Социально-экономические результаты внутренней политики революционной власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Оценивая в целом происшедшие в стране социально-эконо­мические перемены, американская газета «Вашингтон пост» пи­сала 28 декабря 1982 г.: «Даже противники (революционного) правительства признают, что оно достигло значительного про­гресса в различных социальных областях, тогда как при импе­раторе развитие шло черепашьим шагом». Английская «Таймс», в свою очередь, также отметила лучшие условия жизни эфио­пов, в том числе в деревне, «при марксистских руководителях, чем при друзьях и родственниках Хайле Селассие» [159, 10.10.1980]. Однако надо признать, что возможности социали­стической ориентации используются в народном хозяйстве и социальной области недостаточно. Так, хотя государственный сектор контролирует свыше 90% средств производства в про­мышленности, она растет медленно: в среднем в год в 1974— 1987 гг. на 3—4%. И это притом, что в 1984 г. были введены в строй такие объекты, как тракторосборочный завод в Назрете, цементный завод в Мугере, текстильная фабрика в Комбольче и др. Сказались, видимо, низкая производительность тру­да на государственных предприятиях, их финансовые трудности да и излишнее увлечение огосударствлением многих хозяйст­венных объектов, функционирование которых было бы более [348] эффективным, оставаясь в частных руках, но под контролем государства. Государство испытывает определенные трудности в сфере торговли, где осуществляет 80% внутренней оптовой торговли и около 75% внешнеторговых операций. Ему при­надлежит 80—100% производственных социально-инфракструктурных объектов. О характере взаимоотношений между секто­рами в экономике Эфиопии можно судить по тому факту, что в ВВП удельный вес государственного и кооперативного секто­ров не превышает 1/5, столько же приходится на мелкотовар­ный и частнокапиталистический уклады, а оставшиеся 3/5 дает патриархальный уклад.

Значительны успехи Эфиопии в области образования и здра­воохранения. В результате осуществления целей общенацио­нальной кампании по ликвидации неграмотности в стране резко поднялся уровень грамотности, составив в 1988 г. почти 70%.. В настоящее время более 3,5 млн. детей (в 1974 г.— 1 млн. де­тей) посещают школы, в которых преподают свыше 55 тыс. учи­телей. Созданы курсы ликбеза, где обучение ведется на 15 мест­ных языках: на них еще к 1984 г. были изданы учебники общим тиражом свыше 26 млн. экземпляров (ср.: в 1955—1964 гг. было выпущено около 800 тыс. экземпляров учебников, причем глав­ным образом на амхарском языке) [49, с. 7; 123, 03.10.1983; 110, пагуме 2, 3, 1976]. В стране выдвинут лозунг «Пусть каж­дый образованный учит, пусть каждый необразованный учится».

В 1989 г. в вузах страны училось свыше 20 тыс. человек. На базе сельскохозяйственного колледжа создан третий универси­тет. За рубежом в течение первых десяти лет революции по­лучили высшее образование 5485 эфиопов, в том числе в СССР — более 3300 человек. Упор в подготовке специалистов делается на изучение сельского хозяйства, технических наук и медицины. В стране открыто 7 новых технических школ, их теперь всего 19 с 5,1 тыс. учащихся.

Почти 50% 46-миллионного населения Эфиопии пользуются ныне медицинской помощью (в 1974 г.— 15%). В 1984 г. в стра­не действовали 1850 (в 1974 г.— 650) различных больниц и клиник с более чем 16 тыс. человек персонала (в 1974 г.— 6,5 тыс.). Организованы специализированные центры противо­эпидемической вакцинации людей.

Растет сеть государственных аптек, где трудящиеся по дос­тупным ценам приобретают лекарства. В соответствии с кон­кретными задачами, стоящими перед национальной службой здо­ровья, переработаны программы медицинских учебных заведений. Каждый год они выпускают около полутора тысяч врачей и медсестер. В каждой провинции организованы курсы обучения основам санитарии и гигиены.

В создаваемой системе дошкольного воспитания действует около 800 детских садов (в 1974 г.— менее 50).

Еще в июле 1975 г. ВВАС в интересах трудящихся национализировал [349] доходные дома и снизил до 50% арендную плату за жилье. В результате национализации городских земель власти смогли приступить к жилищному строительству для тру­дящихся, а также предоставлять им бесплатно земельные участ­ки для индивидуальной застройки. В 1986 г. в городах страны силами отдельных горожан, городскими ассоциациями или раз­личными кооперативами было построено 15 тыс. домов, более 4 тыс. зданий на средства (89,5 млн. бырров) государства и 1,2 тыс.— в счет иностранного займа в 2,6 млн. бырров. Разра­ботан план реконструкции столицы, подготовлены также пла­ны перестройки еще 122 городов страны.

