких «беженцев» и заниматься их переселением на юг [355, с. 71—72].
Нелегко пришлось революционной власти, особенно первое время, со сбором налогов. Упразднение прежней системы налогообложения приветствовалось в деревне; встретило поддержку введение с января 1976 г. новых, весьма низких ставок налогов: 3 эф. долл. (бырра) с члена кооператива и 4 эф. долл. (бырра) с крестьянина-единоличника за пользование землей в 3 эф. долл.. с годового дохода в 600 эф. долл. (бырров) и менее. Разумеется, произошло сокращение поступлений в государственную казну, в том числе и из-за фискальных неурядиц в ряде районов, причем кое-где пришлось временно вернуться к существовавшему налогообложению, вводить дополнительные налоги.
Нельзя не упомянуть также о том, что сложившийся веками [342] уклад жизни крестьян как на севере, так и на юге довлел над ними и создавал определенные препятствия на пути становления новых отношений. По-видимому, прежними социально-психологическими представлениями типа «хозяин—слуга» можно объяснить то, что «в некоторых районах часть крестьян, избранных в руководящие органы ассоциаций, перестала работать на полях. Нередко они получали больше земли и лучшего качества, чем другие члены ассоциации, использовали труд односельчан» [206, с. 142]. Более того, в руководящие органы крестьянских ассоциаций попало немало, особенно в первые годы их существования, зажиточных крестьян, торговцев, ростовщиков, кулаков и даже бывших помещиков. Пользуясь неграмотностью, классовой незрелостью крестьян, сельские эксплуататоры обманывали их при выборах в ассоциациях. Да и власть традиционного чыкка-шума была еще сильна.
На положение дел в крестьянских ассоциациях негативно воздействовало и то, что многочисленные семьи землевладельцев после провозглашения аграрной реформы начали мгновенно распадаться, а при выделении их взрослые дети и даже внуки, изъявившие якобы желание самостоятельно вести хозяйство, получали собственные наделы, не превышавшие 10 га. Таким образом, в руках «бывших» оказались, хотя и в закамуфлированном виде, крупные участки, позволявшие им поддерживать свой авторитет и влиять на ход событий. Это контрастировало с малоземельем большинства пореформенного крестьянства: в начале 80-х годов 2/3 крестьянских семей имели каждая пашню, не превышающую 1 га.
Ликвидировав, по словам эфиопского ученого Дэссаленя Рахмато, безземелье среди крестьян и нивелировав в известной мере их доходы, реформа тем не менее не освободила сельских тружеников от условий, на которых они традиционно использовали орудия труда (см. [224, с. 140]). Сложным оказался вопрос о тягловом скоте, сохраненном в основном в руках бывших помещиков и зажиточных крестьян, хотя мартовским (1975 г.) декретом и предусматривалось право крестьян-арендаторов «за разумную» компенсацию оставить за собой сельскохозяйственный инвентарь и пару рабочих быков, принадлежавших землевладельцу. Это ухудшало положение крестьян, в массе своей не располагавшего необходимыми средствами труда для самостоятельного хозяйствования, и служило, таким образом, причиной многочисленных конфликтов между деревенской беднотой и богатыми [395, с. 40—41], а также способствовало росту сельской буржуазии.
Аграрная реформа 1975 г., приведшая к преобладанию в Эфиопии мелкокрестьянского хозяйства, не устранила, да и не могла устранить полностью социальные противоречия в деревне. Получив землю и освободившись от пут феодальной зависимости, крестьянство оказалось в тисках рыночных отношений, доминирующих в стране. Неравномерное изменение цен, рост [343] транспортных расходов, продолжающееся существование различных посредников в движении продукции из села в город — все это также усугубляло социальное неравенство в деревне, усиливало социальную напряженность на селе. Вследствие увеличения кулацкой прослойки противоречия даже возросли в ряде районов. Это вызвало определенное беспокойство в ВВАС, по инициативе которого с середины 1978 г. в стране развернулась антикулацкая кампания, что, однако, привело в ряде случаев к дезорганизации хозяйств. Не могло не вызвать недовольства также введение властями запрещения на перевозку зерна из провинции в провинцию для продажи, ограничения на частную торговлю зерном и установление низких закупочных цен. В декабре 1987 г. правительству пришлось отказаться от этих мер в надежде на увеличение производства продовольствия [116, 1988, № 26, с. 5]. Но этого не случилось.
