Оценивая в целом происшедшие в стране социально-экономические перемены, американская газета «Вашингтон пост» писала 28 декабря 1982 г.: «Даже противники (революционного) правительства признают, что оно достигло значительного прогресса в различных социальных областях, тогда как при императоре развитие шло черепашьим шагом». Английская «Таймс», в свою очередь, также отметила лучшие условия жизни эфиопов, в том числе в деревне, «при марксистских руководителях, чем при друзьях и родственниках Хайле Селассие» [159, 10.10.1980]. Однако надо признать, что возможности социалистической ориентации используются в народном хозяйстве и социальной области недостаточно. Так, хотя государственный сектор контролирует свыше 90% средств производства в промышленности, она растет медленно: в среднем в год в 1974— 1987 гг. на 3—4%. И это притом, что в 1984 г. были введены в строй такие объекты, как тракторосборочный завод в Назрете, цементный завод в Мугере, текстильная фабрика в Комбольче и др. Сказались, видимо, низкая производительность труда на государственных предприятиях, их финансовые трудности да и излишнее увлечение огосударствлением многих хозяйственных объектов, функционирование которых было бы более [348] эффективным, оставаясь в частных руках, но под контролем государства. Государство испытывает определенные трудности в сфере торговли, где осуществляет 80% внутренней оптовой торговли и около 75% внешнеторговых операций. Ему принадлежит 80—100% производственных социально-инфракструктурных объектов. О характере взаимоотношений между секторами в экономике Эфиопии можно судить по тому факту, что в ВВП удельный вес государственного и кооперативного секторов не превышает 1/5, столько же приходится на мелкотоварный и частнокапиталистический уклады, а оставшиеся 3/5 дает патриархальный уклад.
Значительны успехи Эфиопии в области образования и здравоохранения. В результате осуществления целей общенациональной кампании по ликвидации неграмотности в стране резко поднялся уровень грамотности, составив в 1988 г. почти 70%.. В настоящее время более 3,5 млн. детей (в 1974 г.— 1 млн. детей) посещают школы, в которых преподают свыше 55 тыс. учителей. Созданы курсы ликбеза, где обучение ведется на 15 местных языках: на них еще к 1984 г. были изданы учебники общим тиражом свыше 26 млн. экземпляров (ср.: в 1955—1964 гг. было выпущено около 800 тыс. экземпляров учебников, причем главным образом на амхарском языке) [49, с. 7; 123, 03.10.1983; 110, пагуме 2, 3, 1976]. В стране выдвинут лозунг «Пусть каждый образованный учит, пусть каждый необразованный учится».
В 1989 г. в вузах страны училось свыше 20 тыс. человек. На базе сельскохозяйственного колледжа создан третий университет. За рубежом в течение первых десяти лет революции получили высшее образование 5485 эфиопов, в том числе в СССР — более 3300 человек. Упор в подготовке специалистов делается на изучение сельского хозяйства, технических наук и медицины. В стране открыто 7 новых технических школ, их теперь всего 19 с 5,1 тыс. учащихся.
Почти 50% 46-миллионного населения Эфиопии пользуются ныне медицинской помощью (в 1974 г.— 15%). В 1984 г. в стране действовали 1850 (в 1974 г.— 650) различных больниц и клиник с более чем 16 тыс. человек персонала (в 1974 г.— 6,5 тыс.). Организованы специализированные центры противоэпидемической вакцинации людей.
Растет сеть государственных аптек, где трудящиеся по доступным ценам приобретают лекарства. В соответствии с конкретными задачами, стоящими перед национальной службой здоровья, переработаны программы медицинских учебных заведений. Каждый год они выпускают около полутора тысяч врачей и медсестер. В каждой провинции организованы курсы обучения основам санитарии и гигиены.
В создаваемой системе дошкольного воспитания действует около 800 детских садов (в 1974 г.— менее 50).
Еще в июле 1975 г. ВВАС в интересах трудящихся национализировал [349] доходные дома и снизил до 50% арендную плату за жилье. В результате национализации городских земель власти смогли приступить к жилищному строительству для трудящихся, а также предоставлять им бесплатно земельные участки для индивидуальной застройки. В 1986 г. в городах страны силами отдельных горожан, городскими ассоциациями или различными кооперативами было построено 15 тыс. домов, более 4 тыс. зданий на средства (89,5 млн. бырров) государства и 1,2 тыс.— в счет иностранного займа в 2,6 млн. бырров. Разработан план реконструкции столицы, подготовлены также планы перестройки еще 122 городов страны.