В феврале 1986 г. ВВАС принял новый закон о жилищном строительстве, которым предусматривалось упорядочение прак­тики сооружения жилья в городах, удешевление строительных работ, возведение жилых домов в соответствии с районной пла­нировкой и генеральными схемами застройки [138, 06.11.1986; 123, 09.11.1986].

Значительной мерой в социальной области явился Закон о труде, в котором впервые в истории Эфиопии в законодатель­ном порядке провозглашались право на труд, 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя, устанавливался минимум заработной платы (в 50 бырров), оплачиваемый ежегодный отпуск (14—35 дней, в зависимости от выслуги лет), оплачиваемый 45-дневный отпуск женщинам ото беременности, гарантировалась правовая защита при возникновении трудовых конфликтов, а также объявлялось равенство прав мужчин и женщин при найме на работу. Трудящимся по достижении 55 лет выплачи­вается пенсия в размере 50% получаемой заработной платы.

Важным аспектом социальной политики являются отмена в марте 1975 г. всех феодальных титулов, званий и привилегий, упразднение прежней символики и многих праздников, а также учреждение различных революционных эмблем и объявление новых памятных дат.

Особое место в деятельности ВВАС заняли вопросы взаимо­отношения с церковью. После непродолжительного периода кри­тики в печати в адрес церкви военные перешли к поискам пу­тей использования ее в целях осуществления своей политики, а также в борьбе против внешней и внутренней реакции. Вступив в контакты с эфиопской церковью и исламским духовенством, власти рассчитывают на поддержку религиозных организаций не только в решении ряда внутренних вопросов, но и проблем международных взаимоотношений, в частности, со многими арабскими государствами. В стране объявлено о свободе со­вести, равноправии всех граждан, независимо от вероиспове­дания, ликвидации конфессиональной дискриминации. Эфиоп­ская церковь потеряла свое привилегированное положение, про­изошло ее фактическое отделение от государства, хотя прави­тельство ежегодно выплачивает на содержание церкви 28 млн. бырров. Земельная реформа подорвала экономические позиции [350] эфиопской церкви, тем не менее она остается богатым институ­том, владеющим обширными землями.

Ослаблено также ее политическое влияние, а ислам признан как крупное религиозное течение, как важная общественная сила. Власти поощряют межконфессиональные контакты, под­ключая к ним не только эфиопскую церковь и мусульман, но и другие местные религиозные организации страны (эфиопо-католическую, лютеранскую). Ярким примером такого сотрудни­чества является участие представителей всех вероисповеданий Эфиопии в семинаре на тему «Роль эфиопской церкви в Обще­национальной революционной кампании развития и централи­зованного планирования», проходившем в январе 1980 г. в Ад­дис-Абебе. А двумя годами раньше в столице проходило сове­щание христианского и мусульманского духовенства и мирян, которое осудило вмешательство извне во внутренние дела Эфио­пии, выразило поддержку идеям революции, политике ВВАС (см. [123, 03.04.1978]). В стране официально отмечаются пять христианских и три мусульманских праздника.

Высокий статус эфиопской церкви и ислама и их поддержка революции подчеркиваются присутствием абуны и имама на всех массовых торжествах в столице. В руководстве эфиопской церкви произошли изменения: в частности, абуна Теофилос, уличенный в самых тесных связях с монархическим режимом, в про­тиводействии революционному процессу и в чрезмерном обога­щении, был низложен; его место занял известный благочестием и другими добродетелями монах Тэкле Хайманот. Были отстранены и другие одиозные фигуры среди духовенства и церковно­служителей. Произошла организационная перестройка эфиоп­ской церкви: отныне ее делами управляют синод, занимающийся под председательством абуны сугубо религиозными вопросами, и патриархия, административный глава которой назначается государством из числа гражданских лиц. В 1988 г. новым патриархом был избран Меркориос.

Влияние церкви и ислама еще значительно, и не всегда оно позитивно с точки зрения задач эфиопской революции. Процесс секуляризации общественной и культурной жизни еще не стал столь интенсивным, как того можно было ожидать, учитывая антирелигиозные настроения в дореволюционное время. Даже, наоборот, в настоящее время появились некоторые признаки усиления тяги некоторых городских слоев к религии. Нельзя забывать, что эфиопская церковь сохранила еще свои прочные идейные позиции, хотя официально она — на стороне револю­ции. Располагая мощной издательской базой (5 ежедневных, двухнедельных и ежемесячных газет и журналов, каждый тира­жом в 10—15 тыс. экземпляров) и разветвленной сетью церквей и монастырей, эфиопская церковь продолжает властвовать над умами миллионов людей. И не только она.