В обнародованном в июне 1979 г. специальном постановлении о кооперировании крестьянских хозяйств речь шла о производственном кооперировании как способе борьбы с частнособственническими тенденциями нарождавшейся сельской буржуазии на путях подъема сельскохозяйственного производства [27]. По существу, начался второй этап аграрной революции, предусматривавший создание не только кооперативного сектора, но и государственного. С конца 70-х — начала 80-х годов ВВАС перешел к обобществлению сельскохозяйственного производства в форме госхозов и кооперативов.
Была разработана поэтапная структура производственных кооперативов: их низшей формой является «мэльба», более высокой — «уольба», а наивысшей — «уоланд». Различия между ними состоят в неодинаковой степени обобществления средств производства.
Однако идеи производственного кооперирования еще не получили должного отклика даже у деревенской бедноты, уже не говоря о середняках и тем более о сельских богатеях. Психология единоличника дает о себе знать, да и состояние самих производственных кооперативов пока не убеждает его в лучшей доле.
В 1987 г. производственные кооперативы охватывали лишь 3% сельскохозяйственных угодий. Все они сталкиваются со значительными трудностями, связанными со слабой технической оснащенностью (только около 50 таких кооперативов имеют тракторы), низким уровнем развития ирригации (лишь немногим более 100 кооперативов использовали искусственное орошение), отсутствием квалифицированных специалистов, нехваткой в ряде случаев трудовых ресурсов, в других — пригодной для обработки земли, тяглового скота, финансовых средств [153, 1983, т. 3, № 12, с. 27—31]. Эти же причины в целом сдерживают процесс формирования новых производственных кооперативов.
Создаются в Эфиопии также потребительские, снабженческо-сбытовые кооперативы. В 1985 г. их насчитывалось свыше 4 тыс.; располагая капиталом в 91,1 млн. бырров, они обслуживали [344] 4,6 млн. человек. Эта форма кооперирования в Эфиопии лока более привлекательна среди крестьянства.
Стремясь поощрить крестьян к созданию производственных кооперативов, государство оказывает в первую очередь финансовую и агротехническую помощь кооператорам, а также госхозам, но тем самым не может не вызывать недовольства у некооперированного крестьянства, оставленного, таким образом, на произвол судьбы.
В деревнях создаются многочисленные курсы по ликвидации неграмотности, открываются (уже свыше 400) районные центры по агротехническому, медицинскому и политическому обучению крестьян, строятся больницы, школы, в Эритрее в рамках кампании «Красная звезда» организована «школа сельских наук» и т. д. В стране разработан проект «кооперативной деревни», учитывающий, в частности, принципы районной планировки, строительство социально-бытовых учреждений. Уже построено несколько таких деревень (например, Эрго Дубале в Шоа).
Заметное место в аграрной политике занимает организация крупных госферм, которым отводится важная роль в подъеме сельскохозяйственного производства, в повышении его товарности, едва достигающей в настоящее время 10%. В результате экспроприации в 1974 г. земельной собственности императорского дома и знати и аграрной реформы 1975 г. государству перешли товарные хозяйства общей площадью в 131 тыс. га. Однако многие из них были поделены между крестьянами и батраками, вследствие чего за госфермами осталось лишь 63 тыс. га. Затем наметился рост госферм: в 1978 г. пашня, находившаяся в их ведении, занимала 72,7 тыс. га (1,4% всей обрабатываемой в стране земли); они давали 3% сельскохозяйственной продукции страны. В дальнейшем продолжалось увеличение государственного сектора в сельском хозяйстве, располагавшего в 1983 г. уже 300 тыс. га обрабатываемой земли (около 5% всей пашни страны). Но эффективность его остается невысокой.