В феврале 1986 г. ВВАС принял новый закон о жилищном строительстве, которым предусматривалось упорядочение практики сооружения жилья в городах, удешевление строительных работ, возведение жилых домов в соответствии с районной планировкой и генеральными схемами застройки [138, 06.11.1986; 123, 09.11.1986].
Значительной мерой в социальной области явился Закон о труде, в котором впервые в истории Эфиопии в законодательном порядке провозглашались право на труд, 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя, устанавливался минимум заработной платы (в 50 бырров), оплачиваемый ежегодный отпуск (14—35 дней, в зависимости от выслуги лет), оплачиваемый 45-дневный отпуск женщинам ото беременности, гарантировалась правовая защита при возникновении трудовых конфликтов, а также объявлялось равенство прав мужчин и женщин при найме на работу. Трудящимся по достижении 55 лет выплачивается пенсия в размере 50% получаемой заработной платы.
Важным аспектом социальной политики являются отмена в марте 1975 г. всех феодальных титулов, званий и привилегий, упразднение прежней символики и многих праздников, а также учреждение различных революционных эмблем и объявление новых памятных дат.
Особое место в деятельности ВВАС заняли вопросы взаимоотношения с церковью. После непродолжительного периода критики в печати в адрес церкви военные перешли к поискам путей использования ее в целях осуществления своей политики, а также в борьбе против внешней и внутренней реакции. Вступив в контакты с эфиопской церковью и исламским духовенством, власти рассчитывают на поддержку религиозных организаций не только в решении ряда внутренних вопросов, но и проблем международных взаимоотношений, в частности, со многими арабскими государствами. В стране объявлено о свободе совести, равноправии всех граждан, независимо от вероисповедания, ликвидации конфессиональной дискриминации. Эфиопская церковь потеряла свое привилегированное положение, произошло ее фактическое отделение от государства, хотя правительство ежегодно выплачивает на содержание церкви 28 млн. бырров. Земельная реформа подорвала экономические позиции [350] эфиопской церкви, тем не менее она остается богатым институтом, владеющим обширными землями.
Ослаблено также ее политическое влияние, а ислам признан как крупное религиозное течение, как важная общественная сила. Власти поощряют межконфессиональные контакты, подключая к ним не только эфиопскую церковь и мусульман, но и другие местные религиозные организации страны (эфиопо-католическую, лютеранскую). Ярким примером такого сотрудничества является участие представителей всех вероисповеданий Эфиопии в семинаре на тему «Роль эфиопской церкви в Общенациональной революционной кампании развития и централизованного планирования», проходившем в январе 1980 г. в Аддис-Абебе. А двумя годами раньше в столице проходило совещание христианского и мусульманского духовенства и мирян, которое осудило вмешательство извне во внутренние дела Эфиопии, выразило поддержку идеям революции, политике ВВАС (см. [123, 03.04.1978]). В стране официально отмечаются пять христианских и три мусульманских праздника.
Высокий статус эфиопской церкви и ислама и их поддержка революции подчеркиваются присутствием абуны и имама на всех массовых торжествах в столице. В руководстве эфиопской церкви произошли изменения: в частности, абуна Теофилос, уличенный в самых тесных связях с монархическим режимом, в противодействии революционному процессу и в чрезмерном обогащении, был низложен; его место занял известный благочестием и другими добродетелями монах Тэкле Хайманот. Были отстранены и другие одиозные фигуры среди духовенства и церковнослужителей. Произошла организационная перестройка эфиопской церкви: отныне ее делами управляют синод, занимающийся под председательством абуны сугубо религиозными вопросами, и патриархия, административный глава которой назначается государством из числа гражданских лиц. В 1988 г. новым патриархом был избран Меркориос.
Влияние церкви и ислама еще значительно, и не всегда оно позитивно с точки зрения задач эфиопской революции. Процесс секуляризации общественной и культурной жизни еще не стал столь интенсивным, как того можно было ожидать, учитывая антирелигиозные настроения в дореволюционное время. Даже, наоборот, в настоящее время появились некоторые признаки усиления тяги некоторых городских слоев к религии. Нельзя забывать, что эфиопская церковь сохранила еще свои прочные идейные позиции, хотя официально она — на стороне революции. Располагая мощной издательской базой (5 ежедневных, двухнедельных и ежемесячных газет и журналов, каждый тиражом в 10—15 тыс. экземпляров) и разветвленной сетью церквей и монастырей, эфиопская церковь продолжает властвовать над умами миллионов людей. И не только она.