В новых общественных условиях возросла социально-поли­тическая роль ислама. Не обошлось здесь без влияния мусульманских [351] сил извне, в том числе и как следствие расширения дружественных связей Эфиопии с рядом ближне- и средневос­точных государств.

Духовной жизнью мусульман руководит Высший исламский совет во главе с имамом «Большой мечети» в Аддис-Абебе хаджи Мохаммедом Сони Хабибом. В новых условиях, сложив­шихся после низложения Хайле Селассие, ему удалось в из­вестной мере централизовать развитие религиозной деятель­ности среди мусульман Эфиопии. Однако далеко не все они, и особенно часть духовенства, признают распоряжения совета. В своих внутренних, сугубо конфессиональных делах он не ограничен, чего нельзя сказать о его внешних сношениях. Совет не имеет официальных связей с арабскими странами: возможно, потому, что некоторые из них, используя различные каналы (официальные и даже нелегальные), ведут активную работу по усилению собственного влияния среди мусульманского населе­ния Эфиопии. Вместе с тем нельзя говорить об отсутствии вооб­ще каких-либо контактов Высшего исламского совета Эфиопии с зарубежными мусульманскими организациями. Но еще мно­гие мусульманские страны относятся к Эфиопии как к стране, где ущемляются права местных приверженцев ислама.

Власти рассчитывают на финансовую помощь для реализа­ции различных проектов развития со стороны местных рели­гиозных общин, а также зарубежных церквей. В ряде случаев эти надежды сбываются. Так, Всемирный совет лютеранских церквей выделил средства на строительство моста через р. Гыбе и дороги между городами Монно и Кэтта. Эфиопская церковь предоставила 3,1 млн. бырров на сооружение несколь­ких социально-бытовых и хозяйственных объектов и т. д. Мест­ные и зарубежные церковные организации оказали определен­ную помощь в борьбе с засухой в середине 80-х годов.

В этой конфессионально-политической ситуации властям, ко­нечно, приходится маневрировать, искать новые подходы к ре­шению религиозного вопроса. Но правы те, кто утверждает, что, несмотря на огромные трудности, очевидны успехи революции в деле ликвидации теократии и клерикального насилия [216, с. 59].

Важным средством социально-политической стабильности внутреннего положения и ограничения экономических возмож­ностей контрреволюции явилась денежная реформа осенью 1976 г., предусматривавшая обмен старых денег с обложением специальным налогом банкнот достоинством в 50 и более эфиоп­ских долларов и введение повой денежной единицы — бырра, эквивалентной прежнему доллару. Это наряду с национализа­цией с 1 января 1975 г. частных банков и созданием год спустя государственного банка «Аддис бэнк» с капиталом в 20 млн. эф. долл. позволило государству усилить свой контроль над финансами. Однако устранить или хотя бы сдержать инфляцию ему не удалось. Увеличился внутренний долг, превысивший [352] 1,3 млрд. бырров. Несмотря на попытки контролировать цены на продовольствие, предметы первой необходимости и топливо, они продолжают расти: например, индекс цен на продовольст­вие в Аддис-Абебе в 1986 г. составил 459,4% в сравнении с исходными 100% в 1970 г. [36, с. 104].

Крупным событием в жизни Эфиопии явилась Общенацио­нальная революционная кампания развития и централизованно­го планирования, официально начавшаяся 3 февраля 1979 г. и руководившаяся специально созданным Высшим советом. По­степенно ее органы формировались и на местах. Кампания осу­ществлялась на основе составлявшихся ежегодно планов со­циального и экономического развития. Приобретенный опыт планирования широко использовался при разработке десяти­летнего плана, принятого на I съезде РПЭ. Одновременно скла­дывалась государственная система планирования.

В мае 1985 г. Высший совет по проведению Общенациональ­ной революционной кампании развития и централизованного планирования был переименован в Национальный комитет по централизованному планированию.

Плановая деятельность в стране нуждается в дальнейшем совершенствовании, тем более что государственный сектор, со­ставляющий фундамент планового ведения хозяйства, функцио­нирует еще недостаточно эффективно. Да и частный сектор, особенно в сельском хозяйстве, слабо поддается государствен­ному контролю.

Правительство прилагает немало усилий по достижению пла­новых наметок. Не всегда это удается из-за затяжной засухи в 80-е годы. Так, в 1984/85 г. темпы роста ВВП снизились на 6,5% против запланированного роста в 4,3%. Причина тому — падение сельскохозяйственного производства, что позволяет реа­лизовать в полном объеме социальные наметки в десятилетнем плане. Этой проблеме был посвящен 9-й пленум ЦК РПЭ (но­ябрь 1988 г.). (См. [127, тыккымт 28, 1981].)

Дата: 2019-05-28, просмотров: 166.