В целях повышения отдачи от госферм и кооперативов власти создают агропромышленные комплексы в Уоллега, в долине р. Аваш и ряде других районов, прибегают к освоению целинных земель, организуют плантации новых для Эфиопии технических культур, разрабатывают специальные программы развития различных отраслей сельского хозяйства. Не раз менялась структура управления госсектором в сельском хозяйстве; в конечном счете остановились на организации министерства госферм и министерства по производству чая и кофе, которым подчинялись 10 корпораций развития. Правительство организовало 18 семеноводческих хозяйств, а также несколько многоцелевых центров профессиональной подготовки крестьян (например, «Агарфа» в Бале).
Задача состоит сейчас в том, чтобы госфермы коренным образом изменили характер своей работы. Многие из них превратились [345] не в производителей, а в потребителей государственных средств и ресурсов. Пока госфермы и производственные кооперативы производят не более 10% сельскохозяйственной продукции Эфиопии. Около 90% агропроизводства остается в руках мелкого, малоэффективного единоличного хозяйства. «Хотя известные сдвиги произошли в развитии госсектора и кооперирования в деревне,— пишут Г. Л. Гальперин и В. И. Шараев,— при этом не обошлось без некоторых ошибок, неверных оценок и забеганий вперед» [182, с. 26].
К числу возникших трудностей можно отнести сопротивление (порой даже вооруженное) крестьян установлению твердых (притом низких) закупочных цен сельхозпродукции, сокращение товарности аграрного производства, ослабление товарообмена между городом и деревней, отсутствие управленческого опыта в послереформенных условиях, дефицит капитальных средств, и т. д. С учетом общего низкого уровня развития сельского хозяйства, доставшегося в наследие от прошлого, огромных материальных потерь в ходе борьбы с сепаратистами и сомалийской агрессией (интервенция Сомали нанесла ущерб в 2,2 млрд. бырров), а также значительных правительственных затрат по размещению и содержанию 420 тыс. беженцев из Сомали и Судана [116, 1985, № 1, с. 46] становится, таким образом, вполне понятным обострение продовольственной проблемы. Ее причина — и в опережающих темпах демографического роста.
Она еще более осложнилась в связи с практически непрекращающимися засухами вот уже в течение последних 15 лет. Не успела страна оправиться от засухи 1973—1974 гг., как ее постигло новое несчастье: засухи в 1978—1980 гг., 1982—1985гг. и в 1987—1988 гг. Особый ущерб был нанесен двумя последними природными бедствиями, когда их жертвами стали (соответственно) 7,5 млн. человек и 5,2 млн. в северных, центральных и восточных районах. Исключительно тяжелое положение сложилось на севере страны, где значительны аграрное перенаселение, деградация и эрозия почв, а также очень активны сепаратисты. От голода и болезней умирали десятки, сотни тысяч людей. Сотни тысяч голов скота погибло от жажды и отсутствия корма.