В новых общественных условиях возросла социально-политическая роль ислама. Не обошлось здесь без влияния мусульманских [351] сил извне, в том числе и как следствие расширения дружественных связей Эфиопии с рядом ближне- и средневосточных государств.
Духовной жизнью мусульман руководит Высший исламский совет во главе с имамом «Большой мечети» в Аддис-Абебе хаджи Мохаммедом Сони Хабибом. В новых условиях, сложившихся после низложения Хайле Селассие, ему удалось в известной мере централизовать развитие религиозной деятельности среди мусульман Эфиопии. Однако далеко не все они, и особенно часть духовенства, признают распоряжения совета. В своих внутренних, сугубо конфессиональных делах он не ограничен, чего нельзя сказать о его внешних сношениях. Совет не имеет официальных связей с арабскими странами: возможно, потому, что некоторые из них, используя различные каналы (официальные и даже нелегальные), ведут активную работу по усилению собственного влияния среди мусульманского населения Эфиопии. Вместе с тем нельзя говорить об отсутствии вообще каких-либо контактов Высшего исламского совета Эфиопии с зарубежными мусульманскими организациями. Но еще многие мусульманские страны относятся к Эфиопии как к стране, где ущемляются права местных приверженцев ислама.
Власти рассчитывают на финансовую помощь для реализации различных проектов развития со стороны местных религиозных общин, а также зарубежных церквей. В ряде случаев эти надежды сбываются. Так, Всемирный совет лютеранских церквей выделил средства на строительство моста через р. Гыбе и дороги между городами Монно и Кэтта. Эфиопская церковь предоставила 3,1 млн. бырров на сооружение нескольких социально-бытовых и хозяйственных объектов и т. д. Местные и зарубежные церковные организации оказали определенную помощь в борьбе с засухой в середине 80-х годов.
В этой конфессионально-политической ситуации властям, конечно, приходится маневрировать, искать новые подходы к решению религиозного вопроса. Но правы те, кто утверждает, что, несмотря на огромные трудности, очевидны успехи революции в деле ликвидации теократии и клерикального насилия [216, с. 59].
Важным средством социально-политической стабильности внутреннего положения и ограничения экономических возможностей контрреволюции явилась денежная реформа осенью 1976 г., предусматривавшая обмен старых денег с обложением специальным налогом банкнот достоинством в 50 и более эфиопских долларов и введение повой денежной единицы — бырра, эквивалентной прежнему доллару. Это наряду с национализацией с 1 января 1975 г. частных банков и созданием год спустя государственного банка «Аддис бэнк» с капиталом в 20 млн. эф. долл. позволило государству усилить свой контроль над финансами. Однако устранить или хотя бы сдержать инфляцию ему не удалось. Увеличился внутренний долг, превысивший [352] 1,3 млрд. бырров. Несмотря на попытки контролировать цены на продовольствие, предметы первой необходимости и топливо, они продолжают расти: например, индекс цен на продовольствие в Аддис-Абебе в 1986 г. составил 459,4% в сравнении с исходными 100% в 1970 г. [36, с. 104].
Крупным событием в жизни Эфиопии явилась Общенациональная революционная кампания развития и централизованного планирования, официально начавшаяся 3 февраля 1979 г. и руководившаяся специально созданным Высшим советом. Постепенно ее органы формировались и на местах. Кампания осуществлялась на основе составлявшихся ежегодно планов социального и экономического развития. Приобретенный опыт планирования широко использовался при разработке десятилетнего плана, принятого на I съезде РПЭ. Одновременно складывалась государственная система планирования.
В мае 1985 г. Высший совет по проведению Общенациональной революционной кампании развития и централизованного планирования был переименован в Национальный комитет по централизованному планированию.
Плановая деятельность в стране нуждается в дальнейшем совершенствовании, тем более что государственный сектор, составляющий фундамент планового ведения хозяйства, функционирует еще недостаточно эффективно. Да и частный сектор, особенно в сельском хозяйстве, слабо поддается государственному контролю.
Правительство прилагает немало усилий по достижению плановых наметок. Не всегда это удается из-за затяжной засухи в 80-е годы. Так, в 1984/85 г. темпы роста ВВП снизились на 6,5% против запланированного роста в 4,3%. Причина тому — падение сельскохозяйственного производства, что позволяет реализовать в полном объеме социальные наметки в десятилетнем плане. Этой проблеме был посвящен 9-й пленум ЦК РПЭ (ноябрь 1988 г.). (См. [127, тыккымт 28, 1981].)
Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.