Власти в отличие от прежних, императорских, времен предприняли решительные шаги по ликвидации последствий социальной катастрофы. В октябре 1984 г. была принята подробная «Программа действий», предусматривавшая как ближайшие, самые неотложные задачи, так и перспективные, долгосрочные. Первые — касались организации специальных лагерей для тех, кто покинул свои деревни, предоставления голодающим медицинской и продовольственной помощи, приобретения и распределения продуктов питания, переселения 1,2 млн. человек в плодородные районы и обеспечения их на новом месте всем необходимым для жизни, мобилизации всех ресурсов и т. д. Вторые — включали проведение широкомасштабных мелиоративных [346] и агротехнических работ в засушливых районах, чтобы избежать подобных катастроф в будущем. На борьбу с засухой были направлены члены партии, активисты общественных организаций, учащаяся молодежь (на каникулах), военнослужащие, работники государственных и внеправительственных учреждений. Заметно возросла деятельность Комиссии по оказанию помощи и восстановлению, созданной еще в 1974 г. Кроме того, власти обращались за срочной помощью к иностранным государствам и международным организациям. Их призыв нашел положительный отклик, в том числе в СССР, других социалистических странах, США, ФРГ (но часто поступавшее продовольствие не доходило до голодающих: сепаратисты нападали на машины, доставлявшие грузы, и уничтожали их).
Вводился строгий режим экономии, объявлялся массовый сбор средств в фонд борьбы с засухой (в том числе каждый работающий обязывался внести взнос в размере месячной зарплаты), резко сокращался импорт товаров, кроме продовольствия и медикаментов, запрещалось частное строительство на банковские ссуды. Внедрялись новые методы земледелия, ввели более совершенную систему кредитования в сельском хозяйстве и т. д.
Все эти меры давали известный эффект, но не устраняли полностью трудностей с продовольствием и в целом с земледелием в засушливых районах.
В результате реализации переселенческой политики в новых, плодородных районах юга и юго-запада обосновались уже свыше 1 млн. семей. Для них построены специальные поселки, выделены 500 тракторов, другая сельхозтехника, семена, открыты здравлункты, новые школы. Конечно, жизнь переселенцев налаживается не без трудностей, порожденных порой этно-конфессиональными или социально-психологическими причинами, да и помощь государства приходит далеко не сразу, как только они оказываются на новом месте. Имелись отдельные неудачи в ее реализации [153, 1983, т. 3, № 2, с. 115—116], ибо сама организация переселения, выбор места для расселения не всегда были продуманы; не хватало также финансовых средств. Еще в 1978 г. Г. Л. Гальперин писал, что в Эфиопии «организованное переселение значительных масс населения вряд ли реально и целесообразно» [178, с. 123].
Наряду с переселением крестьян из районов, подвергающихся постоянным и длительным засухам, правительство приступило в 1986 г. к осуществлению программы сселения крестьян из малонаселенных, преимущественно хуторского типа, поселений в укрупненные деревни, где предполагалось создать широкую систему социальной обеспеченности (школы, водоснабжение, медицинское обслуживание). Первый опыт организации таких поселений, получивший пока наибольшее распространение в Харэрге, обнадеживает. Однако стало ясно, что подобная политика встречает сопротивление (тайное или явное) со стороны части крестьянских семей, подлежащих переезду на новое местожительство. [347] На их негативном подходе к сселению сказывается не только традиционное мышление крестьян, формировавшееся под влиянием социальных, психологических, исторических, экономических, этноконфессиональных и политических факторов феодально-монархической Эфиопии, но и отдельные ошибки, допускаемые местными организаторами переселения, в том числе и военнослужащими, участвующими в этой кампании. Отрицательно воздействует также на умонастроения крестьян-хуторян враждебная пропаганда, с которой выступают сепаратисты. Да и нет убежденности в стране у многих в целесообразности такого сселения.
Нелишне отметить, что империалистические державы стремятся подорвать решимость НДРЭ осуществить программы переселения и сселения, предпринимая в этой связи как дипломатические демарши, так и угрозы отказа в предоставлении помощи, в том числе продовольственной. В буржуазной печати развернулась широкая кампания, направленная против прогрессивного режима, который обвиняется, в частности, в нарушении прав человека, в насильственном якобы переселении и т. д. [150,. 18.05.1986; 157, 09.10; 10.10; 11.10.1985]. Под нажимом некоторых стран Запада, части их общественности (например, в. США, Франции, Швеции) правительству приходилось даже поступаться своими планами.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 204.